Бог вездесущ (Пс. 138). И Бог есть любовь (1Ин 4: 16).
Это значит, что Он всегда и везде присутствует Своей любовью или, как говорят богословы, своей благодатной энергией.
Следовательно, мы всегда и везде находимся в Его непосредственном присутствии. Он всегда и везде не просто рядом, около нас, но и в нас самих. Нет такого места, такого уголка или точки в мире и в нас, где бы Он ни находился. «Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь» (Иер. 23: 24).
Мы крайне редко ощущаем и осознаем постоянное присутствие Бога в своей жизни
Проблема в том, что мы крайне редко это постоянное присутствие Бога в своей жизни ощущаем и осознаем. Потому что отвлекаемся на земные мирские интересы и забываем о Боге. Ощущать Бога могут только люди с незагрязненным грехами и незамутненным суетой сердцем. Только чистые сердцем способны видеть и слышать Бога. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8).
Однако Бог о нас не забывает и периодически напоминает о Себе. Эти напоминания мы и воспринимаем как посещения Божии, хотя на самом деле, с точки зрения Бога, Он никуда не уходил, всегда оставаясь с нами. Уходили мы. Вернее, пытались уйти, как тот блудный сын, на страну далече (Лк. 15: 11–32).
Когда же Господь нас посещает?
С точки зрения человека, первое посещение происходит тогда, когда, касаясь благодатью его сердца, Спаситель обращает человека от неверия к вере. Плодом этого первого в жизни посещения человека Христом является его обращение к Нему и приход в Церковь через Крещение. Это крещенское посещение человека Богом.
После духовного рождения в Крещении и благодатного воссоединения с Христом верующий ощущает Его явное присутствие в своей жизни, убеждается в том, что и раньше Он всегда был рядом, хотя и незаметно для человека.
Постепенно свежесть, новизна и сила духовного чувства новообращенного слабеют и блекнут, снова усиливаются и предъявляют свои права на человека его греховные страсти. Человек согрешает, лишаясь своего блаженного благодатного крещенского состояния.
Вспоминая то, что потерял, он горько сожалеет об этом и искренне кается, просит прощения у Господа, взывает к Его милосердию, молит, чтобы Он снова вошел в его сердце. И Христос возвращается, снова посещает верующего, даруя ему прощение и исцеление от греховных ран. Это посещение человека Богом в покаянии. В церковной традиции оно еще называется вторым Крещением или воссоединением человека с Церковью.
Также Господь посещает нас в образе каждого страждущего и нуждающегося. По Его слову, то, что мы делаем или не делаем им, мы делаем или не делаем Ему Самому (Мф. 25: 34–46). На самом деле, Господь незримо присутствует в каждом ближнем, особенно же в тех из них, кто болеет, голодает, бедствует, томится в тюрьме, страдает. Это посещение человека Богом в каждом страждущем ближнем.
Самих же страдальцев Христос посещает через их страдания. Страдальцы, мученики и исповедники узревали Его любовь в своих страданиях и муках, обретали в них неизмеримую благодать Божию, за что благодарили и славили Господа. «Радуйтесь и веселитесь!» – призывает Господь гонимых, болящих и плачущих, обещая им великую награду на Небесах (Мф. 5:12).
На самом деле, Господь равным образом присутствует и в горестях, и в радостях человеческих. Однако, как показывает опыт и история, человеку трудно заметить Христа в своих радостях; ему гораздо легче ощутить Его в своих горестях и лишениях. Ведь земная радость и мирские приобретения надмевают, подталкивают человека к тщеславию и гордыне, тем самым делая сердце закрытым для Бога. В силу удобопреклонности ко злу человеческой воли богатому, успешному и здоровому человеку чрезвычайно трудно не возгордится, не приписать все достижения самому себе, своим собственным способностям, усилиям и действиям. Поэтому так «трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19: 23).
Лишения же и горести, напротив, сокрушают наше тщеславие и гордыню, смиряют сердце человеческое, тем самым открывают его для Божией благодати. «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4: 6). Так Господь посещает человека в его страданиях.
Последнее в земной жизни посещение Христово состоится в наш смертный час, когда отделившаяся от тела душа предстанет пред Ним, чтобы дать отчет о своей жизни. Своим Распятием и Воскресением Спаситель сделал смерть для верующих средством спасения и освобождения от греха, тления и самой себя. Он «смертию смерть попрал», как поется в пасхальном тропаре, то есть победил, подчинив ее домостроительству спасения. Поэтому для праведных душ смерть – не утрата, но приобретение, не горе, а радость, не гибель, но спасение (Флп. 1: 21). Это личное посещение Богом человека в смерти.
Последним же в земной истории для всего человечества будет посещение Христово во время Его Второго Пришествия и окончательного праведного Суда; для грешников – страшного и ужасного, для праведников – славного и радостного. Время этого пришествия нам не открыто. Оно известно только Отцу Небесному (Мф. 24: 36, Мк. 13: 32).
Бог посещает человечество на протяжении всей его земной истории. Посещает, потому что всех любит и всех хочет спасти, чтобы обожить
Однако нам открыты признаки, которые указывают на его приближение. С каждым днем мы все ближе к Господнему Дню гнева и славы, Дню Его окончательной победы над злом и его разрушительными последствиями, к Дню Его последнего посещения, в результате которого будет «новое небо и новая земля» (Откр. 21: 1) и «Бог будет все во всем» (1Кор. 15: 28).
В итоге верное Богу творение достигнет всецелого, нерасторжимого и преблаженного единения с Господом, называемого богословами «обожением»; неверное же – будет окончательно осуждено на вечные муки ада.
Итак, Бог посещает каждого человека на протяжении всей его земной жизни; Бог посещает человечество на протяжении всей его земной истории. Посещает, потому что всех любит и всех хочет спасти, чтобы обожить. Кто эти посещения принимает «всем сердцем, всей душой, всем разумением, всей крепостью своей» (Мк. 12: 30), кто отвечает на Божию любовь своей любовью, кто делает себя живым храмом Божиим, тот в итоге спасается и обоживается. Кто не принимает и отвергает, кто закрывает свой ум, сердце, душу для встречи с Господом, тот обрекает себя на вечную муку. Выбор за нами.