Сейчас, в тревожное, злобное время, когда одной из главных тем наших запальчивых, перебивающих друг друга бесед стало «Мы теряем Россию», я не могу не вспомнить беседу с моим кумом из Косово и Метохии Драганом Николичем ровно на ту же самую тему, только в отношении его родной Сербии. Мне тогда казалось, что уж кто-кто, а Россия точно справится со всеми искушениями времени, это бедным сербам не удалось: слабенькие какие-то, не чета нам, всем из себя православным, воинам света. Драган, к его чести, не переходил на личности – он говорил только о собственном народе, о том поведении, из-за которого сербы вновь потеряли родную землю. Причем земля, земное отечество, по его словам, – это еще полбеды. Настоящая беда настает тогда, когда народ забывает об отечестве Небесном. Все остальные ужасы, трагедии и печали – только результат нашей забывчивости, причем забывчивости преступной, предательской по отношению к Христу.
Настоящая беда настает тогда, когда народ забывает об отечестве Небесном
Спрашиваю:
– Кум, хотел бы ты, чтобы Бог устроил молниеносное чудо по освобождению Косово и Метохии от всех врагов и оккупантов, как по мановению волшебной палочки?
Кум задумался. Вздохнул:
– Я напомню слова нашего почитаемого старца Феоктиста (Балшича) из монастыря Студеница:
«Подлинную действительность, то есть истину, может увидеть только тот, кто смотрит на окружающий мир глазами Священного Писания».
Это утверждение полностью относится и к пониманию того, что произошло, происходит и будет происходить с Косово и Метохией, как, впрочем, и со всем миром (здесь Драган внимательно посмотрел на меня). Да, можно говорить о святой земле Косово, о Святой Руси, но если мы говорим о них не из библейской перспективы, а походя, прикрывая этими святыми понятиями какие-то свои – этнические, экономические, политические – пристрастия, взгляды, «хотелки», то все наши рассуждения будут обиженным сотрясением воздуха. Кимвал звенящий – слыхал? Вот оно и будет.
Пока мы пустозвоним, гремим своими кимвалами, этим звоном распугиваем тихие искренние молитвы, рассчитывать на хорошую жизнь мы не можем. Ну, вспомни, во что превращалась Земля обетованная, которую Бог дал евреям, как только они нарушали Его заповеди, – весь, считай, Ветхий Завет кричит об этом. Рабство, грабеж, убийства, осквернения, изгнание – это абсолютно естественный результат противоестественного поведения как отдельного человека, так и целых народов.
– И сербов, получается, тоже?
– А как же: вся наша история полна отступничества и его последствиями. Сколько раз нас захватывали, продавали в рабство, делали янычарами, рушили святыни, выгоняли – мы хоть чему-нибудь научились, хоть в чем-то покаялись? Вот и сегодня я думаю: Косово и Метохия вновь в руках чужаков – в чем здесь урок для нас, называющих себя христианами? В чем здесь, скажи мне, Божественный урок?
Да, конечно, многие со мной не согласятся, снисходительно скажут что-нибудь про «блаженненького», много расскажут о «вызовах геополитики», «пороховой бочке Европы», про «нужно смотреть шире и глубже», про «не все так просто».
– И что ты ответишь?
Прекратите стесняться Христа и стыдливо улыбаться, когда слышите Его Имя
– Я отвечу: посмотрите на святого Савву, на святых сербских правителей, на всех наших святых и перестаньте стесняться Христа. Да, именно так: прекратите стесняться Христа и стыдливо улыбаться, когда слышите Его Имя. Вот когда это прекратится, тогда и можно рассчитывать на улучшение мирских дел. Если кто-то или что-то занимает место Бога в жизни страны, человека, пиши пропало.
– Сербам ведь тоже здорово досталось во времена «построения коммунизма» – может, причина и в этом?
– Так кто «строил коммунизм»-то? Не сами ли? Я могу живописать, что творил сербский народ сам с собой во время коммунизма, с каким диким восторгом мы либо уничтожали свою веру (убивали священников, простых христиан, рушили храмы, превращали их в склады), либо, чуть позже, пытались превратить Православие в культурную программу этнографического музея. Как не позволяли православным жить на их собственной земле, заполоняя ее пришельцами-чужаками, откровенно презирающими нас. Как из всегда многодетных, даже во времена турецкого ига, наши семьи превратились в позорно малые («Зачем плодить нищету?», «Надо пожить для себя!») – это все итоги недавнего прошлого. Но углубляться, копаться в этом я не буду – и так всё видно.
Поэтому то, что творится сегодня с нами, я воспринимаю как закономерность нашего отступничества от Христа. Злиться на врагов? На албанцев-натовцев-вавилонян-персов-римлян и всё такое прочее? Ну, могу злиться. А смысл? Не умнее ли злиться на себя, на собственные грехи? Вот в чем дело-то. Так что избавиться от внешних врагов мы сможем лишь тогда, когда избавимся от врага внутреннего – от греха в себе самом. А уж дальше – как Бог даст. Не мое это дело – советовать Богу, Ему все равно виднее.
***
Драган, конечно, дипломат: ни слова критики не сказал про мой народ, мою страну. К тому же знаю, что он без России себе жизни не представляет. Но вот какое дело: говорит-то он о своем народе, своей стране, а я понимаю, что каждое его слово напрямую относится к нашим русским реалиям. Многие ли из нас видят именно в покаянии, в изменении собственного сердца главное условие исправления жизни страны, или мы предпочтем кимвалы, салюты, торжественные речи, призывы? Будем дальше стесняться Христа или все-таки вспомним себя?