Простить обиду близкому своему

Притча о двух сыновьях. Художник: Андрей Миронов, 2012 г. Притча о двух сыновьях. Художник: Андрей Миронов, 2012 г.

В своей священнической практике довольно часто встречаюсь с закоренелой обидой и нежеланием простить среди самых близких и родных людей.

Это особенно распространено между родными детьми, которые ссорятся из-за родительского наследства, перестают друг с другом общаться на годы, если не на всю жизнь, считая, что их несправедливо обделили.

Обидевшиеся зачастую верят в Бога, посещают храмы, слушают проповеди о необходимости неосуждения, исповедуются и даже допускаются до причастия

При этом обидевшиеся зачастую верят в Бога, посещают храмы, слушают проповеди о необходимости неосуждения и прощения ближних ради спасения, исповедуются и даже допускаются до причастия, если не сообщают священнику о своей непрощенной обиде.

Опыт показывает, что самая сильная обида с сопровождающими ее завистью, осуждением и злобой возникает и разгорается среди самых близких людей по поводу наследства.

Вспоминается евангельская притча о возвратившемся блудном сыне и поревновавшем о его отеческом прощении брате, который возмутился и оскорбился, обидевшись и на любящего отца, и на раскаявшегося брата (см.: Лк. 15: 11–32).

Судя по всему, он рассчитывал стать единоличным распорядителем отцовского имущества, а возвращение брата и его встреча отцом этому помешала. История умалчивает, смог ли старший брат по-настоящему простить младшего, прислушался ли он к словам вразумляющего его отца: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое; а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15: 32). Сомнительно…

Сам Господь отказывался судить спорящих о наследстве, говоря, что пришел не для этого, обращая внимание на достижение Царства Небесного через освобождение от страстных привязанностей к суетному миру.

«Тогда кто-то из народа сказал Иисусу: “Учитель, скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство”. Он же сказал человеку тому: “Кто поставил Меня судить или делить вас?” При этом сказал им: “Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения”» (Лк. 12: 13–15).

Был еще и богатый юноша, который не захотел последовать за Христом, отказавшись от своего богатого имения. Он предпочел временное земное богатство, богатству вечному и небесному.

«Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мф. 19: 21–22).

Если наследство вызывает споры, противостояние, отречение от Бога и ближних, вражду вплоть до убийств и других тяжких преступлений, значит это не только и не столько имущественная, сколько духовная, нравственная проблема, проблема, являющаяся сложнейшим препятствием на пути человеческого спасения.

При этом понятно, что дело не в самом материальном наследстве. Наследство – не зло само по себе, как, впрочем, и не добро. Любые материальные блага нравственно нейтральны. Они всего лишь инструменты, которыми можно пользоваться как во зло, так и во благо себе и ближним.

Поэтому наследство – не первопричина обид и вражды. Оно – внешний повод для их возникновения, то, что позволяет им проявиться в человеческих отношениях.

Истоки обиды сокрыты в сердце человеческом, из которого по Евангелию «исходят злые помыслы» (Мф. 15: 19).

Корень обиды – в сердечном отношении к наследству, в том месте, которое оно занимает в человеческой душе. Если это место выше любви к Богу и ближнему, значит быть беде – духовному падению в пропасть осуждения.

Часто люди приходят на исповедь и честно говорят: «Я понимаю, что надо всем прощать, но своему родственнику простить не могу. Он меня без наследства оставил».

Что сказать такому человеку? Какие слова подобрать, чтобы он осознал гибельность своей обиды и нашел в себе силы простить или хотя-бы попытался это сделать?

Прежде всего, необходимо напомнить человеку о словах нашего Господа и Учителя:

«Отче… оставь нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему» (Лк. 11: 4).

«Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 15).

«Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого» (Мк. 11: 25).

«Люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44).

Но одного напоминания слов Спасителя для закосневшего в обиде человека будет недостаточно. Ему нужно объяснить, почему сохраняемая в нем обида так опасна и вредна именно для него, для его души и сердца, для его личного спасения.

Если этого не сделать, евангельские слова будут восприниматься как «бремена тяжелые и неудобоносимые» (Мф. 23: 4), как очень высокие, но реально не исполнимые требования.

От этого ложного представления достаточно легко перейти к успокоительным мыслям о том, что так никто не живет, все, даже христиане, обижаются, завидуют, враждуют между собой из-за наследства. А раз все, то, может, и меня вместе со всеми Господь помилует и простит за то, что я другим не прощаю. Есть же и намного более тяжкие грехи.

Люди привыкают к обиде, смиряются с ней, так что она делается чуть ли не частью их самосознания, срастается с их личностью

Так с помощью самооправдания обида со временем становится хроническим недугом души человеческой. Пребывающие в этом состоянии люди знают, что надо прощать, но простить не могут. Настолько глубоко засела в них обида, настолько крепко она держит их сердца. Они к ней привыкают, с ней смиряются, так что она делается чуть ли не частью их самосознания, срастается с их личностью. Без нее они уже не мыслят себя, живут своей обидой, вдохновляются и утешаются ею, упиваются чувством своей правоты.

Чтобы исцелить от недуга обиды человека, сначала необходимо довести до его сознания, что она не привычное общераспространенное состояние, но личная трагедия и беда, смертельная болезнь, с которой нужно бороться изо всех сил.

Обида – не проблема того, на кого мы обижаемся. Это исключительно проблема обижающегося. Состояние обиды – вина не того, кто обидел, но того, кто обиделся. И только его ответственность перед Богом.

Нужно пояснить человеку, что обида, которую он носит в себе, вредит исключительно ему самому, подобно отраве, которая хранится в организме и не выводится из него.

Яд обиды разъедает, разрушает душу изнутри, лишает ее равновесия и покоя, ввергает в раздражение и гнев, печаль и уныние. Нося в себе обиду и не борясь с ней, мы тем самым подтачиваем свои душевные и телесные силы, собственными руками вредим своему здоровью, сокращаем свою жизнь на земле.

Это очевидный факт, не требующий доказательств. Достаточно просто посмотреть в себя, чтобы в этом убедится. Обида лишает человека покоя, омрачает душу, отворачивает сердце от Бога, отравляет нашу жизнь.

Прощение, настоящее прощение, не на словах, а на деле, напротив, исцеляет человека, возвращает ему внутренний покой, делает его душевно целостным и гармоничным, духовно воссоединяет с Богом.

«Как же я могу простить, если мой обидчик не прав, если он столько плохого мне сделал?!» – обычно возражают на эти слова люди.

То, что сделали другие, – это их ответственность пред Богом. Каждый отвечает за свои грехи перед Небесным Судьей. Обижающий ответит за то, что обидел. Обижающийся за то, что обиделся, осудил и не простил.

Обиженному нужно перестать пенять на обидевшего и тем самым оправдывать себя. Это путь в никуда. Нужно перенести и сосредоточить свое душевное внимание на себе и своем собственном грехе, за который лично ты несешь ответственность.

Глупо грехами одного оправдывать грехи другого: грех своей обиды – грехом несправедливости со стороны ближнего. Люди почему-то думают, что если их несправедливо обидели, то они имеют полное право на обиду и осуждение. Нет у нас, людей, такого права. Ничьи, какие бы они ни были, грехи и преступления, не оправдывают грехов и преступлений, совершенных в ответ.

В духовной жизни не работает правило «Кто первый начал, тот и не прав». Не правы все, кто грешит, нарушая заповеди Божии. И те, кто начал, и те, кто продолжил в ответ. И неважно, кто был первым, вторым, третьим и т.д. Здесь работает другое правило: «От перестановки деятелей оценка их действий не меняется». Каждый отвечает за то, что совершил.

Задача каждого человека – заботиться о том, что от него зависит, за что он, а не кто-то другой, несет реальную, свою, личную ответственность, то есть о своей душе, о ее нравственном состоянии и приобщении к благодати Божией.

Первоочередная задача каждого – делать все, чтобы в его душе не было ничего такого, что может помешать ей быть храмом Божиим, то есть ничего нечистого, неправедного, лицемерного и злого, ничего противного Божьей воле.

Господь не может обитать там, где присутствуют гордость и тщеславие, раздражение и обида, зависть и гнев, осуждение и злоба, печаль и уныние.

Ему нужны чистые и простые, смиренные и кроткие, кающиеся и прощающие, милостивые и любящие сердца.

На это обычно говорят: «И хочется простить, но не получается. Как это сделать? Да и возможно ли?»

На это можно ответить словами Христа: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19: 26)».

Однако только этого будет мало. Нужно объяснить, как эти слова человек может применить к себе в практике духовной жизни.

Сам смертельно больной греховными страстями человек не может себя исцелить. Было бы безумием для него уповать на свои душевные силы. В этом, кстати, «слабое место» всех психологических методик по самосовершенствованию человека, обещающих решение всех его душевных проблем.

Человека может избавить от душевных болезней только Господь, однако Ему как Врачу нужно, чтобы, во-первых, человек осознал свою болезнь, свой духовный диагноз, во-вторых, сам обратился к Нему за помощью и исцелением, и, в-третьих, активно и послушно сотрудничал с Ним в этом деле.

В борьбе с обидой на ближнего верующий должен осознать ее как свой собственный, ничем не оправдываемый тяжкий грех

Это означает, что в борьбе с обидой на ближнего верующий, во-первых, должен осознать ее как свой собственный, ничем не оправдываемый тяжкий грех, во-вторых, просить за этот грех прощения перед Богом, а также избавления души от этой пагубной страсти, в-третьих, молиться Господу за своих обидчиков, не проклинать, а благословлять, желать им не зла, но добра.

Если первые два шага нужны для борьбы с любым грехом, то последний преимущественно предназначен для преодоления и искоренения страсти обиды в сердце человеческом.

Когда мы так делаем, то открываемся для благодатного Божьего вмешательства, тогда Сам Господь начинает нам содействовать и помогать.

Сначала, конечно, бывает трудно. Кажется, что человек переламывает самого себя. На самом же деле, он переламывает свое самолюбие и гордыню, учится любить не одного себя, но ближнего своего как самого себя (см.: Мк. 12: 31).

По мере того как человек вырабатывает в себе навык при каждом случае молиться за своих обидчиков, его душа обретает свободу от пут мирских обид, начинает благодатно дышать и жить в полную силу.

Поэтому заповеди Христа о любви к врагам, о молитве за обидчиков, о благословении проклинающих – не просто высокие неотмирные нравственные требования.

Они составляют практическое и конкретное руководство к действию, правила из Божьей инструкции для применения в нашей духовной жизни.

По мере исполнения и воплощения в нравственной практике эти правила становятся естественным образом жизни христианина, заботящегося о чистоте и здоровье своей души.

Без этого мы не сможем освободить свои сердца от смертоносных греховных страстей. Нужно любить врагов, благотворить ненавидящим, молиться об обижающих и ненавидящих, благословлять проклинающих, чтобы быть свободными от обиды и всех связанных с нею грехов.

Задача священника, моя задача, – так донести все это пришедшему на исповедь или на беседу человеку, так до него достучаться, чтобы на вопрос: «Всем прощаете, зла ни на кого не держите?» – он смог покаянно и искренне ответить: «Да».

Иерей Тарасий Борозенец

29 сентября 2025 г.

Комментарии
Сергей 1 октября 2025, 23:47
Первое обличение Господь адресует все же обидчикам, с них и нужно начинать. Все же виноват всегда агрессор, а не жертва. Иначе какой вообще смысл Крест носить? Извращать мораль непозволительно никому. Сначало осуди зло, а потом все остальное. Кроме того, такие требования нельзя применять к другим, только к себе. Не нужно становиться адвокатами зла, душевредно.
Галина 1 октября 2025, 16:49
Юлия, "Не делать зла, но больше не общаться, не впускать в жизнь-единственный способ взаимодействия с некоторыми людьми". А если это очень близкие люди - родители, братья, сестры? и тот, на кого вы затаились, вложил в вас уйму времени, душевного тепла, заботы, ласк5и и любви, а вы обманули надежду и веру? Прощение обиды может быть только обоюдным - один осознал, что обидел и попросил прощения, другой, как бы горько не было, простил. Прощение без осознания обоими невозможно - ну простили вы кого-либо, а он чихать хотел на ваше прощение и живет как жил. Само по себе прекращение общения ни какой смысловой нагрузки не несет.
Roman30 сентября 2025, 23:51
Не знаю, касательно брата блудного сына: "Судя по всему, он рассчитывал стать единоличным распорядителем отцовского имущества, а возвращение брата и его встреча отцом этому помешала.". Но младший уже забрал и растранжирил свою долю. Осталась чисто доля старшего. Тем более, он в нее вкладывался, помогая отцу с работой, помогая умножить капитал. Более того, я читал, что по еврейским законам младший должен был получить меньшую долю, а, во-вторых, он должен был заботиться об отце в старости, но вместо этого сбежал. Почему о старшем сказано с таким пренебрежением?
Ольга30 сентября 2025, 12:17
Спасибо, отец Тарасий, за ответ. Да, я тоже считаю, что в идеале нужно общаться. А если прекращаешь общение, значит, в душе все-таки осталась заноза, напоминающая, что человек способен причинить тебе боль. Т.е., прекращая общение после долгих лет такового, мы все-таки не до конца прощаем, т.к не идеальны, далеки от совершенства.
Иоанна_30 сентября 2025, 07:53
Если общение не идёт, "пробуксовывает", если чувствуешь внутреннее сопротивление - значит, нет воли Божией на это общение. И принуждать себя к такому общению, на мой взгляд, будет человекоугодием. Другое дело, если надо помочь - тогда надо постараться это сделать, но лучше через других людей.
Юлия29 сентября 2025, 22:44
Человек ИМЕЕТ право испытывать боль и разочарование от подлого и несправедливого поступка, которого никак не ждёшь особенно от близких. Осуждать и мстить не должен, но это только с Божьей помощью можно преодолеть. Автор прав, каждый ответит за себя. Но есть и правда в том, что некоторые люди ГОДАМИ молятся, чтобы отпустить и не держать зла. Это их опыт. Заставить или "научить"кого-то простить обиду не получится. Это душевный труд. Это рана. Лечить которую придется какое-то время. Много,мало- ведает один Бог.
Юлия29 сентября 2025, 22:37
Не делать зла, но больше не общаться , не впускать в жизнь- единственный способ взаимодействия с некоторыми людьми. Моё прощение они не оценят,им оно не нужно, а нож в спину получишь запросто при удобном случае. Кто-то из старцев рекомендовал в таких случаях не общаться. И обида- это прежде всего эмоции, если человек умеет справляться с ними, то он сделает выводы из ситуации и не даст эмоциям захлестнуть себя. Но чаще всего человеку нужна помощь Божья- слаб он, чтобы преодолеть все эти чувства. И очень странно услышать об обиде, как о грехе- ведь это, в первую очередь, реакция на неоправдавшиеся ожидания. И иногда эти ожидания очень понятные и по-людски справедливые.
Лариса5029 сентября 2025, 20:07
Самая тяжёлая обида - это когда зло было причинено человеку беспомощному. Когда родитель-садист издевался над ребёнком, когда мать выгоняла свою слабую только родившую дочь из дома с новорождённым ребёнком, потому что дочь хотела своего ребёнка прописать там же, где она прописана сама, потому что больше негде. Имей автор такой опыт, он бы нашёл другие слова, а не те в которых сквозит осуждение человека оплеванного, часто оболганного и всегда - с огромной душевной болью. Простите.
Алексей29 сентября 2025, 12:18
Простил(а) обидчика, но не хочет продолжать общение с ним. Ты уже простила своего врага, выполнила то, что заповедал Христос, пусть это факт принесет тебе успокоение. Что принесет тебе общение с обидчиком? Научит ли он тебя чему-нибудь хорошему? Но тот, кто сознательно творил зло и не раскаялся в этом, ничему хорошему научить не может. Получишь ли ты от общения с ним духовную пользу, станешь ли лучше? Нет. Принесет ли такое вымученное общение пользу для душевного здоровья? Очевидно нет! Следовательно, простив своего обидчика и не желая ему зла, НЕ продолжай общение с ним, это не полезно твоей собственной душе. А молиться за обидевшего? Сначала помолись о тех, кто делал тебе ДОБРО!
иерей Тарасий29 сентября 2025, 11:47
Главное, чтобы осуждения и обиды не было в сердце, чтобы там была молитва и любовь. А общаться или не общаться с обидчиком, как и с любым другим человеком, каждый решает сам, исходя из своей духовной пользы. Тут нет единого правила. В идеале можно и нужно общаться, если хватает духовных сил оставаться христианином и свидетельствовать другим о Христе. Если таких сил не хватает и Вы впадаете в новые искушения, то есть не помогаете ни себе ни другому, то лучше не общаться.
Людмила29 сентября 2025, 09:40
У моей еврейской бабушки было правило: никогда ни на кого не обижаться, потому что это вредно для здоровья. " На чужих что обижаться - они чужие. А на своих вообще нельзя обижаться, они же родные!" Пережившая голод и войну бабушка никогда не нервничала и никому не завидовала. Бесполезно было ей досаждать- она этого не замечала. Не хранил обил и всех поощал мой отец. Когда я спросила его, кто иакрй граф Монте-Кристо, папа сказал: "глупый человек, который жизнь потратил на месть." Мой покойный сын не обижался, у него времени не было на обиды, слишком занят был рисованием. Один учитель ему строил козни и занимался оценки, а сынок и не догадывался, работал много и был выше этого.
Ольга29 сентября 2025, 01:36
Уточнение: я имею в виду людей, не связанных родственными узами.
Ольга29 сентября 2025, 01:04
Спаси Господи, отец Тарасий! Как Вы считаете: если человек не держит зла на обидчика, не желает ему ничего плохого, но, сделав определенные выводы о человеке, продолжать общение с ним не хочет, означает ли это, что он действительно простил? Или полноценное прощение предполагает продолжение общения как ни в чем не бывало? Чтобы не быть во грехе непрощения, обиды, он "обязан" продолжать общаться с обидчиком? Не грех ли просто вычеркнуть его из своей жизни, не желая ему зла и молясь о нем?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.