Протоиерей Дионисий Растопчин: «Делай главное»

Протоиерей Дионисий Растопчин Протоиерей Дионисий Растопчин Протоиерей Дионисий Растопчин – благочинный Рыбинского городского округа, настоятель храмов Сретения Господня и Толгской иконы Божией Матери г. Рыбинска, преподаватель Ярославской духовной семинарии. Мы поговорили с отцом Дионисием о тех послушаниях, которые он нес и несет по благословению священноначалия: это и создание воскресной школы, и руководство молодежным движением, и преподавание в семинарии, и руководство Отделом религиозного образования и катехизации Рыбинской епархии.

– Отец Дионисий, сейчас вы несете множество высоких послушаний в Рыбинской епархии. А с чего начиналось ваше священническое служение?

– Высокие – не послушания. Высоким было доверие ко мне, раз меня вообще сделали священником. Когда ты говоришь: «За что?» – понимаешь: потому что хуже тебя никого не было. Это не формула тщеславия. Ты просто понимаешь, что другого пути для твоего личного спасения нет. Тебя ставят в определенные жесткие условия. И поэтому я благодарен Господу за то, что рукополагался в семинарии, но приехал в Рыбинск, где служил – и воспитывался! – в Казанском храме. Первые уроки здесь мне преподал настоятель Казанского храма отец Григорий Гогишвили, который очень много рассказывал о своих встречах с патриархом Пименом, с отцом Павлом (Груздевым), с архидиаконом Стефаном Гавшевым. Это было погружение в ту эпоху, которую я, молодой человек, активист, комсомолец, спортсмен, не застал и не видел. И у меня, можно сказать, открывались глаза.

Когда ты говоришь: «За что?» – понимаешь: потому что хуже тебя никого не было

Если семинария для меня была больше погружением в книжную премудрость, местом приобретения настоящих друзей и в чем-то погружением в практику, то здесь началось погружение в творчество: творчество предстояния перед Богом, творчество общения с людьми.

Таким был первый этап, который прошел в Казанском храме и в Спасо-Преображенском соборе Рыбинска. Это было особенное время. Недавно мы встретились с однокурсниками, и они рассказывают, что помнят, как приезжали в те годы в Рыбинск, как их встречали. Они помнят приезд в Рыбинск Святейшего Патриарха Алексия 22 августа 1997 года. Это действительно незабываемо.

– Расскажите о вашей педагогической деятельности.

Когда я уже служил в Спасо-Преображенском соборе, настоятелем в нем стал протоиерей Михаил Халюто, одновременно бывший настоятелем Покровского храма в селе Покров Рыбинского района. Служа то в соборе, то в Покровском храме, я видел два разных состояния прихода: сельский приход, который никогда не закрывался, и вновь открывающийся храм в состоянии разрухи. Видел, как всё в нем по кирпичику, по пылиночке восстанавливается. И видел самое главное: большое количество людей, которые обретали веру и зачастую – самих себя. Формировались семьи, формировалось отношение к детям. Появлялись новые связи и понимание благого Промысла Божия. Это было благодатное время, которое учило обращаться к опыту более старших священников и к тем, кто мог мне и моему окружению что-то подсказать.

Детский хор Рыбинской епархии в Музее фортепиано города Рыбинска Детский хор Рыбинской епархии в Музее фортепиано города Рыбинска

В тот же период отец Михаил поручил мне заняться воскресной школой для детей и взрослых при Спасо-Преображенском соборе Рыбинска. Каждое воскресенье мы встречались с детьми на час-полтора, а через час – со взрослыми.

Потом появились педагоги и здание воскресной школы напротив Спасо-Преображенского собора, в доме выдающегося богослова, проповедника и педагога протоиерея Родиона Путятина (1807–1869).

Это был период вливания в воскресную школу всех, кто был в круге моего общения: и моих детей, и детей моих друзей, и супруг моих друзей, которые стали главными попечителями воскресной школы: каждый отдавал часть своих знаний, умений.

Труд в семинарии стал продолжением учебы

Следующим этапом стало преподавание на кафедре богословия и церковной истории в Ярославской духовной семинарии. Семинария привлекла меня к преподаванию, потому что в 2006 году мне вручили документы об окончании Московской духовной академии. Труд в семинарии стал продолжением учебы! Это мое послушание – научиться понимать тех, кто может перенять у меня эстафету. Мне доверено преподавать святоотеческое толкование Священного Писания Нового Завета, в первую очередь Евангелия. Углубление в данную сферу связано со всеми вытекающими из этого задачами: чтением, семинарами, поездками…

– Помимо воскресной школы вы руководили молодежным движением епархии…

– Да. В 2010 году нашу епархию возглавил епископ Вениамин (Лихоманов), и одним из моих первых послушаний на этом этапе было руководство молодежным движением. Начинал это движение не я. Оно по благословению владыки Вениамина было передано мне из рук в руки. Мы должны были устраивать выездные лагеря. Тогда это был лагерь «Молога». А до этого существовали «Ушаковские сборы», когда воскресные школы объединялись и делали трехдневные выезды в Хопылево, на берег Волги, где находился разрушенный Богоявленский храм, который милостью Божией сейчас восстановлен. Энергии молодых сердец хватало, чтобы не сказать: «Ай, да все плохо». Нет! Нам было интересно наблюдать, как дети встречаются. Они полгода готовятся, а потом полгода рассказывают друг другу о том, как прошел лагерь. За эти три дня они успевают и поссориться, и помириться. И видят, как здорово, когда разные приходы живут в одном пространстве. Если раньше выезды в Хопылево продолжались три дня, то в «Мологе» – от десяти дней и почти до месяца. Собиралась группа людей, которые съезжались не только со всей Ярославской области, но и из Москвы. Видя такое большое объединение, порой понимаешь, что твоих знаний не хватает. Но тебе необходимо быть в нужном месте, чтобы просто посидеть рядом с тем, у которого нету понимания не только о Христе, но даже о человеке.

Эти полевые (или почти полевые) условия помогают людям оторваться от телефонов, в которых они зависают, и обрести новые интересы. Как-то один друг рассказывал, что после такой смены его сын приехал и сказал: «Папа, у тебя там гитара была. Можно я на ней поиграю? Почему? А в лагере батюшка взял гитару и начал на ней играть». И для мальчика это стало мотивом, чтобы развиваться в данном направлении. Для некоторых других ребят, кстати, тоже.

– Чем для вас стал период, в который вы возглавляли Отдел религиозного образования и катехизации Рыбинской епархии?

– Все началось с создания православной гимназии. Ты растешь вместе с образовательным пространством, так как вынужден вникать и в детские, и в педагогические проблемы, обучаться вместе с педагогами, понимать, что им нужно. Поэтому данный этап был связан с погружением в систему образования. Это и поездки на Рождественские образовательные чтения, на различные семинары; поездки в разные города – в частности, в Белгород, в Рязань. Это общение с людьми, которые горят делом образования. Для меня это был огромнейший опыт – зажигаться делом и отдавать себя ему.

Сегодня мы встречаемся с тем, что люди не готовы себя отдавать. Это, наверное, главная проблема современного потребительского общества. Ты приходишь и понимаешь, что просто так ничего не выйдет. Ты не только должен знать и уметь. Не просто «пришел, увидел, победил» – так не получится. Ты должен постоянно работать над собой. Начиная с того, что иногда нужно просто остановиться и помолиться, хотя бы кратко. Нельзя все время бежать.

– Как вам удается совмещать столько должностей и успевать так много?

Когда ты не можешь сделать всё – делай главное

– Когда ты не можешь сделать всё – делай главное. И это главное, как ракета-носитель, вытянет всё остальное, что нужно. А вся мишура отпадет. Потому что она не нужна. Или то, что нужно, сделают другие – найдутся люди, которые это нужное подхватят. Так получилось и с воскресной школой, и с отделом религиозного образования. Мы взяли молодого специалиста, обучили и воспитали ее так, что она теперь главный помощник руководителя. Вначале в нее не все верили, но вот это понимание «А кто, если не мы?» привело к тому, что человек начал делать чудеса.

Вокруг нас есть реперные точки. Есть люди с горящими глазами, которые зажигаются не без нас. Но мы здесь не главные. Это делает Господь. Моя задача – не прекратить передачу этого огня. Я не имею права этого не делать. Это не я. Это не про меня. Это про Промысл Божий в моей жизни. Я не имею права не отдавать себя другим. Я не имею права не зажигаться сам.

Иногда ты приходишь домой или куда-то еще, а у тебя нет сил. Совсем нет… Но ты все равно идешь к людям – потому что без них не можешь.

Протоиерей Дионисий Растопчин в кругу семьи Протоиерей Дионисий Растопчин в кругу семьи

– Что на данном этапе вашей деятельности входит в круг важнейших задач?

– Одна из первых задач, до которой мы наконец доросли, – это создание некоего особого буферного пространства, сущность которого заключается в следующем. Есть культура церковная – евангельская система координат. Есть пространство действия молодежи и всех тех, кто находится при Церкви, людей, которые живут при Церкви, в евангельской системе координат. Живут общением с Богом и друг с другом. Это дает силу создать некое пространство общения с культурными людьми, с людьми науки. И создается такое пространство, где мы встречаемся с разными сообществами, – краеведами, книголюбами, учеными, которые иногда говорят о Церкви: «Это не наше». И мы стараемся показать Церковь-Мать, развенчать мифы и неправды, которые в людей закладывает современное общество. Но если ты просто зайдешь в это пространство, то ничего не сделаешь. Очень интересная мысль была сказана специалистами из молодежного движения нашего города:

«Наша задача, зная, где и чем живут люди, “поднырнуть” к ним, попробовать завязать с ними общение на их языке – и вынырнуть вместе с ними. То есть не остаться там, у них, а показать: жизнь-то шире!»

Нет меня, хорошего, – есть Сила Божия, укрепляющая, врачующая, помогающая в моей немощи

Недавно на одной из секций Рождественских чтений кинопедагог Ирина Николаевна Дядченко говорила о том, что Родина начинается не только с семьи, но и с тех, с кем мы встречаемся. А еще с умения видеть красоту листьев, красоту речки, красоту того пространства, в котором мы живем.

И всё это упирается в то, что нет меня, хорошего, – есть Сила Божия, укрепляющая, врачующая, помогающая в моей немощи… «Не нам, не нам, Господи, а Имени Твоему» (Пс. 113: 9). Так сейчас можно определить главную ноту моего мироощущения, моего личного бытия…

Смотри также
«Господь награждает радостью, которую не опишешь» «Господь награждает радостью, которую не опишешь»
Иерей Василий Писцов
«Господь награждает радостью, которую не опишешь» Иерей Василий Писцов: «Господь награждает радостью, которую не опишешь»
Если вы начинаете свое церковное служение с мыслью о деньгах, то оно сразу же перестает быть служением Богу, людям, а становится служением себе.
«Я осознал, что путь ко спасению для меня лежит через Церковь и служение Богу» «Я осознал, что путь ко спасению для меня лежит через Церковь и служение Богу»
Иерей Игорь Шиляев. Ч. 1
«Я осознал, что путь ко спасению для меня лежит через Церковь и служение Богу» «Я осознал, что путь ко спасению для меня лежит через Церковь и служение Богу»
Беседа с иереем Игорем Шиляевым. Часть 1
Отец Илий сказал: «Вот вам мое благословение: приедете домой, идите в епархию и пишите прошение на рукоположение. Господь вам уготовал путь священства».
Село Курба, его окрестности и их храмы Село Курба, его окрестности и их храмы
Фототур по четырем селам Ярославщины
Село Курба, его окрестности и их храмы Село Курба, его окрестности и их храмы
Фототур по четырем селам Ярославщины
Фото: Анатолий Горяинов
Сегодня эти сельские жемчужины – храмы – остро нуждаются в нашей защите и действенной помощи.
Комментарии
Игумен Всеволод23 февраля 2025, 17:37
Отцу Дионисию помощи Божией, крепости духовной и мира.
Кира21 февраля 2025, 13:27
Спаси, Господи. Очень точно сказано: "нет меня, хорошего, – есть Сила Божия, укрепляющая, врачующая, помогающая в моей немощи". Помощи Божией в трудах отцу Дионисию.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×