Во многом благодаря помощи читателей Православие.Ru наши сербские братья и сестры провели Летнюю школу в горах Косово и Метохии.
Такое жаркое время! Волны горячего воздуха, одна за другой, с силой ударяются о бетон, камни, воду, лес, обхватывают людей. Солнце в небе – как огромный светящийся апельсин, из которого вот-вот должен бы политься сок, но никак не льется!
Каникулы, отдых, все мысли далеко от учебы – это естественно для тех ребят и девчонок, которые ходят в школу в центральной Сербии, там, «за границей». А здесь, в Косово и Метохии, для детей из сербских анклавов – Летняя школа на Шар-Планине, горном хребте на юге края, – не только дополнительная «летняя четверть», но и глоток свежего сока солнечного апельсина; глоток свободы, чистого воздуха после долгого пребывания в стесненных условиях и жестких границах, проведенных чьей-то сильной и злой рукой. Злых границах, разделяющих родную страну. Маленький уголок, где ты учишься спать без тревоги. Где видишь, что подлинный мир шире, а свет – радостнее и даже гуще, осязаемее.
Многие ребята впервые оставили родителей, а для кого-то наш летний лагерь – первый настоящий поход, первое путешествие в жизни. Здесь, в горах, встретились младшие школьники из сербских анклавов со всего края – Лепине, Липлян, Донья Будрига, Пасьяне, Братиловац, других сел и деревушек. Супружеская пара – Никола и Мария Васич, основатели и руководители благотворительной организации «Косовское Поморавье», жертвователи со всего света (большое спасибо читателям портала Православие.RU!) и многие другие сделали возможной работу детской Летней школы в этом году.
В работе Летней школы приняли участие педагоги из разных мест Сербии: Ивана Оташевич, Марина Весич, Богдан Митич, Катарина Коич, Ивана Антониевич, супруги Мая и Иван Арсич, волонтер Соня – они занимались с ребятами математикой, вели уроки по родной речи и литературе, учили их компьютерной грамотности, занимались спортом...
Ивана Антониевич, родившаяся в Приштине, говорит, что ожидала увидеть тихих, испуганных, неуверенных в себе детей. Но оказалось, что ребята веселые, ничуть не «зашуганные», смешливые и улыбчивые. Точно такими же она помнит своих однокашников, такими же они были до последней войны. Ивана говорит:
– Эти ребята – продолжение нас. Изгнанных, потерявших родину, но не сдавшихся. Они свободны внутри, а это подлинная свобода. И я верю, что наступит и свобода внешняя. Дети не избалованные (как это радостно!), каждый день для них – лучший, каждая игра – самая интересная, каждая звездная ночь у костра – романтическая. Радостные, отзывчивые, всегда готовые помочь друг другу, они ни малейшего внимания не обращали на то, что были поделены на два отряда: «Мы все – одно, вот!»
Дети не избалованные, каждый день для них – лучший, каждая игра – самая интересная, каждая звездная ночь у костра – романтическая
Учитель Богдан Митич рассказывает своему классу о дальних землях и народах: ребята смотрят на флаги государств, учатся видеть и читать символы, слушают о жизни и истории разных народов – очень внимательно слушают. По словам педагогов, общаясь с детьми здесь, в горах, они получают новые силы и вдохновение для работы в новом учебном году, да и вообще в жизни: их школа ведь тоже в анклаве.
Катерина, которая преподает в белградской школе, не пропускает возможности потрудиться и здесь, в Косово и Метохии. Сравнивает детей из столицы и местных ребят:
– Здесь дети больше помогают друг другу, они добрее: обязательно поделятся едой, уступят место, помогут младшему. Например, плетем мы браслеты – так они всегда сделают не один, а два-три – для брата или соседей. Очень внимательны и пытливы: ориентируются в пространстве просто потрясающе, подмечают всякую мелочь. А вот с математикой или с родным сербским им нужно подтянуть знания – чувствуются пробелы.
Для учителя Ивана дети – это «живой букет, за которым садовник должен ухаживать с любовью, ожидая и надеясь увидеть его дивную красоту». Моторика, по словам педагога, тесно связана с интеллектом, и его занятия не оставляют равнодушными никого.
Дети – это «живой букет, за которым садовник должен ухаживать с любовью, ожидая и надеясь увидеть его дивную красоту»
Соревнования – это всегда радостный восторг. Но у учителя задача посерьезней: научить не только побеждать в состязании, что, конечно, приятно, но и проигрывать с достоинством. И, кроме того, – уметь встать после поражения, и не винить в нем других, не надувать в обиде губки, а продолжать бороться. Очень христианское умение, не находите? Его супруга Мая утверждает, что главный вызов для учителя – «надеть обувь учеников и так вот походить подольше» – через призму математики, геометрии, загадок, символов, ребусов. Интересно бывает примерить детские ботинки – всегда найдешь что-то новое.
Богдан, учитель из Липляна, взял с собой в качестве поощрения лучших учеников – «самая крутая награда», по их словам. Марина, учитель из села Могила, взяла в Летний лагерь весь свой небольшой класс, чтобы подготовить ребят к новому учебному году. Две сестренки – Милица и Бояна из Братиловца – увидели, что не только их семья – многодетная (пятеро детей), но бывают и побольше, чему порадовались. Ната, Славолюб и Тамара – политологи и преподаватель сербского языка и литературы – посвятили свой отпуск Летней школе и приехали, «чтобы в меру сил помочь детям и найти себя» – так и сказали.
Снежа – главная на кухне. Прекрасно знает, что есть такие ребята, которые, несмотря на голод, постесняются попросить добавки. Разговор у нее короткий: «Лучше пусть останется, чем не хватит!» Похоже, многие ребята, несмотря на занятия спортом, приедут домой, хорошо поправившись. Но никто не в обиде. Здесь понимаешь, что в дивной Шар-Планине, в этих горах, рядом с тобой находятся все добрые люди, которые помогли в этот раз провести нашу Летнюю школу. Видишь воочию их помощь, чувствуешь их молитвы – ведь главное, по словам Экзюпери, увидишь только сердцем.
В чем мы видим задачи нашей Летней школы? Они не только образовательные, социальные, психо-физические, воспитательные и прочие. Конечно, очень важно, например, хоть на какое-то время избавить детей от диктата компьютера или телефона (увы, он присутствует и у нас). Летняя школа – далеко не только и не столько «наполнение свободного времени»: мы пытаемся, и небезуспешно, показать ребятам, да и самим себе тоже, что радость познания, вечные ценности – гораздо важнее сиюминутных преходящих, трескучих, суетливых новостей. И, смеем надеяться, навыки, которые ребята приобретают в нашей Летней школе – навыки стремления к вечному и доброму – останутся с ними и с нами не на один учебный год, а навсегда.
Эти дети из сел Косово и Метохии, превращенных в гетто для православных, сидят у костра в горах, смотрят на небо и рассказывают нам, старшим, на что похожи облака. Девчушка сочинила целый рассказ о коне, что несет на себе свет по темному-темному лесу, по ее родине. Говорит:
– А я сяду на этого коня и никогда с него не слезу – вот тогда свет будет и у меня в доме.
Наши руководители Никола и Мария Васич в этот раз отсутствовали в Летней школе. По уважительной, правда, причине: у них родился Савва. Дети, как услышали о его рождении, так завопили, что до Белграда, наверное, было слышно: как же – пополнение! Поздравляем с рождением сына! Многая и благая лета Савве и родителям!
***
Вот так мы живем в Косово и Метохии. Смеемся и плачем – все вместе. Но и верим, что солнце, этот апельсин на небе, обязательно поделится своим чистым соком, который освежит и придаст сил не только телу, но и сердцу. Этого небесного глотка вполне хватит, чтобы жизнь продолжалась. Босые ноги в речке Бистрице. Радостный смех среди скал. Загадочные картины в облаках. И храбрый всадник, несущий свет в наши села. Свет нам очень нужен, поверьте.