Самый главный выбор

Искушение Христа. Художник: Ари Шеффер Искушение Христа. Художник: Ари Шеффер

Наша жизнь состоит из решений и их реализаций. Человек – существо решающее и действующее или бездействующее в соответствии со своими решениями.

Отсутствие решения – тоже решение, как и отсутствие действия – тоже действие. Не бывает бесплодных решений и действий. Ведь у всего есть свой результат. У бесплодной смоковницы он один, а у спелой виноградной лозы – другой.

Все решения и действия, как активные, так и пассивные, хотим мы этого или не хотим, прямо влияют на течение всей нашей жизни, на всю нашу личность, так или иначе определяя ее духовное, душевное и телесное состояние, то существенное, чем она живет.

За каждым решением и последующим действием стоит выбор. Этот выбор при всех влияющих на него внешних и внутренних факторах в глубинной основе своей свободен, поскольку совершается богоданной свободной волей.

Мы свободны, потому что свободен Бог, сотворивший нас по образу и подобию Своему. Свобода нашей тварной воли сообразна свободе нетварной воли Творца.

Свобода выбора предваряется осмыслением и сопоставлением возможных вариантов. Этим занимается наш богоданный разум.

За каждым решением и последующим действием стоит выбор

Именно он осознает, в какой ситуации находится личность, с какими вызовами и проблемами она сталкивается, какие существуют варианты ответов и решений, что для нее будет лучше или хуже, правильно или неправильно, во зло или во благо, полезно или вредно…

При этом разум руководствуется своей системой ценностных координат. Для того, чтобы он мог подсказывать воле решения, у него должна быть сформирована некая шкала смыслов, он должен давать себе отчет в том, что такое хорошо и что такое плохо.

Эти внутренние ценности и смыслы личности не являются чем-то статичным, раз и навсегда данными и неизменными. Они могут меняться со временем. На их формирование и место в иерархии мировоззрения постоянно оказывается как внутреннее, так и внешнее влияние.

Изначально душа каждого человека обладает заложенным в нее естественным стремлением к Богу. Каждая душа – христианка по своему происхождению, глубинному устремлению и потенциалу. Созданная по образу и подобию Божию, она естественно тянется к своему Первообразу.

Затем она начинает образовываться и воспитываться, воспринимая от родных и близких, формальных и неформальных наставников, из своей культурной среды ценности добра и зла, красивого и безобразного, полезного и вредного, похвального и постыдного.

По мере воспитания и образования происходит взросление личности, формируется ее ценностная система координат и опирающийся на нее душевный характер. Он запечатлевает личностные устремления и способы реакций на вызовы и проблемы, представляя собой уникальную комбинацию страстных и добродетельных навыков и привычек. Душевный характер формируется в результате повторения реализации определенных решений.

В нашей жизни все, даже сама жизнь, является предметом выбора. Даже то, что дано нам помимо нашей воли. Наше тело, душа, родители и родные, время и место рождения, не зависящие от нас обстоятельства и события жизни. От того, что мы не выбираем, мы можем отказаться, можем повлиять на его состояние, направить в ту или другую сторону, оставить так, как есть, улучшить или ухудшить.

Все выборы и решения, которые мы осуществляем, можно разделить на две группы.

Первая. Выборы и решения, которые мы совершаем внутри нашей жизни по отношению к тем или иным ее составляющим – персоналиям и событиям, мыслям и словам, делам и занятиям, местам и вещам. Такие выборы и решения обычно называют житейскими.

Вторая. Выборы и решения, которые определяют наше отношение к самой нашей жизни, к ее общему магистральному направлению. Такие выборы и решения называют судьбоносными, или экзистенциальными.

К ним относят этический выбор между добром и злом, идеологический выбор между различными социально-политическими учениями, мировоззренческий выбор и, наконец, внутрирелигиозный выбор.

Для христиан самый главный выбор – это выбор между Царством Божьим и миром сим

Для христиан самый главный выбор – это выбор между Царством Божьим и миром сим; самое главное решение – решение следовать за Христом или за князем мира сего. От этого выбора зависят все остальные.

Этот выбор совершается каждым человеком на земле. Собственно, для осуществления этого выбора и реализации этого решения и дана нам временная земная жизнь как преддверие жизни вечной.

Земное время истории не закончится до тех пор, пока все, кому суждено родиться и жить на земле, не сделают свой самый главный выбор, не примут свое самое главное решение, не определятся, ЗА они или ПРОТИВ Христа.

И только после этого придет Господь Судия во всей Своей грозной силе и славе. Иначе Суд Его будет несправедлив. Ведь нельзя же судить того, кто еще не определился.

Этот выбор, с одной стороны, осуществляется в каждом конкретном нравственном, мировоззренческом и религиозном выборе; с другой, делается на протяжении всей нашей жизни, от зачатия до успения. Жизнь, по сути, есть воплощенный выбор или Спасителя, или врага рода человеческого. Третьего не дано. В духовной жизни вполне работает логический закон исключенного третьего.

При этом на выбор этот влияют как внутренние, так и внешние факторы, которые нужно ясно осознавать и учитывать в своей жизни.

Изнутри на волю человека влияют плоть и дух. «Плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся» (Гал. 5:17).

Плоть тянет волю вниз, к материальным благами. Дух или ум призывает волю вверх, к духовному общению с Богом.

Плоть манит волю чувственными наслаждениями. Дух привлекает волю неотмирным блаженством.

Плоть взывает к самолюбию, гордыне и тщеславию. Дух обращается к смирению, кротости и благодарности.

Грех, как и добродетель, – это всегда выбор, решение и действие души. «Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела» (1Кор. 6:18).

Тело – лишь дом и орудие души. Оно не самостоятельно, не имеет власти над собой. Душа оживляет, движет и направляет тело туда, куда пожелает, вплоть до его разрушения и уничтожения.

Тело бессильно перед душой, не может ей сопротивляться даже тогда, когда душа принимает решение его убить. Душа способна своею волей оторвать себя от тела, тем самым умертвив его, но не в силах оторваться от самой себя.

Убивая тело, душа только еще больше усиливает свои муки, делая их безысходными и бесконечными. В этом самая главная ложь самоубийства. Бесы убеждают, что вместе со смертью тела умрет и душа, что человек, наконец-то обретет покой. На самом же деле, страдания души после самовольной телесной смерти лишь увеличиваются. Самоубийство – не выход. Это бросок в пропасть вечного безнадежного страдания.

Плоть – не тело, но низшая часть души, которой душа связана с телом, через которую тело управляется и направляется. Плоть отвечает за телесные ощущения, телесные страдания и наслаждения. Поэтому ее так часто и отождествляют с телом.

Плоть враждебна не только духу, но и телу. Угождение плоти приносит прямой вред не только душе, но телу. Самые яркие примеры последнего – объедение, пьянство и наркомания.

Дух – это высшая часть души, благодаря которой человек способен вступать в общение с Духом Святым, воспринимать от него благодать Божию. Дух или ум – орган совести, веры и молитвы, духовного познания и созерцания.

Борьба между плотью и духом – это борьба между низшим и высшим в душе. Воля и разум находятся между этими двумя душевными полюсами и делают выбор между ними.

Диавол с бесами обращается к плоти, Бог с ангелами – к духу, совести человека.

Князь мира сего старается соблазнить и искусить человека плотскими ценностями – наслаждениями, богатством, властью и славой.

Бог и Его слуги стараются обратить и спасти человека ценностями духа – неземной чистотой и красотой, полнотой любви и радостью истинного общения.

Бесы через плоть внушают человеку соблазнительные помыслы и образы, отвлекающие разум и волю от Бога. Бог же через совесть и ум призывает человека благими заповедями и примерами.

Так битва плоти и духа еще больше усиливается битвой диавола и Бога. «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Сердце – линия фронта, передовая свободного выбора.

Кроме двух внутренних и двух внешних факторов, пытающихся влиять на наш выбор, есть еще и пятый. Это все наши телесные и связанные с ними душевные состояния, все наши жизненные обстоятельства, горестные, радостные и нейтральные. Все они обращаются к нашим чувствам, эмоциям, требуют реакции нашего разума и воли; особенно счастливые и горестные, как наиболее сильные по своему воздействию на человека.

Все, с чем человек встречается в своей жизни, является испытанием для него. Причем приятное и легкое в итоге представляется более сложным испытанием, чем неприятное и трудное. Ведь при комфортных обстоятельствах человек склонен расслабляться и терять бдительность; при дискомфортных же, напротив, сосредотачивается и усиливает свое внимание к решениям и поступкам.

Сталкиваясь с различными житейскими обстоятельствами, с успехами и неудачами, болезнями и исцелениями, страданиями и смертями, человек волен относиться к ним по-разному.

Одни люди просто живут, не задумываясь о смысле с ними происходящего. Они радуются удачам и горюют от неудач, стараются не думать о плохом, надеясь на лучшее. Таковы простые мирские люди, заурядные миролюбцы.

Другие резко возмущаются своими бедами, считая их несправедливыми, удачи же приписывают своим заслугам и талантам. Возмущение зачастую простирается до зависти и ненависти по отношению к ближним, до ропота и хулы по отношению к Богу, до открытого противостояния Ему. Таковы убежденные гордецы и богоборцы.

Третьи принимают удачи и неудачи как данный Господом крест, благодарят и прославляют Его за все. Для них и приобретения, и утраты – проявления спасительного Промысла Божия.

Как Господь, добровольно взойдя на Крест и приняв смертные муки, принес спасение человеческому роду, так и верующие по примеру Распятого призваны добровольно нести свои жизненные кресты, восходить на свою жизненную Голгофу вплоть до смерти, все претерпевая, всех прощая, за все благодаря и славя Спасителя.

Так мы вольно и деятельно соучаствуем с Ним в деле нашего спасения, дерзновенно уповая на грядущее воскресение и вечноблаженную жизнь в Его Небесном Царстве.

Испытания следует отличать от искушений или соблазнов

Испытания следует отличать от искушений или соблазнов. Испытания прямо происходят от Бога-Промыслителя, искушения – непосредственно от духов-искусителей, хотя и попускаются Богом.

Первые – ни спасительны, ни гибельны сами по себе; они – лишь поводы для проявления человеческой воли по отношению к тому, что дает Господь. Вторые – гибельны по своей направленности, хотя и маскируются под нечто безобидное и даже хорошее.

Искушения необходимо отвергать, отбрасывать от себя подобно тому, как мы инстинктивно стряхиваем с кожи горящие искры. Их ни в коем случае нельзя принимать, с ними нельзя соглашаться. Принятие искушений ведет к совершению грехов, а значит, к отпадению от Бога, к вечной гибели в аду безбожия.

Испытания нужно терпеливо и с благодарностью принимать, являя верность, смирение, кротость и послушание пред Богом, тем самым уподобляясь нашему Господу и Учителю. В принятии испытаний, в несении своего креста – залог нашего спасения.

«Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).

Итак, для того, чтобы принять верное решение в главнейшем выборе, нужно руководствоваться не плотью, но духом, прислушиваться не к сатане с его бесами, а к Богу с Его ангелами, а также с терпением и благодарностью проживать все ниспосылаемое нам от Господа, тем самым нужно сораспяться Христу ради того, чтобы с Ним и совоскреснуть.

Иерей Тарасий Борозенец

1 октября 2025 г.

Смотри также
Принять ответственность за свою жизнь Принять ответственность за свою жизнь
Митрополит Лимасольский Афанасий
Принять ответственность за свою жизнь Принять ответственность за свою жизнь
Митрополит Лимасольский Афанасий
Знание Бога о том, что мы совершим, не определяет наших поступков. Я действую в рамках своей свободы. Я могу изменить свое решение в любой момент.
«Давайте главную роль в своей жизни сыграем сами» «Давайте главную роль в своей жизни сыграем сами»
Архим. Андрей (Конанос)
«Давайте главную роль в своей жизни сыграем сами» «Давайте главную роль в своей жизни сыграем сами»
Разговор о принятии решений, ошибках и молитве
Архимандрит Андрей (Конанос)
Может ли духовник разрешить все твои проблемы? Нужно ли бояться ошибок? Что делать, если ты колеблешься?
Какие бывают духовные руководители Какие бывают духовные руководители
Диак. Павел Сержантов
Какие бывают духовные руководители Какие бывают духовные руководители
Диакон Павел Сержантов
Чередной (дежурный) священник, духовник, старец… Как и чем помогают они на различных ступенях духовного восхождения христианина?
Комментарии
Игорь Ковалев 8 октября 2025, 19:07
Галина И.//Во- первых, свт. Иоанн Златоуст является авторитетом в толковании Посланий апостола Павла.По преданию даже сам Павел помогал свт. Иоанну объяснять свои Послания.Во- вторых,плотская жизнь - это следствие злых помыслов,злой воли.(сначала приходит помысел,а потом мы его или исполняем или отвергаем).Так, что здесь противоречия особого нет, если только понимать плотскую жизнь,как жизнь по страстям и похотям, в том числе душевным,а не "направленную на удовлетворение физиологических,естественных потребностей",как вы написали.Потому,что апостол относит к делам плоти:зависть,гнев,волшебство,идолослужение,ереси,а это совсем не "физиологические, естественные потребности".
Галина И . 6 октября 2025, 11:11
Игорь Ковалев, что плоть, противящаяся духу, означает плотскую жизнь, не моя придумка, а мнение св.отцов. Я ранее читала об этом, и читала немало. Богословские же мнения в чем- то второстепенном тоже бывают разные, нет смысла их вырывать откуда-то и перечислять. Слава Богу за все.
Игорь Ковалев 3 октября 2025, 16:53
иерей Тарасий//"Из текста понятно, что у него плоть - не тело, но именно низшая чувственная страстная часть души,влекущая ум к телесным наслаждениям."//Свт.Иоанн Златоуст объясняет слова апостола о плоти,не в значении тела,как вы и сказали,но и не в значении низшей части души,а в значении злой воли,злых помыслов.Отсюда становится понятно почему апостол относит к делам плоти:зависть, волшебство,ереси и т.п. "Теперь ты,обвинитель плоти своей,скажи мне...–как вражда,ссоры,зависть,распри, ереси и волшебство (а все это,равно как и другое, конечно зависит от воли, только развращенной),как они-то могут зависеть от плоти? Видишь,что(апостол)говорит здесь не о плоти,а о земных и низменных помыслах?
Игорь Ковалев 3 октября 2025, 15:08
Галина И.//"А плоть, противящаяся духу,означает плотскую жизнь"//Я тоже так думал,а оказывается это не верно. "Если же (апостол)говорит: «плоть желает противного духу»,то говорит о двух противоположных видах помыслов."(Свт.Иоанн Златоуст).Тогда становятся понятны и слова Павла:"Дела плоти известны;они суть: прелюбодеяние,...,волшебство, вражда,ссоры,зависть,гнев, распри,разногласия,(соблазны),ереси...поступающие так Царствия Божия не наследуют."(Гал.5:21)Гнев, зависть и тем более ереси к плотской жизни,угождению плоти не относятся.Кстати, в этой цитате Бог нам открыл, что исповедующие ереси,"Царствия Божия не наследуют".Повторить это- не значит брать на себя Суд Божий.
Игорь Ковалев 3 октября 2025, 14:43
Слово "плоть "употребляется в разных значениях в Писании и у св. Отцов.Основные значения - это,как раз тело и злая воля.То,что плоть - низшая часть души нигде не нашëл. "Плотию (Павел) обыкновенно называет не природу телесную, а злую волю,например,когда говорит:«Вы не по плоти живете, а по духу» (Рим.8:9); и еще: «Живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим.8:8) (свт. Иоанн Златоуст) А здесь апостол Павел плотию называет тело. "И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти" (1-е Тим. 3:16) "Павел, сказавши: “Не живет ...в плоти моей, доброе”, не унизил тела,а показал превосходство души." (Свт.Иоанн Златоуст)Хотя благодаря статье сам разобрался,думал,что только тело.
иерей Тарасий 3 октября 2025, 08:51
Благодарю читателей за внимание, размышления и вопросы. Действительно, в русском языке плоть зачастую отождествляется с телом. Что и приводит к недоразумению, когда читаем о борьбе плоти и духа у апостола Павла. Из текста понятно, что у него плоть - не тело, но именно низшая чувственная страстная часть души, влекущая ум к телесным наслаждениям. Для моей статьи важно именно это значение плоти. К сожалению, других более однозначных понятий в Писании и у святых отцов для обозначения этого внутреннего фактора соблазна, я не обнаружил)
Нина 2 октября 2025, 06:32
Спасибо! Какой глубокий анализ механизма принятия решения и выбора в человеке!
Галина И. 1 октября 2025, 19:24
Да, непонятно, как это плоть- "низшая часть души". Есть др. мнение св. отцов, что наша грубая, смертная, дебелая плоть- это облечение Богом человека в "кожаные одежды" как покров Божией благодати от злых духов; это поврежденное первородным грехом расстроенное человеческое естество. А плоть, противящаяся духу, означает плотскую жизнь, направленную на удовлетворение физиологических, естественных потребностей. Христос, воплотившийся Бог, имеет совершенную плоть, совершенное, непорочное человеческое естество. Заключив Завет с Богом, причащаясь по этому Завету Плоти и Крови Господа Иисуса Христа (Ин.6:53-56), мы становимся с Ним одним ТЕЛОМ- ЦЕРКОВЬЮ ХРИСТОВОЙ, Главой которой и является Христос.
Ольга 1 октября 2025, 16:56
Вспомнилось стихотворение о. Романа: "Есть две горы́ — Голгофа и Парнас. А выбор и последствия — от нас..." «Плоть не то, что тело. Тело, с его естественными свойствами и действиями, создал Бог, и создал не для смерти. После нарушения заповеди Божией и вкушения запрещенного плода тело стало плотью, жребий которой есть смерть..." (свт. Филарет (Дроздов)). Если "плоть - не тело" (автор), то как быть с термином боговоПЛОЩЕНИЕ"? Плоть - это материя (мясо), которая не может быть частью души, даже низшей. Да, нередко это слово используется в иносказательном смысле, подразумевающем страстное начало в человеке, противоположное духу. В Библии слово "плоть" встречается 122 р. Можно найти эти цитаты.
Галина И. 1 октября 2025, 12:03
Бог попускает искушения от диавола с благой целью- для смирения, осознания ограниченности чел. разума и чел. возможностей, для очищения и укрепления в вере. А также для познания великой Божией любви и Божией милости. От искушений много печали,но без их преодоления никто не сможет одержать победу над искусителем, познать истину и приблизиться к Богу. "Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь" (Евр.2,18).Когда Петр пошел по воде вслед за Иисусом, что это было- искушение (для других рыбаков точно) или испытание веры? И Господь всем пришел на помощь, спас всех, хотя и не сразу. Главное- самим не впадать в искушения и молиться об избавлении от них, ибо вера наша слаба.
Галина И. 1 октября 2025, 12:01
Спасибо! "Искушения необходимо отвергать, отбрасывать от себя подобно тому, как мы инстинктивно стряхиваем с кожи горящие искры. Их ни в коем случае нельзя принимать, с ними нельзя соглашаться. Принятие искушений ведет к совершению грехов, а значит, к отпадению от Бога, к вечной гибели в аду безбожия".//Искушения- это соблазны, но искушенные значит испытанные. "С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная,что испытание вашей веры производит терпение. ..Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни"(Иак.,гл.1)."Душа, огорчаемая искушениями, освобождается от страстей и других болезней" (Свт.Иоанн Златоуст).
Анна Семёнова 1 октября 2025, 07:03
Спасибо, Отче. Как хорошо, что я познакомилась с новым Богослужителем. Уже вторая беседа Ваша проведена (написана) будто для меня лично. Слава Богу за всё. Мне никогда не приходило в голову, что плоть нужно рассматривать, как отдельное от собственного тела состояние. Что плоть ближе к духу. Принимать это непривычно, но до того понятно, спасибо. Плоть вредит собственному телу - это правда! я на себе это знаю. Раньше было трудно принять это, сердилась, молилась после содеянного греха, плакала, исповедовалась и страдала, уходила в уныние - в депрессию. А сегодня поняла главное - я справлюсь.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.