На пути из Приштины в Призрен, если ехать через Урошевац, лежит среди гор одно из древних и наиболее крупных сербских сел в округе – Брезовица. Поднимешься отсюда в гору – найдешь остатки старого туристического горнолыжного центра, славившегося на всю Югославию. Заброшенные, обшарпанные здания гостиниц и ресторанов, игровых площадок, закрытые магазины, ржавые канатные дороги и фуникулеры, покинутые дома с провалившейся крышей – тяжкое, горькое чувство оставленности, ненужности. Поднимаешься чуть выше, смотришь на новые, с иголочки, виллы чужаков, считающих эту землю своей. Но чувствуешь: здесь, в горах, правят не сила и богатство, а добрый мир с природой и подчинение ее законам, ее красоте. Вот почему сербы, живущие в небольшом мирке нескольких горных сел, окруженных венцом своей горной королевы, как они называют Шар-Планину, совершенно справедливо считают себя ее подлинными хозяевами: они знают свою землю, умеют ценить ее вечную красоту.
Среди этих «сербских горцев» живет Бобан Стоянович, молодой географ, тренер по лыжному спорту и проводник по бескрайним красотам Шар-Планины. Он убежден: красота и спокойствие жизни зависит от того, живет ли человек в согласии с Богом и Его дивным творением, умеет ли он разглядеть эту красоту, благодарит ли за нее Создателя. В этом случае, по его словам, человек обладает свободой и независимостью от всевозможных сиюминутных капризов политики или преходящих новых кризисов, потрясающих общество. Поэтому Бобан предпочитает не вздыхать, не гневаться, не грозить кулаком Небу, не жаловаться на жизнь. Всё просто, – говорит:
– Для начала нам нужно заняться самими собой. Разобраться с собственными сердцем, домом, селом, где живешь, мыслями, а не сыпать проклятиями. Доброе спокойствие и любовь к своей земле – вот что требуется, на мой взгляд, для хорошей жизни. Мне кажется, мои взгляды разделяют многие люди, что не может не радовать. Земля, Божие творение, умеет ценить любовь и обязательно ответит, когда придет время.
Земля, Божие творение, умеет ценить любовь и обязательно ответит, когда придет время
За неполных 10 лет своих путешествий по родным горам он смог при помощи социальных сетей познакомить с ними, а также со своим псом Максом и селом Брезовицей тысячи любителей природы со всей Сербии и окрестностей. Зимой в селе толпы туристов: кто постарше, приезжают покататься на лыжах по таинственным склонам и лесам, а дети осваивают азы лыжного спорта в школе, устроенной Бобаном.
Дом, построенный своими руками – Больше всего приезжает гостей из центральной Сербии, но есть и из Черногории. Всё наши, сербы. Мне нравится, что гостей много. Всегда кто-нибудь есть в моей горной хижине. Ну как, хижине – бревенчатый дом, что-то вроде шале. Мы его сами с друзьями построили, своими руками, пару лет назад. Хотели, чтобы всё было выдержано в старом добром сербском стиле, – получилось. Руки-то откуда надо растут. Гостиная с камином, небольшая кухня, спальня, полати – мы взяли у родственников старые фотографии, по ним все и соорудили. А для украшения собрали по соседям старые ковры, фонари, посуду, сундуки – здорово получилось.
Помимо всего прочего, Бобан занимается фотографией и устраивает походы в горы. Люди радуются: наконец-то есть возможность избавиться от городской суеты и шума и с головой (и сердцем!) погрузиться в добрую сказку, которая на самом-то деле вполне себе реальна – стоит только присмотреться. Окунуться в дивный мир природы, прийти в себя, успокоиться – как много это значит для современного человека. Есть у Бобана и замечательные фотоработы, задумывается о выставке.
– Шар-Планина – один из красивейших и богатых горных массивов Европы. Здесь больше 2000 видов растений, животный мир огромен и разнообразен, а наши водопады, ручьи, горные речки – что нужно еще для счастья, а?
Так что же делает эти горы какими-то особенными, что заставило молодого человека посвятить им всю жизнь? Бобан говорит:
– Душа. Кто приезжает, тот всегда почувствует душу, сердце этих гор. Увидит людей местных, поговорит с ними, посмеется, помолится – ну, как тут можно остаться равнодушным? Узнает вековую историю этих мест с ее взлетами и падениями, горем и счастьем… Не рай, конечно, но хоть немного напоминает. Так что бороться нужно, а не отчаиваться.
Здесь нет дорожек для туристов, нет парков, особых «туристических зон». Бобан этому рад: пусть природа останется нетронутой
Здесь нет специально обустроенных дорожек для туристов, нет парков, особых «туристических зон». Бобан этому даже рад: пусть природа останется нетронутой, не нужны здесь «туристические дестинации» с «заточенными на туризм» грязными городами.
– Лучше так, лучше живая красота, иначе исчезнет ее неповторимость – примеров много. Вот, сейчас понастроили ГЭС, 9 штук. Мы протестовали, просили защитить горы. Протестовали, кстати, и местные албанцы, наши соседи, все местные. Но протестами мало чего добьешься: построили свои ГЭС. Сейчас только надеемся, что природа не ответит так, как может, если ее законы нарушаются. А ответить она может серьезно. Впрочем, кого винить, как не человека, посчитавшего себя умнее и живущего ради сиюминутной выгоды…
Жизнь в горах, суровая, со своими законами и особенностями, обязывает людей к миру, уважению друг к другу
Общая борьба за чистоту родных гор объединяет сербов и местных албанцев. В Брезовице, кстати, не было столкновений на почве национализма – жили и продолжают жить мирно. Жизнь в горах, суровая, со своими законами и особенностями, обязывает людей к миру, уважению друг к другу. Поэтому никто здесь не удивляется, когда серб помогает соседу-албанцу или албанец выручает серба, это здесь естественно. Как, в принципе, это должно быть, наверное, везде. Но постоянно слышен шум вертолетов «миротворцев». Шум оглушающий, наглый, нахальный. У этих «миротворцев» свои границы, свои законы, не имеющие ничего общего с законами природными. Уставший от шума народ живет красотой своих гор, не признавая чуждые границы, благодарит тех, кто знает и соблюдает границы здравого смысла.
Гости Шар-Планины. Мария Васич с дочкой Надеждой
– Вообще-то не надо бы вас одних отпускать в горы, но уж раз вы так уверены… Впрочем, смотрю, подготовка у вас неплохая. Ладно, идите, но поосторожнее. Увидите много: ледниковые озера, келлию преподобного Петра Коришского, вершины гор… Дорога везде идет через лес, но не всегда проезжая. Пешком и то с трудом. За 8–9 часов обернетесь. Поверьте, того стоит: впечатления незабываемые. По пути могут встретиться медведи, волки, рысь, серна… И каждый раз спрашивают, не боюсь ли я таких встреч. Нет, не боюсь. При первых встречах волновался, было дело, а потом ничего – привык. Главное правило здесь: природа сторонится человека. Не трогай меня – я тебя не трону. Но человек стал чужим для природы (вот оно, одно из последствий грехопадения), потому и боится все время. Боится тени собственной, вот до чего дошло. Но все зависит от человека: если сердце у него доброе, то и природа к нему потянется. Бывали случаи – спросите у преподобных.