О колокольном звоне и автозвоне. Слово в защиту человека

Часть 2. Святая Русь с роботами на колокольнях

Часть 1 – Живой голос живой Церкви Христовой

Пульт для электронного звонаря. Фото: tatmitropolia.ru Пульт для электронного звонаря. Фото: tatmitropolia.ru

Автозвон – подделка под колокольный звон. Его можно сравнить с механическим молитвословием без осмысления и чувств, что тоже – только внешнее подобие молитвы. Такое механическое молитвословие (просто вычитывание слов молитвы) святитель Феофан Затворник называл – «выкидыш мертвый». Вот и я автозвон называю мертвым звоном. Долго слушать его тяжело – устаешь. Я пыталась слушать: поначалу вроде сносно, не разберешь, а потом появляется какое-то неприятное ощущение, которое все больше усиливается, даже иногда какая-то агрессия присутствует в этом звоне, и в конце остается тягостное чувство. Автозвон не вдохновляет, он, пожалуй, подавляет. С трудом можно дослушать до конца: безрадостный, тусклый, не вызывающий в душе отклика звон. А ведь я всегда любила слушать звоны, всегда хотелось, чтоб подольше позвонили. Даже слабый (в профессиональном отношении) звон я слушаю с интересом, потому что у каждого звонаря звучит что-то свое, неповторимое, как неповторим каждый человек. Разница между живым человеческим звоном и автоматическим очевидна – так же, как очевидна разница между живым человеком и роботом.

Разница между живым человеческим звоном и автоматическим очевидна – так же, как очевидна разница между живым человеком и роботом

И потому так удивительно слышать, что якобы нет никакой разницы в звоне, «все то же самое, одно и то же». Ладно, если б это говорили люди неверующие, духовно огрубевшие – было бы еще понятно. Но когда слышишь такое в Церкви, от православных – это озадачивает. И если даже среди священников и монахов есть те, кто не видят этой разницы, – что можно сказать на это? Раз нет разницы между автоматическим и живым звоном, «все то же самое, одно и то же», – значит, нет разницы между роботом и человеком, робот и человек – одно и то же. Человек, с его душой живой, обесценивается. Робот, пожалуй, имеет даже большую ценность, ведь за него заплачены деньги. Вещи и деньги становятся важнее человека, внешняя форма – важнее, чем содержание, чем живая душа. Утверждать, что автозвон не отличается от звона живого, – значит утверждать, что у человека есть только тело, и отрицать наличие души и духа, а если и есть дух, то он ни на что не влияет, а тогда – зачем он дан человеку? В колокольном звоне участвуют дух, душа и тело человека. Как же можно закончить семинарию, а то и академию, и не научиться отличать человека от робота, отличать человека от вещи?

С таким суждением можно дойти до того, что и самих монахов и священников заменить роботами, размножив последних в неограниченном количестве, и наполнить все монастыри электронными монахами. А какая разница? К тому же, с живым человеком может быть хлопотно: он может с чем-то не соглашаться, надо считаться с его чувствами, особенностями характера, обстоятельствами. А с роботами проще: вложил в него программу, нажал на кнопку и получил результат. И игумену останется только сидеть за пультом и вовремя успевать нажимать на кнопки, главное – не перепутать. Но при этом быть готовым к тому, что и его самого могут заменить на электронного игумена. А какая разница, кто будет нажимать на кнопки? Постепенно можно добраться и до замены священников, в первую очередь – тех, кто не видит этой разницы. Робот на проповеди сможет еще больше наговорить правильных слов о душе-то человеческой. И без разницы, у кого исповедоваться: загрузишь в него список грехов, нажмешь на кнопку, тот его молча «пережует» в соответствии с программой, положит вам на голову свои авторуки и электронным голосом прочтет разрешительную молитву. А какая разница, каким голосом – живым или электронным? А еще удобнее – исповедоваться у робота, онлайн, там же можно и свечку поставить. И в конечном итоге всю духовную жизнь, всю веру христианскую свести к простому нажиманию на кнопки. Ведь это так удобно и комфортно. Понятно, что эту мрачную перспективу я нарисовала для наглядности.

Человек приравнивается к вещи, которую всегда можно выбросить за ненадобностью

А если говорить серьезно, то в этом утверждении – якобы нет разницы между живым и автозвоном – явно заметно стремление не только оправдать, но и закрепить практику установки автоматов на колокольне, практику замены человека роботом, приучить людей к тому, что это норма. В этом утверждении («нет разницы») есть даже какая-то насмешка, унижение достоинства человека – не в смысле его каких-то заслуг, а достоинства как носителя образа Божьего. Человек приравнивается к вещи, которую всегда можно выбросить за ненадобностью.

Жизнь человека низводится только к примитивной физической деятельности, к функционалу. Более того – замена человека вещью неизбежно ведет к повышению значимости, ценности вещи. Вещь заслоняет человека, подавляет, перечеркивает его, что приводит к власти вещей и к поклонению вещам.

А не позабыли ли утверждающие такое, что человек является высшим созданием Бога, наделенным душой, сотворенным по образу и подобию Божиему? И не возомнил ли человек, что он может создать нечто равное тому, что создал Бог, что вещью можно заменить человека в любой его деятельности, в том числе и такой, где необходима молитва, творческое начало, осмысление, чувства?.. Можно создать искусственный интеллект, но нельзя создать искусственной души и духа человека. К тому же этим утверждением – якобы нет разницы в звоне – обесценивается, перечеркивается труд человека, его усилия. А ведь звонарю во время звона приходится многое преодолевать: усталость, холод, жару, плохое самочувствие и настроение, немолитвенность и т.д. А Бог в любом деле человеческом смотрит на усилия, на то, что и сколько человеку приходится преодолевать. И в ответ на эти усилия, на это преодоление, на молитву человека Бог посылает Свою Благодать. И все это отбрасывается, как не имеющее значения, и заменяется легким нажатием на кнопку.

Можно создать искусственный интеллект, но нельзя создать искусственной души и духа человека

Может, на Западе, в той же Америке, люди привыкли нажимать на кнопки. А для нас всегда душа была важна. От одной женщины услышала (по поводу автозвона): «Зачем нам это западное? Мы не на Западе, мы в России живем. Не надо нам этого». Да, западные атрибуты, понятия, как и засилье иностранных слов в русском языке, повлекут за собой и соответствующий образ мыслей, чувств, стиль жизни. Сейчас это понимают лучше, чем в 1990-х. Не случайно Президент В. Путин принял решение о запрете употребления иностранных слов, когда в этом нет необходимости, т.е. когда есть соответствующие им русские слова и термины. А недавно Госдума приняла этот закон. Начиная с 1985 г. и в 1990-е годы наше общество было очень ориентировано на Запад: вот там, у них, все хорошо, все правильно, а у нас, в России, все плохо, все не так. 1990-е годы были очень сложными для России – смутные годы. Множество накопившихся нерешенных проблем понуждало многих искать решение этих проблем в опыте западных стран. И зачастую, игнорируя особенности, традиции нашей страны, пытались все это западное скопировать, внедрить, насадить на нашу почву; забывая, что у России свой путь, что Россия всегда была православной страной, а не католической или протестантской. Вот тогда западный ветер «надул» в нашу страну много чуждого для души русского человека, прямо скажем, много всякого хлама, который вытеснял наше, исконно русское и родное. Об этой беде, о вредном влиянии на нас с Запада, в одном из писем говорил еще святитель Феофан Затворник: «Западом и наказывал, и накажет нас Господь, а нам в толк не берется… Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо».

Кстати, эта идея – замены человека роботом – присутствует во многих американских кинофильмах и мультфильмах, где роботы часто изображаются вызывающими симпатию у зрителей, наделяются человеческими чувствами и т.д., т.е. вещь одушевляется. С ними можно общаться. Случайно ли уже с детства приучают людей к возможности замены человека роботом?

К счастью, в наших храмах достаточно людей, которые правильно видят суть этого явления – автозвона. И относятся с неприязнью к самому факту замены человека роботом на колокольне. И разницу в звоне тоже слышат, характеризуя автозвон как механический, равнодушный, не радостный, тусклый, не впечатляющий, и вообще не настоящий звон; или просто говорят: «Нет, это не то», – то есть не то, что должно быть, не то, что нужно для души, для богослужения. А некоторые автозвон вообще даже не называют колокольным звоном. Я пишу не для них, а для тех, кто не видит разницы между живым звоном и автоматическим или еще не разобрался в этом. Одно дело, когда автоматы устанавливают временно, в силу каких-то причин – это еще можно объяснить, и то с натяжкой. Лучше бы найти другое решение, чтобы не смущать людей и не подавать дурной пример. А если эти автоматы устанавливают сознательно, с целью замены живого звонаря – электронным? Как же можно живого человека заменить роботом, заменить бездушной вещью?!

Речь идет не о замене одной вещи другой, как замена рукописных книг – печатными, где вещь заменяет тоже вещь. В случае автозвона вещь заменяет человека

И происходит это не где-то в светском учреждении, на производстве, заводе, фабрике, где на том же конвейере вполне возможна такая замена, а в храме, который является духовным учреждением, где каждый день звучит молитва, совершается литургия, где постоянно слышны слова о бесценной душе человека. Причем речь идет не о замене одной вещи другой, как, к примеру, замена паникадил со свечным освещением на паникадила с электрическим освещением, или замена рукописных книг – печатными, где вещь заменяет тоже вещь. В случае автозвона вещь заменяет человека, заменяет образ Божий. Даже пример замены лошадей машинами, хотя лошадь – живое существо, не является оправданием, т.к. лошадь не сотворена по образу Божию и не имеет отношения к богослужению, как человек. И все это происходит в Церкви, которая является Живым Телом Живого Христа, распятого на кресте Христа! И над храмом – купол с этим крестом Христовым, и над колокольней – тот же крест, на котором Христос претерпел страдания ради спасения живых людей. И вот, под этим крестом Христовым – знамением победы Жизни над смертью – не видно человека, пусто на колокольне, не слышно живой молитвы, живой радости, живого звона, а раздается механический, безмолитвенный, бездуховный, мертвый звон. Не есть ли это знак, следствие того, что живой организм Церкви (конкретного храма, монастыря) умирает, что христиане совершают только внешние движения (поклоны, коленопреклонения и т.д.), такие же правильные по форме, но лишенные внутреннего содержания, как и автозвон? Мертвое тело и мертвый звон. Остается только внешняя оболочка, форма: подобие колокольного звона… подобие христианства?

Остается только внешняя оболочка, форма: подобие колокольного звона… подобие христианства?

Все неслучайно в нашей жизни. Известно, насколько велик соблазн увлечения внешней формой, когда внутреннее содержание теряется, вообще перестает интересовать. Велик соблазн – казаться христианином, это гораздо легче, чем быть, по-настоящему быть христианином. Внешнее подобие тем и привлекательно, что оно легче, и к тому же часто эффектнее и даже выгоднее. И робот на колокольне храма – это тоже показатель, а может, и указатель дальнейшего духовного направления: дальнейшего усиления власти вещей и обесценивания души человека. И если вещь ценится так высоко, что ею можно заменить человека – образ и подобие Божие, не появится ли желание заменить ею уже и Самого Бога?

Еще надо заметить, что настоятели храмов, устанавливая эти автоматы, не спрашивают прихожан, как они к этому относятся. А ведь колокола приобретаются не на личные средства настоятелей, а на пожертвования тех же прихожан и благотворителей. И тем не менее – не спрашивают, сами решают. А люди, прихожане? Как правило, покорно терпят, потихонечку обсуждая это между собой, или стараются не замечать. А еще слышала такое: «Это нам все за беззакония наши, за грехи». Оно, может, и так, только большой вопрос, кто, собственно, нагрешил: прихожане или те, кто устанавливает роботов.

И для кого этот автоматический промышленный звон, если слушать его тягостно, он не радует и ни на что не вдохновляет, и духом мертвящим от него веет? Для людей? Для Бога?.. Но ведь для Него самое ценное – живая душа человека. А если в автозвоне ее, души, не слышно, не звучит она в нем, – зачем такой звон возносить к Богу?.. Так для чего? Только для внешней формы, и неважно, что там внутри? Вроде, вот мы – Церковь, звучим в мир, подаем свой голос. А чем звучим, какой голос подаем? Бессодержательный, безмолитвенный, безрадостный, без участия души человека, бездуховный. Получается, не важно, чем и как звучать, лишь бы звучать?

Вспоминается совет преподобного Паисия Святогорца, не дословно, но совет такой: если вы не согласны с тем, что происходит рядом с вами в Церкви, нужно обязательно свое несогласие как-то выразить – лучше письменно, поставив подпись, но можно и устно, на словах. И таким образом не только озвучить свое отношение, но и отмежеваться от происходящего, не быть соучастником. Вот и я, следуя совету очень мной любимого старца Паисия, свое несогласие высказала, как устно, так теперь в письменной форме.

Впрочем, эта статья не является призывом к жесткому запрету автозвона. У каждого явления есть свои духовные причины, и запрет не устранит этих причин. Важнее, чтобы люди сами разобрались, поняли и сделали свой сознательный выбор: а нужно ли нам такое западное нововведение, как автозвон, в нашей Русской Православной Церкви? Особенно это касается монастырей, которые всегда считались центрами молитвенной жизни и духовными ориентирами для верующего народа; которые тот же старец Паисий называл маяками для мира. Зачем же маячить миру с колоколен (кстати, по виду часто напоминающих маяки) бездушными роботами, вытеснившими живого человека – образ и подобие Божие? Не собьют ли с курса такие «маяки» верующий православный народ?..

Когда я впервые услышала автозвон, внутри зазвучали слова из акафиста Августовской иконе Пресвятой Богородицы: «Во дни же бед, поражений и смут, егда чуждые восставали на нас, глаголя: ‟Святой Руси более не быти” – Ты даровала нам Образ Свой Святой…». Да, мне очень трудно представить себе Святую Русь с роботами на колокольнях. Автозвон – явление, чуждое русскому православному духу. Неужели Святая Русь – это только историческое прошлое, которое безвозвратно кануло в Лету? И потомки тех, кто веками, неимоверными усилиями созидал эту Святую Русь, будут умиляться, глядя на эти западные автоматические игрушки; и с удовольствием, легко и комфортно нажимать на кнопки, воображая, что в результате этого нажима звучит церковный колокольный звон, наш, русский православный звон. Как же прав был звонарь К. Сараджев, называя это абсурдом!

Фото: culture.ru Фото: culture.ru

Так быть или не быть Святой Руси? Той Руси, которая всегда стремилась к истинной святости – по содержанию, по духу? Зависит от каждого из нас: хотим мы действительно быть, или нам довольно только казаться, довольно только внешней формы, внешнего подобия, которое будет все более подавлять и вытеснять истинное содержание, истинный христианский дух, заменяя его чем-то другим – чуждым, а то и просто пустотой, как в случае с автозвоном. И если уж по-настоящему быть – так во всем: и в вере православной, и в колокольном звоне. Ошибочно думать, что колокольный звон – это что-то малозначащее, и его можно заменить внешним подобием и пренебречь внутренним содержанием. Колокольный звон был и остается важнейшим атрибутом в нашей Церкви. Не надо тешить себя иллюзиями, что, пренебрегая духовным содержанием в угоду внешней форме в чем-то одном, во всем остальном удастся это содержание сохранить неповрежденным. В духовной жизни, как и в Церкви, нет ничего малозначащего – все имеет значение, все взаимосвязано. Одно небрежение неизбежно повлечет за собой следующее небрежение; тяга к внешнему подобию, к внешней форме будет все больше увлекать, усиливаться, что и так уже очень заметно в современном мире. Должно же хоть где-то сохраняться настоящее. Именно Церковь является хранительницей Истины, Правды, Человечности. А значит, Церкви и заботиться о сохранении всего подлинного, настоящего, избегая всякого рода подделок, навязываемых внешним миром. Кому, как не Церкви, защищать человека с его бессмертной душой от власти вещей и денег, царящей в мире?

Кому, как не Церкви, защищать человека с его бессмертной душой от власти вещей и денег, царящей в мире?

Именно человеку Бог дал власть над всем другим творением, в том числе и над вещами, а не наоборот. Вот и я решила сказать слово в защиту человека, его достоинства, как образа Божия, в защиту его права быть, и быть человеком, а не вещью.

А сердце – оно все же верит, что жива Русь наша Святая, хоть израненная и покалеченная, но жива Русь Православная, так же как жива и наша Церковь Православная, много претерпевшая. И что это увлечение западными игрушками – временное, пройдет, как болезнь, надеюсь – не смертельная. И на нашей Русской земле, как и прежде, будут устремляться в небо живые, настоящие колокольные звоны. А наши предки услышат нас: и в молитвах, и в этом звоне. Услышат – и поверят, что мы действительно наследники Святой Руси – Дома Пресвятой Богородицы.

Елена Золина,
звонарь храма Димитрия Солунского
Спасо-Преображенского мужского монастыря в Саратове

9 октября 2025 г.

Смотри также
О колокольном звоне и автозвоне. Слово в защиту человека. Ч. 1 О колокольном звоне и автозвоне. Слово в защиту человека. Ч. 1
Елена Золина
О колокольном звоне и автозвоне. Слово в защиту человека. Ч. 1 О колокольном звоне и автозвоне. Слово в защиту человека
Часть 1. Живой голос живой Церкви Христовой
Елена Золина
Непривычно и грустно видеть во время звона пустую колокольню, видеть, как языки колоколов двигаются будто бы сами, что вызывает ассоциацию с полтергейстом, и от этого становится не по себе.
«Колокольным звоном мы приводим человека в храм» «Колокольным звоном мы приводим человека в храм»
Роман Первозванский
«Колокольным звоном мы приводим человека в храм» Роман Первозванский: «Колокольным звоном мы приводим человека в храм»
Звонарь призывает людей на службу, задает пространству вокруг храма и прихожанам молитвенное, благочестивое, покаянное или ликующее настроение.
«Однажды оказавшись на колокольне, я уже оттуда уйти не смог» «Однажды оказавшись на колокольне, я уже оттуда уйти не смог»
Церковные звонари о своем призвании
«Однажды оказавшись на колокольне, я уже оттуда уйти не смог» «Однажды оказавшись на колокольне, я уже оттуда уйти не смог»
Церковные звонари о своем призвании
Здесь, на колокольне, находишься словно под небесами. Есть ощущение, что колокольный звон лечит, очищает душу, словно после исповеди.
Комментарии
Ольгерд16 октября 2025, 03:37
Уважаемый Н.М, давайте оперировать не эмоциями, а фактами. 1. не надо называть ЭЗ роботом, это не так. 2. Какая у вас практика, после которой возврат живого звонаря маловероятен? 3. Какие технические проблемы? 4. На каком основании вы называете затраты "неоправданными"? Я по работе занимаюсь геодезией, объездил всю РФ, видел сотни храмов, в том числе и с ЭЗ. Технические проблемы были разве что там, где шабашники устанавливали подделку под сертифицированный аппарат. По возможности очень часто звонит живой звонарь, но он не будет бегать каждые 15 минут отбивать куранты, например. А еще есть храмы, где даже колокольня есть, а физической возможности звонить вручную нет. Им как быть?
Н.М15 октября 2025, 18:50
Интересную логику строрнников ЭЗ обнаружил Ольгерд (15 октября 2025, 15:00). Он уподобляет внедрение ЭЗ в храм внедрению электрического освещения, приводит в пример лошадь и пришедший ей на смену автомобиль. Следуя этой логике внедрение ЭЗ в храмах неизбежно и БЕЗВОЗВРАТНО. Оправдание установки ЭЗ отсутствием живого звонаря в этом случае выглядит лукавством. Прогресс обратного хода не имеет. Живой звонарь канет в лету вслед за свечным освещением и гужевым транспортом. На практике возврат живого звонаря на колокольню после установки робота кажется крайне маловероятным. Это и технические проблемы и главное - необходимость признания своей ошибки,в том числе и неоправданных трат на установку ЭЗ.
Ольгерд15 октября 2025, 15:00
Электронный звон — это не враг традиции, а всего лишь инструмент, такой же, как электрическое освещение в храме, пришедшее на смену свечам. Как отопление и кондиционирование.
Мы не отказываемся от лошади как творения Божьего, садясь в автомобиль, чтобы добраться до храма. Так и ЭЗ это не «искусственный интеллект», а «электрическая веревка», которую настраивает и в нужный момент включает человек. Его цель — не заменить молитву звонаря, а обеспечить звон там, где живого звонаря просто нет.
Кира12 октября 2025, 22:24
Замечательная статья. Спаси Вас Господи Елена. Лишь только в самом крайнейшем случае, когда в сей час нет звонаря от слова совсем, можно допустить подобную замену. Но она должна быть не более чем разовой подстраховкой, и лучше все ж звонаря изыскивать. Систематическое же использование робота просто недопустимо. И не надо сравнивать его с электросветильниками в храмах, почему, автор доходчиво разъяснила, не буду повторяться. А на западе уж и свечи электронные, но с верой-то там как? "Именно Церковь является хранительницей Истины, Правды, Человечности. А значит, Церкви и заботиться о сохранении всего подлинного, настоящего, избегая всякого рода подделок, навязываемых внешним миром." Аминь.
Ольга12 октября 2025, 15:14
у нас живого звонаря с многолетним стажем, который настраивал звоны по всей епархии, заменили роботом. И он со скорбью говорил, что все свалили у кучу в угол, и теперь даже если придет живой звонарь - он не сможет звонить. грядет, похоже, близ уже...
Елена11 октября 2025, 18:24
В страшное время мы живем. Как выясняется, среди церковных людей, верующих, посещающих богослужения - огромная масса теплохладных, которых Господь обещал изблевать из уст Своих. Автоматический звон колоколов, доносящийся с колоколен православных храмов - один из страшных штрихов отпадения от Живого Бога, всеобщей секуляризации. Неужели кому-то это надо объяснять…
Леонид10 октября 2025, 20:51
Удивляют комментарии типа "я за, потому что это удобно". Если вы за, значит вы можете опровергнуть статью по существу, показать несостоятельность ее утверждений. Спор идет в духовном плане.
Елена10 октября 2025, 13:35
Человек может оправдать все: и необходимость звонаря, и допустимость робота, тем более, что рынок ведь предлагает…, улучшает жизнь… Но в Живой Церкви должен быть Живой Звонарь! Остальное - человеческие лукавые уловки. Молодец, Елена! Я - с Вами!
Ольга10 октября 2025, 09:50
Поддерживаю автора. В статье позиция хорошо аргументированна. А комментарии удивляют- вынужденная мера? Так если ставить автозвон, звонари и не появятся. Искать нужно, Господа просить, чтобы послал звонаря. Обучать. Трудиться и молиться в общем.А так неохота... проще купить автозвон. Скоро и клирос будет в записи. И служба. Скажут: нет людей поющих. Или батюшек не хватает. Ну, абсурд же?! Этот вопрос , конечно, должен решаться сверху. Не должно быть благословения на такие подмены. Помогай нам всем Господи.
Светлана10 октября 2025, 08:52
Тогда давайте уж против боя часов будем выступать!.. "Что это за механический бой курантов и всяких карильонов!.. Пусть потрудятся для нас звонари"
Н.М 9 октября 2025, 21:21
Екатерине (9 октября 2025, 10:56) Замена звонарей на автозвон делается не от хорошей жизни... А от наличия 300 тысяч лишних приходских рублей на электронного игруна.
Н.М 9 октября 2025, 20:36
Интересную мысль высказал Александр(9 октября 2025, 14:33) про лампочку Ильича. Как это казалось безобидно, а сейчас мы уже готовы поставить электронного звонаря. Электронный клирос - нет!, а звонаря поставим, удобно, красиво, нажал выключатель и звонит. Представить электронного звонаря в единоверческом, скажем, храме, где нет лампочек - невозможно. Может и нам стоило за это держаться? Или подождём, когда какой-нибудь крепкий блэкаут вправит нам мозги.
Александр 9 октября 2025, 14:33
Очень хочу, чтобы в нашем храме был установлен автоматический звон. Хочу услышать красивые, приятные слуху и душе мелодии. Разные композиции, а не то, что сейчас с горем пополам звонит. Если будет талантливый звонарь - кто же против? Но их нет. И чем что-либо делать с небрежностью, абы как, так лучше поставить автоматического звонаря. И как куранты колокола храма можно использовать, и на разные моменты службы мелодию менять. Давайте от электричества в храмах откажемся. Свеча ведь куда "живее", чем бездушная "лампочка Ильича".
Владимир 9 октября 2025, 12:18
У нас в городском монастырь и некоторых храмах тоже автозвонари установлено. Всё это от отсутствия живых звонарей. Их действительно очень мало... Вынужденная мера. Увы...
Екатерина 9 октября 2025, 10:56
Замена звонарей на автозвон делается не от хорошей жизни. Во-первых, звонарей как таковых очень мало, точно меньше, чем храмов, их не хватает. Во-вторых, откуда, к примеру, у сельского батюшки деньги на оплату труда звонаря, даже если такой имеется? Не все готовы работать бесплатно во Славу Божью.
Комментирование завершено

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.