Архимандрит Александр (в миру Антон Емельянович Богдан) родился 30 января 1937 года в селе Новоселки Волынской области (на тот момент находившейся в составе Польши), в многодетной семье. Был крещен в храме Покрова Пресвятой Богородицы села Головно с именем в честь преподобного Антония Великого. Мама младенца, Марфа, умерла сразу после родов, и восьмерых детей воспитывала приемная мать Евдокия.
Антон рос тихим и спокойным ребенком. Он хорошо учился и во всем старался помогать родителям. После школы получал образование в школе фабрично-заводского обучения Челябинска, освоил специальность плотника-опалубщика. После обучения трудился в Архангельской области на лесозаготовках, затем уехал во Владимир Волынской области, где работал слесарем-монтажником, плотником, а также обучался в вечерней школе рабочей молодежи.
Во Владимире он снимал комнату у верующей женщины. Увидев однажды у нее на полке Евангелие, заинтересовался и прочитал его. Это произвело на юного Антона такое впечатление, что он решил посвятить свою жизнь Богу и подал заявление о приеме в Одесскую духовную семинарию. Однако в тот год по семейным обстоятельствам ему не удалось поступить, и на следующий год он уже подал документы в Московскую духовную семинарию.
Увидев у нее на полке Евангелие, заинтересовался и прочитал его. Это произвело на юного Антона такое впечатление, что он решил посвятить свою жизнь Богу
Обучаясь в семинарии, Антон был принят в число братии Троице-Сергиевой лавры. 6 декабря 1968 года он был пострижен в монашество наместником лавры архимандритом Платоном (Лобанковым) с именем Александр, в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, память которого в этот день и совершается. По завершении обучения в семинарии поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1973-м году.
5 января 1969 года отец Александр был рукоположен во иеродиакона в Покровском академическом храме епископом Дмитровским Филаретом (Вахромеевым), 13 мая того же года архиепископом Сергием (Голубцовым) хиротонисан во иеромонаха в Трапезном храме лавры. В 1979-м году был возведен в сан игумена, в 2014-м году – в сан архимандрита.
Во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви отец Александр был удостоен наград: медали Преподобного Сергия Радонежского I степени (1980 г.), ордена Преподобного Сергия Радонежского III степени (1981 г.), права ношения креста с украшениями (1987 г.), Патриарших грамот (1976 г., 2018 г.), Патриаршего знака «700-летие преподобного Сергия Радонежского» (2014 г.).
Основным и самым длительным было послушание исповедника богомольцев и учащихся духовных школ
Многие годы отец Александр нес послушание за свечным ящиком. Но основным и самым длительным было послушание исповедника богомольцев Троице-Сергиевой лавры и учащихся Московских духовных школ. Батюшка был внимателен не только ко всем приходящим, но и к самому себе, особенно в разговорах, подкрепляя свои слова выдержками из Евангелия, Апостола и творений святых отцов. Часто цитировал евангельские слова: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33) – и добавлял: «Потому что, если не будем искать, нам его никто не даст». Отец Александр особенный акцент делал на важности изучения Евангелия, его исполнении всей своей жизнью. Говорил о том, что Священное Писание нужно читать умом и сердцем, вдумываться в каждое слово, стараться жить по заповедям, укреплять веру, изучать Закон Божий. Своих духовных чад он наставлял так:
«В Евангелии написано – не суди, значит – не суди. Прощай, и тебе Господь простит. И помни, что за каждое праздное слово дашь ответ».
Часто говорил о том, что Бога нужно больше благодарить за скорби и болезни, чем за благодеяния, – «потому что болезнями и скорбями Господь хочет пробудить душу человека от беспечности».
По воспоминаниям братии и духовных чад, отец Александр был очень внимателен к природе, любил кормить голубей. В одном и разговоров он сказал духовному чаду: «Смотри, эта птичка меня часто провожает, не знаешь, как она называется?»
Батюшка рассказывал, как при первом посещении братской трапезной лавры ему показалось, что он находится среди ангелов, и таким образом он понял, что это – именно его место. И добавлял, что при любом начальстве чувствовал себя в обители одинаково хорошо.
Отец Александр многие годы терпеливо нес крест болезней, но при этом никогда не жаловался. Лишь самые близкие люди знали о том, какие сильные боли он стойко переносил, возлагая все надежды на Господа. Архимандрит Александр преставился 22 октября 2021 года, после очередной продолжительной болезни, в своей монашеской келлии в казначейском братском корпусе.
Воспоминания протоиерея Василия Г. и его супруги Ирины
О. Василий:
– Хочется много рассказать об отце Александре. Честно говоря, уже много позабылось. Мы были у чада его, у Татианы, в Донецке. Он кушал банан. А я вспомнил: мы, когда в школу ходили, – один намажет с маслом, другой намажет с повидлом хлеб. И один говорит: «Дай укусить у тебя!» А тот говорит: «Дай, я у тебя укушу»… А я как-то так… Значит, по-детски… Как-то так – кушает он банан, я думаю: «Отец Александр, дай разок укусить, как в детстве, в школе». Он говорит: «На». А я так сразу опешил. Говорю: «Отец Александр, а вы меня услышали?» Он говорит: «Бог тебя услышал». Вот как через Бога ему информация пришла, ему Бог открыл, и он услышал.
Еще хочется рассказать о том, что отец Александр вел блокнотик. Мы еще не успели задать вопрос, а он уже заранее все знает… вот, батюшке читает одно, маме читает другое, мне читает третье.
Был как-то момент один. Я как-то случайно не записал отца Александра в свой новый синодик. Я даже и не думал, что его там нет. А он приехал и говорит: «Молись, Ирина, за меня, молись…. Я знаю, что ты за меня молишься. А отец Василий за меня не молится». А я включился… Думаю – как? Тогда смотрю – точно: в синодике нет.
Батюшка даже знал, что я за него не молился. Иногда батюшка говорил: «Вот, это не рассказывай… это не рассказывай… Когда уже меня не будет, можешь вот это рассказать».
Матушка Ирина:
– Мне было плохо на Покров. Я не могла встать с постели. У меня был такой сильный приступ, мне так было плохо… Я говорю: «Батюшка, неужели я даже на Причастие не встану…Батюшка, ну помолитесь, мне так плохо. Хоть бы себя обслужить, да хоть бы гостей встретить. Я уже не говорю, что я буду причащаться. Хоть бы ходить по дому». С Божией помощи встала как-то, мне Господь помог. Я стол накрыла, все встретила. Батюшка на следующий день приезжает: «Ну, что, живая? Умирать собралась. Все тебе неотложку давай», – говорит… Никому не сообщил, сам приехал. «Ты же захотела, чтобы я приехал… Вот я и приехал». Ближний свет...
О. Василий:
– Батюшка как-то рассказывал о себе: «Отец Василий, когда я был молодой… Не помню, до армии или после армии, когда был молодой еще. Когда не был еще монахом. Ходил в церковь, молился. И однажды причастился…. Отец Василий, я все увидел, я все там увидел. А сейчас я плохой, сейчас я никуда не годный. Сейчас я ничего не вижу уже. Сейчас я никуда не годный. Раньше я молился лучше, и… Это был такой особенный момент в моей жизни. Я причастился и все увидел… так понял, что ангелов на небесах… И Самого Спасителя».
Он часто приезжал, рассказывал про свою жизнь: «У меня мама была очень добрая, и такая была молитвенница. В 27 лет умерла во время родов. И она все молилась, молилась. И, говорят, такая была добрая, очень большой доброты сердце у нее было. И вот, она пекла хлеб… А раньше как жили люди – сами пекли хлеб, самим все добывали в жизни. Они в селе жили. Мама печет хлеб и говорит отцу: ‟Вот эту буханку, последнюю, я испеку, и положишь мне на крышку гроба”». А она должна была разрешиться, батюшку носила. «Отец: ‟Да что ты! Как же это такое даже можно подумать и сказать!”» И, батюшка говорил, закончила печь хлеб – и начались у нее схватки, роды начались. И отец побежал за бабой-повитухой. Приводит бабу-повитуху. Младенец кричит, мама мертвая. Дала жизнь, сама ушла. И вот, в честь матери он посвятил жизнь Богу. Жил с мачехой, отец женился. Мачеха тоже добрая у него была, не обижала. Мама у него была очень благочестивая, Матрона. Его родителей звали Емельян и Матрона. У отца Кирилла – Димитрий и Параскева, а у него – Емельян и Матрона.
В своих беседах отец Александр часто подчеркивал важность молитвы. Он говорит: «Каждый день, отец Василий, за вас молюсь, частички вынимаю. Каждый день».
Он говорил, что надо молиться, больше надо молиться.
Основное – это молитва. Молитва – это стержень всего. Все внимание на молитву. Он приезжал, мы обедали, наставление нам дал, поговорили, ответил на какие-то вопросы интересующие, а после говорил: «Я пошел заниматься своим делом. Какое дело монаха? Молитва! Так и вы – в первую очередь только молитва, молитва, молитва. Молитва – это стержень всего. Нет молитвы, значит, все, человек больной».
Матушка Ирина:
– На него как посмотришь, кажется, он как рентгеном тебя проницает… И там видно… Такие глубокие глаза у него. Какие-то вопросы задает: ты делала это или не делала… И видишь, что он это уже знает. И видишь, что он уже знает, его не обманешь.
О. Василий:
– Был такой случай… Я ему ничего не говорю… А он:
– Почему ты всех: «прощаю», «разрешаю»… А почему ты никому епитимьи не даешь?
– Правда, батюшка, забыл, когда давал. Всех жалко.
– Нет, надо уврачевать епитимьей, давай епитимьи.
Я ему ничего не говорил, а он знает, что я не даю епитимьи. Многие такие разные случаи… Мы ему не рассказывали, а он уже говорил, что вот так и так вот нужно делать. Великий, конечно, старчик. Скрытый, скрытый раб Божий. Молитвенник великий.
Молитвенное правило батюшка большое не давал. Утренние, вечерние молитвы. Евангелие, Псалтирь. И Покаянный канон. Каждый день.
Ну, акафисты, когда хочешь. Но чтобы ежедневно вы читали Евангелие, ежедневно читали Псалтирь, Утренние и Вечерние, Апостол, Деяния. Батюшка нас не наказывал.
Звоним ему на простой телефон, раньше мобильных не было. Он, когда в келлию возвращается, уже знает, что мы ему звонили. Ну, на мобильном отпечатывается, а на простом – там же не остается. «Вы мне звонили?» – звонит сам.
Есть такие моменты, что все не скажешь, что я боялся и вслух сказать при его жизни. Батюшка – высокой духовной жизни человек, раб Божий, истинный монах, воин Христов. Таких сейчас единицы. Он духа отца Кирилла, как отец Кирилл (Павлов).