«Родилась Та, Которой предстояло стать Матерью Бога»

Иконописец Игорь Самолыго об иконографии Рождества Богородицы

Икону называют богословием в красках, и потому мы решили посмотреть на иконографию двунадесятых праздников вместе с теми, кто изучает ее не просто умозрительно, а опытно, во время работы. Об иконографии Рождества Пресвятой Богородицы мы поговорили с Игорем Самолыго – иконописцем, художником-монументалистом, заместителем заведующего кафедрой монументального искусства Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Рождество Богоматери. Двусторонняя икона-таблетка. Конец XV — начало XVI вв. Новгородский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Рождество Богоматери. Двусторонняя икона-таблетка. Конец XV — начало XVI вв. Новгородский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник – Давайте начнем разговор о том, что и как изображается на иконе «Рождество Богоматери», с двусторонней иконы-таблетки. Конец XV – начало XVI вв. Новгородский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник…

– Вообще, новгородские иконы-таблетки (таблетками называют небольшие двусторонние иконы, написанные на холсте) – хороший учебник для иконописцев. Они понятны с точки зрения техники, технологии и хрестоматийны с точки зрения выявления смыслов: по ним как раз очень хорошо изучать иконографию.

Что касается именно иконы-таблетки «Рождество Богородицы», здесь мы видим вполне традиционный вариант сложившейся иконографии. В центре композиции – высокое ложе и сидящая на нем праведная Анна, к которой направляются девы с опахалом и с дарами. В нижней части иконы – бытовые сцены: подготовка купания Новорожденной и Ее укачивание. Конкретно в этой иконе можно увидеть обилие красного цвета. Он держит композицию, структурирует ее, визуально создавая некую спираль, движение которой начинается от фигуры праведного Иоакима, который находится в правом верхнем углу, проходит по велуму (ткань в центре, указывающая на то, что действие разворачивается в помещении) и в итоге указует на Анну.

– В правом верхнем углу изображен святой праведный Иоаким. Обычно он изображается или таким образом, или в дверном проеме…

– В иконе часто происходит соединение разноплановых, разновременных событий. То есть несколько действий, которые разворачиваются последовательно, происходят словно одновременно. Это очень хорошо видно в иконе «Рождество Христово», где мы одновременно видим то, что происходило в разное время: и события Рождества Христова, и волхвов, и пастухов, стремящихся к Младенцу, и ангелов, славящих Его. И все эти детали в полноте проявляют смысл главного События, о котором повествует икона.

Бытовые детали подчеркивают реальность события: здесь, на земле, родилась Та, Которой предстояло стать Матерью Бога

В этой иконе так же – показ в одном пространстве разновременных событий. Вот праведная Анна на ложе, вот служанки собираются купать Богородицу, причем одна проверяет, не слишком ли холодная или горячая вода (трогательная бытовая деталь, так делали во все времена, собираясь купать младенцев), а рядом – уже Ее укачивание.

Все эти бытовые детали должны подчеркнуть реальность события, которое случилось здесь, на земле, когда родилась Та, Которой предстояло стать Матерью Бога. И этому есть свидетели – те самые, которых мы и видим на иконе. Люди встречают Богородицу, пришедшую в мир, служат Ей.

Праведный Иоаким – неотъемлемый участник происходящего, и его нельзя было не изобразить на иконе. Но, поскольку нахождение мужчины на женской половине в момент рождения ребенка было в те времена недопустимо, его и изображают так, чтобы показать его присутствие, но в отделенном пространстве: или, как в новгородской иконе-таблетке, выглядывающим из окошка в правом верхнем углу, или стоящим в дверном проеме.

– В более поздних иконах праведный Иоаким может уже находиться около праведной Анны.

– Это влияние западного искусства. Кстати, в западном искусстве художники, изображая исторических персонажей в современной им одежде и помещая их в современные интерьеры, по-своему подчеркивали то, что евангельские события происходили в нашей земной реальности, среди обычных людей. Но все-таки это совершенно другой язык.

Классический иконописный язык отбрасывает все лишнее, выявляя самое главное – духовную суть

В иконе XV века мы видим классический иконописный язык, который отбрасывает все лишнее, все неважные детали, живоподобную трактовку формы, выявляя самое главное – духовную суть.

– В иконах «Рождество Христово» и «Рождество Богородицы» – схожая иконографическая схема. А как их сразу отличить?

– Иконография Рождества Христова имеет более сложный характер – там большее количество сюжетов, объединенных вместе, более глубокие богословские параллели. А еще она ставит перед каждым человеком вопрос: ты принимаешь, веришь, что в мир пришел Спаситель, что это изменение хода истории всего человечества, событие космического масштаба?

В Рождестве Богородицы большим акцентом на бытовые моменты подчерчивается, что приход Богородицы в мир был тихим, сокровенным, смиренным. И дальнейшая жизнь Богородицы, которая нам известна из Евангелия и Церковного предания, так же показывает тишину и смирение, которые Ей были присущи.

Кстати, в иконе «Рождество Богородицы» на лике у праведной Анны видны страдание, боль и муки, иногда служанки могут поддерживать ее руки, что говорит о трудности перенесенного события. В иконе «Рождество Христово» лик Божией Матери умиротворен, спокоен, там нет ничего, связанного с теми страданиями, которые испытывает женщина во время родов. И понятно по какой причине: рождение Богородицы – это все-таки, при всей его значительности, наше, человеческое событие; а Рождество Христово – безусловное чудо, которое трудно вместить человеческим разумом.

При взгляде на дев с дарами, идущих к праведной Анне, тоже всплывают аналогии с иконографией Рождества Христова. Это прообраз волхвов, которые принесут Младенцу дары. Как и купание Младенца присутствует и в той, и в другой иконографиии.

– В более поздних иконах эти дары превращаются в трапезу, стоящую на столе…

– Если в иконе XV века мы видим более символический язык, который наглядно говорит, что люди приносят некую жертву, служение, то в иконах XVIII и XIX века мы наблюдаем, говоря современным языком, приближение к кадру в кино, когда событие перестает быть символичным и становится более фотографичным, то есть как будто увиденным в реальной жизни. Появляется слишком много деталей, в том числе характерных для повседневного быта. Видимо, для людей Средневековья в этом не было необходимости, они умели считывать главное, а потом стали утрачивать эту способность, и тогда потребовался подробный, живоподобный язык.

Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100 г., Греция Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100 г., Греция – Что иконография Рождества Богородицы помогает верующим понять про праздник?

– На свет рождается Дева, через Которую в мир придет Спаситель. То есть это – приготовление к Его приходу.

– Вы уже затронули цветовой строй икон Рождества Богородицы. Вообще, обращающий на себя внимание красный цвет в них встречается довольно часто. Например, в одеяниях праведной Анны. С чем это связано?

– Символика красного цвета очень важна в иконописи. Красный – цвет крови. И одновременно – цвет царственности, цвет Воскресения. Красным выделяется часто нечто важное, главное. Не случайно в русском языке «красный» и «красивый» исторически – синонимы. Если иконописец хотел подчеркнуть праздничность, акцентировать какой-то момент, то он нередко применял именно красный цвет. В иконе «Рождество Богородицы» действительно много красного, и он не уравновешивается, не компенсируется холодными цветами. Он – главный, на нем держится весь цветовой строй.

Фреска церкви святых Иоакима и Анны в монастыре Студеница. 1304 г., Сербия Фреска церкви святых Иоакима и Анны в монастыре Студеница. 1304 г., Сербия

– Если брать монументальные примеры композиции Рождества Богородицы, каковы их особенности?

В сербских церквях изображение Рождества Богородицы носит более литературный, нежели символический характер

– Рождество Богородицы часто любили изображать, в том числе, в сербских церквях, и это изображение носит более литературный, если можно так сказать, а не символический характер. Вспомним, например, фреску церкви святых Иоакима и Анны в монастыре Студеница (1304 г., Сербия). Но не только. Вспомним мозаику церкви Успения в Дафни (ок. 1100 г., Греция).

Прекрасная мозаика Рождества Богоматери – в главном храме монастыря Хора (1314 г., Константинополь). Она является частью большого богородичного цикла мозаик.

Рождество Богоматери. Мозаика главного храма монастыря Хора. 1314 г. Рождество Богоматери. Мозаика главного храма монастыря Хора. 1314 г.

У нас есть очень удачные студенческие копии македонских фресок, в том числе композиции «Рождество Богородицы».

Начало XVII в. Музей-заповедник «Коломенское» Начало XVII в. Музей-заповедник «Коломенское» – В некоторых вариантах иконографии в нижней части иконы изображаются птицы, фонтан. Как, например, в иконе начала XVII века из Государственного музея-заповедника «Коломенское».

– Да, дополнительные сюжеты встречаются нередко. Современному человеку может показать, что иконописец таким образом хотел более оживить композицию, внести дополнительную красоту. На самом деле, для человека средневекового это был язык символов, который раскрывал дополнительные смыслы. Таким символическим языком был, в том числе, и цвет.

Изображение птиц перед фонтаном отсылает зрителя к тексту пророчества Исаии, который читается на службе праздника:

«И процветет, и возвеселится пустыня Иорданова… и на жаждущей земле источник водный будет: там будет веселие птицам…» (Ис. 35: 1, 7).

– А вы сами писали иконы Рождества Богородицы?

– Да, в Никольском соборе Покровского монастыря в Хотьково. Большая композиция присутствует в западной части храма над хорами. Но, в отличие от иконы, с которой мы начали разговор, у нас больше холодных цветов, которые выступают на золотом фоне. Они есть и в одеянии Анны – холодный синий. Это было связано с общим колористическим решением всего храма: золото, синий и белый – определяющие цвета, красный – редкий акцент.

В Никольском соборе Покровского монастыря в Хотьково В Никольском соборе Покровского монастыря в Хотьково

Интересно, что изначально эта композиция не входила в разработанную нами программу росписи храма. Игумения Олимпиада и сестры монастыря попросили внести этот сюжет, а также сюжет «Введение Богородицы во храм». Как оказалось, сама жизнь Богородицы, события, связанные с Ней, очень глубоко переживаются в среде женского монашества. Как я уже говорил, эти композиции расположены над хорами, куда прихожане не ходят, но их хорошо видно молящимся там сестрам обители.

С Игорем Самолыго
беседовала Оксана Головко

21 сентября 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Уловление вселенной» – воссоздание гармонии мироздания «Уловление вселенной» – воссоздание гармонии мироздания
Анатолий Алешин
«Уловление вселенной» – воссоздание гармонии мироздания «Уловление вселенной» – воссоздание гармонии мироздания
Иконописец Анатолий Алешин об иконографии Пятидесятницы
Икона, изображая священные события и святых, не просто их описывает, а поет «Славу» этому Божественному миру.
Рождество Пресвятой Богородицы Рождество Пресвятой Богородицы
Православные праздники с Анной Сапрыкиной (ВИДЕО)
Рождество Пресвятой Богородицы Рождество Пресвятой Богородицы
Православные праздники с Анной Сапрыкиной (ВИДЕО)
Кандидат педагогических наук и мама семерых детей делится опытом, как встретить праздник Рождества Пресвятой Богородицы с детьми.
«Радость возвести всей вселенней» «Радость возвести всей вселенней»
Комментарий к тропарю и кондаку праздника Рождества Богородицы
«Радость возвести всей вселенней» «Радость возвести всей вселенней»
Комментарий к тропарю и кондаку праздника Рождества Богородицы (+АУДИО)
Лариса Маршева, Денис Миронюк
Рождество Пресвятой Богородицы — один из наиболее радостных праздников в числе двунадесятых. Он полон надежды и ободрения.
Комментарии
Александр22 сентября 2022, 02:40
Да, с праздником! А что за башенки на заднем плане, почему они часто такие странные, со сложным колоннами, арки, скосы какие-то? Так же сложно строить. Они с археологией согласуются? Они что-то означают?
Кира21 сентября 2022, 18:43
Спаси, Господи. С Праздником Рождества Пресвятой Богородицы!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×