Храм святых Константина и Елены в Кламаре. Фото: flickr.com/photos/chersonese/
Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой,
поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем (Пс. 5:8).
Кламар – небольшой городок, расположенный в 10-ти километрах от Парижа. Французы называют его «русским городом», так как после окончания Гражданской войны в России здесь поселились многие русские эмигранты, которые построили православную домовую церковь в честь святых равноапостольных Константина и Елены.
На днях ко мне в гости зашел старинный знакомый – Георгий Михайлович Осоргин, представитель славного древнего дворянского рода Осоргиных, в роду которых – святая праведная Иулиания Лазаревская. Георгий Михайлович – сын священника Михаила (1929–2012) и внук Георгия Михайловича Осоргина (1875–1929), казненного на Соловках в 1929 году, и полный его тезка.
Георгий Николаевич фон Розеншилд-Паулин (в красном галстуке) и Георгий Михайлович Осоргин (с микрофоном) – двоюродные братья (внуки Г.М. Осоргина)
Георгий Михайлович время от времени наведывается в бывшее поместье Осоргиных в с. Сергиевское (ныне Кольцово) Ферзиковского района Калужской губернии. Здесь в настоящее время ведутся реставрационные работы колокольни Покровской церкви, расположенной на территории бывшей усадьбы Осоргиных. Этот проект реализуют сестры женского монастыря в честь Калужской иконы Пресвятой Богородицы в Ждамирово, в первую очередь матушка игумения Параскева. Путь Георгия Михайловича туда лежит через Калугу. Он только что вернулся из Аргентины, куда летал с мамой и дочкой Александрой, чтобы отпраздновать Рождество Христово вместе с русской семьей его супруги, проживающей в Аргентине. Рассказал много интересного и показал на смартфоне отрывок службы в русском храме Святой Троицы в Буэнос-Айресе. Если бы мне не сказали, что служба идет в Аргентине, я бы подумала, что передо мной всенощная в одном из московских храмов. Рассказал, что в Буэнос-Айресе существует несколько православных храмов: Воскресенский кафедральный собор, Благовещенский собор, церковь святого Сергия Радонежского, храм священномученика Патриарха Гермогена, храм всех святых, в земле Российской просиявших, русский храм Иова Почаевского. Отрадно было слышать о существовании Православия в далекой Аргентине. Главная же для меня сообщенная им новость – это торжественное празднование столетия русской православной церкви в честь св. равноапостольных Константина и Елены в Кламаре, предместье Парижа.
Флигель – бывшая приходская школа имения Сергиевское
Торжество состоялось 8 июня прошлого года. В тот праздничный день юбилейные торжества и Божественную литургию возглавил Патриарший экзарх Западной Европы митрополит Корсунский и Западноевропейский Нестор. Высокопреосвященнейшему владыке сослужил архиепископ Михаил (Донсков), а также священники домового храма: иеромонах Иосиф (Павлинчук), иерей Александр (Машталер) и десять других иереев Корсунской епархии, РПЦЗ и Архиепископия Православных Церквей Русской традиции в Европе. Богослужение совершалось на церковнославянском и французском языках. На нем присутствовал Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации во Франции А.Ю. Мешков.
По окончании Божественной литургии был отслужен молебен с крестным ходом. В конце службы митрополит Нестор зачитал присутствовавшим в храме поздравительный адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
«Сегодня, – написал Патриарх, – в Константино-Еленинском храме собираются не только потомки тех, кто стоял у истоков его создания, но и многие православные христиане разных национальностей, составляющие дружную и сплоченную общину, в которой царит дух христианской любви и взаимопомощи. Отрадно, что жизнь прихода продолжает развиваться, и все больше людей объединяется в совместной молитве под сводами этой церкви».
Патриарху Кириллу, как и клиру церкви, и членам приходской общины было провозглашено многолетие, а усопшим основателям, пастырям и прихожанам – вечная память. Престольные торжества завершились праздничной трапезой, которая по традиции была организована в саду на территории домового храма.
Прихожане храма святых Константина и Елены в Кламаре
Домовый храм святых равноапостольных Константина и Елены был основан в Кламаре в 1923 году. Это один из старейших приходов Корсунской епархии и Западноевропейского экзархата. Основателем домового храма был граф Константин Аполлинарьевич Хрептович-Бутенев (1848–1933). Сын дипломата и сам дипломат, он был богат, сумел заблаговременно вывезти свои средства за рубеж, в отличие от своих многочисленных родственников: Осоргиных, Трубецких, Лопухиных, Самариных, которые были вынуждены покинуть Россию, охваченную пожаром Гражданской войны, только с несколькими чемоданами, и то это в лучшем случае, а белые офицеры-беженцы вообще ничего при себе не имели.
Граф К.А. Хрептович-Бутенев купил в Кламаре усадьбу и решил для себя и своей многочисленной родни устроить в усадьбе домовую церковь
Граф К.А. Хрептович-Бутенев купил в Кламаре усадьбу и решил для себя и своей многочисленной родни устроить в усадьбе домовую церковь: русский без церкви – это не русский. Графу помогали в строительстве храма его дочь, Мария Константиновна, и ее муж, князь Григорий Николаевич Трубецкой. Уже через месяц в саду усадьбы графа виднелась церковка: ее заказали сделать из соснового дерева на одной столярной фабрике, которая с точностью воспроизвела предоставленный ей проект. Церковь была посвящена святым равноапостольным Константину и Елене: святой Константин Великий – небесный покровитель графа Константина Хрептович-Бутенева и 18-летнего Константина, сына князя Григория Трубецкого и Марии Константиновны, погибшего во время Гражданской войны в России. Впоследствии по благословению митрополита Смоленского (ныне Патриарха Кирилла) с 2007 года в храме стали поминаться равно с престольными святые благоверные князья Константин и его чада, Михаил и Феодор, муромские чудотворцы.
Михаил Михайлович Осоргин Когда домовый храм был построен, оставалось организовать в нем богослужение. Первым священником нового домового храма стал отец Александр Калашников (1860–1941), прибывший из Константинополя. Первые богослужения были совершены на Пасху 1924 года. Следующим священнослужителем храма в Кламаре стал после принятия священного сана Михаил Михайлович Осоргин (1861–1930)[1], последний владелец имения Сергиевское в Калужской губернии. Вначале регентами и псаломщиками были члены семьи. С момента создания храма псаломщиком и регентом хора был старший сын протоиерея Михаила – Михаил Михайлович Осоргин[2]. Пели члены семьи духовно, просто и красиво. Когда в 1925 году регент Михаил Михайлович перешел в созданный при его участии Свято-Сергиевский храм при Сергиевском подворье в Париже, его заменила младшая сестра, Антонина Михайловна (1901–1985), которая создала русскую школу в Париже, в которой преподавала русский язык и литературу нескольким поколениям детей русских эмигрантов. Она окончила свой жизненный путь в ангельском чине – монахиней Серафимой.
Храм стал важным духовным центром русской эмигрантской общины, сохранял традиции русского Православия
В первые годы существования храма в Кламаре он представлял собой лишь домовую церковь, однако вскоре храм стал важным духовным центром русской эмигрантской общины. Его деятельность и духовное наставничество сохраняли традиции и преемственность русского Православия.
Очень скоро помещение церкви оказалось тесным, не вмещавшим всех прихожан. Тогда было принято решение отодвинуть притвор от центральной части и между ними построить дополнительный корпус, удвоивший размеры храма, однако не нарушавший его общих грациозных пропорций. Позже, в 1972 году, над притвором был установлен небольшой купол по проекту Алексея Георгиевича Серикова, а в 1993 году над центральной частью храма возвысился большой синий купол, расписанный художником Сергеем Сергеевичем Тутуновым.
После смерти о. Михаила (Михаила Михайловича Осоргина) в 1939 году настоятелем храма в Кламаре стал архимандрит Киприан (Керн; 1899–1960)[3], который служил здесь в течение 20 лет (с 1940 по 1960 г.) По его заказу иконы всех двунадесятых праздников, а также две большие иконы Иисуса Христа и Божией Матери были написаны графиней Еленой Львовой. После него служили и многие другие известные священники.
Четыре поколения Осоргиных: Е. Н. и М. М. Осоргины с сыновьями Сергеем и Михаилом, Мария Алексеевна, урожд. Волконская, ее мать Мария Дмитриевна Волконская и Михаил Михайлович Осоргин (старший). 1890. Частное собрание, Париж
Самым заслуженным священнослужителем кламарского домового храма был Михаил Георгиевич Осоргин (1929–2012), сын казненного в 1929 году в Соловецком лагере Георгия Михайловича. Еще младенцем его вывезла из Советской России во Францию мать, Александра Михайловна Осоргина (1900–1991, урожденная княжна Голицына); вместе с ней выехали еще 11 родственников. Осоргиных приняла семья Трубецких-Бутеневых, у которых в Кламаре был дом. Хотя Михаил никогда не видел своего отца, он всегда трепетно относился к его памяти и говорил, что хотел бы быть похороненным на Соловках, там, где был зачат.
В 1978 году Михаил Георгиевич был рукоположен в священный сан. Став священником, служил на приходах в Париже. В 1987 году назначен настоятелем храма святого Николая в Риме, приход которого составляли всего 8 человек. Он поднял этот приход практически с нуля. 26 октября 2000 года на собрании общины Свято-Никольского прихода в Риме большинством голосов было принято решение о возвращении прихода во главе с его настоятелем протоиереем Михаилом Осоргиным в лоно Московского Патриархата, в связи с чем на имя Патриарха Московского и всея Руси были направлены соответствующие прошения Приходского совета и настоятеля. Во многом это произошло благодаря убеждению отца Михаила, что будущее русского Православия в Западной Европе – в объединении под омофором Патриарха Московского и всея Руси. 27 декабря 2000 года решением Священного Синода Свято-Николаевский приход был принят в юрисдикцию Русской Православной Церкви на правах ставропигии. В сентябре 2004 года о. Михаил был назначен почетным настоятелем Свято-Никольского прихода в связи с необходимостью лечения и пребыванием вне Италии.
Отец Михаил в своем домовом храме в г. Кламар. Светлая Седмица, 2009 г. Фото из семейного архива
Одновременно со служением в Италии отец Михаил регулярно служил и в кламарском храме, заботился о его благоустройстве. Он посвятил домовому храму свв. равноапостольных Константина и Елены 50 лет своей жизни.
В 1961 году стало известно, что дом Бутеневых вместе со всей территорией выставлен на продажу. Хотя у Михаила Георгиевича Осоргина не было денег, он твердо решил спасти домовую церковь. Влез в долги, но половину территории поместья купил вместе со стоящей здесь церковью. Так отец Михаил Осоргин стал владельцем части участка и домового храма и начал активно заниматься церковной деятельностью.
В начале 2000-х годов домовый храм свв. Константина и Елены вместе с приходом перешел в юрисдикцию Московского Патриархата
В начале 2000-х годов домовый храм свв. Константина и Елены вместе с приходом перешел в юрисдикцию Московского Патриархата (до этого под омофором Константинопольского Патриархата). До самой смерти, последовавшей 24 ноября 2012 года, отец Михаил исполнял обязанности настоятеля домовой церкви в честь святых Константина и Елены в Кламаре. Погребен на семейном кладбище в Кламаре.
Митрополит (в то время архимандрит) Тихон (Шевкунов) сказал в день смерти отца Михаила, что он «был один из самых поразительных священников русского Зарубежья… Он очень многое сделал и для православных во Франции и Италии. Он сохранял такие традиции, которые, надо сказать, никому, кроме него, не доверены». Но самое главное, по мнению отца Тихона, лично знавшего протоиерея Михаила, – это то, что он «был необычайно духовной высоты человек, необычайной честности и высочайшей веры»[4].
Дочери о. Михаила Осоргина: Александра (стоит), Елизавета и Татьяна (сидят на траве). В центре – митр. Корсунский и Западноевропейский Нестор
Вот уже 12 лет четверо его детей – Георгий, Александра, Елизавета и Татьяна – с помощью прихожан поддерживают существование этой домовой церкви.
Может быть, читателю этих строк случится побывать в Париже и увидеть собственными глазами не только Собор Парижской Богоматери, но и небольшой уютный храм в Кламаре в честь святых равноапостольных Константина и Елены, в котором прихожане возносят молитвы к Богу о любимой России, своей исторической Родине.