Фото: thagalegov.ru
В эти дни поста Церковь вновь напоминает нам о спасительном кресте и крестоношении. Крест действительно является живым воплощением слов Спасителя: «Кто хочет идти за Мной, да отвержется себя, возьмет свой крест и да последует Мне» (Мк. 8, 34). Следовать за Христом возможно только по Его примеру – с крестом. Это единственный спасительный путь. Нельзя идти за Христом налегке. Каждому предстоит путь на его личную Голгофу. Именно поэтому Господь говорит о несении своего креста. Нам не дано заповеди нести чужой крест. Не сказано, что мать должна нести крест своего сына или жена – крест своего мужа. Но поскольку каждый ведет свою брань и несет личную ответственность в этой жизни, то и сказано именно о несении своего креста. Неслучайно Писание говорит, что «каждый... будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, ибо каждый понесет свое бремя» (Гал. 6, 5).
Нам не дано заповеди нести чужой крест. Не сказано, что мать должна нести крест своего сына или жена – крест своего мужа
Но что значит «взять свой крест»? Что вообще в целом значит «крестоношение»? В наше время это понятие путают с решением житейских проблем, которые часто сами же и создали: муж пьет – крестоношение, машину угнали – крестоношение, сын руку поднимает на мать – крестоношение, каша пригорела на плите – крестоношение, соседи затопили: «Да за что мне этот крест?!» – восклицает человек. А это не крест вовсе. Крест – это когда ради Христа. Когда со Христом и по образу Христа. Вот простой пример: человек нарушил правила дорожного движения и создал аварийную ситуацию. Машину он потерял, права у него отобрали, пешехода сделал инвалидом и сам попал на неподъемный штраф. И теперь вынужден крутиться, чтобы рассчитаться по всем этим позициям. И при этом человек говорит: «Это мой крест». Но это не крест. Это естественные последствия его ошибок, а часто его преступной глупости. Это наказание за злоупотребление человеком свободой воли. Это результат нарушения заповеди Божией, попрания Божественных законов. Проще говоря – это проблемы, которые он сам себе создал. Причем создал и себе, и другим. Ты стал крестом для того человека, которого ты сделал инвалидом на всю жизнь. Это тот несчастный пешеход несет свой крест незаслуженных (или заслуженных) скорбей и болезней, который ты на него возложил своим нарушением и человеческих, и Божественных законов.
Нарушение правил – это не крест. Крестоношение – это ровно наоборот, когда человек следует правилам, а искушения пытаются сбить его с правильного пути. Вот тогда это крест. Сделав правильный выбор, с благодарением терпеть все последствия этого выбора – есть крестоношение. А встать за станок с расстегнутыми рукавами и, потеряв руку, говорить: «Я несу крест» – это самообольщение.
А вот другая ситуация: у верующих и венчанных супругов рождается инвалид. Родителям еще до его рождения сказали, что у них будет инвалид. Причем и родственники, и знакомые, и даже врачи всячески убеждали их сделать аборт. Но они наотрез отказались от этого и решили рожать. Они смирились под крепкую руку Божию и теперь будут всю жизнь растить инвалида. Вот про этих людей можно сказать, что они несут крест ради Христа. Ведь ради заповеди «Не убий», ради принятия воли Божией, какой бы неудобной и непонятной она ни была, они согласились идти этим нелегким путем. Потому что крестоношение – это терпеливое перенесение скорбей на пути Христовом, на пути исполнения заповедей.
Крестоношение – это терпеливое перенесение скорбей на пути Христовом, на пути исполнения заповедей
Святитель Феофан Затворник, рассуждая о богоугодном крестоношении, спрашивает:
«Что же такое этот крест, который нужно взять? – и отвечает: – Это всякого рода неудобства, тяготы и скорби, налегающие и извне, и изнутри на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Божиих предписаний и требований».
Вот что такое Крест Христов. А когда мы сами заварили кашу и вынуждены ее расхлебывать, это не крест, это включение духовных законов, благодаря которым, слава Богу, мы за свои ошибки наказываемся здесь, а не в вечности.
Говоря о крестоношении, отцы разделяют его на два вида: внутреннее крестоношение и внешнее. Под внутренним крестом нужно понимать противостояние плоти и духа, тот самый внутренний конфликт, который живет в нас с момента грехопадения прародителей. Бушующие страсти, препятствующие нам жить по закону Божию, всевозможные и многообразно проявляющие себя наши несовершенства – всё это и есть наш внутренний крест. До поры мы вынуждены терпеть свои немощи и благодарить Бога за своевременные врачевства, которые Он посылает нам для нашей пользы. Как говорит преподобный Исаак Сирин: «Нужно отдать долг страстей, побеждая и побеждаясь».
Внешний же крест – это всевозможные проявления неприязни и ненависти к желающим жить богоугодно. «Все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы» (2 Тим. 3, 12), – писал Тимофею апостол Павел. Об этом говорил и сам Спаситель: поскольку «вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15, 19). Козни и насмешки со стороны неверующих коллег по работе, непонимание и злоба со стороны неверующих сродников в семье, притеснения и насилие от иноверцев – всё это внешний крест христиан, вынужденных жить во враждебном мире. Христианство и особенно Православие – словно кость в горле для дьявола, словно некий форс-мажор в его планах по растлению мира.
Социологи говорят, что в наше время христиане переживают беспрецедентные гонения. По статистике, 75 % всех гонений на религиозной почве направлены именно против христиан. В нашей стране этого не видно, но в целом по миру ситуация критическая. Каждые 5 минут в мире за веру умирает один христианин. За год эта число переваливает за сто тысяч. И если в Азии, Африке, на Ближнем Востоке, Индии христиан могут вырезать целыми селениями, то и на так называемом «просвещенном Западе» все обстоит весьма печально. Прямо сейчас множество людей сидят в тюрьмах только за свою принадлежность христианству. В Европе вас могут поставить в такие условия, что вы не сможете работать, если исповедуете христианство. Например, вас могут уволить за то, что вы носите крестик или как-то иначе показываете свою верность христианству. Что это, если не гонения?
Европа добровольно отказалась от всего того культурного и духовного наследия, которое христианство ей принесло. Некоторые европейские храмы сейчас сдаются под клубы и рестораны, становятся мечетями, так как в них никто не ходит. Европа отказалась от креста Христова и встала на широкий путь вседозволенности и порока. А всё началось с желания угодить обществу, подстроиться под него. В погоне за этим западное христианство в конечном итоге истощило себя и вовсе перестало быть нужным.
Сейчас часто можно услышать разговоры на тему: «Церковь нужно адаптировать для людей. Давайте переведем богослужение на понятный язык, давайте введем упрощенные миссионерские службы, давайте позволим людям самим толковать Писание, как им нравится, давайте уберем архаичные и недемократичные заповеди. Всё для людей». Посмотрите на Запад, к чему привело это облегченное христианство. Посмотрите на Европу, чем закончилось это угождение миру и дружба с ним. Сейчас само понятие «гуманности» исказилось. В угоду человеку можно менять всё, даже непреложные Божественные истины. Это уже не гуманность, это вседозволенность, прикрытая высокопарными лозунгами о правах человека. Не Церковь должна подстраиваться под людские пороки и хотелки, а люди должны равняться на Церковь, люди должны прилагать усилия для исполнения заповедей. Это и значит – нести крест. В противном случае само понятие креста как такового перестает существовать.
Задача христианина – не просто выжить в этом темном и враждебном мире, но найти в себе силы преобразить его, или, как говорит Евангелие, – светить в мире
Но задача христианина – не просто выжить в этом темном и враждебном мире, но найти в себе силы преобразить его, или, как говорит Евангелие, – светить в мире. «Тако да просветится свет ваш пред человеки» (Мф. 5, 16), – говорит Господь. То есть мы не только не должны прогнуться и пасть под тяжестью этого внешнего креста, но еще должны благотворно влиять на окружающих. И тут оказывается, что внешний крест напрямую зависит от внутреннего. Насколько мы внутренне сроднились с законом Божиим, настолько же сможем понести и внешние скорби. Митрополит Московский Платон так и говорит:
«Тот, кто обуздывает стремление страстей… великодушно снесет бедность; тот и в гонении духом не поколеблется».
Вот почему говорят, что если хочешь изменить мир, измени сначала себя. Как мы видим, это не просто слова, – это духовный закон. Противостоять внешнему злу мы сможем, только победив зло в себе самих. Т.е. понести внешний крест мы станем способны, только благодушно понеся внутренний. Именно поэтому святитель Григорий Нисский и другие отцы сравнивают крест с мертвостью для мира. Как распятый пребывает неподвижен, так и христианин должен быть неподвижен для всякого греха, чтобы вместе с апостолом Павлом сказать: «Я сораспялся Христу... И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20).
Господь сказал: «Когда Я буду вознесен от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32). Крест Христов есть напоминание нам о том тесном пути, которым должны идти верующие. И сейчас Он снова с Креста зовет нас быть последователями Ему в нелегком, но спасительном пути крестоношения.