В мире, а теперь и в нашей стране, модна новая услуга – гроботерапия. Живого человека омывают, одевают в погребальный костюм и кладут в гроб, даже заколачивают гвоздями крышку. Друзья и знакомые произносят прощальные речи, несут цветы. «Процедура» длится от 30 минут до нескольких часов. Есть рекомендации – выбирать самый дешевый гроб, так как только в него можно вбить гвозди. Имитация похорон недешева: стоимость колеблется от 35 до 150 тысяч рублей. Оказывающие подобную услугу уверяют, что данная терапия помогает избавиться от депрессии, дает яркие ощущения, учит смирению. Мы попросили протоиерея Игоря Прекупа, сверхштатного клирика Таллинского собора во имя св. Александра Невского (Эстония), высказать свою точку зрения по поводу гроботерапии.
– Отец Игорь, защитники гроботерапии ссылаются на то, что монахи спят в гробу. Может ли современное увлечение помочь человеку смириться?
Подобная затея – глупость с самого начала, потому что имитировать элемент аскетики без самой аскетики по жизни бессмысленно и вредно
– Вспоминается, как пели кот Базилио и лиса Алиса: «Мы не сторонники разбоя. На дурака не нужен нож». Подобная затея – глупость с самого начала, потому что имитировать элемент аскетики без самой аскетики по жизни глупо и вредно. Это как поститься без молитвы и смирения. Как говорил святитель Игнатий (Брянчанинов), пост в пище – все равно как землю вспахать, земля становится более восприимчивой к семенам. Но вопрос: чем ты ее засеешь? Если ничего не посадишь, то в этом случае сорняк еще больше и активнее станет расти. То же самое и в духовной жизни. Если человек применяет воздержание в пище, но при этом не заполняет душу молитвой, чтением Священного Писания, упражнением в добродетели, то тогда буйным цветом растут страсти. Гордыня в первую очередь. То же самое можно сказать о любом аскетическом упражнении. Укладывание в гроб – это элемент аскезы, это напоминание человеком самому себе, что все мы смертны, что он может не проснуться, что он всегда должен быть готов к этому переходу. Это дисциплинирует, помогает помнить, что «в гробу карманов нет». Такое хорошее напоминание, но только в дополнение ко всему прочему, а не вместо. Я не думаю, что все клиенты имитации ухода – духовные, живущие церковной жизнью постники и аскеты. Взяли элемент из аскетики и перенесли его в мирскую жизнь. Но к чему? Полежать в гробу и послушать, как за тебя чокаются и поминают добрым словом, а потом заканчивают фразой: «Эх, ладно, о покойнике либо хорошо, либо… Поэтому лучше помолчим»?..
Не знаю, может быть, кому-то это помогает вспомнить свою жизнь, подумать, а зачем это все было. Но на мой взгляд, это один из способов отъема денег у населения, причем в рамках закона, как говорил известный герой: «Мы чтим Уголовный кодекс».
– Может ли это быть радикальным методом лечения депрессии? Человек услышал, как забивают гвозди в крышку гроба прямо надо его головой – и у него включился механизм самосохранения?
– С депрессией нужно идти к доктору. Клиническая депрессия – не уныние, как некоторые думают. Это психиатрическое заболевание, связанное с биохимией мозга, поэтому подходить по принципу «клин клином вышибают» – дело рискованное. Интересно послушать мнение врача-психиатра, особенно имевшего опыт общения с пациентом с депрессией, побывавшим в заказном гробу. Но я собеседнику с таким недугом точно не посоветовал бы подобное. Человеку плохо и в нормальных условиях, ему и так приходят в голову разные мрачные мысли, а если его в гроб живьем положить… Нет, не посоветовал бы, слишком травматично. Более того, не рекомендовал бы не только депрессивному больному, но и здоровому. Кому я могу советовать или не советовать? Тем, кто приходит в храм, верующим? Если человек верующий – тогда вопрос, зачем ему это надо? Если же неверующий – тем более, зачем? Если он неверующий, то получается, что он просто берет и обезьянничает на предмет такого аскетического элемента. Если же верующий – должен понимать, что это не его сани. С тем же успехом можно сказать: пусть вериги на себя наденет и ходит так на работу, гремит ими, пугает народ. Я встречал разных людей. Например, на моем предыдущем приходе был один мужчина, который зимой и летом ходил босиком в любую погоду и время года. Я ему сказал, чтобы в храм приходил обутым, вне храма – его личное дело, а на службу – только в обуви. Не надо показухой заниматься: никакое это не смирение. Что интересно: он прислушался и обулся. Я этому рад, значит, человек не до конца в прелести был – видимо, только на пороге. Имитация ухода из жизни, похорон – из той же серии. Для верующего – неуместно, для неверующего – просто глупо.
– Люди платят деньги за услугу, чтобы получить острые ощущения, ищут что-то экстремальное. Как вы относитесь к этому?
Кому нужны острые ощущения – пусть сходят в хоспис, поухаживают за больными хотя бы день, экстрима хватит на год
– В жизни достаточно экстрима, лично мне его хватает. Кому нужны острые ощущения – пусть сходят в хоспис, поухаживают за больными хотя бы день, экстрима хватит на год. Не понимаю таких искателей острых ощущений. Если уж хочется ярких эмоций, то ради своих близких еще можно рисковать. А просто так, вхолостую, встряхивать себя и в этом искать облегчение и исцеление? Не понимаю.
При подобных действиях выбрасывается адреналин, который как наркотик, на него подсесть можно. Потребуется повторять его выброс еще и еще.
Касаясь имитации укладывания в гроб, снова приведу параллель с постом. Нередко рассуждают, что пост – очень полезная вещь: «хорошо чистит организм». Пост в пище сам по себе ничего полезного не представляет. Он является полезным только в сочетании с духовным деланием, с молитвой, с особым вниманием отслеживания своих помыслов и борьбы с ними, в упражнении в добродетелях, и в первую очередь – в смирении. Смирение же вырабатывается в ситуациях, когда не просто кто-то нервы портит, выводит из себя, а когда оскорбляет и унижает, в тех ситуациях, когда гордыня в человеке расцветает, разбухает. А также и тщеславие начинает его рвать на части при мысли: как же так со мной поступили? Пост в сочетании с такой внутренней борьбой – пост. А вне этого – исключительно диета, причем не самая здоровая. Говорят, что человек без белковой пищи чистит организм. Да, мясные продукты несут в себе токсины, может быть, человек от чего-то и избавляется, но это несерьезно. Такой подход – фальшивка. Так же и с гроботерапией: у человека нет серьезной внутренней духовной жизни, но зато есть аскетические монашеские специфические упражнения как дополнительный аксессуар. Имитация похорон, укладывание в гроб без настоящей монашеской жизни – то же самое, что прогулки в схимническом облачении.