Россия – родина наша, наполненная красотою лесов, полей и рек, прославленная именами великих людей, творивших историю, просиявшая в молитвах православных старцев, обращавшихся к Богу за благословением святой земли и русского народа. Сотни храмов, десятки монастырей были восстановлены за несколько десятилетий, а к ним проложены тысячи тропинок из сумрака в свет веры и спасения.
Оптина пустынь – колыбель русского старчества, что раскинулась на Калужской земле, пережила период упадка и рассвета, явила миру великих подвижников, судьбы которых, как жития святых, обращают людей к вере. Архив Манского района провел большое расследование и выяснил: насельник Оптиной пустыни инок Ферапонт (Пушкарёв), убиенный сатанистом на Пасху 1993 года, в юношестве жил в поселке Нарва. Об этой новой странице биографии инока, о его духовном поиске и жизни в монастыре наш сегодняшний рассказ.
Красная Пасха
Свято-Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь был основан в конце XIV века. Экскурсоводы всегда охотно рассказывают историю о раскаявшемся разбойнике Опте, с которого началась иноческая жизнь будущей обители. А еще упоминают космонавтов, приехавших сюда в поисках места, откуда над землей поднимался в небо столп света. Они засняли из космоса необычное явление. После многократного увеличения фото стало понятно, что на снимке запечатлена Оптина, тогда еще стоявшая в руинах, но источающая благодатный свет.
Безусловно, прославлен монастырь и именами четырнадцати Оптинских старцев, канонизированных Русской Православной Церковью, а также именами трех иноков, убитых в пасхальную ночь 1993 года душевнобольным сатанистом Николаем Авериным.
Известно, что убийца долго готовился к преступлению
Известно, что убийца долго готовился к преступлению. 18 апреля, взяв с собой нож с вырезанным на рукоятке «числом зверя» 666, он отправился в монастырь, где проходили праздничные богослужения. На звоннице Аверин нанес смертельные ранения инокам Ферапонту и Трофиму, а затем со спины напал на иеромонаха Василия, который шел на богослужение в скит. Все трое скончались на месте. В этот год красный цвет Пасхи стал символом пролитой монахами крови, их мученической кончины.
В 2008 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II была возведена часовня Воскресения Христова над могилами убитых на Пасху братьев. Многочисленные паломники устремились сюда поклониться их святым мощам. За тридцать с лишним лет слава об Оптинских иноках распространилась не только по всей России, но и далеко за ее пределами. О жизни монахов были написаны книги и статьи, сняты документальные фильмы.
Новая страница биографии
В январе 2023 году в архив Манского района пришел запрос от Михаила Шкатова, директора православного издательства «Отчий дом». Он просил найти свидетельства о проживании на территории Манского района Владимира Пушкарёва, будущего инока Оптиной пустыни Ферапонта. Галина Шамильевна Руднева, директор «Муниципального архива», провела большую работу, прежде чем нашла ответ на этот вопрос.
Это был живой поиск через обращение к сохранившимся документам, через встречи с людьми и долгие разговоры, прояснявшие картины прошлого. Действительно, даже в самом подробном описании жизни инока Ферапонта не было упоминания о Нарве, поселке Манского района, где предположительно прошли его юношеские годы. Галине Шамильевне удалось встретиться с приятелем Владимира Пушкарёва Виктором Болдасовым. Он представил неоспоримые доказательства, которые открыли еще одну страницу жизни будущего мученика Русской Православной Церкви.
В подростковые годы Володя Пушкарёв проживал вместе с отцом в поселке Нарва. Если обратиться к его биографии, можно предположить, что это были 60-е годы прошлого века. Как получилось, что Володя оказался вдвоем с отцом, без матери Валентины Николаевны и сестер? Вероятнее всего, из-за развода, который случился в семье Пушкарёвых. И если вернуться к вопросу о том, что заставило молодого человека обратиться к Богу и уйти в монастырь уже в зрелом возрасте, то ответ будет неоднозначным: видимо, сразу несколько факторов, один из которых будет связан с глубоким переживанием подростка разлада в семье и противоречивой, грубой, заносчивой личностью отца, с которым он остался.
Несмотря на то, что подросток был предоставлен сам себе, никаких хулиганских поступков за ним не наблюдалось
В поселке Нарва Володя жил в переулке Речном. Его отец Леонид Сергеевич работал грузчиком в отделе рабочего снабжения Баджейского леспромхоза, часто выпивал и дебоширил. Денег в семье не было. Несмотря на то, что подросток был предоставлен сам себе, никаких хулиганских поступков за ним не наблюдалось. Напротив, юноша не пил и не курил в отличие от своих сверстников, не употреблял в пищу мясо, активно занимался спортом и подрабатывал с друзьями на стройке. На отца рассчитывать не приходилось, и Володе пришлось рано повзрослеть. Люди замечали за ним глубокую натуру, мятежность духа и постоянный поиск себя. Видимо, уже тогда парень ставил перед собой вопросы о вере и смысле жизни.
Дорога в Оптину
В книге «Красная Пасха» Нины Павловой можно подробно проследить путь Владимира Пушкарёва до дня его кончины в Оптине.
В 1970-е годы он уехал из Нарвы, получил среднее технической образование, выучился на водителя, отслужил срочную службы на Дальнем Востоке, затем продолжил свое образование и получил специальность лесовода. В Хабаровском крае три года трудился егерем и жил в лесу практически в полном одиночестве. Потом внезапно переехал в Ростов-на-Дону к дяде, которого до этого видел только раз в жизни.
Однажды знакомая женщина рассказала ему свой опыт переживания клинической смерти после автокатастрофы. Владимир проникся этой историей и под впечатлением от услышанного прочитал третий том сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова), в который вошло «Слово о смерти» и «О видении духов», житие преподобного Иова Почаевского и поучения старца Силуана Афонского. С этого момента начался путь его воцерковления. Вскоре он поехал в паломничество в Оптину пустынь, после которого решил уйти в монастырь.
В июне 1990 года Владимир Пушкарёв пешком из Калуги добрался до мужского монастыря. Поздно вечером он подошел к воротам обители, упал на колени и в таком положении был обнаружен на следующее утро монастырской братией. Через полгода, на Покров Пресвятой Богородицы, он был пострижен в иночество с именем Ферапонт.
Поздно вечером он подошел к воротам обители, упал на колени и в таком положении был обнаружен на следующее утро монастырской братией
Инок отличался своим стремлением к уединению и молитве. Он ни с кем не дружил, нес послушание в трапезной: готовил для насельников и паломников. Монах был мастером на все руки: легко ремонтировал церковную утварь, вырезал доски для икон, кресты из дерева, плел четки и был прекрасным звонарем. А незадолго до трагических событий Ферапонт начал раздавать свои вещи, будто предчувствуя скорый уход.
«Многие боятся смерти. Видимо, смерть несвойственна человеку, и, может быть, поэтому душа не желает соглашаться с мыслью о своем небытии? Нет, все же душа не умирает, но пребывает вечно», – рассуждал он, пытаясь разгадать главную тайну человеческой души.
***
Многие вспоминают закат в Оптиной пустыни накануне Пасхи 1993 года. Это был тихий, спокойный вечер, завершающий Великую Субботу. Солнце медленно опускалось за горизонт, заливая монастырь мягким розовым светом, создавая атмосферу благоговения и покоя. Все замерло в ожидании первого торжественного возгласа – «Христос воскресе!» Монастырь погрузился в молитву. Никто не мог и предположить, что слова пасхального тропаря вскоре станут пророческими, и Христос, «смертию смерть поправ», за руку поведет Своих возлюбленных сыновей в Царствие Небесное. На этом закончится их земной поиск Бога.
Эта Пасха станет поворотным моментом в истории Оптиной пустыни и явит миру трех новомучеников, трех молитвенников, продолжающих духовные традиции старинной обители.