Профессор и тайная монахиня Игнатия (Валентина Ильинична Пузик; 1903–2004)

Валентина Ильинична Пузик за работой в своём родном институте Валентина Ильинична Пузик за работой в своём родном институте

Те, кто будут спасаться во времена всеобщего отступления,
будут выше нас.
Преподобный Антоний Великий

Схимонахиня Игнатия (в миру Валентина Ильинична Пузик) – выдающийся советский ученый, доктор медицинских наук, духовная писательница, гимнограф, большую часть жизни потрудившаяся в монашеском чине. Она совмещала в себе качества ученого и подвижника веры: была профессором с мировым именем и православной схимонахиней.

Она совмещала в себе качества ученого и подвижника веры: была профессором с мировым именем и православной схимонахиней

Валентина Ильинична родилась 19 января (1 февраля) 1903 года в Москве. Ее отец, Илья Яковлевич, происходил из крестьян Гродненской губернии в Белоруссии. После окончания военной службы он остался в Москве и работал мелким служащим в управлении Киево-Воронежской железной дороги. В 1915 году умер от туберкулеза. Мать, Екатерина Севастьяновна (в девичестве Абакумцева), вслед за своей дочерью Валентиной в 1930-х годах приняла монашеский постриг – в рясофоре с именем Макария, в честь прп. Макария Великого, в день памяти которого родилась ее дочь Валентина, а в мантии – с именем Авраамия, в честь Авраамия Чухломского. Ее сын Николай, брат Валентины, станет впоследствии известным художником.

С детства Валентина проявляла незаурядные умственные способности и большое прилежание. После смерти отца от туберкулеза в 12 лет она решила посвятить жизнь борьбе с этим недугом, уносившим жизни многих тысяч жителей России. В 1920 году Валентина окончила женское Николаевское коммерческое училище на улице Новой Басманной и поступила на естественное отделение физико-математического факультета 1-го МГУ. После организации в 1923 году в Университете биологического отделения продолжила там обучение.

По окончании университета в 1926 году Валентина Ильинична начала научную деятельность в области патоморфологии туберкулеза под руководством Владимира Германовича Штефко, известного фтизиопатолога[1]. Впоследствии она стала ближайшей его ученицей. Их общая работа – монография «Патология и клиника туберкулеза», опубликованная в 1934 году, – и в настоящее время является фундаментальным трудом. Ее первая работа «Течение туберкулезного процесса у больных различного типа сложения», написанная в студенческие годы, принесла молодой исследовательнице международную известность. В 1940 году Валентина Ильинична защитила докторскую диссертацию. С 1945 по 1974 год она возглавляла лабораторию патоморфологии туберкулеза в Государственном туберкулезном институте (позднее Центральный научно-исследовательский институт туберкулеза Академии наук СССР), которой руководила в течение 29 лет. Деятельность ученого не остановила и Отечественная война: она продолжала исследования патогенеза туберкулеза.

В 1947 году Валентина Ильинична Пузик была удостоена звания профессора. За свою долгую жизнь она опубликовала 250 научных статей и 7 монографий; многие из них признаны крупными теоретическими трудами. Она стала основательницей собственной школы патологов-фтизиатров, чьи ученики работали на всей территории бывшего Советского Союза, спасая жизнь тысячам тысяч больных туберкулезом. Она вырастила не одно поколение исследователей: ее подопечные защитили 22 докторских и 47 кандидатских диссертаций. В разное время были изданы ее книги, впоследствии ставшие настольными для врачей соответствующих профессий: «Возрастная морфология сердечнососудистой системы человека» (1948), «Возрастная морфология желез внутренней секреции у человека» (1951), «Проблемы иммуноморфологии туберкулеза» и другие. Валентина Ильинична владела несколькими европейскими языками, знание которых пригодилось ей при участии в международных конференциях и симпозиумах.

Коллеги по работе не догадывались о том, что она была тайной монахиней

Ее научные труды отмечены наградами: орденом Трудового Красного Знамени, девятью медалями, званием Заслуженного работника медицины. Ее научно-исследовательская деятельность уже в 1930-е годы нашла признание у зарубежных коллег. Партийное руководство закрывало глаза на то, что Валентина Ильинична ходит в церковь. Она не афишировала свою веру, но и от посещения храма не отказывалась. Коллеги по работе не догадывались о том, что она была тайной монахиней. Матушка Игнатия признавалась:

«Как Господь сохранил меня от лагеря, не знаю. Может, потому не забрали, что трудилась, и труд мой был нужен. Можно было работать, можно учить молодежь, а молодежи вокруг меня собиралось много».

Монахиня Игнатия так и не стала членом Академии наук, хотя по своим научным заслугам вполне могла бы претендовать на звание академика. В этом отношении начальство намекало ей на ее беспартийность и церковность.

Валентина Ильинична вспоминала, что впервые Благодать Святого Духа коснулась ее души в 17 лет, когда она кормила голодающих. Дело в том, что в 1921 году в Москву хлынули беженцы с Поволжья. Истощенные голодом, они сидели и лежали на тротуарах на Площади трех вокзалов и молили о куске хлеба. Неподалеку от Площади, на Новой Басманной улице, находилась Петропавловская церковь, в которой прихожане организовали пункт питания для беженцев. Каждое утро Валя приносила в храм ведро похлебки, сваренной матерью, и каждый раз задерживалась там, чтобы помолиться. Так в ней укрепилась вера.

Архимандрит Агафон (Лебедев) Архимандрит Агафон (Лебедев)

Еще во время ее учебы в университете произошло важное событие, определившее всю последующую жизнь молодой девушки. В феврале 1924 году, перед своим днем ангела, Валентина пришла говеть в Высокопетровский монастырь и оказалась на исповеди у архимандрита Агафона (Лебедева; в схиме – Игнатия)[2], в недавнем прошлом насельника Свято-Смоленской Зосимовой пустыни. Именно с этой исповеди начался ее духовный путь: она стала прихожанкой Высокопетровского монастыря и духовной дочерью архимандрита Агафона. Эта первая встреча со старцем описана ею в книге «Старчество в годы гонений».

Архимандрит Агафон был очень внимательным духовником, и к середине 1920-х годов вокруг него сложилась духовная семья, многие члены которой тяготели к монашескому пути: в стенах Высокопетровского монастыря многие юноши и девушки стали принимать тайный постриг. Здесь они под руководством старцев-зосимовцев постигали основы духовной жизни, оставаясь при этом на своей мирской работе или учебе, что входило в их монашеское послушание. Светскую работу они исполняли «со всей ответственностью, со всей любовью». Так, по выражению самой Валентины Ильиничны, Высокопетровский монастырь стал «пустынью в столице». Община, созданная архимандритом Агафоном, ставила своей целью сохранение аскетической традиции православного монашества.

В 1928 году (в 25 лет) Валентина Пузик приняла тайный постриг в рясофор с именем Варсонофия в честь святителя Варсонофия Казанского. Постриг совершил ее духовный отец на квартирке, где собиралась духовная семья о. Агафона (Высокопетровский монастырь был к тому времени закрыт). Это было чердачное помещение, в которое вела узкая лесенка. Матушка вспоминала, как духовный наставник любил повторять:

«Широкая лестница в подъезде – это мир, а потом идет узкая дорожка на чердак – это монашеский путь».

Постриг Валентины пришелся на время гонений на Церковь, когда православным приходилось существовать в условиях подполья, поэтому решение связать жизнь с Богом в то время следует считать подвигом со стороны ее и ее единоверцев.

«Батюшка был строгий, – вспоминала матушка Игнатия, – постригал только в рясофор. Говорил, что нельзя давать в миру живущим мантию – зациклятся и наделают греха».

В начале 1939 года, уже после гибели духовного отца, она приняла постриг в мантию с именем Игнатия в честь священномученика Игнатия Богоносца и в память о ее духовном отце – схиархимандрите Игнатии (Лебедеве), скончавшемся в лагере для инвалидов на четвертый год заключения, в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Постриг в мантию совершил архимандрит Зосима (Нилов), один из наставников Зосимовой пустыни. В течение последующих 76 лет матушка Игнатия несла на себе тягость и высоту монашеских обетов. Обширную внешнюю деятельность мать Игнатия сочетала с монашеским деланием: исполняла келейное правило, по возможности часто посещала храм – так воспитал ее отец Игнатий.

«Батюшка прежде всего научил нас любви к православному богослужению, погрузил нас в радость церковной службы, – говорила сама матушка. – Я читаю службу ежедневно, и если не прочитаю, то день как бы без души».

Она стала одной из немногих женщин-гимнографов в истории Церкви

С середины 1940-х годов, помимо научной деятельности, она занималась церковным литературным творчеством, по ее признанию, выросшим из навыков ежедневного письменного исповедования помыслов. В 1945 году появилась ее первая книга: «Жизнеописание схиархимандрита Игнатия (Лебедева)». В 1952 году она написала книгу о созданной им монашеской общине. Ее богословские работы публиковались в Журнале Московской Патриархии, в журналах «Троицкое слово», «Альфа и Омега». Церковное служение монахини Игнатии включало создание духовных трудов о монашеской жизни, о действиях Промысла Божия в современном мире и в жизни современного человека, трудов по истории Церкви. Трудилась за подписью «Монахиня Игнатия (Петровская)». Особое место занимает ее гимнографическое творчество[3]. Она стала одной из немногих женщин-гимнографов в истории Церкви. Часть созданных ею служб вошли в богослужебный круг Русской Православной Церкви. Среди них – службы святителю Игнатию (Брянчанинову), Патриарху Иову, благоверному князю Димитрию Донскому, прп. Герману Зосимовскому, службы Соборам Белорусских, Смоленских и Казанских святых, Валаамской иконе Божией Матери и др. В сборнике «Богословские труды» была напечатана серия ее статей по истории православной гимнографии (преподобные Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Иосиф Песнописец, Феодор Студит и др.). Большая часть ее произведений еще не опубликована.

Схимонахиня Игнатия (Пузик) Схимонахиня Игнатия (Пузик)

После завершения профессиональной деятельности в 1984 году семидесятилетняя инокиня полностью посвятила себя монашескому служению. Матушка Игнатия долгое время преподавала в воскресной школе при храме преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках (недалеко от станции метро «Новослободская»).

24 апреля 2003 года, в Великий Четверг, в храме преподобного Сергия Радонежского Высокопетровского монастыря монахиня Игнатия была пострижена в великую схиму с сохранением имени. Однако теперь ее небесным покровителем стал новопрославленный преподобномученик Игнатий (Лебедев), в прошлом ее духовный отец, чью мантию матушка Игнатия хранила у себя до самой смерти. Постриг в великую схиму совершил игумен Петр (Пиголь), бывший в то время настоятелем Высоко-Петровского монастыря.

Скончалась схимонахиня Игнатия 29 августа 2004 года на 102-м году жизни. Похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве. Каждый год в дни памяти схимонахини Игнатии священники храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище совершают заупокойные богослужения.

При постриге в великую схиму ее небесным покровителем стал преподобномученик Игнатий (Лебедев), ее духовный отец

Уникальность личности матушки Игнатии заключается в том, что она сумела совместить в своей жизни научную деятельность с монашеским служением в условиях атеистического государства. Матушка Игнатия принадлежит к поколению монашества ХХ века, которое служило Господу не в стенах монастырей: их кельями были комнаты в коммунальных квартирах, а для совместной молитвы они собиралась в немногих, чудом уцелевших приходских храмах.

До последнего дня жизни матушка Игнатия сохраняла ясный ум и чувство юмора. Современники запомнили ее как миниатюрную пожилую женщину с добрыми глазами, излучавшими свет. Круг ее общения в последние годы был широк. Ее навещали и ученые, ее бывшие коллеги по институту, и юные ученики воскресной школы. Для каждого посетителя у нее находилось доброе слово. О таких людях, как монахиня Игнатия, обычно говорят: «цельная натура». Зоя Сергеевна Земскова, ученица и коллега матушки Игнатии по институту, вспоминала о ней:

«Она часто говорила: “Не думай плохого ни о каком человеке. Никого не суди”. Она учила нас любить и принимать всех».

Вечная память схимонахине Игнатии!

Схимонахиня Игнатия (Пузик) Схимонахиня Игнатия (Пузик)

Мария Тоболова

29 августа 2025 г.

ЛИРЕРАТУРА

  • Беглов А.Л. Игнатия (Пузик). Православная энциклопедия. – Т. ХХI. М., 2009.
  • Юбилей профессора Валентины Ильиничны Пузик – 100 лет со дня рождения. М., 2003.
  • Монахиня Игнатия. Церковные песнотворцы. – М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2005.
  • Азин А., Земскова З. Пузик Валентина Ильинична: Жизнь и наука. М., 2004.
  • Юбилей профессора Валентины Ильиничны Пузик – 100 лет со дня рождения // Проблемы туберкулеза. М., 2003, № 3.

[1] Фтизиатрия – раздел медицины, изучающей причины возникновения, распространения туберкулеза и методы его профилактики.

[2] Схиархимандрит Игнатий Лебедев (1884–1938) – преподобномученик. В 1923 году в Москву приехали старцы-монахи Смоленской Зосимовой пустыни, расположенной недалеко от Троице-Сергиевой лавры. Их родная обитель была закрыта большевиками. В октябре несколько братьев были приглашены епископом Варфоломеем (Ремовым) в создаваемое им братство в Высокопетровском монастыре. Среди приглашенных монахов был и будущий схиархимандрит Игнатий, тогда отец Агафон. В 1924 году он был назначен духовником Высокопетровского монастыря. В середине 1924 года монастырь был закрыт, и монашествующие нашли прибежище в одной из московских церквей на Антиохийском подворье.

10 апреля 1935 года схиархимандрит Игнатий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Его приговорили к пяти годам лагерей. Он умер в тюремном лазарете 11 сентября 1938 года под городом Алатырь (Чувашская АССР) от сердечной недостаточности. Причислен к лику новомучеников Российских постановлением Священного Синода от 27 декабря 2000 года для общецерковного почитания.

[3] Гимнописание – это искусство сочинения хвалебных песен, гимнов, од, церковных (богослужебных или литургических) песнопений. Гимнограф – автор литургических произведений, входящих в богослужебные книги христианской Церкви.

Смотри также
«Начальница водорослей» «Начальница водорослей»
Памяти Ксении Петровны Гемп (1894–1998)
«Начальница водорослей» «Начальница водорослей»
Памяти Ксении Петровны Гемп (1894–1998)
Мария Тоболова
Эта женщина, чей трудовой стаж составил 80 лет (а прожила она 103 года), все свои многочисленные таланты отдала бескорыстному служению людям и Родине.
Ученый лаврский схимник Ученый лаврский схимник
К 30-летию блаженной кончины иеросхимонаха Моисея (Боголюбова)
Ученый лаврский схимник Ученый лаврский схимник
К 30-летию блаженной кончины иеросхимонаха Моисея (Боголюбова)
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
«Жизнь иеросхимонаха Моисея, в миру профессора Боголюбова, раскрывает удивительное: ту самую Православную Россию, которая никогда не умирала, несмотря на безбожный XX век».
«Не вкусен, да здоров»: Памяти Бориса Львовича Фонкича «Не вкусен, да здоров»: Памяти Бориса Львовича Фонкича
Галина Тюрина
«Не вкусен, да здоров»: Памяти Бориса Львовича Фонкича «Не вкусен, да здоров»: Памяти Бориса Львовича Фонкича
Галина Тюрина
Он увидел в альбоме марку неизвестной ему страны, красота букв так его поразила, что он тотчас твердо решил, что посвятит свою жизнь изучению этого языка, этих букв, этой культуры.
Комментарии
Ирина31 августа 2025, 12:43
Удивительная биография! Спасибо.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.