9 сентября (27 августа по старому стилю) – день памяти праведного Иоанна Домовского, пресвитера Ростовского, которому митрополит Вениамин (Федченков) посвятил отдельную главу своей книги «Записки епископа» – отрывки из нее мы предлагаем вниманию читателей.
В 2025-м году протоиерея Иоанна Домовского причислили к лику святых, обрели его мощи, и совсем недавно, 6 сентября 2025 года, мощи праведника были перенесены в Свято-Александровское подворье, а 7 сентября состоялось его торжественное прославление.
Предисловие
Пять почти лет прожил я в Ростове-на-Дону... И с первого же дня узнали мы, что здесь глубоко чтут местного угодника, протоиерея Иоанна Домовского. Поэтому в самом начале жизни своей здесь я посетил его могилу на так называемом Армянском кладбище и отслужил панихиду по нем. И потом, все 5 лет, приходилось слышать об этом имени; почти нет православного человека, который бы не знал его, и мало кто не посещал его могилку. А есть и живые современники, сомолитвенники его. Жива еще и дочь его, глубокая старушка, ведь он умер совсем недавно, в 1930-м году, 24 февраля, то есть 25 лет тому назад. Но жил долго, до 89 года.
И теперь, отъезжая (7 декабря) в Саратовскую епархию, по распоряжению Патриарха, хочу написать хоть краткие заметки о нем, как бы в благословение своему отъезду... Мне даже думалось, что оттого и задерживается мой отъезд из Ростовской епархии, что я не сделал еще за все эти 5 лет какого-то нужного дела... И лишь в последние дни я стал собирать материалы о покойном угоднике. Еще не все они собрались, жду от одного собирателя (отца протоиерея Романовского, благочинного Севастопольского) собранные уже им материалы. Вероятно, будут и другие. Пусть они увеличат эти небольшие заметки. Но я исполню свой долг пред ним и стяжу благословение от него.
Буду писать не в системе, а отдельно – от разных лиц, как они записали, а будущий продолжатель допишет еще и систематизирует житие его. Дай Бог!
<...>
Воспоминания об отце Иоанне Домовском
воспитанницы о. Иоанна, которая и написала мне эти воспоминания
– Отца Иоанна знают не только в Ростове, но и далеко за пределами его. В дни тяжелых жизненных испытаний, в 1920-м году, меня девочкой привели к отцу Иоанну. Рассказала я ему свое горе. И так как я была круглая сирота, отец Иоанн и его дочь, Варвара Ивановна, оставили меня у себя на постоянное жительство. С этого года я и знаю отца Иоанна. В его келлии совершались ежедневные молебны. Большое стечение народа присутствовало на молебнах. В келлии отца Иоанна находится образ Богоматери – копия чудотворной иконы изображения Казанской Божией Матери[1], а называют ее «Нечаянная Радость», потому что сама эта чудотворная икона, по преданию, явилась так.
Отец Иоанн служил настоятелем в Александро-Невской церкви в Нахичевани; храм был маленький, по тому времени. И вот, в этот храм полицейский приносит дощечку, на ней еле видно было изображение Божией Матери, одна только сторона лика, а Богомладенца – совсем не видно. И полицейский говорит:
– Отец Иоанн! Вот, я эту дощечку взял у одной женщины в Нахичевани, там собираются люди и молятся на нее, как на икону. Так, батюшка, возьмите ее к себе в церковь.
Отец Иоанн взял дощечку и положил ее за окно в алтаре. И забыл о ней. Проходит некоторое время, привозят бесноватую женщину: руки у нее связаны, она была буйная. И просят отца Иоанна «отслужить молебен той иконе, которую вам принес полицейский». Отец Иоанн смутился. И тогда вспомнил о той дощечке, которую он положил за окно, взял ее; она была вся в пыли, он ее вытер и вынес на середину храма.
И когда служили молебен, то бесноватая билась, корчилась, кричала. А когда кончили молебен, отец Иоанн сказал:
– Развяжите ей руки!
Но привезшие ее сказали:
– Батюшка! Она всех перебьет!
Отец Иоанн сам стал развязывать ей руки. И женщина начала молиться, чувствуя себя совершенно здоровой.
Это чудо сильно подействовало и на отца Иоанна, и на всех присутствующих, – все видели это чудо от иконы, пред которой служили молебен. С того дня ежедневно приходили и приезжали из области больные и получали исцеления.
И что же? Духовенство и люди замечать стали, как икона обновлялась: лик Богоматери весь стал виден, и постепенно появился лик Богомладенца. Наблюдал за этим художник Черепахин. Он сам был удивлен таким явлением. И молился перед этим образом. Эта икона и сейчас (писано 2 декабря 1955 г.) находится у одной вдовы Зе–ой (адрес указывается)... Копия с этой иконы находится в келлии отца Иоанна (указывается квартира).
Вот с этого времени, как появилась эта икона, храм стали расширять, и он уже стал собором.
Приходили к нему не только русские, но и армяне, евреи
В годы междоусобной войны все больше и больше притекал народ в церковь и в келлию отца Иоанна. Приходили к нему не только русские, но и армяне, евреи. Был такой случай. По окончании молебна, который совершался ежедневно в келлии отца Иоанна, женщина со слезами пала на колени перед отцом Иоанном и говорит:
– Простите меня! По вашей молитве выздоровел мой ребенок: долго он болел младенческим (так называют припадки в детстве.), я тайно от вас брала ваше освященное масло и освященную воду и все так делала, как вы учили людей, которые к вам приходили больные. Но ведь я – еврейка!
Отец Иоанн сказал ей:
– Вера твоя в силу Всемогущего Бога исцелила твоего ребенка. Молись и не забывай Бога!
Очень многие получали исцеление от иконы Божией Матери, приходили люди и благодарили за милость, полученную ими от иконы Богоматери.
Часто отца Иоанна просили на дом с копией иконы Божией Матери, которая в его келлии, отслужить молебен. Разные были скорби у людей, ссоры супругов до развода, но по молитве отца Иоанна все проходило благополучно.
Одна женщина приехала со своей больной дочерью, которая вышла замуж и через месяц заболела: отнялся язык и что-то с головой случилось. Проболела год, и муж хотел ее бросить. Она просила помолиться пред чудотворным образом о ее несчастии. И что же? Великое чудо! Три дня она служила молебен. И ночью слышим стук в нашу дверь.
Конечно, мы не открываем, говорим: «Разве ночью можно беспокоить батюшку?!»
Но они, мать и дочь, не отступая, плачут, говорят:
– У нас чудо – я уже говорю, и голова у меня совершенно здорова, пустите меня в келлию – поблагодарить Бога за такое чудо!
Доложили отцу Иоанну, и он велел впустить их. И был благодарственный молебен ночью, в 3 часа.
Это чудо помнят многие. Ибо эта женщина долго жила в Ростове. И муж ее приехал – уже не для того, чтобы разойтись с женой, но даже просил батюшку, чтобы он их благословил в Ростове жить.
Много было и других чудес.
Подвиги отца Иоанна были такие: особое смирение; он всегда вносил мир в духовенство; поучительно было особенное его благоговейное отношение к святыне
Подвиги отца Иоанна были такие: особое смирение; он всех любил – от начальства до самых малых, служащих в храме; всегда вносил мир в духовенство; поучительно было особенное его благоговейное отношение к святыне: как к службе, и в обращении с иконой, крестом. Когда он берет икону, то у молящихся является такое благоговейное чувство, что невольно со слезами подходили и целовали икону «Нечаянная Радость».
Отец Иоанн был ключарем у 14 архиереев, законоучителем в гимназиях в городе Ростове, регентом архиерейского хора, хорошо играл на скрипке, сочинял церковные песнопения; по рассказу знавших его раньше, отец Иоанн в преклонные свои годы хотел уйти в пустынь, но старцы не благословили его, говорили: «Тебе надо быть в Ростове – утешать и молиться о людях».
Также, когда был в Ростове отец Иоанн Кронштадтский, говорил приходящим к нему людям: «Вы и у себя имеете молитвенника, отца Иоанна Домовского!» (по другой версии, он так говорил: «Что вы едете к малой свече, когда у вас горит целое пламя?»). И так до самой смерти отец Иоанн молился с народом в своей келлии.
Все это, что я знала, вкратце описала. Прошу не осудить меня за неграмотность. И прошу святых молитв за рабов Божиих: Анну, Симеона и болящую дочь Любовь.
2 декабря 1955 г.
Воспоминания священника
– В Бозе почивающего протоиерея Иоанна Домовского, бывшего настоятеля Александро-Невского собора города Нахичевани, ныне Ростова-на-Дону[2], я знал с 1900 года, с момента моего поступления в алтарь вышеназванного собора; в должности прислужника алтаря и канонарха я состоял при протоиерее отце Иоанне Домовском в течение 11 лет.
За этот период я лично испытал его доброе пастырское отношение, много он проявлял ко мне, как к сироте, участия в моей жизни, в частности, с материальной стороны. В выдающихся событиях моей жизни – брак, Крещение дочери, погребение матери и других – он лично принимал участие как добрый пастырь.
По выходе его в заштат я посещал его в келлии – на квартире, где имел духовные беседы с ним; и там же получил от него благословение в 1921-м году на принятие мною сана диакона.
Из своих впечатлений вспоминаю, что при его настоятельстве в Александро-Невском соборе чувствовалось твердое руководство жизнью; результатом этого была сплоченность причта и благолепие храма, в то время одного из величайших в Ростове.
Великою любовию пользовался он в причте, тем более – в народе, за его доступность и за внимание к совершению церковных служб, которые всегда были благолепны и торжественны.
Посещаемость собора особенно возросла с момента внесения в собор чтимой иконы «Нечаянная Радость»... Пред этой иконой отец Иоанн совершал очень часто как общие молебствия, так и «вычитывания» особых молитв с елеопомазанием от лампады, висевшей пред этой иконой, больных – как взрослых, так и младенцев, не только местных, но и прибывавших из других местностей.
При возникновении в Ростове обновленчества отец Иоанн активно выступил против него: призывал молящихся не посещать храмов, занятых обновленцами, не принимать в свои дома священников из обновленцев. Несмотря на то, что часть Александро-Невского собора была в ведении «староцерковников», он его не посещал. И еще при жизни своей дал распоряжение, чтобы по смерти его прах не проносили возле собора, что и было выполнено.
Он был похоронен в 1930-м году при бывшем Софийском храме (ныне он называется по имени св. Царицы – Александрийским; Александро-Невская церковь (новая) уничтожена, и Александро-Невский приход приписан туда; церковь расширена почти втрое; и оттуда ходят на Армянское кладбище), а впоследствии прах его был перенесен на Армянское кладбище, где он покоится и в настоящее время. Он предсказал, что прах его будет погребен два раза, что и исполнилось.
Проходя мимо дома его, всегда можно было видеть людей, сидевших на ступеньках дома и ожидавших своей очереди на прием
По уходе его в заштат он продолжал принимать посещающих и служил в келлии своей все службы; вел духовные беседы; каждому он уделял свое внимание, особенно же недужным. Проходя мимо дома его, всегда можно было видеть людей, сидевших на ступеньках дома и ожидавших своей очереди на прием.
Помощником ему в этих службах был священник Иоанн Романовский (его сын ныне благочинный в Севастополе).
Несмотря на столь значительный период после ухода отца Иоанна в вечность, любовь верующих не остыла к нему, что доказывает посещаемость его могилы (она пред храмом, направо). В течение всего года ежедневно можно видеть приходящих помолиться ему, и не только людей преклонных лет, но также юношей и девушек, стоящих пред его могилой. В особенности это наблюдается в экзаменационный период: значит, у этих лиц есть вера в то, что отец Иоанн является достойным молитвенником пред Престолом Всевышнего.
Священник В. Ш.
Чудеса отца Иоанна
(записи Р.А. Донченко)
Первый случай
«В 1929-м году я заболела острыми болями в области живота. Обратилась к известному в то время доктору Кулакову, заведовавшему в городской больнице особой клиникой. Он осмотрел меня и заявил, что мне необходимо немедленно ложиться на операцию, так как обнаружена большая киста, и ее нужно немедленно удалить.
Я, чтобы окончательно убедиться, обратилась в тот же день еще к доктору Холткову, который подтвердил диагноз доктора Кулакова. На другой день я поехала к отцу Иоанну Домовскому получить благословение ложиться на операцию. После окончания литургии в келлии отца Иоанна он предложил показать ему место, где ощущается боль.
Я в тот же момент почувствовала, что у меня нет никаких болей. И по настоящее время никаких болей не ощущаю
Осмотревши меня, он, перекрестившись, быстро и громко сказал мне:
– Да у тебя ничего не болит!
И я, действительно, в тот же момент почувствовала, что у меня нет никаких болей. И по настоящее время никаких болей не ощущаю».
Второй случай
«В 1927-м году, в летнее время, у меня заболели сильно ноги, с подагрическими и ревматическими явлениями, как то: сильными опухолями колен, отеками, а также наростами на косточках пальцев рук и ног.
Мой муж попросил знакомых, уезжающих на грязелечение, взять с собою и меня. Я поехала к отцу Иоанну попросить благословения на поездку. Было воскресение. Отец Иоанн совершал литургию, начиная точно в 9 часов, в своей келлии.
Я приехала с небольшим опозданием и, вошедши в коридор, увидела отца Иоанна, стоящего на пороге своей келлии, уже облаченного и как будто кого-то ожидающего. Увидев меня, он обратился ко мне со словами:
– А я тебя ожидаю!
Я ему говорю, что я приехала к нему только попросить благословения на поездку для лечения ног. Он, не начиная литургии, попросил показать ему больные ноги сейчас же, при всех собравшихся на литургию в келии. И, осмотревши мои сильно опухшие колени и отеки, сказал:
– Помолимся! А потом и скажем: поедем ли лечиться или нет?
Я хотела было уходить, так как знала, что меня будут ожидать те, которые собирались ехать на лечение со мною вместе. Но он предложил отстоять и помолиться на литургии, что я и сделала.
После литургии он помазал мне ноги от колен и ниже, все косточки, а также и на руках – святым елеем. И сказал:
– Приди еще два раза ко мне!
И так я на грязелечение не поехала. Отец Иоанн в течение двух недель помазал ноги еще два раза. Боли в коленях прекратились, опухоль исчезла, отеки спали; и вот, до настоящего времени я не испытываю боли в ногах, хотя опухоль на колене правой ноги имеется и сейчас».
Третий случай
«В 1930-м году, 14 февраля по старому стилю, в четверг, я, по просьбе одних знакомых, приехала вечером к отцу Иоанну часов в 6–7, с просьбой помолиться об избавлении их зятя от пьянства. Вошла к нему в келлию, а он мне и говорит:
– Хорошо, хорошо, что ты приехала сегодня, а то Бог знает, что будет завтра. И если я умру, помолись за меня!
Я испугалась этих слов, но после, придя в себя, сказала:
– Помолитесь и вы за нас, грешных!
На мои слова он сказал:
– Если Богу будет угодно удостоить меня блаженства, я всегда буду молиться за вас.
Это было 14 февраля, а 16–го, в субботу, в 12 часов дня, отец Иоанн был сильно парализован: речи нет, сознание отсутствует, – и только на четвертый день появилось сознание, но речь отсутствовала до самой смерти.
Скончался он 24 февраля, в воскресенье, в 9 часов 55 минут.
Мой муж, Р. А., всю неделю его болезни находился при больном, и тот скончался в его присутствии.
Страдавший же запоем человек с того же времени почувствовал себя освобожденным от пьянства и не пьет до настоящего времени».
Четвертый случай
«В 1931-м году весною я, помогая отгружать на пароход багаж в Мариинский женский монастырь, сильно подорвала себе внутренности, и с сильнейшими болями меня довезли до моего дома, на Крепостной переулок, и положили в постель. Испытывая сильные боли, я с мольбою обратилась к умершему в 1930-м году отцу Иоанну – помочь мне перетерпеть невыносимые боли. И я впала в дремоту. Во сне видела покойного отца Иоанна, давшего мне чашку со святой водой, и я выпила. Проснувшись, я уже не чувствовала никаких болей.
В тот час в доме у нас сидел за столом некто Гулевский Н. и разговаривал с моим мужем. Я тут же объявила им, что сию минуту я во сне видела отца Иоанна, который дал мне выпить чашку святой воды, и я, проснувшись, уже не чувствовала никаких болей, а спала я всего минут 5–10...
Мне в данное время 79-й год, и верю, что своею хорошею жизнью отец Иоанн удостоится блаженства у Всевышнего, и каждый, обращающийся к нему с верой и надеждой, всегда получит от него помощь».
28 ноября 1955 г.
Е. Г. Д.
К вопросу о личности покойного отца Иоанна Домовского
– Из числа многих циркулировавших среди верующих города Ростова и области рассказов о необыкновенных случаях, связанных с именем уважаемых всеми знавшими отца Иоанна Домовского, могу упомянуть, в частности, и следующий, слышанный мною много лет назад от людей, заслуживающих полного доверия, а именно:
В годы, когда духовенство подвергалось репрессиям, к отцу Иоанну на квартиру явился агент ЧК для его ареста и доставки в органы безопасности. Любезно встретив пришедшего, отец Иоанн почему-то более обычного пристально взглянул на него – и сказал ему торопливо:
– Спешите, спешите скорее домой... Вы там очень нужны! А я не убегу никуда.
Явившийся арестовать отца Иоанна, по всей вероятности, счел эти слова за уловку его, отказался уходить, велел ему собираться и ехать на машине куда следует.
Отец Иоанн, наскоро собравшись, поехал.
Впоследствии стало известно, что по каким-то причинам как раз в то время, когда отец Иоанн посылал агента к нему домой, его жена повесилась...
20 ноября 1955 г.
На днях, порывшись в памяти, припомнил еще случай...
Пришла к отцу Иоанну однажды одна молодая женщина за советом о предстоящем замужестве. Отец Иоанн расспросил ее, кто ее жених? Посетительница сказала, что женихов у нее два: один из них очень добивается ее руки, и она его любит; а другой тоже любит ее, но она за него не хочет идти замуж, потому что он некрасивый.
Выслушав внимательно посетительницу, отец Иоанн сказал ей, чтобы она непременно выходила за второго...
Женщина отказывалась... Однако отец Иоанн настаивал.
Впоследствии, когда женщина вышла замуж, за кого хотела сама, обнаружилось, что сама она и родившийся младенец заражены нехорошей болезнью.
28 ноября 1955 г. П. И. Б.