Православный календарьПравославный календарь
«Он проявлял благочестие и большую любовь к богослужению»
Еп. Иероним (Шо) о Митр. Иларионе (Капрале)
Брат Игорь всегда вел себя в большей степени как послушник, чем как семинарист.
«Вот святые – это православные. А мы?»
Наталия Сухинина
Я стараюсь ничего не декларировать. У меня есть книги, где ни разу не упоминается слово «православный». Это нечто сокровенное, что должно быть внутри.
Как «Хроники Нарнии» учат покаянию
Мария Минаева
Не ругая, не наставляя, Аслан подводит героев к ответу на свои вопросы. Они отвечают – и содрогаются от своих поступков. Голос Аслана – это голос совести.
«Как мне Николу не почитать? Он мне жизнь спас»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 2. Касимов
Он стал кричать: «Никола, помоги!» ‒ И вдруг увидал фигуру стоящего на берегу человека, который громко сказал: «Василий Иванович, не бойся, я сейчас приду».
«Как по маслу»: семейная мануфактура, в которой любят свое дело и Русский Север
Станислав и Марина Ивановы
Занимайся тем, что тебе нравится, просто делай это для других хорошо – как для себя. Вот и весь секрет.
«Мама, ты что, Николе молилась?»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 1. Тума и Сынтул
Ну что, сынок, не едет? А ты перекрестись. Садись. Заводи свою машину. И трогай потихонечку.
Три великопостные идеи: как не испортить подготовку к Пасхе
Анна Сапрыкина
Мы лишаем свой дом приобщения к Пасхе, когда всё делаем или стараемся сделать «как положено», а по дороге… забываем, куда идем и куда пытаемся привести своих детей.
О Пасхе в заключении
Архим. Иустин (Пырву)
Жизнь, которую я вел в эти годы, была, может, самой плодородной и прекрасной, потому что все эти 16 лет я переходил от смерти к жизни и от жизни к смерти.
Владыке Илариону часто звонили бабушки, и он их поддерживал»
Диак. Давид Дутканич
Если честно, я до сих пор не чувствую, что владыки Илариона больше нет с нами, – он всегда рядом.
Такая служба. Новосоловецкая Вселугская пустынь, остров Божье дело
Архим. Аркадий (Губанов)
Самое главное – это понимание того, что ты находишься в единении с Богом, и то понимание Царства Божьего, которое пребывает везде и всюду.

Исполнение замысла Творца

Комментарий к тропарю праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

4 декабря Церковь вспоминает Введение во храм Пресвятой Богородицы – событие, связанное с обетом родителей Богородицы – святых Иоакима и Анны. Они привели в трехлетнем возрасте свою дочь Марию в Иерусалимский храм, где Она была введена первосвященником Захарием во Святая Святых и воспитывалась до 12 лет. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий тропаря этого праздника.

    

Особенностью данного праздника является то, что он основан на апокрифе – Первоевангелии Иакова. Это предание имеет достаточный авторитет, поскольку его использовали святые отцы:

«Древность Первоевангелия Иакова можно видеть из свидетельств древних отцов и учителей церковных. Начиная с IV века находим непрерывный ряд указаний на него у святителя Григория Нисского († 394), святителя Епифания Кипрского († 403), в толковании на Шестоднев, приписываемом Евстафию Антиохийскому, у святого Андрея Критского и других. Святитель Григорий Нисский в Слове на Рождество Христово, упоминая о том, что родители Богоматери были неплодны до старости и по молитвам своим получили дочь, ссылается на то, что он слышал некоторую апокрифическую историю, предлагавшую такие сказания о Ней (Марии)»[1].

В некоторых месяцесловах VIII века можно найти лишь краткие упоминания этого праздника, что говорит об отсутствии особой торжественности при его совершении[2]. Проповеди, посвященные этому празднику, известны с VIII века и приписываются Константинопольскому патриарху Герману († 740). От IX века сохранились проповеди патриарха Тарасия († 806)[3].

Праздник стал активно развиваться с IX столетия. Стихиры на литии и канон праздника написал святитель Георгий Никомидийский. Второй канон составил Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский. Праздник, по свидетельству Феодора Продрома (XII в.) и Никифора Каллиста (XIV в.) до XIV века в число двунадесятых праздников не входил[4]. При этом в Студийском и Иерусалимском Типиконах XI–XIV веков Введение во храм Божией Матери отмечалось так же торжественно, как и другие двунадесятые праздники. И вплоть до XVII столетия в Типиконах сохранялись особенности праздника Введения, которые показывали, что он уступает по торжественности другим двунадесятым[5].

Церковнославянский текст тропаря праздника Введения звучит следующим образом:

«Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение»[6].

На греческом языке:

«Σήμερον τῆς εὐδοκίας Θεοῦ τὸ προοίμιον, καὶ τῆς τῶν ἀνθρώπων σωτηρίας ἡ προκήρυξις. Ἐν Ναῷ τοῦ Θεοῦ τρανῶς ἡ Παρθένος δείκνυται, καὶ τὸν Χριστὸν τοῖς πᾶσι προκαταγγέλλεται. Αὐτῇ καὶ ἡμεῖς μεγαλοφώνως βοήσωμεν· Χαῖρε τῆς οἰκονομίας τοῦ Κτίστου ἡ ἐκπλήρωσις»[7].

Приведенный текст не раз переводили, на русском языке имеются следующие версии:

1. Протоиерей Владимир Успенский:

«Сегодня предизображение (предуказание) благоволения (к нам) Божия и предвозвещение спасения людей. Дева явно пред всеми входит в храм Божий и предвозвещает всем о Христе; Ей и мы громогласно воскликнем: радуйся, Ты, исполняющая промышление о нас Создателя (домостроительство о нашем спасении)»[8].

2. М.Н. Скабалланович:

«Сегодня предзнаменование Божия благоволения и предварительная проповедь о спасении людей: в храме Божием открыто является Дева и предвозвещает всем Христа. Ей и мы велегласно воскликнем: радуйся, исполнение Творческого предначертания»[9].

3. В. Чернов:

«В сей день – предзнаменование Божия благоволения и спасения людей предвестие: в храме Божием Дева открыто является и Христа всем предвозвещает. Ей и мы громогласно воззовем: “Радуйся, предначертанного Создателем исполнение!”»[10].

4. Митрополит Иларион (Алфеев):

«Сегодня предзнаменование Божиего благоволения и провозвестие спасения людей: в храме Божием ясно является Дева и предвозвещает всем Христа. Ей и мы громким голосом воскликнем: радуйся, исполнение замысла Творца»[11].

Предзнаменование Божиего благоволения

При рождении Пресвятой Девы Марии от Иоакима и Анны только последняя в силу чудесных обстоятельств, сопровождавших это рождение, могла предвидеть великую судьбу своей Дочери[12].

В предыдущем комментарии, посвященном празднику Покрова Пресвятой Богородицы, уже было сказано об особенности слова «днесь»[13]. Мы переносимся в храм, где вместе с первосвященником Захарией встречаем Пресвятую Деву.

«Благоволения Божия предображение» – значит «предзнаменование, предварительный обзор, вводное рассуждение»[14] Божия благоволения к человечеству. Ведь оно сознательно отвергло Бога – абсолютный Источник благости. Он дает шанс через воплощение Бога Слова тем людям, которые хотят вернуться к Нему. Для них вхождение Девы Марии в Иерусалимский храм и является предзнаменованием Божией милости, Божия благоволения к людям.

Следует обратиться и к греческому оригиналу. В словаре И.Х. Дворецкого даются следующие значения слова «προοίμιον» (предображение):

  1. вступление, введение;
  2. вступительная песнь, прелюдия;
  3. хвалебная песнь, гимн;
  4. начало[15].

Введение во храм Божией Матери было Ее явлением миру, подобным явлению Христа при Крещении, поэтому это была безмолвная проповедь людям о скором Пришествии Христа, Который возвращает благодать. Бог служит людям и их спасению, а Богородица является воплощением всех планов Создателя в отношении людей[16].

Дева открыто является в храме Божием

Родители Пресвятой Богородицы дали обещание, что в случае рождения у них ребенка они посвятят его на служение Богу. Они получили то, о чем молились. И как честные и богоугодные родители, приносят в храм Богоотроковицу, избранную Богоматерь Деву. Святитель Григорий Палама указывает: Дева Мария в раннем возрасте, имея Божественные дарования, обладала зрелым умом и понимала значение того, что совершалось тогда в отношении Ее, и поэтому показала, что Она приходит к Богу по собственному желанию[17].

Первосвященник Захария, видящий это и осознающий, что Мария имеет Божественную благодать, вводит Ее во Святая Святых. Он убеждает всех, что совершаемое событие есть Божия воля. Ангелы приносили Ей неведомую пищу, которая укрепляла Ее дух и тело, ведь Мария входила не на малый срок во Святая Святых, но жила там до определенного времени[18].

Поэтому в тексте тропаря и написано: «ясно Дева является» – то есть «открыто» является.

Предвозвестие Христа

Событие Введения Пресвятой Богородицы в храм даже больше, чем Ее рождество, привело людей к Рождеству Христову. А по времени церковного празднования в день Введения Рождество Христово уже чувствуется особенно.

Введение Пресвятой Богородицы в храм – это событие, которое приводит к Рождеству Христову

А значит, тропарь не мог не уделить самое пристальное внимание приближающемуся большему празднику и, можно сказать, не менее посвящен Рождеству Христову, чем Введению[19].

С этого дня начинается пение рождественской катавасии:

«Христос раждается, славите; Христос с небес, срящите; Христос на Земле, возноситеся!»[20].

Громогласно воззовем!

«Радуйся, смотрения Зиждителева исполнение»: эта заключительная строка тропаря в переводе протоиерея Владимира Успенского звучит как «Радуйся, Ты, исполняющая промышление о нас Создателя (домостроительство о нашем спасении)». Эти слова вызывают не только умиление и благоговение, но и учат нас тому, что мы должны радоваться, как это делала Дева Мария, поскольку, помимо радости, наше спасение подразумевает страдания. Ведь и Божия Матерь испытывала душевные муки при Распятии Своего Сына. И Она знала об этих муках заранее, ведь Ей об этом сказал святой старец Симеон: «И Тебе Самой меч пройдет душу» (Лк. 2: 34).

В последней строке тропаря нам показывают, что следование воле Божией – это узкий и тернистый путь, который следует пройти каждому человеку. Призыв «Радуйся!» относится не только к Богородице, но и ко всем нам, так как мы должны радоваться, что на свет появилась Богоотроковица, что Она была введена в Иерусалимский храм. Тем самым мы готовимся к важнейшему событию в истории Вселенной – Рождению нашего Спасителя, Который открыл нам путь в Свое Царство, где будут Он и наши близкие, которых мы любили, любим и будем любить в вечности вместе с Ним и Богородицей[21].

Исполнение замысла Творца

В «Словаре русского языка XI–XVII веков» приводятся следующие значения слов «Зиждитель», «исполнение»: «Зиждитель» – Создатель, творец[22]; «исполнение» – свершение, воплощение[23].

Таким образом, переводчики тропаря на русский язык правильно передают смысл, заложенный в последнюю его строку, – «исполнение замысла Творца»[24]. Господь еще через пророка Исаию возвестил нам о том, что Рождение Мессии произойдет от Девы[25].

Праздник Введения является важным событием в жизни Церкви и подводит к некоторым размышлениям. Это событие показывает нам важность церковного Предания, поскольку Введение во храм Божией Матери не описано в Священном Писании и дошло до нас через церковное Предание.

Праздник Введения Божией Матери во храм показывает нам важность церковного Предания

И это ярко иллюстрирует правильное отношение к Священному Преданию и Писанию и настоящее проявление Духа Святого в жизни Православной Церкви. Об этом писал В.Н. Лосский:

«Предпосылкой Предания является непрестанное действие Духа Святого, которое может вполне раскрываться и приносить плоды только в Церкви, после Пятидесятницы»[26].

Тропарь же поистине содержит в себе глубокий догматический смысл. Исполнение воли Божией – тяжелый духовный труд, потому что наша плоть сопротивляется всеми силами[27]. И за всеми радостными событиями – Введением во храм, Рождением Спасителя – следовали Голгофа и Крест. И, зная это, мы в тропаре возглашаем Богородице – радоваться! Поскольку понимаем, что за Крестом следует Воскресение. Воскресение ожидает и нас, поэтому, несмотря на жизненные трудности, мы обязаны нести свой крест и помнить об этом.

А как достойно подвести свою жизнь к Воскресению, это и есть правильно поставленный вопрос, на который должен ответить себе каждый верующий.

Профессор Лариса Маршева, диакон Андрей Болдырев

4 декабря 2020 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 327 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Преображенский П., протоиерей. Апокрифические сказания о жизни Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. М., 1860. С. 20.

[2] Лукашевич А.А. Турилов А.А. Введение во храм Пресвятой Богородицы // Православная энциклопедия. Т. VII. М., 2004. С. 343.

[3] Там же. С. 344.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Минея. Ноябрь. М., 2018. С. 173.

[7] Ἡ ἐν τῷ Ναῷ Εἴσοδος τῆς Ὑπεραγίας Θεοτόκου // http://glt.goarch.org/texts/Nov/Nov21.html.

[8] Успенский В., протоиерей. Сборник церковных песнопений с переводом их на русский язык. М., 1911. С. 122.

[9] Скабалланович М. Введение во храм Пресвятыя Богородицы. К., 1916. С. 45–46.

[10] Чернов В. Двунадесятые праздники Православной Церкви. М., 2015. С. 479.

[11] Иларион (Алфеев), митрополит. Православие. Т. II. М., 2012. С. 448.

[12] Скабалланович М. Введение во храм Пресвятыя Богородицы. С. 45.

[13] Маршева Л.И. Цырельчук К. «Покров всю землю покрывает, ограждает». Комментарий к тропарю праздника Покрова Пресвятой Богородицы // https://pravoslavie.ru/134553.html.

[14] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 18. М., 1992. С. 181.

[15] Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь. М., 1958. С. 1392.

[16] Скабалланович М.Н. Введение во храм Пресвятыя Богородицы. С. 45.

[17] Григорий Палама, святитель. Беседы (омилии). Ч. 2. М., 1993. С. 81.

[18] Там же.

[19] Скабалланович М.Н. Введение во храм Пресвятыя Богородицы. С. 45.

[20] Минея. Ноябрь. С. 176.

[21] Антоний Сурожский, митрополит. Введение во храм Пресвятой Богородицы // https://antsur.ru/ru/vvedenie-vo-hram-presvyatoj-bogorodiczy-4-dekabrya-1978-g/.

[22] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 5. М., 1978. С. 387.

[23] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 6. М., 1979. С. 280.

[24] Иларион (Алфеев), митрополит. Православие. Т. II. С. 448.

[25] Лосский В.Н. Боговидение. М., 2006. С. 722.

[26] Там же. С. 724.

[27] Феофан Затворник, святитель. Слова на Господские, Богородичные и торжественные дни. М., 2010. С. 366.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Небесных воинств Архистратиги» «Небесных воинств Архистратиги»
Комментарий к тропарю Собора Небесных сил бесплотных
«Небесных воинств Архистратиги» «Небесных воинств Архистратиги»
Комментарий к тропарю Собора Небесных сил бесплотных
Профессор Лариса Маршева, Илья Ведищев
Весь тропарь наводит на мысль о том, что жизнь – это постоянная борьба с силами зла, грехом, диаволом. Но не стоит забывать: в этой битве мы не одни.
Самый детский праздник Самый детский праздник
Прот. Олег Стеняев
Самый детский праздник Самый детский праздник
Протоиерей Олег Стеняев
О том, почему Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы называют самым детским праздником и о чем он напоминает нам, взрослым.
Введение во Храм — было! Введение во Храм — было!
Свящ. А.Владимиров, В.Духанин, А.Хвыля-Олинтер, диак. Вл.Василик
Введение во Храм — было! Введение во Храм — было!
Пастыри о чуде Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Священники Артемий Владимиров (в стихах!), Валерий Духанин, Андрей Хвыля-Олинтер и диакон Владимир Василик.
Комментарии
евгений 7 декабря 2020, 20:04
Радуйся,Благодатная Марие,Господь с Тобою,благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего,яко Спаса родила еси душ наших+++++++++++
Ирина 4 декабря 2020, 18:56
Спасибо авторам этой статьи, очень проникновенно и доходчиво! Да хранит всех нас Господь Бог наш и Пресвятая Богородица!С праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

21 ноября / 4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы Другие материалы сюжета:
Лариса Маршева

Новые материалы

Выбор читателей

×