Исполнение замысла Творца

Комментарий к тропарю праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

4 декабря Церковь вспоминает Введение во храм Пресвятой Богородицы – событие, связанное с обетом родителей Богородицы – святых Иоакима и Анны. Они привели в трехлетнем возрасте свою дочь Марию в Иерусалимский храм, где Она была введена первосвященником Захарием во Святая Святых и воспитывалась до 12 лет. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий тропаря этого праздника.

    

Особенностью данного праздника является то, что он основан на апокрифе – Первоевангелии Иакова. Это предание имеет достаточный авторитет, поскольку его использовали святые отцы:

«Древность Первоевангелия Иакова можно видеть из свидетельств древних отцов и учителей церковных. Начиная с IV века находим непрерывный ряд указаний на него у святителя Григория Нисского († 394), святителя Епифания Кипрского († 403), в толковании на Шестоднев, приписываемом Евстафию Антиохийскому, у святого Андрея Критского и других. Святитель Григорий Нисский в Слове на Рождество Христово, упоминая о том, что родители Богоматери были неплодны до старости и по молитвам своим получили дочь, ссылается на то, что он слышал некоторую апокрифическую историю, предлагавшую такие сказания о Ней (Марии)»[1].

В некоторых месяцесловах VIII века можно найти лишь краткие упоминания этого праздника, что говорит об отсутствии особой торжественности при его совершении[2]. Проповеди, посвященные этому празднику, известны с VIII века и приписываются Константинопольскому патриарху Герману († 740). От IX века сохранились проповеди патриарха Тарасия († 806)[3].

Праздник стал активно развиваться с IX столетия. Стихиры на литии и канон праздника написал святитель Георгий Никомидийский. Второй канон составил Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский. Праздник, по свидетельству Феодора Продрома (XII в.) и Никифора Каллиста (XIV в.) до XIV века в число двунадесятых праздников не входил[4]. При этом в Студийском и Иерусалимском Типиконах XI–XIV веков Введение во храм Божией Матери отмечалось так же торжественно, как и другие двунадесятые праздники. И вплоть до XVII столетия в Типиконах сохранялись особенности праздника Введения, которые показывали, что он уступает по торжественности другим двунадесятым[5].

Церковнославянский текст тропаря праздника Введения звучит следующим образом:

«Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение»[6].

На греческом языке:

«Σήμερον τῆς εὐδοκίας Θεοῦ τὸ προοίμιον, καὶ τῆς τῶν ἀνθρώπων σωτηρίας ἡ προκήρυξις. Ἐν Ναῷ τοῦ Θεοῦ τρανῶς ἡ Παρθένος δείκνυται, καὶ τὸν Χριστὸν τοῖς πᾶσι προκαταγγέλλεται. Αὐτῇ καὶ ἡμεῖς μεγαλοφώνως βοήσωμεν· Χαῖρε τῆς οἰκονομίας τοῦ Κτίστου ἡ ἐκπλήρωσις»[7].

Приведенный текст не раз переводили, на русском языке имеются следующие версии:

1. Протоиерей Владимир Успенский:

«Сегодня предизображение (предуказание) благоволения (к нам) Божия и предвозвещение спасения людей. Дева явно пред всеми входит в храм Божий и предвозвещает всем о Христе; Ей и мы громогласно воскликнем: радуйся, Ты, исполняющая промышление о нас Создателя (домостроительство о нашем спасении)»[8].

2. М.Н. Скабалланович:

«Сегодня предзнаменование Божия благоволения и предварительная проповедь о спасении людей: в храме Божием открыто является Дева и предвозвещает всем Христа. Ей и мы велегласно воскликнем: радуйся, исполнение Творческого предначертания»[9].

3. В. Чернов:

«В сей день – предзнаменование Божия благоволения и спасения людей предвестие: в храме Божием Дева открыто является и Христа всем предвозвещает. Ей и мы громогласно воззовем: “Радуйся, предначертанного Создателем исполнение!”»[10].

4. Митрополит Иларион (Алфеев):

«Сегодня предзнаменование Божиего благоволения и провозвестие спасения людей: в храме Божием ясно является Дева и предвозвещает всем Христа. Ей и мы громким голосом воскликнем: радуйся, исполнение замысла Творца»[11].

Предзнаменование Божиего благоволения

При рождении Пресвятой Девы Марии от Иоакима и Анны только последняя в силу чудесных обстоятельств, сопровождавших это рождение, могла предвидеть великую судьбу своей Дочери[12].

В предыдущем комментарии, посвященном празднику Покрова Пресвятой Богородицы, уже было сказано об особенности слова «днесь»[13]. Мы переносимся в храм, где вместе с первосвященником Захарией встречаем Пресвятую Деву.

«Благоволения Божия предображение» – значит «предзнаменование, предварительный обзор, вводное рассуждение»[14] Божия благоволения к человечеству. Ведь оно сознательно отвергло Бога – абсолютный Источник благости. Он дает шанс через воплощение Бога Слова тем людям, которые хотят вернуться к Нему. Для них вхождение Девы Марии в Иерусалимский храм и является предзнаменованием Божией милости, Божия благоволения к людям.

Следует обратиться и к греческому оригиналу. В словаре И.Х. Дворецкого даются следующие значения слова «προοίμιον» (предображение):

  1. вступление, введение;
  2. вступительная песнь, прелюдия;
  3. хвалебная песнь, гимн;
  4. начало[15].

Введение во храм Божией Матери было Ее явлением миру, подобным явлению Христа при Крещении, поэтому это была безмолвная проповедь людям о скором Пришествии Христа, Который возвращает благодать. Бог служит людям и их спасению, а Богородица является воплощением всех планов Создателя в отношении людей[16].

Дева открыто является в храме Божием

Родители Пресвятой Богородицы дали обещание, что в случае рождения у них ребенка они посвятят его на служение Богу. Они получили то, о чем молились. И как честные и богоугодные родители, приносят в храм Богоотроковицу, избранную Богоматерь Деву. Святитель Григорий Палама указывает: Дева Мария в раннем возрасте, имея Божественные дарования, обладала зрелым умом и понимала значение того, что совершалось тогда в отношении Ее, и поэтому показала, что Она приходит к Богу по собственному желанию[17].

Первосвященник Захария, видящий это и осознающий, что Мария имеет Божественную благодать, вводит Ее во Святая Святых. Он убеждает всех, что совершаемое событие есть Божия воля. Ангелы приносили Ей неведомую пищу, которая укрепляла Ее дух и тело, ведь Мария входила не на малый срок во Святая Святых, но жила там до определенного времени[18].

Поэтому в тексте тропаря и написано: «ясно Дева является» – то есть «открыто» является.

Предвозвестие Христа

Событие Введения Пресвятой Богородицы в храм даже больше, чем Ее рождество, привело людей к Рождеству Христову. А по времени церковного празднования в день Введения Рождество Христово уже чувствуется особенно.

Введение Пресвятой Богородицы в храм – это событие, которое приводит к Рождеству Христову

А значит, тропарь не мог не уделить самое пристальное внимание приближающемуся большему празднику и, можно сказать, не менее посвящен Рождеству Христову, чем Введению[19].

С этого дня начинается пение рождественской катавасии:

«Христос раждается, славите; Христос с небес, срящите; Христос на Земле, возноситеся!»[20].

Громогласно воззовем!

«Радуйся, смотрения Зиждителева исполнение»: эта заключительная строка тропаря в переводе протоиерея Владимира Успенского звучит как «Радуйся, Ты, исполняющая промышление о нас Создателя (домостроительство о нашем спасении)». Эти слова вызывают не только умиление и благоговение, но и учат нас тому, что мы должны радоваться, как это делала Дева Мария, поскольку, помимо радости, наше спасение подразумевает страдания. Ведь и Божия Матерь испытывала душевные муки при Распятии Своего Сына. И Она знала об этих муках заранее, ведь Ей об этом сказал святой старец Симеон: «И Тебе Самой меч пройдет душу» (Лк. 2: 34).

В последней строке тропаря нам показывают, что следование воле Божией – это узкий и тернистый путь, который следует пройти каждому человеку. Призыв «Радуйся!» относится не только к Богородице, но и ко всем нам, так как мы должны радоваться, что на свет появилась Богоотроковица, что Она была введена в Иерусалимский храм. Тем самым мы готовимся к важнейшему событию в истории Вселенной – Рождению нашего Спасителя, Который открыл нам путь в Свое Царство, где будут Он и наши близкие, которых мы любили, любим и будем любить в вечности вместе с Ним и Богородицей[21].

Исполнение замысла Творца

В «Словаре русского языка XI–XVII веков» приводятся следующие значения слов «Зиждитель», «исполнение»: «Зиждитель» – Создатель, творец[22]; «исполнение» – свершение, воплощение[23].

Таким образом, переводчики тропаря на русский язык правильно передают смысл, заложенный в последнюю его строку, – «исполнение замысла Творца»[24]. Господь еще через пророка Исаию возвестил нам о том, что Рождение Мессии произойдет от Девы[25].

Праздник Введения является важным событием в жизни Церкви и подводит к некоторым размышлениям. Это событие показывает нам важность церковного Предания, поскольку Введение во храм Божией Матери не описано в Священном Писании и дошло до нас через церковное Предание.

Праздник Введения Божией Матери во храм показывает нам важность церковного Предания

И это ярко иллюстрирует правильное отношение к Священному Преданию и Писанию и настоящее проявление Духа Святого в жизни Православной Церкви. Об этом писал В.Н. Лосский:

«Предпосылкой Предания является непрестанное действие Духа Святого, которое может вполне раскрываться и приносить плоды только в Церкви, после Пятидесятницы»[26].

Тропарь же поистине содержит в себе глубокий догматический смысл. Исполнение воли Божией – тяжелый духовный труд, потому что наша плоть сопротивляется всеми силами[27]. И за всеми радостными событиями – Введением во храм, Рождением Спасителя – следовали Голгофа и Крест. И, зная это, мы в тропаре возглашаем Богородице – радоваться! Поскольку понимаем, что за Крестом следует Воскресение. Воскресение ожидает и нас, поэтому, несмотря на жизненные трудности, мы обязаны нести свой крест и помнить об этом.

А как достойно подвести свою жизнь к Воскресению, это и есть правильно поставленный вопрос, на который должен ответить себе каждый верующий.

Профессор Лариса Маршева, диакон Андрей Болдырев

4 декабря 2020 г.

[1] Преображенский П., протоиерей. Апокрифические сказания о жизни Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. М., 1860. С. 20.

[2] Лукашевич А.А. Турилов А.А. Введение во храм Пресвятой Богородицы // Православная энциклопедия. Т. VII. М., 2004. С. 343.

[3] Там же. С. 344.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Минея. Ноябрь. М., 2018. С. 173.

[7] Ἡ ἐν τῷ Ναῷ Εἴσοδος τῆς Ὑπεραγίας Θεοτόκου // http://glt.goarch.org/texts/Nov/Nov21.html.

[8] Успенский В., протоиерей. Сборник церковных песнопений с переводом их на русский язык. М., 1911. С. 122.

[9] Скабалланович М. Введение во храм Пресвятыя Богородицы. К., 1916. С. 45–46.

[10] Чернов В. Двунадесятые праздники Православной Церкви. М., 2015. С. 479.

[11] Иларион (Алфеев), митрополит. Православие. Т. II. М., 2012. С. 448.

[12] Скабалланович М. Введение во храм Пресвятыя Богородицы. С. 45.

[13] Маршева Л.И. Цырельчук К. «Покров всю землю покрывает, ограждает». Комментарий к тропарю праздника Покрова Пресвятой Богородицы // https://pravoslavie.ru/134553.html.

[14] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 18. М., 1992. С. 181.

[15] Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь. М., 1958. С. 1392.

[16] Скабалланович М.Н. Введение во храм Пресвятыя Богородицы. С. 45.

[17] Григорий Палама, святитель. Беседы (омилии). Ч. 2. М., 1993. С. 81.

[18] Там же.

[19] Скабалланович М.Н. Введение во храм Пресвятыя Богородицы. С. 45.

[20] Минея. Ноябрь. С. 176.

[21] Антоний Сурожский, митрополит. Введение во храм Пресвятой Богородицы // https://antsur.ru/ru/vvedenie-vo-hram-presvyatoj-bogorodiczy-4-dekabrya-1978-g/.

[22] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 5. М., 1978. С. 387.

[23] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 6. М., 1979. С. 280.

[24] Иларион (Алфеев), митрополит. Православие. Т. II. С. 448.

[25] Лосский В.Н. Боговидение. М., 2006. С. 722.

[26] Там же. С. 724.

[27] Феофан Затворник, святитель. Слова на Господские, Богородичные и торжественные дни. М., 2010. С. 366.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Небесных воинств Архистратиги» «Небесных воинств Архистратиги»
Комментарий к тропарю Собора Небесных сил бесплотных
«Небесных воинств Архистратиги» «Небесных воинств Архистратиги»
Комментарий к тропарю Собора Небесных сил бесплотных
Профессор Лариса Маршева, Илья Ведищев
Весь тропарь наводит на мысль о том, что жизнь – это постоянная борьба с силами зла, грехом, диаволом. Но не стоит забывать: в этой битве мы не одни.
Самый детский праздник Самый детский праздник
Прот. Олег Стеняев
Самый детский праздник Самый детский праздник
Протоиерей Олег Стеняев
О том, почему Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы называют самым детским праздником и о чем он напоминает нам, взрослым.
Введение во Храм — было! Введение во Храм — было!
Свящ. А.Владимиров, В.Духанин, А.Хвыля-Олинтер, диак. Вл.Василик
Введение во Храм — было! Введение во Храм — было!
Пастыри о чуде Введения во Храм Пресвятой Богородицы
Священники Артемий Владимиров (в стихах!), Валерий Духанин, Андрей Хвыля-Олинтер и диакон Владимир Василик.
Комментарии
евгений 7 декабря 2020, 20:04
Радуйся,Благодатная Марие,Господь с Тобою,благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего,яко Спаса родила еси душ наших+++++++++++
Ирина 4 декабря 2020, 18:56
Спасибо авторам этой статьи, очень проникновенно и доходчиво! Да хранит всех нас Господь Бог наш и Пресвятая Богородица!С праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×