Восхождение человека к Богу представляет собой немалый путь. На этом пути человеку очень нужны помощники. Труден путь спасения. Да и враги не дремлют, норовят сбить с пути христианина. Нужна благодатная помощь от Бога, само собой. А еще нужен помощник, опытный человек – даже на самых первых порах, от которых еще очень далеко до высокой духовной жизни.
В православной традиции путь духовного восхождения образно предстает как лестница со ступенями. Какие же именно мы различаем на ней ступени?
Кратко перечислим. Первая ступень: покаяние в грехах. Потом следует ступень борьбы со страстями. Дальше идут ступени безмолвнической (исихастской) жизни. Опыт священного безмолвия, без сомнения, можно считать высокой духовной жизнью. Начинается он с того, что ум подвижника очищается от страстных помыслов – ум безмолвствует. Продолжается опыт внутреннего безмолвия, когда во время молитвенного делания ум сводится в сердце (это ступень умно-сердечной молитвы). Затем следует ступень непрестанной молитвы. И так вплоть до ступени бесстрастия.
На пути духовного восхождения православному христианину помогает Бог, ангел хранитель и люди. Причем помощь от людей бывает самая разнообразная, но важнее всего сложившаяся в Церкви традиция духовного руководства, иначе говоря – пастырского служения, духовного окормления. Присмотримся к нему поближе.
Мы будем опираться на то, как о духовном руководстве рассуждали митрополит Антоний Сурожский и священник Александр Ельчанинов. И – что важно – попытаемся соотнести их рассуждения о духовном руководстве с названными выше ступенями духовного восхождения.
Духовное руководство православные христиане получают: 1) от дежурного священника, 2) от духовника (или духовного отца; иногда эти два понятия различаются), 3) от старца.
***
Иногда дежурного священника называют чередным священником, это сути не меняет. Мы говорим о батюшке, чья очередь (чреда) подошла исповедовать прихожан. Сегодня очередь одного, завтра – другого. Будем считать, что прихожанин попадает к дежурному священнику первый раз, они не знакомы. Какая задача у дежурного священника на такой исповеди? Очень скромная и в то же время великая. Об этой задаче сам священник перед исповедью объявляет: «Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое… аз же точию свидетель есмь, да свидетельствую пред Ним, вся елика речеши мне».
Задача священника – подвести к покаянию и засвидетельствовать его перед Богом
Задача священника – засвидетельствовать покаяние перед Богом. С другой стороны, перед кающимся человеком священник свидетельствует, что раскаянные грехи Христос ему прощает.
А если на исповеди покаяния не слышно, что тогда? Думаете, так не бывает… Допустим, человек пришел не помолиться о своих грехах перед Богом на исповеди, а поведать батюшке о личных проблемах, о «горестных обстоятельствах своей жизни, в которых и ангел Божий согрешит». В этом случае перед священником встает еще одна задача – подвести человека к покаянию. Весьма непростая и деликатная.
Подвести человека ближе к покаянию можно, объясняя, чем наши проблемы и наша неудовлетворенность собой и другими отличаются от наших грехов. Еще есть у священника сильнодействующее средство – наводящие вопросы о грехах: «Не согрешил ли тем-то (называется конкретный распространенный грех)?»
Некоторые священники заранее предусматривают подобные ситуации и перед исповедью произносят покаянную проповедь, перечисляя разные грехи. Такая покаянная проповедь может быть очень простенькой, сведенной к списку наиболее «популярных» грехов. И может вырасти до события гораздо более замечательного – стать личным покаянием вслух, в котором священник горячо молится Богу о грехах. И своим покаянием священник вдохновляет прихожан.
От дежурного священника служение на исповеди требует живого опыта личного покаяния
От самого дежурного священника служение на исповеди требует живого опыта личного покаяния. Засвидетельствовать покаяние незнакомого человека, а тем более посодействовать в покаянии способен лишь тот, кто сам обладает большим опытом покаяния.
Итак, духовное руководство от дежурного священника напрямую связано со ступенью покаяния.
***
Духовник отличается от дежурного священника тем, что прихожанин к нему на исповедь приходит не впервые. Скажем точнее, приходит регулярно. Так что духовник знаком с прихожанином по исповедям. Помнит, в каких грехах каялся этот прихожанин в позапрошлый раз и в прошлый раз. Духовник знает обстоятельства его жизни, «динамику» его жизни: «В позапрошлый раз он каялся в том-то. После исповеди пытался с этим грехом бороться. Поначалу удавалось. Потом опять “сорвался”, о чем и сказал на прошлой исповеди. Борьба с этим конкретным грехом, в котором проявляется такая-то страсть, идет у него уже полгода. Небольшие успехи есть, и все-таки забороть этот грех пока не получается».
Духовник свидетельствует не только покаяние, но и борьбу христианина со своими страстями
Таким образом, духовник может не только засвидетельствовать покаяние, но и – борьбу со страстями, если, конечно, его подопечный борьбу ведет. Духовник может не только поддержать человека в его покаянии, но и посодействовать в борьбе со страстями (например, дать дельный совет, подходящий для этого человека, учитывая его характер и условия его жизни).
Служение духовника предполагает, что у него накоплен большой личный опыт покаяния и к тому же имеется достаточный опыт борьбы со страстями.
***
Старец отличается от духовника хотя бы тем, что это понятие изначально не приходское, а монастырское. Правда, к Оптинским старцам в монастырь приезжали паломники, и старцы исповедовали их. Сохранилось подробное описание, как, например, преподобный Варсонофий Оптинский помогал одной паломнице приблизиться к глубокому покаянию на исповеди, после этой исповеди она приезжала к нему еще несколько раз. Подобные истории были еще у прославленных египетских старцев в раннехристианскую эпоху. Однако в «классическом» случае мы встречаем у старцев другой тип духовного руководства.
В «классическом» варианте старец руководит послушником. Это руководство происходит не столько через исповедь, так хорошо нам знакомую по приходской практике, сколько через откровение помыслов и монашеское послушание. Послушник живет со старцем вместе и часто, буквально ежедневно, обращается к старцу с откровением помыслов. Старец рассуждает о помыслах: «От Бога ли они? Стоит их принять, или же их надо отсечь?» Послушник хранит покаянный дух, борется со страстями (старец ему в этом помогает), очищает свой ум от страстных помыслов (старец ему в этом помогает духовным рассуждением и молитвой). Если Бог благословит, то послушник взойдет к ступени священного безмолвия.
Старец – понятие изначально не приходское, а монастырское
Молодой монах Дорофей приходил к старцу Иоанну Пророку на откровение помыслов. И милостью Божией с помощью старца послушник взошел на ступень безмолвия. Старец удостоверил его духовный опыт, указал, что этот опыт является плодом монашеского послушания. С тех пор прошло полторы тысячи лет, и мы сейчас почитаем палестинских подвижников Иоанна Пророка и авву Дорофея во святых.
Есть в православной духовной традиции и другие свидетельства: о том, как старец помогал послушнику в делании Иисусовой молитвы и послушник постепенно восходил на ступень безмолвия и на ступень умно-сердечной молитвы…
Старец руководит послушником – через откровение помыслов и монашеское послушание
Что же мы скажем о духовном руководстве старца? Оно предполагает, что у старца имеется не только большой опыт покаяния и борьбы со страстями, но есть и достаточный опыт безмолвия. Прежде всего, старец учит начинающего монаха, как взойти к безмолвию – если Бог благословит взойти.
Теперь подведем итог: духовное руководство дежурного священника, духовника (духовного отца) и старца тесно связано со ступенями покаяния, борьбы со страстями и ступенями священного безмолвия.