Огонь естественным образом порождает дым. Он также делает металл более гибким и пластичным. Сам по себе дым не придает металлу форму, а лишь сопровождает огонь, являясь его спутником, и символически связан с ним. Те, кто верит в протестантскую доктрину Sola fide (что значит «только верою», «одной лишь верою»), хотят, чтобы вы верили, что добрые дела являются для спасения человека тем, чем дым является для металла. То есть добрые дела – это лишь следствие, побочный продукт веры, но только вера ведет ко спасению человека.
Но как тогда быть, например, со стихами из Евангелия от Матфея (16:25–27), где Христос говорит всем нам, что Бог «воздаст каждому по делам его» и что при отсутствии добрых дел человек «потеряет свою душу»? Если эти стихи, на первый взгляд, не противоречат Sola fide, то они совершенно точно противоречат другому протестантскому учению: о четкости Священного Писания (часть доктрины Sola Scriptura – «только Писание»). Это учение о том, что Библия достаточно ясно разъясняет все вопросы, касающиеся спасения. Но как Библия может четко учить, что спасает только вера, когда в Послании Иакова (Иак. 2:14) утверждается прямо противоположное, а в Евангелии от Иоанна Христос открыто говорит, что «изыдут творившие добро в воскресение жизни» (Ин. 5:29)?
Вот два эксперимента, которые вы можете провести в кругу друзей или с нейросетью ChatGPT, если у вас нет времени (или друзей) и вы готовы принять духовные риски, связанные с использованием искусственного интеллекта[1]. Во-первых, зачитайте им этот стих: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?» (Иак. 2:14), а затем замените в нем три слова на буквы: «Что пользы, если кто-то имеет А, но не имеет Б? Может ли А помочь ему достичь В?»
Затем спросите, не воспринимают ли они это как риторический вопрос, где одного лишь А недостаточно для достижения В. Полагаю, что большинство ваших друзей, если не все, ответят утвердительно (как это сделал ChatGPT в моем случае).
В качестве альтернативы попросите своих друзей поразмыслить над следующим утверждением, которое формально отличается от стиха Ин. 5:29, но логически сходится с ним: «Там, где есть дым, металл будет гибким, а там, где нет дыма, металл гибким не будет».
Учение о четкости Священного Писания абсолютно несовместимо с доктриной Sola fide
Затем спросите, подразумевает ли это утверждение веру (правильную или ложную) в то, что именно дым делает металл гибким. И здесь, опять же, следует ожидать утвердительного ответа. «Да, – согласно ChatGPT, – это утверждение подразумевает веру (правильную или ложную) в то, что дым делает металл гибким, даже если причинно-следственная связь прямо не указывается».
В обоих случаях быстро обнаруживается, что учение о четкости Священного Писания абсолютно несовместимо с доктриной Sola fide. Если спасение человека никак не зависит от совершаемых им добрых дел, то Библия определенно не дает четкого представления о том, что нужно для спасения, поскольку в Писании есть множество мест, где утверждается обратное. Мы подвергаем опасности свои души, отрицая простую истину о том, что важны и вера, и дела![2]
Как именно дела необходимы?
Но в каком смысле дела важны для нашего спасения? Протестанты склонны верить, что дела содействуют нашему спасению только в том случае, если мы через них «заслуживаем» спасения. Но поскольку мы не можем заслужить спасение, из этого следует, что дела вообще не имеют значения (в лучшем случае они являются лишь побочным продуктом или следствием спасительной веры). Позвольте мне здесь прибегнуть к аналогии с супружеской любовью – подходящей аналогии, учитывая Евангельский образ Спасителя как жениха, – чтобы объяснить, почему этот вывод ошибочен. Я не заслуживаю своей жены. Однако, как видно из приведенных ниже диалогов, абсурдно делать вывод, что тогда и нет необходимости проявлять свою любовь, чтобы удержать ее.
Жена: «Ты можешь вынести мусор?»
Муж: «Вообще-то могу, но лучше посмотрю на YouTube обучающее видео по брейк-дансу».
Жена: «Ты забыл о нашей годовщине свадьбы».
Муж: «Ой-ой-ой. Итак, что у нас на ужин?»
Жена: «Где ты был прошлой ночью?»
Муж: «У своей коллеги. Она такая, такааая… Ты должна ее увидеть!»
Жена: «Я от тебя ухожу».
Муж: «Что? Почему?»
Жена: «Ты совершенно не трудился в нашем браке».
Муж: «Работать над браком? Не похоже, что я смогу тебя заслужить, прилагая усилия в нашей совместной жизни. Я никогда не смогу быть достоин тебя! Так разве недостаточно того, что я публично признаю тебя своей женой и любимой?»[3]
Многие протестанты, конечно, признают, что дела важны. Но они настаивают на том, что это лишь плоды веры, а не обязательное условие для спасения. Они полагают, что добрые дела являются неизбежным следствием спасительной веры. Но всегда ли труд любви естественным образом вытекает из определенных представлений о жене и браке? Вопреки тому, чему нас подспудно учит массовая культура, любовь – это не просто романтическое чувство, которое по самой своей природе непостоянно по силе и даже иногда может сменяться противоположным чувством, но и обязательства перед своим супругом/супругой, которые должны выполняться независимо от его или ее чувств в данный момент. Когда вы заставляете себя встать с дивана, чтобы помочь жене перенести невероятно тяжелый предмет из одного конца гостиной в другой, зная, что вам, скорее всего, придется переносить его и обратно, вы совершаете труд любви, который необходим для здорового брака.
В духовной жизни также возможно, что вы будете унывать, делая добрые дела (2 Фес. 3:13). На протяжении всего Нового Завета верующих призывают совершать добрые дела. Обратите внимание, что в Послании к Филиппийцам (2:12) не говорится: «Наблюдайте с радостью и уверенностью, как ваша вера автоматически производит добрые дела». Напротив, апостол Павел увещевает: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение». Это почти как если бы Павел говорил «всем святым во Христе Иисусе» в самом начале этого послания (1:1), что у них есть выбор, трудиться ли (в дополнение к вере во Христа) или нет, и что они должны дрожать от страха перед перспективой неправильного выбора.
Последнее возражение: разве разбойник на кресте отрицает значимость добрых дел?
Будучи преподавателем колледжа, я излагаю путь к успеху в усвоении программы каждого из своих курсов. Но предположим, что один студент не по своей вине отклонился от этого пути. Например, он пропустил экзамен по причине, которая не предусмотрена в официальных правилах, но которую я нахожу уважительной. Хотя я мог бы следовать букве учебного плана, поставив ему в ведомость оценку «неудовлетворительно», но я буду прав, если последую духу учебного плана, сделав исключение для этого студента и разрешив ему сдать экзамен позже (в конце концов, учебный план существует для студентов, а не студенты для учебного плана – ср. Мк. 2:27).
С христианской точки зрения, в основном, путь спасения состоит из веры и добрых дел. «Вера без дел, и дела без веры одинаково не могут быть одобрены», – писал блаженный Диадох, епископ Фотикийский. Тем не менее некоторые говорят, что пример с благоразумным разбойником на кресте показывает, что дела не являются необходимым условием для спасения. Правы ли они?
Прежде всего, мы мало знаем о прошлом разбойника. Возможно ли, что до своего распятия он совершал не только злые, но и добрые дела? Давайте предположим, что молчание Библии по данному поводу подразумевает отрицательный ответ на этот вопрос. Однако, исходя из этой логики, мы также должны заключить, что он не был крещен. Но это умозаключение поднимает новую проблему: если Крещение необходимо для прощения грехов (ср. Деян. 2:38), то как получилось, что благоразумный разбойник спасся?
Вера сама по себе, если она не подкрепляется делами, мертва
Если вы можете понять идею милосердного преподавателя вуза, вы также должны понять и реальность всемилостивого Бога. И как моему студенту не следует отчаиваться, если ему по независящим от него причинам случится отклониться от утвержденных правил сдачи экзаменов, так же и мы не должны печалиться по поводу чьей-либо вечной участи только потому, что он не до конца следовал официально предписанному пути ко спасению. Однако было бы крайне глупо злоупотреблять моим или Божиим милосердием. Милосердие не отменяет реальности официально предписанного пути. Итак, не будем унывать, делая добро, «ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал. 6:9).
Вера сама по себе, если она не подкрепляется делами, мертва (ср. Иак. 2:17).