Храм, который космонавт Гречко увидел из космоса

Почти 40 лет он шел сюда. Георгий Михайлович Гречко – летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, доктор физико-математических наук. В 1975-м году Гречко фотографировал Землю из космоса, но дело не шло – над планетой плотно лежали облака. И вдруг они расступились, а в просвете показался… храм. Это была Казанская церковь села Рожнова, тогда еще Горьковской области.

Церковь Казанской иконы Божией Матери, Рожново. Фото: Андрей и Татьяна Павловы / sobory.ru Церковь Казанской иконы Божией Матери, Рожново. Фото: Андрей и Татьяна Павловы / sobory.ru

Много веков молитва Божией Матери спасала Русскую землю, избавляла от глада, труса, огня, меча – от множества бед и зол! И Георгий Михайлович с 1975-го хотел побывать в Рожнове, в храме, где пребывает Ее чудотворная икона, где и в советское время крестили, венчали и отпевали… Верующим Георгий Гречко был с детства, с тех пор как в Великую Отечественную оказался в оккупации.

После того памятного полета он, конечно, навел справки и потянулся душой в заволжское село Рожново, но приехать всё не получалось. А в 2011-м году, перед сложной операцией, о нем молились в этой древней церкви. В 2013-м, за 4 года до своей кончины, Георгий Михайлович наконец приехал сюда. Они с супругой посадили возле храма дуб и рябину, которые теперь уже стали крепкими деревьями. И, конечно, помолились перед чудотворным Казанским образом Пресвятой Богородицы.

«Письма весьма древнего…»

Церковное предание, которое передается из уст в уста вот уже несколько веков, гласит, что когда-то в глубине заволжских лесов, на берегу тихой речки Ватомы, среди топкого болота Рожкова, явилась икона Матери Божией. Крестьяне отнесли ее в село Заскочиху, в церковь в честь Николая Чудотворца, но утром ее там не оказалось, образ опять нашли на Рожковом болоте. Три раза носили икону в Заскочиху, и три раза она возвращалась. И тогда в почти безлюдной местности, которая теперь зовется Рожново, построили храм.

Когда и кем был написан этот Казанский образ, неизвестно. Самое раннее сохранившееся его описание есть в описи имущества храма за 1822 год:

«…икона письма весьма древнего, очень красивая, в позолоченной ризе, убрус унизан серебром, камнями белыми, зелеными, бирюзовыми, китайским жемчугом (167 жемчужин), а всего жемчугу 1898 зерен».

Жители села Рожнова и окрестных деревень всегда глубоко почитали святыню. А во второй половине XVIII века ее почитание шагнуло далеко за пределы прихода. В 1771-м году в Нижнем Новгороде и его окрестностях свирепствовала моровая язва. Но крупное село Бор и прилегающие деревни и села, среди которых и Рожново, были избавлены от болезни по молитвам перед чудотворной иконой. В конце XIX века жители Нижнего Новгорода и Семеновского уезда спаслись от холеры по молитвам перед Казанским образом.

Тогда был изготовлен металлический ковчег, чтобы носить святыню крестным ходом. Сделали его из латуни в виде часовни с тремя главками, увенчанными крестами. На лицевой стороне поместили чудотворную икону, с обратной – тоже Казанский образ, по бокам – изображения святителя Николая Чудотворца и мученицы Царицы Александры, и одна из надписей на ковчеге гласит, что он был изготовлен «в память священного коронования их Императорских Величеств Николая Александровича и Александры Федоровны». И сейчас икона пребывает в этом ковчеге.

После того как Пресвятая Богородица спасла рожновцев, борчан и нижегородцев во время вспышки холеры в 1888-м году, со святыни был сделан список, который тоже находится в Казанской церкви и почитается чудотворным.

В честь святого образа

Изначально храм в починке Рожново был построен в 1673-м году по благословению первого Нижегородского святителя митрополита Филарета (Нижегородская епархия была учреждена в 1672-м году). Деревянная церковь в Рожнове простояла недолго, поскольку на рубеже XVII–XVIII веков возвели уже в камне храм в честь Казанского образа Пресвятой Богородицы с приделом в честь Святого пророка Божия Илии. В это же время построили и шатровую колокольню высотой 27 метров. И если храм с тех далеких времен неоднократно поновлялся, несколько изменяя свой внешний облик, то колокольня сохранилась практически в первозданном виде. Ее фасады когда-то украшали знаменитые балахнинские изразцы (некоторые сохранилось до наших дней), а глава была покрыта керамической черепицей.

Недалеко от церкви когда-то стояли две часовни. Одна, деревянная, по преданию, была возведена на том месте, где явилась Казанская икона. Другую возвели в конце XIX века в центре села. Земский начальник, коллежский асессор Владимир Николаевич Листов, предложил построить ее в память о почившем Государе Императоре Александре III и «в назидание потомкам». Владимир Николаевич жил в своем имении недалеко от приходской деревни Ямново и был прихожанином Казанской церкви. Всем миром тогда выстроили просторную каменную пятиглавую часовню. До наших дней святыни не сохранились.

В конце XVII века в самом селе Рожнове было всего 29 домов, в которых жили 66 крестьян мужского пола и 79 женского. Но Пречистенский приход (так его называли) был очень большим, поскольку вокруг Рожнова находилось множество деревень. Известно, что в конце XVIII века на престольный праздник – осеннюю Казанскую – в селе проходила ярмарка.

Рожновская волость считалась «культурной». В 1898-м году в селе открыли библиотеку- читальню. И, конечно, при храме была церковно-приходская школа. Первую организовал настоятель Казанской церкви протоиерей Иоанн Садов. 40 лет он обучал крестьянских ребятишек в своем собственном доме. В конце XIX века школа начала работать в отдельном здании, построенном на пожертвования церковного старосты – крестьянина из деревни Ваганьково Ивана Григорьевича Климычева. Этот род много радел о Казанской церкви, и его представители до сих пор являются ее прихожанами.

Церковь Казанской иконы Божией Матери, 1910 г. Фото: sobory.ru Церковь Казанской иконы Божией Матери, 1910 г. Фото: sobory.ru

В начале XX века в Рожновской волости было 5 школ для крестьянских детей, 3 из них – на приходе Казанского храма. Учились здесь и дети старообрядцев, которых в округе тоже было немало. Недалеко от Рожнова находился Елесинский скит – один из центров заволжского старообрядчества. Старообрядцы приходили и на службы в Казанский храм.

Издавна с рожновской чудотворной иконой совершались крестные ходы.

Издавна с рожновской чудотворной иконой совершались крестные ходы. Крестный ход шел по окрестным деревням, образ заносили в дома, служили молебны с водосвятием

В престольные праздники, 17 июля и 9 октября (по старому стилю), ее торжественно переносили в село Бор, что напротив Нижнего Новгорода, на левом берегу Волги. Крестный ход шел по окрестным деревням, образ заносили в дома, служили молебны с водосвятием.

После революции в последний раз крестный ход состоялся в 1929-м году. Традиция возобновилась только в 1998-м. Правда, крестоходцы в приходские деревни, как в былые времена, не заходят. Накануне престольных праздников чудотворный образ прибывает в райцентр – город Бор, и из Успенского храма отправляется многолюдный крестный ход. Остановки делают лишь в селах на трассе.

В горниле испытаний

В 1917-м году в Рожнове начал свое служение священник Николай Иванович Золотов, который составил летописание, дошедшее до наших дней. Здесь отражены многие события из жизни рожновского прихода. Протоиерей Николай почил в 1924-м году, в третий день Светлой Пасхальной седмицы. Здоровье подорвала клевета, обрушившаяся на него с началом гонений. Множество других пастырей, служивших в Рожнове, тоже приняли на себя всю мощь машины репрессий.

5 лет, невзирая на гонения, прихожане активно добивались открытия храма, что и случилось в 1944-м году

В 1922-м в храме изымали ценности. Забрали тогда и чудотворный образ в драгоценной ризе. По счастью, вскоре приходу удалось выкупить его вместе с другими святынями. Правда, вернули икону уже без ризы. В 1939-м храм закрыли, но ключи староста не отдал, они были спрятаны в надежном месте, и знали об этом всего несколько человек. 5 лет церковь стояла закрытой, но не оскверненной. Председатель местного колхоза был из верующей семьи, и он распорядился насыпать на паперть зерно, чтоб создать видимость использования под склад. Все 5 лет, невзирая на гонения, прихожане активно добивались открытия храма, что и случилось в 1944-м году.

С тех пор церковь не закрывалась. В советское время здесь служило много священников, среди которых – почитаемый на Нижегородской земле старец, духовник Горьковской епархии, протоиерей Григорий Долбунов.

Батюшка

Космонавт Георгий Гречко и протоиерей Димитрий Гурьянов. Фото: kp.ru Космонавт Георгий Гречко и протоиерей Димитрий Гурьянов. Фото: kp.ru

Больше сорока лет назад, в 1982-м году, в Рожново приехал теперешний его священник – сейчас уже митрофорный протоиерей Димитрий Гурьянов.

Студент консерватории, он мечтал стать регентом церковного хора, как и его отец. Пришел со своей просьбой к владыке, тогда еще архиепископу Николаю (Кутепову), а тот и говорит:

– Давай-ка рукополагаться.

Удивился, даже растерялся будущий батюшка. Но за послушание принял сан. И вот уж сколько лет служит на приходе... Сначала его прислали сюда в командировку, а потом староста – замечательная женщина Мария Ефстафьевна Иванова – к владыке наведалась:

– Владыченька, уж больно по душе нам батюшка-то, как бы нам его насовсем…

Тот благословил. Стал отец Димитрий трудиться на приходе. И начал с поступка, по тем временам, неординарного. Храм требовал ремонта, а территория вокруг – благоустройства. И молодой священник пришел на собрание директоров борских предприятий.

– Говорю: «Помогите церкви. Ваши предки туда ходили, ваши дети будут туда ходить». Они от неожиданности и согласились, – улыбается батюшка. – Директор местного совхоза помог расширить прихрамовую территорию, руководитель силикатного завода выделил кирпич – мы собрались крестильню строить. Помню, сразу всю партию выписали, ночь не спали, нашли одного командировочного водителя, он на Бор за кирпичом приехал, но вечером. А ночью что ему делать? Его и попросили помочь, он перевез. Какая работа тут закипела! И бригада трудилась, и прихожане помогали. Когда начали строить, к нам проездом главный борский партийный начальник завернул. Через 3 месяца еще приехал. А у нас уже здание готово! Двухэтажное, большое. Очень он тогда удивился! Говорит, вот бы у нас так строили, как в церкви строят.

Духовенство и прихожане Казанского храма Духовенство и прихожане Казанского храма

В 1990-е годы именно Рожново стало первым подворьем возрожденного Дивеевского монастыря (по Промыслу Божию, решение Священного Синода о его возобновлении было объявлено в 1991-м году на летнюю Казанскую – 21 июля по новому стилю). Ферму тут построили, сестры приезжали потрудиться, игуменья Сергия не раз бывала. Но далековато добираться, поэтому, когда поближе к Дивееву подворья появились, храм опять стал приходским.

Все годы отец Димитрий хранит и благоукрашает древнюю Казанскую церковь. Теперь она отреставрирована, прекрасно расписана, вместо печей – современное отопление. А вот освещается храм во время службы по-прежнему... свечами! И так это душу греет.

На месте разрушенной часовни, там, где, по преданию, явилась чудотворная икона, новую возвели. Часовенка украшена мозаичными иконами – для сельского храма это, прямо скажем, в диковинку. Здесь тихо и благодатно.

– Рожново – место особое, – говорит супруга Марина, во всем отцу Димитрию верная помощница. – Мы здесь живем под Покровом Божией Матери, и все здесь радостно. Конечно, и скорби случаются, но всегда чувствуем помощь. Даже вот такой случай. Ребенок заболел, воспаление легких, врачи диагноз поставили. «Царица Небесная, помоги, исцели!» И буквально на следующий день он здоров! И таких чудес много.

Дети отца Димитрия и Марины тоже служат Богу и людям. Сын и зять – архиерейские (как у нас говорят) протодиаконы, дочери – супруга протодиакона и супруга иерея, и обе – регенты.

На приходе не одно поколение выросло. Те, кто начинал когда-то здесь воцерковляться в конце 1980-х – в 1990-х, уже внуков в Рожновский храм приводят. А кто-то уже и правнуков здесь крестил.

Совсем юной пришла Наталья в этот храм. Болела сильно, врачи руками разводили. Мама ее стала молиться. И поправилась Наташа!

Приезжают целыми семьями с окрестных деревень, из райцентра и даже из Нижнего. Одна из таких семей – Королевы. Живут они на Бору (именно так у нас говорят, не «в Боре»). Совсем юной пришла Наталья в этот храм. Болела сильно, врачи руками разводили. Мама ее стала молиться, другой надежды не было. И поправилась Наташа! Отец Димитрий и детей, и внуков ее крестил.

– В городе есть храмы, но этот – наш, – говорит Наталья Королева. – Потому что силу Божию, заступничество Божией Матери мы поняли именно здесь. Когда в первый раз шли крестным ходом на Казанскую (а это был самый первый крестный ход, возрожденный, 1998-го года), я прямо ощущала эту силу, Ее заступничество. Так было благодатно! Будто между небом и землей мы находились. И поняли, что без Бога-то мы никуда. И что если мать просит за ребенка, Господь и Богородица помогут.

С тех пор они с мужем стараются не пропускать ни одного крестного хода в Рожново. А те, кто сейчас на летнюю и зимнюю Казанскую идет сюда с иконой Пречистой, так же как жители этого заволжского края когда-то, молятся в церкви на всенощной, утром – на литургии, и непременно заходят в часовню в честь Казанского образа на территории храма, рядом с которой растут дуб и береза, посаженные супругами Гречко.

…Аргумент атеистов советского периода: «Гагарин в космос летал – а Бога не видал». Господь же раба Божия Георгия увидел в космосе. Его взгляд – блистающие купола Казанского храма.

Р.S. Автор благодарит за помощь в подготовке материала церковного историка Ольгу Владимировну Дегтеву.

Надежда Муравьева

6 мая 2025 г.

Смотри также
О «космическом храме» ап. Андрея в Новоселово и его создателях О «космическом храме» ап. Андрея в Новоселово и его создателях
Анастасия Горюнова
О «космическом храме» ап. Андрея в Новоселово и его создателях О «космическом храме» апостола Андрея в Новоселово и его создателях
Анастасия Горюнова
Храм, восстановленный по инициативе летчика-космонавта А. Леонова, находится всего в двухстах метрах от места гибели Юрия Гагарина.
Хвалите Господа с небес Хвалите Господа с небес
Иером. Пафнутий (Фокин)
Хвалите Господа с небес Хвалите Господа с небес
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Изучение удивительной и непостижимой Вселенной не может не свидетельствовать о существовании премудро устроившего этот мир Творца.
Космонавт Леонов о том, как русские покоряли космос в Пасхальные дни (+ВИДЕО) Космонавт Леонов о том, как русские покоряли космос в Пасхальные дни (+ВИДЕО) Космонавт Леонов о том, как русские покоряли космос в Пасхальные дни (+ВИДЕО) Космонавт Леонов о том, как русские покоряли космос в Пасхальные дни (+ВИДЕО)
Одно из последних интервью великого космонавта. Часть 1
Это было очень похоже на Гагарина, что он говорил: «Надо восстанавливать, а не разрушать».
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×