Православный календарьПравославный календарь
«Он проявлял благочестие и большую любовь к богослужению»
Еп. Иероним (Шо) о Митр. Иларионе (Капрале)
Брат Игорь всегда вел себя в большей степени как послушник, чем как семинарист.
«Как мне Николу не почитать? Он мне жизнь спас»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 2. Касимов
Он стал кричать: «Никола, помоги!» ‒ И вдруг увидал фигуру стоящего на берегу человека, который громко сказал: «Василий Иванович, не бойся, я сейчас приду».
Владыке Илариону часто звонили бабушки, и он их поддерживал»
Диак. Давид Дутканич
Если честно, я до сих пор не чувствую, что владыки Илариона больше нет с нами, – он всегда рядом.
Три великопостные идеи: как не испортить подготовку к Пасхе
Анна Сапрыкина
Мы лишаем свой дом приобщения к Пасхе, когда всё делаем или стараемся сделать «как положено», а по дороге… забываем, куда идем и куда пытаемся привести своих детей.
Такая служба. Новосоловецкая Вселугская пустынь, остров Божье дело
Архим. Аркадий (Губанов)
Самое главное – это понимание того, что ты находишься в единении с Богом, и то понимание Царства Божьего, которое пребывает везде и всюду.
«Мама, ты что, Николе молилась?»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 1. Тума и Сынтул
Ну что, сынок, не едет? А ты перекрестись. Садись. Заводи свою машину. И трогай потихонечку.
О Пасхе в заключении
Архим. Иустин (Пырву)
Жизнь, которую я вел в эти годы, была, может, самой плодородной и прекрасной, потому что все эти 16 лет я переходил от смерти к жизни и от жизни к смерти.
«Вот святые – это православные. А мы?»
Наталия Сухинина
Я стараюсь ничего не декларировать. У меня есть книги, где ни разу не упоминается слово «православный». Это нечто сокровенное, что должно быть внутри.
Как «Хроники Нарнии» учат покаянию
Мария Минаева
Не ругая, не наставляя, Аслан подводит героев к ответу на свои вопросы. Они отвечают – и содрогаются от своих поступков. Голос Аслана – это голос совести.
«Как по маслу»: семейная мануфактура, в которой любят свое дело и Русский Север
Станислав и Марина Ивановы
Занимайся тем, что тебе нравится, просто делай это для других хорошо – как для себя. Вот и весь секрет.

Симонов: самый грозный и самый забытый монастырь Москвы

В Симонов монастырь я приехал делать интервью с человеком, который организовал уникальную общину – слепоглухонемых, глухонемых и слабослышащих христиан. Ей в этом году исполнится 25 лет. Еще до беседы с протоиереем Андреем Горячевым – настоятелем храма Тихвинской иконы Божией Матери Патриаршего подворья в Симоновом монастыре – я немного заблудился. Пришлось обойти все уцелевшие стены древней обители. Хочу поделиться тем, что узнал, увидел и услышал.

Башни и стены Симонова монастыря

От прежнего величия и грандиозного замысла, который воплощался веками, практически ничего не осталось – только три башни из красного кирпича. Они в больших трещинах и нуждаются в срочной реставрации. Обновленный в начале 2000-х шатер еще больше подчеркивает запущенность древних стен: черепица новая – кирпич держится на честном слове.

«Солевая» башня – это первое, что бросается в глаза, если идти по Восточной улице. Она покрыта древней черепицей. С царских времен шатер «Солевой» башни не обновляли. Башня связана массивной южной стеной с двумя остальными. Все это – остатки самого могучего форпоста юга Москвы.

Из-за стен показываются ветхие бесформенные постройки промзоны, складские помещения. Но это по ту сторону. А по эту – аккуратный сквер с детской площадкой и дорожками. На месте бывшего кладбища.

Останавливаюсь у другой башни – «Кузнечной». Она самая маленькая. Пятиугольная. Такая маленькая громадина. Видимо, пару лет назад ее хотели отремонтировать. Но жидкие строительные леса, кажется, скоро сами рухнут. Ее, как и круглую «Солевую», в 1640-е построил архитектор Константинов. В это время обитель активно перестраивали: укрепляли оборонительные сооружения, которые пострадали в Смутное время.

Панорама на Москву с высокого и крутого берега впечатляет до сих пор. Не случайно здесь поставили самую высокую в Москве колокольню. Оценить вид, который открывался с пятого яруса знаменитой и утраченной звонницы, мы теперь можем только по старинным фотографиям.

Подхожу к самой мощной из уцелевших – башне «Дуло». Ее возвел «государев мастер» Федор Савельевич Конь. «Дуло» – это прозвище или имя татарского предводителя. Его убило стрелой, пущенной с этой башни.

Федор Савельевич строил и стены. Высота сохранившейся каким-то чудом южной стены кое-где достигает 7 метров. Но то, что осталось, – это скорее тихий привет из прошлого.

Башня «Дуло» имеет 16 граней. Конь строил с размахом и на века. Ребра башни украшены лопатками. Они придают величавому сооружению стройный вид. Это если говорить языком исторического справочника. А если говорить, как есть, вся башня, несмотря на свою величавость, потихоньку оседает и разваливается.

Стены обители не раз держали оборону, изматывали противника и первыми встречали огонь неприятеля. А неприятелей хватало

Но будем справедливы и аккуратны в выводах: стены и башни Симонова монастыря – настоящий шедевр русской фортификационной мысли. Они не раз держали оборону, изматывали противника и первыми встречали огонь неприятеля. А неприятелей хватало. В 1591 году Симонов монастырь принимал участие в отражении нападения хана Казы-Гирея. Осенью 1606 года монастырь помешал, и весьма небезуспешно, продвижению войск Ивана Болотникова. В 1610–1613 годах был разорен – «едва не до основания» – польско-литовскими интервентами и пришел в упадок. А в 1812 году монастырь пострадал от французов. Тогда были разграблены храмы и ризница, погибли драгоценные рукописи.

Но в XX веке огромный по замыслу и по строительным меркам памятник почти угробили… свои же.

Протяженность монастырских стен составляла 825 метров, высота 7 метров. Подведем итог: в современном архитектурном ансамбле монастыря из пяти башен сохранились три: «Дуло», «Кузнечная» и «Соляная».

Глубокая история поверхностными мазками

А начиналось все в 1370 году. Ученик и племянник Сергия Радонежского Феодор основал Симонов Успенский мужской монастырь. Место для будущей обители выбрано было на живописной возвышенности, расположенной вниз по течению Москвы-реки. Эти земли пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин. В постриге он получил имя Симон – отсюда и название монастыря. Но это лишь версия.

Из стен монастыря вышла целая плеяда подвижников и патриархов: преподобный Кирилл Белозерский, преподобный Ферапонт Можайский. Еще были святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси, святитель Геронтий – тоже митрополит, и патриарх Иосиф… Кстати, Иона стал первым митрополитом, поставленным на Руси без Константинопольского патриарха. Случилось это в 1448 году. И конечно, нельзя не сказать, что из Симонова монастыря вышел первый патриарх Московский и всея Руси Иов.

Примечательно, что некоторые насельники Симонова монастыря попали сюда по воле государя. Около 1510 года по прямому царскому указу в обитель был определен Василий Косой Патрикеев (в иночестве Вассиан)1. И конечно, здесь жил известный Максим Грек.

Преподобный Кирилл именно в Симоновом монастыре услышал голос Божией Матери, приказавшей идти на Белоозеро

Первый в этом списке преподобный Кирилл именно в Симоновом монастыре услышал голос Божией Матери. А чудо случилось так. Он стал архимандритом Симонова монастыря, но вскоре оставил настоятельство и затворился в келье. Однажды ночью за акафистом он и услышал голос Божией Матери: «Кирилл, выйди отсюда и иди на Белоозеро. Там Я уготовала тебе место, где можно спастись».

Симонов монастырь был одним из богатейших на Руси. До 1764 года он владел около 12 тысячами крестьян. К монастырю было приписано несколько мелких монастырей и пустыней.

Известно, что патриарх Филарет в 1624 году написал указную грамоту в Осташков Григорию Васильевичу Замыцкому: он требовал разрешить крестьянам Рожковской слободы, вотчины Симонова монастыря, ловить рыбу в озере Селигер. В документе говорится, что такая практика существовала и раньше, а оброк платился в приказ Большого дворца2.

Ловля рыбы крестьянами Симонова монастыря в озере Селигер за оброк не устраивала осташковских (видимо, государевых) крестьян, поэтому симоновским крестьянам было запрещено ловить рыбу в озере3. Вот такой конфликт интересов случился четыре века назад.

Еще в Симоновом монастыре собственную келью имел старший брат Петра Великого – Федор Алексеевич. А известный собиратель рукописей и русских древностей граф Алексей Мусин-Пушкин в 1795 году ходатайствовал перед Екатериной II, чтобы Симонов монастырь открыли после упразднения по случаю косившей население чумы. Так чумной изолятор вновь превратили в обитель.

В прошлые века эти пейзажи и эта местность манили больших писателей, великих поэтов и знаменитых художников.

В пруду, который находился недалеко от монастыря, Николай Карамзин утопил свою Лизу. Здесь работал Аполлинарий Васнецов, творил Константин Тон. Был здесь и Александр Пушкин, но это уже грустная история, о которой речь пойдет ниже…

Высокая классика и роскошное барокко

Окончательно ансамбль Симонова монастыря сложился к середине XIX века. Но уже в 1685 году известный московский зодчий Осип Старцев ставит в обители знаменитую Трапезную палату.

Открытый сегодня Тихвинский храм – это и есть та самая Трапезная.

Первоначально за работу по ее сооружению взялся архитектор Парфен Петров. Но заказчик работу мастера не оценил: не понравились мотивы древнемосковской архитектуры. Дошло до суда. Уже через три года другой зодчий, Осип Старцев, переделывает то, что построил Петров, и создает самый внушительный по своим формам и размаху памятник московского барокко.

Архитектор дал волю фантазии и соорудил просторную смотровую площадку. По размерам она не уступала большому четверику церкви. А вот что написал об этом архитектурном решении Михаил Юрьевич Лермонтов:

«Далее к востоку на трех холмах, между коих извивается река, пестреют широкие массы домов всех возможных величин и цветов; утомленный взор с трудом может достигнуть дальнего горизонта, на котором рисуются группы нескольких монастырей, между коими Симонов примечателен особенно своею почти между небом и землей висящею платформой, откуда наши предки наблюдали за движениями приближающихся татар»4.

До наших дней сохранилось еще одно смелое архитектурное решение – ступенчатый щипец

Северный фасад был украшен окнами с наличниками замысловатой формы. Это и по дошедшим до нас фотографиям видно. Но до наших дней сохранилось еще одно смелое архитектурное решение – ступенчатый щипец. Его оформление выдержано в духе западноевропейского маньеризма.

Упомянутый выше Аполлинарий Васнецов изобразил как раз описываемую часть здания на полотне «Симонов монастырь. Облака и золотые купола». Это 1927 год. Едва успел.

Даже на черно-белом снимке все сказочно красиво. А так выглядел Тихвинский храм со знаменитым щипцом в советские годы.

А западноевропейский маньеризм, который чудесным образом проник за толстые крепостные стены Симонова монастыря, имеет блестящие образцы во Флоренции. Взять, например, замечательную Библиотеку Лауренциана. Ее строил Микеланджело с учениками – Джорджо Вазари и Бартоломео Амманати. Отголосок той волны в архитектуре теперь застыл на крыше Тихвинского храма. Так до конца, кстати, и не отреставрированного. В этом смысле он недалеко ушел от башен-сестер.

Знаменитой колокольне Симонова монастыря повезло меньше. Точнее – совсем не повезло. А возвел эту пятиярусную колокольню в 1839 году Константин Тон. Говорят, он очень любил Симонов. Колокольня была на 9 метров (а по некоторым данным, и на 12) выше «Ивана Великого». Выдержанная в русско-византийском стиле, она стала самой высокой в Москве: 90 метров. Симонов монастырь превратился в настоящую архитектурную жемчужину.

Теперь можно только представить, что за звон проносился над излучиной Москвы-реки, когда монахи звали людей на богослужения. Кстати, самый большой колокол весил более 1000 пудов – это 16 тонн. Безбожники эту махину сняли и переплавили. Но даже старинные фотографии передают всю грандиозность колокольни. Есть на что посмотреть. Это, к примеру, самый первый ее снимок. Его сделали в 1852 году.

Колокольню взорвут и разберут на кирпич. А потом и уничтожат и некрополь

А вот старинная открытка Симонова монастыря. Автор – художник-гравер Луи-Пьер-Альфонс Бишбуа.. Луи-Пьер-Альфонс, к слову сказать, красоту и масштаб прекрасно понимал и ценил. Благодаря его работам мы знаем, как поднимали Александровскую колонну на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

Колокольню взорвут и разберут на кирпич. А через год и уничтожат и знаменитый монастырский некрополь.

Похороненный некрополь

Душа сказала мне давно:
Ты в мире молнией промчишься!
Тебе всё чувствовать дано,
Но жизнью ты не насладишься.

Это строчки замечательного московского поэта Дмитрия Веневитинова. Он умер в 21 год. Но успел состояться как великолепный романтик.

В 1826 году Веневитинов написал блестящее стихотворение, в котором находим строчки:

Вот час последнего страданья!
Внимайте: воля мертвеца
Страшна, как голос прорицанья.
Внимайте: чтоб сего кольца
С руки холодной не снимали; –
Пусть с ним умрут мои печали
И будут с ним схоронены.

«Завещание» Веневитинова не исполнили. Кольцо действительно было. Точнее – перстень из Геркуланума. Его умирающему поэту надел славянофил Алексей Хомяков. На его похороны в Симонов монастырь приехал и Александр Сергеевич Пушкин. После «молниеносной» жизни прах Дмитрия Владимировича потревожили. Страшную «волю мертвеца» нарушили в 1930 году. Кольцо забрали, и теперь оно хранится в Литературном музее.

Потревожили и прах Сергея Тимофеевича Аксакова – автора «Аленького цветочка». Тела обоих литераторов эксгумировали и перезахоронили на Новодевичьем кладбище. А вот родственникам Веневитинова повезло меньше. Их могилы были уничтожены. Как и сотни других. Их не стали переносить. Все останки смешали с землей. Классовые враги – представители старинных дворянских русских фамилии: Загряжские, Оленины, Дурасовы, Вадбольские, Соймоновы, Муравьевы, Исленьевы, Татищевы, Нарышкины, Шаховские, которые были здесь похоронены, – новой большевистской «России» оказались не нужны. А еще под фундаментом библиотеки Дома культуры «ЗИЛ» находится захоронение сподвижника Петра Великого, первого кавалера ордена святого Андрея Первозванного – Федора Головина. Этот Дом культуры был выстроен на фундаменте пятиглавого Успенского собора Симоновой обители.

Вместе с надгробьями навсегда исчезли и Успенский собор, и другие церкви – перед революцией в обители действовали шесть храмов с 22 престолами, – и Сторожевая башня, и Тайнинская.

Приход слепоглухонемых и новая жизнь Симонова монастыря

Симонов монастырь стал оживать в 90-е годы прошлого века. Благодаря огромной энергии и нечеловеческим усилиям протоиерея Андрея Горячева – настоятеля храма Тихвинской иконы Божией Матери. Он начал восстанавливать и разрушенный монастырь, и утраченный некрополь.

Уже проведена большая экспертиза по отделению человеческих останков и останков животных: кости были беспорядочно разбросаны по территории монастыря и засыпаны землей и строительным мусором. После небольшой экскурсии по монастырю мы с отцом Андреем спустились в усыпальницу Мусиных-Пушкиных. Валентина Платоновича, родственника того самого Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, который уговорил Екатерину II открыть Симонов монастырь. Валентин Платонович построил два двухэтажных придела храма.

В глаза бросилось еще одно надгробье с фамилией «Толоконников». Из черного гранита. Оно лет 60, как и сотни других, лежало под землей. А прямо напротив входа в Тихвинский храм лежат еще несколько могильных плит. Видимо, чтобы память не отшибло.

Сюда на богослужения приходят люди с ограниченными возможностями: кто-то не слышит, а кто-то не видит и не слышит одновременно

Я пришел в Симонов монастырь, чтобы поговорить с отцом Андреем Горячевым об общине слепоглухонемых. Сюда уже больше 20 лет на богослужения приходят люди с ограниченными возможностями: кто-то не слышит, а кто-то не видит и не слышит одновременно. И здесь очень крепкая община.

Уже после интервью отец Андрей провел небольшую экскурсию по храму. Само интервью об уникальном приходе слепоглухонемых появится позже. Прежде захотелось познакомить читателей с этим удивительным местом, где чудом дошедшие до наших дней стены, башни и храм готовы рассказать много историй. Было бы желание их послушать.

Никита Филатов

17 июня 2016 г.

Рейтинг: 9.7 Голосов: 1508 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 Казакова Н.А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960. С. 56.

2 Давиденко Д.Г. Судебная подведомственность Симонова монастыря в XV–XVII веках // Вестник церковной истории. 2006. Вып. 3. С. 191.

3 РГАДА. Ф. 281. Д. 10177; ОР ГИМ. Сим., 58. Л. 572–573; Веселовский С.Б. Дьяки и подьячие XV–XVII вв. М., 1975. С. 312.

4 См.: Лермонтов М.Ю. Панорама Москвы.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Быть гражданином – значит изучать историю страны» «Быть гражданином – значит изучать историю страны»
Алексей Лубков
«Быть гражданином – значит изучать историю страны» «Быть гражданином – значит изучать историю страны»
Алексей Лубков
Как режиссер Андрей Тарковский ответил философу Петру Чаадаеву? Почему важно, чтобы памятник Пушкину вернулся на свое историческое место? И чем собственно должна заниматься история?
На перекрестье эпох и улиц На перекрестье эпох и улиц
Людмила Листова
На перекрестье эпох и улиц На перекрестье эпох и улиц
Людмила Листова
Мне представляется, как на стенах подземной стоянки устанавливается знак: «Здесь в 1961 году был убит Александринский храм». Нет, невозможно… Да и сколько таких знаков надо бы установить по Иркутску? А по России?
«Россия, о которой я читал, всё еще жива» «Россия, о которой я читал, всё еще жива»
Джеймс Биллингтон
«Россия, о которой я читал, всё еще жива» «В конце 50-х я приехал в Лавру и увидел, что Россия, о которой я читал, всё еще жива»
Беседа с Джеймсом Биллингтоном, главой Библиотеки Конгресса США
В Сретенском монастыре побывал директор Библиотеки Конгресса США доктор Джеймс Х. Биллингтон. Мы расспросили его о том, как зародилась его любовь к России, о христианстве в Америке и впечатлениях от выступления хора Сретенского монастыря в Библиотеке Конгресса и книги «Несвятые святые».
Комментарии
Дарья 6 сентября 2023, 18:33
Почему, интересно, до сих пор государство не взяло на себя восстановление этого уникального шедевра?
Николай28 ноября 2018, 18:33
Очень интересная судьба монастыря. А самое главное что до сих пор там раскопки не проводились. Почему? И откуда там тысячи костей человеческих погребены, с физическими ранами. И практически у всех целые зубы. Воины? Куликовской битвы? Очень много вопросов???
23 октября 2016, 11:36
Община в монастыре мягко говоря "недружелюбная", сами людей отталкивают. "Захожан" там хватает, людей знание истории приврдит в Симоново. Да вот уходят оттуда многие с недобрыми чувствами. Гонят откровенно
Елена14 июля 2016, 23:21
Согласна с Ириной. Если верующий человек хоть раз побывает на Божественной Литургии в Храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове , то обязательно приедет еще. Как трепетно там служат батюшки, какой там хор!… Этот Храм не поразит роскошью или внешним убранством, но там, по-моему, даже у самого зачерствевшего ожесточённого сердца "треснет лёд"… А вот про Храм Тихвинской иконы Божией Матери узнала только из этой статьи. Столько раз проходила поблизости и даже не догадывалась. И сквер с детской площадкой и дорожками видела, но вот из статьи узнала, что сквер - на месте бывшего кладбища - и стало страшно...
София 3 июля 2016, 01:37
Очень благодарна автору. Действительно всё так. Побывайте там братья и сестры. Как там поют неслышащие люди! Как они очистили и обустроили обитель, такими бедными слабыми руками. Жив Господь!!!
Здоровья, здоровья, только здоровья настоятелю. Помощи Божьей им!
Побывайте там братья и сестры, помогите, чем можете.

метро Автозаводская, посл. вагон из центра, направо, наверху налево и прямо 7-10 мин.(по Восточной ул.) Вход с улицы, в глубину, не поворач. к дк зил. Откр. до 20ч
Ирина29 июня 2016, 22:33
Спасибо большое за интересный рассказ о монастыре.Симонов действительно надо спасать.Только вот как обратить на него внимание властей?А девушке по имени Анна хочется посоветовать обязательно съездить в Симонов монастырь.Побывав там однажды Вы обязательно в него влюбитесь.Симонов притягивает к себе.Состояние зданий оставляет желать лучшего,но душа у него живая и чистая,добрая.С Божьей помощью и с помощью людей монастырь хотя бы частично оправится(я имею ввиду то что часть строений уничтожена).А мощи святых иноков Пересвета и Осляби покоятся в церкви Рождества Богородицы в старом Симонове.Она находится недалеко от Симонова монастыря на территории бывшего завода Динамо.
olga20 июня 2016, 16:28
Спасибо, за " тихий привет из прошлого". Прочитала статью и была в нерешительности, с чего начать. А тут, как раз Ольга 20.06.2016 10:00; Спасибо ,Вам, за поднятую тему. И хоть я живу за тысячи километров от Симонова монастыря, но сердце и огорчилось и взволновалось. Неужели нельзя ничего сделать ,чтобы его начали приводить в прежнее состояние! Не верю! Двадцать два Престола, подумать только!
+ Колокольный звон благовестом
Серебрит воздух нежной парчой.
И нарядные словно невесты
Церкви Божьи над старой Москвой.+

Купола, купола золочённые
Не сочтёшь всей любви сороков.
Да престолы Христом освящённые
Переливом кружит вечный зов.+

И брожу, как по зарослям вербным
По превратностям русской судьбы.
Вот увидеть бы, благоверную,
Русь венчальную предков моих.+

Прежней будешь ли, в вере окрепшей?
Вопрошаю, не слышен ответ...
И грущу по Москве я ушедшей.
По России, которой уж нет...+

А может быть можно, создать инициативную группу по восстановлению монастыря, в прежних границах и в полном объёме? ГОСПОДИ СЛАВА ТЕБЕ!
Ольга20 июня 2016, 10:02
Вчера после праздничной службы, в радостном и приподнятом настроении, я наконец-то доехала до Симонова монастыря. Когда я попала на его территорию, сразу почувствовала, как снижается уровень моего настроения, а когда зашла в храм, мне стало совсем грустно, больно и стыдно за то, что в богатой, многомиллионной Москве есть храм, который выглядит так, как самый бедный сельский приход - если не хуже. Это даже не храм, а трапезная палата. Воистину – самый забытый монастырь. Стало стыдно, что мы, не страдающие таким недугом, как прихожане этого храма, имеем возможность посещать богослужения в разных храмах, ослепляющих своим внутренним и внешним убранством, а эти люди, наверное, в силу своего недуга, более «народ Божий», чем мы, вынуждены ютиться в таких условиях. Понятно, что не в красоте внешней дело, но ведь зачем-то украшают храмы! Конечно, полное восстановление Симонова монастыря требует больших временнЫх и денежных затрат, но ведь можно же совместными усилиями Церкви и государства, при помощи благотворителей, отремонтировать хотя бы храм для этих людей! Нужно кричать об этой проблеме! Хорошо, что сайт Сретенского монастыря обратил на неё внимание.
Hola20 июня 2016, 00:23
Спасибо за статью! Чтобы спасти остатки Симонова монастыря нужны нечеловеческие усилия и финансы.
Нужны усилия властей и Церкви
А в идеале восстановить, отстроить заново монастырь
Евгений19 июня 2016, 21:17
Большое спасибо за статью. Автор еще не упомянул о захоронении в этом монастыре двух самых известных русских иноков - сражавшихся на Куликовом поле: Святых Александра Пересвета и Андрея Осляби.
Ирина19 июня 2016, 01:57
Огромное спасибо за статью!Много раз,бывая в Москве,проходила мимо развалин монастыря.Очень хотеллось узнать,что же это.Эта стать послужила ответо на мои вопросы.
Дмитрий18 июня 2016, 21:56
Спаси Христос!!! Бог даст, в следующем году отпраздную 60-летие... Но помню - как вчера - мальчишками лазали на фабрику удочек, воровали бамбуковые удилища. А фабрика располагалась за стенами Симонова монастыря. Потом, уже чуть постарше, с противогазной сумкой через плечо, а в сумке - стамеска и молоток - лазал в том числе и по стенам Симонова монастыря, искал кирпичи с "печатями" (каждая мастерская ставила на кирпич собственное клеймо). Если мне не изменяет память, из стены Симонова вытащил кирпич с клеймом: лев в круге. Все было передано в класс истории родной лефортовской школы, исчезло вместе со временем. Но помню - как влекли к себе Симонов монастырь, Крутицкое подворье, Новодевичий. Влекли необъяснимо для пионерского ума... С Троицей Святой всех братьев и сестер!
Роман18 июня 2016, 18:58
Храм действительно замечательный,с любовью сохраняются настенные фрагменты старинных настенных икон.Есть особо почитаемая прихожанами икона Б.М.Дай Бог что Патриархия совместно с мэрией приняла участие в восстановлении утраченной обители в целом.
Lisa18 июня 2016, 00:58
Огромное спасибо за рассказ! Это невероятно, ведь история нашей страны - это кладезь бесконечных трагедий и подвигов, созиданий и разрушений. Спасибо вам, уважаемый Никита! В такие моменты хочется горы свернуть, чтоб помочь всем этим людям. Хочется приложить свои усилия для возрождения таких святынь. А еще я думаю об этих глухонемых слепых людях. Как можно помочь и что нужно делать, подскажите пожалуйста?
ВЕКШИНА Людмила17 июня 2016, 17:47
Спасибо за интересный и познавательный рассказ. Пронзительная правда.
Сколько же замечательных и знаковых храмов и зданий порушено, память о скольких достойных людях канула в Лету...
Благодарю автора Никиту Филатова и всех создателей сайта.
Всего доброго.
Анна17 июня 2016, 16:19
Большое спасибо за статью !Прочитала с большим интересом. Захотелось посетить это , безусловно , святое место. Если не ошибаюсь, именно там были захоронены святые Пересвет и Ослябля...С нетерпением жду следующую статью.
Антоний17 июня 2016, 15:40
Добрый день, братья и сестры! Благодарю редакцию и автора за интересную статью. Жаль, что и ныне, после окончания гонений на Церковь, даже сохранившиеся сооружения Симонова монастыря де-факто заброшены, а часть территории поглощена ЗИЛовским дворцом культуры в 30-е годы (который тоже является памятником культуры и вопрос о возрождении монастыря на прежней территории неизбежно будет конфликтовать с вопросом о судьбе этого здания). Среди известных мне московских монастырей похожей является судьба Казанского Головинского монастыря, мимо которого я часто хожу по пути на работу (первоначально был переоборудован в жилые здания, окончательно разрушен ради застройки территории типовым жильем в 1970-е, в настоящее время сохранилась лишь признанная памятником архитектуры колокольня, которую хорошо видно с Кронштадтского бульвара; сегодня колокольня используется как храм, и ведутся работы по ее ремонту, в которых активно участвуют местные жители). Конечно, эти монастыри, перенесшие много испытаний, должны быть возрождены, хотя бы на меньшей территории, нежели изначальная. А вообще мне иногда становится грустно от того, что на фоне возведения новых храмов древние порой оказываются в совершенно непотребном состоянии. Но я верю, что с Божией помощью эти святыни будут возрождены и вновь будут дарить нам благодать.
Николай17 июня 2016, 14:14
Спасибо большое за рассказ!
Надежда Егорова17 июня 2016, 14:10
Спасибо за интереснейший рассказ! Больно за разрушенные святыни,за уничтоженные могилы.Отдельное спасибо и низкий поклон протоиерею Андрею Горячеву – настоятелю храма Тихвинской иконы Божией Матери за его труд в восстановлении монастыря, за возрождение новой жизни там.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×