О неразрывности веры и дел: православный ответ на протестантскую доктрину Sola fide

Фердинанд Георг Вальдмюллер. «Благотворительность». Фото: Gallerix.org Фердинанд Георг Вальдмюллер. «Благотворительность». Фото: Gallerix.org

Огонь естественным образом порождает дым. Он также делает металл более гибким и пластичным. Сам по себе дым не придает металлу форму, а лишь сопровождает огонь, являясь его спутником, и символически связан с ним. Те, кто верит в протестантскую доктрину Sola fide (что значит «только верою», «одной лишь верою»), хотят, чтобы вы верили, что добрые дела являются для спасения человека тем, чем дым является для металла. То есть добрые дела – это лишь следствие, побочный продукт веры, но только вера ведет ко спасению человека.

Но как тогда быть, например, со стихами из Евангелия от Матфея (16:25–27), где Христос говорит всем нам, что Бог «воздаст каждому по делам его» и что при отсутствии добрых дел человек «потеряет свою душу»? Если эти стихи, на первый взгляд, не противоречат Sola fide, то они совершенно точно противоречат другому протестантскому учению: о четкости Священного Писания (часть доктрины Sola Scriptura – «только Писание»). Это учение о том, что Библия достаточно ясно разъясняет все вопросы, касающиеся спасения. Но как Библия может четко учить, что спасает только вера, когда в Послании Иакова (Иак. 2:14) утверждается прямо противоположное, а в Евангелии от Иоанна Христос открыто говорит, что «изыдут творившие добро в воскресение жизни» (Ин. 5:29)?

Вот два эксперимента, которые вы можете провести в кругу друзей или с нейросетью ChatGPT, если у вас нет времени (или друзей) и вы готовы принять духовные риски, связанные с использованием искусственного интеллекта[1]. Во-первых, зачитайте им этот стих: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?» (Иак. 2:14), а затем замените в нем три слова на буквы: «Что пользы, если кто-то имеет А, но не имеет Б? Может ли А помочь ему достичь В?»

Затем спросите, не воспринимают ли они это как риторический вопрос, где одного лишь А недостаточно для достижения В. Полагаю, что большинство ваших друзей, если не все, ответят утвердительно (как это сделал ChatGPT в моем случае).

В качестве альтернативы попросите своих друзей поразмыслить над следующим утверждением, которое формально отличается от стиха Ин. 5:29, но логически сходится с ним: «Там, где есть дым, металл будет гибким, а там, где нет дыма, металл гибким не будет».

Учение о четкости Священного Писания абсолютно несовместимо с доктриной Sola fide

Затем спросите, подразумевает ли это утверждение веру (правильную или ложную) в то, что именно дым делает металл гибким. И здесь, опять же, следует ожидать утвердительного ответа. «Да, – согласно ChatGPT, – это утверждение подразумевает веру (правильную или ложную) в то, что дым делает металл гибким, даже если причинно-следственная связь прямо не указывается».

В обоих случаях быстро обнаруживается, что учение о четкости Священного Писания абсолютно несовместимо с доктриной Sola fide. Если спасение человека никак не зависит от совершаемых им добрых дел, то Библия определенно не дает четкого представления о том, что нужно для спасения, поскольку в Писании есть множество мест, где утверждается обратное. Мы подвергаем опасности свои души, отрицая простую истину о том, что важны и вера, и дела![2]

Как именно дела необходимы?

Но в каком смысле дела важны для нашего спасения? Протестанты склонны верить, что дела содействуют нашему спасению только в том случае, если мы через них «заслуживаем» спасения. Но поскольку мы не можем заслужить спасение, из этого следует, что дела вообще не имеют значения (в лучшем случае они являются лишь побочным продуктом или следствием спасительной веры). Позвольте мне здесь прибегнуть к аналогии с супружеской любовью – подходящей аналогии, учитывая Евангельский образ Спасителя как жениха, – чтобы объяснить, почему этот вывод ошибочен. Я не заслуживаю своей жены. Однако, как видно из приведенных ниже диалогов, абсурдно делать вывод, что тогда и нет необходимости проявлять свою любовь, чтобы удержать ее.

Жена: «Ты можешь вынести мусор?»

Муж: «Вообще-то могу, но лучше посмотрю на YouTube обучающее видео по брейк-дансу».

Жена: «Ты забыл о нашей годовщине свадьбы».

Муж: «Ой-ой-ой. Итак, что у нас на ужин?»

Жена: «Где ты был прошлой ночью?»

Муж: «У своей коллеги. Она такая, такааая… Ты должна ее увидеть!»

Жена: «Я от тебя ухожу».

Муж: «Что? Почему?»

Жена: «Ты совершенно не трудился в нашем браке».

Муж: «Работать над браком? Не похоже, что я смогу тебя заслужить, прилагая усилия в нашей совместной жизни. Я никогда не смогу быть достоин тебя! Так разве недостаточно того, что я публично признаю тебя своей женой и любимой?»[3]

Многие протестанты, конечно, признают, что дела важны. Но они настаивают на том, что это лишь плоды веры, а не обязательное условие для спасения. Они полагают, что добрые дела являются неизбежным следствием спасительной веры. Но всегда ли труд любви естественным образом вытекает из определенных представлений о жене и браке? Вопреки тому, чему нас подспудно учит массовая культура, любовь – это не просто романтическое чувство, которое по самой своей природе непостоянно по силе и даже иногда может сменяться противоположным чувством, но и обязательства перед своим супругом/супругой, которые должны выполняться независимо от его или ее чувств в данный момент. Когда вы заставляете себя встать с дивана, чтобы помочь жене перенести невероятно тяжелый предмет из одного конца гостиной в другой, зная, что вам, скорее всего, придется переносить его и обратно, вы совершаете труд любви, который необходим для здорового брака.

В духовной жизни также возможно, что вы будете унывать, делая добрые дела (2 Фес. 3:13). На протяжении всего Нового Завета верующих призывают совершать добрые дела. Обратите внимание, что в Послании к Филиппийцам (2:12) не говорится: «Наблюдайте с радостью и уверенностью, как ваша вера автоматически производит добрые дела». Напротив, апостол Павел увещевает: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение». Это почти как если бы Павел говорил «всем святым во Христе Иисусе» в самом начале этого послания (1:1), что у них есть выбор, трудиться ли (в дополнение к вере во Христа) или нет, и что они должны дрожать от страха перед перспективой неправильного выбора.

Последнее возражение: разве разбойник на кресте отрицает значимость добрых дел?

Будучи преподавателем колледжа, я излагаю путь к успеху в усвоении программы каждого из своих курсов. Но предположим, что один студент не по своей вине отклонился от этого пути. Например, он пропустил экзамен по причине, которая не предусмотрена в официальных правилах, но которую я нахожу уважительной. Хотя я мог бы следовать букве учебного плана, поставив ему в ведомость оценку «неудовлетворительно», но я буду прав, если последую духу учебного плана, сделав исключение для этого студента и разрешив ему сдать экзамен позже (в конце концов, учебный план существует для студентов, а не студенты для учебного плана – ср. Мк. 2:27).

С христианской точки зрения, в основном, путь спасения состоит из веры и добрых дел. «Вера без дел, и дела без веры одинаково не могут быть одобрены», – писал блаженный Диадох, епископ Фотикийский. Тем не менее некоторые говорят, что пример с благоразумным разбойником на кресте показывает, что дела не являются необходимым условием для спасения. Правы ли они?

Прежде всего, мы мало знаем о прошлом разбойника. Возможно ли, что до своего распятия он совершал не только злые, но и добрые дела? Давайте предположим, что молчание Библии по данному поводу подразумевает отрицательный ответ на этот вопрос. Однако, исходя из этой логики, мы также должны заключить, что он не был крещен. Но это умозаключение поднимает новую проблему: если Крещение необходимо для прощения грехов (ср. Деян. 2:38), то как получилось, что благоразумный разбойник спасся?

Вера сама по себе, если она не подкрепляется делами, мертва

Если вы можете понять идею милосердного преподавателя вуза, вы также должны понять и реальность всемилостивого Бога. И как моему студенту не следует отчаиваться, если ему по независящим от него причинам случится отклониться от утвержденных правил сдачи экзаменов, так же и мы не должны печалиться по поводу чьей-либо вечной участи только потому, что он не до конца следовал официально предписанному пути ко спасению. Однако было бы крайне глупо злоупотреблять моим или Божиим милосердием. Милосердие не отменяет реальности официально предписанного пути. Итак, не будем унывать, делая добро, «ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал. 6:9).

Вера сама по себе, если она не подкрепляется делами, мертва (ср. Иак. 2:17).

Чтец Джон (Амир) Азарван
Перевел с английского Дмитрий Лапа

Orthodox Christianity

29 августа 2025 г.

[1] Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле (штат Нью-Йорк) недавно опубликовал продуманный и хорошо проработанный документ, предупреждающий православных верующих о духовной опасности использования искусственного интеллекта (ИИ). Это заявление заставило меня пересмотреть свою практику частого использования данной технологии.

[2] Господь говорит: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много» (Лк. 12:47). Этот стих раскрывает две важные истины. Во-первых, наша участь на следующем этапе нашего бытия частично зависит от того, в какой мере истина открылась нам за время нашего краткого пребывания на земле. Во-вторых, добрые дела необходимы в духовном плане. Знание само по себе нас не спасет. Если кто-то мучается в будущей жизни, то это потому, что он «не был готов» и не поступал в соответствии с волей Божией. Итак, вопрос, который мы все должны задать себе, заключается в том, готовимся ли мы в соответствии с той мерой истины, которая нам открылась?

[3] Бог есть сущность жизни. Любить Бога значит любить жизнь; это значит любить и самих себя, поскольку мы инстинктивно стремимся к жизни. Мы любим Бога – и, следовательно, обретаем жизнь – совершая дела любви. Мы не «заслуживаем» наше спасение: оно является результатом того, что мы добровольно отвечаем взаимностью на незаслуженную любовь Бога к нам.

Смотри также
«Открой мне, Господи, где Ты? где Твоя Церковь?» (+ВИДЕО) «Открой мне, Господи, где Ты? где Твоя Церковь?» (+ВИДЕО)
История Ефрема из Гамбурга
«Открой мне, Господи, где Ты? где Твоя Церковь?» (+ВИДЕО) «Открой мне, Господи, где Ты? где Твоя Церковь?» (+ВИДЕО)
История Ефрема из Гамбурга
Православным возможно стать и быть только при помощи Господа.
Пустяковые добрые дела – путь детей, путь Великого Поста, путь ко спасению Пустяковые добрые дела – путь детей, путь Великого Поста, путь ко спасению
Анна Сапрыкина
Пустяковые добрые дела – путь детей, путь Великого Поста, путь ко спасению Пустяковые добрые дела – путь детей, путь Великого Поста, путь ко спасению
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Маленькими добрыми привычками наши дети могут постепенно «пропитаться» настоящим благом-добром, которое станет их природой, естеством.
Христианство в «одноэтажной вселенной» Христианство в «одноэтажной вселенной»
Иерей Стивен Фриман
Христианство в «одноэтажной вселенной» Христианство в «одноэтажной вселенной»
Иерей Стивен Фриман
Христианская вера состоит в том, что Господь рядом с нами. Христианская жизнь проходит в постоянном единении с Богом и в гармонии с природой, которую Господь сделал местом общения.
Комментарии
Вадим К. Игорю Ковалеву23 сентября 2025, 12:11
Дискуссию уже давно пора было закончить и не повторять одни и те же напрасные обвинения, вместо того чтобы разобраться, что же хочет сказать такой же человек. Не торопиться в первом, больше заботиться о втором. Ваша цитата преп. Марка не о том, что я говорю. Вы смешиваете дела естественные с делами сверхъестественными (благодатными) и различия между ними как будто не делаете. О том, что Бог смиренным дает благодать говорит вовсе не ап. Павел, а Соломон и приводят его слова апп. Иаков и Петр. Закон это или не закон в 10-й раз повторять нет смысла никакого, как и всё прочее. Успехов.
Игорь Ковалев22 сентября 2025, 19:52
Вадим К.//Думаю, на этом стоит закончить дискуссию. Кстати, духовный закон, озвученный апостолом Павлом в Писании:"Бог гордым противится, а смиренным даëт благодать. ", подтверждается на примерах прп. Силуана Афонского и прп.Моисея Мурина.Пока они не смирились,толку в их подвижничестве не было.Но, вы почему-то этого не видите.А, если, уже и слова святых Отцов вам не указ(кстати, не один св. Отец это говорит, но вы и разбираться не хотите) , то о чëм тогда с вами разговаривать?Я, вообще, не понимаю, как можно прочитать "Лествицу", " Путь ко спасению","Аскетические опыты" и не увидеть там чëткой схемы или программы(по словам Феофана Затворника), ведущей к христианскому совершенству и спасению.
Игорь Ковалев22 сентября 2025, 16:39
Вадим К. //преподобный Марк Подвижник Слово 5-е. Советы ума своей душе. Могли бы спокойно и сами найти.Про духовные законы все святые Отцы пишут. И Писание тоже. Один вы их то ли не видите, то ли не понимаете.А вот слова свт. Феофана Затворника о том, как подвизаться после падения. Он это называет не схемой,а программой. "У Господа своя на всякого провинившегося налагается епитимия, которая состоит в том, что Он кающегося тотчас принимает в милость, но прежнего не возвращает ему тотчас, а ждет, как подойдет сокрушение и смирение. Если безжалостно кто помучит себя, то скоро возвращает, а если поблажки себе даст, то не скоро. Вот вам программа.Извольте все это иметь в мысли… и трудитесь…"
Вадим К. Игорю Ковалеву19 сентября 2025, 17:07
Приводя цитату, правильно было бы дать и ссылку. Потому что что-то вырванное из контекста, может иметь порой совсем другой и даже противоположный смысл самому контексту. И потом один отец тоже недостаточный аргумент, в некоторых вопросах они даже полемизируют друг с другом, как например свт. Игнатий с свт. Феофаном в вопросе о природе ангелов. На своем опыте и на опыте других, которых я видел и о которых читал, я наблюдал нечто другое. Закон должен быть четким и простым, а когда в нем куча условий, самых разных и трудно перечислимых и уловимых, он становится весьма расплывчатым и трудно доказуемым. И все законы, касающиеся жизни вообще и духовной в частности, этим отличаются.
Игорь Ковалев18 сентября 2025, 22:00
Вадим К. //Вот попалась цитата,объясняющая суть духовных законов. Преподобный Марк Подвижник (IV в.): «Господь положил, чтобы за каждым делом, добрым или злым, приличное ему воздаяние следовало естественно, а не по особенному назначению [от Бога], как думают некоторые, не знающие духовного закона».
Игорь Ковалев18 сентября 2025, 21:34
Вадим К//И ещё, по поводу Моисея Мурина, у меня правильный вывод, потому что Сам Бог через старца его озвучил.Перечитайте слова старца, не опасность тщеславия была у Моисея,а надежда на свои подвиги,что в случае если бы Господь прекратил брань,привело бы к гордости и духовной смерти, т. е. к прелести.Потому, что Моисей неправильно подвизался (не внешне,о чëм вы говорите, а имел неправильный помысел при делании),Господь и не дал ему победы над страстью.Этот случай не показывает,что не надо по схеме подвизаться,а показывает,что надо с правильными мыслями подвизаться.Одно и тоже дело, исполненное с разными мыслями может привести к противоположным результатам(к развитию гордости или смирения).
Игорь Ковалев18 сентября 2025, 20:27
Вадим К.//Продолжение:Поэтому надо подвизаться правильно по духовным законам,описанным св. Отцами,это,кстати тоже вырабатывает смирение,т. к. делаешь не то,что тебе в голову взбредëт,а то,что тебе советуют другие.Наше дело правильно,а не в прелести подвизаться,а когда Бог даст добродетели,победу над страстями и спасение( и даст ли вообще)- это Его дело.Ему виднее, когда и что нам полезно и что мы можем принять без вреда.Надеюсь сейчас вы поймëте для чего надо подвизаться по схеме.И я никогда не утверждал, что мы можем чего-то достичь " исключительно своими силами ",я говорю о соработничестве в деле спасения.
Игорь Ковалев18 сентября 2025, 20:11
Вадим К.//Вы логику не понимаете.Для чего надо подвизаться по схеме(это ваше выражение),Во- первых, чтобы, как пишет Исаак Сирин,бросив мать( добродетель), не устремиться к дочерям(другим, более высшим добродетелям) и не погибнуть духовно.Т. е. надо соблюдать последовательность.Во- вторых,при подвиге иметь правильные(смиренные,а не гордые помышления),"держать ум во аде",как сказал Господь Силуану Афонскому(т.е. считать себя достойным ада, несмотря на свои подвиги) и не думать,что только своими силами можно чего-то достичь(как сказал старец Моисею Мурину).Следование этому предохраняет от духовной гибели(от впадения в преоесть).
Игорь Ковалев18 сентября 2025, 19:44
Александр//О том, кто прельщëнный, я бы поспорил.Не я обличаю всех направо и налево, а вы; не я замечен в связях с иезуитами))) (шутка, надо же было такое придумать), не я читаю и цитирую иезуитов, а вы;не я обвиняю других в гугл- православии(надо же тоже было такое придумать), а вы и т. д.
Александр18 сентября 2025, 18:37
Вадим, с вашими мыслями согласен. И всё же выйду из общения, ибо от оппонента не получаю информации полезной для духовного роста, скорее наоборот - отклонение от правильного вектора, искусно завуалированное. Спаси, Господи.
Вадим К. Александру18 сентября 2025, 15:28
Не могу разделить Ваших столь категоричных оценок и считаю это дело опасным. За "ты дурак" по Евангелию можно подпасть серьезному суду, а за что-то более серьезное и в саму геенну. Причину же нашего спора вижу отчасти и в своих неточных выражениях, которые вполне могли подать повод превратно судить вообще обо всем, что было мной высказано. Но как сказал ап. Павел, "до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить", а если что не так в этом, "и это Бог нам откроет". Неправильность духовной жизни, о которой мне написали, сославшись на свт. Игнатия, в общем в том и состоит, когда человек начинает не в меру считать, что он кузнец своего успеха, тем более спасения.
Александр18 сентября 2025, 08:09
Вадим, при всём к вам уважении, оставим прельщённого в покое, вы же видите он под "благодатью". Гордость выходит из чего только можно, полно, достаточно, пусть потешится.
Вадим К. Игорю Ковалеву17 сентября 2025, 19:10
С житием преп. Моисея Мурина у Вас вообще совершенно произвольный вывод: раз была опасность, что он мог впасть в тщеславие, значит он неправильно подвизался. Из жития следует, что он подвизался, как сам мог и как раз по-Вашему вполне законно и по чину - брался за подвиг по совету старцев, к которым сам ходил. Его случай как раз показывает неправильность Вашего представления о духовной жизни, будто человек может исключительно своим подвигом по закону чего-то достичь, а Бог тут безвольный нравственный должник. Вот и видим, что не всё так просто и не может быть уложено в универсальную схему. Впрочем, ставлю и здесь точку.
Вадим К. Игорю Ковалеву17 сентября 2025, 19:00
Продолжать дискуссию заново не вижу смысла. Вы так и не поняли, что я не отрицал законов в духовной жизни, хотя они больше похожи на правила, из которых бывают исключения, чего нельзя сказать о законах. Прочитайте в ленте статей статью об ИИ. Если бы было так, как Вы утверждаете - сделал всё по закону или канону и уже свят, потому что Бог обязан, то ничего лучше, чем этот ИИ как руководителя в духовной жизни не было бы. В логике и в обилии сведений человек ему уже сейчас не равен и схему спасения он Вам просто индивидуальную и наилучшую подберет. А ап. Павел учит, что не схемами спасается человек, а единственно по благодати Божией. Чего я и пытался до Вас донести, но безуспешно.
Игорь Ковалев17 сентября 2025, 12:52
Александр//И видимо о бесстрастии мечтаете вы, раз обижаетесь на слова о том, что сначала надо у себя бревно из глаза вытащить. Хотя это не я сказал, а Сам Господь, причëм всем и вам в том числе.Если вы считаете, что бревно у себя из глаза вытащили, т. е. очистились от страстей, то это даже не мечтаете о бесстрастии, а считаете себя бесстрастным, что является самообольщением,прелестью.
Игорь Ковалев17 сентября 2025, 12:45
Александр//"Вы, обвиняя меня в ереси и связях с иезуитами,"//-А вот это откровенная ложь.Писал вам, что Церковь запрещает читать книги о духовных вопросах, написанные еретиками,которым естественно,является католический епископ,иезуит Шпидлик.А вы,что за клевету на меня повыдумывали?И за вашу клевету на меня я должен извиняться?- Оригинально.Очевидно,что и слова Господа вы неправильно трактовали.Обличать надо, согрешившего против нас лично и то наедине,Так сказано Господом в Писании.Вы же обличаете в интернете и несогрешивших против вас, а это противоречит Писанию и учению св. Отцов.За то,что вы неправильно применяете слова Писания,я тоже должен извиняться???
Игорь Ковалев17 сентября 2025, 12:30
Александр//"Я могу привести вам вашу цитату"//-Приведите.Вы зачем передëргиваете и лжëте. Вы доказывали, что сначала идëт практика, а потом теория,а это откровенная глупость, всегда и везде сначала объясняют, как делать, а потом только делают(сначала теория, потом практика)./Вы даже не понимаете, что любовь- это "совокупность совершенства" и тоже,что бесстрастие.Как можно,не достигнув совершенства, бесстрастия,иметь любовь??? Можно делать только некоторые,доступные для нашего уровня,дела любви,о чëм пишет игумен Никон Воробьев.Соответственно, можно быть последователем Игнатия Брянчанинова, не имея любви, т. е. не достигнув бесстрастия и совершенства.Утверждать обратное, опять же глупость.
Игорь Ковалев17 сентября 2025, 12:17
Вадим К. //По поводу Моисея Марина.Сам старец ему говорит,что Бог ему попустил такую долгую и сильную брань, чтобы он не возгордился, что своими силами смог еë победить и возгордившись,не пал.Это не я выдумываю,"если бы,то",а прозорливый старец говорит по внушению Бога.Соответственно,из слов старца ОЧЕВИДНО,что Моисей приписал бы победу над страстью себе,этим бы возгордился и впал в прелесть,а значит Моисей НЕПРАВИЛЬНО подвизался.Как уже приводил вам слова Симеона Нового Богослова,при правильном подвиге "тщательное исполнение заповедей научает человека его немощи",т. е. СМИРЕНИЮ,а не развивает гордость.Почитайте у Игнатия Брянчанинова о добре падшего естества.
Игорь Ковалев17 сентября 2025, 12:01
Вадим К./Есть духовные законы,которые,как и физические установлены Самим Богом,об этом пишут св. Отцы.Когда Бог нарушает эти законы,это ИСКЛЮЧЕНИЕ и по ним судить,что законов вообще нет (что вы и делаете) ОШИБОЧНО.Отсюда и ваши ошибочные утверждения(например о любви, что она сама приходит, непонятно когда,и уходит).Духовная борьба похожа на лестницу,возводящую на Небо,как она и описана в "Лествице".Приобретение добродетелей,как и побеждение страстей происходит последовательно,постепенно, взаимосвязано и логично,т.е это и есть схема спасения.Нельзя перепрыгнуть через несколько ступеней, упадëшь.Это надо понимать и держаться этого общего пути, описанного по внушению Святого Духа св. Отцами.
Александр15 сентября 2025, 21:25
...Если вы не стяжаете любовь на практике, как можете говорить, что вы последователь святых отцов, в частности Игнатия Брянчанинова? Вы, обвиняя меня в ереси и связях с иезуитами, в непонимании стихов Священного Писания и неверному их истолковыванию, в не вынимании брёвен из своих глаз — даже не извинились. А пытаетесь говорить о какой-то любви к врагам, к их прощению и своих ближних. Мечтаете о бесстрастности?
Александр15 сентября 2025, 21:24
[Игорь Ковалёв] Я могу привести вам вашу цитату если вы запамятовали. Если бы вы действительно основывали свои утверждения на Писании и святых отцах вы бы помнили, что лжи и обману не подвержены только те лица, которые стали выше плотских страстей, которые по совершенству ума перешли в ангельское состояние (к примеру: праведники и пророки), наставляемые Святым Духом. Вы относите себя к таким? Вы пишите Вадиму, что: «Какова любовь я знаю, но теоретически...» Не так давно я доказывал вам, что в восточном христианстве главное это практика и без практики, будь вы хоть богословом ваша теория не даст положительных результатов, никак...
Вадим К. Игорю Ковалеву15 сентября 2025, 18:24
Что касается преп. Моисея, зачем эти рассуждения: "Если бы, то бы". Что доподлинно неизвестно, то весьма условно и только предположительно. Это во-первых. Во-вторых, кто читал этот рассказ, тот вспомнит, что Моисей брался за подвиги не по собственному почину, а только после того, как ему советовали делать то или иное старцы, к которым он обращался за помощью. Это разве похоже на гордость? Да, человек так устроен, особенно такой волевой, каким был Моисей, что мог бы после успеха быть побежден тщеславием, несмотря на столь правильно пройденный путь борьбы. Но это-то и свидетельствует, что, во-первых, борьбу всё равно увенчивает Бог и во-вторых человеку свойственно не смирение, а обратное.
Вадим К. Игорю Ковалеву15 сентября 2025, 18:13
Я с Вами во всём согласен был бы, если бы Вы не подчеркивали каждый раз слова наподобие "ТОЛЬКО" в отношении Бога, пожалуйста поймите наконец. Не Богу ставят условия, а Он действует там, где посчитает это нужным и вопреки всякой человеческой логике, Его пути не наши пути и Его мысли не наши мысли, а потому никакой учебник этого не объяснит. И я Вам приводил примеры, когда человек вообще ни по каким заслугам получал то, что иные не получили и после долгих и упорных лет самого канонического подвига. Ни в какие законы Бога втискивать не надо, таких на свете нет. Где нужно, Бог нарушит естества чин, а что этот чин для всякого тварного существа имеется, я не отрицал и не отрицаю.
Игорь Ковалев15 сентября 2025, 14:48
Александр//"Ну наконец-то вы не исключаете самого себя из ряда людей, обладающих страстями. Значит и ложь свою тоже не отрицаете."//Что значит наконец-то? Я никогда не отрицал своей страстности. А вот насчëт лжи ,надо смотреть конкретные утверждения.Никогда нельзя обобщать,это серьëзная ошибка.Если вы заметили, стараюсь всегда свои утверждения основывать на Писании и творениях св. Отцов
Александр12 сентября 2025, 23:43
[Игорь Ковалёв] Аллилуйя! Ну наконец-то вы не исключаете самого себя из ряда людей, обладающих страстями. Значит и ложь свою тоже не отрицаете.
Игорь Ковалев12 сентября 2025, 23:03
Вадим К.//Ещё определение:"Синерги́я (от греч. συνεργία – содействие, соучастие) соработничество Бога и человека в деле достижения спасения."Насчëт Моисея Мурина."Знай,что эта тяжелая брань плотская была попущена тебе ради того,чтобы ты не возгордился,будто бы своими пощениями и подвигами преодолел страсти,и дабы ты, возгордившись,не погиб."-Прямым текстом старец говорит Моисею,что такая брань была попущена,чтобы он не возгорлился.Т. е. Бог, предвидя,что он возгордится, приписав заслугу себе,не давал Моисею победить страсть и впасть в прелесть.При правильном подвижничестве рождается смирение,а не гордость.Соответственно Моисей подвизался в то время НЕ ПРАВИЛЬНО,о чём ему и сказал старец.
Игорь Ковалев12 сентября 2025, 22:44
Вадим К. //Зачем вы мне доказываете то,о чëм я и не спорю???Да,и спасение,и благодать,и добродетели, даются Богом,но не просто так и не всем подряд,а ТОЛЬКО тем,кто подготовился к их принятию своими трудами.Происходит синергия,соработничество "Синергийность подвижничества означает со-действие (сослужение, соработничество, сотрудничество) Божественной благодати и свободной человеческой воли." Если бы от нас ничего не зависило,то и бесполезны были бы все аскетические наставления св. Отцов.В случае падения,отходит благодать,а не возвращаются все страсти и христианин не возвращается назад в состояние,только что обратившегося к Богу.Так,что сокол полностью гол не становится.Это доказывают примеры
Игорь Ковалев12 сентября 2025, 15:02
Александр//"Всяк человек ложь"(Пс.115)Это относится и ко мне и к вам, поэтому не вижу смысла обращать внимание на то, какое впечатление я на кого произвожу и кому кого напоминаю.
Александр10 сентября 2025, 21:08
[Игорь Ковалёв] Поначалу у меня было о вас другое впечатление. Читая ваши комментарии, вы мне напоминаете знаете кого? Людей, которые круглое носят, а квадратное катают. Я думаю вы поймёте о ком я говорю, без моего объяснения.
Вадим К. Игорю Ковалеву конец10 сентября 2025, 20:00
В основу правильной духовной жизни они полагают сознание собственной нищеты и недостаточности собственных усилий для исполнения закона. Если подвижнику удастся чего-то достичь и высокого среди людей, всего этого он может лишиться в одночасье, если припишет себе какую-то заслугу в успехе. Бог заберет то, что даровал, и не будет тут никакой постепенности: раз, и гол сокол, потому как всё было даровано, а не добыто и удержано силой человека. Что касается спасения, вот что пишет ап. Павел: Ибо благодатью спасены вы через веру, и это не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы Его творение, созданы во Христе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять, Еф. 2, 8-10.
Вадим К. Игорю Ковалеву10 сентября 2025, 19:45
Читал я названные Вами творения, и в основу духовной жизни в них всех полагается ровно то, что я писал. Даже удивлен возникшему спору. Страсти сам человек победить не может, противоположная точка зрения осуждена Церковью и по имени того, кто ее систематически продвигал названа пелагианством. Пост, молитва сами по себе способны только на время укрощать страсти, но не победить, как и видно из приведенного мною жития преп. Моисея, которое Вы, кстати, поняли превратно: мол, Моисей подвизался с гордостью, а потому у него ничего не получилось. Вам следовало прочитать внимательно самому рассказ о его жизни в Лавсаике, чтобы не говорить на св. отца того, в чём он не был повинен.
Игорь Ковалев10 сентября 2025, 16:37
Вадим К.//Препираться,доводя всë до абсурда,можно бесконечно. Святые Отцы не писали учебники,а писали наставления и поучения.В духовной жизни есть логичная система последовательности и постепенности приобретения добродетелей и побеждения страстей,основанная на духовных законах,утверждëнных Самим Богом.Например, телесные страсти побеждаются постом,а душевные молитвой,все добродетели,как и страсти взаимосвязаны и рождаются одна от другой.Если вы этого не знаете или не понимаете,то изучайте аскетические творения св. Отцов."Лествица"Иоанна Лествичника,"Поучения Аввы Дорофея","Аскетические опыты "Игнатия Брянчанинова,"Путь ко спасению" и "Что есть духовная жизнь..."Феофана Затворника и т. д.
Вадим К. Александру10 сентября 2025, 15:14
Правильно, истинная вера одна или едина, как кому угодно говорить. И эта вера никуда не делась, начав проповедаться от апостолов. И мы веруем, что несмотря ни на чьи человеческие грехи, она сохраняется в Православной Церкви и будет сохраняться до конца дней, потому что Господь силен и дело Его никто и ничто не в силах уничтожить, а Церковь - Его дело. Откуда же столько других вер? Всё оттуда же, от греха, который оставлен в мире Христом до Второго пришествия, в которое Он очистит Свое поле от плевел, а пшеницу соберет в Свою житницу. Пока грех еще действует среди сынов человеческих, не будут они едино. Не будет у них и подлинно единой веры. Вот тут именно не следует никому питать иллюзий.
Игорь Ковалев 9 сентября 2025, 20:38
Александр//А вы почему чужие слова цитируете без указания автора, причëм делаете это постоянно?Не хорошо плагиатом заниматься. Недостойное это занятие для христианина - приписывать себе чужие слова.
Игорь Ковалев 9 сентября 2025, 20:13
Александр //"Что вы подразумеваете под ближними?"//То же, что и Господь.Читайте Евангелие.Остальные ваши рассуждения на общие темы к статье не относятся и мне не интересны.
Вадим К. Игорю Ковалеву конец 9 сентября 2025, 18:23
Не в том ли, что они искали праведность в исполнении закона и не достигли этого, потому что это невозможно? Пророк про полагающихся на праведность своих дел говорит, что их праведность пред Богом как, извините все, испачканные трусы. А мы, пишет ап. Павел, духом ожидаем и надеемся правды от веры. Дела же закона мы обязаны исполнять как рабы праведности - обязаны, а это труд. Вот Вам и общий путь. Что касается аскетики, я ведь Вас спрашивал об учебниках, написанных свв. отцами, а не о том, что написано сейчас, когда много говорят устно и письменно, но плодов не видно. Как говорил преп. Серафим, учить подвижнич. жизни это как камни с высоты бросать, а жить ею - их туда затаскивать.
Вадим К. Игорю Ковалеву 9 сентября 2025, 17:58
Как Вы читаете, что не можете уловить, чего Вам пишет оппонент. Значение слова "обязан" Вы как понимаете? Бог обещал (где кстати обещал?) и дает смиренным благодать только по Своей милости, а не по какому-то закону. Да и кто из смертных мог бы и может похвастаться, что он смирен настолько, что Бог должен исполнить Свое обещание дать смиренному благодать? Преп. Макарий Великий свидетельствует, что и в заслуженных подвижниках он всегда усматривал несовершенство в этом качестве. Почему? Да потому, что оно, т.е. качество смирения это одежда Божества, как признавали многие отцы. И откуда оно будет в человеке, если он держит в своей мысли цену своего подвига? В чём видит ошибку иудеев ап. Павел?
Александр 9 сентября 2025, 14:25
...И эта религия во всём мире может быть только ЕДИНА, ибо Бог ЕДИН, и жизнь Его ЕДИНА, и человечество ЕДИНО, и союз жизни Бога с человеком может быть только ЕДИН. Божественная жизнь любви есть та область, в которой должно пребывать ВСЯКОЕ бытие, получившее своё начало от Бога, ВСЁ Им созданное. И пока этого нет, не стоит питать каких-то иллюзий.
Александр 9 сентября 2025, 14:24
...В этом можно убедиться, всматриваясь в жизнь, разделившуюся на множество народов, каждый из которых живёт своими верованиями и обычаями, сообразно с понятиями о Боге и свойствах Его жизни. После отпадения, человек, сам для себя, стал изобретать и составлять правила жизни, или веру, соответствующую своим понятиям и самолюбивым требованиям. К сожалению, этим грешит не только верования разных народов, чуждых жизни любви и союза с Христом, но и сами христиане, не стремящиеся очистить свою жизнь от самолюбия, они перестали памятовать о том, что только единство жизни человека с Богом составляет союз между ними и потому может именоваться религией...
Александр 9 сентября 2025, 14:23
[Игорь Ковалёв] Что вы подразумеваете под ближними? Увы, в реальном времени, у человечества пока ещё наблюдается непонимание как значения любви, так и пагубности самолюбия, ведущего его к жизненным блужданиям и страданиям. Поверив отцу самолюбия, человек отравил своё бытие ненавистью, завистью, жадностью, корыстью, обманом, враждой, убийством, грабежом, неповиновением, несогласием и беспорядками. Интересно здесь то, что ощущая страдания и неприятность от самолюбия, человечество мер к его подавлению никаких не принимает. В чём это проявлено?...
Игорь Ковалев 8 сентября 2025, 23:47
Вадим К.//Продолжение:Есть даже такая наука-аскетика, которую преподают в духовных семинариях,естественно по учебникам.Например, посмотрите хотя бы оглавление книги "Введение в православную аскетику"(Протоиерей Сергий Дергалëв) или учебная программа по аскетике для 5-го курса духовной семинарии(Игумен Андрей Ярунин).Изучайте вопрос прежде,чем писать.И не надо мне приводить в пример исключения,вы бы ещё апостолов привели,которые просто ждали,когда на них сойдëт благодать Святого Духа.Исключения-это промысел Божий,а нам надо идти общим путëм.По поводу примера Моисея Мурина,сами же старцы ему сказали,что он подвизался с тщеславие и гордостью,т.е. неправильно,поэтому и не освободился от страсти
Игорь Ковалев 8 сентября 2025, 23:26
Вадим К.//"И у кого Вы прочли, что Бог обязан дать благодать кому бы то ни было за его смирение?"//Я же вам привёл слова апостола Павла, что "Бог смиренным даëт благодать" и слова Исаака Сирина.И объяснял же,что если Бог обещал в Писании дать благодать смиренным и не даст,то это будет обман,а Бог не может обманывать.Утверждать же,что Бог не даст,хотя обещал,это называть Бога лжецом,что есть богохульство.Бог и установил духовные законы, последовательность и постепенность борьбы со страстями и приобретения добродетелей.И не надо доводить до абсурда,естественно нет такого, чтобы помолился час и получил такое-то количество благодати или попостился месяц и избавился от блудной страсти.
Вадим К. Игорю Ковалеву конец 8 сентября 2025, 19:13
Что касается о любви. В общем законе жизни всё так бывает, как Вы написали, и я против этого не выступал. Но в житиях святых немало примеров, когда и человек, ведший до того распутную жизнь и даже не веруя еще во Христа, можно сказать мгновенно всходил на вершину святости, когда внезапно, без всяких усилий с его стороны, его сердце озаряла любовь ко Христу, так что он шел за Него даже на мучительную смерть. Богу ничего не стоит этого сделать и никакая человеческая грязь тому не препятствие, а только сам человек, его воля. Никакая человеческая логика или рассуждение не смогут точно указать, что будет с тем или иным человеком хотя бы через минуту. Угадать может, а знать может только Бог.
Вадим К. Игорю Ковалеву продолжение 8 сентября 2025, 19:01
А притча о работниках, нанимаемых в разные часы суток в виноградник неким хозяином, вообще обрушивает подобную Вашей логику, а настаивавших на ней подвергает даже порицанию. Еще раз: Бог ничей не должник по сути, а только по снисходительности берет на Себя как бы обязательства, чтобы поощрить Своих детей к добру. О добродетели отцы часто говорят подобное тому, что Вы привели, но в точке высшей концентрации своих рассуждений о ней они свидетельствует, что она единовидна, т.е. нечто единое, а только представляется нашему уму, склонному всё познавать анализом, разновидной. Впрочем, здесь мне нет нужды дальше что-то говорить вопреки, т.к. согласен, что достигается она вправду обычно пошагово.
Вадим К. Игорю Ковалеву продолжение 8 сентября 2025, 18:48
Что касается логики в духовной жизни. Какой отец ее последовательно выстроил? Какой отец написал что-то вроде учебника по курсу подвижнической жизни, который можно было бы преподавать в духовных школах? Есть общий план в том, как обычно человек ее проходит и законы для каких-то очень ясных и очень типичных, причем отрицательных случаев, которые эту жизнь обнимают в малой силе. Нет таких законов: будешь поститься и через н-ное время станешь, например, целомудрен. Можешь и совсем не стать, как это сказано было преп. Моисею Мурину. Да, если будешь не поститься, а нажираться и напиваться, целомудрия тебе точно не видать. Подобные законы были известны и до Христа, к Вашему сведению.
Вадим К. Игорю Ковалеву 8 сентября 2025, 18:35
Можно только сожалеть, что Вы никак не поймете, что я не отрицаю, что делать дела, отвечающие вере, человек должен, потому что, если не будет их делать, когда делать может, спасения ему не видать. Более того, я даже написал, что дела мы обязаны делать. Как читаете? Обязаны! Раб обязан делать то, что ему назначено, а если не будет делать, наказания не избежит. Но если сделает, то сделает только то, что должен и похвала ему за это по закону не предусмотрена, а только по снисхождению и милости. И у кого Вы прочли, что Бог обязан дать благодать кому бы то ни было за его смирение? Вот наш с Вами спор длится именно потому, что Вы продолжаете настаивать на подобных утверждениях.
Игорь Ковалев 7 сентября 2025, 21:40
Вадим К.//Какова любовь я знаю,но теоретически,потому что "любовь есть совокупность совершенства" по словам апостола Павла,по словам Иоанна Лествичника:"Любовь и бесстрастие это одно и тоже"А вот вы во многом ошибаетесь.Любовь не сама приходит когда захочет,а даëтся Богом по мере очищения от страстей.Духовная любовь постепенно вытесняет естественную,плотскую.("Кто думает иметь ту и другую,сам себя обольшает"(Иоанн Лествичник)Любить можно и нужно,не только что-то одно, но как минимум Бога и ближних,причëм через любовь к ближним приобретается любовь к Богу.И "непрошенной она не приходит",а ТОЛЬКО после долгих трудов по очищению от страстей,потому что любовь "есть совокупность совершенства"
Игорь Ковалев 7 сентября 2025, 21:13
Вадим К.//Вот еще цитата о том,что в духовной жизни всë логично устроено,причëм Самим Богом. Исаак Сирин:"Премудрый Господь благословил,чтобы мы вкушали в поте лица хлеб духовный.Установил Он это не от злобы,но чтобы не произошло несварения и мы не умерли.Каждая добродетель есть мать следующей за ней.Если оставишь мать,рождающую добродетели,и устремишься к поиску дочерей прежде обретения матери,то добродетели эти становятся ядовитыми ехиднами для души. Если не отвергнешь их от себя,скоро умрёшь."Вы не видите логики и системы в духовных вопросах,потому что плохо их изучили.А об этом пишут в аскетических творениях все святые Отцы.
Игорь Ковалев 7 сентября 2025, 21:02
Вадим К.//Ещë раз цитата Исаака Сирина о том,что благодать даëтся за смирение. "Ибо,пока не смирится человек,не получает награды за свое делание.НАГРАДА ДАËТСЯ не за делание,но ЗА СМИРЕНИЕ.Кто оскорбляет последнее, тот теряет первую. ..Добродетель есть матерь печали, а СМИРЕНИЮ ДАËТСЯ БЛАГОДАТЬ.ВОЗДАЯНИЕ ЖЕ БЫВАЕТ уже не добродетели и не труду ради ее,но рождающемуся от них СМИРЕНИЮ.Если же оно оскудеет,то первые будут напрасны."(Прп. Исаак Сирин.) И если Бог в Писании сказал, что "смиренным даëт благодать", то Он обязательно еë даст, иначе получается,что Он обманул.К тому же Бог есть любовь,почему же Ему не дать благодати,тому,кто подготовился к еë принятию смирением?
Игорь Ковалев 7 сентября 2025, 20:43
Вадим К.//Не надо выдумывать,никто не говорит, что мы забираем у Бога благодать и про самозначимость подвига.Речь идёт о том, что нам надо прилагать усилия,как сказал Сам Господь,что прилагающие усилия спасаются.И по своей милости Бог тогда даëт благодать,тому кто очистился и смирился,т. е. может еë принять.Свт.Игнатий Брянчанинов:"..основываясь на Божественном Писании и на писаниях отеческих,мы утверждаем,что ум и сердце, не очищенные от страстей покаянием,не способны сделаться причастниками Божественной благодати".Видите ещё нюанс,Бог даëт благодать, только тем,кто способен еë принять,кто очистился от страстей.Если не подвизаться,не получишь ни благодати,ни спасения.
Вадим К. Игорю Ковалеву 5 сентября 2025, 19:33
Что касается любви, Вы разве не знаете, какова она? Что ничем ее не купишь и не принудишь, а она сама в душе рождается или пробуждается, как в приведенных Вами словах преп. Исаака Сирина. Да, если человек любит что-то иное и его сердце занято уже другим, места для второй любви нет, это и Господь сказал. Так что человек для получения опять же дара любви к Богу должен сперва из своего сердца изгнать любовь к постороннему, но приходит она потом сама и когда захочет она, а не человек. Изгнать ее он может, а произвести - нет. Бывает и такое, что она приходит и непрошенной в занятое уже сердце и вон изгоняет из него всё прочее, а труд требуется потом.
Вадим К. Игорю Ковалеву 5 сентября 2025, 18:51
Апостол говорит приведенные слова для всех и все должны их примерять к себе. Вы сами пишете - Бог дает смиренным благодать. Дает Бог, а не мы своими руками достаем до нее и у Него ее забираем. Правильно, смирение приходит к человеку от дел. А как? Когда он их пытается делать и видит и на опыте убеждается, что желаемого успеха не достигает, то есть той самой благодати. И не буквально за смирение дается благодать, а смиренному она дается, но опять же не как обязанность, а как милость готовому ее на пользу принять. И неужто не бывало и не бывает, что пришедший в смирение ее не получал даже до смерти? И как Вы со своим взглядом на самозначимость подвига придете в смирение, понять трудно.
Вадим К. Иоанне_ конец 5 сентября 2025, 18:36
Если же печальными показались Вам слова об исчезновении любви и веры в современном мире, то говоря честно, разве это не так? Разве это открытие чего-то неизвестного, а потому надуманного? Нет, об иссякновении любви и исчезновении веры в последнее время говорит Сам Господь, а что мы живём если не прямо в нём, но где-то очень рядом, говорили наши отцы. Да разве мы сами этого не видим хотя бы в том, что грех стал даже под защиту закона в ведущих странах, а в остальных берет верх над одной и следом над другой страной и народом гедонизм? Мы не должны не замечать этого, напротив, Сам Господь сказал, что знать приметы времени нам необходимо, но и помнить, что время искушений будет сокращенным.
Вадим К. Иоанне_ 5 сентября 2025, 18:18
Где Вы увидели у меня печаль? Может Вы подумали, что я пришел к выводу, что всё, что ни делает человек бесполезно, что конечно печально? Нет, но еще раз повторю, что не Богу нужны наши дела, за которые Он будто только и способен дать нам Себя, но они нужны нам. Бог не станет убирать за нас наш дом, которые сами и сделали нечистым, и вот это и есть дело, которое за нами. Если мы не хотим ударить палец о палец, чтобы это сделать, Бог поругаем не бывает и не помощник, тем более не раб ленивому. Если дело наше достигло успеха (не без Божией же помощи), это конец только нашим усилиям, а не автоматическая запись в книги спасенных или даже святых - этот венец всё равно даруется Богом по милости.
Иоанна_ 5 сентября 2025, 07:06
Вадим К., мнение святых отцов однозначное: всё, что нам необходимо знать для спасения, нам открыто. С нашей стороны нужна решимость и нужно всецелое (!) упование на Бога. Сделай шаг А - и поймёшь, как сделать шаг Б, дальше больше. Что-то мы знаем и понимаем, что-то от нас сокрыто, но это Бог так устроил - в чём здесь повод печалиться, мне непонятно. В том и состоит смирение, в том числе, чтобы принять ту реальность, в которую поместил нас Бог, как средство ко спасению.
Игорь Ковалев 4 сентября 2025, 22:33
Вадим К./Любовь достигается борьбой со страстями,т.е. опять делами. Прп.Исаака Сирин:«Нет способа возбудиться в душе Божественной любви...если она не препобедила страстей." Не даëт Господь сил на такие подвиги,как у древних Отцов не из-за отсутствия любви,т. к.она достигается теми же подвигами,а из-за отсутствия смирения и развития у всех гордости.А без смирения подвиги вредны и развивают гордость(пример Силуан Афонский до вразумления от Бога).Всем понятно,что от дел спастись не возможно и людям самим, вообще,не возможно спастись, как сказал Господь,но и без дел тоже не спастись(разбойник исключение).Поэтому надо держаться среднего пути и делать дела со смирением,за которое даëтся Благодать.
Игорь Ковалев 4 сентября 2025, 21:53
Вадим К./Никто и не говорит,что схема АБСОЛЮТНАЯ,а инструкция ТОЧНАЯ.Св.Отцы описывают общий путь,которого и надо всем держаться для спасения и в котором есть,конечно исключения.Что Благодать даëтся даром,Апостол говорит надеющимся на свои дела,а в другом месте он же говорит, что Бог смиренным даëт Благодать.О том,что Благодать даëтся за смирение пишет и прп.Исаак Сирин(цитаты приводил ниже)Смирение же приходит от дел.Симеон Новый Богослов:"Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи",т.е.смирению.Просто своим делам не надо придавать никакого веса или ставить себе в заслуги(как католики). Надо считать,как Макарий Великий:"Яко николиже сотворих благое пред Тобою..."
Вадим К. Игорю Ковалеву 4 сентября 2025, 19:41
Благодать дается даром, иначе это уже не благодать. Это не мои слова, а слова ап. Павла, Рим. 11, 6. Что касается преп. Антония, то вспоминается такой рассказ, кажется из жития о нем, написанного свт. Афанасием Великим, как к Антонию пришел один подвижник и сказал: "В чём дело, скажи мне: я подвизаюсь больше тебя, но у тебя больше благодати?" (передаю лишь смысл слов). На что преп. Антоний сказал: "Ты больше подвизаешься, но меньше любишь Бога". А наша проблема в том видна, что у нас не только любовь исчезающе мала и всё больше на языке, а не в сердце, но и веры настоящей почти нет, как и говорил Господь о времени Своего 2-го пришествия. Он за это и не дает сил так неправильно подвизаться.
Вадим К. Игорю Ковалеву, Иоанне_ конец 4 сентября 2025, 19:24
Человеку дается в его распоряжение малый задаток, который он должен употребить для его увеличения. И пропорционально относительно других ему дается в управление несравнимо большее им приобретенного. Где тут стяжание? Только мины, действительно стяжанные успешным оборотом, а вовсе не города, данные лишь по милости. И дело Богу до человека есть тоже лишь по милости и снисхождению. В обмен на тленное и преходящее и тварное (другого мы ничего не можем принести) Он дает нам вечное и нетварное как не по снисхождению только, происходящему от Его любви? Как не условно тогда Он говорит о том, что человек своим усилием похищает то, что Он задаром предлагает ему?Тема бесконечная и в схемы ее не уложить
Вадим К. Игорю Ковалеву, Иоанне_ продолжение 4 сентября 2025, 19:14
Читавший Лавсаик может вспомнить поучительную историю преп. Моисея Мурина, как он чрезвычайно, но безуспешно боролся с плотским грехом, пока не послушал совета оставить борьбу и знать в ней меру, «чтобы не тщеславиться, будто собственными подвигами побеждает человек похоть». О духовной жизни Сам Господь говорит, что она подобна семени, которое сеет человек на своем поле и ухаживает за ним, а как оно вырастает и дает плод, он не знает. В другом месте Он говорит о 10 минах, перед отправкой в далекий путь розданные некоторым человеком 10 рабам. Приобретшему на свою мину 10 мин, он дал по возвращении в управление 10 городов, приобретшему 5 – 5 городов, а ничего не делавшего осудил. Что видим?
Вадим К. Игорю Ковалеву, Иоанне_ 4 сентября 2025, 18:53
Я вообщем-то не против того, что Вы пишите. Но считаю ошибочной склонность к абсолютной схематизации духовной жизни, противной как библейскому, так и святоотеческому духу. Первым этим заразилось западное христианство, теперь заметно и у нас. Преп. Иоанн вовсе не претендовал на то, что написанные им подвижнические слова это абсолютная схема того, как прийти к святости. Он писал о том, как нужно проходить монашеское житие, и дал общее описание, а не точную инструкцию пути подвижника, сам удивляясь, каким разным он бывает.
Игорь Ковалев 4 сентября 2025, 09:18
Вадим К.//У вас перекос в сторону того, что дела почти не имеют значения, а надо держаться золотой середины. Если бы давались Благодать и спасение даром или почти даром, то почему мы не имеем таких добродетелей, какие были у Антония Великого, Пимена Великого и т. д.? В чëм между нами и ними разница? В том, что они намного больше подвизались.И Господь даëт по мере подвига и по мере смирения добродетели и Благодать.Тут и спорить даже не о чем, примеры на лицо.
Иоанна_ 4 сентября 2025, 07:57
Вадим К., есть святоотеческая "формула", очень даже логичная: делай то, что в твоих силах, а Господь, видя это усердие, восполнит твоё делание тем, что твои силы превышает. Таким образом, не за дела полагается спасение (как думают католики), а за любовь к Богу и стремление во всём исполнить Его святую волю (о себе). Когда вы говорите про "непостижимую тайну", это выглядит так, как будто Бог безразличен к нашему спасению, но это в корне не так, Бог желает каждому человеку спасения. Общий "инструментарий" дан в Евангелии, а в деталях тайна эта открывается каждому человеку по-своему, постепенно, по мере его движения навстречу Богу.
Игорь Ковалев 4 сентября 2025, 00:19
Вадим К.//По поводу подвижничества, надо же понимать, что духовные законы, которые описывают св. Отцы установлены не ими, а Господом. И Господь желает, чтобы все спаслись, но он же установил ограничения, что в грязной одежде(духовной) на пир не пускают, поэтому надо очистить душу от страстей и стяжать добродетели. Как это сделать описывают св. Отцы, опять же по внушению Бога, а не от себя.То, что их творения и есть схема( по вашим словам) для спасения говорят сами названия("Лестница, возводящая на небо"(Иоанн Лествичник),"Путь ко спасению"(Феофан Затворник) и т. д.)В деле спасения, в аскетике всë логично и взаимосвязано.Наше дело делать, что установил Господь и надеяться на Его милосердие.
Игорь Ковалев 3 сентября 2025, 23:53
Вадим К.//Ваше недоумение основано на непонимании того, что мы не сразу имеем какую-то добродетель совершенной(в нашем случае веру,также,как и любовь,и смирение и т. д.)А делая дела веры, этим развиваем саму веру, также, как и делая дела любви-развиваем любовь,смиряясь-развиваем смирение.И таким образом развиваем каждую добродетель.Например у св. Отцов была совершенная вера, что они и мёртвых воскрешали, и горы переставляли,и по воде ходили, но такая вера у них была не с рождения,а приобретена с помощью дел веры.А, чтобы начать делать дела веры,тоже надо иметь начальную веру, о такой вере говорит Апостол Павел:"Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия."(Рим.10:17)
Вадим К. Игорю Ковалеву 3 сентября 2025, 15:32
Всё-таки непонятно, как дела, исходящие из наличия чего-то (в нашем случае веры), приводят к стяжанию этого чего-то? Тут нет логики, на которую Вы стараетесь сделать упор. Я помнил слова Господа о том, что Царствие Божие силой берется, как и учение преп. Серафима. Но снова повторю: это метафора и условность в том смысле, что всё-таки не человеческой силой берется то, что ему даже на ум не может взойти, а единственно по милости Божией, которая дает его в конечном счёте всё-таки даром или уж по крайней мере совсем не соразмерно делам человеческим. Это аксиома, положение, на которой свв. отцы основывают дальше свою аскетику. Дела необходимы, но не будут достаточны, если на них только надеяться.
Игорь Ковалев 3 сентября 2025, 15:11
Вадим К.//А, если быть более точным и более тонко разбирать этот вопрос,то благодать и спасение даются не за добродетели и добрые дела,а за рождающееся от их делания смирение.Кстати и разбойник на кресте смирился, раскаялся и этим спасся. "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать." (Иак.4:6) "Ибо, пока не смирится человек,не получает награды за свое делание. Награда дается не за делание, но за смирение. Кто оскорбляет последнее, тот теряет первую. ..Добродетель есть матерь печали, а смирению дается благодать. Воздаяние же бывает уже не добродетели и не труду ради ее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно оскудеет,то первые будут напрасны." (Прп. Исаак Сирин.)
Игорь Ковалев 3 сентября 2025, 08:43
Вадим К.//Продолжение:Прп.Серафим Саровский:"Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный, и он, как и денежный, чиновный и временный, приобретается одними и теми же путями, очень сходственными друг с другом. Бог Слово, Господь наш Богочеловек Иисус Христос, уподобляет жизнь нашу торжищу и дело жизни нашей на земле именует куплею, и говорит всем нам: Куплю дейте дóндеже прииду... дорожа временем, потому что дни лукавы (Лк.19:13; Еф.5:16), то есть выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары. Земные товары – это добродетели, делаемые Христа ради,доставляющие нам благодать Всесвятого Духа."
Игорь Ковалев 3 сентября 2025, 07:59
Вадим К.//Продолжение://"Благодать, как и спасение, не покупается, не берется человеческим усилием, разве что условно так можно говорить"//Сам Господь говорит обратное:"Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. " (Мф.11:12) И прп. Серафим Саровский говорит о стяжании(приобретении делами) Духа Святого:"Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего." Конечно,Благодать и спасение не приобретаются одними нашими усилиями,а милостью и милосердием Божиим,но и без наших усилий приобрести это не возможно.
Игорь Ковалев 3 сентября 2025, 07:52
Вадим К.//Здесь нет никакого противоречия, дела веры развивают, увеличивают веру. Свт. Игнатий Брянчанинов:"...дела «веры» умерщвляют самость в человеке, растят в нем «веру», возвеличивают в нем Христа." //"Ошибка на мой взгляд заключается в попытке построить какую-то рациональную схему спасения, механизм, тогда как их в природе нет. "//Здесь нет ошибки.В деле спасения всë логично и взаимосвязано.(почитайте, например, "Лествицу") Схему или систему , как побороть страсти, как приобрести добродетели и Благодать Святого Духа описывают в своих деятельных, аскетических творениях св. Отцы. Конечно, и добродетели и Благодвть даëтся Господом, но в ответ на наши собственные, конкретные усилия.
Вадим К. Игорю Ковалеву 2 сентября 2025, 18:18
Хотелось бы обратить Ваше внимание на противоречие в Ваших словах. Вы говорите, что добродетели приобретаются делами веры. Это с одной стороны, а с другой, перечисляя эти самые добродетели, Вы говорите, что одной из них является всё та же вера - получился логический круг. Ошибка на мой взгляд заключается в попытке построить какую-то рациональную схему спасения, механизм, тогда как их в природе нет. Благодать, как и спасение, не покупается, не берется человеческим усилием, разве что условно так можно говорить. То и другое непостижимая тайна для человека, хотя Бог и указал нам, что нам нужно делать, чтобы быть в Его любви - жить по Его заповедям. Но это не формула и не инструкция, но условие.
Игорь Ковалев 2 сентября 2025, 12:25
Галина И.//Свт. Иоанн Златоуст:" чтоб раскаявшийся не остался без крещения,то Спаситель источил из пронзенного ребра Своего воду и кровь,"//Я и писал,что разбойник крестился водой и кровью,изшедших из Христа.Вы цитату свт.Иоанна Златоуста привели в подтверждение моих слов?)) Вы путаете дела веры с плодами Духа Святого.Плоды Духа - это НЕ ДЕЛА,а добродетели, духовное состояние подвижника.Апостол Павел прямо указывает, что плоды Духа - это "любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание".А эти добродетели приобретаются, как раз делами веры(молитвою, постом, покаянием и т.д.)
Иоанна_ 2 сентября 2025, 09:05
Должна быть ПРАВАЯ вера, тогда и соотношение веры и дел не будет проблемой, а протестантизм таковой верой не является, отсюда и непонимание, и невозможность доказать что-либо человеку, взгляд которого замутнён ересью./ Галина И, изменение себя и своего образа жизни называется "покаяние". Покаяние становится возможным благодаря призывающей благодати Божией, разумеется, но стяжание благодати Святаго Духа - это другое, это далёкие сияющие высоты, цель христианской жизни, путь длиною в жизнь. Степень этого стяжания возрастает по мере укрепления в добродетели и совершенстве.
Вадим К. 1 сентября 2025, 19:46
Статья на самом деле неудобопонятная, такой логикой нельзя подходить к вопросу спасения. О том, что дела с верой спасают, можно говорить лишь условно. Спасает Бог по Своей милости, а не какие-то заслуги человека - вера или дела или же то и другое вместе. Другое дело, что Он спасает человека не без его содействия, которое в перечисленном и выражается. Без веры Богу угодить невозможно, а дела делать мы просто обязаны и нет нам за это никакой абсолютной платы, Господь ясно говорит об этом в Евангелии, а ап. Павел добавляет: мы и созданы для того, чтобы их творить. Господь дает ясное условие, как спастись: возлюбить Его всем своим существом и ближнего, а как это - об этом говорят Его заповеди.
Галина И. 1 сентября 2025, 19:07
Игорь Ковалев 1 сент.Свт. Иоанн Златоуст:"Так как разбойнику нельзя было войти в царство (небесное) без крещения, и надлежало, чтоб раскаявшийся не остался без крещения, то Спаситель источил из пронзенного ребра Своего воду и кровь, чтобы и разбойника освободить от угрожавших зол, и показать, что Его кровь сделалась выкупом для тех, кто возлагает на Него надежды. "Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело" (Евр.9:13), то во сколько раз более кровь Христа – Спасителя нашего – сделалась очищающей всех христиан?"/ Так же и водою, конечно. А дела (результат)веры не надо путать со средствами спасения. Все, остановка. До свидания.
Дмитрий 1 сентября 2025, 19:00
Читал, что однажды у одного подвижника спросили- кто тебя научил молиться? И он ответил- бесы. Когда они нападали, я усиленно молился. Дай Бог, чтобы мы для ближних послужили не такими учителями и добродетелями. От избытка сердца глаголют уста. Так наверно, и с делами. Дай Бог, чтобы мы послужили в руках Божиих не как инструмент наказания для ближних, но как инструмент помощи и утешения. И конечно, с рассуждением. Да и в житиях святых много примеров добрых дел.
Игорь Ковалев 1 сентября 2025, 16:34
Галина И.//Немного уточнений по вашему комментарию. Как учит Церковь, разбойник крестился кровью и водой,изшедшей из Христа, когда Ему проткнули бок.//"Дела их веры- это плоды Св. Духа"//Дела их веры- это молитва,пост,борьба со страстями и помыслами, покаяние,чтение Писания и отеческих творений.А плоды Духа Святого- это уже следствие этих дел веры. «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23)
Игорь Ковалев31 августа 2025, 20:39
Мне кажется, что обычные логические рассуждения,тем более на своëм примере,никому, ничего не докажут.Здесь надо приводить мнение Церкви, мнения святых Отцов, слова которых, написанные по внушению Святого Духа, может и повлияют на ум и сердце заблуждающегося. "«Православная вера» во Христа,запечатленная таинством крещения, одна достаточна для спасения,без дел, когда совершить их человек не имеет времени: потому что «вера» заменяет человека Христом,а добрые дела человеческие заслугами Христовыми. Но при продолжении земной жизни,непременно требуются дела.Только те дела в христианине признаются делами добрыми,которые служат исполнением евангельских заповедей"(Свт. Игнатий Брянчанинов)
Галина И.31 августа 2025, 19:41
Разбойник был крещен кровью. В Новом Завете говорится о неск. видах крещения. Прп. Иоанн Дамаскин указывает их восемь. "Седьмое-крещение кровью и мученичеством, которым ради нас крестился и Сам Христос" ("Точное изл. Правосл. веры", IХ). Дела веры- это не только соц. добродетели, это, прежде всего, изменение себя и образа своей жизни посредством "стяжания Святого Духа". "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного". Горящие светильники веры могут не иметь бурной деловой активности и до полноты времени бывают Богом скрыты (Рим.11,4). Дела их веры- это плоды Св. Духа (Гал.5,22-23). "Если же кто духа Христова не имеет, тот и не Его".
Илия30 августа 2025, 19:53
Статья стоит того, чтобы размыслить над видами синтезированных ересей, с которыми сталкиваются наши братья зарубежья. Со временем эти ереси, отшлифованные и адаптированные, прибудут к нам в Россию. Протоиерей Евгений, шашкой махать, что всё - застаревшие клише, тоже нужно по теме.
Вадим К. Евгению30 августа 2025, 19:29
То, что Вы называете устаревшим клише вообще-то являлось одним из краеугольных положений богословия Лютера, который потому именно и отрицал приведенный стих из послания ап. Иакова. О каких делах тут речь? О тех, которые демонстрируют веру. Удовлетворение житейских нужд вещь необходимая для спасения, но и мусульмане творят дела милостыни. Что же еще нужно? Господь говорит иудеям: "Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он (Отец) послал" и в качестве знамения Своего посланничества Он указал на Свои животворящие Тело и Кровь, Ин. гл. 6. Веруют ли в это знамение Ваши знакомые протестанты? Веруют ли они в другие Его откровения, главным образом о Его Церкви и как дела с этим у них обстоят?
Антоний29 августа 2025, 20:50
"Вот два эксперимента, которые вы можете провести в кругу друзей или с нейросетью ChatGPT" - зачем здесь ИИ производства недружественных стран, если это задачи классической формальной логики, сформулированной ещё Аристотелем?
р.Б.Сергий29 августа 2025, 06:22
Спасибо,т.к. этот материал затрагивает многие аспекты нашей жизни,начиная от внутренне духовных до современно утилитарных,как ИИ.По крайней мере,для меня лично,прочтение статьи укрепило в православном понимании веры и дало сильную аргументацию для разговоров с сектантами протестантского толка,которые,почему-то часто подходить ко мне,как и к другим прохожим,с целью обратить в своё понимание "истинной веры".
Евгений 29 августа 2025, 03:57
Дорогие мои друзья! Всё что Вы любезные пишете, просто устаревшее клише. Общаюсь временами с протестантами и думаю, что слова апостола Иакова:Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Порой не в нашу, прежде всего в мою пользу. Никто из моих собеседников не утверждает, что только вера спасает, наоборот дела, дела и ещё раз дела. С уважением протоиерей Евгений
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.