|
Богоматерь Владимирская. Москва,XVI в. |
Многие знают, что на Красной площади
находится неповторимый шедевр древнего зодчества,
жемчужина в обрамлении Московского Кремля – Собор
Покрова на Рву, более известный как храм Василия
Блаженного. В воссозданной ризнице этого уникального
храма в предверии Рождества Христова открылась
уникальная выставка – «Святыни Покровского
Собора», которая продлится до 24 января 2005
года.
|
Потир. Москва, нач. XX века. |
Собор Покрова на Рву построен Иваном IV в
1555 – 1561 годах, после покорения Казанского
царства в ознаменование победы дарованной милостью
Божией русскому воинству во время этого похода. Собор,
построенный при митрополите Макарии, которому и
принадлежал уникальный замысел многопредельного храма,
воплотивший образ священного города – Иерусалима
с течением времени изменял свой облик. В 1588 г. к
Собору Покрова на Рву была пристроена церковь святого
Василия Блаженного, давшая ему второе название,
впоследствии слившееся с храмом в народном сознании. В
1680 г. к Собору пристроили ещё одну церковь святой
Феодосии Девы, но уже в 1783 году верхняя часть церкви
была разобрана, а нижняя превращена в ризницу, где
хранились иконы, церковная утварь и облачения. Ризница
и сегодня используется по своему прямому назначению. К
сожалению, об этой церкви осталось только одно
свидетельство – картина, написанная художником Ф.
Гильфердингом в 1770 году, ее мы можем увидеть на
выставке в подлиннике. В рамках проводимой выставки мы
соприкасаемся с настоящими сокровищами - святынями,
принадлежавшими храму Василия Блаженного в период XVI -
XXI веков, и милостью Божией уцелевшими после роковых
для Русской Церкви событий начала XX века, когда и сам
храм чуть не был уничтожен до основания. Среди
представленных экспонатов можно увидеть редкие образцы
древнерусской живописи, книжного и прикладного
искусства.
|
Расписная белокаменная розетка с фасада северной церкви Киприана и Иустиньи |
На площадке перед входом в ризницу
выставлены подлинные архитектурные украшения XVI-XVII
веков, выявленные во время реставрации собора.
Среди них изразцы с фрагментами летописи строительства
храма, расписная белокаменная розетка с фасада северной
церкви Киприана и Иустиньи, изразцы с шатра Покровской
церкви.
Важное место в экспозиции занимают предметы, являющиеся
вкладами в Покровский Собор. В основном эти вклады сделаны
царствующими особами в различное время, но есть и вклады,
сделанные простыми людьми.
|
Архитектурная деталь с фасада Покровской церкви |
Среди них интересно отметить потир, который
был изготовлен на пожертвования простых прихожан из
серебра с позолотой, яблоко и основание украшены
цветочным орнаментом чеканной работы. По верхнему краю
чаши – надпись молитвы, по нижнему краю основания
– вкладная надпись которая сообщает:
«[7]189 (1681) дека[б]ря в 23 [день] зделаны сие
сосуды в церко[вь] Але[к]сандра Свирского Чудотворца и
подания правосла[в]ны[х] хр[истиа]н».
|
Покров Св. Василий Блаженный, 1589 год, Москва |
При
входе в ризницу сразу обращает на себя внимание
огромный покров на раку святого Василия Блаженного,
изготовленный в рост человека. Эта уникальная работа
была выполнена сложнейшей техникой лицевого шитья, с
использованием золота, серебра и шёлка, в мастерской
Ирины Годуновой – жены царя Фёдора Иоанновича в
конце XVI века. Об этом рассказывает вкладная надпись
на позёме покрова: «Повелением благоверного
государя и великого князя Фёдора Иоанновича всея Руси и
его благочестивой княгини Ирины сделан сей покров на
Блаженного Василия Христа юродивого в тесьме. Лето
государства его 7097 (1589г)». Дошёл до наших
дней и вклад 1638 года царя Михаила Фёдоровича. Он
состоит из шести серебряных предметов: потира, дискоса
без основания, звездицы, лжицы и двух тарелей. Все они
украшены гравированными изображениями: на дискосе
– Евхаристический Агнец, на тарелях –
Знамение и Голгофа. На потире, кроме традиционного
изображения Деисуса, Орудий Страстей Христовых и
евхаристической молитвы, в ложчатом орнаменте вязью
выгравирована вкладная надпись.
|
Икона свт. Василия Великого |
Среди образцов древнерусской живописи
множество уникальных икон: святого Василия Великого и
святого Иоанна Златоуста XVI века, относящиеся к
первоначальному иконостасу Покровской церкви; редкий
образ святителя Николая Чудотворца XVI века в
иконографии Николы Великорецкого; образ Варлаама
Хутынского в житии; чудотворная икона Покрова
Богородицы XVIII века; образ Богоматери Владимирской в
роскошной серебряной ризе. Выделяются из общего ряда
икона XVII века – образ Василия Блаженного и
святой мученицы Ирины, написанная в память об особом
от
|
Богоматерь Смоленская. Москва, XVI в. |
Покровскому Собору царя Фёдора Иоановича и
его супруги Ирины Годуновой, и необычная резная икона
Смоленской Богоматери, выполненная в объёме. Интересно
отметить, что представленные на выставке иконы XVI-XVII
веков соимённы святым, в честь которых освящены пределы
собора: напрестольные образы «Покров Пресвятой
Богородицы», «Святой Александр
Свирский», «Святой Василий
Блаженный». На иконе XVII века мы в
|
Вериги, состоящие из верижского креста, пояса и цепей, принадлежащие Святому Иоанну Блаженному по прозвищу Большой Колпак |
московских чудотворцев – святых
блаженных Василия и Иоанна. Рядом находится бесспорный
раритет – вериги, состоящие из креста, пояса и
цепей. По мнению первого летописца Покровского храма,
протоиерея Покровского собора И.И.Кузнецова, вериги эти
принадлежали святому Иоанну Блаженному по прозвищу
Большой Колпак.
|
Трёхчастная дарохранительница, привезённая в Покровский собор из Киево – Печерской Лавры игуменом иеромонахом Игнатием в 1748 году |
Изяществом исполнения привлекает церковная
утварь: напрестольные кресты – мощевики
XVII-XVIII веков, ковчег с изображением Александра
Невского, серебряная трёхчастная дарохранительница,
привезённая в Покровский собор из Киево –
Печерской Лавры игуменом иеромонахом Игнатием в 1748
году, о чём свидетельствует идущая по нижнему краю
надпись. Необычный наперсный крест в оправе и ковчеге,
изготовленный специально для Покровского собора в XVII
веке, в Москве, и вложенный в оправу с гравированным
изображением Крещения и Воскресения Господня, а
позолоченный ковчег, имеющий красивую фигурную,
килевидную форму и украшенный гравированными
изображениями – Александра Свирского слева и
Покровского собора справа – устроен уже в XVIII
веке.
|
Еванглие напрестольное, 1672г. |
Здесь мы можем увидеть золочёные переплёты
напрестольных Евангелие 1672 и 1692 годов. Серебряные
оклады верхних досок великолепной чеканной работы: на
одном изображение Распятия и четырёх евангелистов, а на
другом, кроме изображения Воскресения Господня в центре
и евангелистов в наугольниках, ещё сцены Страстей
Христовых. Здесь же можно увидеть подлинную лицевую
рукопись 1672 года – Житие Святого Александра
Свирского, переплетённую зелёным бархатом с четырьмя
серебряными наугольниками.
Из церковного облачения представлен стихарь XVII века,
единственный в своём роде, он украшен 58-ю серебряными
дробницами гравированной и чеканной работы.
|
Стихарь. Москва, XVII век. |
Рядом можно видеть три подвесные тончайшей
работы пелерины XVII в. вышитые серебром, золотом и
шелками. На них изображения Богоматери Смоленской и
Николая Чудотворца в обрамлении вышитых текстов
тропарей.
Среди реликвий есть и памятная доска, сообщающая о
денежном пожертвовании императрицы Екатерины II на
реставрацию Покровского собора в 1784 году.
Каждый, кто придёт сюда, обязательно проникнется чувством
восхищения перед искусством древних мастеров,
благоговейного трепета перед предметами, имеющими не
только художественную ценность, но и созданными
вдохновлять на молитву. Трудно себе представить, сколько
поколений до нас в молитвенном взывании припадали к этим
святыням, обращая свои сердца и мысли к Богу. Осознавая
всё это, испытываешь искреннюю благодарность
священнослужителям Покровского собора, а также сотрудникам
созданного в 20-е годы прошлого века музея, сохранившим
представленные нам древние святыни.