О колокольном звоне и автозвоне. Слово в защиту человека

Часть 1. Живой голос живой Церкви Христовой

Электронный звонарь на колокольне Электронный звонарь на колокольне

Часть 2 – Святая Русь с роботами на колокольнях

С давних, далеких времен звучат на Русской земле колокола. Православную Святую Русь, пожалуй, невозможно представить без колокольного звона – он был неотъемлемой частью жизни каждого православного человека и сопровождал его всю земную жизнь. Это очень национальное, русское явление. Прозаики и поэты писали о колокольном звоне, композиторы использовали его в своих музыкальных произведениях. Колокола – важнейший атрибут Православной Церкви, живой голос Церкви.

Можно сказать, что колокольный звон стал музыкальной молитвой, благовествующей и сопровождающей богослужение

Первоначально имея своей целью оповещение, колокольный звон со временем постепенно перерос это свое назначение, и хотя оно за ним сохраняется, он стал чем-то большим, чем просто сигналом оповещения. Подобранные по звучанию колокола на одной звоннице – это уже музыкальный инструмент, а звон во все колокола – это колокольная музыка, к тому же тесно связанная с богослужением, с Церковью. Можно сказать, что колокольный звон стал музыкальной молитвой, благовествующей и сопровождающей богослужение.

Сергей Гаврилович Рыбаков, этнограф, фольклорист Сергей Гаврилович Рыбаков, этнограф, фольклорист

Исследователь православного звона С.Г. Рыбаков писал:

«Издавна известна любовь русских к колокольному звону; благодаря этой любви церковный звон получил у нас совершенно особенное развитие, какого не встретишь ни в какой другой стране. Такого звона и таких колоколов, как в России, со всем их разнообразием и величественностью, не знали другие христианские страны, в которых звон сравнительно с Россией вообще скромен, малоразвит».

Много хороших слов сказано о колокольном звоне. Но я сейчас хочу написать о таком явлении, как проникновение в нашу Русскую Церковь так называемых, автоматических колоколов, или автоматического звона. Явление это пришло к нам с Запада. В Америке такие автоматические колокола были распространены уже в первой половине ⅩⅩ века. Очень известный в России в начале прошлого столетия звонарь Константин Сараджев в 1930-м году был приглашен в Америку, в Гарвардский университет, для настройки колоколов, вывезенных туда из Данилова монастыря после 1917 года. И уже тогда американцы постоянно навязывали Сараджеву идею автоматического звона, с чем он не мог согласиться. Наш русский звонарь пытался объяснить американцам, что это не русский способ управления колоколами. Что во время звона колокола надо чувствовать, а значит, быть рядом с ними – в любую погоду на площадке, открытой холоду и ветрам, – а управлять ими из теплого помещения – это абсурд. В конце концов Сараджеву, так и не понятому, пришлось уехать.

И вот теперь, уже в наше время, автоматический звон появился все-таки на Русской земле. Правда, у нас в Саратове автозвон не получил пока широкого распространения, в основном живые звонари в храмах. Но настораживает то, что уже неоднократно слышала: якобы автозвон ничем не отличается от живого человеческого звона, все то же самое, никакой разницы нет. Вот это и подвигло меня к написанию статьи.

«В нашей жизни сейчас нет ничего настоящего», – услышала я однажды от нашей прихожанки. Да, настоящего становится все меньше и меньше. Его все больше вытесняет внешнее подобие этого настоящего, когда сохраняется внешняя форма, но наполняется другим содержанием. То же можно сказать и про автозвон – это всего лишь внешнее подобие церковного звона.

Колокольный звон часто называют голосом Церкви. Да, это Ее голос, но не просто звук колоколов, звук металла, – это живой голос живой Церкви Христовой. «Слышите, люди! – как бы звучит сверху. – Мы – живые, наша Церковь жива, Она – живой организм, состоящий из живых людей, а не омертвевших членов». И в доказательство этого на колокольне люди видят звонаря – живого человека, который управляет колоколами. Так и говорят: живой звон. Не потому, что сам звон – буквально живой, а потому, что исполняется он живым человеком. Может, и не вполне совершенный, но живой. А о чем говорит автозвон? «Смотрите, люди, на колокольне робот. Зачем вам живой человек, если робот может так же двигать языки колоколов, и они так же издают звук». Да, звук есть, только молитвы нет, духа человеческого нет – того духа, который Бог даровал только человеку. Механический, хоть и правильный в смысле техники, безмолитвенный, безжизненный, по сути – мертвый звон.

В колокольном звоне участвует и таинственным образом звучит дух человека

Каково содержание церковного колокольного звона? Ведь в нем не только звучание колоколов – в колокольном звоне участвует и таинственным образом звучит дух человека. Это, конечно, не означает, что сам звон или колокола обладают душой и духом. Сам звон без человека – бездушный, безжизненный (доказательство тому – автозвон). Дух человека, его душа звучат в звоне, проявляют себя в нем. Говорим же мы: душу вложить в дело, или: душа поет, плачет, радуется; дух стремится, пламенеет или унывает, как у Давида. Так почему дух, душа человека не могут звучать? В нашей земной жизни для обозначения невидимых действий души и духа мы часто используем понятные нам образы и определения. Есть разница между одушевлением неодушевленного, что является язычеством, и признанием того, что в любых действиях человека присутствует, участвует его дух. И человек влияет на окружающий мир не только посредством физической деятельности, но и действием своего духа.

Человек влияет на окружающий мир не только посредством физической деятельности, но и действием своего духа

Дух любви и дух ненависти, злобы имеют разное действие и разный результат, и этот дух может передаваться другим людям. Наглядный пример – то, как дух раздражительности передается окружающим и буквально «подзаводит» их. Так же и панический дух. А во время войны было много примеров, когда мужественный дух отваги, смелости одного человека передавался другим и поднимал в атаку весь батальон. Это действие духа. Само это действие, процесс, мы не видим, но видим результат. Так и в колокольном звоне дух человека звучит, т.е. действует и передается другим людям. В качестве примера можно взять электрический провод, который сам по себе не обладает электрической энергией. Без нее он металлический, а электрическим его называют, когда по нему идет ток. И, опять же, провод не является носителем электричества – он проводник этой энергии от источника к приемнику. Вот и колокольный звон является проводником духовной энергии от звонаря к слышащим этот звон людям. Как это происходит – тайна. Этот дух, в отличии от самих колоколов, нельзя потрогать, нельзя увидеть, но его можно почувствовать, услышать душой, сердцем.

Колокольный звон – это, по сути, молитва. Благовест к началу службы начинается, когда в храме уже читают часы, т.е. звучит молитва. Само слово «благовест» раскрывает смысл происходящего: по-гречески Благая весть – Евангелие. Звонарь поднимается на колокольню с молитвой. Молится он также и во время благовеста, а не просто механически нажимает на педаль, к которой прикреплена веревка от колокола-благовестника. Молитва звонаря звучит и во время праздничного трезвона во все колокола. Только уже не словами, а самим духом, устремленным к Богу. Можно сказать, что молится сам дух, присущий человеку.

На звучание колоколов влияют разные причины: состав сплава, мастерство отливки колокола, окружающая среда и погодные условия. Известно, что вблизи водоемов (река, озеро) звон разносится далеко (особенно с высокой колокольни) и получается более насыщенный, густой – гудят колокола. То же и в сырую погоду. При сильном порывистом ветре – звон иной. И совершенно особенный звон – в зимнюю морозную погоду: очень красивый, звонкий, музыкальный, как бы хрустальный, особенно у малых колоколов с высокими нотами.

Но есть еще один фактор: на звучание колоколов влияет сам человек, его внутреннее состояние духа. Звонарь, стоя на открытой колокольне во время звона, видит и чувствует окружающее его пространство, т.е. лично присутствует в нем и как бы соединяется с ним в одно целое, и слышит звук колоколов, которыми управляет, не как что-то отдельное, обособленное, врезающееся в это пространство, а как часть единого целого, часть, которая в гармонии с этим пространством, ветром, дождем, морозом. Небо, восходящее солнце, деревья, птицы, облака, колокольный звон и сам звонарь как бы внутри этого звона – все это единое целое. И вот это необыкновенное чувство единства всего, ощущение полноты этого единения присутствует и звучит в колокольном звоне и передается слышащим его людям, которые также чувствуют единство этого целого, и себя – в единении с мирозданием Божием. Происходит это не всегда осознанно, но происходит. К. Сараджев это знал опытно, потому и убеждал американцев, что колокола надо чувствовать, быть рядом с ними на пространстве, открытом ветрам, холоду… Мне тоже известно это по опыту, т.к. я – звонарь.

Ростовские звоны. Художник: Александр Евгеньевич Косничев, 1970 г. Ростовские звоны. Художник: Александр Евгеньевич Косничев, 1970 г.

А еще – живой звонарь, в отличие от электронного, слышит свой звон, который, в свою очередь, тоже влияет на состояние звонящего и усиливает в нем внутренний подъем духа, все более нарастающий в продолжение звона. Внутренняя собранность и внутренний подъем очень влияют на качество звона и то, как он воспринимается слышащими. Один и тот же звон, но исполненный в разном душевном устроении, будет звучать по-разному. Правда, надо заметить, что не все звонари придают должное значение внутреннему устроению и молитве; случается, что человек сосредотачивается только лишь на технике звона. Бесспорно, важны и профессиональные навыки, мастерство звонаря, опыт. Но без соответствующего внутреннего настроя, без молитвы настоящего церковного звона, как музыкальной молитвы, не получится.

Без соответствующего внутреннего настроя, без молитвы настоящего церковного звона, как музыкальной молитвы, не получится

Это так же, как и в церковном пении. В. Горбик в одном интервью говорил, что отбирает людей в свой хор, прежде всего, по способности молиться. Какими бы профессиональными данными ни обладал певчий – если он сам не молится, молитвенного пения не получится. Да, это так: будут просто звуки соответственно определенным нотам. То же и в колокольном звоне.

К тому же человек осознает происходящее в храме, понимает, что он делает, ради чего звонит, и испытывает определенные чувства: благодарность к Богу, любовь и благоговейную нежность к Богородице. Осмысление происходящего и своего участия в нем имеет большое значение и влияет на очень многое. Думаю, с этим никто не будет спорить. Мой отец с детства учил меня все делать внимательно, вдумчиво, осмысленно. Человек – на то и человек, чтоб во всем искать и видеть смысл. А о каком осмыслении можно говорить, имея в виду бесчувственного, бессмысленного робота, который даже не понимает, что он делает, и вообще ничего не соображает, ни на что не реагирует, кроме программы. А еще человеческий живой звон (в отличие от автозвона ) – радостный. А он таким и должен быть – колокольный звон. Это же радость о Господе, радость, что существует Церковь, что Она жива, что Христос среди нас и что мы спасены Его Крестной Жертвой и Воскресением. Это радость живого человека, несущего в мир благую весть. А Пасхальные звоны! Сколько в них звучит этой радости и жизни! И, по давней русской традиции, всю Светлую седмицу каждый желающий может подняться на колокольню и позвонить, как умеет. Но это при живом звонаре, а электронный уж точно никого не допустит. А еще, лично для меня, колокольный звон – это память о близких, ушедших в вечность, стремление как бы дозвониться до них. Это стремление соприкоснуться с вечностью. Таково, вкратце, содержание живого колокольного звона, хотя можно было бы еще многое написать.

А что представляет из себя автозвон? Думаю, из вышесказанного и так все понятно. Название его говорит само за себя: это правильный в смысле техники, но механический, автоматический, безрадостный, безмолитвенный звон, в котором не звучит душа человека, не участвует его дух. Его можно использовать в качестве курантов: короткая мелодия и определенное количество ударов на каждый час. Это пойдет, но как церковный звон он не годится.

Говорят: «электронные колокола». Но разве колокола электронные? Колокола-то обычные. Электронный – робот, который ими управляет. За этой лукавой подменой слов скрывается подмена сути вещей. Да, за словами «электронные колокола» или «электронный звонарь» прячется слово «робот». Что такое робот? Это электронное устройство, способное выполнять за человека какие-то физические действия (поднять, передвинуть и т.д.) чисто механически. Именно и только физические, причем без осмысления и чувств, в жестком соответствии с программой. Робот – это вещь. Конечно, приятнее и эффектнее говорить, что у нас в храме электронные колокола, чем сказать: «А у нас, знаете ли, на колокольне робот». Эта подмена слов скрывает истинную суть явления. У робота нет души, нет чувств, нет духа человеческого, нет творческого начала. И уж точно он не умеет молиться. В него можно вложить множество программ (вариантов звона), но в него нельзя вложить души человека, нельзя вдохнуть жизнь. Электронный звонарь – это робот. Говорят, что вещи надо называть своими именами, а иначе получается ложь.

У робота нет души, нет чувств, нет духа человеческого, нет творческого начала. И уж точно он не умеет молиться

Нельзя сказать, что напрямую автозвон влияет на богослужение, – его ход не нарушается. В храме так же звучит молитва, совершается литургия, люди причащаются. Богослужение может совершаться вообще без звона и без пения, и даже вне стен храма. Примеров тому достаточно в годы гонений. Но если уж колокольный звон звучит над храмом, оповещая о начале службы, разве не имеет значения, кто оповещает: человек или робот? Могут сказать: оповещает колокол. Но колокол сам не звучит, им кто-то должен управлять. Причем это оповещение не о каком-то светском празднике (например, карнавале ) и не о бытовом событии, а оповещение о начале богослужения, т.е. молитвы. А ее, человеческой молитвы, и нет в таком автоматическом оповещении. На молитву людей призывает безмолитвенный робот. К тому же, колокольный звон не только оповещает, но и сопровождает богослужение, особенно это заметно на всенощной, когда звон звучит не только в начале и в конце, но еще перед шестопсалмием, перед чтением Евангелия, на песнь Богородице. И разве не имеет значения, кто управляет колоколами и сопровождает богослужение? А на литургии – благовест во время Евхаристического канона, когда освящаются Святые Дары ради человека. Как можно доверить оповещение о самом главном священнодействии в храме бессмысленному роботу, совершенно безучастному к происходящему, в отличие от живого звонаря, который понимает смысл, участвует в общей молитве в храме? Именно благодаря человеку колокольный звон и становится музыкальной молитвой, а не просто автоматикой. Неужели все это ничего не значит, и все это можно взять и отбросить вместе с человеком, как ненужное, лишнее, без чего можно обойтись, и заменить бездушной вещью? И если колокольный звон называют голосом Церкви, состоящей из живых людей, так почему этим голосом управляет не человек, а робот, да еще от имени всей Церкви, ведь не из роботов она состоит?

Если колокольный звон называют голосом Церкви, так почему этим голосом управляет робот, ведь не из роботов она состоит?

Да, богослужение и таинства совершаются. Но разве все вышесказанное не влияет на людей: на их чувства, мысли, на их отношение к храму, к священнику, к тому же богослужению, и вообще – к Церкви? Разве не вызывает сам факт замены живого человека роботом недоумение, сомнения, вопросы у людей? Отношение к Церкви может измениться не в лучшую сторону. Да и сам механический звон, который не впечатляет, не радует, разве не будет вызывать неприятные чувства и ассоциации, может, и не вполне осознанные сразу, но способные закрепиться в человеке, и главное, что они будут связаны с посещением храма. А ведь в храме все должно настраивать на молитву: иконы, свечи, пение и тот же колокольный звон, который сопровождается молитвой живого звонаря. К тому же, человек на колокольне очень гармонично сочетается не только с колокольней и колоколами, но и с самим колокольным звоном, когда видны его движения, и, как естественное следствие этого, звучат колокола. И как непривычно и грустно видеть во время звона пустую колокольню, видеть, как языки колоколов двигаются будто бы сами, что вызывает ассоциацию с полтергейстом, и от этого становится не по себе.

В богослужении участвуют и прихожане, и общий молитвенный дух в храме зависит не только от священника, но и от прихожан. А разве негативное отношение людей к происходящему не повлияет на этот общий молитвенный дух и не скажется на духовной атмосфере в целом? А когда на проповеди прихожане слышат, как священник говорит очень красивые и правильные слова о том, что самое ценное у нас – это душа человека, а потом тот же священник легко и весело заменяет человека с его ценной душой – роботом, то как к этому относиться? И тот же священник постоянно поучает о важности молитвы в жизни христианина, о том, что любое дело надо начинать, сопровождать и заканчивать молитвой, и между тем водружает на колокольню безмолитвенного робота и включает безмолитвенный звон, очевидным для всех образом заменяя молитву живого звонаря нажатием на кнопку. Что ж, слова – одно, а дело – другое? Но хорошо известно, что лучше всего учить собственным примером, своими поступками, а не обильными потоками правильных, красивых слов, не всегда совпадающих с делом. И потом, имеет же значение, что церковный звонарь должен быть человеком верующим, православным. А как быть с роботом? Неужто кто-то рискнет сказать, что у них в храме «верующий православный электронный звонарь», «воцерковленный» робот?!

Интересно, что кнопка для включения автозвона – в телефоне: роботу отправляется смс-сообщение. А ведь это, оказывается, увлекательная игрушка. А вдруг и тот в ответ смс-ку пришлет: «Вас понял, будет сделано». Вот так и начнет налаживаться общение с неодушевленным, с вещью. Кнопку нажать – это ладно, а вот смс-ку отправить по телефону – это напоминает общение с человеком. Установка робота там, где привыкли видеть человека, может побудить к наделению первого человеческими свойствами, даже непроизвольно и неосознанно.

Много вопросов. И если автозвон все же наносит какой-то ущерб, вред людям, то, значит, есть вред и для Церкви, состоящей из этих людей. Можно, конечно, не обращать внимания на это. Можно вообще ни на что не обращать внимания и ни о чем не задумываться, не вникать, ни в чем не искать смысла, прикрывая равнодушие смирением, «неосуждением», «нероптанием» и т.д. Но мы не в пустыне живем и не в затворе сидим. Мы живем в мире, где существует добро и зло, правда и ложь; и все это проникает и в Церковь, причем часто зло выдает себя за добро, а ложь – за правду; враг рода человеческого постоянно пытается подсунуть людям подделку, выдавая ее за подлинное, настоящее.

(Продолжение следует.)

Елена Золина,
звонарь храма Димитрия Солунского
Спасо-Преображенского мужского монастыря в Саратове

8 октября 2025 г.

Комментарии
о. Дионисий13 октября 2025, 01:16
Мы сегодня прекрасно видим как наше общество, наш мир бежит к новой форме социального устройства. Отличительной чертой которого будет вытеснение из социума собственно самого человека, расчеловечевание человеческого общества (сейчас об этом много говорят, да толку..).Здесь уместно напомнить, что только в человеке присутствует Образ Божий. Так вот, негоже Церкви Божией быть в числе тех кто поддерживает это вытеснение Образа Божьего из Мира Божьего.Я много лет служу на таких приходах где ни звонаря ни пономаря нет. Есть много способов организовать "ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ" колокольный звон на приходе. Было бы желание. Все аргументы в пользу эл. звона безосновательны.Нам нужно быть верными в малом!!!
Елена12 октября 2025, 00:35
Скажу честно: оооочень удивлена высказыванием прот Олега….
<...>
А мы: Нужен Живой Звонарь!…
Э, нет, возлюбленные! Тем, от кого это зависит, нужен робот.
<...>
Владимир11 октября 2025, 14:39
Конечно, красиво написано. Только передернуто очень. Всеж-таки необходимость звонаря совсем не равна необходимости хора, тем паче - священника. В русской православной традиции есть своя культура колокольного звона (у греков - это просто оповещение к службе) - и это здорово. И замечательно - если храм может иметь живого звонаря. Но! Посмотрите на реальную (а не романтическую) занятость звонаря на службе. 10 мин - перед службой и 10 - по её завершении. В большинстве храмов службы не ежедневные. Т.е - в современных условиях большого города или загородных расстояний вы будете вызывать человека на 20 минут в день? И кто согласится на это? А как оплачивать? Да и найти звонаря - проблема.
Дмитрий 11 октября 2025, 08:51
Суть в том,что человек с его душой и сердцем вытесняется из духовных дел.И лишается совершенства. Печально видеть печатные иконы с золотом на пластике,компьютерную резьбу в храме,домашние аудио - молитвы. Все было создано в прежние времена верующим народом руками и сердцем.
Леонид10 октября 2025, 20:31
Я тоже не знал о таком явлении. Спасибо автору статьи, всецело разделяю отрицательное мнение об этой "инновации". От души желаю, чтобы у инициаторов и исполнителей этого дела пробудилось чувство стыда. Во всяком случае, у них теперь уже нет отговорки, что вот мол, мы делали это, и все молчали...
протоиерей Олег10 октября 2025, 16:48
Не вижу никакой проблемы здесь! Есть звонарь - замечательно, особенно если профиль! Нет звонаря, не пришел, покинул место жительства и т.д., Электронный звонарь на выручку. Бездушным звон электронный нельзя совсем назвать, во-первых его создали верующие программисты музыканты.Во-вторых, как правило, сам звон призывает к молитве верующих. Кто вам мешает в храме или по дороге на улице помолиться то?! Вот у меня когда то звонили свои дети, хорошо звонили, разъехались, замены по качеству не нашел. Звонить как попало - не есть хорошо! Электронный выручает! И, дело не в деньгах, как там выше спорят, в качестве звонаря! Так что, надуманная проблема.
Н.М10 октября 2025, 11:26
Виктору (9 октября 2025, 22:44) Вы спорите, не зная сути вопроса. Загруженность звонаря на службе - 30 мин, реально и меньше. В приходском храме на неделе - 4-5 служб, среди них будничные, где звона полагается меньше. Беря по максимуму - полтора рабочих дня в месяц. Хотите платить официально - оформляйте на 1/10-ю ставки или как самозанятого. Это, конечно, в том случае, когда звонарь не будет требовать деньги за своё присутствие на самом богослужении (а таких и не надо). А проще всего, как уже говорил, сравните с певчими, которые есть в каждом храме. Расходы на звонаря - это расходы на четвертинку одного певчего, максимум. Практические аргументы в пользу ЭЗ - не работают. Здесь - идеология.
Виктор 9 октября 2025, 23:00
Прошу прощения, уточнение НДФЛ ежемесячно 2917,2 минус из з/п. Т.е. на руки человеку "копеешные" 19522.8 руб СФР 6732+471,21(несч.сл.страх. приблизительно)=7203.24 2440+7203,24=29623,24 Все равно за 10 месяцев стоимость эл.звонаря, заявленная вами около 300 тыс. руб.
Виктор 9 октября 2025, 22:44
Минимальный размер з/п 22440 руб. НДФЛ+взносы в СФР с этой суммы 11220 руб. Итого 33660 руб ежемесячно. 10 мес×33660=336 600 руб. Один раз в год по закону сотруднику положен оплачиваемый отпуск. Храм или без звонаря, или нужно оплатить стороннему, или содержать 2х человек, тем более на случай болезни. Простая арифметика Н.М.
Ольга 9 октября 2025, 22:00
Конечно, очень грустно, что дожили мы до того, что не звонарь на колокольне, а робот. Согласна с автором, звон человека отличается от звона робота. Увы, настояшего всё меньше и меньше. Теперь и колбаса без мяса, и яблоки, которые червяки не едят, и даже - это вообще ужас- матери суррогатные.
Н.М 9 октября 2025, 21:15
Виктору (9 октября 2025, 14:01) 3) Вы думаете, что если в колокол звонят ногой, то это уж точно, не лучше электронного привода? Нет. Звонарю, в отличие от привода доступны нюансы в силе удара и в моменте удара. Для понимания можно сравнить, скажем, шарманку или механическое пианино и рояль. Для людей с ушами, поверьте, разница есть.
Н.М 9 октября 2025, 21:03
Виктору (9 октября 2025, 14:01) 2) Трудно судить о духовности-бездуховности этиз действий. Проще показать на примере. Когда открываются Царские врата и одновременно включается электрический свет - какие это вызывает ассоциации?(например, у меня, грешного) Холодильник! Будут ли такие ассоциации, если зажигать паникадило со свечами? Явно есть разница. То же и со звоном.
Н.М 9 октября 2025, 20:51
Виктору (9 октября 2025, 14:01). 1) Загруженность звонаря гораздо меньше, чем певчего. Способностей требуется гораздо меньше, чем у певчего. Следовательно, если в храме решили вопрос с певчим, то гораздо легче решить вопрос со звонарем. С другой стороны, электронный звонарь требует вложений сотен тысяч. Очевидно, что накакие практические доводы в пользу выбора электронного звонаря не состоятельны.
Артем 9 октября 2025, 16:38
Я учился у звонаря, не в школе звонарей. Учился, потому что сам захотел. Учил меня звонарь бесплатно - он всех так учил, в большом городе, больше миллиона жителей. Много видел приходов. Быть звонарю человеком или роботу - это решает настоятель, от его видения и духовного уровня это зависит. А научить человека звонить можно за 2-3 занятия. Будет похожее на звон, даже бабушку или дедушку. . Если настоятель захочет, можно найти и человека или несколько и обучить, тут и всегда главное - желание, Господь поможет.
Виктор 9 октября 2025, 14:01
Вопрос 1: Кто может выполнять обязанности звонаря с учетом нижеперечисленного? Условия: человек должен присутствовать на каждой службе (либо нужно минимум двое), физически способный взобраться на колокольню при любых погодных условиях выполнить свою службу, возможно без оплаты своей службы (собрать на колокола и эл.звонаря единоразово можно, платить регулярно з/п+налоги не все могут позволить). Вопрос 2: Когда во время чтения шестопсалмия гасят свечи и выключают эл.свет (часть службы) - эти действия различаются на духовные и бездуховные, потому что первое выполняет человек сам, второе + с участием выключателя? Вопрос 3: Привод колокола ногой - бездуховный? чем отличается от нажатия кнопки?
Oles 9 октября 2025, 10:25
Дмитрий 8 октября 2025, 12:20, лампочки накаливания в паникадиле не являются частью службы. А звон -- является. «Богослужение начинается с первым ударом колокола»(Святой праведный Иоанн Кронштадтский). Поэтому живой звонарь столь же необходим, как живой хор и живой иерей. Андрей 8 октября 2025, 22:47 разумеется, в бедном приходе на 20 бабушек легко можно найти 300-500 тысяч на электронный звонарь с установкой. И разумеется, не найдётся никого живого, кто за эти деньги сам бы приехал и звонил там столько же лет, сколько служит электронный звонарь до окончательной поломки.
Ирина 8 октября 2025, 23:21
Статья хорошая, чувствуется, что от сердца человек писал. Безусловно, все живое лучше : и иконы писаные и хор молитвенный и свечи восковые вместо лампочек. Но мы живем все в разных условиях. И не все люди могут купить себе икону от иконописца и не каждый храм может содержать звонаря, уборщиц, поваров , сторожей. Дело ведь не только в отсутствии оных, но и в том, что людям надо платить за их труд, а есть просто очень бедные приходы, даже в городах, не говоря о сельских. Поэтому, не стоит вдаваться в крайности и скорбеть, Слава Богу, все у нас есть для помощи нам в духовной жизни. Мы просто очень избалованы и горды.
Андрей 8 октября 2025, 22:47
Написано, в целом, правильно; но хорошо, когда есть звонарь. Хоть какой-нибудь. А если его нет вообще? Бедный сельский приход, на литургию приходят 20 бабушек-дедушек и дети иногда. Кому звонить? И с чего автор взяла, что механический звон может повредить? Да, это хуже, чем живой звон, но хоть что-то. Выбирать зачастую приходится не между механикой и человеком, а между механикой и полным отсутствием звона.
Н.М 8 октября 2025, 14:44
На днях в Троице-Сергиевой лавре открылись полугодичные курсы звонарей. Платные - за всё 15тр. В удачном случае можно обеспечить храму звонаря на следующие 50 лет. Или проще купить электронного за пару-тройку сотен тысяч и потом просто его обслуживать, чинить, менять?
Светлана 8 октября 2025, 13:59
Все зависит от благочестия с одной стороны и необходимости с другой. Конечно, всё живое лучше и, конечно,думаю все "за" это живое , но обстоятельства или как говорят "нужда" могут корректировать ситуацию. Служба в одном близлежащем храме ежедневная, а звонарей, видимо, нет или забраться на колокольню не каждый сможет в силу болезней и старости, или отсутствуют желающие становиться звонарями, поэтому у них есть элетронный звонарь. Тут каждый настоятель, наверное, сам решает проблему. Или искать желающих учиться звонить, лучше не одного, а нескольких, или искать средства на установку электронного звонаря. Хотя в сети много сейчас реклам курсов звонарей, популяризация есть, были бы желающие.
Елена 8 октября 2025, 13:55
Спасибо, Елена.! Разделяю каждую Вашу мысль, прозвучавшую в статье. Но уверена, что церковные чиновники (их трудно назвать священниками), установившие на колокольнях роботов, ничего менять НЕ будут, потому что им ТАК удобно. В Ясенево на подворье Оптины этот робот «рулит» уже не первый год…. Все молча согласны. Горько и неприятно, но это именно так.
Oles 8 октября 2025, 12:25
Екатерина, одному знакомому настоятелю так же вот хотели подарить эту техническую на тот момент ещё новинку. Иерей спросил благотворителя: "А электронного священника когда подарите?" -- на чём вопрос был закрыт.
Дмитрий 8 октября 2025, 12:20
Идеально, конечно, иметь при храме звонаря. Но ситуации бывают разные. Штат алтарников может быть маленький, в буднях так вообще один дежурный. Подъем на колокольню может быть достаточно опасный, особенно зимой в морозы, когда наледь. И это не ступеньки, это металическая лестница по типу стремянки, только более высокой и более опасной. Разные ситуации. В таких случаях, я считаю, электронный звонарь может быть оправдан. Только лишь бы не скатиться к записям хора, например. Впрочем, пришли же лапмочки накаливания на место свечей в паникадиле и прочих светильниках в храме.
Людмила 8 октября 2025, 11:44
Я и не знала о таком новшестве. Ведь в храмах не принято включать запись пения, должны петь живые люди, хотя бы и непрофессионалы. У будлистрв есть молитвенный барабан.Так далеко можно зайти. Или уже зашли?
Виталий 8 октября 2025, 11:32
Дискуссионная тема. Прогресс уже не остановить: вместо живого света свечей паникадила используют лампочки, вместо написанных икон - напечатанные. Но по сравнению с "баловством" некоторых священников искусственным интеллектом автозвон ещё не самое страшное.
Владимир 8 октября 2025, 10:00
лагается искушение: то ли поставить удобного и "профессионального" электрона и окрестности будут оглашаться мелодичными звуками всегда, когда положено по уставу, то ли будет продолжаться такая же гробовая тишина, в том числе и на большие праздники... А то, что это путь в никуда... кто-то отмахнется, а кому-то и в голову не придет - что точно также сейчас можно заменить и певчих (простейший чатГПТ легко справится с анализом возгласов из алтаря и включения соответствующих записей). А скоро господин Маск начнет поставлять вполне доступные по цене андроиды и... да-да - как вам диакон-андроид? А робот-исповедник - вообще красота: может исповедовать сколь угодно долго и в любое время дня и ночи!
Владимир 8 октября 2025, 09:58
Начну с критики: уж очень многословно, под конец уже наискось насилу дочитал. Будете где перепечатывать - сократите в два раза. Женщине это, конечно, простительно, однако современные читатели не доберутся и до середины - бросят. Но зато местами очень хорошо написано (сформулировано). Не доводилось (слава Богу) ни разу слышать, чтобы кто ставил равенство между живым и электронным звонарем. Проблема - в другом (ну, по крайней мере - в тобольской епархии, может в других не так?). Звонарей-то - нету! Не настоящих звонарей - от Бога, "с большой буквы", а даже просто способных боле-менее регулярно подниматься на звонницу и исполнять простейшие ритмы! Поэтому можно понять настоятелей, которым пред
Елена 8 октября 2025, 09:44
Мне тоже нравится чтоб был живой звонарь! Но что делать если его нет??? И никто не может??? Вообще без звона быть приходу???
Екатерина 8 октября 2025, 01:35
Интересно, что прихожане и сами зачастую не понимают, почему так важно, чтобы на колокольне был живой человек. Знакомому храму благотворитель подарил "электронный звонарь", не спросив, нужен он или нет. Приходится использовать. Красиво, конечно, но...
Комментирование завершено

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.