Самый детский праздник

Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы называют самым детским праздником. О том, почему это так и о чем он напоминает нам, взрослым, рассуждает протоиерей Олег Стеняев.

Фото: Юрий Костыгов / Expo.Pravoslavie.Ru Фото: Юрий Костыгов / Expo.Pravoslavie.Ru
    

В понимании древних религиозная жизнь в полной мере начиналась в 30 лет. Потому и священники начинали свое служение в этом возрасте. К этим годам человек достигает зрелости ума и духа. 30 лет – это также и возраст вступления на общественное служение. Вспомним, что и Иоанн Креститель выходит со своей проповедью, и Господь Иисус Христос идет учить и возвещать Истину тоже в этом возрасте. А до этих лет человек считался как бы еще не совсем сложившимся, не совсем укрепившимся, не совсем осмысленным.

Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы показывает нам иное: внутренний мир ребенка может быть богаче в духовном смысле, чем мир взрослого человека. Собственно, уже пример Иоанна Крестителя говорит об этом: он взыграл от радости во чреве своей матери, когда Пресвятая Дева Мария пришла навестить Свою родственницу Елисавету. Задумаемся над этим: дитя во чреве узнало Мать Спасителя. Так детство оказывается освященным.

Первыми мучениками за Христа были тоже дети – Вифлеемские младенцы

Первыми мучениками за Христа были тоже дети – Вифлеемские младенцы. Об этом пишет блаженный Феофилакт. Эти младенцы были чисты, у них не было никаких личных грехов – и их чистота сделала возможным их восхождение на высоту мученичества. Поэтому Церковь делает вывод: не каждый сподобляется мученического венца – должна быть для этого внутренняя чистота, подобная младенческой.

Вспомним и то, как спорили апостолы, вопрошая «Кто больший в Царстве Небесном?», и тогда Христос поставил перед ними ребенка, сказав: «Если вы не умалитесь, как это дитя, не войдете в Царствие Небесное» (см.: Мф. 18: 1–4).

Сейчас идет Рождественский пост. Само событие Рождества тоже говорит о святой чистоте детства. Почему Бог является в наш мир как «Отроча младо»? Блаженный Августин предлагал такое объяснение: мы слишком взрослы в своей греховности. В своих комплексах, в своих дурных привычках. Мы покрыты коростой греха – такой плотной, что уже греховности и не чувствуем. Но перед лицом Спасителя, Который стал Младенцем, быв Превечным Богом, мы содрогаемся – и эта короста дает трещину, мы начинаем сознавать, сколь грешны.

Это образ святости детства. И святости девства. Детство – это и есть состояние девства

А Божия Матерь – еще ребенок – не просто вводится во Храм. Задумаемся: ведь Она была введена во Святая Святых – туда, куда никто не имел права заходить, кроме первосвященника один раз в году. Только один раз в году! Входил первосвященник со страхом, чтобы совершить определенные обряды, и выходил со страхом. Потому что мог и не выйти оттуда, как сыновья Аарона: они сгорели – Божий огонь попалил их. Это было наказание им за неправильно сделанное. И теперь Девочку – ребенка – в озарении свыше первосвященник вводит в это сакральное место. Это образ святости детства. И святости девства. Детство – это и есть состояние девства, то есть чистоты – прежде всего чистоты от всяких дурных побуждений, которые формируются со временем в жизни человека, начиная чаще с юношества. Так и сказано: «От юности борют меня многие страсти». А в детстве человек свободен от этих страстей.

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Русская икона XIV века. Государственный Русский музей Введение во храм Пресвятой Богородицы. Русская икона XIV века. Государственный Русский музей
Введение во Храм Богородицы еще и символическое действие. Потому что освящение Девы Марии было от чрева Ее матери – на этом настаивают святые отцы. Православие не признает непорочного зачатия Девы Марии, но мы знаем, что возможно освящение от чрева матери. В Библии говорится так о некоторых ветхозаветных пророках. И Дева Мария тоже была освящена от чрева Своей матери. Ведь не просто так Архангел Гавриил, явившийся к Ней, приветствует Ее словами: «Радуйся, благодати полная!»

И позднее были такие чистые души, что чувствовали Бога еще до рождения своего, как преподобный Сергий Радонежский, который возглашал из чрева матери прославление Святой Троице.

Почему так важен праздник, чтящий святость детства, нам, взрослым? Чтобы мы вспомнили, что когда-то были как ангелы. Ангел по-еврейски – «круф», по-арамейски – «круфья»; это слово означает: «как дети». Этим экзегеты объясняют, почему херувимы изображались с детскими лицами. Это у «Свидетелей Иеговы» в их изданиях ангелы все бородатые, там подчеркивается мускулистость ангелов, их мощь. А в церковной традиции – это чистые младенцы. И такое толкование основывается на тексте Писания.

Когда Христос говорит: «Будьте как дети», указывая на ребенка, его слова можно перевести и так: «Будьте как ангелы» – ведь Он говорил на арамейском, употреблял слово «круфья».

Воспоминание детства поможет нам счистить коросту взрослости во грехе и почувствовать себя немножко ребенком – чадом Божиим

И когда взрослому человеку становится тяжело, пусть он вспомнит какой-то светлый момент из детства, связанный с религиозным чувством. Может быть, свое первое религиозное переживание. И это воспоминание поможет ему счистить коросту взрослости во грехе и почувствовать себя немножко ребенком – чадом Божиим – перед Создателем.

Так не будем забывать о святой чистоте детства. И умилимся перед Девой, восходящей во Святая Святых.

Протоиерей Олег Стеняев

3 декабря 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Введение во Храм — было! Введение во Храм — было!
Свящ. А.Владимиров, В.Духанин, А.Хвыля-Олинтер, диак. Вл.Василик
Введение во Храм — было! Введение во Храм — было!
Пастыри о чуде Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Священники Артемий Владимиров (в стихах!), Валерий Духанин, Андрей Хвыля-Олинтер и диакон Владимир Василик.
Привести ребенка к Богу (+ВИДЕО) Привести ребенка к Богу (+ВИДЕО)
Свящ. Алексий Лымарев
Привести ребенка к Богу (+ВИДЕО) Привести ребенка к Богу (+ВИДЕО)
Беседа накануне Введения во Храм Божией Матери
Священник Алексий Лымарев
Какой пример родителям подается праздником Введения Богородицы во храм? Что сказать подростку, отказывающемуся от Церкви? Как быть, если в семье мальчик, а отец неверующий?
Входила ли Богородица во Храм? Исповедь сомневавшегося Входила ли Богородица во Храм? Исповедь сомневавшегося
Свящ. Георгий Максимов
Входила ли Богородица во Храм? Исповедь сомневавшегося Входила ли Богородица во Храм?
Исповедь сомневавшегося
Диакон Георгий Максимов
Когда-то, лет десять назад, я тоже не верил в историчность Введения Богородицы в храм, и казался себе по этому поводу весьма умным и продвинутым...
Комментарии
Алексей Петров 3 декабря 2016, 15:52
Спаси Господь!
Наталья 9 декабря 2015, 19:38
Отец Олег, спасибо Вам за разъяснения. Спасибо за статью! Всем желаю сил и радости Рождественским постом!
Олег Мариуполь для Натальи 5 декабря 2015, 23:54
Это значит что Она была зачата от родителей,а не от Святого Духа.
Alex 4 декабря 2015, 23:44
Любим Вас ,о Олег! Берегите себя!
4 декабря 2015, 23:23
Отец Олег, я рада, что могу поблагодарить Вас за ваши книги. Знакомство с Вашим творчеством для меня началось с книги "Руфь-моавитянка, прабабка царя Давида. Почти все, что Вами издано. я прочитала, также прослушала лекции по интернету. Спасибо Вам. Для меня было столько открытий, что это сравнить несчем. Помогай Вам Господи. С уважением. Алевтина Викторовна.
Ольга 4 декабря 2015, 23:05
Как хорошо написано! Просто и понятно даже ребенку. Статья помогла еще больше прочувствовать праздник. С праздником Введения во Храм Богородицы!
ТАМАРА 4 декабря 2015, 17:47
СПАСИ БОГ ВАС, БАТЮШКА, ЗА ТАКОЕ ВРАЗУМЛЕНИЕ.МНОГАЯ И ДОЛГАЯ ВАМ ЛЕТА.
Nina 4 декабря 2015, 17:36
Cpasibo!!!
Наталья 4 декабря 2015, 14:41
Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, в тексте написано, что "Православие не признает непорочного зачатия Девы Марии, но..." далее по тексту - как так, может этот ошибка или я что-то не поняла?? С праздником Вхождения Пресвятой Девы Марии во Храм!!! Слава Богу!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×