Гости обители Драганац Утром в понедельник после литургии в монастыре тихо. Пение в перерывах между службами продолжают птицы – помогают уставшим людям. Окруженный лесом, Драганац и в самом деле похож на большое теплое гнездо. Гнездо, куда возвращаются птицы и люди – особенно молодые сербы, которые все чаще приезжают в обитель издалека или из близлежащих оставшихся сербских сел. Мы поговорили с отцом Христофором о том, что значит Драганац для людей, почему его так любят православные Косово, для всех ли обитель имеет одинаковое значение или для каждого – свое.
– Святыню чувствуют все, я вижу. Но каждый по-своему, конечно. Те, кто приезжает издалека, наверное, более открыты, сразу отмечают какие-то отличия. Так всегда: если человек в новом для себя месте, он более наблюдателен, быстрее скажет о своих чувствах. Каждое такое откровение для меня лично – еще одно свидетельство о добром чуде, которое невозможно объяснить нашим земным языком. Ни объяснить невозможно, ни понять – только радоваться. Да, конечно, обитель придерживается правил традиционного монастырского гостеприимства – каждому гостю здесь рады, каждого приветят и накормят, поговорят и помолятся – это здесь испокон веку. Но есть и то, что не объяснишь только добрым отношением к людям. Молодежь из окрестных сербских сел – тоже добрая тайна. Приходят или приезжают в Драганац постоянно, деловито помогают в самых разных работах, больше молчат, чем разговаривают, десять раз подумают, перед тем как сказать что-то, – так воспитаны. Из разных сел приезжают: Шилово, Кусце, Коретиште, Прилужья, Пасьяне…Но приезжают как-то по-домашнему, с заботой о родном монастыре, и эта забота для них естественна. Поэтому внешнего восторга в них вы не увидите – есть радость тихой, спокойной работы для своей святыни.
В Сербии храмы полны молодежи. Люди ищут смысл
– Довольно странно: в наше полное издевательской «критики» всего и вся время наши храмы полны молодежи, и все больше молодых паломников приезжают именно в Косово. Как это можно объяснить? Что ищет молодежь?
– Да вообще в Сербии храмы полны молодежи. И – да, вы правы: все больше приезжают в Косово и Метохию. Люди ищут смысл. А какой сербу смысл без Косово? Так и со мной было в свое время: вроде бы никаких родственников здесь нет, а чувствую, что это мое, родное. В этом смысле Косово и Метохия – что-то совершенно надмирное, необъяснимое, здесь дух благого неповиновения, соблюдения завета, живое ощущение того, что есть нечто гораздо большее, более важное, чем мы, может быть, привыкли думать. То, что выше нас, но то, без чего мы не можем чувствовать себя людьми: святой царь Лазарь, Милош Обилич, Милан Топлица, косовская девушка, святой король Стефан Дечанский, Грачаница, святой король Милютин. Каким-то образом Косово зовет к себе нас, людей XXI века, потерявшихся в хаосе суетливого и злобного мира. Косово помогает нам прорваться сквозь этот злобный хаос, помогает увидеть источник подлинного света. Почувствовав его, ты начнешь понимать, что вернулся – к себе. Все остальное, что может предложить (и настойчиво предлагает) нам современный мир, источает смерть. Все настолько вторично, все эти социальные прогрессы, проекты, «как бы духовность», «борьба за права и равноправие», вся эта сиюминутность, возводимая в культ, не дает и никогда не даст ответа на главный вопрос, за которым мы идем в церковь: «Зачем я живу?» Поняв это, ты по-настоящему услышишь весть Церкви о Христе, о невиданном и неслыханном в истории – приходе Бога в мир ради нашего спасения. О распятом Боге, об Истине – что Воскресения не бывает без смерти, что радости не бывает без Голгофы. Это парадокс, но в глубине сердца мы все чувствуем его правоту. И когда мы узнаем Церковь, когда мы идем в храм, то понимаем, что нашли то, что искали, даже, может быть, не умея еще четко сформулировать вопроса. Потому что человек – сложное существо: если бы он мог объяснить себе, что ищет, то пошел бы в первый магазин и купил что надо. Только, оказывается, нет у нас таких магазинов. И слава Богу, что нет.
– В чем «секрет» обители Драганац? Где монастырский «ключ» к сердцу человека?
Воскресения не бывает без смерти, радости не бывает без Голгофы
– Я уже говорил о для самого себя непонятных добрых чудесах, которые никак не объяснишь, да, может быть, их и не нужно объяснять. Думаю, это действие благодати Божией, а объяснять «механизм ее действия» – несколько самоуверенное занятие. Скажем так: Драганац – это «обычное» чудо Божие. Да: маленький, скромный монастырь где-то в лесах и холмах Косовского Поморавья – это Божие чудо. С другой стороны, не забудем и о том, что человек тоже должен что-то делать. Я говорил о привычном для наших обителей гостеприимстве, умении и желании встречать и утешать людей, помогать им. Как говорил святитель Николай Сербский, «если сербы и научились чему-нибудь у Христа, то гостеприимству». Вероятно, это действительно так. Мы, собравшиеся в Драганце, негодные монахи, никак не можем служить примером духовной жизни, мы не святые старцы, не преподобные, которыми славится наша Церковь. Мы не великие молитвенники – как говорят русские, «от моей молитвы куры дохнут». Но при всем при этом у нас, мне кажется, есть возможность порадовать, утешить человека: люди видят нашу радость оттого, что нас Господь привел жить и молиться именно сюда, в Косово и Метохию. Такая жизнь действительно меняет душу ко благу. Люди видят эту нашу радость, радуются и сами. Это много значит. Много значат и совместные работы. Не грандиозные проекты, а попроще: скажем, собрать орехи, почистить лук, подмести в монастырском дворе… Великое в малом: с какой радостью люди говорят о монастыре, когда вспоминают, что здесь все вместе сделали то-то и то-то. «Как мы лук чистили, помнишь – ревели всей обителью! Если бы о грехах так ревели!» – «А как на ферму ходили, помнишь?» – «Поехали опять в Драганац?» – «Спрашиваешь!» Когда все вместе трудятся, исчезают страхи, чаще всего иррациональные – перед работой, перед жизнью. Человеческая природа интересная: наше – то, что мы даем другим. В монастыре это особенно заметно.
Братия монастыря Драганац – Через несколько дней наступает Великий пост. Как преодолеть те тревоги, что «торчат» из всех новостей, как быть мирным в наше немирное время?
– Мир должен быть в сердце, независимо от всего внешнего. Мы должны искать этот мир, жаждать его. Часто люди говорили мне: ты ушел в монастырь, и там тебе тихо и спокойно… Честно говоря, что касается внешней тишины и покоя, мне было намного тише и спокойнее, когда я еще жил в миру. А жил я довольно комфортно, имел дело с гораздо меньшим количеством людей, сам выбирал, с кем встречаться, чем заниматься, – сплошное удовольствие, уютненькое, по мирским меркам, местечко. Но такой уютненький мир (я называю его внешним) – не то, что должно быть нашей целью. Мир в миру и покой в монастыре – разные вещи. Я почувствовал настоящий покой здесь, в Драганаце, потому что именно здесь я нашел смысл своего существования. В монастыре хватает своих испытаний и искушений: мы разные люди, у каждого своя биография, свои мысли, идеи, недостатки, послушания, разные люди приходят постоянно. Сколько раз я хотел бросить все и уйти, но чувствовал, сердце говорило, что это неправильно, что нет Божиего благословения, нельзя роптать. Потом понял, что, несмотря на все искушения, настоящий мир, покой – здесь. Мой совет может быть таким: человек должен бороться за мир в себе. Есть книга «Отец Арсений», я часто ее читаю, вспоминаю рассказы оттуда. Русский священник-страстотерпец, который был в заключении в большевистском ГУЛАГе, испытал ужасы советского безбожия. Но какой мир был в его сердце, как этот мир спасал его самого и окружавших его людей! Думаю, когда человек читает эту книгу, он убеждается, что мир в сердце – это вопрос личного выбора, личной приверженности Христу. Роптать, проклинать или бороться за мир в своем сердце – вот где выбор. Без страданий, лишающих нас комфорта, не получится. Деяния апостолов говорят, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14: 22). Никто нам на этой земле не обещал никакого «комфорта», благополучия, о которых бы звонко трещали телевизоры, – все ровно наоборот. Все изобилует как раз горем, страданиями, войнами, и кто знает, сколько их будет! – мы этого не можем видеть, и хорошо, что не можем. Но что мы можем видеть – это Христа перед нами. И если мы будем держаться за Него, то будем спасены уже здесь, на земле. Не когда-нибудь, когда уйдем, но уже здесь – Святым Причащением, исповедью… Держитесь Христа, пожалуйста.
Роптать, проклинать или бороться за мир в своем сердце – вот где выбор
Могу привести совсем недавний, из времен пандемии, пример такого следования Христу вопреки всему. Бабушка Стоянка из села Горне Кусце, наша постоянная прихожанка, пешком (!) шла через холмы и леса в Драганац, обходя полицейские кордоны, чтобы принести в обитель свежий салат. А это примерно 10 километров. Пришла, положила салат, помолилась у храма и пошла. На обратном пути, как мы потом выяснили, она еще вскопала грядки на нашем участке. Просто так, в одиночку. Никому слова не сказала – пришла, помолилась и сделала. Разве это не подвиг? Вот у кого нам нужно учиться верности Христу, я считаю. Такие наши бабушки.
Впрочем, не только бабушки и дедушки: ваша благотворительная организация «Косовское Поморавье» – тоже очень добрый пример сохранения или воспитания в себе любви к ближнему. Молодые люди, для которых деятельная любовь важнее карьеры, бесплодных мечтаний, – мне кажется, будущее Сербии. В этом и есть красота нашей страны. У нас есть с кем и о ком молиться, с кем славить распятого, но воскресшего Христа. С наступающим Великим постом!