Братья Поповы – сотрудники святителя Тихона в американский период служения

На дороге, ведущей из Рыбинска в Ярославль, вдоль левого берега Волги, в 25-ти км от Рыбинска расположено местечко Шашково. Некогда это были владения знатных родов государства Российского – Тишининых, Кожиных, Климентьевых, Теляковских, Ратьковых-Рожновых и других. В конце XIX – начале XX века это было популярнейшее место летнего отдыха столичных жителей. Усадьба «Отрадное» в Шашково принадлежала директору Императорских театров В.А. Теляковскому. Он очень любил свое поместье и подолгу жил в летнее время в нем. Сюда, в гости к Владимиру Аркадьевичу, приезжали бас Шаляпин, художники К. Коровин и А. Головин, Л. Собинов. В советское время в поселке было ведущее в стране племенное хозяйство по разведению романовской овцы – Племзавод им. XXVI Партсъезда, постоянный участник выставок на ВДНХ и совхоз-миллионер. Поселок довольно крупный по нынешним временам. Здесь и школа, и детский сад, и почта, и магазины, и фельдшерский пункт, и многоквартирные дома. Но дух упадка незримо витает в воздухе, как бы говоря всем: расцвет этого места остался в прошлом. В центре поселка стоит Крестовоздвиженский храм 1775 года постройки, с изящной колокольней и погостом вокруг.

Крестовоздвиженский храм в Шашково (1775) Крестовоздвиженский храм в Шашково (1775)

Ныне разрушенный и закованный в строительные леса, он смиренно ждет своего «воскресения». Но восстановление идет очень небыстро, по обычной для таких вопросов причине – безденежью.

С 2020 года мне поручено восстанавливать этот храм, чем я до сего дня и занимаюсь по мере сил.

Валерия Николаевна Точалова Валерия Николаевна Точалова

В центре поселка, в стороне от асфальтовой дороги, стоит ветхий домик на несколько семей барачного типа. Часть квартир в доме пустует. А в одной квартирке, с прогнившим крылечком, живет вместе с дочкой старенькая учительница Валерия Николаевна. Мы с ней познакомились, когда меня попросили исповедовать, причастить на дому несколько местных бабушек, среди которых была и Валерия Николаевна.

Учительница рассказала о себе, что она 1931 года рождения, внучка репрессированного священника – Попова Димитрия Игнатьевича. Показала свой архив, доставшийся ей от деда. Это были прекрасно сохранившиеся дореволюционные фотокарточки священников и архиереев. Из рассказа хозяйки дома стало известно, что ее дедушка был священником в Запорожской области в селе Малая Белозерка. В 1934 году их семья – отец Димитрий, матушка Александра Михайловна (урожд. Апостолова, бабушка Валерии Николаевны), их дочка Анна (мама Валентины Николаевны) и сама Валерия Николаевна, в то время совсем маленькая девочка, переехали в Ярославскую область в село Понизье, где батюшка служил в местной церкви. В 1937 году дедушку вызвали в Ярославль, в НКВД, и больше они его уже не видели. Им было известно, из редких весточек от посторонних людей, что отец Димитрий был арестован, находился в лагере, и позднее пришла скорбная весть о смерти дедушки. После ареста дорогого человека – главы семейства – оставшиеся домочадцы вполне испили горькую чашу «семьи врага народа». Больше Валентина Николаевна ничего не могла сказать, так как в семье ни о чем из прошлой жизни не вспоминали.

Бабушка и мама нашей героини ничего и никогда не говорили ей до самой своей смерти. Из-за травли, устроенной односельчанами, семья во время войны переехала в Рыбинский район.

Фотоархив В.Н. Точаловой Фотоархив В.Н. Точаловой

Валерия Николаевна и ее дочь Надежда, с которой они сейчас живут, попросили помочь узнать о судьбе отца Димитрия. Я с воодушевлением взялся помочь. Мы сделали запрос в УФСБ по Ярославской области. Оттуда пришел ответ, что дело Д.И. Попова находится в архиве г. Костромы, так как с. Понизье – место проживания семьи на момент ареста – сейчас относится к Костромской области. Мы написали запрос в этот архив, и нас пригласили ознакомиться с материалами дела. Уголовное дело приоткрыло завесу тайны над личностью отца Димитрия.

Из материалов уголовного дела следовало, что протоиерей Попов Димитрий Игнатьевич, священник села Понизье Антроповского района, приехал из Днепропетровской области села Малая Белозерка. В 1902–1904 годах служил в Русской миссии в Нью-Йорке псаломщиком

Александра Михайловна и Дмитрий Игнатьевич Поповы (фото из архива В.Н. Точаловой) Александра Михайловна и Дмитрий Игнатьевич Поповы (фото из архива В.Н. Точаловой)

В особую вину ему ставится близкое знакомство с Патриархом Тихоном и с репрессированным на тот момент архиепископом Костромским Никодимом (Кротковым) – священномучеником Никодимом, который и «перетащил его сюда», а также то, что он имеет связь с заграницей через своего брата-священника, умершего в 1935 году и жившего в Лос-Анджелесе. В материалах уголовного дела отец Димитрий характеризуется как настроенный враждебно по отношению к советской власти и имеющий монархические взгляды. В вину ему ставится препятствование в проведении колхозных работ, пропаганда религиозности среди детей, то, что он «разлагал» колхозниц послушаниями в сестричестве при храме села Понизье. Но в уголовном деле ощущается твердая вера, благородство и духовная красота этого незаурядного священника. Например, неоднократно им утверждалось мнение, что религия не противоречит науке. Он имел твердую уверенность, что наука придет к доказательству бытия Бога. Еще интересный момент в уголовном деле: в среде верующих в 1937 году явно ощущается приближение и даже неизбежность грядущей войны. Один из свидетелей дал показание, что отец Димитрий сказал ему: «Много мух – это к войне». Еще другая свидетельница также показала, что Д.И. Попов говорил ей о грядущей войне. Показания на отца Димитрия дали три священника. Арестован он был 11 ноября 1937 года. Вину свою в контрреволюционной деятельности, несмотря на абсурдность предъявленных обвинений, полностью признал. По каким причинам – непонятно, но, видимо, причины были. Судя по шаблонности и поспешности, уголовное дело было полностью сфабрикованным. 12 ноября дело было завершено, а 14 ноября тройкой УНКВД по Ярославской области вынесен приговор – 10 лет ИТЛ. В праздник Обрезания Господня, 13 января 1940 года, священник скончался в Ивдельлаге Свердловской области.

По воспоминаниям Валерии Николаевны, после ареста дедушки их семья подверглась травле как семья «лишенцев». Она сама много претерпела от учителей и детей как внучка «врага народа». Такую мы получили информацию из уголовного дела.

Руины Пантелеимоновской церкви в с. Малая Белозерка Запорожской области, где более 20 лет служил о. Димитрий Попов Руины Пантелеимоновской церкви в с. Малая Белозерка Запорожской области, где более 20 лет служил о. Димитрий Попов

Позже я связался со священником отцом Иоанном из села Малая Белозерка Запорожской области (сейчас в составе России). Это село, в котором отец Димитрий прослужил более 25 лет и в котором сохранилась добрая память о нем. Вот что удалось узнать с его родины. Отец Димитрий был настоятелем церкви святого великомученика Пантелеимона в селе Малая Белозерка (до 1923 года Великая Белозерка) примерно с 1905–1910-х годов. В семье Валерии Николаевны хранится фотокарточка отца Димитрия в рясе с матушкой 1910 года, на которой есть подпись «В. Белозерка». В семье отца Димитрия росли двое детей – сын Михаил и дочка Анна. В начале 1930-х годов на всю огромную Днепропетровскую область (современные Днепропетровская и Запорожская области) оставалось действующими всего восемь церквей, в том числе и Пантелеимоновский храм в М. Белозерке. При храме действовало сестричество – девушки пели на клиросе и выполняли другие послушания в церкви. Батюшку помнят как человека высокодуховной жизни. Например, жительница села Татьяна рассказала историю о своей родственнице, монахине-затворнице, которая кроме небольшого круга людей ни с кем не общалась. Духовником ее был отец Димитрий. Сейчас могилку этой старицы-подвижницы очень почитают в селе. Во время антирелигиозной пропаганды в семье батюшки произошла трагедия. Его старший сын Михаил прилюдно отрекся от отца-священника, чтобы можно было поступить в институт. Как сложилась его судьба в дальнейшем, неизвестно. В 1933 году на юге Украины случились засуха и неурожай. Начался голод. Местные комсомольцы устроили в отношении батюшки провокацию. Ночью под стогом сена во дворе священника они спрятали мешок зерна, а утром пришли с обыском и «нашли» спрятанный мешок. Это послужило поводом к изгнанию семьи священника из села. Так семья отца Димитрия оказалась в Ярославской области. Его принял в епархию архиепископ Никодим, который был близок с отцом Димитрием, о чем не без зависти говорил в показаниях один из священников. Архиерей и батюшка сблизились во время бытности архиепископа Никодима на Таврической кафедре. Кроме этого архиерея отец Димитрий был в близких отношения с архиепископом Алексеем (Молчановым; 1853–1914), о чем говорят две фотографии с дарственной надписью, хранящиеся в архиве семьи. На новом месте семья быстро обустроилась и обжилась, во многом благодаря трудолюбию батюшки и матушки. Как вспоминает Валерия Николаевна, в доме делали много припасов на зиму – и грибов, и ягод. Матушка и дочка отца Димитрия похоронены в селе Хопылево Рыбинского района. А матушка Александра Михайловна была пионером по разведению помидоров в округе.

Воскресенская церковь с. Понизье (сейчас Костромская область). Место служения о. Димитрия до момента его ареста Воскресенская церковь с. Понизье (сейчас Костромская область). Место служения о. Димитрия до момента его ареста

В личном деле от 1892 года старшего из братьев Поповых – Митрофана, студента Московской духовной академии, – которое мы нашли в фонде 229 ЦГА Москвы, говорится о семье Поповых. Глава семейства – протоиерей Игнатий Яковлевич Попов, уроженец Курской губернии, дьяконский сын – окончил Курскую духовную семинарию в 1867 году по второму разряду. В 1867 году был принят в Херсонскую епархию, с 1868 года служил протодиаконом Одесского кафедрального собора. Был учителем пения в Одесском духовном училище, строителем и настоятелем Михайло-Архангельской церкви на Молдаванке. На 1891 год семья Поповых состояла из матушки Александры Алексеевны – 39 лет, Митрофана – 21 года, Якова – 18 лет, Петра – 16 лет, Дмитрия – 8 лет, Елизаветы – 5 лет и сына Тихона. Самому Игнатию Яковлевичу в тот год исполнился 51 год.

О. Петр Попов О. Петр Попов

Дальше захотелось найти информацию о его брате, который жил в США. Сначала я пытался найти ее через церковные структуры в США. Писал в Западно-Американскую епархию – безуспешно. Затем самостоятельно и с помощью русских людей, живущих в Америке, понемногу начал находить информацию. Вот что удалось узнать о старшем брате отца Димитрия – Петре Попове.

Попов Петр Игнатьевич родился 9 июня 1875 года. В 1895 году закончил курс Одесской семинарии по второму разряду. В том же году уехал в США. О том, что он живет в Америке с 1895 года, сообщает «Православный вестник» в 1923 году в статье-поздравлении отца Петра с 25-летием служения в священном сане. Во 2-м номере Православного вестника Америки от 15 сентября 1896 года сообщается, что Преосвященный Николай отбыл в путешествие по американским приходам. В этой поездке его сопровождал только псаломщик Дмитрий Попов.

Фотография епископа Николая (Зиорова) с дарственной подписью «Приснопоминаемым сродникам свящ. И.Я. и А.А. Поповым» (из архива В.Н. Точаловой) Фотография епископа Николая (Зиорова) с дарственной подписью «Приснопоминаемым сродникам свящ. И.Я. и А.А. Поповым» (из архива В.Н. Точаловой)

Почему молодой человек, выпускник семинарии, попадает в Америку, да и еще становится наиболее близким сотрудником правящего архиерея? Ни в «Православном вестнике», ни в других источниках об этом нет никакой информации. Но в архиве Валерии Николаевны хранится фотокарточка Преосвященного Николая с дарственной подписью, в которой содержится ответ на этот вопрос. «Приснопоминаемым сродникам свящ. И.Я и А.А. Поповым. 1894, 4 августа. Николай, епископ Алеутский и Американский».

В начале 1898 году он сочетается браком с Юлией Николаевной (урожденной Митропольской). Матушка Юлия – дочка протоиерея Николая, коренная американка, родилась в Ситхе. Она была племянницей преосвященного Иоанна, епископа Алеутского (1836–1914), который управлял епархией в 1870–1877 гг. При нем кафедра была перенесена в Сан-Франциско. Петр Попов был рукоположен во диакона на праздник Сретения в этом же 1898 году епископом Николаем. В конце 1898 года отец Петр упоминается как протодиакон, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора в Сан-Франциско.

В конце 1898 года на кафедру вступает епископ Тихон (Беллавин). 13 декабря 1898 года в соборе произошла встреча и торжественный молебен двух архиереев – Тихона и Николая. На следующий день в Сан-Франциско прибыл великий князь Кирилл Владимирович Романов, проездом из Китая в Россию. На следующий день епископ Николай отбыл в Нью-Йорк одним поездом с великим князем и его свитой.

Отец Петр стал верным помощником Преосвященного Тихона в американский период его служения

С момента прибытия нового архиерея в кафедральный храм протодиакон Петр Попов упоминается как постоянный служащий при новом архиерее, почти всегда сопровождавший его в поездках. Это связано с вокальной одаренностью отца Петра, личными качествами, такими как «усердие, и исполнительность, и кроткий нрав». Отец Петр стал верным помощником Преосвященного Тихона в американский период его служения.

17/30 сентября 1900 года отец Петр был рукоположен в сан пресвитера епископом Тихоном к Свято-Духовской церкви в Бриджпорте (штат Кентукки). При рукоположении владыкой было сказано слово, текст которого часто встречается в изданиях о Патриархе Тихоне.

«Речь к новорукоположенному иерею Петру Попову.

Приветствую тебя, возлюбленный о. Петр, с благодатию священства. Милосердый Господь, лучшее что о тебе предзревший, ныне чрез мое недостоинство возводит тебя из низшего служения в высшее, из протодиакона во иерея. Сбывается ныне на тебе слово Христово, читанное днесь самим же тобою во святом Евангелии: “Добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю, вниди в радость Господа твоего” (Мф. 25: 21). За твою христианскую жизнь, кроткий нрав, послушание, примерную исполнительность и усердие по службе, верность в малом тебе ныне вверяется большее: ты поставляешься иереем немалочисленного прихода, в котором еще многое нужно устроить, окончить, довершить во благо святой Церкви Православной; кроме сего, ты призываешься мною и к некоему руководству соседними с твоим приходами по званию помощника благочинного.

“Потщися себе искусна поставити пред Богом, делателя непостыдна, право правяща слово истины” (2Тим. 2: 15). Для сего не неради о своем даровании, живущем в тебе, еже дано тебе бысть ныне возложением руку моею (ср.: 1 Тим. 4: 14). “Се тебе данный талант трудолюбно делай, не скрывай, а приумножай его. Возгревай дар Божий” (2 Тим. 1: 6), сошедший ныне в душу твою; он опаляет неправды наши, очищает сердце от нечистых, мерзких, праздных и вредных помышлений, погашает в плоти нашей пламень страстный, исторгает плевела себялюбия, кои нередко примешиваются у нас к добрым семенам, к похвальным намерениям и хорошим поступкам. Посему забота о возгревании сего дара в себе, о внутреннем очищении и самоусовершенствовании должна быть у тебя первою и главною, так как от этого более всего будет зависеть успех твоего пастырского служения. Очищение же это и усовершенствование достигается чрез скорби и страдания, чрез самоотвержение и крест, кои заповедуются Христом в другом ныне читанном Евангелии (Мк. 8: 34). Как золото очищается в горниле, где изгарь отделяется от металла, так и душа наша очищается от греховного чрез скорби и страдания, в которых тлеет внешний наш человек, но зато обновляется внутренний, созданный по Богу (ср.: 2 Кор. 4: 16). Путем страданий и Креста шел Сам Святейший Пастыреначальник Христос, о чем говорит нам предлежащий ныне Крест Господень. Этим же путем должен идти и всякий, кто хочет служить Ему. Если Сам Богочеловек отметал Свою человеческую волю, ставил ее в полное подчинение воле Божественной, взывал “обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты, Отче” (Мф. 26: 39), то тем более мы, немощные и греховные, должны отвергнуться себя, свою грехолюбивую волю подчинить воле Божией, творить не свою волю, но волю Пославшего нас. Если Он, будучи Сыном, страданиями навык к послушанию (см.: Евр. 5: 8), то тем паче мы не в состоянии достигнуть нравственного совершенства без спасительных скорбей. Если Он невинно терпел и обиды, и поношения, и страшные страсти, и животворящий крест, то тем более мы должны безропотно переносить страдания, которые вполне заслужили своими грехами. Словом, каждый из нас должен сораспяться Христу.

Быть может, смущаешься ты, что в день настоящего торжества, радости и прославления твоего я говорю тебе слово крестное, слово о скорбях и страданиях. Но вспомни, что и на Фаворе, во время славного Преображения Господня, Моисей и Илия “глаголаста исход Его, егоже хотяше скончати во Иерусалиме” (Лк. 9: 31). Крест, скорби и страдания, правильно понимаемые и по-христиански переносимые, ведут к прославлению. “Ныне прославися Сын Человеческий”, – сказал о Себе Христос в начале Своих страданий (Ин. 13: 31). И верно слово апостола: “аще страждем со Христом, с Ним и прославимся” (Рим. 8: 17). Посему надлежит радоваться, когда нам дается не только веровать во Христа, но и страдать за Него (ср.: Флп. 1: 29).

Пусть же сей святый крест, который вручается тебе ныне, выну напоминает тебе о предлежащем пути крестном; а вместе с сим он же и облегчит тебе сей путь, ибо живоносный крест есть сила, крепость, держава, избавитель, щит и хранитель, победа и утверждение наше (канон Кресту, песнь 1, тропарь 3).

17/30 сентября 1900 г.,

г. Сан-Франциско».

В это время отец Петр является членом Духовной консистории и имеет должность казначея оной.

9/22 мая 1901 года состоялась закладка камня в основание Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке. Строительство собора стало одним из важнейших деяний свт. Тихона на Американской кафедре. В 1902 году отец Петр уезжает в отпуск в Россию. О возвращении из отпуска сообщается в «Православном вестнике» за август 1902 года. Отец Петр вернулся в Америку 16 июля.

На важнейших должностях в главных приходах служат братья Поповы, что характеризует их как весьма незаурядных личностей

20 июля того же года, то есть всего через четыре дня после возвращения отца Петра, состоялось важнейшее событие в епархии – первое богослужение в почти построенном Свято-Николаевском соборе. И псаломщиком на этой службе указан «недавно прибывший» Дмитрий Попов. То есть отец Димитрий, тогда 19-летний, прибыл из России вместе со старшим братом. В списках выпускников Одесской семинарии за 1902 год указано, что Дмитрий Попов успешно окончил первый курс семинарии, переведен на второй и отчислен по просьбе отца. В будущем в списках выпускников этой семинарии отец Димитрий не значится. По воспоминаниям внучки, отец Димитрий имел прекрасный слух и голос, часто пел дома арию из «Ивана Сусанина», и, как она вспоминает, «его даже в оперу петь приглашали».

Свято-Николаевский собор Нью-Йорка. Фото 1905 г. Свято-Николаевский собор Нью-Йорка. Фото 1905 г.

Видимо, этим, а также не по возрасту большой опытностью в делах богослужебных Дмитрия Попова и объясняется то, что он был поставлен псаломщиком главного, в недалеком будущем, храма епархии. Уже в ноябре 1902 года сообщается, что Д. Попов сопровождает свт. Тихона на освящение церкви в Нью-Британь. 10/23 ноября 1902 года состоялось торжественное освящение Свято-Николаевского собора. В РАВ за февраль 1903 года указано, что Д. Попов служит псаломщиком в Николаевском соборе при настоятеле прот. А. Хотовицком, священнике И. Зотикове. Брат его П. Попов в это время (1903 год) указан священником кафедрального собора Сан-Франциско при настоятеле (ключаре) иером. Севастиане (Дабовиче; первом монахе-священнике, родившемся в США), священнике Феодоре Пашковском (будущем митрополите Феофиле). Здесь же служит заштатный священник Николай Митропольский – тесть отца Петра. Всего в это время в епархии 52 храма, 69 часовен, 50 священников, 1 диакон и 24 псаломщика. На важнейших должностях в главных приходах служат братья Поповы, что характеризует их как весьма незаурядных личностей.

Святитель Тихон с духовенством в Америке. Слева от архиерея стоит о. Петр Попов. Из архива архиепископа Досифея (Иванченко) Святитель Тихон с духовенством в Америке. Слева от архиерея стоит о. Петр Попов. Из архива архиепископа Досифея (Иванченко)

29 февраля 1904 года в соборе святителя Николая в Бруклине архимандрит Рафаил (Хававини) был хиротонисан во епископа Бруклинского, викария Алеутской епархии. Хиротонию совершили епископ Тихон (Беллавин) и епископ Иннокентий (Пустынский). Эта хиротония была первой православной хиротонией в Америке. На этом историческом богослужении руководил хором Дмитрий Попов.

В начале 1905 года сообщается, что Д. Попов выбыл в 1904 году из числа членов братской кассы епархии в связи с отъездом в Россию. В списке выбывающих указан и священник Тихон Шаламов – отец известного писателя В. Шаламова.

18 апреля 1906 года произошло землетрясение в Сан-Франциско, в результате которого был полностью уничтожен собор. Отец Петр в связи с этим перемещается в Нью-Йорк.

Собор в Сан-Франциско после землетрясения Собор в Сан-Франциско после землетрясения

В 1911 году 6 мая ко дню рождения императора Николая Александровича отец Петр награждается саном протоиерея. В это время он значится главой Эмигрантского дома и настоятелем Успенской церкви при доме, а также продолжает состоять членом в духовном правлении.

Уникальный снимок – все три архиерея Православной Церкви в Америке на одной фотографии. Отец Петр – крайний слева Уникальный снимок – все три архиерея Православной Церкви в Америке на одной фотографии. Отец Петр – крайний слева

В письме к о. Петру Патриарх Тихон благодарит американскую паству за помощь голодающим в России

После перемещения святителя Тихона на Ярославскую кафедру, на Американскую 20 июня 1907 года заступает архиепископ Платон (Рождественский). Правящий архиерей Евдоким (Мещерский; в будущем видный обновленец) летом 1917 года, уехав на Поместный Собор, не вернулся в епархию, что привело к большим нестроениям. С 1918 года РАПВ не выпускался. Очень мало информации в период до 1922 года. В этот период епархия ннаходилась в глубоком кризисе. В 1922 году издание РАПВ возобновилось. В апрельском номере РАПВ – маленькая статья отца Петра в которой он сообщает с почти ощутимой физически, даже много лет спустя, радостью о полученном им письме от Святейшего Тихона. В этом письме – поздравление ему лично и всей американской пастве с наступающим Днем Пасхи и слова благодарности за помощь голодающим в России, а также с напоминанием о необходимости продолжить сбор этой помощи. Это письмо в тот период явилось одним из немногих радостных событий в епархии.

Статья о. Петра, сообщающая о письме Патриарха Тихона. 1922 г. Статья о. Петра, сообщающая о письме Патриарха Тихона. 1922 г.

Страдания Отечества того периода не могли не отразиться на чувствах соотечественников в далекой Америке. На Сретение 1923 года вышла статья-поздравление отца Петра с 25-летием священства. Здесь он указывается как ключарь Николаевского собора и казначей Епархиального совета Северо-Американской епархии.

В 1924 году из России вернулся бывший священник епархии, Иоанн Кедровский, перешедший в обновленчество и возведенный в сан «епископа». Он был гражданином США и от обновленческого Синода имел правоустанавливающие документы на право собственности Николаевским собором. После многих судебных тяжб собор перешел к обновленцам. Кафедральным собором стала Покровская церковь. Отец Петр некоторое время служил там. В 1929 году сообщается о переходе отца Петра в клир Албанской Церкви. В сентябре 1935 года в газете «Лос-Анджелес таймс» вышла большая статья о празднике в честь назначения настоятелем в русскую церковь отца Петра, с торжественным обедом и фотографией отца Петра с семьей. Но прослужить новому настоятелю было отмерено очень мало. 11 ноября 1935 года отец Петр погиб в автокатастрофе. Об этом же факте есть показания отца Димитрия Попова в уголовном деле. Это говорит о наличии связи отца Димитрия с родственниками в Америке.

Семья Поповых. «Los Angeles Times», сентябрь 1935 г. Фотография сделана незадолго до трагической гибели о. Петра Семья Поповых. «Los Angeles Times», сентябрь 1935 г. Фотография сделана незадолго до трагической гибели о. Петра

У отца Петра остались жена и две дочки.

Сообщение о гибели о. Петра. «Los Angeles Times», 1935 г. Сообщение о гибели о. Петра. «Los Angeles Times», 1935 г.
Надгробный камень Юлии и Клавдии Поповых в Колме Надгробный камень Юлии и Клавдии Поповых в Колме

Матушка после смерти мужа осталась при храме, пела в хоре. Они с дочками прожили долгую жизнь. Матушка Юлия Николаевна умерла в 1979 году в возрасте 98 лет. Старшая дочка Клавдия скончалась в 1998 году в возрасте 97 лет, младшая Ольга умерла в 1988 году. Похоронен отец Петр, матушка Юлия, Клавдия и родители матушки Юлии на сербском кладбище в Колме.

Могила о. Петра Попова в Колме Могила о. Петра Попова в Колме

Иерей Стахий Труфанов

7 октября 2025 г.

Смотри также
«Патриарх Тихон – это такая личность, равной которой нет в нашей церковной истории» «Патриарх Тихон – это такая личность, равной которой нет в нашей церковной истории»
Лидия Головкова
«Патриарх Тихон – это такая личность, равной которой нет в нашей церковной истории» Лидия Головкова: «Патриарх Тихон – это такая личность, равной которой нет в нашей церковной истории»
Он все время прощал. И прощал многое из того, чего другие бы не простили.
Как в Нью-Йорке часть улицы назвали в честь святого Патриарха Тихона Как в Нью-Йорке часть улицы назвали в честь святого Патриарха Тихона
Ольга Зацепина
Как в Нью-Йорке часть улицы назвали в честь святого Патриарха Тихона Как в Нью-Йорке часть улицы назвали в честь святого Патриарха Тихона
Ольга Зацепина
«Мы понимали, что эта работа займет очень много времени. В итоге у нас ушло на нее 5 лет».
Л. 31. Поместный собор 1917–1918 гг. и первые годы гражданской войны Л. 31. Поместный собор 1917–1918 гг. и первые годы гражданской войны
Свящ. Димитрий Сафонов
Л. 31. Поместный собор 1917–1918 гг. и первые годы гражданской войны Лекция 31. Поместный собор 1917–1918 гг. и первые годы гражданской войны
Православные просветительские курсы
Священник Димитрий Сафонов
Поместный собор 1917–1918 годов. Выборы Патриарха. Обновленческий раскол. Послания Патриарха Тихона и его «Завещание». Лекция и ответы на вопросы.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.