Те, кто будут спасаться во времена всеобщего отступления,
будут выше нас.
Преподобный Антоний Великий
Схимонахиня Игнатия (в миру Валентина Ильинична Пузик) – выдающийся советский ученый, доктор медицинских наук, духовная писательница, гимнограф, большую часть жизни потрудившаяся в монашеском чине. Она совмещала в себе качества ученого и подвижника веры: была профессором с мировым именем и православной схимонахиней.
Она совмещала в себе качества ученого и подвижника веры: была профессором с мировым именем и православной схимонахиней
Валентина Ильинична родилась 19 января (1 февраля) 1903 года в Москве. Ее отец, Илья Яковлевич, происходил из крестьян Гродненской губернии в Белоруссии. После окончания военной службы он остался в Москве и работал мелким служащим в управлении Киево-Воронежской железной дороги. В 1915 году умер от туберкулеза. Мать, Екатерина Севастьяновна (в девичестве Абакумцева), вслед за своей дочерью Валентиной в 1930-х годах приняла монашеский постриг – в рясофоре с именем Макария, в честь прп. Макария Великого, в день памяти которого родилась ее дочь Валентина, а в мантии – с именем Авраамия, в честь Авраамия Чухломского. Ее сын Николай, брат Валентины, станет впоследствии известным художником.
С детства Валентина проявляла незаурядные умственные способности и большое прилежание. После смерти отца от туберкулеза в 12 лет она решила посвятить жизнь борьбе с этим недугом, уносившим жизни многих тысяч жителей России. В 1920 году Валентина окончила женское Николаевское коммерческое училище на улице Новой Басманной и поступила на естественное отделение физико-математического факультета 1-го МГУ. После организации в 1923 году в Университете биологического отделения продолжила там обучение.
По окончании университета в 1926 году Валентина Ильинична начала научную деятельность в области патоморфологии туберкулеза под руководством Владимира Германовича Штефко, известного фтизиопатолога[1]. Впоследствии она стала ближайшей его ученицей. Их общая работа – монография «Патология и клиника туберкулеза», опубликованная в 1934 году, – и в настоящее время является фундаментальным трудом. Ее первая работа «Течение туберкулезного процесса у больных различного типа сложения», написанная в студенческие годы, принесла молодой исследовательнице международную известность. В 1940 году Валентина Ильинична защитила докторскую диссертацию. С 1945 по 1974 год она возглавляла лабораторию патоморфологии туберкулеза в Государственном туберкулезном институте (позднее Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза Академии наук СССР), которой руководила в течение 29 лет. Деятельность ученого не остановила и Отечественная война: она продолжала исследования патогенеза туберкулеза.
В 1947 году Валентина Ильинична Пузик была удостоена звания профессора. За свою долгую жизнь она опубликовала 250 научных статей и 7 монографий; многие из них признаны крупными теоретическими трудами. Она стала основательницей собственной школы патологов-фтизиатров, чьи ученики работали на всей территории бывшего Советского Союза, спасая жизнь тысячам тысяч больных туберкулезом. Она вырастила не одно поколение исследователей: ее подопечные защитили 22 докторских и 47 кандидатских диссертаций. В разное время были изданы ее книги, впоследствии ставшие настольными для врачей соответствующих профессий: «Возрастная морфология сердечнососудистой системы человека» (1948), «Возрастная морфология желез внутренней секреции у человека» (1951), «Проблемы иммуноморфологии туберкулеза» и другие. Валентина Ильинична владела несколькими европейскими языками, знание которых пригодилось ей при участии в международных конференциях и симпозиумах.
Коллеги по работе не догадывались о том, что она была тайной монахиней
Ее научные труды отмечены наградами: орденом Трудового Красного Знамени, девятью медалями, званием Заслуженного работника медицины. Ее научно-исследовательская деятельность уже в 1930-е годы нашла признание у зарубежных коллег. Партийное руководство закрывало глаза на то, что Валентина Ильинична ходит в церковь. Она не афишировала свою веру, но и от посещения храма не отказывалась. Коллеги по работе не догадывались о том, что она была тайной монахиней. Матушка Игнатия признавалась:
«Как Господь сохранил меня от лагеря, не знаю. Может, потому не забрали, что трудилась, и труд мой был нужен. Можно было работать, можно учить молодежь, а молодежи вокруг меня собиралось много».
Монахиня Игнатия так и не стала членом Академии наук, хотя по своим научным заслугам вполне могла бы претендовать на звание академика. В этом отношении начальство намекало ей на ее беспартийность и церковность.
Валентина Ильинична вспоминала, что впервые Благодать Святого Духа коснулась ее души в 17 лет, когда она кормила голодающих. Дело в том, что в 1921 году в Москву хлынули беженцы с Поволжья. Истощенные голодом, они сидели и лежали на тротуарах на Площади трех вокзалов и молили о куске хлеба. Неподалеку от Площади, на Новой Басманной улице, находилась Петропавловская церковь, в которой прихожане организовали пункт питания для беженцев. Каждое утро Валя приносила в храм ведро похлебки, сваренной матерью, и каждый раз задерживалась там, чтобы помолиться. Так в ней укрепилась вера.
Еще во время ее учебы в университете произошло важное событие, определившее всю последующую жизнь молодой девушки. В феврале 1924 году, перед своим днем ангела, Валентина пришла говеть в Высокопетровский монастырь и оказалась на исповеди у архимандрита Агафона (Лебедева; в схиме – Игнатия)[2], в недавнем прошлом насельника Свято-Смоленской Зосимовой пустыни. Именно с этой исповеди начался ее духовный путь: она стала прихожанкой Высокопетровского монастыря и духовной дочерью архимандрита Агафона. Эта первая встреча со старцем описана ею в книге «Старчество в годы гонений».
Архимандрит Агафон был очень внимательным духовником, и к середине 1920-х годов вокруг него сложилась духовная семья, многие члены которой тяготели к монашескому пути: в стенах Высокопетровского монастыря многие юноши и девушки стали принимать тайный постриг. Здесь они под руководством старцев-зосимовцев постигали основы духовной жизни, оставаясь при этом на своей мирской работе или учебе, что входило в их монашеское послушание. Светскую работу они исполняли «со всей ответственностью, со всей любовью». Так, по выражению самой Валентины Ильиничны, Высокопетровский монастырь стал «пустынью в столице». Община, созданная архимандритом Агафоном, ставила своей целью сохранение аскетической традиции православного монашества.
В 1928 году (в 25 лет) Валентина Пузик приняла тайный постриг в рясофор с именем Варсонофия в честь святителя Варсонофия Казанского. Постриг совершил ее духовный отец на квартирке, где собиралась духовная семья о. Агафона (Высокопетровский монастырь был к тому времени закрыт). Это было чердачное помещение, в которое вела узкая лесенка. Матушка вспоминала, как духовный наставник любил повторять:
«Широкая лестница в подъезде – это мир, а потом идет узкая дорожка на чердак – это монашеский путь».
Постриг Валентины пришелся на время гонений на Церковь, когда православным приходилось существовать в условиях подполья, поэтому решение связать жизнь с Богом в то время следует считать подвигом со стороны ее и ее единоверцев.
«Батюшка был строгий, – вспоминала матушка Игнатия, – постригал только в рясофор. Говорил, что нельзя давать в миру живущим мантию – зациклятся и наделают греха».
В начале 1939 года, уже после гибели духовного отца, она приняла постриг в мантию с именем Игнатия в честь священномученика Игнатия Богоносца и в память о ее духовном отце – схиархимандрите Игнатии (Лебедеве), скончавшемся в лагере для инвалидов на четвертый год заключения, в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Постриг в мантию совершил архимандрит Зосима (Нилов), один из наставников Зосимовой пустыни. В течение последующих 76 лет матушка Игнатия несла на себе тягость и высоту монашеских обетов. Обширную внешнюю деятельность мать Игнатия сочетала с монашеским деланием: исполняла келейное правило, по возможности часто посещала храм – так воспитал ее отец Игнатий.
«Батюшка прежде всего научил нас любви к православному богослужению, погрузил нас в радость церковной службы, – говорила сама матушка. – Я читаю службу ежедневно, и если не прочитаю, то день как бы без души».
Она стала одной из немногих женщин-гимнографов в истории Церкви
С середины 1940-х годов, помимо научной деятельности, она занималась церковным литературным творчеством, по ее признанию, выросшим из навыков ежедневного письменного исповедования помыслов. В 1945 году появилась ее первая книга: «Жизнеописание схиархимандрита Игнатия (Лебедева)». В 1952 году она написала книгу о созданной им монашеской общине. Ее богословские работы публиковались в Журнале Московской Патриархии, в журналах «Троицкое слово», «Альфа и Омега». Церковное служение монахини Игнатии включало создание духовных трудов о монашеской жизни, о действиях Промысла Божия в современном мире и в жизни современного человека, трудов по истории Церкви. Трудилась за подписью «Монахиня Игнатия (Петровская)». Особое место занимает ее гимнографическое творчество[3]. Она стала одной из немногих женщин-гимнографов в истории Церкви. Часть созданных ею служб вошли в богослужебный круг Русской Православной Церкви. Среди них – службы святителю Игнатию (Брянчанинову), Патриарху Иову, благоверному князю Димитрию Донскому, прп. Герману Зосимовскому, службы Соборам Белорусских, Смоленских и Казанских святых, Валаамской иконе Божией Матери и др. В сборнике «Богословские труды» была напечатана серия ее статей по истории православной гимнографии (преподобные Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Иосиф Песнописец, Феодор Студит и др.). Большая часть ее произведений еще не опубликована.
После завершения профессиональной деятельности в 1984 году семидесятилетняя инокиня полностью посвятила себя монашескому служению. Матушка Игнатия долгое время преподавала в воскресной школе при храме преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках (недалеко от станции метро «Новослободская»).
24 апреля 2003 года, в Великий Четверг, в храме преподобного Сергия Радонежского Высокопетровского монастыря монахиня Игнатия была пострижена в великую схиму с сохранением имени. Однако теперь ее небесным покровителем стал новопрославленный преподобномученик Игнатий (Лебедев), в прошлом ее духовный отец, чью мантию матушка Игнатия хранила у себя до самой смерти. Постриг в великую схиму совершил игумен Петр (Пиголь), бывший в то время настоятелем Высоко-Петровского монастыря.
Скончалась схимонахиня Игнатия 29 августа 2004 года на 102-м году жизни. Похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве. Каждый год в дни памяти схимонахини Игнатии священники храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище совершают заупокойные богослужения.
При постриге в великую схиму ее небесным покровителем стал преподобномученик Игнатий (Лебедев), ее духовный отец
Уникальность личности матушки Игнатии заключается в том, что она сумела совместить в своей жизни научную деятельность с монашеским служением в условиях атеистического государства. Матушка Игнатия принадлежит к поколению монашества ХХ века, которое служило Господу не в стенах монастырей: их кельями были комнаты в коммунальных квартирах, а для совместной молитвы они собиралась в немногих, чудом уцелевших приходских храмах.
До последнего дня жизни матушка Игнатия сохраняла ясный ум и чувство юмора. Современники запомнили ее как миниатюрную пожилую женщину с добрыми глазами, излучавшими свет. Круг ее общения в последние годы был широк. Ее навещали и ученые, ее бывшие коллеги по институту, и юные ученики воскресной школы. Для каждого посетителя у нее находилось доброе слово. О таких людях, как монахиня Игнатия, обычно говорят: «цельная натура». Зоя Сергеевна Земскова, ученица и коллега матушки Игнатии по институту, вспоминала о ней:
«Она часто говорила: “Не думай плохого ни о каком человеке. Никого не суди”. Она учила нас любить и принимать всех».
Вечная память схимонахине Игнатии!