Русский православный храм в Кламаре (Франция) и Осоргины

Храм святых Константина и Елены в Кламаре. Фото: flickr.com/photos/chersonese/ Храм святых Константина и Елены в Кламаре. Фото: flickr.com/photos/chersonese/

Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой,
поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем (Пс. 5:8).

Кламар – небольшой городок, расположенный в 10-ти километрах от Парижа. Французы называют его «русским городом», так как после окончания Гражданской войны в России здесь поселились многие русские эмигранты, которые построили православную домовую церковь в честь святых равноапостольных Константина и Елены.

На днях ко мне в гости зашел старинный знакомый – Георгий Михайлович Осоргин, представитель славного древнего дворянского рода Осоргиных, в роду которых – святая праведная Иулиания Лазаревская. Георгий Михайлович – сын священника Михаила (1929–2012) и внук Георгия Михайловича Осоргина (1875–1929), казненного на Соловках в 1929 году, и полный его тезка.

Георгий Николаевич фон Розеншилд-Паулин (в красном галстуке) и Георгий Михайлович Осоргин (с микрофоном) – двоюродные братья (внуки Г.М. Осоргина) Георгий Николаевич фон Розеншилд-Паулин (в красном галстуке) и Георгий Михайлович Осоргин (с микрофоном) – двоюродные братья (внуки Г.М. Осоргина)

Георгий Михайлович время от времени наведывается в бывшее поместье Осоргиных в с. Сергиевское (ныне Кольцово) Ферзиковского района Калужской губернии. Здесь в настоящее время ведутся реставрационные работы колокольни Покровской церкви, расположенной на территории бывшей усадьбы Осоргиных. Этот проект реализуют сестры женского монастыря в честь Калужской иконы Пресвятой Богородицы в Ждамирово, в первую очередь матушка игумения Параскева. Путь Георгия Михайловича туда лежит через Калугу. Он только что вернулся из Аргентины, куда летал с мамой и дочкой Александрой, чтобы отпраздновать Рождество Христово вместе с русской семьей его супруги, проживающей в Аргентине. Рассказал много интересного и показал на смартфоне отрывок службы в русском храме Святой Троицы в Буэнос-Айресе. Если бы мне не сказали, что служба идет в Аргентине, я бы подумала, что передо мной всенощная в одном из московских храмов. Рассказал, что в Буэнос-Айресе существует несколько православных храмов: Воскресенский кафедральный собор, Благовещенский собор, церковь святого Сергия Радонежского, храм священномученика Патриарха Гермогена, храм всех святых, в земле Российской просиявших, русский храм Иова Почаевского. Отрадно было слышать о существовании Православия в далекой Аргентине. Главная же для меня сообщенная им новость – это торжественное празднование столетия русской православной церкви в честь св. равноапостольных Константина и Елены в Кламаре, предместье Парижа.

Флигель – бывшая приходская школа имения Сергиевское Флигель – бывшая приходская школа имения Сергиевское

Торжество состоялось 8 июня прошлого года. В тот праздничный день юбилейные торжества и Божественную литургию возглавил Патриарший экзарх Западной Европы митрополит Корсунский и Западноевропейский Нестор. Высокопреосвященнейшему владыке сослужил архиепископ Михаил (Донсков), а также священники домового храма: иеромонах Иосиф (Павлинчук), иерей Александр (Машталер) и десять других иереев Корсунской епархии, РПЦЗ и Архиепископия Православных Церквей Русской традиции в Европе. Богослужение совершалось на церковнославянском и французском языках. На нем присутствовал Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации во Франции А.Ю. Мешков.

По окончании Божественной литургии был отслужен молебен с крестным ходом. В конце службы митрополит Нестор зачитал присутствовавшим в храме поздравительный адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

«Сегодня, – написал Патриарх, – в Константино-Еленинском храме собираются не только потомки тех, кто стоял у истоков его создания, но и многие православные христиане разных национальностей, составляющие дружную и сплоченную общину, в которой царит дух христианской любви и взаимопомощи. Отрадно, что жизнь прихода продолжает развиваться, и все больше людей объединяется в совместной молитве под сводами этой церкви».

Патриарху Кириллу, как и клиру церкви, и членам приходской общины было провозглашено многолетие, а усопшим основателям, пастырям и прихожанам – вечная память. Престольные торжества завершились праздничной трапезой, которая по традиции была организована в саду на территории домового храма.

Прихожане храма святых Константина и Елены в Кламаре Прихожане храма святых Константина и Елены в Кламаре

Домовый храм святых равноапостольных Константина и Елены был основан в Кламаре в 1923 году. Это один из старейших приходов Корсунской епархии и Западноевропейского экзархата. Основателем домового храма был граф Константин Аполлинарьевич Хрептович-Бутенев (1848–1933). Сын дипломата и сам дипломат, он был богат, сумел заблаговременно вывезти свои средства за рубеж, в отличие от своих многочисленных родственников: Осоргиных, Трубецких, Лопухиных, Самариных, которые были вынуждены покинуть Россию, охваченную пожаром Гражданской войны, только с несколькими чемоданами, и то это в лучшем случае, а белые офицеры-беженцы вообще ничего при себе не имели.

Граф К.А. Хрептович-Бутенев купил в Кламаре усадьбу и решил для себя и своей многочисленной родни устроить в усадьбе домовую церковь

Граф К.А. Хрептович-Бутенев купил в Кламаре усадьбу и решил для себя и своей многочисленной родни устроить в усадьбе домовую церковь: русский без церкви – это не русский. Графу помогали в строительстве храма его дочь, Мария Константиновна, и ее муж, князь Григорий Николаевич Трубецкой. Уже через месяц в саду усадьбы графа виднелась церковка: ее заказали сделать из соснового дерева на одной столярной фабрике, которая с точностью воспроизвела предоставленный ей проект. Церковь была посвящена святым равноапостольным Константину и Елене: святой Константин Великий – небесный покровитель графа Константина Хрептович-Бутенева и 18-летнего Константина, сына князя Григория Трубецкого и Марии Константиновны, погибшего во время Гражданской войны в России. Впоследствии по благословению митрополита Смоленского (ныне Патриарха Кирилла) с 2007 года в храме стали поминаться равно с престольными святые благоверные князья Константин и его чада, Михаил и Феодор, муромские чудотворцы.

Михаил Михайлович Осоргин Михаил Михайлович Осоргин Когда домовый храм был построен, оставалось организовать в нем богослужение. Первым священником нового домового храма стал отец Александр Калашников (1860–1941), прибывший из Константинополя. Первые богослужения были совершены на Пасху 1924 года. Следующим священнослужителем храма в Кламаре стал после принятия священного сана Михаил Михайлович Осоргин (1861–1930)[1], последний владелец имения Сергиевское в Калужской губернии. Вначале регентами и псаломщиками были члены семьи. С момента создания храма псаломщиком и регентом хора был старший сын протоиерея Михаила – Михаил Михайлович Осоргин[2]. Пели члены семьи духовно, просто и красиво. Когда в 1925 году регент Михаил Михайлович перешел в созданный при его участии Свято-Сергиевский храм при Сергиевском подворье в Париже, его заменила младшая сестра, Антонина Михайловна (1901–1985), которая создала русскую школу в Париже, в которой преподавала русский язык и литературу нескольким поколениям детей русских эмигрантов. Она окончила свой жизненный путь в ангельском чине – монахиней Серафимой.

Храм стал важным духовным центром русской эмигрантской общины, сохранял традиции русского Православия

В первые годы существования храма в Кламаре он представлял собой лишь домовую церковь, однако вскоре храм стал важным духовным центром русской эмигрантской общины. Его деятельность и духовное наставничество сохраняли традиции и преемственность русского Православия.

Очень скоро помещение церкви оказалось тесным, не вмещавшим всех прихожан. Тогда было принято решение отодвинуть притвор от центральной части и между ними построить дополнительный корпус, удвоивший размеры храма, однако не нарушавший его общих грациозных пропорций. Позже, в 1972 году, над притвором был установлен небольшой купол по проекту Алексея Георгиевича Серикова, а в 1993 году над центральной частью храма возвысился большой синий купол, расписанный художником Сергеем Сергеевичем Тутуновым.

После смерти о. Михаила (Михаила Михайловича Осоргина) в 1939 году настоятелем храма в Кламаре стал архимандрит Киприан (Керн; 1899–1960)[3], который служил здесь в течение 20 лет (с 1940 по 1960 г.) По его заказу иконы всех двунадесятых праздников, а также две большие иконы Иисуса Христа и Божией Матери были написаны графиней Еленой Львовой. После него служили и многие другие известные священники.

Четыре поколения Осоргиных: Е. Н. и М. М. Осоргины с сыновьями Сергеем и Михаилом, Мария Алексеевна, урожд. Волконская, ее мать Мария Дмитриевна Волконская и Михаил Михайлович Осоргин (старший). 1890. Частное собрание, Париж Четыре поколения Осоргиных: Е. Н. и М. М. Осоргины с сыновьями Сергеем и Михаилом, Мария Алексеевна, урожд. Волконская, ее мать Мария Дмитриевна Волконская и Михаил Михайлович Осоргин (старший). 1890. Частное собрание, Париж

Самым заслуженным священнослужителем кламарского домового храма был Михаил Георгиевич Осоргин (1929–2012), сын казненного в 1929 году в Соловецком лагере Георгия Михайловича. Еще младенцем его вывезла из Советской России во Францию мать, Александра Михайловна Осоргина (1900–1991, урожденная княжна Голицына); вместе с ней выехали еще 11 родственников. Осоргиных приняла семья Трубецких-Бутеневых, у которых в Кламаре был дом. Хотя Михаил никогда не видел своего отца, он всегда трепетно относился к его памяти и говорил, что хотел бы быть похороненным на Соловках, там, где был зачат.

В 1978 году Михаил Георгиевич был рукоположен в священный сан. Став священником, служил на приходах в Париже. В 1987 году назначен настоятелем храма святого Николая в Риме, приход которого составляли всего 8 человек. Он поднял этот приход практически с нуля. 26 октября 2000 года на собрании общины Свято-Никольского прихода в Риме большинством голосов было принято решение о возвращении прихода во главе с его настоятелем протоиереем Михаилом Осоргиным в лоно Московского Патриархата, в связи с чем на имя Патриарха Московского и всея Руси были направлены соответствующие прошения Приходского совета и настоятеля. Во многом это произошло благодаря убеждению отца Михаила, что будущее русского Православия в Западной Европе – в объединении под омофором Патриарха Московского и всея Руси. 27 декабря 2000 года решением Священного Синода Свято-Николаевский приход был принят в юрисдикцию Русской Православной Церкви на правах ставропигии. В сентябре 2004 года о. Михаил был назначен почетным настоятелем Свято-Никольского прихода в связи с необходимостью лечения и пребыванием вне Италии.

Отец Михаил в своем домовом храме в г. Кламар. Светлая Седмица, 2009 г. Фото из семейного архива Отец Михаил в своем домовом храме в г. Кламар. Светлая Седмица, 2009 г. Фото из семейного архива

Одновременно со служением в Италии отец Михаил регулярно служил и в кламарском храме, заботился о его благоустройстве. Он посвятил домовому храму свв. равноапостольных Константина и Елены 50 лет своей жизни.

В 1961 году стало известно, что дом Бутеневых вместе со всей территорией выставлен на продажу. Хотя у Михаила Георгиевича Осоргина не было денег, он твердо решил спасти домовую церковь. Влез в долги, но половину территории поместья купил вместе со стоящей здесь церковью. Так отец Михаил Осоргин стал владельцем части участка и домового храма и начал активно заниматься церковной деятельностью.

В начале 2000-х годов домовый храм свв. Константина и Елены вместе с приходом перешел в юрисдикцию Московского Патриархата

В начале 2000-х годов домовый храм свв. Константина и Елены вместе с приходом перешел в юрисдикцию Московского Патриархата (до этого под омофором Константинопольского Патриархата). До самой смерти, последовавшей 24 ноября 2012 года, отец Михаил исполнял обязанности настоятеля домовой церкви в честь святых Константина и Елены в Кламаре. Погребен на семейном кладбище в Кламаре.

Митрополит (в то время архимандрит) Тихон (Шевкунов) сказал в день смерти отца Михаила, что он «был один из самых поразительных священников русского Зарубежья… Он очень многое сделал и для православных во Франции и Италии. Он сохранял такие традиции, которые, надо сказать, никому, кроме него, не доверены». Но самое главное, по мнению отца Тихона, лично знавшего протоиерея Михаила, – это то, что он «был необычайно духовной высоты человек, необычайной честности и высочайшей веры»[4].

Дочери о. Михаила Осоргина: Александра (стоит), Елизавета и Татьяна (сидят на траве). В центре – митр. Корсунский и Западноевропейский Нестор Дочери о. Михаила Осоргина: Александра (стоит), Елизавета и Татьяна (сидят на траве). В центре – митр. Корсунский и Западноевропейский Нестор

Вот уже 12 лет четверо его детей – Георгий, Александра, Елизавета и Татьяна – с помощью прихожан поддерживают существование этой домовой церкви.

Может быть, читателю этих строк случится побывать в Париже и увидеть собственными глазами не только Собор Парижской Богоматери, но и небольшой уютный храм в Кламаре в честь святых равноапостольных Константина и Елены, в котором прихожане возносят молитвы к Богу о любимой России, своей исторической Родине.

Мария Тоболова

10 февраля 2025 г.

[1] Михаил Михайлович Осоргин (1861–1939) – в прошлом действительный статский советник (1903), камергер (1903), калужский уездный предводитель дворянства (1897–1898), вице-губернатор в Харькове, гродненский (1903–1905) и тульский губернатор (1905–1907). После Октябрьского переворота большевики в 1923 году выселили семью Осоргиных из Сергиевского как «врагов народа». Михаила Михайловича с семьей приютили родственники в подмосковном Измалково, где он зарабатывал на жизнь, давая частные уроки Закона Божьего и математики. В 1931 году, узнав о расстреле сына Георгия на Соловках, понял, что дальше оставаться на Родине – значит рисковать жизнью, и вместе с семьей (всего 13 человек) эмигрировал из советской России во Францию. Так Осоргины повторили судьбу русских дворянских семей, которых вынудили покинуть Россию. Осоргины поселись в Кламаре (под Парижем). В том же 1931 году Михаил Михайлович осуществил месту своей юности – стал священником. В 70 лет он был рукоположен в сан диакона, а затем – во священника и стал настоятелем домовой церкви святых равноапостольных царей Константина и Елены в Кламаре. Преподавал Закон Божий в Четверговой школе. В 1937 году был возведен в сан протоиерея. Скончался 15 декабря 1939 года в Кламаре и был похоронен на местном кладбище.

[2] С именем Михаила Михайловича Осоргина (1887–1950), сына протоиерея Михаила, связано создание знаменитого русского православного Сергиевского подворья в Париже. С помощью митрополита Евлогия (Георгиевского) Осоргин сумел организовать покупку усадьбы у немецких хозяев, где и было выстроено подворье и освящен храм во имя Сергия Радонежского. Осоргин был при храме псаломщиком и регентом. В Париже он организовал курсы псаломщиков. Им же был создан знаменитый мужской хор в этом институте, который после его смерти возглавил его сын Николай. На подворье им был введен необычайно строгий стиль пения по церковному уставу, основанный на древних распевах. Этим пением богослужения на подворье отличались от богослужений в других православных храмах Европы. Верность старым церковным традициям была для Михаила Михайловича (младшего) абсолютной ценностью. Он был настоящим подвижником православной веры.

[3] Архимандрит Киприан (в миру Константин Эдуардович Керн) – выдающийся пастырь, богослов, патролог, литургист и церковный историк. Покинув Россию во время Гражданской войны, он обосновался в Сербии. Окончил юридический и богословский факультеты Белградского университета и стал священнослужителем Сербской Православной Церкви. В 1927 году принял монашеский постриг с именем Киприан. В 1928 году возведен в сан архимандрита. Доктор церковных наук. В 1936 году получил приглашение от Свято-Сергиевского института и переехал в Париж. Здесь он стал профессором кафедры пастырского богословия. В 1936–1939 годах был настоятелем Покровской церкви при общежитии неимущих русских эмигрантов в Париже, а затем до 1960 года – церкви святых Константина и Елены в Кламаре (домового храма семьи Бутеневых-Трубецких). Умер в 1960 году и похоронен в Кламаре согласно его завещанию.

[4] Протоиерей Михаил Осоргин будет похоронен на Соловках, где погиб его отец // https://pravoslavie.ru/57715.html

Смотри также
Русская скорбь Лазурного берега Русская скорбь Лазурного берега
Данила Литвинов
Русская скорбь Лазурного берега Русская скорбь Лазурного берега
Данила Литвинов
Когда-то это был роскошный храм с изумительным алтарным витражом, однако пришедший в жуткое запустение.
Об о. Михаиле Осоргине Об о. Михаиле Осоргине
Рассказы дочери
Об о. Михаиле Осоргине Перед смертью он пел «Христос воскресе!»
Рассказы дочери о протоиерее Михаиле Осоргине
Анастасия Рахлина
«Эти советчики убили моего отца, я вас туда не пущу», – говорил своим детям в 70-х протоиерей Михаил Осоргин. Сегодня они прилагают все усилия, чтобы исполнить волю отца и захоронить его на Соловках.
Отец Михаил. История одной семьи [ВИДЕО] Отец Михаил. История одной семьи [ВИДЕО] Отец Михаил. История одной семьи [ВИДЕО] Отец Михаил. История одной семьи [ВИДЕО]
Памяти протоиерея Михаила Осоргина († 24 ноября 2012 года)
Елена Чавчавадзе
24 ноября 2012 года отошел ко Господу протоиерей Михаил Осоргин. Он родился в 1929 году в Москве. После расстрела на Соловках отца был увезен во Францию. В 47 лет принял сан священника. В 2000 году отец Михаил вместе с общиной перешёл из Константинопольского патриархата под омофор Русской Православной Церкви.
Комментарии
Татьяна 10 февраля 2025, 18:49
Царствие Небесное, отцу Михаилу Осоргину! Отца Михаила Осоргина похоронили на Соловках, где погиб его отец?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×