Приношение святому Иоанну

Святой Иоанн Креститель. Фреска монастыря Студеница Святой Иоанн Креститель. Фреска монастыря Студеница

Святой Иоанн Креститель воплощает в своей земной жизни все основные типы святости. Он поистине универсальный святой, образец человеческой святости как таковой.

Он и пророк, и апостол, и преподобный, и мученик. Не один из христианских преподобных, апостолов, мучеников, но самый первый и образцовый из них.

Он – родоначальник и образец всех этих святых служений, самый святой из всех святых после Пресвятой Богородицы. Это засвидетельствовал сам Христос, когда сказал:

«Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 11).

Поэтому в Царстве Небесном и отражающей его церковной иконографии Иоанн Креститель занимает место «слева», в непосредственной близости от Самого Христа, в одном ряду с Пречистой Приснодевой, находящейся «одесную» Сына.

Поэтому ему посвящены целых семь праздников в церковном году. Молитвенно вспоминая большинство святых, мы отмечаем только день их преставления, или отшествия ко Господу. При чествовании же Иоанна Предтечи празднуется и его зачатие, и его рождение, и усекновение его главы, и три её обретения, и перенесения его десницы из Мальты в Россию, и его собор в связи с праздником Крещения Господня.

Вся его жизнь, от зачатия до смерти, вся его посмертная участь – это непрестанно-неуклонное следование за Богом, всецелое послушание и служение Ему

Вся его жизнь, от зачатия до смерти, вся его посмертная участь – это непрестанно-неуклонное следование за Богом, всецелое послушание и служение Ему. В его жизни просто нет ничего, кроме веры, надежды и любви ко Господу. Всё, что в ней есть, подчинено и посвящено Христу.

Господь избрал его ещё до чудесно свершившегося зачатия, укрепил в подвиге отшельнического пустынножительства, наставил в духовном искусстве поста и молитвы, просветил его возвышенный ум благодатным даром пророчества.

«Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» (Ин. 1, 8).

Иоанн следовал за Христом по божеству, предшествовал же Ему по человечеству. Он был Предтечей, который подготавливал людей к принятию Спасителя. Подготавливал всем, чем мог. Каждым своим словом, каждым своим делом, даже видом своим свидетельствовал о Божьей воле, призывал к покаянию, предвещал близкое пришествие Мессии.

«Был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие» (Лк.3, 2–6).

Он был последним Пророком, завершением и венцом ветхозаветной пророческой традиции, самым смиренным и совершенным из всех пророков

Таким образом, он был последним Пророком, завершением и венцом ветхозаветной пророческой традиции, самым смиренным и совершенным из всех пророков.

«Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3, 16).

И вместе с тем он стал первым апостолом, непосредственным учеником Того, о Ком предвещал, когда узнал пришедшего к нему Христа, крестил и указал на Него народу.

«Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира; Сей есть, о Котором я сказал: За мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня; Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1, 29–31).

Иоанн – последний пророк Ветхого и первый апостол Нового Завета. В нём эти два завета встречаются и неразрывно соединяются. В нём они гармонично воплощаются и выражаются, как единая благая весть о Христе. Его цельная личность – живое доказательство того, что между ними нет и не может быть никакого сущностного противоречия, что, по сути своей, это один и тот же завет; как два последовательных отрезка одного пути – это одна дорога к Царствию Божию. И весь этот путь сосредоточился, вместился в одном тридцатитрёхлетнем человеке.

В конце своей земной жизни Иоанн стал первым христианским мучеником, пострадавшим за свою верность Богу, за бескомпромиссное свидетельство Его святой воли. Его мученическая смерть предзнаменовала мученическую смерть Самого Господа и всех последующих христианских мучеников.

Мученичество – служение эсхатологическое. Мученики пренебрегают настоящей земной жизнью ради жизни будущего века, временем – ради вечности, миром сим – ради Царствия Божия. Они живут предвкушением неизъяснимого райского блаженства – и готовы всё отдать ради этого, всем пожертвовать, всего лишиться.

Он сознательно и добровольно шёл прямой тернистой дорогой служения Господу, которая всегда ведёт на Голгофу

Именно таким был святой Иоанн, не имеющий ничего своего, живший не для себя, но исключительно для Бога. Он сознательно и добровольно шёл прямой тернистой дорогой служения Господу, которая всегда ведёт на Голгофу.

При этом, в отличие от всех последующих мучеников, которые после смерти за Христа душами сразу возносились в Рай, Иоанн после своей казни сошёл во Ад, чтобы и там предуготовить пришествие Мессии среди ожидающих Его душ. Он был Предтечей Господа и на земле, и в Преисподней. Таков был его вклад в дело спасения рода человеческого Христом.

Он всю жизнь хотел следовать за Господом, но Христос благословил его идти впереди Него.

«Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15).

И только в Аду, встретив сошедшего туда Христа, он, наконец, завершил своё всечеловеческое служение, встал не перед, а за Спасителем, заняв своё почётнейшее место в Его Царстве.

Начинал свой святой путь Иоанн как преподобный, когда постился и молился в иудейской пустыне, продолжил – как пророк и священник, когда крестил людей и Самого Господа во Иордане, после чего стал апостолом, указывая всем на пришедшего Спасителя, и, наконец, завершил своё земное служение мучеником, когда был убит беззаконниками за свою верность правде Божией.

Всем этим он показал, что как Ветхий и Новый Завет – это один Завет, так и все пути святости – один путь, путь служения Христу.

Когда мы читаем, что к пришествию Спасителя исполнилась «полнота времён» (Гал. 4, 4, Еф. 1, 10), то есть по своему духовному состоянию человечество созрело, чтобы Его услышать и принять, мы должны ясно понимать, что эта духовная готовность главным образом выражается не только в Деве Марии, но и в Её двоюродном племяннике Иоанне.

Именно эти два родственника от лица всего человечества встречают и принимают Спасителя, делая возможным и плодотворным осуществление Его миссии. Без Иоанна Крестителя, без его добровольного участия и помощи искупительное служение Христа было бы не подготовлено и крайне затруднено.

Есть святые, прижизненное служение которых имеет сугубо личный и семейный характер. Чаще всего такие святые известны одному Богу и не прославлены Церковью.

Есть святые, служение которых повлияло на многих других людей, затронуло целые народы и страны. Такие святые прославляются и почитаются Поместными Православными Церквями.

И есть святые, служение которых имеет всечеловеческое значение, повлияло на всех и на каждого. Это святые, которые помогали Самому Христу в Его спасительной миссии, святые вселенского масштаба. Мы знаем о них из Священного Писания. На них как на святых нам указал Сам Бог. Поэтому они не нуждаются ни в какой дополнительной церковной канонизации.

В Евангелии – это Богородица Мария, праведные Захария и Елизавета, праведный Иосиф, святые апостолы. Второе место после Божией Матери в этом списке, бесспорно, занимает святой Иоанн Креститель. Его вклад в дело спасения Господом всех людей уступает только вкладу Матери Божией.

Его вклад в дело спасения Господом всех людей уступает только вкладу Матери Божией

Есть церковное, богослужебное почитание святого Иоанна, в котором он стоит сразу после Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, и есть почитание народное, бытовое, в котором он явно уступает таким народным святым, как святитель Николай Чудотворец, блаженные Ксения Петербургская и Матрона Московская, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, да и многим другим святым. К ним люди гораздо чаще молитвенно обращаются за помощью в различных житейских ситуациях, чем к Иоанну Крестителю.

Почему так? Ведь если он в иерархии святых стоит сразу после Богородицы, то всё должно быть иначе. Откуда такой дисбаланс между церковно-богослужебным и народно-бытовым почитанием по отношению к Иоанну Предтече?

Думаю, это можно объяснить тем, что в жизни святого Иоанна не было ничего мирского, вся его жизнь, с момента чудесного зачатия и до страшной исповеднической смерти, была не от мира сего. Она несопоставима с обычной человеческой жизнью, сосредоточенной на земном, чужда ей по своей небесной направленности и содержанию.

Святой Иоанн весь жил верой в Бога, верой в Мессию, и других увлекал этой верой, полностью отвергая все мирские заботы и страсти ради приблизившегося Царства Небесного. Он сам был не от мира сего – и других призывал быть такими же.

Его слова «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2) были не просто призывом к тому, чтобы только на словах попросить прощения у Бога и жить как раньше. Для Иоанна покаяться – значило радикально измениться, полностью отречься от мира, от всей своей ветхой греховной жизни, и всю свою надежду возложить на грядущего Спасителя, значило предать себя «в руки Бога Живого» (Евр. 10, 31).

Этой своей всецелой жертвенной и строгой устремлённостью к Богу он нас и пугает, потому что, к сожалению, в нашей жизни нет этой праведной цельности.

Мы разделены, расколоты внутри себя – на плоть и дух, на страсти и добродетели, на волю, разум и чувства; мечемся, разрываемся между Царством Божьим и миром сим, между жаждой евангельского блаженства и желанием земного счастья.

В этой борьбе мы очень часто побеждаемся своими греховными страстями, впадаем в искушения и соблазны. И вместо того чтобы без устали ревностно бороться с грехом, мы зачастую смиряемся со своим плачевным душевным состоянием, привыкаем к нему и даже оправдываем себя тем, что мы же не святые.

В духовном плане мы в лучшем случае топчемся на месте: каемся, грешим, снова каемся, но никак не меняемся; в худшем же – полностью побеждаемся грехом и теми бесовскими силами, которые за ним стоят, впадая в уныние и духовный паралич.

«Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7, 24).

В таком состоянии мы и святых себе подбираем под стать, по своему образу и подобию: или милостивых чудотворцев, которые и при жизни много помогали людям, чтобы за всё простили и во всём помогли, или тех, которые, прежде чем достичь святости, сами были грешниками, как и мы, чтобы легче себя было оправдывать и надеяться на спасение.

Иоанна Крестителя под себя не приспособишь. Вся его жизнь – сплошное обличение нас, грешных и теплохладных. Перед ним себя никак не оправдаешь. Он – живое доказательство возможности победы над грехом уже здесь, на земле. Для всех тех, кто смирился с грехом в себе, опустил руки и отказался от духовной брани, Иоанн Предтеча чрезвычайно неудобен. Трудно молиться к тому, кто тебя строго обличает всем своим житием и учением.

К Иоанну Крестителю трудно обращаться и просить о материальном благополучии и здоровье, о помощи в сложных житейских ситуациях. Как-то даже слова в уме не складываются и язык не поворачивается. Напротив, у него легко просить настоящего покаяния и всецелого послушания Богу, всецелого отречения от мира сего, от самолюбия и гордыни, от лицемерия и лукавства.

Для всех, у кого, кроме веры в Бога, остаётся ещё вера в себя и в мир сей, кроме надежды на Бога, остаётся ещё надежда на себя и на мир сей, кроме любви к Богу, остаётся ещё любовь к себе и к миру сему, для всех, кто пытается совместить в своей жизни земное и небесное, неотмирный Иоанн является обличением и вызовом, громовым укором, который как будто говорит нам: «Трудно тебе идти против рожна!» ( Деян. 9, 5). Тем самым он заставляет нас выбирать: или мир сей, или Царство Божие. Третьего не дано. Самое же страшное для нас, что никак нельзя этого выбора избежать.

Святой Иоанн полностью близок лишь тем, кто искренне хочет спастись и готов ради этого отречься от всего мирского. Для таких людей он – близкий покровитель, могущественный помощник и мудрый наставник, по духу старший брат во Христе.

Он являет верующим путь и вершину добродетельного восхождения к Богу. Поэтому молитвенное внимание к нему, живое почитание его у церковного человека сосредотачивается, растёт и усиливается по мере восхождения к Царству Небесному.

Для закоренелых грешников святой Иоанн страшен, для кающихся грешников – грозен, для спасающихся грешников – строг и требователен. Из всех этих грешников и состоит земная воинствующая Церковь.

Чем выше человек находится на лестнице спасения, тем ближе к нему Иоанн Креститель

Чем выше человек находится на лестнице спасения, тем ближе к нему Иоанн Креститель. Отношение к нему меняется: от формального уважения и почитания – к искренней благодарности и любви – по мере восхождения по этой лестнице. Это напоминает отношение ученика к строгому и требовательному учителю, который сначала раздражает и даже сердит, однако потом, со временем, становится самым любимым учителем, когда ученик, наконец, осознаёт, как же много хорошего и нужного он от него получил.

Дай Бог, чтобы святой Иоанн Предтеча стал для нас таким строгим и вместе с тем любимым учителем, и даже больше – нашим духовно родным братом во Христе Иисусе.

Иерей Тарасий Борозенец

24 октября 2025 г.

Комментарии
Галина26 октября 2025, 17:18
Именно так и воспринимаю Предтечу,строгим,у которого можно просить только помощи в укреплении веры и в покаянии.С каждым словом согласна!Спасибо за статью!
Галина И.24 октября 2025, 18:49
"Он..не один из христианских преподобных, апостолов, мучеников, но самый первый и образцовый из них... Иоанн-..первый апостол Нового Завета". Прп. Макарий Великий пишет:"Никто из рожденных женами не больше Иоанна Крестителя: но меньший в Царстве Небесном больше его (Мф.11,11). Это СВЫШЕ РОЖДЕННЫЕ от Бога апостолы, принявшие начаток Духа Утешителя, ибо они сподобились судить со Христом, быть сопрестольниками Христовыми, сделались избавителями человеков. А найдешь также,...что они други Жениховы, обручающие Христу души; ибо сказано: я обручил вас единому мужу (2Кор.11,2);..найдешь, что они дают жизнь человекам;...многочастно и многообразно служат Духу. Сей-то меньший больше Иоанна Крестителя".
Анна24 октября 2025, 14:41
А почему трудно обратиться? В земной жизни он ведь был человеком. И про здоровье можно просить. Я обратилась, и он помог мне. Неужели же Святой не понимает, что необходимо нам здоровье? Что - то было с ногами,неметь начали. Я испугалась нехорошего и обратилась с молитвой к Иоанну Предтече. Как раз маслице освященное было из его монастыря. Смазала ноги. Всё прошло, хожу. Лет уже 15 примерно. Точно Он знает сколько. Спасибо огромное ему, услышал, помог.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.