XVI век, правление Иоанна Грозного. В 1552 году русские войска взяли Казань. Россия стала простираться до Уральских гор. В 1582–1585 годах атаман Ермак возглавил поход казаков за Урал – в Сибирь. Это положило начало присоединению Сибирских земель к России.16 августа этого года исполнится 440 лет со дня гибели Ермака. Что мы знаем о народном герое России?
Атаман Ермак Тимофеевич
Источники
Сведения о походе Ермака сохранились в летописях, на которые опирались позднейшие историки. Уже первый Тобольский архиепископ Киприан приказал составить синодик для поминовения казаков, положивших свои головы в битвах на Сибирской земле – так чтили их подвиг. Источником информации для него послужили рассказы казаков Ермака, которые еще были живы на тот момент. В нем указали не только имена убиенных воинов, но и битвы, в которых они погибли. Так поминальный синодик стал важным историческим документом. И не только документом: он активно использовался при богослужении. К поминовению убиенных воинов на Руси относились очень серьезно. К примеру, грамотой от 16 февраля 1621 года патриарх Филарет (Романов) и государь Михаил Федорович повелели первому архиепископу сибирскому Киприану возглашать на богослужении «вечную память» воинам Ермака:
«23 октября ста семи человекам, убитым Кучумом под Чувашами, – вечная память большая».
По благословению следующего архиепископа – Нектария – дьяк Савва Есипов, опираясь на этот синодик и другие источники, в том числе воспоминания участников событий, составил Есиповскую летопись, которая была дописана в 1636 году. Есиповская летопись стала первой летописью Сибири и рассказывала о ее присоединении к России – то есть главным образом о походе Ермака. Немного с другой точки зрения освещает эти события Строгановская летопись: ее составили по почину землевладельцев Строгановых, которые подчеркивали свою роль как организаторов похода. Также эти события запечатлены в Ремезовской летописи. Она была создана позже – в 1703 году, и включила в себя сведения из Есиповской и Кунгурской летописей, а также устных источников.
Кем был Ермак
Где родился и как провел первую половину своей жизни Ермак, доподлинно неизвестно. Очевидно одно: это был опытный воин, один из самых уважаемых казачьих атаманов своего времени.
«Избра Бог не от славных муж, не от царского веления воевод, а вооружи славою и ратоборством атамана Ермака, Тимофеева сына, и с ним 540 человек», – этими словами о Ермаке начинается Есиповская летопись.
В летописях приводится несколько версий о месте рождения Ермака – все они находятся в пределах Московской Руси. Дон, Волга, Приуралье, Рязанщина выступают как родина атамана в разных версиях рассказа о нем. В Есиповской летописи Ермак и его сподвижники названы донскими казаками – так они именуют себя сами, обращаясь к царю: «Мы, Донские казаки, бьем тебе, царь Иван, царством Сибирским».
Вариантов настоящего имени Ермака тоже несколько: Василий Аленин, Ермолай, Тимофей, Еремей, Герман… Имя Ермак некоторые историки трактуют как прозвище, означающее «Общий котел», – хорошее имя для атамана, который всех объединяет и каждому дает его справедливую часть. Иногда упоминают, что Ермак – это имя, а прозвище его было Токмак, что означает «деревянная толкушка, колотушка» – это уже указание на силу и крепкое сложение воина.
Искренне благочестивый, Ермак Тимофеевич считал себя борцом за православную веру
Согласно летописям, Ермак был среднего роста, но широк в плечах и крепок. Черноволосый, чернобородый и кудрявый, глаза он имел быстрые, лицо широкое и пригожее, нос с горбинкой. Ермак был вынослив телом и бодр духом, не любил сидеть праздно; был изобретателен и быстро приводил свои идеи в исполнение; храбр до дерзости и милосерден к побежденным. Искренне благочестивый, Ермак Тимофеевич считал себя борцом за православную веру. В своих опасных делах он призывал на помощь Господа и Пресвятую Богородицу и часто говорил: «Если даст Бог – победим».
Разбойник или государев воин?
Нередко приходится слышать: «Казак в то время – значит разбойник». Это не совсем верно, а может быть, и совсем неверно. Казаки жили главным образом в приграничьях Руси, охраняя ее пределы, а иногда и совершая вылазки на территорию недружественных соседей. Казачьи земли действительно слабо контролировались государством, а потому туда бежали люди, искавшие свободы или вступившие в конфликт с законом.
Не все знают, что казак казаку рознь. Уже в XVI веке существовали «природные» казаки – потомственные, которые жили, в частности, на Дону и имели свой сформировавшийся уклад жизни, и пришлые. Часть казаков были служилыми: они приходили на помощь регулярной армии, сражаясь вместе с ней против врагов Руси, за что уже в то время им стали давать землю. А были – так называемые «воровские», которые никому, кроме своих атаманов, не подчинялись и, случалось, промышляли грабежом – в частности, это было распространено на Волге.
XVI век – время усиления Русского государства, его централизации, поэтому казакам приходилось определяться, подчиняются они царю или становятся ему в оппозицию, что становилось все опаснее: против непокорных выступали царские войска. Это сыграло свою роль и в истории похода Ермака. В частности, Иван Кольцо, отряд которого входил в войско Ермака, был как раз «воровским» атаманом – или, во всяком случае, далеко не всегда находился в верноподданнических отношениях с властью. За год до похода в Сибирь Иван участвовал в нападении на посольство ногайского хана. Это нападение создало сложности в международной политике и навлекло на головы казаков царский гнев. Так что в Сибирь Кольцо фактически бежал от петли, но именно его Ермак поставил во главе посольства, которое сообщило Иоанну Грозному о покорении Сибири и просило принять ее в состав России. Поэтому Иван с товарищами пришли к Грозному царю не как победители, ждущие награды, а смиренно, с просьбой о помиловании, несмотря на подвиги, принесенную добрую весть и богатые дары, в первую очередь – великолепную сибирскую пушнину. Царь принял их милостиво, наградил и, конечно, снял опалу.
Посланники от Ермака у красного крыльца перед Иваном Грозным. Картина С. Р. Ростворовского
Строгановская летопись утверждает, что «воровским» атаманом был и Ермак: якобы он разбойничал в низовьях Волги. Купцам и промышленникам Строгановым, жившим и ведшим свое дело на Урале, требовались воины, чтобы противостоять набегам людей Кучума из Сибири. Поэтому они обратились к Ермаку, слава о котором дошла до их мест. Весной 1579 года Строгановы предложили казакам честную службу, послали им дары, написали «грамоту ласковую», убеждая отвергнуть занятие, недостойное христианских витязей, и из разбойников сделаться воинами Белого Царя. Они писали:
«Имеем крепости и земли, но мало дружины: идите к нам оборонять Великую Пермь и восточный край христианства».
Ермак с товарищами, согласно этой летописи, при мысли снять с себя опалу и стать доблестными воинами Отечества прослезились от умиления. Они подняли знамя на берегу Волги, собрали дружину – 540 смелых казаков, и 21 июня прибыли к Строгановым – «с радостью и на радость», как говорит летописец:
«Чего хотели одни, что обещали другие, то исполнилось: атаманы стали грудью за область христианскую».
Впрочем, есть документальные сведения, что атаман Ермак участвовал в Ливонской войне, то есть был не «воровским», а служилым казаком, причем непосредственно перед походом на Урал. Так что мы бы склонились к мнению, что Ермак разбойником не был.
Современный писатель Сергей Михеенков, автор книги «Ермак», которая вышла в серии «Жизнь замечательных людей», выдвигает версию, что Ермак со товарищи предприняли поход на Сибирь по секретному указанию царя Иоанна Грозного, переданному через одного из воевод, с которыми атаман встречался на государевой службе. А, как известно, в книгах серии ЖЗЛ исторические факты и версии строго проверяются.
О термине «Покорение Сибири» и межнациональных отношениях
Покорение Сибири Ермаком. Картина художника Василия Сурикова
Когда мы слышим слова «Покорение Сибири», невольно возникает ассоциация с завоеванием одной страны другой. Но этого не было. Россия в правление государя Иоанна Грозного уже была сильным централизованным государством. Границы ее на востоке простирались до Урала. Но за Уралом единого государства не существовало.
Что же было в Сибири в середине XVI века? Там жили независимые друг от друга племена: вогулы, остяки, далее на север – эвенки, якуты и т.п. Большинство из них были язычниками. Эти племена периодически нападали друг на друга, сильные грабили и убивали слабых. Но в XVI веке и это положение стало меняться, причем задолго до прихода из Руси казаков. В 1563 году в Сибирь пришел хан Кучум, убил правившего там Едигера и захватил власть. Кучум был уроженцем Бухары, вел свой род от Чингисхана и потому считал себя вправе воцариться в Сибири – на месте, где когда-то существовала Золотая Орда. Чингизиды – многочисленные потомки великого завоевателя – мечтали возродить его империю (от Китая до Руси) и считали себя призванными к этому. Кстати, чингизидом был и крымский хан Девлет-Гирей, нападавший на Русь в правление Иоанна Грозного. Именно с ним русские воины сражались, в частности, в битве при Молодях в 1572 году. Особенностью этой битвы было то, что Девлет-Гирей шел именно на Москву. Его удалось остановить лишь на подступах к столице – на территории нынешней Московской области. Исходя из этого, историки предполагают, что целью этого похода Девлет-Гирея был не грабеж, а именно покорение Руси и восстановление татаро-монгольского ига. Кстати, вполне вероятно, что в битве при Молодях участвовал и Ермак – будущий атаман, а тогда еще молодой воин одного из казачьих отрядов, входивших в русское войско.
Присоединение к России спасло многие малые народы от физического уничтожения войском хана Кучума
Но вернемся к Кучуму. Он стал завоевывать Сибирь, при этом жестко насильственно обращал ее жителей в ислам. Естественно, что большинству представителей коренных народов это не нравилось. Поэтому многие из них увидели в Ермаке с соратниками не завоевателей, а избавителей, и стали добровольно присоединяться к ним, присягая на верность русскому «Белому Царю», что не требовало перемены веры. Коренное население Сибири того времени не имело шансов сохранить статус-кво (не говоря о том, что устойчивого статус-кво – прочного мира между племенами – там и не было). Им предстояло или стать подданными русского царя, или оказаться завоеванными Кучумом, чье правление было гораздо более жестким. Присоединение к России спасло многие малые народы от физического уничтожения или насильственной ассимиляции.
Саму же Россию присоединение Сибири спасло от опасности оказаться между двух огней. Ведь если бы Кучуму удалось объединить под своей властью все обширные сибирские земли в мощное ханство, следующим шагом могло стать его нападение на Россию, совместное с Крымским ханством, которому еще и помогала единоверная Османская империя. У них была общая вера и общая идеология – «наследников Чингисхана». Рано или поздно они попытались бы, ударив с двух сторон, вновь ввергнуть Русь во времена ига.
Поход Ермака. Основные вехи
Итак, Ермак с отрядом казаков пришли к Строгановым. Те снабдили их всем необходимым для продвижения в Сибирь. Опять же, есть разные версии: то ли купцы делали это охотно, щедро и по собственному почину, то ли – по царскому приказу и едва ли не по вооруженному принуждению со стороны казаков.
Относительно датировки похода существуют разногласия: он начался то ли в 1581-м, то ли в 1582 году. Вероятно, стоит остановиться на 1582-м – иначе Ермак просто «не успевал» бы возвратиться с войны с Ливонией, в которой он, согласно сохранившимся документам, участвовал. В отчете коменданта города Могилева польскому королю говорится, что среди казаков, атаковавших его летом 1581 года, был атаман Ермак Тимофеевич – едва ли это был тезка, хотя существует и такая версия.
Переноска лодки-струга русскими промысловиками. Фрагмент карты окрестностей Колы из «Путешествия» голландского путешественника Якоба ван Хемскерка Поход был очень непростым. Это иллюстрирует хотя бы такой факт: казаки отправились в Сибирь на судах – стругах. В них они перевозили все необходимое (оружие, провизию, одежду и т.п.). Со стругов было удобно воевать, обстреливая находящегося на берегу противника; по рекам казаки быстро и относительно легко прошли вглубь Сибири. Но поход начался с перехода через Уральские горы (или, как их тогда именовали, Большой камень)! Да, казаки на руках перетащили груженые суда через горы, еще и прорубая себе во многих местах дорогу через лес – потому что очевидно, что торных дорог там не было. Вот такие «чудо-богатыри», как скажет два века спустя о русских воинах уже своего времени Суворов.
Казаки имели существенное технологическое преимущество перед татарами Кучума и местными племенами: у них было огнестрельное оружие. Иногда оно производило столь устрашающее воздействие, что враги разбегались, иногда же противник оказывался стойким и давал серьезный бой. А у Кучума было свое преимущество: он хорошо знал местность, где жил уже много лет, и имел больше рычагов влияния на местное население. Как мы уже сказали, многие из местных князьков с радостью вставали на сторону Ермака. Таков был, в частности, князь Бояр. Другие же выжидали, кто одержит победу, чтобы выбрать сторону победителя. Своих сторонников и побежденных, которые выказывали покорность, Ермак приводил к присяге русскому царю и облагал данью – впрочем, не тяжелой: пушнина и съестные припасы.
Ермак довольно быстро продвинулся вглубь Сибири по рекам Тагил, Тура и Тобол. В день великомученика Димитрия Солунского – 5 ноября по новому стилю – казаки разгромили войско сибирского хана Кучума, превосходившее их численностью в несколько раз, и взяли столицу Сибири – крепость Кашлык, или Искер. Впоследствии, в 1587 году, в 17-ти километрах от нее был возведен город Тобольск, ставший оплотом России на этих землях.
Еще один решающий бой произошел в декабре 1582 года, в канун дня святителя Николая Чудотворца. Сибирские племена и русское воинство под предводительством Ермака с боем взяли Абалацкую крепость. Кучум с остатками войска ушел в степи Приишимья. В этом бою погибло множество сибирских воинов и около 40 казаков.
Казаки во главе с Ермаком прожили в Сибири три зимы. Приводили к присяге местные племена, воевали со сторонниками Кучума
Но война на этом не закончилась. Казаки во главе с Ермаком прожили в Сибири три зимы. Приводили к присяге местные племена, воевали со сторонниками Кучума. Например, весной 1583 года отряд под командованием Никиты Пана прошел до Нижней Оби и заключил союз с Алачем – князем остяков. В 1584 году казаки взяли в плен и отправили в Москву царевича Маметкула – племянника хана Кучума.
Ермак понимал, что своими силами 500 казакам Сибирь не удержать. Да и, вероятно, они не ставили перед собой такой задачи, сознавая себя частью России, подданными русского царя. Поэтому они снарядили посольство к Иоанну Грозному. Привезли ему богатые дары, в первую очередь великолепную сибирскую пушнину, и просили принять Сибирь в Русское царство. Иоанн принял.
Но казакам становилось все труднее. Иссякали запасы провизии, пороха. Подкрепление, которое прислал Иоанн Грозный после того, как казаки «поклонились» ему Сибирью, не смогло стать реальной помощью – скорее, наоборот. Стрельцы не принесли с собой еды, и голод сделался еще сильнее. Бои с людьми Кучума не прекращались, и все больше русских воинов оставались лежать в сибирской земле. Кучум действовал с присущей ему азиатской хитростью и вероломством. Сначала ему удалось заманить в ловушку и убить атамана Ивана Кольцо, а затем – и самого Ермака. В конце лета 1585 года Кучум распустил слух, что в Сибирь пришли купцы из Бухары с богатыми припасами, но их не пропускают к казакам. Ермак с небольшим отрядом отправился на поиски. Они дошли до устья реки Вагай и, никого не обнаружив, остановились на ночлег. Когда усталые казаки уснули, их атаковали воины Кучума. Отбиваясь от противника, казаки отступили к реке, вскочили в струги и отчалили от негостеприимного берега. Только после этого они заметили отсутствие Ермака. По преданию, герой утонул в реке, утянутый на дно тяжелым панцирем, хотя вызывает вопрос, мог ли он спать в доспехах. Так или иначе, атаман погиб.
После этого большая часть казаков ушла обратно за Урал, немногие остались в Сибири. Кучум возвратил себе земли и столицу, но торжество его было недолгим. Россия посылала в Сибирь все новые отряды. А главное – наши предки стали строить там города, пахать землю – осваиваться на века. Русские люди уже были в Сибири не гостями, а хозяевами, и выгнать их оттуда стало невозможно. Так дело Ермака продолжилось по его переходе в горний мир.
Благочестие Ермака и его товарищей. Знамя Ермака
Реконструкция изображений на знамени Ермака
Особое внимание стоит уделить вере Ермака и его товарищей – точнее, их жизни по вере. Факты говорят сами за себя. С отрядом казаков шли три священника и монах, которые совершали богослужения: в частности, перед сражениями служили Божественную литургию, и казаки причащались. После побед пели благодарственные молебны. У казаков был походный храм, иконы, знамена с образами святых. В отряде поддерживалась железная дисциплина. Пьянство и блуд были запрещены под страхом весьма чувствительных наказаний.
Перед сражениями служили Божественную литургию, и казаки причащались
Митрополит Нестор (Анисимов) в начале ХХ века писал, что Ермак
«…особо чтил святителя Николая Чудотворца и еще весною 1579 года на месте первого своего зимовья у реки Сылвы перед походом в Сибирь соорудил часовню во имя Святителя Николая… Затем, во время своего геройского похода в эту страну идолопоклонства, смешанного с магометанскими понятиями, он имел при себе трех священников и монаха, совершавших богослужения в подвижной часовне. Особо чтимою святынею был у них образ святителя Николая Чудотворца, с которым после Ермака отважные казаки и стрельцы продолжали дело дальнейшего покорения Сибири. …Другие две древние иконы из походной часовни Ермака хранятся в соборе г. Березова, как дар казаков Ермака»[1].
Митрополит Нестор упоминает, что взятие главного города Сибири – Искера – произошло в день великомученика Димитрия Солунского. Из сказанного становится понятным, почему на знамени Ермака изображен именно великомученик Димитрий и почему так много храмов в Сибири посвящено святителю Николаю.
Ремезовская летопись сообщает, что в 1584 году Ермак сподобился явления святителя Николая Чудотворца: он вместе с товарищами молился, и «на всенощной явился святой Николай Можайский, повелевая жить в чистоте, и прилежно пост соблюдать, и всех добродетелей в любви к ближнему придерживаться» и пригрозил в противном случае перестать помогать им. Ермак поведал об этом своим товарищам.
Примерно так выглядел Архангел Михаил на знамени Ермака
Знамена и иконы, с которыми Ермак совершал свой героический поход, сохранились после его окончания и стали всероссийскими реликвиями, которые бережно сохранялись на протяжении многих поколений. На знаменах этих были священные изображения. Одно из них пребывало в храме города Березова – кстати, того самого, куда впоследствии был отправлен в ссылку фаворит Петра I Меньшиков. В 1883 году знамя перенесли из Березова в Омск. Это было сделано в связи с празднованием 300-летия присоединения Сибири к Российскому государству, поскольку Омск к тому времени стал столицей Сибирского казачьего войска. Старинное знамя поместили в Свято-Никольском казачьем соборе, изготовив для него особый киот. Это знамя представляло собой холщовое полотнище в длину и ширину 1 аршин 6 ¼ вершка – то есть около метра, сшитое из двух частей: с изображениями с обеих сторон. На одной его стороне был изображен великомученик Димитрий Солунский, поражающий копьем лежащего на земле хана Кучума. В верхнем правом углу на этой стороне находился образ Спасителя с Евангелием. На другой стороне имелось изображение Архистратига Михаила на коне, разящего копьем чудовище. В верхнем углу, с левой стороны Архангела, – еще один образ Христа: с потиром, дискосом, лжицей и копием.
Никольский казачий собор Омска. Дореволюционное фото
После падения правительства Колчака знамя исчезло: то ли его уничтожили большевики, то ли оно просто распалось от ветхости
О том, как почитали казаки знамя Ермака, свидетельствует следующий факт. Во время Гражданской войны, в начале 1918 года, Омск оказался во власти большевиков, которые не щадили ни представителей «старого мира», ни их святынь. Противостоявший красным атаман Б.В. Анненков со своим партизанским отрядом ворвался в центр города и спас из Войскового Казачьего собора боевые святыни: знамя Ермака и войсковое знамя в честь 300-летия дома Романовых. Стоя на санях с развевающимся знаменем в руках, он увел свой отряд от погони по льду Иртыша. Когда Омск вновь перешел в руки белых, Анненков вернул знамя Ермака в собор. Но после падения правительства А.В. Колчака город, собор и знамя опять оказались во власти красных. После этого знамя исчезло: то ли его уничтожили большевики, то ли оно просто распалось от ветхости при многочисленных перемещениях. Известно, что в последний раз знамя было сфотографировано в 1918 году, и на тот момент оно уже имело серьезные утраты.
Сейчас идет работа по научной реконструкции знамени Ермака. В ней участвует и Омская митрополия, и Министерство культуры Омской области. Планируется, что восстановленное знамя возвратят на его историческое место – в Никольский казачий собор Омска, где оно будет доступно всем желающим. Для знамени создадут красивую резную раму из дерева, оно станет частью композиции, посвященной истории служения Сибирского казачества Богу и России. Средства на воплощение в жизнь этого благого начинания собирает Фонд Архангела Михаила.
Никольский казачий кафедральный собор г. Омска