Шедевры из новых поступлений

Музей имени Андрея Рублева держит глухую оборону за толстыми крепостными стенами. И хотя Андроников монастырь расположен в самом центре Москвы, попав сюда, вы окажетесь в совершенно не столичном мире. Если вы намеревались посетить проходящую здесь выставку для галочки, уверяю - не получится. Я возвращалась сюда трижды.

Удивительно, что этот дух сохранился на недавно открывшейся экспозиции «Из новых поступлений 1993-2003 гг.». Получилось так, что ее устроители сделали ставку на барокко: на выставке необычно много для музея древнерусского искусства икон XVIII века.

ТАМОЖНЯ ДАЕТ ДОБРО. РАЗНОЕ

Новые поступления музей выставляет регулярно - раз в пять лет. На этот раз коллекцию собирали в два раза дольше. Зато выставка поражает широтой охвата и разнообразием источников пополнения фондов.

Татьяна Никитична Нечаева - заведующая научно-фондовым отделом музея. Эта приятная дама, накинув пальто, бежит ко мне через весь Андроников монастырь, хотя рабочий день уже почти завершен. «Их – источников - очень много, - с улыбкой отвечает на мой вопрос она. - Мы приобретаем работы, как у частных лиц, так и у организаций. В том числе в букинистических магазинах и антикварных салонах, у транспортной прокуратуры, ФСБ, и даже на таможне».

Однако значительная часть нынешней коллекции - дары. «О них вообще отдельный разговор, - продолжает Татьяна Никитична. – Вот, например, в нашем музее хранится Лествица преподобного Иоанна Синайского, написанная Ферапонтом Обуховым в Иосифо-Волоцком монастыре. Это же 1510 год, при Иосифе Волоцком! К сожалению, часть этой книги была утрачена. И вот московский предприниматель и коллекционер Владимир Логвиненко подарил нам первую тетрадь книги. Ту самую недостающую часть.

Именно там находятся изысканные красочные заставки, которых нет в прочих частях. Так что уникальный  средневековый памятник был восстановлен целиком».

Большое количество, прежде всего икон, было получено музеем к пятидесятилетию. Даже ФСБ сделало подарок – обычно музей выкупает. В основном дарители – это хорошие друзья музея, которые постоянно передают какие-то вещи. «Например, художник Василий Яковлевич Ситников, - говорит хранительница. - Друг музея. В 80-е годы передал нам целый ряд икон, среди которых присутствует икона XIII века, предметы медно-листовой пластики. После его смерти его сестра передала нам часть его коллекции и предметы из собственной». Сестра, например, передала икону Владимирской Богоматери. Образ был под темной олифой. А после реставрации открылась надпись о времени создания иконы (1803 год) и подпись автора: ростовец Степан Босов. «Написано очень тонко», - замечает мой гид.

Целый деисусный чин музей получил в 70-е годы от художника Ромадина. А сейчас на выставке представлены иконы, которые были переданы его родственниками и дополнили коллекцию.

Государственный научно исследовательский институт реставрации передал музею целый иконостас. Он был вывезен в экспедиции в 60-е годы, после чего отреставрирован.

Есть и случайные коллекционеры, собрания которых заинтересовали специалистов.

РУСЬ ДРЕВНЯЯ И НЕ ТОЛЬКО

Выставка интересна своей временной широтой. В одном небольшом зале собраны работы с XI до XIX и даже XX века. «В настоящее время среди исследователей наблюдается интерес к позднему иконописному искусству, - объясняет  сотрудница музея. - Оно представлено на нашей выставке очень широко. И это не вполне обычно для музея древнерусского искусства».

Невероятно и разнообразие материала – книги, прикладное искусство, иконопись, мелкая пластика. Широкий стилистический разброс. И конечно экспонаты, традиционно для этого музея, отличает высокое качество. «Мы демонстрируем иконы высокостоличного уровня и блестящего мастерства наряду с провинциальным искусством,  во многом наивном, но удивительно интересным, в том числе за счет отражения фольклорных традиций – рассказывает Татьяна Никитична, - Мы предлагаем вниманию зрителей то, что вообще не представлено в русских коллекциях – это иконопись западного региона, византийская, грузинская. Например, уникальная двусторонняя чеканная икона с новой атрибуцией, исследование которой продолжается до сих пор».

С этой иконой связана отдельная история. Лицевая ее сторона, по всей видимости, была сделана византийским чеканщиком примерно в XI веке. На ней изображена Богоматерь с младенцем. Оборотная сторона создана в XIII веке уже грузинским мастером, который изобразил две ростовые фигуры мучениц Варвары и Марины. Свою работу он обильно украсил растительным орнаментом. Повелением Руисского епископа Филиппа Тактакидзе, которому принадлежали эти иконы, серебряные пластины были соединены в единое целое. Это событие исследователи относят к последней трети XVII века. «Правда, -делает оговорку Татьяна Никитична, - ученый, который занимается иконой, высказал тут мысль, что обе пластины все-таки были сделаны в Грузии».

ЛЮБИМЕЦ УШАКОВА

«Это - лучший образец новгородской живописи XVI века. Богоматерь с Младенцем (Иерусалимская). Икона создана в мастерской новгородского митрополита. Настоящая столичная вещь!» - Татьяна Никитична оглядывается по сторонам, желая показать мне еще один шедевр. Она явно растеряна, потому что любовно считает шедеврами все, что есть на выставке.

Подводит меня к огромной иконе со словами: «В экспозиции представлен целый ряд подписных икон – вещь не часто встречаемая. Например, «Богоматерь с Младенцем  на престоле», принадлежащая кисти Карпа Золотарева – самого известного московского художника XVII - начала XVIII века». Икона датируется 1690 годом. Золотарев работал в нетрадиционной манере – писал не темперой, а маслом. Одним из первых применил эту технику русской иконописи. Создал целый ряд работ, многие из которых находятся в Новодевичьем монастыре. Другой пример, гордость музея, кстати, из коллекции даров друзей музея - «Спас нерукотворный», XVII века. Написан Иваном Максимовым, прославленным иконописцем мастерской оружейной палаты и любимым учеником Симона Ушакова.

«Ах, вот еще – очень редкая, первоклассная вещь! Произведение новгородской иконописи – XV век. Апостолы Тимофей и Иоанн Предтеча». Редким в этой иконе считается объединение святых. Исследователи считают, что, скорее всего, это был заказ. На иконе изображены небесные покровители семьи Ивана III. Образ приобретен музеем у дочери известного реставратора Петра Барановского.

«Многие из представленных на выставке экспонатов, - с гордостью говорит Татьяна Никитична, - уже вошли в научный оборот, некоторые даже опубликованы в научном каталоге нашего музея, во многих популярных изданиях. Но не все. Ученые продолжают реставрировать и изучать имеющиеся материалы. Так, например, на нашей выставке представлен всего один предмет монументальной живописи. Это фрагмент фрески эпохи Ивана Грозного с ликом неизвестной святой». Это - удивительная по красоте и технике исполнения вещь. Она поступила в музей в виде многочисленных разрозненных кусочков, которые были собраны и представлены сегодня на выставке. Но работа над фреской не завершена. То, что видит посетитель – всего лишь предварительные результаты.

РЕДКОСТИ

Визитная карточка нынешней выставки – миниатюра из кодекса четвероевангелия, на которой изображен Евангелист Марк. По словам Татьяны Никитичны, в настоящее время известно местонахождение всего двух  миниатюр. Собственно представленной на выставке и еще одной, находящейся в частной коллекции. «Остальные – где-то гуляют. Это ранний 16 век. Это не икона, а настоящая миниатюра, вырезана из книжки и наклеенная на доску».

«Ах это! Ну конечно» - На этот раз уже я подвожу хранительницу к иконе. Пятиклеймная икона XVIII века. На одной доске изображены сразу пять образов Богородицы: «Умягчение злых сердец», «От бед страждущих», «Взыскание погибших», «Всех скорбящих радости», «Утоли Моя Печали». Композиция очень необычная. Лики в картушах размещены ассиметрично. Самый настоящий барочный стиль. «Ну а как по-другому, - соглашается Татьяна Никитична, - это же XVIII век. Кстати, эти образы для 18 века новые, они стали известны где-то в конце XVII века, тогда сформировалась их иконография. В таком сочетании, как здесь, да к тому же все вместе они встречаются чрезвычайно редко. Когда наша выставка открылась, приходило множество искусствоведов, которые подолгу останавливались у этой иконы и спорили».

Татьяна Никитична готова останавливаться у каждого экспоната: «Вот Сянжемские чудотворцы – очень редкое изображение. «Воскресение» - это же Мстёра. Вот картуши из иконостасов»...

Такими неожиданностями выставка полна. Причем встречаются даже вещи, по исполнению несвойственные  восточно-православной традиции.

Например, «Святая Евхаристия» - не очень большая по своим размерам икона. На дискосе (в блюде) наполненном кровью, стоит Христос, раны которого кровоточат. «Действительно, икона редкая, - подтверждает мои предположения Татьяна Никитична. - Написана в западно-европейской стилистике. Очевидно, что оттуда и заимствован сюжет. Мы датируем ее XVII веком. На основе стиля мы предположительно относим ее к работам мастерских Великого Устюга. Однако это не окончательный вывод».

Или «Коронование Богородицы» XVII века – тоже безусловное заимствование из западноевропейской иконографии. Необычен и материал, на котором выполнена икона – это живопись на холсте. Общий фон достаточно темный. По словам Татьяны Никитичны, когда-то он предположительно был голубым, потом был утрачен. Икона привезена с русского Севера.

Как и деревянная статуя Николая Чудотворца Можайского конца XVII века. Она из Каргополя и, по всей видимости, тоже относится к разряду заимствований. Первые рельефные изображения Николая Чудотворца, местночтимого святого  Можайска, известны с XIII века. В руках он держит меч и град – как символ покровительства городу. Однако статуи, подобные представленной на экспозиции, получили распространение только в XVII – XVIII вв.

КРУГ ЗАМКНУЛСЯ

Мы идем к выходу, прощаемся. Вдруг Татьяна Никитична, будто опомнившись, показывает мне самый, пожалуй, малозаметный экспонат. Это документ, написанный скорописью XVII века на плохонькой бумаге. Но для музея он имеет огромное значение. «Нам ценна эта записка, кстати, она получена в дар от одного из друзей нашего музея. Киреева, - говорит моя провожатая. - Это копия записи в отказной книге о владении Спасо-Андроникова монастыря в селе Бисерово, относящееся к концу 1680 года». Она многозначительно улыбается.

Не было бы этого отказа, не было бы монастыря, не было бы музея, не было бы выставки. Замкнутый круг.

Выставка проходит в здании настоятельских келий Андроникова монастыря по адресу: Андроньевская площадь, дом 10. Предположительно - до конца февраля.

Дарья Рощеня

17 января 2005 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×