В преддверии Прощеного воскресенья и Великого поста предлагаем беседу с настоятелем храма Воздвижения Креста Господня поселка Мурыгино иереем Александром Поповым. В духовном окормлении священника находятся также Мурыгинский детский дом-интернат «Родник» и Новомедянский психоневрологический интернат. Мы побеседовали с батюшкой о попечении страждущих, вопросах прощения, помощи людям и духовной жизни.
Иерей Александр Попов (в центре) служит молебен святителю Николаю Чудотворцу перед Великорецким образом святого
Фарисей и мытарь внутри нас самих
– Начался Великий пост. Какие евангельские притчи и события, соответствующие этому времени, находят отражение в ваших проповедях?
– Воспоминание евангельских событий в проповедях происходит в течение всего года. У нас была Неделя о мытаре и фарисее, затем – о блудном сыне. Кто такой мытарь, кто такой фарисей? В каждом человеке живёт и фарисей, и мытарь. Фарисей – это состояние праведности, ощущение, что ты праведен, что ты делаешь всё правильно перед Богом, что ты всё соблюдаешь, ты заслужил. А мытарь – это глубокое осознание своих грехов и осознание того, что оправдать тебя может только Бог. Почему мытарь и говорит: «Боже, милостив буди ми грешному». У каждого человека либо состояние мытаря, либо фарисея, в той или иной степени. Есть люди, которые считают себя пред Богом более праведными, а есть люди, которые в состоянии мытаря душой взывают: «Боже, милостив буди ми грешному».
– А может быть так, что одному человеку бывает свойственно и то, и другое ощущение, либо они у него чередуются?
– Состояние зависит от ситуаций, каких-то определённых событий. В каждом евангельском поучении Господь призывает нас увидеть самих себя. Евангелие нужно человеку – это Откровение Бога человеку на каждый период его жизни, когда ты не знаешь, как поступать. И вот здесь необходимо посмотреть внутрь себя, кто ты – мытарь или фарисей, с чем ты подходишь к Великому посту, к той дороге, которая приведёт тебя к Богу. Вот об этом и притча. Как меня спросила одна женщина: а если я вижу в себе мытаря, это же отчаяние – обнаружила в себе грехи, и как с ними жить, ведь можно так себя накрутить? А ответ нам дает уже следующая Неделя – неделя о блудном сыне.
Что делает блудный сын? Он решает: вернусь я к отцу своему. И вот, так же человек грешный к кому обращается? К Богу. Вернусь я к Богу! И начинает прощения просить. Что Бог делает? Некоторые думают: а примет ли Он меня, такого грешного? Что сделал отец, когда сын вернулся к нему? Он выбежал ему навстречу, одел его, надел перстень на палец и устроил праздник. Вот так Бог нас встречает и радуется о каждом раскаявшемся грешнике. Ну, что может быть важнее и трогательнее этой встречи?
– Какие евангельские эпизоды особенно актуальны, на ваш взгляд, для современного человека?
– Все евангельские эпизоды актуальны для человека. В каждом мы находим себя. Люди разные, и в разных ситуациях бывают, поэтому и Евангелие содержит разные образцы для жизни. Все эпизоды учения подойдут в своё время каждому современному человеку.
– Как человеку подойти к Прощёному воскресенью, чтобы внутри всех простить?
– «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение», – как говорил Амвросий Оптинский.
– Именно так, и чтобы это искренне было, а не потому, что так велит учение.
– Надо осознать для начала, что мы все находимся в одной лодке. Как вот ученики плыли, когда Христос спал на корме, и буря началась. Они находились все вместе в этих житейских передрягах, кто-то мог кого-то осудить, мол, тут надо делать так, там надо так, смотри, какая ситуация. А Господь оставался спокоен. Он был рядом с людьми. Что бы у тебя не происходило, Бог рядом с человеком, Он нас не оставляет и теперь, и мы все сегодня находимся в одной лодке. У каждого человека своя немощь.
Обиды – это кирпичи в твоём рюкзаке жизни
Каждый имеет определённую страсть. И надо понимать: если тебя что-то тревожит или ты на кого-то обижен – этот человек тоже ведь на кого-то обижен, и его тоже что-то тревожит, может, даже посильнее, чем тебя. Осознав это, ты научишься ставить эту обиду ни во что. Обиды – это кирпичи в твоём рюкзаке жизни, с которыми ты идёшь. Тебе и так бывает идти непросто, крест порой и так тяжёл, а ты ещё кирпичей накладываешь и не хочешь от них освободиться. И Господь по прощении твоём выйдет навстречу к тебе, главное – самому повернуться в этом направлении и сделать шаги. Да, говорить легко, сделать труднее, но Царство Божие нудится, и нужницы восхищают е (ср. Мф 1, 12). То есть потрудиться и для Господа надо, не всё для греха.
Как научиться прощать
– Бывает, человеку непросто осознавать и то, что его самого за что-то люди не простили.
– Бывает. Бывает и так, что человек приезжает и спрашивает: вот, я человеку хотел помочь, а он отказался. Потом я уехал и очень долго вспоминал о нём, вот, уже второй месяц думаю, и совесть у меня не на месте, я всё переживаю, какое-то у меня смущение, поскольку была ситуация, когда человеку угрожала определённая опасность. И если бы ему не помогли позже, то вопрос жизни и смерти мог быть не разрешён. Конечно, такая ситуация тревожит. И подобные переживания, сомнения – они бывают у всех, у каждого человека. Чтобы не смущаться, надо сделать то, что ты можешь.
За то, чего ты не можешь, Бог с тебя не спросит, если что-то не в твоей власти, на волю Божию надейся
За то, чего ты не можешь, Бог с тебя не спросит, если что-то не в твоей власти, на волю Божию надейся, и надо быть твёрдым в своём сердце, потому что он человек, и ты тоже человек – образ Божий.
– А себя человек должен прощать, даже когда осознанно поступил против совести, отказал кому-то в помощи, к примеру?
– Тут вопрос всегда такой: по какой причине человек отказал в помощи? Есть точно такой же вопрос, который можно задать: по какой причине ты человеку помог? Можно помочь человеку ради какой-то выгоды, либо чего-то ещё, даже ради «спасибо», когда любит человек похвалу, либо ты искренне решил ему помочь. Надо смотреть на мотив: ради чего ты хочешь сделать то или иное доброе дело? И почему ты переживаешь? В каждом отдельном случае можно попытаться осознать причину и следствие и поступить с рассуждением. В нас не только грех, но, повторюсь, человек есть образ Божий.
– И мы верим, что Господь милостив, и Он всех прощает, при любом движении души человека в ту или иную сторону?
– В любом случае Господь всех прощает. Когда человек совершает смертный грех какой-то, он страдает не потому, что его Бог наказал, а оттого, что тем самым Он потерял связь с Ним, и человек такой не находит места на земле, ему тяжело. Он хочет избавиться от этого состояния, давящего на него, но не может. Не Бог это состояние устроил, а человек устроил. А Бог, конечно, прощает человека всегда, когда есть покаяние.
Часто не знаешь, как правильно поступить в том или ином случае, и принятия решения боишься. Но тем не менее ты имеешь точно такое же достоинство, как и другой человек. Порой отказ говорит о том, что ты не хочешь обидеть человека, просто есть здравый смысл, которому зачастую надо следовать. Помочь тем, что нам по силам – пожалуйста, но поделиться чем-то во вред себе самому тоже неразумно, например, если это не от сердца и тяжело даётся. Если ты потеряешь при этом ещё и душевный мир, тогда ради чего ты откликнулся на ту или иную просьбу послужить ближнему? Начинать лучше с малого. По слову Спасителя Нашего Господа Иисуса Христа «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Мф. 25, 21).
– А где грань между чувством собственного достоинства и гордостью?
– Как мы упомянули уже, человек есть образ Божий, об этом не надо забывать. И в этом плане любовь к себе ты тоже должен иметь. Некоторые настораживаются, что любить себя – это вроде бы гордость. Нет, любить себя ты должен, поскольку ты образ Божий, но не надо путать грех и человека. Можно человеку помочь, и человек может на шею тебе сесть, правильно? Нужно тут тоже быть осмотрительным, разумным. У тебя должно быть поле твоей жизни, твоей семьи, которая тоже имеет право на свободу. И Бог ведь тоже создавал вас, как и каждого человека, для чего-то. И Он хочет, чтобы вы были счастливы. Вы в этот мир пришли, и у вас точно такое же достоинство, как и у другого человека. Вот это надо тоже понять. Каждый человек – образ Божий, и в этом его достоинство. Мы читаем: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39). Значит, должны мы любить себя?
Из рода Поповых
– Ваша фамилия позволяет предположить, что вы из священнического рода.
– В числе тех моих предков, которых я знаю и помню, священников нет, но предполагаю, что в предшествующих поколениях кто-то был священнослужителем. У деда была фамилия Попов, а у бабушки девичья – Дьячкова. У меня был прадед Василий, который хотел после войны стать священником, вернувшись со Второй мировой войны, но времена тяжёлые, послевоенные, мужчин немного – нужно было поднимать колхозы, и его сделали председателем колхоза.
Порой то или иное решение приходит как ответ на взывание к Богу о помощи или даровании разумения, как поступить
К вопросу о помощи Божией: известна история, связанная с прадедом. Была под его председательством посеяна рожь, она поднялась, но наступили заморозки, и вся рожь полегла. Приехал офицер НКВД посмотреть, что дальше будет. Прадед созвал всех мужиков, на полях решили жечь какое-то время костры, чтобы таким образом отогреть почву и всходы, и это стало тем толчком к тому, что рожь начала с земли подниматься, и люди не остались без урожая. Возможно, дело не только в кострах. Порой то или иное решение приходит как ответ на взывание к Богу о помощи или даровании разумения, как поступить.
И, возвращаясь к вопросу о чуде в жизни человека, – прадед был верующим человеком, он сам был свидетелем чуда на войне. На него сверху летела бомба, немец заметил, где расположился артиллерийский лагерь, в котором дед Василий был наводчиком, и дед в этот момент воззвал: «Господи, помоги». И, немного не долетев до наших солдат, бомба повернулась на 45 градусов и ушла в сторону. Ударной волной зацепило, но все тогда остались живы. Это одни из многих моментов, которые он рассказывал, сегодня они живут в моей памяти.
– Каким делом в профессиональном плане занимались в жизни до прихода в Церковь?
– Трудился в строительной сфере. Приходилось заниматься и организационными вопросами совместно с предпринимателями, и подбором персонала, и документацией через администрацию, непосредственно строительством, земельными делами, торговлей, работой с людьми. Это все происходило в одном месте и в одно и то же время. И, оглядываясь на тот опыт, который приобрёл, сейчас вижу, что так Господь приуготовлял к стезе священнического служения. И сейчас передо мной возникают задачи, которыми я занимался напрямую, только уже, в силу пережитого опыта, понятнее видятся пути их решения, в силу нового опыта такие решения наделяются другим смыслом. Построить забор вокруг строительного склада – одно, построить забор вокруг храма – совсем другое.
Храм Воздвижения Креста Господня в п. Мурыгино
– Когда впервые задумались о вере в Бога?
– Я в Бога всегда верил, сколько себя помню. Когда был ещё маленьким, помню, приехали к бабушке, у меня не было велосипеда, а дети все в деревне летом катались на велосипедах. И я тоже хотел. Ребята меня звали, но у меня его не было. Откуда ему появиться? Приехал папа, я у него просил, а он говорит – где мы его тебе сейчас возьмем. На кухне у бабушки висела икона Пресвятой Богородицы, и, пока никто не видел, я потихонечку у Неё просил. Просил слезно, дней пять, наверное, подходил, просил с горячим сердцем. И через пять дней с соседней улицы пришёл мужчина, прикатил велосипед, сказал: «У меня стоит велосипед, купленный для моих племянников, но они в этом году не приедут, а у вас приехал парень, пускай в этом году покатается». Ничего удивительного здесь для меня не было, была радость. Я знал, что так и будет. Я не знал, как появится, но я знал, что он появится, и он появился. Чудо это или не чудо? Я не знаю. На тот момент я примерно перешёл во второй класс. Такая твёрдая вера ребёнка.
Вопрос о вере для меня не стоял, я всегда понимал, что Бог есть. Вопрос в том, какой Бог. В Бога верим, а о Православии ничего не знаем. Уже позже стал разбираться, когда вопрос возник о том, а зачем вообще живём, цель человеческой жизни в чём. Конечно, можно сказать так: все живут, и мы живём, – и не отвечать на этот вопрос.
Когда голодное сердце находит Бога, то многие вопросы отпадают
Как-то безрассудно, кажется. Нужно вопрос всё же себе задать, чтобы выстроить свою жизнь. И когда я задал этот вопрос, обнаружил для себя Православие. Оно показалось мне истиной. Потому что когда голодное сердце находит Бога, то многие вопросы отпадают. Почему голодное, – потому что Он тебе в этот момент очень нужен.
И эти слова Господа «Се, стою у двери и стучу» (ОТкр. 3, 20), у двери – это у сердца, – тоже их ощутил на себе, потому что когда Господь открылся, я по-своему пережил это, для меня всё стало понятно без слов. На тот момент мне было 30 лет. Всё понятно, но как донести другому, – вот лишь в этом сложность.
Принятие сана
– Какие обстоятельства, люди, осознания поспособствовали принятию решения священнического служения?
– В жизни всё складывалось, как у большинства людей. Задался вопросом таким: а зачем живём? Первый ответ был – смысл жизни в детях. Даже ответил себе: самое важное к тридцати годам моей жизни – это дети. Я увидел себя так сначала. Подумал, а когда дети вырастут, станут самостоятельными, потом что? Внуки. И что? Смысл только в этом, только в этой череде поколений? Так постепенно, в течение полугода я пришёл к этому, не просто пришёл, но понял или осознал, мне показалось, что Господь Сам открылся в этот момент, потому что на многие вопросы поиск ответов вдруг отошёл, стало всё понятно. Но это сугубо личный опыт в моей жизни.
В определённый момент захотелось опытным путём себя почувствовать в Православии, что это такое. И узнал, что отец Петр Машковцев организовал библейско-богословские курсы, туда походил, попытался понять вероучение. К сердцу потихонечку слово батюшки прикасалось, такой долгий путь. Поступил в духовное училище, там стал учиться, и с каждым годом всё более мир раскрывался, и стали появляться мысли о принятии священства, я даже года три эти мысли отгонял от себя: думаю, что за мысли, как по наитию идут, – но они становились всё сильнее.
Господь призывает на служение, но оставляет тебе свободу выбора: последнее «да» за тобой
Потом мне задали вопрос, не желаю ли я в будущем посвятить этому жизнь, и в какой-то момент я понял, что да, я хочу посвятить свою жизнь священническому служению. Видимо, Господь призывает на служение таким образом, но при этом оставляет тебе свободу выбора: последнее «да» за тобой.
– Легко ли было перекроить образ жизни, что помогло на этом пути?
– Молитва помогает, это первое. И второе: когда ты видишь, что человек приходит к тебе в горе, и Господь устраивает его душевные переживания, и человек уходит успокоенным от тебя, вопрос решается, ты даже понимаешь, что просто утешил человека словом, а Господь всё решил, – уже в этот момент ты испытываешь такое чувство труднообъяснимое. Видишь, что всё не зря. Это действительно приносит радость. Постепенно ты в это как бы вовлекаешься, наполняешься этим, и уже без этого вроде как бы и не можешь. Это уже становится в некотором роде смыслом жизни, в этом ты видишь самого себя целиком.
О пастырской практике
– А что в служении поддерживает, является духовной опорой?
– Молитва, и, как уже сказал, видимо, помощь другим людям. Когда ты помогаешь, ты получаешь внутреннюю силу, утешение от Бога и силы для дальнейшего своего служения.
Господь как сказал апостолу Петру: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?». Вот, апостол Пётр говорит: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Иисус Говорит ему: «Паси овцы Моя» (Ин. 21, 15–16)! То есть он даёт своему ученику пасти стадо Христово, если хотите, окормлять приход. Та же задача у священника, главное: любишь Христа? – да, – паси агнцы моя. Духовное окормление людей – есть проявление священнической любви не только к человеку, но и ко Христу, это то служение, которое Богом дано через рукоположение епископа.
Иногда приходится от людей слышать, что человек не меняется, есть на это разные взгляды, но человек духовно меняется, перерождается из ветхого человека в нового человека, становится другим с Божьей помощью. Потом говорят: да он всегда таким останется. Что стоит за этими словами: «таким останется»? Петя был Петей, Света была Светой, какими они должны быть? Избавиться от греха. Господь может человека очистить. На это нам и дана жизнь. Если бы сегодня в жизни к вам зашел Христос, что бы Он сказал? Всё, что в Евангелии, это бы и сказал, ничего нового бы не сказал. Поэтому, когда человек ищет Бога, Он рядом, Евангелие вообще у каждого пылится на полке.
Встреча Великорецкого крестного хода вечером 7 июня 2023 года в Мурыгино
– Как священник – успеваете благословить, утешить, подбодрить каждого обратившегося к батюшке паломника, хватает ли на это сил и внимания?
– В прошлом году подошел ко мне один человек, желая поисповедаться. Закончил я только часов через шесть, потому что, оборачиваясь назад, ты видишь, что два-три человека стоят в ожидании. И так подходили все новые и новые люди, и это при том, что на следующий день литургии не было. Но у людей в крестном ходу, конечно, есть какие-то чаяния, переживания, различные томления, и дело пастыря – уделить внимание всем чающим духовной помощи. Выходили паломники рано, в 3.00 утра, для преодоления последнего участка своего пути, через Гирсово.
– Столько разных людей, и каждый со своими частными вопросами, – откуда у священника на все находится готовый ответ, полезный каждому конкретному человеку?
– Священник на то и поставлен. У каждого батюшки есть свой житейский опыт в той или иной сфере; когда тебе задают вопросы, которые тебя самого в жизни касались, тебе проще передать свой личный опыт. При этом надо помнить, что в таинстве Исповеди всегда присутствует Бог. Священник здесь является только свидетелем. Если Господь положит священнику, что сказать, то обязательно это скажешь, это почувствует и другой человек, которого ты исповедуешь. Ведь человек пришёл не просто так, его привёл Бог в Свою ограду, как Свою овцу. Но, если батюшка молчит, то это не плохо и не хорошо, главное – искренность и совесть исповедующихся.
– Что поражает в пастырской практике?
– Когда человек действительно осознал, как он жил, и повернулся к Богу, – вот это чудо, я считаю, самое большое. Когда ты человека знаешь одним, и он вдруг становится постепенно другим, когда он перевоплощается – это и чудо, и подвиг, и радость.
– Приходилось ли быть свидетелем помощи Божией в том или ином деле, участия Божия Промысла в судьбе человека?
– В пастырской деятельности это часто приходится наблюдать. Человек чего-то чает, переживает, обращается к Господу, и вопрос решается. Находится человек или возникает ситуация, которая разрешает все его проблемы. Человек какое-то время переживал, страдал, думал, но всё разрешилось, если обращаешься к Богу. Мне нравится, как об этом говорит Исаак Сирин: в любом деле Господь исключительно смотрит на сердце человека, что в этот момент в твоём сердце происходит. Надо просто Богу доверять.
Пожелания на Великий пост
– Что можете пожелать читателям накануне великопостной весны?
– Пост – это путь. Путь к Богу. Как раз как в притче о блудном сыне: ты выходишь к Нему навстречу, а Бог выходит к тебе навстречу, начинаете друг к другу двигаться. Это не просто отказ от пищи. Отказ от пищи убирает препятствие для духа, в сопряжении с молитвой человек начинает потихоньку двигаться.
Если есть возможность куда-то съездить, нужно съездить. Предлагаемых паломнических маршрутов сейчас достаточно. Можно и монастырь посетить. Можно обратить внимание на самого себя, задать себе давно волнующие вопросы. Например, зачем человек живёт – если этот вопрос для человека, конечно, актуален. Подумать в эту сторону. Обратиться к себе, а не от себя.
Надо взять и почитать Великим постом то, чего душа давно просит
Есть, наверное, какие-то книги, которые вы давно хотели бы почитать, это могут быть жития святых, Закон Божий или поучения того или иного святого, а может, это повествование о подвиге любви к ближнему отдельного человека. Надо взять и почитать Великим постом то, чего душа давно просит.
Конечно, необходимо изучать Евангелие, лучше с толкованиями святых отцов. Можно начать чтение Священного Писания с книги одного евангелиста, например, Евангелие от Иоанна Богослова с толкованием Иоанна Златоуста, потом другого евангелиста. Найти время, погрузиться в духовную жизнь.
Обратить внимание не только на себя, но и на других людей, увидеть, что вокруг тебя тоже есть люди. Может, кому-то помощь нужна уже давно, и для тебя не составит особого труда её оказать, и это будет полезно, в том числе и для его души.
Надо что-то в своей жизни попробовать изменить, может, что-то убрать, перестать ругаться дома, раздражаться, или перестать осуждать, держать рот на замке. Видя свои немощи, участвуя в таинствах, приходя на Исповедь, причащаясь Святых Христовых Таин, человек потихонечку меняется, меняется его духовная жизнь. Человеку открываются другие горизонты.
Мы с одним батюшкой ехали из семинарии после последнего экзамена. Казалось, все закончилось. По дороге к автовокзалу мы встретили пожилую женщину с сумкой на двух колесиках. Мой знакомый батюшка предложил помочь. Не сразу, немного изучив нас, она согласилась. Когда сумка была на вокзале, стало ясно, что ничего не закончилось, все только началось. Можно порой услышать такую фразу: умом все понимаю, но сердце молчит. Так же было у нас, когда мы ехали из семинарии. Так же бывает, когда изучаешь Священное Писание, но сердце проснется, наверное, только тогда, когда сумочка на двух колесиках окажется на вокзале.