О пути духовного становления, священническом служении в разных регионах России, почитании блаженной Ксении Петербургской в нынешнее время рассказывает клирик Свято-Серафимовского собора города Кирова, миссионер Вятской епархии, ответственный за взаимодействие со школами иерей Василий Писцов.
Путь духовного становления
Иерей Василий Писцов – Отец Василий, каким был ваш путь к священническому служению?
– В духовную школу я пошел сразу после окончания общеобразовательной. Так сложилось, что год готовился к поступлению, после чего был принят в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Это решение – пойти в духовную школу – сформировалось у меня вследствие того, что, начиная с детского возраста, я был прихожанином храма Серафима Саровского на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге, где тогда служил очень авторитетный священник протоиерей Василий Ермаков. Он оказал решающее влияние на становление личности и формирование моего мировоззрения, и когда я окончил 11-й класс, то другого пути для себя уже не видел. Хотя в детстве мечтал о разных профессиях, но выбрал церковное служение. После окончания семинарии я поехал учиться в Московскую духовную академию, а затем уже был направлен на церковное служение, принял сан диакона, после чего вышел на церковное служение.
– Считаете ли вы должным предупредить молодых людей о сложностях, с которыми им, возможно, предстоит столкнуться при выборе пути служения в Церкви?
Решающее влияние на становление моей личности и формирование мировоззрения оказал прот. Василий Ермаков
– Я не знаю, как с этим вопросом обстоит в других духовных школах, но нас никто не предупреждал о будущих трудностях, и я никого не предупреждаю. Единственное, что меня настораживает, – если кто-то приходит в духовное учреждение без «розовых очков». У меня есть стойкое убеждение, что каждый учащийся духовной школы проходит примерно одинаковый путь духовного становления. Он начинается с идеалистических воззрений, причем неважно, в каком возрасте ты приходишь в семинарию, – первоначальные радужные представления присутствуют и у молодых, и у тридцатилетних. Затем происходит некая духовная ломка, связанная с разрушением «розовых очков». Она бывает абсолютно всегда и везде в церковной среде, а дальше у человека может быть два пути: он либо уходит, увидев, что ожидания его не оправдались, либо приходит к осознанной и максимально понятной для самого себя православной вере, лишенной каких-либо иллюзий об исключительной праведности себя или окружающих. Поэтому, я думаю, что сама жизнь, само обучение в стенах духовного учреждения гораздо больше предупреждает человека о будущих трудностях священнического служения, нежели какие-либо слова или убеждения, ведь все, что приобретается через собственный духовный опыт, воспринимается более ответственно, чем просто слова.
– От чего бы вы, как священник, хотели предостеречь молодых людей, помышляющих о служении в Церкви, а к чему, напротив, призвали?
Когда вы идете служить в Церковь, ни в коем случае не думайте, сколько вы будете зарабатывать
– Самое главное, от чего хочется предостеречь молодых людей: когда вы идете в Церковь, ни в коем случае не думайте, сколько вы будете зарабатывать. Если вы идете в храм с подобной мыслью, лучше сразу развернитесь и идите в обратном направлении. Это не потому что человек не должен заботиться о своем заработке. Просто если вы начинаете свое служение с мыслью о деньгах, то оно сразу же перестает быть служением Богу, людям, а становится только служением себе. Принимайте все, что произойдет в вашем церковном служении после его начала, как должное.
Радость служения в храме
Пастырское слово
– Вероятно, ваш выбор обусловлен высшей целью, которая, несмотря на различные трудности, требующие терпения, большого внимания к людям и ответственности, дарует сердцу радость, а жизни придает особый смысл?
– Несомненно. Церковное служение тем и отличается, что оно очень трудное, требует больших усилий, но мы – те, кто служит, – знаем, что Господь награждает за это такой радостью, которую не опишешь и не передашь словами. Когда радость служения в храме, радость служения Богу наполняет человека, то абсолютно все испытания, которые он до этого перенес, кажутся ему незначительными и неважными. Каждый в той или иной степени мог это ощутить на своем пути, например, в крестном ходу, или находясь на церковной службе, или в молитве к Богу.
То, что объединяет
Иерей Василий Писцов в Великорецком крестном ходе – Ваше служение начиналось в Санкт-Петербурге, затем проходило в Хабаровске, теперь на Вятке… Можете сравнить особенности пастырского служения, взаимодействия с прихожанами в этих столь различных регионах?
– Как приходскому священнику мне кажется, что служение в Санкт-Петербурге и на Вятке больше похожи, нежели служение в Хабаровске. Служение в Хабаровске – это было служение на территории, где Православие не столь укоренено в народе. Советские гонения, уничтожение Православия на этой земле носили тотальный характер, в то время как искры Православия на Вятке теплились достаточно сильно. Поэтому, собственно говоря, если говорить о Хабаровске, это была выжженная пустыня, и служение там носило в большей степени миссионерский характер. А служение в Санкт-Петербурге и на Вятке носит пастырско-окормительский характер, когда не только ты пытаешься донести людям весть о Христе, о церковной жизни, но и сами прихожане своей духовной жизнью, уже достаточно серьезным духовным опытом обогащают тебя во взаимном общении.
Порой сами прихожане своим духовным опытом обогащают тебя во взаимном общении
Кроме того, особенности дальневосточного и европейского характеров тоже сказываются. Неоднократно говорилось, что на Дальнем Востоке люди очень долго приглядываются к тебе и очень неохотно впускают тебя в круг своего общения, зато потом, если ты зарабатываешь определенное доверие, очень хорошо к тебе относятся. В данном случае Вятка ближе к Санкт-Петербургу, где взаимное доверие и взаимное общение возникают гораздо быстрее, и люди здесь гораздо мягче по своему характеру. А в основном церковное служение везде – и в Санкт-Петербурге, и на Вятке, и в Хабаровске – совершается вокруг Святой Евхаристии, вокруг службы в храме. Это то, что объединяет нашу огромную страну от Калининграда до Владивостока. Везде совершается одна и та же служба, везде на литургии хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовым, и все причащаются от единой Чаши. И это то, что объединяет самые разные характеры, людей самых разных воззрений, самого разного положения.
Петербургские традиции
– Вы родом из Санкт-Петербурга – места, где подвизалась одна из самых почитаемых святых Русской Православной Церкви, блаженная Ксения. Расскажите о ее почитании и о Смоленском кладбище, где покоятся ее мощи.
– Говоря о святой Ксении, хочется построить рассказ не на основе известных исторических фактов, а на собственном субъективном понимании роли почитания этой великой святой в городе на Неве. Место, где на Смоленском кладбище покоятся честные мощи блаженной Ксении, еще задолго до наших дней привлекало множество православных мирян Петербурга и других городов. Это происходило даже во времена гонений. Значимость этого места заключается в том, что блаженная Ксения сама при своей жизни внесла неоценимый вклад в постройку церкви в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы. Об этом мы знаем из ее жития. Когда же исповедание веры стало свободным в нашей стране, тысячи людей потянусь на Смоленское кладбище к часовне блаженной Ксении Петербургской за ее заступничеством. Огромное количество случаев чудесной помощи убеждало петербуржцев в том, что молитвы, обращенные к блаженной Ксении, не остаются без ответа.
Молитвы, обращенные к блаженной Ксении, не остаются без ответа
В Санкт-Петербурге я жил до 20 лет и, насколько помню, всю свою сознательную жизнь не менее двух раз в неделю бывал на Смоленском кладбище. Мы с мамой приходили в часовню блаженной Ксении, пели акафист и панихиду вместе с народом, помогали в уборке (тогда народу было еще не так много), затем заходили в Смоленскую церковь и неспешно, стараясь сохранить молитвенное впечатление, отправлялись домой.
Даже путь к кладбищу, если приезжать на метро, погружает тебя в атмосферу старого Петербурга XVIII века, когда жила блаженная Ксения. Смоленское же кладбище и вовсе рассказывает каждому историю нашего народа через фигурные, вычурные надгробия XVIII и XIX веков. Без всякого сомнения, такая поездка давала мне в молодости множество впечатлений.
– Правда ли, что больше всего святую почитает молодежь?
– Неоднократно бывая на Смоленском кладбище, убеждаюсь, что с просьбами к блаженной Ксении приходят люди всех возрастов. Но молодежи рядом с часовней Ксении Петербургской действительно можно встретить немало.
– Можете предположить, с какими просьбами чаще всего обращаются к блаженной Ксении Петербургской?
– Мне неизвестно точно, о чем молятся люди блаженной Ксении, ведь молитва – это сокровенная беседа души человека с Богом. Однако известна давняя петербургская традиция, когда православные люди пишут свои обращения блаженной Ксении на маленьких листочках, которые вкладывают в щели стен часовни, где покоятся ее мощи. Будучи еще очень маленьким, поддавшись любопытству, я иногда вытаскивал эти записки и прочитывал (будь постарше, наверное, понимал бы, что это некрасиво). Тогда из детских воспоминаний у меня осталось, что люди обращались к святой с совершенно различными просьбами, но все они касались самых близких, житейских и семейных проблем. «Помоги дочери найти жениха…», «помоги найти работу…», «помири нас с соседями…» и многие-многие другие. Твердо уверен в том, что все эти люди получили по своей искренней молитве просимое.
– Известны ли вам чудесные случаи молитвенной помощи святой, произошедшие в современной жизни?
– Могу поделиться историей, произошедшей в моей семье… Как-то моя мама попала в больницу после того, как в горле застряла и не проходила по пищеводу кость от рыбы. Была назначена операция. Незадолго до операции мама в воскресный день отпросилась из больницы и пошла на находившееся рядом Смоленское кладбище к блаженной Ксении. Целый день стояла в часовне, помогала с уборкой. Напоследок, уже после закрытия часовни, монахиня, которой помогала мама, подарила ей мешочек цветочных лепестков от раки блаженной Ксении. На следующий день должна была начаться операция, но наутро обнаружилось, что оперировать нечего, так как за ночь кость самостоятельно вышла из пищевода. Излишне объяснять, почему много лет после этого события моя детская подушка была набита этими самыми сухими лепестками цветов от блаженной Ксении Петербургской.
– Чему мы можем поучиться у святой и чему должны стараться подражать в своей жизни?
– Думаю, что святая блаженная Ксения может быть для каждого христианина образцом подлинной Христовой любви к нашим ближним. Как при ее жизни, так и после ее земной кончины никто не уходит от нее неутешенным. Она помогает слабым, поддерживает уставших, укрепляет отчаявшихся, наставляет неразумных. Так и нам следует поступать в отношении окружающих нас людей. И тогда, думаю, каждого, кто обратится к ней с молитвой, она не оставит своим попечением и молитвой к Всевышнему Богу.
«Надейтесь на Бога и хорошо учитесь»
Отец Василий Писцов с супругой Натальей и детьми
– У вас подрастает четверо детей. Отцовская любовь строга? Воспитание в основном лежит на вас или больше на супруге Наталье?
– Я не склонен давать советы по воспитанию детей. Все основные советы можно почерпнуть из многочисленных православных книг по данной тематике, а личный опыт, на мой взгляд, будет полезен при индивидуальном общении, потому что все семьи разные, все люди разные, и невозможно следовать какому-то единому шаблону. Другое дело, что есть определенные требования, изложенные и в Священном Писании, и в церковной практике, которые надо выполнять при воспитании своих детей: их надо научить молитве, исполнению христианских заповедей, приучить к добру и так далее. Но как удастся это реализовать на практике – зависит от особенностей каждой семьи. С другой стороны, в этом вопросе в помощь может быть хорошая христианская литература. Насчет строгости отцовской любви – в свете последних законов даже опасно рассказывать в интервью о том, как ты наказал своего ребенка (улыбается). На мой взгляд, не только отцовская, но и материнская любовь всегда должна сопровождаться строгостью. Зачастую родителям нужно понуждать себя в некоторых моментах быть строгим и твердым. При этом моментов, когда ты добр и ласков со своими детьми, будет все равно больше. Воспитание детей у нас делится пополам: и матушка, и я стараемся вместе уделять этому внимание. Но вследствие моей занятости на плечи супруги все же ложится чуть больше хлопот. По крайней мере, это касается младших детей.
– И в завершение беседы хочется услышать от вас небольшое пастырское наставление учащим и учащимся.
Получая знания, не забывайте о воспитании души. А совершенствуя душевные качества, ни в коем случае не игнорируйте знания
– Мои пожелания школьникам и студентам будут очень просты. Основа любого образования имеет две части – знания и воспитание личности. А в духовной школе – духовный опыт. Получая знания, не забывайте о воспитании своей души. А совершенствуя свои душевные качества, рассчитывая получить духовный опыт, ни в коем случае не игнорируйте знания. И то, и другое вам пригодится; и то, и другое будет основанием в вашей дальнейшей жизни. А все остальное устроится лучшим образом для спасения вашей души и душ тех, кто вас окружает. Поэтому надейтесь на Бога и хорошо учитесь.
Разговор с иереем Василием Писцовым о воспитании детей и миссионерском служении священника в рамках современной школы читайте в следующей части.