В этом году в Минске издан альбом-каталог «Священник с фотоаппаратом». Его выход в свет приурочен к 150-летию со дня рождения отца Павла Волынцевича (1875–1962). Триста страниц этой книги представляют его уникальное творческое наследие как фотографа.
Вся коллекция фотографий и негативов (а это хрупкие стеклянные пластины, пережившие революцию и две войны) составила более 300 изображений. Благодаря этим редким кадрам можно воочию увидеть жизнь белорусской глубинки и проследить историю жизни православных белорусов в нелегкие для Церкви времена – с 1900-го по 1960-й год.
Здесь и повседневная жизнь семьи настоятеля церкви в маленькой деревушке Узмены Миорского района Витебской области, и этнографические зарисовки, и встречи необычного фотографа с известными историческими личностями, и фото святынь белорусской земли.
Архив отца Павла Волынцевича опубликован после 15 лет кропотливой исследовательской работы специалистов – фотографов, историков, архивистов, – а также родственников священника из Беларуси, России и Польши.
История находки
Когда в середине 2009 года в руки минского коллекционера Дмитрия Серебрянникова попало несколько старинных негативов, датированных началом ХХ века, он и не предполагал, что это станет началом знаменательного знакомства с творчеством священника, всю жизнь увлекавшегося фотографией, – отца Павла Волынцевича.
Дмитрий Серебрянников:
«К тому моменту, когда мой друг-коллекционер продал мне уже около 30-ти негативов, я получил информацию, что официальных изображений Узмен начала ХХ века нет. И тогда я рассказал о приобретении одному из священников прихода, куда хожу на службы. При этом признался, что не знаю, как эти фотографии напечатать. Была попытка пойти в обыкновенную фотолабораторию, но у них ничего не получилось. А батюшка познакомил меня с фотографом Владимиром Сутягиным».
Фотолетопись, созданная сельским батюшкой, охватывает целых полвека!
Владимир действительно помог коллекционеру отсканировать все негативы и получить на компьютере фотоизображение. Более того, он подал идею устроить выставку из этих уникальных фотографий. Кстати, среди негативов оказались не только снимки, сделанные в Узменах. Были там изображения и других населенных пунктов; цикл кадров, сделанных во время польской власти в Западной Беларуси; фото периода Первой мировой войны. Самый старый негатив датирован 1900-м годом, а последние снимки сделаны где-то в 1950-х годах. Представьте: фотолетопись, созданная сельским батюшкой, охватывает целых полвека!
Исследователям повезло – на многих негативах были подписаны место и время съемки. И потому очень скоро историк Владимир Денисов по просьбе В. Сутягина установил имя священника, служившего в Узменах в начале ХХ века, – Павел Волынцевич.
Владимир Сутягин:
«Для нас это был праздник – нашли имя человека, который все время мелькает на негативах. Но оставались одни догадки по поводу того, кто же делал снимки? Сам батюшка? Только в самом конце исследования мы получили подтверждение того, что это он – нам попалось фото (а не негатив), где стояла авторская подпись отца Павла.
А еще пришел негатив, где изображен надгробный памятник, на котором надпись: “Дьякон Константин Волынцевич. Прослужил в сей церкви 56 лет. Умер 21 ноября 1906 года”. И мы поняли, что это отец священника Павла Волынцевича. Таким образом найденная нами информация подтвердилась, и нам стало интересно искать дальше».
Уникальная личность
Владимир Сутягин:
«Теперь мы уже знаем, что батюшка прослужил в Узменах с 1904 по 1947 год. Знаем имена близких родственников, когда они родились, когда женились, когда умерли, где похоронены. Мы даже нашли внучку батюшки – в возрасте 93 года она скончалась в Минске 1 сентября этого года».
Дмитрий Серебрянников:
«Вообще, когда мы вышли на внучку и стали с ней общаться, то личность батюшки, его жизнь показались нам просто уникальными. Его отец, дьякон Константин Волынцевич, рано остался сиротой и по милости священника жил при приходе. Тут ему дали начальное образование и рукоположили в дьяконы.
Представьте себе, что в конце XIX века Гродненская губерния была медвежьим углом на Беларуси. А почти неграмотный дьякон всех своих троих сыновей отправил в Виленскую духовную семинарию учиться. Вот какая у него была тяга сделать своих детей образованными!
Отец Павел не только серьезно, основательно увлекался фотографией, он еще интересовался естественными науками. Внучка рассказала нам, что дедушка выставлял свои часы строго по солнечным часам, был очень педантичен. Причем, несмотря на свои разносторонние увлечения, не только очень ревностно соблюдал букву церковного закона, но и жил по духу. Никогда не курил, не пил вина, никогда не ходил в светской одежде, только в подряснике. У батюшки было много книг самой разнообразной тематики. На фото он часто читает газеты, особенно – “Русское слово”. Занимался пчеловодством. Рисовал картины маслом».
Глушь… А в этой глуши – батюшка-фотограф, его супруга, которая играет на рояле, ухоженные клумбы вокруг дома…
Еще один интересный момент. В начале ХХ века прихожан у отца Павла Волынцевича было немного. На тот момент Узмены – это церковь, дом священника, псаломщика и хутора. Глушь… А в этой глуши – батюшка-фотограф, его супруга, которая играет на рояле, стоящем в обычном сельском домике, в комнатах этого скромного жилища – фикусы, а вокруг – ухоженные клумбы. И, думается, не случайно на многих фотографиях рядом с батюшкой – гости, множество гостей, особенно молодежи…
Что и как фотографировал священник
Что чаще всего фотографировал отец Павел Волынцевич? Жизнь, которую наблюдал вокруг себя: вот прачки, стирающие белье; крестьяне, перебирающие морковь; плоты на Двине; стройка нового дома для батюшки; гости, приехавшие навестить семью священника… Быть может, время оказалось более беспощадным к фото, повествовавшим о жизни прихода в Узменах, но их осталось немного.
Владимир Сутягин:
«Конечно, нельзя сказать, что они очень профессиональные, эти фотографии. Но с любительской точки зрения – очень хороши и особенно тем, что сняты не предвзято. Нужно иметь в виду, что в те времена фотоаппарат был редкостью, а не так, как теперь, – у каждого второго.
Собственно, батюшка фотографировал для себя, для своего фотоальбома. И в этом есть определенная прелесть: люди ведут себя естественно, а не позируют. Вот, например, очень интересный кадр в движении, который сам батюшка подписал “Приехали”. Это приезд в гости к матери отца Павла. Снят этот момент с помощью автоспуска. Батюшка часто им пользовался, и потому можно увидеть его самого в кадре. В случае такой съемки трудно предугадать, где кто встанет. Я до сих пор не знаю, как он умудрялся это делать. Обычно батюшка ставил аппарат, взводил автоспуск – и когда он сработает, тогда и сработает. Поэтому на фото люди очень часто смотрят в разные стороны, кто-то голову поворачивает, кто-то с закрытыми глазами. То есть не было команды: “Внимание, сейчас птичка вылетит”. Автор фотографий стремился к естественности».
Дмитрий Серебрянников:
«На этих старинных фото можно увидеть, как люди одевались, каков был интерьер их жилищ. Когда смотришь на то, как люди жили 100 лет назад, то понимаешь, что сейчас некоторые из нас, может, и хуже живут. Не в плане богатства, а в плане качества жизни… Да, компьютеров, телевизоров раньше не было, но радиоприемник у батюшки появился, как только появилось радио».
И все-таки удивительная вещь: хрупкие стеклянные негативы (пленок в начале ХХ века еще не существовало) сохранились, а фотографии – нет. Вопрос этот сам собой возникает, когда рассматриваешь множество негативов, сделанных фотографом-любителем из Узмен.
Оказывается, в 1940 году отец Павел остался один – его супруга умерла. В Узменах он пережил Великую Отечественную, немецкую оккупацию. В 1947-м переехал к сыну-священнику в Собакинцы (ныне Первомайское), под Гродно. Перевез с собой все имущество. А в 1948 году, в Чистый четверг, ураган стал причиной большого пожара – все село сгорело. Огонь не пощадил и дом священника. Были уничтожены фотоаппарат, все фотографии, библиотека, картины отца Павла.
После этой трагедии батюшке приходится служить в разных местах: Гродно, Крево, Шерешево в Брестской области, Волковыск. И везде, несмотря на свой приличный возраст (ему было уже за 70), он пытается фотографировать.
В 1956-м отец Павел приезжает в Узмены, на могилу супруги, а еще… чтобы забрать свой архив негативов. Вот вам и сюрприз: они хранятся в доме одного из местных жителей. Почему так? Возможно, стеклянных пластинок было слишком много, а стекло – очень тяжелый и хрупкий предмет, и по этой причине фотоархив не был перевезен в Собакинцы. Батюшка приезжает в Минск и заново печатает свои фотографии.
Дмитрий Серебрянников:
«Задумайтесь. Какая жизнь была в стране – голод и разруха, власти постоянно давят на Церковь. А кто-то ради батюшки хранит эти стеклышки почти 10 лет! В тех же Собакинцах семья священника жила ожиданием ареста. Однажды приходит к ним прихожанка с большим пустым ведром. Ее спрашивают: “А что ты с ведром пришла?” – “Капусты у вас набрать. Вам она все равно не нужна – вас заберут”».
Он оставил после себя обширный архив фотографий, позволяющих воочию увидеть жизнь белорусской глубинки начала ХХ столетия
Отец Павел умер в сане митрофорного протоиерея, имея все возможные для приходского священника награды. Похоронен в Волковыске. Служение его продолжалось долгих 63 года вплоть до самой смерти. Он оставил после себя добрую память и обширный архив фотографий, дающих нам уникальную возможность воочию увидеть и детально рассмотреть жизнь белорусской глубинки начала ХХ столетия.