Богоявленский собор Авраамиева монастыря в Ростове Великом и символика эпохи Иоанна Грозного

Богоявленский собор Авраамиева монастыря Богоявленский собор Авраамиева монастыря

Ростов Великий и царь Иван Васильевич, который «менял профессию», связаны крепкими узами всеобщей народной любви. Образ грозного царя из кино неотделим от Ростовского кремля, его крыльца Красной палаты, переходов в стенах, Соборной площади с расположенной на ней звонницей и ее колоколами. Настоящий же царь Иоанн Васильевич тоже бывал в Ростове. С памятью о его богомольях связаны яркие истории, но вот того Ростовского кремля, который мы все знаем, царь не видел. Он видел ансамбль, который ему предшествовал. Это был частично каменный, частично деревянный двор епископа Ростова, то есть архиерейская резиденция. Как он точно выглядел, мы не знаем, но известно, что на его территории был храм Иоанна Предтечи, а это святой покровитель Иоанна Васильевича.

Того Ростовского кремля, который мы знаем по знаменитому фильму, царь Иван Васильевич не видел

Интересный факт: царь Иоанн Грозный был в Ростове неоднократно, причем более других русских царей. (Еще интереснее узнать, знал ли об этом режиссер Леонид Гайдай, когда выбирал Ростов в качестве съемочной площадки своего легендарного фильма?)

Одно из самых известных мест, которые неоднократно посещал в Ростове настоящий Иоанн Васильевич, – это Авраамиев Богоявленский монастырь. Обитель не просто древняя, а одна из древнейших у нас в стране. Считается, что это первый возникший в Ростове монастырь. Соответственно, его основатель является родоначальником ростовского монашества. При этом в его истории и архитектурном ансамбле есть такие моменты, которые делают эту скромную в наши дни обитель, расположенную на тихой окраине города, уникальной без всякого преувеличения.

Икона «Явление апостола Иоанна Богослова преподобному Авраамию Ростовскому» у мощей святого Авраамия в основанном им монастыре Икона «Явление апостола Иоанна Богослова преподобному Авраамию Ростовскому» у мощей святого Авраамия в основанном им монастыре Основателем монастыря является подвижник глубокой древности – преподобный Авраамий Ростовский. Житие его рассказать четко и ясно весьма непросто, в особенности из-за того, что непросто определить точное время его жизни. Житие преподобного Авраамия сохранилось в трех разных редакциях, то есть вариантах, определяющих временные рамки его жизни концом X века – первой половины XIII века. Самыми важными эпизодами в житии святого были приход в Ростов, жизнь на его окраине под названием Чудский конец у каменного идола Велеса и чудесная встреча с апостолом Иоанном Богословом, который вручил подвижнику трость, увенчанную крестом; сокрушение истукана этой тростью и молитвой и построение на месте поверженного идола Богоявленской церкви, чем было положено начало монастырю.

Тот Богоявленский собор, который сейчас стоит в центре обители, построен в 1553–1555 гг. по заказу Иоанна Грозного. Этот храм открыл собой целую череду сооружений, возведенных грозным царем в честь присоединения к Русскому царству Казанского ханства, то есть Богоявленский собор Ростовского Авраамиева монастыря стал первым архитектурным памятником этому важнейшему событию русской истории, которое современниками воспринималось исключительно в библейском контексте: присоединение Казанского ханства было уподоблено тому, как израильтяне были выведены Моисеем из египетского рабства. Так и «Христос царем нашим православныи изведе из работы Казанския множество душ христианских». Если же брать в целом культурный фон и художественно-символические искания в царствование Иоанна Васильевича, то Богоявленский собор занимает в них видное место и является одним из самых ярких памятников своей эпохи.

Богоявленский собор Авраамиева монастыря Богоявленский собор Авраамиева монастыря

При Иоанне Грозном, конечно, не на пустом месте начались эти искания. Он стал продолжателем того видения истории, которое зарождалось при его деде, великом князе Московском Иване III и, развиваясь, стало главной государственной идеей при его отце Василии III. Вспомним, что в конце XV – начале XVI века, в царствование Ивана III, начинается грандиозная реконструкция Московского Кремля. Заново возводятся все соборы, стены, башни. В это время Москва из столицы удельного княжества превратилась в столицу объединенных русских земель. Пусть тогда территория нашего государства и не была такой огромной, к которой мы привыкли сейчас, но и по тем временам она была внушительной и с каждым последующим царствованием увеличивалась. На тот исторический период Русское царство оставалось почти что единственным свободным православным государством в мире, ведь греки в 1439 году заключили с католиками Флорентийскую унию, а затем на Пасху 1453 года Константинополь пал под ударами турок. Еще ранее ими были завоеваны и другие православные государства на Балканах (Сербия, Болгария). По мысли просвещенных русских людей того времени, это возлагало на Русь особую историческую миссию – хранить в чистоте веру, воспринятую из Византии при святом князе Владимире Крестителе.

Внутри Богоявленского собора Авраамиева монастыря в Ростове Великом Внутри Богоявленского собора Авраамиева монастыря в Ростове Великом Идея византийского наследия обрела четкую формулировку в 1523–1524 годах в послании Филофея, инока Спасо-Елеазарова монастыря под Псковом, великому князю Московскому Василию III. Филофей писал, что во всей вселенной существует лишь один православный царь, а его столица Москва – это Третий, последний Рим, так как первые два (настоящий Рим и Второй Рим, Константинополь) пали и их больше нет; Третий же Рим стоит, а Четвертому не бывать. Так преемство главнейшего земного царствования, по мысли старца, по Божьему Промыслу перешло к государю Русской земли. И если дед и отец Иоанна Грозного царский титул по отношению к себе применяли нерегулярно, как бы еще не будучи в нем уверены, то он венчается на царство в 1547 году, и титул «царь и государь всея Руси» становится его официальным именованием. Обретение своего венчанного на царство царя в глазах современников стало зримым воплощением богоизбранности и особой исторической миссии Русского государства и его народа.

Раз Москва становится новым центром вселенского Православия, то она становится и духовным центром мира – Новым Иерусалимом

Раз Москва становится центром вселенского Православия, то она становится и новым духовным центром мира – Новым Иерусалимом, на который от земного Иерусалима перешло преемство святости места.

Чтобы показать, что Москва и Русское царство в целом достойны этой преемственности, впервые в истории нашей страны было сделано следующее:

  1. в 1547 и 1549 годах прошли церковные соборы, на которых к лику святых было причислено небывалое до этого число русских подвижников;
  2. собрана воедино вся библиотека духовной литературы, которая была найдена в то время на Руси, в том числе впервые были собраны жития отечественных подвижников – так появились знаменитые рукописные Великие Четьи-Минеи митрополита Московского Макария;
  3. написана развернутая история страны, да еще и с подробными иллюстрациями – «Лицевой летописный свод».

Конечно, это только часть того, что было сделано в эпоху Иоанна Грозного, чтобы развить и наглядно показать, что Русское царство по праву стало центром вселенского Православия, местом святости, где продолжается Священная история. В действительности было сделано гораздо больше.

И все эти «теоретические» идеи были воплощены на практике совершенно уникально и очень интересно. Например, именно в правление Иоанна Грозного появляются подробнейшие житийные иконы русских святых. Эти иконы специалисты называют «богословско-дидактическими», то есть такими иконами, в которых как можно подробнее раскрываются богословские истины (иконы Вседержителя, Божией Матери, праздников) и святость изображенных (иконы святых). Эти иконы как подробные книги, их надо уметь «читать», ведь помимо того, что в них много сюжетов, они еще и написаны языком символов. Многослойность символических образов в них иногда просто «зашкаливает». В Успенском соборе Московского Кремля находится один из таких памятников – икона преподобного Александра Свирского, скончавшегося в 1533 году, а уже в 1547 году причисленного к лику святых. На этой иконе 129 клейм жития преподобного! И этот образ – один из многих памятников в честь взятия Казани, созданных в рассматриваемое время. В день памяти преподобного Александра Свирского была одержана важная победа в Казанском походе.

Многопридельные храмы – это своего рода повествовательные иконы, воплощенные в пространстве

Подобными повествовательными иконами, воплощенными в пространстве, становятся многопридельные храмы – еще одно исключительное явление в контексте художественно-символической программы в царствование Иоанна Грозного. После присоединения Казанского ханства практически одновременно по указу царя строятся четырехпридельный Богоявленский собор Авраамиева монастыря в Ростове (в 1553–1555 гг.) в знак благодарности за заступничество преподобного Авраамия и семипрестольный деревянный Покровский собор на Рву в Москве (в 1554 г.). Каменный собор Покрова на Рву, в наше время более известный как собор Василия Блаженного на Красной площади, был построен в 1555–1561 годах, то есть сразу после собора Авраамиева монастыря в Ростове.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву на Красной площади в Москве Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву на Красной площади в Москве

Многопридельность храма – это очень необычное воплощение художественного мышления того времени. Композиция таких храмов кардинально отличается от предшествующей традиции, когда храм мыслился как единое цельное пространство, а если и устраивались приделы, то в алтаре или на хорах. Причем эти приделы, как правило, не были связаны с изначальным замыслом храма, они появлялись после его постройки, чаще всего по чьему-либо обету. Таким образом, сонм святых покровителей храма складывался в течение какого-то времени, не сразу.

Интерьер центрального придела собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву Интерьер центрального придела собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву

Богоявленский собор Авраамиева монастыря стал первым памятником правления Иоанна Грозного, в котором основой композиции стала многопридельность. Сохраняя цельность и центричность, структура храма становится многосоставной, сложной. Подобно тому, как на иконах и фресках того времени изображается множество сюжетов, раскрывающих центральный образ, посвящения в таких многопрестольных храмах отражают определенную программу.

Мощи преподобного Авраамия Ростовского в Никольском храме Авраамиева Богоявленского монастыря в Ростове Великом Мощи преподобного Авраамия Ростовского в Никольском храме Авраамиева Богоявленского монастыря в Ростове Великом

Эта программа в Богоявленском соборе Авраамиева монастыря связана с историей богомолий Иоанна Грозного к мощам преподобного Авраамия Ростовского и его жезлом, который, согласно монастырскому преданию, царь брал с собой в Казанский поход. В отличие от житийных икон с большим количеством клейм, «прочитать» историю, записанную в архитектуре Богоявленского собора, не так сложно. В нем есть главный престол в честь Богоявления Господня, построенный на месте предыдущего храма, в свою очередь сооруженного еще преподобным Авраамием на месте поверженного им каменного идола Велеса. В юго-восточной части храма у алтаря находится придел преподобного Авраамия Ростовского, снаружи он обозначен шатровым верхом. В юго-западной части собора расположен придел Иоанна Богослова, вручившего жезл на сокрушение идола преподобному Авраамию. Изначально он завершался горкой кокошников и главкой; позже его верх был перестроен в звонницу, которая сохранилась к настоящему времени. В северо-западном углу собора находится придел Усекновения главы Иоанна Предтечи, в честь которого был назван Иоанн Грозный, то есть это его святой покровитель. Этот придел завершается горкой кокошников и главкой, причем отличными от тех, которые, как предполагают исследователи, завершали когда-то придел Иоанна Богослова. Даже сейчас, когда Богоявленский собор находится в аварийном состоянии, указанные три придела снаружи выглядят как отдельные храмы, пристроенные к основному объему. Особенно ясно видно это на реконструкции, предложенной научной сотрудницей Государственного музея-заповедник «Ростовский кремль» Т. Л. Никитиной.

Реконструкция, предложенная научной сотрудницей Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» Т. Л. Никитиной Реконструкция, предложенная научной сотрудницей Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» Т. Л. Никитиной

Таким образом, перед нами храм, в котором ясно выражена история этого места. При этом Богоявленский собор – это обетный храм. Он подобен пространственной иконе собора святых, которая являет собой образ соборной молитвы. Как икона объединяет собор святых в единое целое, так и храм объединяет в своей композиции несколько приделов, оформленных фактически как отдельные церкви, каждая из которых посвящена определенному святому, к молитвенному предстательству которых обращался заказчик – царь Иоанн Грозный. Все приделы объединены общим основанием, поставленным на высокий подклет.

После Богоявленского собора Авраамиева монастыря пространственную икону собора святых решили усложнить – в самом центре Москвы у стен Кремля был построен главный памятник Казанской победе – каменный собор Покрова на Рву, каждый из девяти приделов которого был оформлен как отдельный храм со своим индивидуальным завершением на одном основании-подклете. Усложнена была и символика этого храма. Разбирать ее невероятно интересно, но это не входит в задачи данной небольшой публикации. Если совсем кратко, то в образе этого удивительного собора в центре русской столицы предстает «град обетованный» – Небесный Иерусалим. Яркие разноцветные купола собора символизировали сады этого города святых, в который «не войдет ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр. 21: 27).

Далее идея подобных сложных многопридельных храмов будет воплощаться еще некоторое время. И все это будут уникальные памятники эпохи Иоанна Грозного. К концу 1560-х годов, как отмечают специалисты, подобные храмы перестают строить. Связать это можно со смертью святителя Макария Московского (+1563), который и являлся автором и вдохновителем этих необычных построек. После его смерти изменился и сам Иоанн Васильевич.

Благовещенский собор в Сольвычегодске Благовещенский собор в Сольвычегодске

Богоявленский собор Авраамиева монастыря, по словам исследователей, стал «важнейшим ориентиром для сооружения многопридельных храмов Ростовской епархии». Одним из таких храмов является восьмипрестольный собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Сольвычегодске. Он построен в 1560–1584 гг. Его возведение началось по заказу Аники Строганова, основателя этой известнейшей династии купцов, промышленников и меценатов.

Фрагмент интерьера Благовещенского собора в Сольвычегодске Фрагмент интерьера Благовещенского собора в Сольвычегодске

Так история древнего небольшого монастыря в Ростове Великом дала возможность рассказать о необычайно интересных идеях, воплощавшихся в царствование Иоанна Грозного творческим гением святителя Макария Московского, благодаря чему мы имеем уникальные памятники письменности, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. И Богоявленский собор Авраамиева монастыря – один из них.

К огромному сожалению, до нашего времени Богоявленский собор дошел в аварийном состоянии

К огромному сожалению, до нашего времени этот собор дошел в аварийном состоянии: внутри он весь в подпорках и стяжках, без которых в него невозможно было бы зайти.

Исторически Ростовский Авраамиев Богоявленский монастырь был мужским. С 1915 года он стал женской обителью, и с тех пор идет возрождение этой древней святыни. Сделано очень много: восстановлены келейные корпуса и два храма, Введенский и надвратный Никольский, в котором находятся святые мощи основателя обители преподобного Авраамия и чтимые иконы Божией Матери, среди которых есть очень редкие образы.

Те, кто посещает монастырь, узнают его историю и жития подвижников, которые здесь жили (а это не только преподобный Авраамий Ростовский), и приходят в изумление, как вообще можно восстановить собор, который находится в таком ужасающем состоянии. Но сестры во главе с игуменией Авраамией уповают на помощь Божию и надеются, что найдутся неравнодушные люди и у монастыря появится возможность восстановить собор – свидетель многовековой истории древнего Ростова и уникальный памятник яркой эпохи Иоанна Васильевича Грозного.

Если будете в Ростове Великом, не обходите своим вниманием это святое место. Здесь особая атмосфера и никогда нет суеты и многолюдности.

Текст и фотографии: Мария Рубцова,
церковный историк, референт по научной работе Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря

27 января 2025 г.

Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×