В наши дни нам всем особенно важно взирать на Крест Христов, Воздвижение которого ныне и отмечаем, чтобы силою Распятого препобеждать всю ту рознь и злобу, которую так ожесточенно всевает сегодня враг рода человеческого. При войнах обостряется и брань духовная. И на этом внутреннем фронте тоже надо держать удар – тогда с нами будет сила Божия, сила крестная. А мощнее ее нет ничего в мире. Так рассуждает духовник Донского монастыря Москвы иеросхимонах Валентин (Гуревич).
Не сходите с пути крестного…
Без Креста не может быть и Воскресения. И, с другой стороны, Крест дан именно для того, чтобы было Воскресение. Не только Воскресение Господа, но и общее воскресение всех живых и всех усопших от века.
Смерть на кресте – это рождение в вечную блаженную жизнь. И наоборот, всякого сходящего с креста ждет не жизнь, а именно смерть или, скорее, вечная агония.
Чтобы наследовать жизнь вечную, необходимо до перехода в вечность успеть соединиться с Богом
Для того, чтобы наследовать жизнь вечную, необходимо до перехода в вечность, до смертного часа, успеть соединиться с Богом, то есть должно произойти возвращение Бога, Божественной полноты в сердце человека, опустевшее от Бога после Адамова грехопадения.
Господь Иисус Христос пришел на землю, чтобы принести с неба Благую Весть о Царстве Небесном. И сделать все необходимое для того, чтобы человек, употребляя собственные старания и усилия и претерпевая многие скорби, мог войти в это Царство Небесное или (что то же самое) обрести это Царство Небесное – Бога – внутри себя, в своем сердце.
Путь соединения человека с Богом указан заповедью Священного Писания: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, всем помышлением, всею крепостию…» (Мф. 22:37).
Все душевные силы, все силы человеческого естества должны быть сосредоточены, сконцентрированы на Едином на потребу и не похищаться чем-либо, что не есть Бог. А для этого внимание не должно отвлекаться ни на что, кроме Бога.
Почему именно с самоотречения начинается наше христианство
Но мы знаем, что каждый человек имеет какие-то пристрастия по отношению к предметам тварного мира или к идеям, образам, созданным работой мысли и творчества. И эти пристрастия, привязанности или, напротив, неприязнь, враждебность становятся тем, без чего человек не может жить, что составляет как бы часть его самого, с чем он себя отождествляет, и отказ от этого – от этих пристрастий, страстей – равнозначен для него отказу от самого себя.
Поэтому для того, чтобы человек мог сосредоточить внимание своего умного ока на Едином на потребу, на Божестве, от него требуется отрешение, отречение от всего им любимого в миру. От того, что у него стоит на месте Бога. Или, именно, – отречение от самого себя.
Поэтому Господь и говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Это и есть – возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем, всею душою, всем помышлением, всею крепостию. Ибо если мы оставим себе привязанность к чему-либо малейшему в этом мире, то не сможем всеми силами возлюбить Бога.
Так, чтобы всецело возлюбить Бога для соединения с Ним, то есть для достижения Царства Небесного внутри нас, мы должны распять на своем кресте своего ветхого человека со всеми его страстьми и похотьми…
Как нам стать богами по благодати (Ин. 10:34)
В Евангельском чтении, посвященном предпразднству Воздвижения Креста Христова, Господь говорит: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно быть вознесену Сыну Человеческому» (Ин. 3:14).
Что это значит?
Моисей сделал медное изображение змия и поднял его высоко, чтобы всем было видно. И по его молитве, когда израильтяне, на которых в пустыне нападали змеи, взирали на это изображение, то им не вредил змеиный яд.
Так же и Новый Израиль – христиане. Они тоже идут как бы по пустыне, ведомые Новым Вождем, Господом Иисусом, в обетованную Им Новую Землю под Новым Небом. И тоже ропщут, встречая на своем пути тесноту и скорбь, недостаток пищи и другие лишения. И тоже некий яд змииный угрожает их жизни. И они взирают на Распятие. Особенно именно в праздник Воздвижения, когда воздвизается Крест Господень. Чтобы всем было видно. Как во времена царицы Елены. И если при этом исполняют заповедь о любви к Богу всеми силами своего естества, для чего сами на своем кресте распинают свою плоть со страстьми и похотьми, чтобы ни к чему, что могло бы занять в сердце место Бога, не иметь ни малейшего пристрастия, тогда они внутренне соединяются с Распятым. И таким образом уподобляются Ему. То есть сами становятся богами по благодати, и им перестает вредить яд древнего змия, отравивший Адама и его потомков.
От чего мы страдаем?
На Кресте Господь исполнил собственную заповедь о любви к врагам, ибо учил не только словом, но и делом, – «и научил, и сотворил»
Яд древнего змия – это страсти. Это, например, яд гордыни и гнева.
Господь на Кресте явил противоположные им добродетели – смирение и любовь; исполнил собственную заповедь о любви к врагам. Учил не только словом, но и делом, – «и научил, и сотворил».
Его подвергали всяческим унижениям – насмехались, оскорбляли, оплевывали, истязали, убивали. А Он ни на кого не рассердился, не раздражился, не разгневался, не имел ни к кому враждебности. Он их жалел – ведь они умертвили свое сердце, доведя его до крайнего ожесточения, и им теперь предстоит страшная вечность ада. И Он просит и умоляет Отца пощадить их, помиловать, ибо они слепы и не понимают, что делают…
И мы, взирая на Распятого и соединяясь с Ним внутренне в безраздельной любви, должны уподобиться Ему, и тогда также по-Божески, с любовью и состраданием будем относиться к тем, кто нам досаждает. Мы в этой жизни должны вести себя так, как Он вел себя на Кресте.
Ибо мы терпим самый большой вред и страдания не от того, как к нам относятся, а от того, как мы реагируем на плохое к нам отношение. Если мы отвечаем раздражением, враждебностью, гневом, то именно эта наша враждебность отравляет и умерщвляет наше сердце, оно ожесточается, делается каменным и умирает. И наоборот, любовь умягчает сердце, от любви оно оживает и воскресает. В книге Премудрости Соломоновой говорится примерно так: «Добр будеши – себе добр будеши и ближнему своему. Зол будеши – себе зол будеши» (см.: Притч. 9:12).
Наши собственные враждебность, гнев, ненависть – это и есть отравляющий и умерщвляющий сердце яд змеиный. Если это присутствует в нашем сердце, то это значит, что мы исполнены не Духа Святаго, а духа вражия, духа сатанинского. Ибо Святой Дух – это дух любви. И только любви. Поскольку Бог есть Любовь.
Каковы гарантии присутствия Духа Святаго?
Об этом писал архимандрит Софроний (Сахаров) в книге о старце Силуане, которому на прошедшей неделе, в субботу, как раз была посвящена служба. Он свидетельствует, что старец рассуждал следующим образом. Поскольку Божественная природа Иисуса Христа как Сына Божия познается только Духом Святым, то именно присутствие в нашем сердце Духа Святаго дает нам возможность знать Истину. А Дух Святой может пребывать только в том сердце, которое исполнено любви. Если в сердце есть враждебность к кому бы то ни было, даже справедливая, то в нем не Дух Святой, а дух богопротивника, сатаны. Потому что Бог есть Любовь. Поэтому критерий истины есть любовь к врагам. Ибо если есть любовь даже к врагам, то это – гарантия присутствия Святаго Духа.
Кстати, уже в наши дни братия афонского русского Пантелеимонова монастыря, где подвизался святой Силуан, спросила как-то своего игумена схиархимандрита Иеремию (Алехина; †2016) о нынешних событиях на Украине, поскольку он по обстоятельствам своей жизни был тесно связан с Украиной как частью России. Отец Иеремия родился в 1915 году еще в Царской России и рос на хуторе Новорусский в области войска Донского.
«Тогда это была одна земля – русская, – пояснял потом старец, – а теперь моя родина оказалась почти на границе. Так что я одновременно и русский, и украинский казак. Не надо делить наши народы! Все мы – один род. Где разделение – там вражда. А должна быть между нами любовь. Кто проповедует ненависть, войну и вражду – тот от врага. А кто проповедует мир и любовь – с тем Христос!»
И вот тогда, уже в наше время, на вопрос своей братии старец Иеремия ответил:
«Преподобный Силуан Афонский был современником революции и Гражданской войны в России. Естественно, эти события не могли не тревожить тогда русских святогорцев. Как-то раз преподобный оказался среди иноков, живо обсуждавших зверства большевистского террора. Поговорив довольно, они обратились и к старцу Силуану:
– Что же ты, отче, ничего не скажешь? Что ты думаешь об этом?
Я не могу понять и не могу остановить происходящее. Мне остается только любить, прощать, терпеть и молиться
Помолчав немного, старец ответил:
– Я знаю, что Господь бесконечно любит людей и любит наше Отечество. Я знаю, что все, что происходит сейчас в России, происходит не без попущения Божия. Я не могу этого понять и не могу этого остановить. Мне остается только любить, прощать, терпеть и молиться…
Мне нечего добавить к этим мудрым словам нашего старца Силуана».
Да бегаем вражды, как «яда змиина»
Бог есть Свет, и нет в Нем никакой тьмы. Бог есть Любовь, и нет в Нем ни тени ненависти и враждебности.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский так и говорит:
«Заповеди Господни надо исполнять без размышления, с поспешностью, по доверенности к Законодателю. Например, о любви к врагам. Помолись о враге – и увидишь, как хорошо тебе будет, как ты успокоишься, как будет тебе легко. Горька, как смерть, вражда. Да бегаем вражды, как яда змиина. Да держимся любви, ибо сладостна любовь».
Каждый раз, читая вечерние молитвы, мы говорим: «Просвети душу мою любовию Креста Твоего». Вот как раз об этой любви Креста идет у нас речь. И наш святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, в своем послании к народу Божию, предостерегая его от помыслов мщения врагам Православия, писал: «Чадца, не сходите с пути крестного, ниспосланного нам Богом». Эти слова написаны и на хартии, изображенной в руках святителя Тихона на иконе, которая до недавнего времени была помещена над ракой с его святыми мощами в большом соборе Донской обители.
Как стяжать благодать Святаго Духа?
Любовь и смирение – вот то главное, что явил Господь и чему Он в первую очередь старался научить Своих учеников и апостолов. О любви и смирении Он возвестил в самом начале и в самом конце своего земного поприща.
О любви пастухам возвестили ангелы: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Ангелы не свое говорят; они – вестники и возвестили то, что им повелел Господь, Который был тогда Младенцем и еще не говорил, а только по-младенчески лепетал и плакал. Он мог бы явить чудо и Сам возвестить то, что хотел. Но по смирению Своему воздержался и поручил возвестить о любви – доброжелательстве (благоволении) ангелам. И в конце, на Тайной вечере, Он дал Своим ученикам новую заповедь: «Да любите друг друга» (Ин. 13:34). И на Кресте явил делом эту любовь, пострадав за грехи всего мира и молясь за Своих распинателей…
И смирение Его было явлено и в самом начале, когда Он, Царь царей и Господь господей, родился в убогом вертепе и был повит пеленами. И первые слова Его проповеди на горе были о смирении: «Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное» (Мф. 5:3). И учеников Он на всем протяжении пребывания с ними учит смирению, постоянно возвращаясь к этой теме. И в самом конце Он «смирил Себе даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2: 8)…
Обретая смирение Христово, его последователи открывают свое сердце для приятия в изобилии спасительной благодати Святаго Духа, которая и доставляет нам Царство Небесное внутрь нас. В то время как противоположная смирению гордыня отталкивает благодать и потому делает невозможным наше спасение.
Крест Господень – это квинтэссенция, апофеоз, высшее проявление Божественной любви и смирения
И в начале, и в конце – смирение и любовь. Начало и конец – альфа и омега Его учения. И Крест Господень – это квинтэссенция, апофеоз, высшее проявление Божественной любви и смирения.
О, пречестный и животворящий Кресте Господень! Подаждь нам твою неизъяснимую силу для борьбы с гордыней и гневом, для стяжания животворящего смирения и животворной любви, явленных на тебе Господом нашим Иисусом Христом!
И в этом будет наша главная победа, и все прочие тогда приложатся нам.