Великие добродетели – это прекрасно и, собственно, велико. Люди, стяжавшие истинные добродетели, заслуживают восхищения, почтения, внимания и преклонения. Ну, а мы люди простые, маленькие. Все равно нам никогда не достичь высот святости. Положа руку на сердце – ну, где я, а где батюшка Серафим Саровский?
Я сама начала думать примерно вот в таком ключе, когда была еще маленькой девочкой, когда училась классе во втором-третьем. В какой-то момент я вполне серьезно собралась уходить в монастырь, и четки у меня были очень красивые, на 25 узелков, голубые, с цветными бусинками – одна невероятно красивая духом и душой монахиня подарила; и книжка у меня была, сокращенная и для простых людей адаптированная «Лествица» – тоже очень добрый батюшка подарил, я и сейчас с этим священником хорошо общаюсь. «Лествицу» я читать пыталась, но забросила – больше любила сюжетные «жития святых», прочитала все, что только можно, как минимум все тома подборки Димитрия Ростовского, именно в начальной школе такие тексты легко читаются. Читала – и думала, видела: для спасения нужны супер-великие добродетели, спасаются люди страшными, величайшими подвигами – обязательно должно быть или стояние на столпе, или 40 лет в пустыне, или колесование... И мне, как и многим моим ровесникам, хотелось подвигов. Но, с другой стороны, становилось все яснее: настоящих подвигов не получится. А из этого следует… много всего разного, у каждого свои выводы. Раз великие подвиги невозможны, то, с одной стороны, возникает уныние – не видать нам, простым людям, спасения; а с другой стороны – раз все равно не получится подвига, так давайте вообще обо всем этом не будем думать, будем жить, как живется, а там – будь что будет!
Добрые маленькие стаканчики
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Об этой ловушке «страшно великих подвигов для спасения» – простое, ясное и доходчивое слово псково-печерского старца, отца Иоанна (Крестьянкина) – «Слово о малом доброделании»:
«Обычно человек думает, что Творец требует от него очень больших дел, самого крайнего самоотвержения, всецелого уничтожения его личности. Человек так пугается этими мыслями, что начинает страшиться в чем-либо приблизиться к Богу, прячется от Бога, как согрешивший Адам, и даже не вникает в слово Божие: ‟Все равно, – думает, – ничего не могу сделать для Бога и для души своей, буду уж лучше в сторонке от духовного мира, не буду думать о вечной жизни, о Боге, а буду жить как живется”.
У самого входа в религиозную область существует некий ‟гипноз больших дел” – ‟надо делать какое-то большое дело – или никакого”. И люди не делают никакого дела для Бога и для души своей».
Отец Иоанн показывает, как важны в духовной жизни именно маленькие, как он сам говорит – «пустяковые», добрые дела. И это не просто утешение для нас, не способных уходить в пустыни или идти на мученичество: маленькие добрые дела порой даже важнее великих подвигов. Отец Иоанн приводит очень понятные образы:
«Мелкие хорошие поступки – это вода на цветок личности человека. Совсем не обязательно вылить на требующий воды цветок море воды. Можно вылить полстакана, и это будет для жизни достаточно, чтобы уже иметь для жизни большое значение.
Совсем не надо человеку голодному или давно голодавшему съесть полпуда хлеба – достаточно съесть полфунта, и уже его организм воспрянет».
Я уверена, что такой подход важен не только для взрослых людей: очень важно рассказать об этой «пользе малых добрых дел» нашим детям, с педагогической точки зрения это самое то, что надо.
Если мы пытаемся воспитывать своих детей в вере, мы обязательно должны говорить с ними о трудном и великом – все заповеди, при всей их легкости, трудны и велики. Но такие вещи можно говорить только к месту, регулярно, но изредка: слишком частые разговоры о «великом» неизбежно это «великое» девальвируют. А если есть разговоры о высоких добродетелях, но слова не подкрепляются жизнью, нашей и детской – то разговоры о важном превращаются в схоластическую болтовню и не более того.
Малое добро более необходимо, насущно в мире, чем большое. Без большого люди живут, без малого не проживут
Так что обязательно будем, как нам заповедано, передавать своим детям учение Господне, будем учить их Писанию, заповедям. Но ежедневное воспитание, обучение жизнью – это как раз помогать детям осваивать самые пустяковые, правда легкие добрые дела, которые вроде бы не стоят никаких усилий. Научатся наши дети жить в этой доброй «ерунде», «мелочах» – и так вырастут, если Бог даст, и правда христианами:
«Поистине, малое добро более необходимо, насущно в мире, чем большое. Без большого люди живут, без малого не проживут. Гибнет человечество не от недостатка большого добра, а от недостатка именно малого добра. Большое добро есть лишь крыша, возведенная на стенах-кирпичиках малого добра».
Добрые дела, о которых говорит отец Иоанн, – и правда легкие, реальные для каждого из нас, и для взрослого, и для ребенка. Здесь нет никаких «бремен неудобоносимых», вот, например:
«Если захотите, приходите в неописуемую ярость по какому-нибудь особенному случаю, но не гневайтесь по мелочам ‟на брата своего напрасно”… Оставьте в стороне все рассуждения: позволительно или не позволительно убивать миллионы людей, – женщин, детей и стариков, – попробуйте проявить свое нравственное чувство в пустяке: не убивайте личности вашего ближнего ни разу ни словом, ни намеком, ни жестом».
Просто привычка?
Зачем мы ходим в храм – осмысленно или по привычке? Ребенок крестится перед едой – потому что верит, или только по привычке? Дети молятся по-настоящему или всего лишь по привычке? Осмысленность невероятно важна. Но это не значит, что привычка не имеет значения. Не всегда нашего ума, нашей компетенции дело – решать, где осмысленность, а где привычка в «проявлениях чего-то похожего на духовность» у наших детей, и не всегда это важно даже – чтобы была прямо-таки настоящая, высоко-духовно-интеллектуальная осознанность. Порой в нашей родительской власти – как раз сделать это великое дело – всего лишь привить своим детям мелкие добрые привычки. Отец Иоанн (Крестьянкин) все в том же самом слове говорил:
«Через малое, легкое, с наибольшей легкостью совершаемое дело человек более всего привыкает к добру и начинает ему служить нехотя, но от сердца, искренно, и через это более и более входит в атмосферу добра, пускает корни своей жизни в новую почву добра. Корни жизни человеческой легко приспосабливаются к этой почве добра и вскоре уже не могут без нее жить... Так спасается человек: от малого происходит великое. ‟Верный в малом” оказывается верным в великом».
Моя бабушка часто вспоминала поговорку: «Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Маленькими добрыми привычками, всего лишь привычками, наши дети могут постепенно «пропитаться» настоящим благом-добром, которое станет просто их природой, естеством. Отец Иоанн объяснил этот механизм снова – в поэтических образах:
«Привык человек к злу – он его и считает своим нормальным, естественным состоянием, а добро ему кажется чем-то неестественным, стеснительным, для него непосильным. Если же человек привык к добру, то уже делает его не потому, что надо делать, а потому, что он не может не делать, как не может человек не дышать, а птица – не летать.
Человек, добрый умом, укрепляет и утешает, прежде всего, самого себя… Это единственная неэгоистическая радость – радость добра, радость Царствия Божия. И в этой радости будет человек спасен от зла, будет жить у Бога вечно».
Великий пост – время привыкания к добрым мелочам
Великий пост – особенное время, время покаяния, то есть изменения, исправления-направления самого себя к доброму, к спасительному, к Богу. Все мы разные, живем по-разному, постимся по-разному, и дети у нас – разных возрастов, разной включенности в родительскую и церковную жизнь. Но если наши дети хоть как-то готовы выделить время Великого поста как особое, то можно предложить детям использовать эту «десятину года» для освоения этих самых простейших добрых привычек.
Как я уже не раз рассказывала, перед каждым Великим Постом мы предлагаем детям решить: какие добрые привычки они считают важным и возможным приобрести за предстоящий пост, или же – от каких грешных привычек они хотят избавиться (это одно и то же дело: например, отучиться лгать – говорить правду). «Тема на пост» должна быть небольшая, одна: с маленьким делом реальнее справиться за полтора месяца. Маленьким детям мы сами подсказываем этот план на пост, дети старше 12–14 лет уже сами или со священником, без родительского участия, принимают такие решения, и часто оказывается неуместным даже спрашивать, что именно ребенок запланировал на пост.
Но, помимо этой «личной великопостной темы», важно помочь детям вообще обращать внимание на «малое доброделание». Как раз во время поста, во время этой особенной сосредоточенности – регулярно и специально вспоминать о существовании на белом свете пустякового добра. Просто понять – какие именно малые добрые дела могут иметь место быть, осознать – ничего трудного нет в крошечном доброделании. Постараться хотя бы иногда совершать вроде бы незначительные добрые поступки. И совершать их – во славу Божию, как то самое приношение Господу. Такое неподвижническое, такое немыслимо простое – но все же доброе.
Список малых добрых детских дел
Практичный вопрос: говорим о каких-то «малых добрых делах», но какие же это могут быть дела? Чтобы правда доброе, и правда легкое, и правда детям доступное? Задача не из легких, но я попробовала составить такой список, и то, что у меня получилось, решила вставить в мой старинный «Интерактивный календарь на Великий Пост для детей». На каждый день поста, кроме воскресных дней и Страстной Седмицы, подобрала по одной простой и, кажется, вполне доступной идее «малого детского доброделания» – такие идеи теперь написаны на специальных стикерах, с их помощью теперь можно весь пост отсчитывать прошедшие великопостные дни, и заодно – получать такое доброе напоминание-идею. Если делать такого рода «Календарь на Великий пост» самостоятельно, можно самим подумать, написать на листочках идеи «малых добрых дел» и так же, как и в нашем готовом календаре, – заклеивать «идеей» прошедший день. Можно клеем приклеивать, а можно купить стикеры для надписей, записывать идеи на таких наклейках. А можно, конечно, ничего из этого не делать – просто, если считаете нужным, поговорить с детьми о важности этих самых малых добрых дел, вместе с ними подумать – какими могут быть эти добрые дела.
Когда я составляла свой список идей, тех, которые теперь нанесены на 40 стикеров в печатном варианте Календаря на Великий пост, поначалу попыталась отыскать подобные списки в книгах, в сети. Искала что-то заведомо детское. Когда не нашла ничего внятного, решила пойти от обратного: впервые в жизни я открыла для себя существование «детских списков грехов», по пунктам расписанные рекомендации – в чем надлежит каяться детям. Подумала, что смогу повернуть «детский грех» в обратную сторону – вот и получится идея «детского доброго дела». Наверное, я слишком плохо и мало искала, но то, что я нашла, было для меня открытием невеселым. Так, среди детских грехов увидела такие – «молился перед иконами, не зажигая лампадку». Помимо всего прочего: а если лампадки дома вообще нет? А если папа запрещает зажигать дома огонь? Впечатлительный ребенок вообразит себя «страшным грешником» из-за этой незажженной лампады? Во многих списках детских грехов увидела пункт «Не читал утреннее и вечернее правило». Не просто «не молился», а правила не читал! В общем, за «грехами» в этих списках оказались какие-то странные или трудноосуществимые добродетели, иногда прямо-таки возложенные на детские плечики «бремена неудобоносимые».
И тогда я пошла по совсем другому пути. Вынула «недетские», но, кажется, для всех человеческих возрастов подходящие идеи малых добрых дел из того самого слова отца Иоанна (Крестьянкина), из творений святых проповедников – здесь особенно помогли письма оптинских старцев, в них много простого, легко реализуемого. Смотрела, что может подойти «почти любому ребенку». Надеюсь, правда подойдет…
Вот, например, отец Иоанн говорит:
«Трудно ночью встать на молитву. Но вникните утром, – если не можете дома, то хотя бы когда идете к месту работы своей, и мысль ваша свободна, – вникните в ‟Отче наш”, и пусть в сердце вашем отзовутся все слова этой краткой молитвы. И на ночь, перекрестясь, предайте себя от всего сердца в руки Небесного Отца».
Где же тот составитель «списка детских грехов», который предписал детям читать все утреннее и вечернее правило?
Где же тот составитель «списка детских грехов», который предписал детям читать все утреннее и вечернее правило? Отца Иоанна, как и многих других старцев, да и прославленных святых, такой составитель и вовсе подверг бы анафеме, видимо?.. Для составления списка добрых дел мне надо было свести тезис отца Иоанна к короткой надписи на стикере, у меня вышло: «Внимательно прочитай хотя бы короткую молитву». Конечно, слишком коротко – зато и уместилось на маленькой наклейке, и, кажется, понятно. Здесь акцент – на внимательности к молитве, к любой молитве.
Некоторые мои идеи, может быть, покажутся слишком простыми – я и не старалась сделать слишком умное что-то, старалась подобрать то, что хотела бы напомнить своим детям:
- «Перед началом любого дела скажи: «Господи, благослови» – протоиерей, профессор Глеб Каледа в своей книге «Домашняя Церковь» напоминал, что в общественном месте можно мысленно креститься перед важными делами;
- «Сразу прощай, когда у тебя просят прощения» – это было напоминание не только для моих детей, но и для меня самой – мне бывает тяжело сразу простить, а надо обязательно прощать немедленно, в первую очередь – своих детей, не демонстрировать им свое недовольство и праведный гнев: скорым прощением мы, помимо всего прочего, учим детей не бояться мириться с нами.
- «Злишься – не выплескивая злость на других людей» – тяжело не злиться, не раздражаться вообще, но важно по крайней мере не срываться на близких. Тоже напоминание не только детям, но и мне самой – беречь от своего дурного настроения – мужа, детей. Лучше запереться в ванной и чаю выпить.
- «Отдыхай только после того, как сделаешь дело» – это из актуальной во все времена, для всех возрастов народной мудрости: сделал дело – гуляй смело. Вроде бы ничего особо духовного, но – дисциплина, тренировка собственной воли, упорядочивание своей жизни.
- «Если у тебя есть что-то лишнее и кто-то это просит – дай». Про то самое доступное доброе дело, помощь ближнему – не отдать ближнему свою единственную рубашку, но «у кого две одежды, тот дай неимущему» (Лк. 3, 11); раздать все – тот самый великий подвиг, который, возможно, кто-то из наших детей и совершит; но задача, простое дело – лишь поделиться запасной ручкой с товарищем, а не отдать весь свой пенал и остаться самому без письменных принадлежностей. Все тут просто, разумно, доступно каждому ребенку.
Каждый из нас, родителей, способен научить своих детей малым добрым делам – не только во время Великого поста, но, конечно, вообще в жизни. А для этого хорошо – и говорить с детьми, и… конечно, самим так жить, так поступать – хотя бы в малом по-доброму. Выходим из магазина – придержать дверь тому, кто идет следом за нами; подсказать ребенку, даже пятилетнему, можно – вот женщина завозит коляску, придержи-ка дверь; перед нами на кассе стоит… даже не пресловутая старушка, а вполне крепкий молодой человек, уронил он пакет, а у самого руки заняты – предложить своему ребенку помочь, поднять этот пакет; валяется на снегу варежка – повесить ее на веточку. И молиться тоже – всегда и просто, по-малому: сели в машину – «Господи, благослови дорогу!» – малыш заболел, даем таблетку – и крестим малыша, и его просим перекреститься: «Царица Небесная, исцели мою доченьку». Конечно, есть возможность делать большее – так делать и больше, речь не о том, чтобы теперь все «нормальное» и тем более «подвижническое» отменить, запретить, навесить модный ярлык «фарисейства». У кого много сил, много мудрости – тот будет лить реки добродетели, а про такие маленькие стаканчики добрых дел – это все утешение и вдохновение для нас, малосильных и маломудрых, для наших деток – для нас для всех есть возможность спасения, для нас для всех – все по силам. Так что, пожалуй, напоследок вместе с отцом Иоанном (Крестьянкиным) споем вот этот гимн:
«Дивный путь ‟малых дел”, пою тебе гимн! Окружайте, люди, себя, опоясывайтесь малыми делами добра – цепью малых, простых, легких, ничего вам не стоящих добрых чувств, мыслей, слов и дел. Оставим большое и трудное, оно для тех, кто любит его, а для нас, еще не полюбивших большого, Господь милостию Своей приготовил, разлил всюду, как воду и воздух, малую любовь».