Икону называют «богословием в красках», и потому мы решили посмотреть на иконографии двунадесятых праздников вместе с человеком, который изучает ее не просто умозрительно, а опытно, во время работы. Об иконографии Пятидесятницы размышляет иконописец Анатолий Алешин, преподаватель иконописного факультета Московской духовной академии, один из ведущих специалистов в области фресковой росписи. Он не раз писал иконы Пятидесятницы – Сошествия Святого Духа на апостолов, прежде всего на стене, во фресковой технике.
Мозаики Собора Святого Марка в Венеции, XII
– Иконография этого сюжета с древних времен претерпела не так много изменений, – рассказывает Анатолий Алешин. – Чаще всего в овальном триклинии (трапезном зале) изображены сидящие на скамьях апостолы, над ними – Этимасия (Престол уготованный – Престол, приготовленный к пришествию Христа на Страшный Суд), от которого на апостолов нисходят языки пламени. В нижней части композиции в арочном проеме помещены фигуры, символизирующие народы.
Как правило, икона праздника – это иллюстрация тропаря
Но все-таки есть различные изводы. Например, если Пятидесятница изображается в куполе, как, например, в соборе Сан-Марко в Венеции, апостолов показывают сидящими кругом, а народы, ждущие просвещения, которые обычно размещаются в нижней части изображения, помещены в паруса.
Престол уготованный (Этимасия) – одно из изображений Троицы в эсхатологическом понимании. Престол означает здесь Царство Бога Отца. Книга на Престоле – Евангелие – указывает на Христа, Второе Лицо Святой Троицы, а голубь, который на нее опускается, – символ Святого Духа.
А вообще, когда речь заходит об иконографии, уместно вспоминать тропарь праздника: как правило, икона праздника – иллюстрация тропаря. Тропарь:
«Благословен еси Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе».
Кирило-Белозерский монастырь. Сошествие Святого Духа. Из праздничного чина иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.
Тропарь обращен ко Христу, то есть невидимо Господь присутствует там, с апостолами. Здесь мы видим духовный посыл, как важно принять, познать Христа в Духе Святом. Не просто прочитать о Христе, послушать рассказ о Нем – для церковного сознания этого мало. Для него важны несколько аспектов единения: вера во Христа, в то, что Он – Глава Церкви, через Христа – в Отца Небесного. Еще важнейший аспект единения – в Духе Святом, недаром же говорят, что Пятидесятница – это День рождения Церкви.
Дальше следуют строчки: «теми уловлей вселенную». Во многих изводах в нижней части изображения мы видим образ темноты или старца – персонификацию Космоса, или образы земных народов. Вселенная – куда вселен человек. Получается, апостолы, с помощью Духа Святого, Который сошел на них в виде языков пламени, уловляют вселенную. Она оказывается словно внутри триклиния, в котором сидят апостолы, то есть внутри церковной полноты. «Уловление вселенной» – это воссоздание гармонии мироздания.
В церкви Успения Богоматери на Волотовом поле
– Фигура, олицетворяющая Космос, обычно держит в руках растянутое покрывало, на котором уложено 12 свитков, символизирующих апостольскую проповедь. В церкви Успения Богоматери на Волотовом поле в Новгороде в арке триклиния, в отличии от привычного изображения Космоса или народов, была помещена полуфигура девы без нимба, в руках которой – плат с изображением 12-ти апостольских свитков, перевязанных шнурками, и надпись: народы, племена и языки…
– Я бы даже сказал, что фигура ангелоподобная – нельзя точно сказать, дева это или юноша. Это, на мой взгляд, тоже персонификация, образ Вселенной, а он может быть и женского, и мужского рода. То есть, опять же, по тропарю – «теми уловлей вселенную». Главное, это не изображение конкретного человека, а именно весь космос. Персонификации (то есть изображение неких понятий – в образе людей) вообще часто встречаются в христианской иконографии, это одно из свойств изобразительного языка иконы. Вот, например, в иконографии Страшного суда есть деталь: земля отдает своих мертвецов, и изображена некая жена с гробом в руке.
В храме Успения на Волотовом поле, 1363 г.
– Встречается толкование, что этот образ из церкви Успения на Волотовом поле символизирует обновленную Церковь Христову.
– Да, я помню такие толкования. Может быть, они тоже имеют право на существование. Если вспоминать некоторые изводы иконографии Распятия (например, у Дионисия), там изображен подлетающий ангел с персонификацией обновленной Церкви, которая собирает кровь из ребра Спасителя, а другой ангел уводить прочь старую, ветхозаветную.
Но, с другой стороны, на иконе Пятидесятницы сами апостолы – они и есть обновленная Церковь.
Передача Закона. Саркофаг Юния Басса, 359 г.
– Одна из версий связывает образ Царя Космоса с раннехристианской композицией еще императорского происхождения – «Передача Закона», на которой Христос, передавая закон апостолам, попирает ногами некоего персонажа, держащего над головой простертый плат (например, на саркофаге Юния Басса, 359 г.) Этот персонаж держит плат простертым над головой. Что вы думаете про эту версию именно как практикующий иконописец?
– В иконографии Пятидесятницы плат, который держит Царь Космос перед собой, изображается со свитками – символом апостольских трудов. Почему свитки в руках Космоса, а не самих апостолов? Мне кажется, потому что речь идет о предстоящем поприще проповедования слова Божьего. Персонаж с саркофага действительно может быть прототипом Космоса, но тут точно я не могу сказать.
Сошествие Святого Духа (Евангелие Рабулы)
– В ранних примерах иконографии Пятидесятницы мы видим изображение Богородицы среди апостолов (Евангелие Рабулы, 586 г.), затем Ее перестанут изображать на подобных иконах вплоть до более позднего времени, когда образ Божией Матери вновь вернется в некоторые изводы, но под влиянием уже западного искусства. С чем это связанно?
До конца IV века праздники Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялись и отмечались в один день
– В древних изображениях Вознесение и Пятидесятница часто показываются вместе, рядом, а до конца IV века праздники Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялись и отмечались в один день. И, показывая эти два события, художники изображали Богородицу.
Получается, в ранние века больше доминировала линия историзма, показа событий с точки зрения хода земной истории. А затем, когда шло богословское осмысление, менялась и иконография.
Если вернуться к тропарю, в нем о Богородице ничего не сказано, ведь на Нее Дух Святой сошел в момент Благовещения. И даже если Она была среди апостолов на Пятидесятницу, но уже – просвещенной Духом, и иконография расставляет акценты.
Московский Кремль. Сошествие Святого Духа. Начало XV в. Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия
Снова вспомним, что тропарь обращен ко Христу, Который невидимо присутствует среди апостолов. Если мы посмотрим на иконы, то часто в центре между первоверховными апостолами Петром и Павлом показывается пустое пространство. Некоторые богословы говорят, что его можно обозначить как место Христа или напоминание о присутствии Святого Духа. Собрание апостолов, таким образом, уподобляется второй «Тайной вечери».
– По цветовому решению иконографии есть какие-нибудь особенности с точки зрения богословия, или здесь иконописец решает исключительно художественные задачи?
– Я не склонен большое внимание придавать символике цвета. Но помимо символики есть просто традиционные цветовые решения: например, для одеяний апостолов. Апостол Петр обычно изображается в желтом гиматии (верхняя одежда, которая надевалась поверх хитона), апостол Павел – в розоватом, сиреневом, апостол Матфей часто показывается в зеленом гиматии. Цветовой строй – это структура, которая больше апеллирует к нашим чувствам. Когда в начале XX века произошло открытие русской иконы, когда реставраторы очистили иконы от слоев копоти и поздних записей, Россия и мир изумленно ахнули от того колористического богатства, которое предстало пред глазами зрителей.
Цветовой строй – это структура, которая больше апеллирует к нашим чувствам
Человеческий ум податлив в стремлении к истинному. Можно достаточно быстро усвоить правильные и даже праведные мысли и знания. С человеческими чувствами сложнее, нужна многолетняя внутренняя работа, чтобы «возделать свою пустыню». Вспоминаются слова преподобного Иоанна Лествичника: «…хочу быть епископом своего сердца». Цвет – эмоционален, но эмоции тоже могут освящаться и свидетельствовать об очищении чувств, ведь даже Спаситель плакал перед гробом Лазаря и многие преподобные могли поплакать, а иногда улыбнуться. Эмоции были им не чужды. Другое дело – повышенная эмоциональность, экзальтированность. Это, скорее, отрицательное качество.
В каждой работе иконописец старается создать законченный, сложившийся колористический строй, и, несмотря на различные комбинации цветов, этот строй всегда будет отражать то состояние души, в котором художник сам пребывает. Поэтому древние иконы своим прекрасным, одухотворенным колоритом, можно сказать, свидетельствуют о чистоте души своих авторов.
Символическое толкование цвета, когда мы говорим о том, что этот цвет означает это, а вот этот – то, не отражает весь спектр задач, стоящих перед иконописцем. Мне всегда казалось, что отношение цветов в иконе несет в себе некий психологический импульс. Постимпрессионисты, жившие в конце XIX века, считали своим открытием то, что цвет можно воспринимать не только ассоциативно, но и психологически, то есть цветовые сочетания рождают эмоциональный посыл, и, если это сочетание тонко прочувствовано и передано, возникает цветовая содержательность и гармония. Но это «новое» оказалось, как часто бывает, «забытым старым», потому что и средневековое, и более раннее искусство пользовалось такого рода принципом цветовых построений. Кто-то может сказать, что, мол, любые сочетания цветов рождают свои импульсы. С этим даже можно согласиться, но только нужны-то не любые, а передающие красоту, духовность Божественного мира.
Сошествие Духа Святого на Апостолов. Мозаика купола в монастыре Осиос Лукас в Фокиде. XI век
– Иногда архитектура диктует композицию. Вы писали Сошествие Святого Духа на апостолов в куполе Троицкого Собора в Дивеево, как раз используя вариант из Сан-Марко или более раннюю мозаику в монастыре Осиос Лукас в Фокиде. Но для народов просто не хватило места в архитектуре, правильно?
– Да, без внимания к архитектуре не обойтись. Но мы подумали, раз не получается изобразить народы земные, может быть мы – те люди, которые приходят в церковь, стоят под куполом, тоже тот народ, который уловляется апостолами.
– Расскажите, какие варианты Пятидесятницы вы еще писали.
– Дважды я писал Пятидесятницу в Троицком соборе Пахомиево-Нерехтского монастыря: на западной стене алтаря и в одном из лепестков свода. На всех четырех лепестках – различные изображения Троицы: Троица в виде трех Ангелов, затем Пятидесятница, которая тоже являет нам образ Троицы, Крещение Господне, где Отец является в Гласе, Сын – в образе Человека и Святой Дух – в виде голубя, и Преображение.
– Как вы относитесь к передаче события Пятидесятницы с помощью языка академической живописи, как, например, в работе Т.А. Неффа в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга?
Очень сложно говорить о таких событиях, как Пятидесятница, языком академической живописи, у него для этого просто мало средств
– Мне кажется, очень сложно говорить о таких событиях, как Пятидесятница, языком академической живописи, у него просто мало для этого средств. Я как-то услышал, как один режиссер сравнивал поэзию и прозу. Он сказал, что описательный рассказ может написать почти любой человек. А мало-мальски хорошее стихотворение написать уже сложно, тут нужно не просто уметь рифмовать, а изыскивать те формы, которые остро необходимы. Как писал Маяковский, «Изводишь единого слова ради / Тысячи тонн словесной руды». Иконопись – сродни поэзии, а ее условный язык дает гораздо больше возможностей говорить о том, что очень трудно описать с помощью реалистического языка. Гимны, оды пишутся в стихотворной форме, так и икона, изображая священные события и святых, не просто их описывает, а поет «Славу» этому Божественному миру.