Удержать Христа

Размышления о празднике Сретения Господня

В этом году Сретение, обычно выпадающее на период интенсивной подготовки к Великому посту, приходится на седмицу, никак не связанную с Постной Триодью, что, наверное, дает нам особую возможность сосредоточиться на этом празднике, максимально войти в его глубину и смысл.

Праздник явления Бога в мире

Сретение Господне Сретение Господне И в первую очередь хорошо бы вспомнить тесную связь Сретения с Рождественским циклом. Вроде бы Рождество и Крещение уже позади, но на самом деле Сретение — это тоже Феофания, праздник явления Бога в мире. И сорокадневный период от Рождества представляет собой праздничный цикл, торжественно завершающийся Сретением — Встречей.

И как теснейшим образом связан с Евхаристией праздник Рождества (один из канонов предпразднства построен по аналогии с каноном Великого Четверга), так и в сретенских текстах ярко высвечивается связь между старцем Симеоном и причастниками Святых Таин. Особенно ярко эта мысль прослеживается в каноне, читаемом в день предпразднества (помещен в Минее за 14 число):

«Сердца́ как ру́ки все предуготовив, приходя́щего Христа́ чи́сто приимем и Его Ду́хом Боже́ственных дарова́ний наслади́мся».

«Тебя, Го́споди, ра́достною душе́ю принимая, пло́тию нас ра́ди приходящего, сподо́би с Симео́ном благодари́ти».

«Ру́ки душе́вные Бо́гу угото́вим, как и Симео́н ста́рец, и в храм Боже́ственныя сла́вы Его́ приходя́ща с весе́лием восприи́мем».

Последний тропарь имеет явную связь с тропарем, который все мы читаем в Правиле к Причащению:

«Ты привлек меня любовью, Христе, и изменил божественным к Тебе стремлением».

И здесь, и там говорится о наслаждении, ликовании и веселии. Интересно, что о радости говорится в день предпразднства даже больше, чем в сам день праздника. Это неслучайно. От того, насколько глубоко, насколько собранно и осмысленно мы подготовимся к празднику, а в конечном итоге (и речь не только о Сретении) — ко Встрече со Христом, зависит, насколько глубоко и полно войдет радость праздника в наше сердце.

«Существует связь между настроением, переживанием в дни праздников, и тем, каким бывает приготовление к ним: чем последнее усерднее, внимательнее, тем радость праздника полнее, живее»,

— пишет епископ Арсений (Жадановский).

Но вот что еще интересно. Радость — это не только дар нам от Бога, она еще и наш ответный дар Богу. В одном из канонов пасхального периода есть замечательные слова:

«Ученики, увидев Жизнь всех, восставшего из гроба Христа, любовью многою, и нравом праведным, и веселием душевным поклонились Ему».

Удивительная мысль. Духовное веселие, радость, сердечная бодрость — это тоже форма служения и поклонения Богу.

Духовное веселие, радость, сердечная бодрость — это тоже форма служения и поклонения Богу

Но вот, открываем текст уже самого праздника Сретения — и находим среди изумительных по красоте припевов 9-й песни канона такие слова:

«О Христе, даруй мне слезы, да оплакиваю душу мою, которую я зло погубил».

На первый взгляд неожиданно. Накануне так много говорится о радости, и тут, в момент кульминации всенощного бдения, — слезы. На самом деле, здесь очень ярко проявляется «спасение между страхом и надеждой», соединение ликования о Господе и сокрушения о своем недостоинстве, иными словами, трезвенная православная практика, не позволяющая ни «взлететь» на небо на крыльях тщеславно сочиненных псевдодуховных восторгов, ни упасть в пропасть пагубного охлаждения: «мол, что с меня взять» — и отчаяния.

Плодом такого сочетания становятся, по словам святителя Филарета, «печаль, но сладостная, радость, но неложная».

Величие дара — и наше бесчувствие

Итак, Феофания, Бог является миру, Бог приходит — пришел — к человеку.

Эту весть Симеон унесет с собой, чтобы, встретив по ту сторону бытия древних великих пророков, сказать им:

«Его, Бога Авраама, Исаака и Иакова, я держал на руках».

Велика слава Симеона. Легко представить. как потрясены были, услышав его слова, Илия, который слышал Бога лишь в «гласе хлада тонка», и Моисей, который увидел Его сзади.

«...многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали». (Лк. 10, 24.)

Но разве не так же, или нет, больше, были бы пророки потрясены, если бы довелось им войти в наши дни в храм? Пророк не мог воззреть на Бога — а мы соединяемся с Ним.

Снова попытаемся представить: Илия и Моисей стоят у алтаря, незримо для всех, и видят, как люди, самые обыкновенные и вовсе не святые, подходя к Таинственной Чаше, принимают в себя Сущего.

Но осознаем ли мы до конца, что с нами происходит? Едва ли.

Давайте попробуем хотя бы на минуту взглянуть на себя глазами великих древних святых. Думается, они были бы изумлены, и даже не столько величием Божьего дара, сколько безмерностью нашего бесчувствия.

Если бы Бог повелел человеку просить у Него любое благо, говорит Златоуст, разве человек дерзнул бы хотя бы помыслить о Евхаристии?

Если бы Бог повелел человеку просить у Него любое, самое высочайшее благо, говорит Златоуст, разве человек сам по себе дерзнул бы хотя бы помыслить о Евхаристии?

Нам вверено изумительное сокровище, колоссальное богатство. А мы? А что мы в ответ?

Мы мечемся, унываем, отвлекаемся и развлекаемся, руки опускаем, теряемся и теряем.

Вместо изумленного, ликующего славословия (подобного Пасхальной ночной службе, но разве не каждая литургия в своей основе пасхальна, разве сама наша жизнь в ее повседневности не должна сиять светом Воскресения?) — едва-едва разжимаем губы, чтобы выдавить: «Ну, хорошо, хорошо, слава Богу».

И так проходит время, и так протекает жизнь.

Бог доверяет Себя нам

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание. Бог приходит и является человеку, Бог вручает Себя человеку. В буквальном смысле.

Эта доверчивость Бога, Его готовность отдать Себя, на самом деле пронизывает не только Евангельскую историю, но и наши личные с Ним отношения.

Снова и снова Бог доверяет Себя нам, входя в наши сердца в таинстве Причастия. И дальше уже только от нас зависит, как мы поступим с Ним.

В наших силах сохранить Его покой в нас. Верою, верностью и любовью сберечь нашу с Ним Встречу.

И в нашей воле предать ее. Пусть это произойдет не тотчас по выходе из храма, а час, два, полдня спустя, неважно.

Но что-то поманит нас, и мы устремимся прочь, разжав руки, разжав объятия.

И принесем на следующую Исповедь опустевшую — вновь — душу.

И сердце, помнящее, как помнят руки детское тепло, присутствие Живого Бога.

***

Евангелист не рассказывает, взяла ли, в свою очередь, Анна Младенца из рук Симеона, он не описывает даже, как Симеон отдал Его Матери.

И в этом, вероятно, есть сокровенный смысл. Симеон остается на страницах Евангелия с Младенцем на руках, он словно не отпускает Его, не разлучается с Ним.

Встретив Бога, Симеон Его уже не теряет.

«Крепитеся, руки Симеона, старостию ослаблении»,

— поется в одной из сретенских стихир.

А нам бы воскликнуть:

«Крепитесь, руки моей души, страстями ослабленные».

Да удержим Христа!

Владимир Шишкин

15 февраля 2024 г.

Смотри также
Сретение – настоящая юность души Сретение – настоящая юность души
Марина Шмелева
Сретение – настоящая юность души Сретение – настоящая юность души
Марина Шмелева
В начале нового тысячелетия призыв к юному христианину – всегда оставайся молодым!
Об иконографии праздника Сретения Господня Об иконографии праздника Сретения Господня
Игум. Филипп (Перцев)
Об иконографии праздника Сретения Господня «Христос только приносится в храм, а Его уже показывают как Жертву Нового Завета»
Иконописец игумен Филипп (Перцев) об иконографии праздника Сретения Господня
Иконописный язык своей условностью заостряет суть событий, выводит наше мышление на уровень Священного Писания, на уровень гимна, псалма или стихиры.
Радость Встречи Радость Встречи
Комментарий к тропарю праздника Сретения Господня
Радость Встречи Радость Встречи
Комментарий к тропарю праздника Сретения Господня
Профессор Лариса Маршева, Николай Александров
Настоящее торжество ознаменовывает собой встречу Господа с человечеством в лице Симеона Богоприимца и пророчицы Анны.
Комментарии
Галина И.17 февраля 2024, 04:45
Да, отойти от Христа очень даже легко, особенно тем, у кого основание веры- не Иисус Христос, Слово Божие, а поиск ощущений, удовлетворения своих желаний, хороших новостей и мнимых "чудес". При любом колебании почвы тут же может поменяться и мировоззрение. Это не просто " плохие христиане", это скрытые враги,которые "всегда готовы" и нашим, и вашим с наружной лицемерной улыбкой, соблюдением всех обрядов и тайным презрением к ближним. Бесплодная смоковница шумит листьями,но участь ее -от Христа. Сохраним же Ему верность во всех испытаниях,в делах и помышлениях своих молитвами Пресвятой Богородицы и всех святых. Аминь.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×