Битва Поста и Карнавала

О романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Битва Масленицы и Поста. Художник: Питер Брейгель Старший, 1559 г. Битва Масленицы и Поста. Художник: Питер Брейгель Старший, 1559 г.

Картина Питера Брейгеля, обозначенная в заглавии, фиксирует состояние, в котором мы все пребываем – вне зависимости от эпохи, в которой живем. Роман Рабле, считающийся классикой, дает возможность понять, чего стоит остерегаться в духовной жизни, делая это от противного, то есть прославляя духовно вредные вещи. Около 800 страниц в бумажном виде – нельзя сказать, чтобы как-то уж трудно читаются: 5 частей, каждая из которых поделена в среднем где-то на 40–50 коротких глав, хорошо переведены. В тексте Рабле много мегаломании: многочисленные перечисления, списки, языковые игры. Однако, как вы догадываетесь, начал я читать эту книгу по иной причине: на философских факультетах, по крайне мере в то время, когда учился автор этих строк, было массированное давление на студентов бахтинской теорией карнавала и ее значением для французского постструктурализма («Разрушение поэтики» Юлии Кристевой и т.д.). Наконец-то захотелось узнать первоисточник, ну, да, и еще – это ведь «классика Ренессанса»…

Титульный лист «Пантагрюэля» около 1532 года издания Титульный лист «Пантагрюэля» около 1532 года издания

Что же в итоге? Во-первых, стало понятно, почему рафинированный интеллектуализм постструктуралистов черпал вдохновение из этого колодца. Это явления одного порядка: «твори свою волю», герои-великаны, титанизм, антропоцентризм, безбожие. Конечно, Рабле, этот монах-расстрига, чем дальше по тексту, тем больше пытается защититься цитатами из Священного Писания, показать, что он его хорошо знает, однако заимствований из античной философии и литературы куда больше. Да, Рабле – «ученый муж», но куда это его в итоге приводит? Смотрим пятую, завершающую, наиболее философичную часть. В ее финале герои попадают в так называемый «храм Божественной Бутылки», ранее (то ли в четвертой, то ли в третьей части) описывается община гастролатров, то есть чревоугодников. Вторая часть, наиболее «отмороженная», описывает, в частности, случай, когда одному из героев, Панургу, отказала некая «благовоспитанная» дама, в результате чего он поступил с ней как настоящий подонок (не буду вдаваться в описания, смотрите эпизод с собаками), однако для персонажей это становится лишь поводом в очередной раз посмеяться.

Иллюстрация Гюстава Доре к роману Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» Иллюстрация Гюстава Доре к роману Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Вообще, есть некий парадокс, что Советская власть, такая обычно стыдливо-пуританская, опубликовала в 1975-м году этот текст фактически без купюр, и есть даже телеспектакль, где молодой Александр Калягин читает главы из романа. Конечно, вряд ли догматизм во взгляде на многие вещи позволил ей в полной мере осознать культурные последствия публикации романа Рабле. Да, можно произносить дежурные фразы о «разоблачении религиозного ханжества и мракобесия», «веселом принятии человеческого естества со всеми его желаниями», и многое другое в том же духе. Однако ни одна система ценностей не устоит, если дать волю человеческим страстям. В этом смысле книга Рабле куда опаснее текстов многих современных постмодернистов.

Ведь если последние, пытаясь «реабилитировать» физиологическую сторону человеческой жизни, сами так или иначе ужасаются тому, что они описывают, и пугают читателя теми картинами внутреннего ада, в который заводит человека эмансипированная чувственность, то у Рабле все вроде бы весело и несерьезно.

Ни одна система ценностей не устоит, если дать волю человеческим страстям. В этом смысле книга Рабле опаснее текстов современных постмодернистов

На то, что в «Гаргантюа и Пантагрюэле» мы имеем дело именно с апологией телесной чрезмерности, а не с защитой «золотой середины» в аристотелевском понимании, указывают хотя бы списки на десятки страниц касаемо того, что герои съели, что выпили. Да, ведь они великаны, им нужно много для утоления своих потребностей. Но парадокс: они так и остаются неудовлетворенными, поэтому культивируют свои страсти, превращая их в последней части романа в богов. Само имя «Пантагрюэль» переводится как «всежаждущий» (о происхождении имени – в начале второй части), однако его влекут не научные знания (как считает одна благообразная блогерша на Ю-тубе), а именно плотские похоти. В отличие от нормальных людей, которые сохраняют умеренность в утолении потребностей, герои Рабле разжигаются от постоянного алкания. Им все мало. Рабле сделал Пантагрюэля и его отца Гаргантюа (которому посвятил лишь первую часть, превратив в эпизодического героя остальной книги) своего рода философами. Путешествующими, размышляющими, воюющими.

Гаргантюа и его друзья готовятся отразить атаку войска Пикрохола, Гюстав Доре Гаргантюа и его друзья готовятся отразить атаку войска Пикрохола, Гюстав Доре

Карнавал, писал Бахтин, – это пространство высмеивания (почти всегда грязного) сакральных смыслов

Многочисленные походы и морские путешествия Пантагрюэля нужны автору не только для сатирических целей или пародии на литературные шаблоны и стили своего времени, но и, как считает тот же Бахтин, для переворачивания привычных иерархий, низвержения принятых культурой дефиниций. Книга Бахтина о Рабле – текст не столько литературоведческий, сколько культурологический. Будучи опубликован в середине 1960-х в СССР, а потом и на Западе, он оказался как раз ко времени и многое объяснил и предвидел в той эпохе, которая разворачивалась по обе стороны «железного занавеса».

Карнавал, писал Бахтин, – это пространство высмеивания (почти всегда грязного) сакральных смыслов, на этой территории плоть эмансипируется от духовного и открыто манифестирует себя. Да, конечно, целибатное священство и монашество на Западе в Средние века было настроено к человеческому телу достаточно агрессивно, призывая его умерщвлять, впадая порой в манихейство и воспринимая плоть как источник зла. Столетиями фрустрируя потребности плоти и вытесняя их в коллективное бессознательное, католицизм сам вырыл себе могилу. Ведь даже самому наивному уму ясно: то, что испытывает давление, рано или поздно восстанет. Нужен другой путь, путь поста.

В романе Рабле есть настоящие гимны, оды алкоголизму, чревоугодию, блуду

Часто восхищаются: «Ах, Ренессанс, Ренессанс…». Но о возрождении чего идет речь? Можно, конечно, сказать: человека, его жизни и прочее. Но в первую очередь речь идет о возрождении язычества. Не разделяя стихии природы и человеческие страсти (об отсутствии границы между внешним и внутренним в первобытных культурах писал еще Клод Леви-Стросс), язычество поклоняется им, как богам. Крупнейший исследователь русского литературного постмодернизма Вячеслав Курицын одну из своих статей о нем так и назвал: «Новая первобытная культура». В романе Рабле есть настоящие гимны, оды алкоголизму, чревоугодию, блуду.

В одной из глав то ли четвертой, то ли пятой части герои, обычно спорящие, вдруг объединяются для того, чтобы произнести монолог-прокламацию о вреде поста для здоровья человека. Уж молчу о многочисленных травестированных издевательствах над образами, темами и символами из Священного Писания (кто его знает, в романе это сразу заметит), что вдохновило того же Джойса на многочисленные кощунства на страницах «Улисса».

Пантагрюэль и его спутники на острове макреонов, Гюстав Доре Пантагрюэль и его спутники на острове макреонов, Гюстав Доре

Рабле отлично понимал, что он делает, какую мину закладывает в культуру. Да, это смех без границ, да, он похабный, мужицкий, площадной, но его создатель – отнюдь не невежда. То, что действительно поражает при чтении «Гаргантюа и Пантагрюэля», так это совершенно безбрежная эрудиция автора: герои обсуждают античные книги, но при этом не перестают подтрунивать надо всем на свете, то и дело загаживая серьезные сентенции вульгарными шутками. Что это, если не деструкция элитарного при помощи массового, так любимая культурой постмодерна? Часто любят говорить о гуманизме Возрождения, о его внимании к человеку, но в таком случае – как быть с его оборотной стороной, о которой пишет тот же Алексей Федорович Лосев в своей «Эстетике Возрождения», объясняя, в частности, феномен Северного Возрождения (Питер Брейгель, Иероним Босх)?

Как сочетаются уродства Босха с культом человеческого тела, например, у Микеланджело? Чтение Рабле подсказывает ответ на эти вопросы: люди, культивирующие свои страсти, мнящие себя центром вселенной, думая, что эмансипируются от Бога и Церкви, попадают... в рабство. Ведь нет ничего удивительного и случайного в том, что герои Рабле после всех своих путешествий в итоге оказываются в капище. Завершая, отмечу, что борьба между мерой и чрезмерностью, адекватностью и безудержностью, постом и карнавалом продолжается в каждом сердце – даже тогда, когда кажется, что весь остальной мир уже капитулировал.

Александр Попов

3 ноября 2025 г.

Смотри также
Гордыня как первопричина духовной грязи Гордыня как первопричина духовной грязи
О романе Умберто Эко «Маятник Фуко»
Гордыня как первопричина духовной грязи Гордыня как первопричина духовной грязи
О романе Умберто Эко «Маятник Фуко»
Александр Попов
После «Маятника Фуко» мне стало понятно, почему христианство запрещает читать оккультную литературу: это слишком большое искушение для гордого ума.
Обелиск безумного мрака Обелиск безумного мрака
О романе Ремарка «Черный обелиск»
Обелиск безумного мрака Обелиск безумного мрака
О романе Ремарка «Черный обелиск»
Иерей Тарасий Борозенец
После войны для героя Бог как живое и личное существо умер, то есть перестал существовать и вызывать какой-либо отклик в душе.
Не убий пересмешника Не убий пересмешника
Иер. Тарасий Борозенец
Не убий пересмешника Не убий пересмешника
Иерей Тарасий Борозенец
Задача христиан состоит не в том, чтобы уходить из мира. Наша задача – жить в мире со Христом, любя Бога и ближних, и тем самым преображать этот мир изнутри.
Комментарии
Вадим К.11 ноября 2025, 19:01
Как говорил Христос, нужда прийти вот таким соблазнам, но и горе тем, через кого они приходят. Человек и человечество должно видимо приобрести в них опыт и так истощить с помощью своего Спасителя все стрелы лукавого, и тогда придет конец всей истории. Иначе говоря, человечество должно переболеть все свои болезни и своей здоровой частью в конце концов убедиться опытно, что всё, кроме Христа - это действительно одна тщета и напрасность и этому уже нет дальше места.
Вадим К. Антонию продолжение11 ноября 2025, 18:52
4 - 14 вв. - не те ли это 1000 лет, о которых говорится в Апокалипсисе, в течение которых царил Христос, но по истечении которых побежденному и заключенному в бездне сатане было дано выйти из своего заключения и начать обольщать концы Вселенной? Вот какие мысли возникают по этому поводу, может быть и весьма спорные, но всё же имеющие основания. Вообще история человечества похожа на историю в большинстве своем каждого человека в отдельности: языческая жизнь, потом покаяние и обращение, воцерковление и ревностное погружение в подвиги, через несколько лет охлаждение и кризис с хотя бы частичным возвратом к жизни по стихиям мира и критика всего церковного, иногда даже полный разрыв с Церковью.
Вадим К. Антонию11 ноября 2025, 18:41
Всё, что Вы перечислили, было даже в Зап. Европе, не говоря о Византии, и до Ренессанса и действительно ускорившийся подъем техники в его век был всё же логическим продолжением имевшегося прогресса в предыдущие века. Штамп о темных веках средневековья историками уже достаточно давно был критически по многим пунктам пересмотрен, в т.ч. и советскими. Нет, речь тут идет в первую очередь именно об эмансипации прежде всего западноевропейского сознания от того взгляда на мир, который утвердила в нем победившая в 4 в. Церковь. Истоки отказа теперешнего ЕС от христианского наследия вышли наружу и перестали быть подспудными тогда. Во что всё это вылилось, наблюдаем теперь и конец вроде известен.
Екатерина 6 ноября 2025, 20:56
Мыться часто как раз перестали именно в эпоху Возрождения. Частично это было связано и с тем, что на коже ученые открыли поры. Как считалось тогда, через поры проникает зараза. Также считался вредным свежий воздух (этот момент отражен в "Гамлете" Шекспира. А в Средневековье, вопреки распространенному убеждению, как раз мылись. Тогда еще были в Европе в сохранности термы, оставшиеся от Римских завоеваний и обширной территории Римской империи
Антоний 5 ноября 2025, 23:35
О возрождении чего идёт речь в Эпоху Возрождения? О Возрождении науки, медицины, гигиены, архитектуры, техники. Спустя века человек вновь начал мыться как в Древнем Риме, лечиться как ранее в Древнем Египте, изобретать не орудия пыток, а полезные машины вроде паровой турбины (изобретена Героном) или вычислительной техники (чего стоит Антикитерский механизм!), строить дворцы, ваять великолепные статуи, писать картины. P.S. Мой комментарий, конечно, не про роман, а про Ренессанс.
Алексей Л. 4 ноября 2025, 13:17
Полностью солидарен с автором! Всегда чувствовал антипатию к этой книге,даже не будучи верующим,и даже в "прилизанном" детском пересказе.Действительно-гимн безнравственности! Читательница.3 ноября.12;37. А причем здесь Золя и Мопассан? Разве у них есть что то подобное?
Галина И. 4 ноября 2025, 12:08
Если все рассматривать под углом христианского мировоззрения, то в нашем обществе "самые читаемые книги- книги дьявола". Он достаточно эрудирован и образован, чтобы манипулировать сознанием людей и привлекать их к своей "культурологической", антихристианской миссии. Проще говоря, затуманивать мозги и отвращать от истины. Персонажей, аналогичных герою статьи, встречаем и в Свящ. Писании, -это, напр., Навал (1 Цар.25). Из статьи: "люди, культивирующие свои страсти,...попадают...в рабство". Но они изначально в рабстве греха и смерти! И "не делайтесь рабами человеков" (1 Кор.7,23), т.к.человек с амбициями и страстями приведет в погибель."Только берегись и тщательно храни душу твою" (Втор.4,9).
Читательница (Подмосковье) 3 ноября 2025, 12:44
/продолжение/ Кстати, роман Рабле публиковался и в царское время – в 1901 г. (перевод А. Н. Энгельгардт). Наверное, тоже не без «культурных последствий», вкупе с «Ямой» Куприна приведших к революции.) Мало ли отрицательных персонажей в литературе?! Надо тогда и "Мертвые души" с переедавшим Собакевичем запретить, и "Вечера на хуторе близ Диканьки ...", и "Обломова"... Другое дело, когда массовой культурой навязываются не те ценности. По поводу Ренессанса, на мой взгляд, не все так однозначно "плохо", бездуховно, как следует из статьи.
Читательница (Подмосковье) 3 ноября 2025, 12:37
Как-то не лежала моя душа ни к Рабле, ни к Мопассану, ни к Золя. Что-то из последних, конечно, не обошла стороной, а вот "Гаргантюа и Пантагрюэль" не читала, но небольшое представление об этом романе имела и желания познакомиться с ним ближе не возникало. "Конечно, вряд ли догматизм во взгляде на многие вещи позволил ей [советской власти] в полной мере осознать культурные последствия публикации романа Рабле" (цитата из статьи). Автор хочет сказать, что читатели романов "Как закалялась сталь" и "Молодая гвардия" стали брать пример с главного героя? )
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.