Сердца, словно руки, предуготовим

О текстах предпразднства Сретения Господня

1. Осмысленно подготовиться к празднику

Минея служебная на февраль написана в 1475 г. дьяком Преображенской церкви Захарией по повелению архиепископа новгородского Феофила и принадлежала Гостинопольскому Никольскому монастырю Минея служебная на февраль написана в 1475 г. дьяком Преображенской церкви Захарией по повелению архиепископа новгородского Феофила и принадлежала Гостинопольскому Никольскому монастырю Приближается праздник Сретения – праздник Встречи, самой главной в жизни.

А к любой встрече надо готовиться.

Особенно – к встрече с Богом.

«Существует связь между настроением, переживанием в дни праздников, и тем, каким бывает приготовление к ним: чем последнее усерднее, внимательнее, тем радость праздника полнее, живее»[1].

Дни предпразднования как раз и дают нам прекрасную возможность глубоко, собранно и осмысленно подготовиться к празднику, умом и сердцем, вниманием и любовью всмотреться в приближающееся событие.

Попробуем проснуться утром и сказать себе: все, сегодня Пасха. Буду праздновать!

Не получится.

Если вспомнить лишь утром 15-го февраля (или даже только накануне вечером) – о, Сретение! – то все богатство праздника, вся его глубина пройдут, скорее всего, мимо, так и не коснувшись нас.

А ведь каждый праздник – это ступенька. Если пережить его во всей полноте, то изменение, пусть крошечное, но все же вполне реальное, души станет лучшим плодом праздника – и лучшим даром Богу.

Изменение души станет лучшим плодом праздника – и лучшим даром Богу

Но, повторим, нужно подготовиться.

Как? Ответы разнообразны. Конечно, это покаяние, очищение одежды души. Конечно –   примирение. Конечно – устранение, «упразднение» от всего, что опустошает душу.

И, конечно, это сосредоточенность на приближающемся событии,

И в этом нам помогут богослужебные текста предпразднества Сретения.

Они, как правило, очень мало известны. А жаль.

Оптинские старцы говорили, что в богослужении Православной Церкви содержится весь курс догматического и нравственного богословия, иными словами, теория и практика христианской жизни.

«Зажегши свечи добродетелей, любовью встретим Христа вместе с Симеоном и Анной, Который приходит, чтобы освятить нас».

2. Мы тоже можем прикоснуться к Младенцу

В тексте канона предпразднства есть удивительные слова:

  • «Сердца, словно руки, предуготовим».
  • «Ру́ки душе́вныя Бо́гу угото́вим, я́коже Симео́н ста́рец».
  • «Господи, сподоби нас принять Тебя душевными руками».

Так Церковь предлагает нам не только смотреть издали на святого Симеона, принимающего на руки Младенца Христа.

Не только встать благоговейно рядом с ним и святой пророчицей Анной, дочерью Фануиловой.

Мы тоже можем прикоснуться к Младенцу.

Мы можем попросить – и Его Мать позволит и нам взять Его на руки.

Вот только… «Как же это я держу Богомладенца такими грязными руками?» – горестно воскликнула однажды в молодости игуменья Таисия (Леушинская), увидев во сне на своих руках Христа[2].

«Но откуда же взять эту чистоту?» – спросим мы.

«Покаяние очищает душу и омывает ее скверну», – ответит святитель Игнатий (Брянчанинов).

Только бы не остаться вдалеке, только бы не пройти мимо самой дивной Встречи.

И покаяния нет? И тут есть выход:

«Господи, покаяния не имею, Ты Сам мне его даруй».

Непосильного Церковь от нас не ждет.

3. Сретение и Евхаристия

В каноне предпразднства очень ярко высвечена теснейшая связь между Сретением и Причастием Святых Таин.

«Душевными руками сподоби меня, Милосердне, Тебя принять, как и некогда Симеон, и насладиться Твоей благости».

Причащаясь, мы, как и Симеон, встречаемся со Христом

Почти те же слова мы встречаем в одном из тропарей из Правила к Причастию:

«попали́ огне́м невеще́ственным грехи́ моя́, и насы́титися е́же в Тебе́ наслажде́ния сподо́би: да лику́я возвелича́ю, Бла́же, два́ прише́ствия Твоя́».

Конечно же, причащаясь, мы, как и Симеон, встречаемся со Христом.

Снова и снова Бог доверяет Себя нам, входя в наши сердца в таинстве Причастия. И дальше уже только от нас зависит, как мы поступим с Ним.

4. Зажжем свечи

Вчитаемся в еще один текст. Он начинается словами, любезными сердцу «захожанина»: «Зажжем свечи…».

Ага, радостно думает он и устремляется к свечному ящику.

Но прочитаем дальше:

«Зажжем свечи добродетелей и любовью встретим Христа вместе с Симеоном и Анной, Который приходит, чтобы освятить нас».

Этот текст, конечно, перекликается с евангельской притчей о десяти девах.

Вот о каких свечах успеть бы нам позаботиться – и до Сретения, и до Встречи.

Бог стал Младенцем, на руках материнских носимым, – и отверзаются небесные врата

Позаботимся о елее милости и молитвы сердечной. Не окажемся беспечными, ленивыми, холодными.

А ведь Христос как раз и приходит, чтобы освятить нас! Недостающее – восполнить. Немощное – укрепить.

И победным гимном звучит текст:

«Две́ри Небе́сные, отве́рзитесь, ибо Христо́с в це́рковь как Младе́нец Ма́терью Де́вою Бо́гу и Отцу́ прино́сится».

В кратких словах – вся тайна Боговоплощения. Боговоплощения. Бог стал Младенцем, на руках Материнских носимым, – и отверзаются небесные врата.

Христос приходит – приготовимся встретить Его.

Приложение

Избранные тексты предпразднства Сретения

(с адаптацией к русскому языку)

Сердца, словно руки, предуготовив, приходящего Христа чисто примем, и Его Духом Божественных дарований насладимся.

Господи, сподоби нас принять Тебя душевными руками, воспевающих Твое милосердие.

Господи, нас, радостною душою принимающих Тебя, Приходящего нас ради плотью, сподоби с Симеоном благодарить Тебя.

Две́ри Небе́сные, отве́рзитесь, ибо Христо́с в це́рковь как Младе́нец Ма́терью Де́вою Бо́гу и Отцу́ прино́сится.

Ру́ки душе́вныя Бо́гу угото́вим, как и Симео́н ста́рец, и в с веселием Его, Приходящего в храм Божественный, восприи́мем.

Душевными руками сподоби меня, Милосердне, Тебя принять, как и некогда Симеон, и насладиться Твоей благости.

Зажегши свечи добродетелей, любовью встретим Христа вместе с Симеоном и Анной, Который приходит, чтобы освятить нас.

Великое и страшное таинство: Тот, Кто все творение объемлет и младенцев сотворяет, как Младенец на руках Матери в храм вносится.

Руки протянув и душу предочистив Божественными деяниями, Симеон Господа принял, в веселии Ему взывая: благословите все дела Господня, Господа.

Ольга Шишкина

12 февраля 2025 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 217 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Епископ Арсений (Жадановский).

[2] Игуменья Таисия (Леушинская), духовная дочь святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, однажды, будучи уже монахиней, попала в сложное положение. В монастырь был прислан белый священник, совсем молодой и неопытный и совершенно не разбиравшийся в монашеской жизни. Монахини с огромным трудом исповедовались батюшке, который давал им совершенно неподходящие советы.

Монахиня Таисия решила «исповедоваться у священника лишь для формы, не говорить всего, что на душе, и не спрашивать советов, а выжидать случая, когда будешь исповедоваться у иеромонаха, которому можно во всем открыться». Так продолжалось, пока однажды она не увидела во сне у себя на руках Богомладенца…

«Он лежал на моих грязных от лампадной копоти и масла руках, и я подумала: ‟Как же это я держу Богомладенца такими грязными руками?”

Я воскликнула: ‟Коима рукама прикоснуся нетленному Твоему телу, Агнче Божий?”

Богомладенец милостиво, ласково взглянул на меня и произнес: ‟Теперь ты чувствуешь, каково принимать неочищенною совестью Агнца, за мир закланного”».

Смотри также
Удержать Христа Удержать Христа
Владимир Шишкин
Удержать Христа Удержать Христа
Размышления о празднике Сретения Господня
Владимир Шишкин
Снова и снова Бог доверяет Себя нам, входя в наши сердца в таинстве Причастия. И дальше уже только от нас зависит, как мы поступим с Ним.
Об иконографии праздника Сретения Господня Об иконографии праздника Сретения Господня
Игум. Филипп (Перцев)
Об иконографии праздника Сретения Господня «Христос только приносится в храм, а Его уже показывают как Жертву Нового Завета»
Иконописец игумен Филипп (Перцев) об иконографии праздника Сретения Господня
Иконописный язык своей условностью заостряет суть событий, выводит наше мышление на уровень Священного Писания, на уровень гимна, псалма или стихиры.
Радость Встречи Радость Встречи
Комментарий к тропарю праздника Сретения Господня
Радость Встречи Радость Встречи
Комментарий к тропарю праздника Сретения Господня
Профессор Лариса Маршева, Николай Александров
Настоящее торжество ознаменовывает собой встречу Господа с человечеством в лице Симеона Богоприимца и пророчицы Анны.
Комментарии
Анна17 февраля 2025, 21:16
Пожалуйста, делайте лучше подстрочник церковно-славянского в подобных статьях! Русский язык очень режет и глаз, и слух. Можно тексты на русском привести и подстрочником русский перевод.
Татьяна 15 февраля 2025, 17:50
С праздником Сретения Господня!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Сретение Господне Другие материалы сюжета:

Новые материалы

Выбор читателей

×