Православный календарьПравославный календарь
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.

Не убий пересмешника

Кадр из фильма «Убить пересмешника». Режиссер: Роберт Маллиган, 1962 г. Кадр из фильма «Убить пересмешника». Режиссер: Роберт Маллиган, 1962 г.

Роман американской писательницы Харпер Ли «Убить пересмешника» (1960) – классическое произведение американской литературы ХХ в.

1930-е годы в США. Великая депрессия. Маленький провинциальный городишко. Белые, негры, различные протестантские секты, отец-адвокат, старший брат, друг-ровесник, фантазии-страшилки и множество вопросов – вот мир восьмилетней девочки Джин Луизы Финч, которую все друзья и близкие называют Глазастик. Она переживает первый серьезный личностный кризис в своей жизни, проходя через который становится взрослой.

Книга очень разноплановая. Здесь и проблемы взросления, и вопросы воспитания, и вызовы расизма, и угрозы религиозного сектантства, и идолы предубеждений (возрастных, социальных, расовых), и семейные неурядицы, и тема преступности, и угроза зарождающегося нацизма, и трудности справедливого судопроизводства, и коллизии юридической практики.

Точка отсчёта романа – беззаботное марктвеновское детство; его сердцевина – несправедливый суд и смерть невинно осуждённого человека; развязка – победная схватка со злодеем, в которой он погибает. Сюжет по нарастающей закручивается, усложняется, атмосфера сгущается и накаляется.

Вопреки всему, роман дышит надеждой и верой в людей, за исключением, разве что, тех, которых называют отбросами или подонками общества. Именно таким человеком без совести и чести является главный и единственный антигерой романа – Боб Юэл. «Можно вытащить человека из грязи, но нельзя вытащить грязь из человека», – горько замечает о подобных ему людях автор.

Отец девочки Аттикус Финч – самый добрый, порядочный и светлый человек в романе. Он верит в справедливость и всё делает для того, чтобы она восторжествовала в мире. Для этого он старается всецело жить в согласии со своей совестью. Именно в этом и только в этом – залог правильного воспитания детей, семейной жизни, а также правильных социальных преобразований. Пусть и не быстрых, но обязательно и надежно осуществимых.

В этом явный христианский посыл книги. Автор свято верит в преодоление всех трудностей и проблем; в победу добра над злом. Нужно только следовать своей совести, несмотря ни на что и ни на кого.

«Есть у человека нечто такое, что не подчиняется большинству, – объясняет он своим детям, – это его совесть».

Явным критерием жизни не по совести является убийство пересмешника. Эта безвредная певучая птичка является символом всех слабых и беззащитных, «малых сих» (Мф. 18, 6), как они называются в Евангелии Христом.

«Пересмешник – самая безобидная птица, он только поет нам на радость, – объясняет детям Аттикус. – Пересмешники не клюют ягод в саду, не гнездятся в овинах, они только и делают, что поют для нас свои песни. Вот поэтому убить пересмешника – грех».

Сознательное и добровольное причинение вреда невиновным – это дно человеческой деградации, нижняя точка саморасчеловечивания

Сознательное и добровольное причинение вреда невиновным – это дно человеческой деградации, нижняя точка саморасчеловечивания. Убить или способствовать убийству пересмешника – грех. Убить же невиновного, беззащитного человека – самый тяжкий грех.

Похоже, в романе общество делится на три неравные части – одно среднее большинство и два крайних меньшинства.

Среднее большинство – это в целом неплохие люди, но, к сожалению, пребывающие в плену у тех или иных своих предрассудков. Их можно и нужно постараться понять, «влезть в их шкуру и походить в ней». На них можно повлиять в лучшую сторону, их можно переубедить, хоть это бывает очень трудно и очень долго. Ведь людям чрезвычайно трудно отказываться от укоренившихся в их сознании предубеждений и стереотипов. Особенно когда они мало или плохо образованы, когда эти предрассудки долго формировались и поддерживались, передавались от поколения к поколению. Главное же, когда они этого совершенно не хотят, считая себя правыми. В подавляющем большинстве случаев они руководствуются впитанными с детства и принятыми в обществе правилами и представлениями, уставами и традициями.

Высшее меньшинство, духовная, интеллектуальная и культурная элита общества, – люди типа Аттикуса Финча, которые во всём и всегда ориентируются на свою личную совесть, на чувство долга, а не на мнение окружающих, большинства, среды. Они – нравственные авторитеты в обществе, те праведники, благодаря которым общество сохраняется, существует и развивается. Они – те, кто ведёт людей к истинному прогрессу во всех его лучших проявлениях.

Низшее меньшинство – антисоциальные криминальные элементы, люди подлые и злые по натуре своей, которые принципиально не приемлют добро и правду. Это люди с сожжённой, мертвой совестью, одержимые гордостью, завистью, ненавистью и лукавством. По мнению автора, таких людей уже не исправить. Их уже невозможно перевоспитать. Они образуют подвал, преисподнюю общества. Это антиэлита, люди, тянущие себя и других на дно расчеловечивания, самим своим существованием угрожающие остальным осквернением и смертельным заражением, паразиты на теле общества. Если они возьмут верх, то общество, культура, цивилизация, нравственность погибнут. И история снова вернётся в эпоху варварства и дикости.

Но они не победят! В это верит автор. Потому что против них не только духовная элита, но и люди из средней группы. Подавляющее большинство людей не хотят быть отбросами, жить на свалке. Хотя и с теми, кто хочет так жить, ничего не поделаешь. Нельзя человека заставить быть культурным и порядочным, если он этого не хочет. Остаётся вытеснять их на обочину общественной жизни, маргинализировать, максимально ограничивать их влияние на общество.

Нельзя человека заставить быть культурным и порядочным, если он этого не хочет. Остаётся максимально ограничивать их влияние на общество

Итак, нельзя убивать пересмешника. Нельзя убивать слабых и беззащитных. Нельзя убивать совесть. Иначе «мусорные люди» победят, и человечество погибнет, превратившись в зловонную свалку.

Отдельного внимания заслуживает религиозный вопрос в романе. Его герои регулярно посещают протестантские молитвенные дома, верят в Бога и молятся Ему. Есть и те, кто полностью отгородился от общения с другими людьми по религиозным убеждениям.

Таким является Артур Рэдли, прозванный детьми Страшилой. Он целых 30 лет не выходил из своего дома и ни с кем не общался, что давало почву для различных детских страшилок.

«Просто есть такие люди, – объясняется в книге, – они чересчур много думают о том свете, и потому никак не научатся жить на этом».

Однако вопрос не настолько прост, как может показаться. Речь идёт о возможности и степени сочетания устремленности христианина в Царство Небесное с его земной жизнью в мире.

Ведь в Евангелии, с одной стороны, Царство Божие и мир сей радикально противопоставляются (ср. Ин. 8, 23; Ин. 15, 19; 1Ин. 2, 15), с другой, Господь призывает нас быть в мире, но не от мира (ср. 1Ин. 2, 16), быть мудрыми как змеи и кроткими как голуби (ср. Мф. 10, 16). Змеи, как известно, – животные, ползающие по земле и в земле; голуби же – птицы, взлетающие к небесам. Значит, нам, христианам, нужно как-то уметь в своей жизни совмещать и то и другое – и всецелую устремлённость в Небеса, и жизнь на земле.

Нам, христианам, нужно в своей жизни совмещать и всецелую устремлённость в Небеса, и жизнь на земле

Собственно, к этому нас призывают и две самые главные заповеди Божьи: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12, 30–31).

Задача христиан состоит не в том, чтобы уходить из мира, закрываться от него, что вряд ли возможно и крайне трудно. Наша задача – жить в мире со Христом, любя Бога и ближних, и тем самым преображать этот мир изнутри, спасая в нём тех, кто откликается на наше свидетельство о Господе. «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи», – говорил об этом преподобный Серафим Саровский.

Роман «Убить пересмешника» – и об этом тоже, прежде всего об этом. О праведниках, на которых держится мир, благодаря которым он всё ещё существует. Пока в мире есть люди, которые верны своей совести, будет и мир. И пусть они всегда будут в меньшинстве, но это меньшинство светильников, освещающих людям путь. Пока они светят, виден путь, и, значит, для всех есть возможность изменить свою жизнь к лучшему.

Иерей Тарасий Борозенец

31 января 2025 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 446 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Смотри также
Ловить детей над пропастью во ржи Ловить детей над пропастью во ржи
Иерей Тарасий Борозенец
Ловить детей над пропастью во ржи Нерождественская история,
или Ловить детей над пропастью во ржи

Иерей Тарасий Борозенец
«Над пропастью во ржи» – роман-предупреждение, роман, показывающий безысходность мира взрослых и мира детей, в которых нет Христа.
«Сон смешного человека» Ф.М. Достоевского и тайна посмертной участи человеческой души «Сон смешного человека» Ф.М. Достоевского и тайна посмертной участи человеческой души
Ирина Ахундова
«Сон смешного человека» Ф.М. Достоевского и тайна посмертной участи человеческой души «Сон смешного человека» Ф.М. Достоевского и тайна посмертной участи человеческой души
Ирина Ахундова
В «Сне смешного человека» Достоевский подводит итог своим многолетним размышлениям о тайне «того света» и отвечает на вопрос о существовании Божием.
«Захолустье»: увлекательный роман для подростков о зове прерий и радости труда «Захолустье»: увлекательный роман для подростков о зове прерий и радости труда
Мария Минаева
«Захолустье»: увлекательный роман для подростков о зове прерий и радости труда «Захолустье»: увлекательный роман для подростков о зове прерий и радости труда
Мария Минаева
Подростковый роман о рутине – это вообще возможно? Разве это будут читать? Оказывается, будут.
Комментарии
Алексей Л. 2 февраля 2025, 16:41
Спасибо,очень познавательно,доступно и полезно!Саму книгу не читал но возьму на заметку.
иерей Тарасий31 января 2025, 15:34
Вам спасибо за внимание и прочтение)
Постоянная читательница31 января 2025, 09:41
Спасибо за напоминание о хорошем романе
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Иерей Тарасий Борозенец

Новые материалы

Выбор читателей

×