За подвиг исповедничества веры Христовой в период атеистических гонений и святость жизни архимандрит Софиан в 2024 году причислен к лику святых и ныне именуется Румынской Церковью преподобноисповедником Софианом Бухарестским, Анфимским. 15–16 сентября 2025 года состоялось торжество местного провозглашения его святости.
«Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней». Так начинается тропарь нынешнего праздника, совершаемого в сегодняшний вечер и в воскресенье. И действительно, братья христиане, из всех рождений, какие знает история мира, ни одно не принесло всему человечеству столько радости, сколько принесло появление на свет Пресвятой Девы Марии. С Ее рождением открывается новый горизонт для всего человечества и начинает писаться новая история – история спасения рода человеческого, или, как говорит святой Иоанн Дамаскин, «днесь спасения нашего главизна».
Ее пришествие в мир было обетовано Богом нашим праотцам в земном раю, затем возвещено пророками, и на протяжении тысяч лет все поколения, одно за другим, с любовью и трепетом чаяли Ее появления как имеющей родить Мессию, Спасителя мира. Целые поколения молились об Его воплощении от Матери Божией.
Она была избранным сосудом, в который сошел и воплотился Спаситель мира. Как известно, Святая Дева Мария – благословенный плод долгих и многослезных молитв Ее престарелых и блаженных родителей Иоакима и Анны. Оба они происходили из царского рода Давидова и жили в Назарете Галилейском. В центре Назарета и сегодня показывают место, где когда-то жила со Своими родителями Пресвятая Дева Мария. И действительно, братья христиане, в сегодняшнем Назарете стоит величественный собор Благовещения, самый крупный в этом городе. В нем несколько этажей. Спускаешься на несколько ступеней – и в середине видишь оградку, за которой до наших дней хранится домик Ее родителей Иоакима и Анны.
Целые поколения молились о воплощении Спасителя от Матери Божией
У престарелых родителей Матери Божией был еще один дом, в Иерусалиме. Там они проводили свои дни в благочестии и чистоте, в посте и доброделании, но жительство их было отмечено глубокой печалью: одни, без наследников, они тихо клонились к закату жизни. И все-таки ни старость, ни бесплодие Анны не ввергали их в отчаяние, и они не уставали молить Бога даровать им чадо. Предание, доведенное до нас святым Иоанном Дамаскиным, гласит, что они часто молились такими словами:
«Адонаи, Господи Боже Саваоф! Ты знаешь поношение безчадия, знаешь скорбь бесплодия. Если Ты милостиво призришь на смирение рабов Твоих и дашь рабам Твоим дитя, то мы принесем его в дар Тебе»[1].
И действительно, Бог услышал их смиренную молитву, и бесплодная и иссохшая ветвь древа Давидова приносит дивный плод – Младеницу Марию.
Эта Дщерь престарелых Иоакима и Анны не была подобна прочим дщерям человеческим, Она не имела равных Себе среди них, хоть многие в то время и не могли уразуметь Ее Божественного назначения в мире. Ведь Она была Женой, имевшей сокрушить главу змия, как сказано в начале Книги Бытия (Быт 3: 15), обещанной Богом первым людям; Она была Женой, украшенной венцом неизреченнейших добродетелей; Она была чудесной и благодатной Девой, возвещенной пророком Исаией, Которая, будучи Девой, родит Еммануила и пребудет Девой и Матерью, станет девственным обиталищем и Пречистой Матерью Спаса нашего Иисуса Христа.
Когда благочестивая Анна родила Сию благословенную Дщерь, их старческий дом наполнился великой радостью и светом, ибо горькой и великой была доселе их скорбь и ожидание. Имя, которое выбирают и нарекают родители своей Младенице, – одно из красивейших имен, бывших в распространении у древних евреев. Это женское имя – Мириам, Мариам или Мария, и означает оно «приятная», «прекрасная» или «Госпожа», «Владычица», Деспина, как Ее величают греки. Все эти значения имени сполна подходят Ей, поскольку дивная Младеница Мария с рождения Своего была наделена всяческими добродетелями и дарованиями телесными и душевными.
Грех не коснулся ни Ее тела, ни души, и обиталище Господа нашего Иисуса Христа пребыло чистым и телесно, и душевно
Преисполненная благодати с самого Рождества, Пресвятая Мария Дева пребыла преисполненной благодати во все время Своей земной жизни. Полнота этого Божественного дара, наполнявшего Ее существо и изливавшегося на все творение, оберегала Ее от всякого греха. Таким образом, по благодати Божией, грех не коснулся ни Ее тела, ни души, и обиталище Господа нашего Иисуса Христа пребыло чистым и телесно, и душевно.
И все же, братья христиане, Пресвятая Дева Мария родилась по естественным законам человеческого рождения, а следовательно, не была свободна от первородного греха, свободным от него был только Ее Божественный Сын. Это состояние личной святости, подчеркнутой тенью первородного греха, передавшегося через родителей, продолжается в Пресвятой Деве до Благовещения.
В мгновение Благовещения, 25 марта / 7 апреля, после того как Пресвятая Дева свободно дает согласие стать Матерью Сына Божия, – сказав Ангелу это слово: «Буди Ми по слову твоему» (Лк. 1: 38), хотя Она мужа не знала, – Она, сошествием на Нее Святого Духа, совершенно очищается от всех последствий первородного греха. С этого мгновения для Пресвятой Девы начинается новая глава: с этого дня Пречистая Дева, совершенно чистая и душой и телом, становится освященным обиталищем, в котором образуется человеческое тело Бога Слова.
Таким образом, только после того, как Пресвятая Дева соглашается стать Матерью Сына Божия, Она полностью очищается. До этого вышеестественного решения Святая Дева Мария, хоть и преисполненная благодати, все же находилась под влиянием первородного греха, как другие люди, а значит, была вольна высказаться против принятия Божественного Материнства. Вместо «да будет», как Она ответила, Она могла сказать: «Я не согласна». Но Она сказала: «Да будет», то есть безоговорочно повиновалась, хоть и была безмужней. То есть Она могла не согласиться стать Матерью Спаса миру.
Таким образом, действием Святого Духа девственное тело, пречистое и нетронутое ни единым грехом, была очищено и от первородного греха, дабы плоть, из которой родится Господь наш Иисус Христос, и кровь, которая вольет жизнь в эту Божественную плоть, не имела и следа греха, будь то первородный или личный. Только из этого незапятнанного, беспорочного тела Пресвятой Девы Марии могло родиться во плоти тело, единое с Божеством. Только это тело могло соделать миру спасение, и только это тело было достойно родить Господа нашего Иисуса Христа как человека.
Таково православное учение о рождении Матери Божией, каким его исповедали святые отцы и Святые Вселенские Соборы. В этой связи святитель Кирилл Иерусалимский в одном из поучений говорит так:
«Сей самый Дух Святый сошел на Святую Деву Марию. Ибо когда Христос Единородный должен был родиться из Пречистой Девы, сила Вышнего осенила Ее и Дух Святый, нашедший на Нее, освятил Ее, дабы возможно было Ей приять Того, чрез Которого все произошло. Рождение это было чистым и непорочным»[2].
Святой Иоанн Дамаскин, следуя тем же путем святых отцов и Вселенских Соборов, обобщает данное учение следующими словами:
«После того, как Святая Дева изъявила согласие, на Нее, по слову Господню, которое сказал Ангел, сошел Святый Дух, очищающий Ее и дарствующий Ей силу для принятия Божества Слова, а вместе и для рождения Его»[3].
То же учение мы находим и в гимнографии Благовещения. В песнопении, сложенном в виде исповедания, Сама Дева Мария произносит следующие слова:
«Душу очисти, тело освяти, церковь сотвори Мя вместительну Бога, скинию Богоукрашену, одушевлен храм наитием Пресвятаго Духа и Жизни чистую Матерь»[4].
Братья христиане, Матерь Божия, воплотив в Себе Бога действием Святого Духа, водворила в Себе Свет Божественный, став всецело другим существом, превосходящим людей и ангелов. Святитель Григорий Палама, великий православный богослов, говорит среди прочего, что:
«Потому что Бог словно восхотев представить Образ всего прекрасного и ясно показать ангелам и людям Свою силу в исполнении этого идеала, осуществив Сей Мир для видимых и невидимых существ, лучше же сказать – явив общую совокупность Божественных и человеческих благодатей (дарований) и превосходящую прекрасность, возвеличивающую и тот и другой мир, таким образом так совершил Сию воистину все-прекрасность; сочетав в Ее лице все то, чем в отдельности украсил все…
Ты явилась Божиею Матерью; соединила ум с Богом, соединила Бога с плотию; Бога соделала Сыном Человеческим, а человека – сыном Божиим…
Посредством Ее единой пришед к нам, явился на земле и жил среди людей Тот, Который до Нее был невидим для всех»[5].
Иисус Христос, Спаситель мира, Который извечно был с Отцом, но не был виден для людей, Своим воплощением от Девы Марии делается видимым для людей, для мира, нося тело человеческое, как и мы, но без греха.
«Так и в будущем непрестанном веке всякое проистечение Божественного озарения и всякое откровение Божественных таин, и всякий вид духовных даров, помимо Нее не будет иметь места ни для кого; но Она первая, прияв полнейшее исполнение Исполняющего вселенную, устанавливает для всех меру полноты, распределяя каждому по силе его, согласно соответствию и мере чистоты каждого, так чтобы Она была хранительницей и распорядительницей богатства Божества»[6].
Святитель Григорий Палама вопрошает:
«Кто возвестит величия Твоя, Дево? Ты явилась Божиею Матерью; соединила ум с Богом, соединила Бога с плотию; Бога соделала Сыном Человеческим, а человека – сыном Божиим; Ты примирила мир с Творцом мира.
Ты даровала нам и телесными глазами увидеть Невидимого, приявшего образ и вид нас, людей… Ты произвела Самое Сокровище для нас всех благ, вечный Источник от Отеческих недр неразлучно разверзающийся: сидящее выше небесных сводов Слово, Которое оттуда принесло нам живую воду и даровало нам пищу бессмертия, делающую причастников ее сынами Божиими, усыновленными не только по имени, но в общении Божия Духа Телом и Кровию Бога сроднившиеся с Богом и друг с другом»[7].
Пресвятая Дево, походатайствуй пред Сыном Твоим и Богом нашим, да утолит лютую вражду в мире
Посему молим Тя, Всеблагая Владычице, даруй всему народу Твоему эти достояния Твои из милости и сокровищницы Твоих благодатей, как Благодатная. Из сих сокровищ небесных помоги и исцели души и тела наши, недугующие страстями, озари и умири душевную жизнь каждого из нас, всецело ведающая все наши беды. Излей, Пресвятая, радость, мир и согласие в семью рода человеческого и нашего румынского народа, с глубокой древности, с незапамятных времен почитающего Тебя с великим и чистым благоговением.
Еще дерзаем молить Тебя, Пресвятая Дево: походатайствуй пред Сыном Твоим и Богом нашим, да утолит лютую вражду в мире, ибо Он – воистину источник и Владыка мира. С умилением и упованием молим Тебя обо всем этом, Пресвятая Дево и Матерь Божия, ведая, что Ты можешь нам помочь, ибо Ты можешь все, что хочешь. Аминь[8].