Когда к нам приходит Господь?

Бог вездесущ (Пс. 138). И Бог есть любовь (1Ин 4: 16).

Это значит, что Он всегда и везде присутствует Своей любовью или, как говорят богословы, своей благодатной энергией.

Следовательно, мы всегда и везде находимся в Его непосредственном присутствии. Он всегда и везде не просто рядом, около нас, но и в нас самих. Нет такого места, такого уголка или точки в мире и в нас, где бы Он ни находился. «Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь» (Иер. 23: 24).

Мы крайне редко ощущаем и осознаем постоянное присутствие Бога в своей жизни

Проблема в том, что мы крайне редко это постоянное присутствие Бога в своей жизни ощущаем и осознаем. Потому что отвлекаемся на земные мирские интересы и забываем о Боге. Ощущать Бога могут только люди с незагрязненным грехами и незамутненным суетой сердцем. Только чистые сердцем способны видеть и слышать Бога. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8).

Однако Бог о нас не забывает и периодически напоминает о Себе. Эти напоминания мы и воспринимаем как посещения Божии, хотя на самом деле, с точки зрения Бога, Он никуда не уходил, всегда оставаясь с нами. Уходили мы. Вернее, пытались уйти, как тот блудный сын, на страну далече (Лк. 15: 11–32).

Когда же Господь нас посещает?

С точки зрения человека, первое посещение происходит тогда, когда, касаясь благодатью его сердца, Спаситель обращает человека от неверия к вере. Плодом этого первого в жизни посещения человека Христом является его обращение к Нему и приход в Церковь через Крещение. Это крещенское посещение человека Богом.

После духовного рождения в Крещении и благодатного воссоединения с Христом верующий ощущает Его явное присутствие в своей жизни, убеждается в том, что и раньше Он всегда был рядом, хотя и незаметно для человека.

Постепенно свежесть, новизна и сила духовного чувства новообращенного слабеют и блекнут, снова усиливаются и предъявляют свои права на человека его греховные страсти. Человек согрешает, лишаясь своего блаженного благодатного крещенского состояния.

Вспоминая то, что потерял, он горько сожалеет об этом и искренне кается, просит прощения у Господа, взывает к Его милосердию, молит, чтобы Он снова вошел в его сердце. И Христос возвращается, снова посещает верующего, даруя ему прощение и исцеление от греховных ран. Это посещение человека Богом в покаянии. В церковной традиции оно еще называется вторым Крещением или воссоединением человека с Церковью.

Также Господь посещает нас в образе каждого страждущего и нуждающегося. По Его слову, то, что мы делаем или не делаем им, мы делаем или не делаем Ему Самому (Мф. 25: 34–46). На самом деле, Господь незримо присутствует в каждом ближнем, особенно же в тех из них, кто болеет, голодает, бедствует, томится в тюрьме, страдает. Это посещение человека Богом в каждом страждущем ближнем.

Самих же страдальцев Христос посещает через их страдания. Страдальцы, мученики и исповедники узревали Его любовь в своих страданиях и муках, обретали в них неизмеримую благодать Божию, за что благодарили и славили Господа. «Радуйтесь и веселитесь!» – призывает Господь гонимых, болящих и плачущих, обещая им великую награду на Небесах (Мф. 5:12).

На самом деле, Господь равным образом присутствует и в горестях, и в радостях человеческих. Однако, как показывает опыт и история, человеку трудно заметить Христа в своих радостях; ему гораздо легче ощутить Его в своих горестях и лишениях. Ведь земная радость и мирские приобретения надмевают, подталкивают человека к тщеславию и гордыне, тем самым делая сердце закрытым для Бога. В силу удобопреклонности ко злу человеческой воли богатому, успешному и здоровому человеку чрезвычайно трудно не возгордится, не приписать все достижения самому себе, своим собственным способностям, усилиям и действиям. Поэтому так «трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19: 23).

Лишения же и горести, напротив, сокрушают наше тщеславие и гордыню, смиряют сердце человеческое, тем самым открывают его для Божией благодати. «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4: 6). Так Господь посещает человека в его страданиях.

Последнее в земной жизни посещение Христово состоится в наш смертный час, когда отделившаяся от тела душа предстанет пред Ним, чтобы дать отчет о своей жизни. Своим Распятием и Воскресением Спаситель сделал смерть для верующих средством спасения и освобождения от греха, тления и самой себя. Он «смертию смерть попрал», как поется в пасхальном тропаре, то есть победил, подчинив ее домостроительству спасения. Поэтому для праведных душ смерть – не утрата, но приобретение, не горе, а радость, не гибель, но спасение (Флп. 1: 21). Это личное посещение Богом человека в смерти.

Последним же в земной истории для всего человечества будет посещение Христово во время Его Второго Пришествия и окончательного праведного Суда; для грешников – страшного и ужасного, для праведников – славного и радостного. Время этого пришествия нам не открыто. Оно известно только Отцу Небесному (Мф. 24: 36, Мк. 13: 32).

Бог посещает человечество на протяжении всей его земной истории. Посещает, потому что всех любит и всех хочет спасти, чтобы обожить

Однако нам открыты признаки, которые указывают на его приближение. С каждым днем мы все ближе к Господнему Дню гнева и славы, Дню Его окончательной победы над злом и его разрушительными последствиями, к Дню Его последнего посещения, в результате которого будет «новое небо и новая земля» (Откр. 21: 1) и «Бог будет все во всем» (1Кор. 15: 28).

В итоге верное Богу творение достигнет всецелого, нерасторжимого и преблаженного единения с Господом, называемого богословами «обожением»; неверное же – будет окончательно осуждено на вечные муки ада.

Итак, Бог посещает каждого человека на протяжении всей его земной жизни; Бог посещает человечество на протяжении всей его земной истории. Посещает, потому что всех любит и всех хочет спасти, чтобы обожить. Кто эти посещения принимает «всем сердцем, всей душой, всем разумением, всей крепостью своей» (Мк. 12: 30), кто отвечает на Божию любовь своей любовью, кто делает себя живым храмом Божиим, тот в итоге спасается и обоживается. Кто не принимает и отвергает, кто закрывает свой ум, сердце, душу для встречи с Господом, тот обрекает себя на вечную муку. Выбор за нами.

Иерей Тарасий Борозенец

19 декабря 2024 г.

Комментарии
Галина И.20 декабря 2024, 13:20
2. глаголы движения. “Если же оставите Его, Он оставит вас” (2 Пар.15,2). “Я оставлю их и сокрою лицо Мое от них” (Вт.31,17). “Я оставил их по упорству сердца их” (Пс.80,13). “Я приду к тебе и благословлю тебя” (Исх.20,24). После Вознесения Иисуса Христа в учениках Христовых сокровенно действует Святой Дух: "..лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам. ...Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам" (Ин.16: 7,14). Дух Святой воссоединяет человека с Господом, а через Него- с Небесным Отцом. Воскресший и Вознесшийся Господь не оставляет верующих: “...се, Я с вами во все дни до скончания века” (Мф. 28,20).
Галина И.20 декабря 2024, 13:09
1.Спасибо большое! Согласно святоотеческому учению, Бог недостижимая Сверхсущность, вечно запредельная трансцендентность."Сущность Его остается неприступной, в то время как энергии достигают нас" (свт.Вас. Великий).При разл. методах изучения Библии (историческом, аллегорическом, нравственном, духовно- мистическом) мы обнаруживаем, что преобладающим ее языком является язык сотериологических образов, метафор, аллегорий, притч и пр. Все они содержат опред. богословские идеи. Бог в вечном движении. Путь человека, следующего по пути Бога,-это путь испытаний, искушений, гонений. Но это путь, движение. Отсюда-странствия, хождения, путешествия, паломничества. Поэтому в Библии мы чаще всего встречаем
Тамара 20 декабря 2024, 04:46
Спаси Господи, отец Тарасий, за вразумление!! С любовью из Белоруссии!!
Вячеслав19 декабря 2024, 17:13
Спасибо!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×