В сердце Москвы, в густонаселенном Красносельском районе, там, где шумят поезда трех вокзалов и кипит деловая жизнь, вот уже более 17-ти лет тихо, но настойчиво бьется сердце утраченной московской святыни. История возрождения прихода храма Спаса Преображения на Большой Спасской улице – это не история официальных указов или грандиозных строительных проектов. Это история народной памяти, которая не умерла вместе с взорванными стенами, история веры, которая молится под открытым небом, и надежды, что справедливость восторжествует.
История, которую не смогли стереть
Храм Спаса Преображения, что в Спасской слободе, стоял на этом месте почти три столетия – с 1642 по 1937 год. Его судьба неразрывно переплетена с судьбой России. Деревянный храм сменился каменным в 1698–1701 гг., и есть все основания полагать, что его строительство связано с первой крупной победой молодого царя Петра Первого – взятием Азова в 1696 году. Возглавлявший победоносный поход первый российский генералиссимус Алексей Семенович Шеин имел свой загородный двор в Спасской слободе и, несомненно, был причастен к возведению каменной церкви рядом со своими владениями. Именно здесь, на Шеине дворе, «всей Москвой» праздновалась славная Азовская победа в 1696–1697 годах[1].
В 1754 году императрица Елизавета Петровна, чей Краснопрудный дворец располагался здесь же (на месте Шеина двора), пристроила к храму Тихвинский придел в честь Полтавской победы своего отца. Ограда храма, возведенная в стиле елизаветинского барокко, по мнению экспертов, могла быть творением самого Бартоломео Растрелли или его школы. Храм был не просто приходской церковью, он был памятником воинской славы, частью души и истории города.
В 1937 году храм разделил судьбу тысяч русских святынь – его варварски разрушили. На святом месте, на костях похороненных у алтаря прихожан и священников (среди них – родитель митрополита Платона (Левшина) – протоиерей Георгий Данилов)[2], возвели типовое школьное здание. Многочисленный приход был рассеян. Казалось, память о храме стерта навсегда. Но не тут-то было.
Начало возрождения: инициатива «снизу»
Возрождение прихода началось не в кабинетах чиновников, а в сердцах простых жителей Спасской слободы
Возрождение началось не в кабинетах чиновников, а в сердцах простых жителей Спасской слободы – тех, кто десятилетиями ходил по улицам, носящим имя Христа Спасителя, мимо остатков великолепной растреллиевской ограды елизаветинского барокко которая сохранялась на своем историческом месте на Большой Спасской улице до 1966 года и в том же году была перенесена реставраторами на Новую Басманную улицу в ограду храма святых апостолов Петра и Павла. Барочные столбы XVIII века были разрушены, с сохранением исторического фундамента ограды.
Чувствуя историческую и духовную пустоту
В 2008 году группа неравнодушных москвичей во главе с Ольгой Юльевной Сенцовой обратилась к митрополиту Истринскому Арсению с просьбой о назначении священника для регистрации прихода утраченного храма. Так было положено начало «спасскому делу», которому Ольга Юльевна посвятила 15 лет жизни. Она стала вдохновительницей и исследователем: практически в одиночку изучала архивы, составляла исторический очерк, обращалась в инстанции. Именно ее труды стали тем фундаментом, на котором выросло все дальнейшее движение.
Важнейшим событием стало обретение в 2015 году в Троице-Сергиевой лавре могилы генералиссимуса и храмоздателя А.С. Шеина и знакомство с его потомками – генерал-майором Константином Георгиевичем Шеиным и его братом полковником Владимиром Георгиевичем. Фигура храмоздателя Шеина придала истории новый, мощный импульс, связав Спасский храм с воинской славой России.
Переломный момент наступил в 2021 году. Инициативная группа во главе с генералом Константином Георгиевичем Шеиным и священником Александром Морозовым обратилась к председателю Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, который не просто поддержал инициативу – он взял ее под свою личную опеку. 5 апреля 2021 года в храме священномученика Климента, папы Римского, был отслужен первый молебен о начале доброго дела. Так народная инициатива обрела мощную поддержку в лице Церкви.
Чудо на Спасской: Послание из 1966 года
Символом надежды на возрождение Спасского храма на Большой Спасской стал сохранившийся арочный фрагмент церковной ограды. К 2022 году он находился в плачевном состоянии. Но стараниями депутатов Красносельского района, в частности Председателя Совета депутатов Виталия Викторовича Столярова, Елены Викторовны Качновой, и при поддержке Главы Управы Светланы Анатольевны Орловой начался его ремонт.
И тут случилось чудо, которое многие прихожане сочли знаком свыше. Во время работ под слоем рубероида на крыше арки были обнаружены оттиск православного креста и надпись, оставленные в 1966 году: «Заметка. 1966 год. Здесь был Собор Спасский».
В годы воинствующего атеизма какой-то неизвестный рабочий, рискуя, проявил мужество и оставил послание потомкам – свидетельство о храме и надежду на его возрождение. Это послание, обретенное спустя 56 лет, стало для общины духовным призывом к действию[3].
2 июня 2022 года, спустя 85 лет после разрушения храма, у арки от ограды утраченной церкви был совершен первый молебен
2 июня 2022 года, спустя 85 лет после разрушения храма, у арки от ограды утраченного храма Спаса на Большой Спасской был совершен первый молебен. 12 июня того же года, в день Святой Троицы и День России, на отремонтированной арке была освящена памятная доска. Это событие стало знаковым и доказало, что единство Церкви, местной власти и народа способно творить чудеса.
Молитва под открытым небом: испытание веры
С июня 2022 года началась уникальная в своем роде жизнь Спасской общины. Дважды в неделю, по средам и воскресеньям, на тротуаре Большой Спасской улицы возле арки стали совершаться регулярные уличные молебны о возрождении прихода и храма. Более двух лет прикомандированный специально для окормления Спасской общины клирик Климентовского храма священник Александр Морозов неукоснительно, в любую погоду – под палящим солнцем, в зимнюю стужу, под дождем, укрытый зонтами прихожан, – служил молебны с общиной.
Перед каждым молебном прихожане с любовью украшают «Спасскую арку» – сохранившийся арочный фрагмент от ограды Спасского храма. Жительница Спасской слободы Ольга Георгиевна Петькина каждый молебен тщательно составляет импровизированный «иконостас», располагая на арке иконы.
Ко дню Святой Пасхи 2024 года жители Спасской слободы и прихожане общины установили мозаичную икону Спаса Нерукотворного, которая помещена в нише над входом в арку и стала художественно-культурной и духовной достопримечательностью Большой Спасской улицы.
Жители улицы и близлежащих районов, узнав о регулярных молебнах у арки, стали их посещать. Среди прихожан были эксперт-криминалист Лидия Николаевна Трушкина, Вера Петровна Косарева, супруги Мелентьевы, Алла Петровна Мишарина, Юлия Владимировна Вахрамеева, Марина Васильевна Шмаль (+ 21 октября 2023 г.) и многие другие москвичи.
Терпение и несомненная надежда на воссоздание утраченного московского храма с уникальной историей внутренне преобразили спасских прихожанок. За прошедшие три с половиной года уличных молебнов под открытым небом они стали настоящими подвижницами веры и духа.
С 2022-го по 2024 год было совершено около 200 молебнов, 100 заупокойных литий, произнесено 300 проповедей. Сформировался костяк общины – 15–30 постоянных прихожан, а за два с половиной года молебны посетило около 4000 человек. Из прихожан и жителей слободы сложился Народный спасский хор под руководством регентов Андрея и Ирины Антариновых, чье красивое пение привлекало внимание прохожих.
Молебны стали не просто богослужением, но и актом гражданской и исторической памяти. После каждого молебна совершался крестный ход по бывшей храмовой территории, окроплялся святой водой церковный погост, где до сих пор покоятся останки служителей и прихожан храма. Община чтит память пострадавших в годы гонений: старосты храма, генерал-майора Александра Беляева[4] (расстрелян на Бутовском полигоне в 1937 году), последнего настоятеля протоиерея Александра Пятикрестовского (расстрелян в ссылке в 1938 году)[5], проповедника протоиерея Валентина Свенцицкого, а также родителя митрополита Московского Платона (Левшина) протоиерея Георгия Данилова, захороненного возле колокольни храма в 1760 году[6].
Народная стойкость
Путь возрождения Спасского прихода непрост. Юридическая регистрация прихода, возвращение церкви бывшей церковной территории и расположенных на ней бывших церковных зданий – вопросы, которые предстоит еще решить. Главной трудностью до сегодняшнего дня остается отсутствие юридически зарегистрированного прихода, без чего невозможно сделать следующие шаги.
Несмотря на благословение Святейшего Патриарха Кирилла, данное в 2022 году Климентовскому приходу для прикрепленной к храму Спасской общины, на сохранение исторической памяти и всестороннее изучение путей воссоздания Спасского храма, и несмотря на устное благословение митрополита Воскресенского Григория в 2023 году, регистрация прихода так и не состоялась.
В мае 2024 года священник Александр Морозов, специально прикомандированный в Климентовский храм для окормления Спасской общины, в связи с окончанием командировки был отозван. Заменить его оказалось некем. Окормление общины духовенством Климентовского храма прекратилось.
Оставшись без священника, община не распалась! В этой ситуации проявилась истинная сила народной инициативы
В этот трудный для Спасской общины период проявилась истинная сила народной инициативы. Община не распалась! Прихожане продолжили собираться на молитву самостоятельно. Были распределены обязанности: пономарь-уставщик Владимир Дибров координирует чтение, Народный спасский хор продолжает петь. За полтора года без священника община провела еще 150 «молитвенных стояний». Это ли не лучшее доказательство жизнеспособности прихода и глубокой веры людей на протяжении практически четырех лет еженедельных уличных молебнов?[7]
Необходимость воссоздания храма: аргументы
Деятельность Спасской общины – это не просто благочестивое пожелание группы верующих. Это социально и исторически обоснованная необходимость, имеющая веские аргументы для Церкви и городских властей Москвы.
1. Восстановление исторической справедливости. Храм был варварски уничтожен. Его воссоздание на исконном месте – это возвращение историко-культурного и духовного кода, насильственно прерванного в XX веке. Захоронения на церковном погосте (включая могилы священников) делают это место священным, и возведение на нем светского здания – нравственная проблема.
2. Духовный центр для густонаселенного района. Красносельский район и площадь трех вокзалов – это огромный транспортный и человеческий узел. Здесь остро не хватает не просто храма, а именно духовного центра, который станет опорой для тысяч людей. Спасская община уже доказала свою востребованность.
3. Память о воинской славе России. Храм Спаса Преображения по праву можно считать памятником воинской доблести – Азовской победы Петра I. Его воссоздание станет актом патриотического воспитания, свяжет воедино эпохи, напомнит о подвигах предков. Потомок храмоздателя генералиссимуса Шеина, К.Г. Шеин, активно поддерживает это начинание.
Большая Спасская и Садовая-Спасская – единственные в Москве улицы, носящие имя Христа Спасителя. Их топонимический смысл утрачен без Спасского храма
4. Возрождение исторического облика Москвы. Большая Спасская и Садовая-Спасская – единственные в Москве улицы, носящие имя Христа Спасителя. Их топонимический смысл утрачен без Спасского храма. Воссоздание храма вернет историческую и градостроительную логику этому месту, станет новой точкой притяжения для москвичей и туристов.
5. Готовность общины и общественная поддержка. Община прошла проверку на прочность. Она не развалилась даже после отзыва священника. Община имеет поддержку депутатов Красносельского района, Управы, историков, искусствоведов. В 2024 году для структурирования работы была создана Региональная общественная организация «Культурно-исторический центр Спасская слобода», что говорит о серьезности и долгосрочности намерений. Священник Александр Морозов продолжил научное исследование истории Спасского храма в рамках кандидатской диссертации.
6. Реалистичность проекта. Вопрос упирается не в немедленное масштабное строительство, а в возврат дома причта и территории церкви. Департамент образования, занимающий здание на месте храма, в перспективе (до конца 2025 года) может быть переведен в новые корпуса, которые уже готовы.
Есть возможность установки временного храма-часовни на церковном погосте в память о храме, что дает возможность общине зарегистрировать приход и начать евхаристическую молитву.
Предлагается провести геосканирование территории для обнаружения фундаментов утраченного храма и погоста, что даст основание для полноценных археологических раскопок. Обнаружение фундамента храма послужит весомым аргументом для присвоения статуса ОКН как сохранившимся цоколю ограды XVIII века и арки начала XX века, так и церковному погосту с остатками фундамента с включением данных исторических объектов в федеральную программу воссоздания храма. Этот процесс может быть поэтапным и долгим, но он должен быть начат уже сегодня.
Надежда, которую несут люди
История Спасской общины – это микроскопическая модель того, как должно возрождаться национальное самосознание: снизу, от сердца народа, поддерживаемое Церковью и вдумчивой государственной властью.
Жители Спасской слободы и прихожане Спасской общины не ждут милости сверху. Они действуют. Они молятся. Они изучают историю. Они ведут переписку. Они создают общественные организации. Они выигрывают конкурсы, как это случилось с проектом о генералиссимусе Шеине, победившим в конкурсе ЦАО «Общественное признание» в 2024 году. Их новый проект, воссоздающий образ исторической ограды храма, – уличная выставка-композиция, о планах по разработке которого было рассказано в интервью сотруднику аппарата Совета депутатов муниципального округа Красносельский, члену Молодежной Палаты Красносельского района, Филатовой Екатерине Владиславовне, – еще один шаг к тому, чтобы вернуть эту московскую святыню в культурное поле города.
Арка на Большой Спасской, 15 – это больше, чем архитектурный фрагмент. Это символ. Символ разрушенного, но не забытого храма. Символ веры, которая не сломалась под давлением обстоятельств. Символ надежды на то, что усилия многих и многих людей не пропадут даром.
Обращаемся к священноначалию Русской Православной Церкви и к руководству города Москвы: услышьте этот народный зов! Зарегистрируйте приход! Назначьте священника для этой паствы, доказавшей свою верность! Дайте возможность изучить возможность возврата исторической территории! Благословите начало работ по воссозданию храма-памятника, храма-воина, храма-мученика!
Когда на Спасской улице вновь вознесется купол храма Спаса Преображения, это будет победа исторической памяти над забвением
Когда на Спасской улице вновь вознесется купол храма Спаса Преображения, это будет не просто победа краеведов или верующих людей. Это будет победа исторической памяти над забвением, веры над цинизмом, народа, помнящего свои корни. Это будет преображение не только места, но и душ!
Сейчас самое время возродить такой Храм, который был построен воином, чтобы увековечить память о силе духа
русского солдата на поле брани.
Господь даёт всем нам возможность помолиться,поучаствовать в этом благом деле и попросить Бога устроить все так,чтобы Храм был возрожден.
Наш народ сердцем чувствуют и уверен, что возрождение Храма приблизит нашу победу сегодня!Вот так простые люди, молясь на молебнах, своим подвигом тоже её приближают!