1. Осмысленно подготовиться к празднику
Минея служебная на февраль написана в 1475 г. дьяком Преображенской церкви Захарией по повелению архиепископа новгородского Феофила и принадлежала Гостинопольскому Никольскому монастырю Приближается праздник Сретения – праздник Встречи, самой главной в жизни.
А к любой встрече надо готовиться.
Особенно – к встрече с Богом.
«Существует связь между настроением, переживанием в дни праздников, и тем, каким бывает приготовление к ним: чем последнее усерднее, внимательнее, тем радость праздника полнее, живее»[1].
Дни предпразднования как раз и дают нам прекрасную возможность глубоко, собранно и осмысленно подготовиться к празднику, умом и сердцем, вниманием и любовью всмотреться в приближающееся событие.
Попробуем проснуться утром и сказать себе: все, сегодня Пасха. Буду праздновать!
Не получится.
Если вспомнить лишь утром 15-го февраля (или даже только накануне вечером) – о, Сретение! – то все богатство праздника, вся его глубина пройдут, скорее всего, мимо, так и не коснувшись нас.
А ведь каждый праздник – это ступенька. Если пережить его во всей полноте, то изменение, пусть крошечное, но все же вполне реальное, души станет лучшим плодом праздника – и лучшим даром Богу.
Изменение души станет лучшим плодом праздника – и лучшим даром Богу
Но, повторим, нужно подготовиться.
Как? Ответы разнообразны. Конечно, это покаяние, очищение одежды души. Конечно – примирение. Конечно – устранение, «упразднение» от всего, что опустошает душу.
И, конечно, это сосредоточенность на приближающемся событии,
И в этом нам помогут богослужебные текста предпразднества Сретения.
Они, как правило, очень мало известны. А жаль.
Оптинские старцы говорили, что в богослужении Православной Церкви содержится весь курс догматического и нравственного богословия, иными словами, теория и практика христианской жизни.
«Зажегши свечи добродетелей, любовью встретим Христа вместе с Симеоном и Анной, Который приходит, чтобы освятить нас».
2. Мы тоже можем прикоснуться к Младенцу
В тексте канона предпразднства есть удивительные слова:
- «Сердца, словно руки, предуготовим».
- «Ру́ки душе́вныя Бо́гу угото́вим, я́коже Симео́н ста́рец».
- «Господи, сподоби нас принять Тебя душевными руками».
Так Церковь предлагает нам не только смотреть издали на святого Симеона, принимающего на руки Младенца Христа.
Не только встать благоговейно рядом с ним и святой пророчицей Анной, дочерью Фануиловой.
Мы тоже можем прикоснуться к Младенцу.
Мы можем попросить – и Его Мать позволит и нам взять Его на руки.
Вот только… «Как же это я держу Богомладенца такими грязными руками?» – горестно воскликнула однажды в молодости игуменья Таисия (Леушинская), увидев во сне на своих руках Христа[2].
«Но откуда же взять эту чистоту?» – спросим мы.
«Покаяние очищает душу и омывает ее скверну», – ответит святитель Игнатий (Брянчанинов).
Только бы не остаться вдалеке, только бы не пройти мимо самой дивной Встречи.
И покаяния нет? И тут есть выход:
«Господи, покаяния не имею, Ты Сам мне его даруй».
Непосильного Церковь от нас не ждет.
3. Сретение и Евхаристия
В каноне предпразднства очень ярко высвечена теснейшая связь между Сретением и Причастием Святых Таин.
«Душевными руками сподоби меня, Милосердне, Тебя принять, как и некогда Симеон, и насладиться Твоей благости».
Причащаясь, мы, как и Симеон, встречаемся со Христом
Почти те же слова мы встречаем в одном из тропарей из Правила к Причастию:
«попали́ огне́м невеще́ственным грехи́ моя́, и насы́титися е́же в Тебе́ наслажде́ния сподо́би: да лику́я возвелича́ю, Бла́же, два́ прише́ствия Твоя́».
Конечно же, причащаясь, мы, как и Симеон, встречаемся со Христом.
Снова и снова Бог доверяет Себя нам, входя в наши сердца в таинстве Причастия. И дальше уже только от нас зависит, как мы поступим с Ним.
4. Зажжем свечи
Вчитаемся в еще один текст. Он начинается словами, любезными сердцу «захожанина»: «Зажжем свечи…».
Ага, радостно думает он и устремляется к свечному ящику.
Но прочитаем дальше:
«Зажжем свечи добродетелей и любовью встретим Христа вместе с Симеоном и Анной, Который приходит, чтобы освятить нас».
Этот текст, конечно, перекликается с евангельской притчей о десяти девах.
Вот о каких свечах успеть бы нам позаботиться – и до Сретения, и до Встречи.
Бог стал Младенцем, на руках материнских носимым, – и отверзаются небесные врата
Позаботимся о елее милости и молитвы сердечной. Не окажемся беспечными, ленивыми, холодными.
А ведь Христос как раз и приходит, чтобы освятить нас! Недостающее – восполнить. Немощное – укрепить.
И победным гимном звучит текст:
«Две́ри Небе́сные, отве́рзитесь, ибо Христо́с в це́рковь как Младе́нец Ма́терью Де́вою Бо́гу и Отцу́ прино́сится».
В кратких словах – вся тайна Боговоплощения. Боговоплощения. Бог стал Младенцем, на руках Материнских носимым, – и отверзаются небесные врата.
Христос приходит – приготовимся встретить Его.
Приложение
Избранные тексты предпразднства Сретения
(с адаптацией к русскому языку)
Сердца, словно руки, предуготовив, приходящего Христа чисто примем, и Его Духом Божественных дарований насладимся.
Господи, сподоби нас принять Тебя душевными руками, воспевающих Твое милосердие.
Господи, нас, радостною душою принимающих Тебя, Приходящего нас ради плотью, сподоби с Симеоном благодарить Тебя.
Две́ри Небе́сные, отве́рзитесь, ибо Христо́с в це́рковь как Младе́нец Ма́терью Де́вою Бо́гу и Отцу́ прино́сится.
Ру́ки душе́вныя Бо́гу угото́вим, как и Симео́н ста́рец, и в с веселием Его, Приходящего в храм Божественный, восприи́мем.
Душевными руками сподоби меня, Милосердне, Тебя принять, как и некогда Симеон, и насладиться Твоей благости.
Зажегши свечи добродетелей, любовью встретим Христа вместе с Симеоном и Анной, Который приходит, чтобы освятить нас.
Великое и страшное таинство: Тот, Кто все творение объемлет и младенцев сотворяет, как Младенец на руках Матери в храм вносится.
Руки протянув и душу предочистив Божественными деяниями, Симеон Господа принял, в веселии Ему взывая: благословите все дела Господня, Господа.