Читающие родители,
или Как работает пример в детском чтении

Художник: Гарольд Найт Художник: Гарольд Найт

Мы все знаем поговорку про «яблоко от яблони» и ей подобные. И знаем, что это действительно работает: дети, у которых дома не принято, например, говорить близким «доброе утро» или благодарить после трапезы, не делают это нигде и очень удивляются, когда им на такие вещи указывают. Семья – главная среда, где формируется человек.

Но вот с чтением все не так просто. Есть читающие дети читающих родителей. Есть нечитающие дети читающих родителей или наоборот. И зависит это от совокупности факторов. Рассмотрим все эти случаи.

Родители читают, и дети тоже

Чаще всего бывает именно так. Ребенок впитывает ценности родителей, стремится быть похожим на них. Поэтому книги становятся важной частью его жизни.

Еще читающие родители чаще всего хотят, чтобы ребенок читал тоже и создают для этого благоприятную среду. Они покупают книжки, читают вместе с малышом с раннего возраста, беседуют о прочитанном и вообще замотивированы всячески поощрять этот процесс. Все эти усилия не пропадают даром, и книги становятся частью жизни ребенка.

Тут играет роль, в общем-то, очень простая вещь: книга и ее содержание – ценность для самого родителя. Он транслирует это естественно, без формальных установок типа «читать полезно», «читать нужно, чтобы грамотно говорить», «читать важно, чтобы меня считали образованным». Человек просто любит книги, ему в удовольствие проводить время за чтением, и он прививает это ребенку. Не намеренно – своим собственным образом жизни.

Мои родители читали всегда. Поэтому для меня не было ничего естественнее, чем мама с томиком стихов или папа, который смотрит на меня поверх очков, отрываясь от «Истории Русской Церкви» митрополита Макария или сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова).

И наоборот: очень сложно сделать чтение частью своей жизни, если дома нет ни одной книги, а фоном постоянно играет телевизор. Именно ценность явления для значимых взрослых определяет интерес к нему ребенка.

Родители читают, а дети нет

Да, так бывает. И вот тут уже появляется несколько интересных сценариев.

Иногда родители читают так, что дети этого не видят. Чаще всего происходит так: мама укладывает ребенка, а потом садится за книгу, чтобы он ей не мешал. Конечно, неудобно, когда тебя отвлекают, но ребенок не видит живой пример заинтересованности чтением, поэтому и сам им не особенно интересуется.

Исправить это легко: пусть ребенок видит чтение родителей, хотя бы в терапевтических целях. Почитайте рядом с ним 5–10 минут, а если будет отвлекать – объясните, почему вам так интересно.

Ребенок не может полюбить то, к чему его принуждают угрозами, криками и наказанием

Иногда родители считают чтение очень важной областью жизни и слишком давят на ребенка. Они могут отрывать его от игры или мультфильма ради книги, кричать и наказывать чтением, заставлять слушать, когда он хочет заняться чем-то другим. Делают они это с благими намерениями, потому что сами любят читать, но получается не то, чего бы они хотели. Ребенок не может полюбить то, к чему его принуждают угрозами, криками и наказанием.

Это тоже можно исправить: надо постараться сделать чтение удовольствием для ребенка. Читать понемногу, в те моменты, когда он в настроении, заранее предупреждать о том, что планируете сесть с ним за книгу, не отрывать от игры, дать досмотреть мультфильм. И главное: не создавать вокруг книги нервозную атмосферу.

И третий, самый сложный случай: родители читают, но у них нет доверительных отношений с ребенком. Они мало разговаривают с ним, мало слушают его, мало интересуются его внутренним миром. Иногда в таких случаях дети как бы уходят в свои миры, живут отдельной от родителей жизнью. А чтение остается занятием отстраненных и холодных родителей.

Исправить это сложнее, но возможно: взрослым нужно честно взглянуть на себя и пересмотреть свои отношения с ребенком. Когда придет доверие, вероятно, придет интерес, а потом и любовь к чтению.

Родители не читают, а дети читают

Это редкий случай, но так случается. Я знаю три реальных ситуации. Расскажу о каждой подробнее.

Мой друг, учитель истории с более чем двадцатилетним стажем, из рабочей семьи. Его родители очень хорошие простые люди. Отдых для них – не книга, а просмотр телевизора. Но сын начал читать рано. Будучи и школьником, и студентом читал очень много, а сейчас принес эту любовь в собственную семью, много читает с дочкой, она тоже любит книги.

Моя знакомая девочка-подросток читает, хотя в семье над ней подсмеиваются и считают, что она портит глаза. Причина любви к книгам – учительница русского языка и литературы, которая ведет книжный клуб, много общается с девочкой вне уроков и советует ей книги. К слову, в книжном клубе девочка одна такая, из нечитающей семьи.

Еще одна знакомая девочка, ровесница моей старшей дочки, из неблагополучной семьи. Мама и папа пьют, дома разруха, один раз органы опеки уже изымали ребенка из семьи. У девочки нет своего телефона, почти нет друзей, зато есть доступ в школьную библиотеку. Там она берет книги и погружается в их миры, сбегая из мира реального.

Как подавать пример в чтении

Главное, чтобы читать нравилось всем участникам процесса. Пример ради примера, через «не могу» и «не хочу», с раздражением и без интереса не сработает: дети прекрасно чувствуют такие вещи. Они быстро теряют интерес к тому, что родители в душе не считают важным, но делают вид, что заинтересованы.

Пример ради примера, через «не могу» и «не хочу», с раздражением и без интереса не сработает: дети прекрасно чувствуют такие вещи

А еще дети впитывают разговоры о книгах. Если мама рассказывает папе, почему ей понравился или не понравился герой, а папа пересказывает маме какой-нибудь интересный эпизод из прочитанного, ребенок, играющий рядом, улавливает такие вещи. Он может играть или рисовать, никак не участвуя в происходящем, но в его голове откладывается, что чтение – важная и интересная вещь, ведь папа и мама об этом разговаривают.

Пример должен быть живым и естественным, не вымученным и не спланированным. Только так он работает: мы повторяем то, что нас цепляет и восхищает. Особенно когда мы еще не взрослые.

Мария Минаева

3 февраля 2025 г.

Комментарии
Ольга 7 февраля 2025, 00:42
Мои родители не читали. Мама говорила, что её в сон клонит от книг, а папа просто не читал. Читать очень люблю, и моя дочь тоже. Вот Вам четвёртая ситуация)).
Иоанна_ 4 февраля 2025, 13:34
Художественная литература развивает и воспитывает область чувств, которая представляет собой часть души, пусть и низшую, но неотъемлемую и важную для формирования личности и в конечном счёте - для спасения. Особенно когда духовная литература недоступна, как это было в моём детстве. Если человек пренебрегает хорошей, качественной художественной литературой (а это прежде всего классика), тогда эта часть души остаётся неразвитой. Очень жаль. В поколении моих родителей условные "физики" знали литературу и поэзию не хуже гуманитариев. Благодаря этому, в том числе, со временем многие из них пришли к Богу.
Антоний 3 февраля 2025, 18:39
Далее, дорогая Читательница, "Научная фантастика в целом обычно не очень-то научна и не так уж футуристична" - твердая научная фантастика строго научна. Исключение - использование технологий путешествий быстрее скорости света. Но они не опровергнуты современной наукой. "Создавать иллюзорные сцены и существа силой "чистой мысли"" - редкий вариант. И так далее. Спорить с уважаемым отцом Серафим Роузом в целом смысла не вижу, поскольку его авторский взгляд на Научную Фантастику не соответствует реальной картине жанра. Он смешивает оккультизм (фэнтези, который базируется как раз на паранормальной мистике) и твердый SciFi. Божией Вам помощи и благословения!
Читательница (Подмосковье) 3 февраля 2025, 16:38
Жанр, к которому мне с детства не привили интерес,-фантастика. В ней я полный профан. Но у нас дома был затертый до дыр огромного формата том А.С.Пушкина. Он был такой толстый, что мне в 6-7 лет было трудно его поднять, но очень тянуло почитать сказки. А мама знала наизусть много стихотворений, и я очень любила их слушать. Позже зачитывалась рассказами В.Бианки,повестями А.Гайдара,В.Короленко...Неизгладимый след в душе оставили "Униженные и оскорбленные" и "Война и мир"-из нашей домашней библиотеки.Детское чтение осталось в памяти на всю жизнь. Вот что писал иеромонах Серафим (Роуз) по поводу научной фантастики: https://pravoslavie.ru/put/biblio/rose_prb/rose23.htm?ysclid=m6p2do55wf964140549
Антоний 3 февраля 2025, 07:20
"Главное, чтобы читать нравилось всем участникам процесса", а для этого нужно, чтобы книга была по вкусу. Вкус же - у каждого свой. Пушкина и Толстого меня в юности заставить читать можно было разве что палкой, и то не факт. Сейчас - уже и палка не поможет, не заставите. Но вот великих Фантастов и научную литературу, конечно, с юности выискивал, выменивал, зачитывал до дыр в самом прямом смысле. И сейчас поступаю также. Научная Фантастика - царица моих книднвх полок. Она и только она позволяет заглянуть за горизонт. Также и с кино. Комедия или мелодрама - увольте. А шедевр Научной Фантастики - о, от первой до последней минуты с непременным вниманием.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×