Елена Московская (†1547), схиигуменья Новодевичьего монастыря

Свет монахам – ангелы, а свет мирянам – монахи.
Преподобный Иоанн Лествичник

Преподобная Елена Московская. Фрагмент иконы «Собор русских святых». 1-я пол. XIX в. (ГМИР). Фото: ru.wikipedia.org Преподобная Елена Московская. Фрагмент иконы «Собор русских святых». 1-я пол. XIX в. (ГМИР). Фото: ru.wikipedia.org

Преподобная Елена Московская (в миру Елена (Агриппина) Семёновна Девочкина) – схимонахиня, первая игуменья Московского Новодевичьего монастыря. Она происходила из рода Девочкиных, служивых землевладельцев, помещиков Галичского, Нижегородского и Суздальского уездов. О святой Елене сохранилось мало сведений.

Годы жизни преподобной Елены пришлись на правление Московским княжеством Великого князя Василия III Иоанновича (1505–1533) и начало царствования Иоанна Грозного (1530–1584). Это время историки характеризуют как эпоху Святой Руси: никогда более Православие не определяло в такой степени политику страны и жизнь общества. С первой половины XVI века Москва многим стала представляться Третьим Римом – наследницей античного Рима и великой Византийской империи, последним оплотом правды в мире вплоть до Страшного Суда.

Преподобная Елена родилась в 1460-х гг. в Суздале, предположительно в семье тысячника III статьи боярина Семена Никитича Девочкина, позже принявшего постриг с именем Сергий. Мать также стала известна как инокиня Таисия. Монашеские имена родителей Елены приведены в начале поминания ее рода в Синодике Новодевичьего монастыря: инок Сергий и инокиня Таисия. По некоторым сведениям, при Крещении она могла быть наречена Агриппиной, поскольку память Елены указывается во вкладной книге Новодевичьего монастыря под 23 июня – на память мученицы Агриппины Римляныни.

Благодаря своему знатному происхождению она получила хорошее образование. Это позволило ей самостоятельно изучать не только Священное Писание, но и творения святых отцов. Уже в юности она славилась своим благочестием. Влекомая любовью ко Христу, Елена поступила в суздальский Покровский монастырь, состоявший под покровительством великокняжеской семьи. Здесь она приняла монашеский постриг с именем Елена. Впоследствии стала достойной наставницей для многих сестер Покровской обители. Монахиня Елена приняла великую схиму, отошла от хозяйственных дел и всецело отдалась молитвенному деланию. Но Промысл Божий судил ей новое послушание.

Монахиня Елена приняла великую схиму, отошла от хозяйственных дел и всецело отдалась молитвенному деланию. Но Промысл Божий судил ей новое послушание

В 1514-м году московские войска под водительством Великого князя Василия III Иоанновича заняли Смоленск, который до этого более столетия находился под властью Литвы. В честь этой победы князь дал обещание Богу построить в Москве монастырь. Исполняя свой благочестивый обет, он в 1524-м году, спустя десятилетие, приступил к постройке Новодевичьего монастыря в честь Смоленской иконы Божией Матери. Монастырь был основан за посадом, над Москвою-рекою, в Хамовниках, на Девичьем поле. Московский монастырь был назван Новодевичьим, потому что на Остоженке некогда был известен Алексеевский девичий монастырь (ныне Зачатьевский), основанный святителем Алексием и его родными сестрами – преподобными игуменьей Иулианией и монахиней Евпраксией; это был первый девичий (Стародевичий) монастырь в Москве.

Василий III. Гравюра Андре Теве Василий III. Гравюра Андре Теве

Великий князь Василий неоднократно посещал суздальский монастырь и, вероятно, обратил внимание на монахиню Елену (Девочкину), выделявшуюся среди сестер не только духовными дарами, но и хозяйственными способностями. В построенном им монастыре Василий III ввел общежительный устав и собрал в обитель множество инокинь «девическаго чину», а начальницей над ними поставил благочестивую схимонахиню Елену (Девочкину). Об этом обстоятельстве сама она сообщила следующее:

«Великий князь взял меня из обители Пречистые Богородицы честнаго и славнаго ее Покрова ис Суздаля не моим хотением, но Божьим изволением… и приказал монастырь ведати мне, да со мною Софье Ковурове, да Феофане…».

Причина основания новой обители Великим князем раскрывается в его словах, обращенных к инокиням: «Молите Господа Бога о чадородии», то есть о даровании ему наследника[1]. Великий князь сильно горевал об отсутствии у него сына-наследника.

В 1525-м году по повелению Великого князя Василия III Елена, настоятельница новой обители, вместе с 18-ю инокинями Покровского монастыря приехала из Суздаля в Москву, в Новодевичий монастырь. Вместе с ней прибыли Софья (Каурова) и Феофания, выполнявшие послушания келаря и казначеи. Все прибывшие были опытными монахинями и стали духовной основой новой московской обители. Монастырь в царских грамотах стал именоваться «великой обителью Пречистыя Богородицы Одигитрии, новым девичьи монастырем».

В аристократический монастырь стали поступать девицы из знатных княжеских и боярских родов. Родственницы монахинь, навещая их, подолгу гостили в обители, ведя мирской образ жизни: содержали прислугу, имели неуставные трапезы, не соблюдали режим по уставу. Схиигуменье Елене пришлось приложить немало усилий для установления строгого порядка, исключающего какое-либо снисхождение к знатным родственницам насельниц. А монахиням она запретила иметь прислугу и принимать еду и напитки в келлиях. В борьбе со злоупотреблениями она опиралась на поддержку Первосвятителя Русской Церкви (имя Митрополита Макария она трижды упоминает в завещании).

Строительство Новодевичьевого монастыря. Миниатюра Лицевого летописного свода. Вторая половина XVI века Строительство Новодевичьевого монастыря. Миниатюра Лицевого летописного свода. Вторая половина XVI века

Духовная близость связывала Великого князя Василия III и схимонахиню Елену. Молодого Царя Иоанна IV Васильевича Елена характеризовала монахиням как «пастыря, и кормителя, и промышленника во всем». В то время Царь находился под сильным влиянием Митрополита Макария, слушался его добрых советов, а после смерти Митрополита характер Царя резко изменился далеко не в лучшую сторону.

Святая Елена явилась одним из адресатов посланий преподобного Максима Грека. Он впал в немилость, так как резко выступал против развода князя с женой Соломонией Сабуровой. Когда Великий князь намеревался расторгнуть брак с супругой Соломонией из-за ее бесплодия, отважный исповедник Максим прислал ему «Главы поучительные к начальствующим правоверных», в которых убедительно доказал, что высокое положение князя обязывает его не подчиняться животным страстям. В результате преподобный Максим был заключен в темницу. С того времени начался многострадальный период жизни преподобного. Максим, обращаясь к инокиням Новодевичьего монастыря, писал:

«Честным рабам и угодницам Христу Исусу Богу нашему игуменье Евникее и инокиням Елене, Анастасии и Феофании».

В письме от 1547 года преподобный Максим благодарит монахинь за оказанную ему материальную помощь и дает духовные наставления.

Духовное руководство сестрами преподобная Елена осуществляла до конца своих дней

В мае 1571 года московский пожар уничтожил ранние монастырские документы, поэтому невозможно точно установить, как долго Елена управляла монастырем. Вероятно, она возглавляла монастырь приблизительно в течение 22-х лет, а когда по старости уже не могла выполнять свои обязанности, ей помогала мать Евникия, которая в то время считалась игуменьей. Однако духовное руководство сестрами преподобная Елена осуществляла до конца своих дней и продолжала пользоваться авторитетом среди сестер.

Незадолго до кончины она по благословению Митрополита Макария составила завещание (духовную грамоту), в котором содержались о ней краткие биографические сведения и наставления о монашеском житии. В духовной приведены цитаты из Священного Писания, святоотеческих творений, скитского патерика, что характеризует Елену как начитанного человека. В духовной грамоте отразились истинное благочестие, мудрость и забота о спасении сестер обители. Современному человеку трудно себе представить, что монахиня XV века могла быть настолько интеллектуальным и образованным человеком.

В завещании упоминаются «слезы, и моление теплое, и горькое воздыхание» Великого князя, горевавшего об отсутствии наследника. Из грамоты следует, что к концу жизни схиигуменья Елена ослепла и потеряла слух; она сетует также на множество других «всяких немощей».

Надгробие преподобной Елены Московской у стены Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Фото: ru.wikipedia.org Надгробие преподобной Елены Московской у стены Смоленского собора Новодевичьего монастыря. Фото: ru.wikipedia.org

18 ноября 1547 года схиигуменья мирно отошла ко Господу. В «Описании о российских святых XVIII–XIX веков» сообщается:

«Преподобная мати Елена, игуменья Новодевичьего монастыря, преставися в лето 7056 месяце ноября в 18 день».

Она была похоронена у юго-восточной стены Смоленского собора. Рядом с нею позже погребли монахиню Феодосию, ее ближайшую сподвижницу. В конце ХУII века над их могилами возвели часовню, которая перестраивалась в 1720–1722 годы. В первой половине XIX века в стену собора поместили памятную плиту, сохранившуюся до настоящего времени. В 1920–1930-х годах в ходе перепланировки монастырского кладбища часовня была разобрана, и в настоящее время плита указывает лишь приблизительное место захоронения Елены.

Местное монастырское почитание Елены известно с ХУII века: во «Вкладной книге Новодевичьего монастыря» 1674/75 года и в монастырском Синодике 1705 года указывается «память старице Елене Девочкине, первоначальной во обители Пречистые Богородицы». Преподобная Елена почиталась москвичами уже в 1660-х годах, и в письменных святцах того времени можно встретить ее имя. В начале XVIII века Елена упоминается в «Похвале русским святым»: «Преподобная Елена, московская игуменья, всеизрядная учительница девственного чина, вождь ко спасению известна», что свидетельствует о ее общероссийском почитании. В собрании Государственного Исторического музея сохранилась икона Х1Х века с изображением первой настоятельницы Новодевичьей обители с надписью: «Пр. схимон. Елена».

Существуют церковные предания, согласно которым схиигуменья Елена с сестрами зримо являлась после своей земной кончины то на церковной паперти, то на монастырских стенах. О ее чудесной молитвенной помощи и заступничестве в годы вражеских нашествий сохранились воспоминания и легенды.

О ее чудесной молитвенной помощи и заступничестве в годы вражеских нашествий сохранились воспоминания и легенды

В XVIII веке во время московской чумы из большого числа насельниц только семеро не заболели и продолжали мужественно ухаживать за больными. Умерших хоронили около стен монастыря, и с монастырской ограды в те скорбные дни слышался плач схиигуменьи Елены и ее келейниц, которые плакали и пели: «Со святыми упокой…». Во время чумы люди умирали в таком количестве, что отпевать их было некому, и первая настоятельница монастыря с сестрами отпевали их.

Она и после кончины молилась за обитель. С просьбой о помощи к ней обращались многие насельницы, притесняемые и обижаемые наставницами. Например, однажды преподобная Елена явилась Московскому Митрополиту и просила его заступиться за безвинно страдающих монахинь, назвав их по именам. На следующий день Архипастырь пирехал в Новодевичий монастырь и обнаружил названных инокинь, заключенных в одном из подвалов. Он приказал их освободить и строго наказал игуменью.

Новодевичий Ставропигиальный женский монастырь. Фото: Дмитрий Кирюхин Новодевичий Ставропигиальный женский монастырь. Фото: Дмитрий Кирюхин

По ходатайству игуменьи Серафимы (Чичаговой-Черной; 1914–1999), первой игуменьи возрожденного Новодевичьего монастыря после его возвращения Православной Церкви, и благодаря ее поискам в исторических и церковных архивах, 10 августа 1999 года, в день Смоленской иконы Божией Матери, состоялось торжественное прославление схиигуменьи Елены в лике местночтимых святых Московской епархии. После литургии, совершенной в Смоленском соборе Патриархом Алексием II, на службе прозвучали специально написанные тропарь и кондак святой, а в монастырской мастерской иконописцем С. Мелкозёрновым была написана икона святой Елены. Она почитается Русской Православной Церковью в лике преподобных. Память совершается (по юлианскому календарю) в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых.

Ежегодно 1-го декабря в Новодевичьем монастыре поминают свою первую игуменью, человека необычайной духовности, много потрудившегося для создания великолепной обители.

Мария Тоболова

5 сентября 2025 г.

ЛИТЕРАТУРА

  • Геннадьева О. Московская заступница// ЖМП. 1999. № 10. С. 12–16.
  • Маштафаров А.В. Елена.// Православная энциклопедия. Т. 18. С. 297– 299. www.pravenc.ru/text/189739.html
  • Трутнева Н.Д. Игуменьи московского Новодевичьего монастыря: 1525–1920-е гг.// Новодевичий монастырь в русской культуре. – М., 2001. С. 57–58.
  • Святые града Суздаля. Суздаль. 2004.
  • Шарганов П. Новодевичий монастырь и первая игуменья его Елена // Московский журнал. 1996. № 10. С. 27–33.

[1] Василий III (1479–1533), Великий князь Московский (с 1505 г.), отличался религиозностью, был щедр на подаяние. К 1525 году 46-летний великий князь Василий уже более 20 лет был женат на Соломании Сабуровой, но она так и не подарила ему наследника. Великую княгиню сослали в Суздаль, в Покровский девичий монастырь, где она приняла постриг с именем Софья и скончалась в 1542-м году в возрасте 52 лет. Была причислена к лику преподобных. В начале 1526 года Великий князь женился на 16-летней Елене Глинской. Спустя 4 года Елена родила сына Ивана, будущего Царя Иоанна Грозного. В 1533-м году у Великого князя образовался незаживающий гнойный нарыв на ноге, и после долгих мучений он скончался.

Комментарии
Георгий 6 сентября 2025, 02:08
Преподобная Елена моли Христа Бога нашего об исправлении нас грешных!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.