Вендланд: блестящая геологическая карьера тайного иеромонаха

35 лет назад завершился земной путь замечательного пастыря, святителя, церковного дипломата и писателя, митрополита Иоанна (Вендланда). Владыка умер 25 марта 1989 года. Кратные даты имеют какое-то особое влияние на наши души. Так получилось, что именно накануне в архиве епископа Рыбинского и Романово-Борисоглебского Вениамина (Лихоманова) обнаружились интересные материалы, связанные с гражданской жизнью митрополита Иоанна. Больше сорока лет назад выпускника МГУ Николая Лихоманова митрополит рукоположил в диаконы и священники. Теперь часть архива митрополита Ярославского и Ростовского Иоанна хранится у епископа Вениамина. Все подшито, подписано. В каждой коробке опись. Найти материал интересующего периода или направления нетрудно. А интересовал меня гражданский этап жизни владыки, когда он был геологом в Узбекистане. Таким образом была обнаружена копия его письма В.В. Тихомирову.

Ташкент, 1935 год. Константин Николаевич Вендланд ведет занятия по петрографии со студентами Ташкентского Индустриального института Ташкент, 1935 год. Константин Николаевич Вендланд ведет занятия по петрографии со студентами Ташкентского Индустриального института

Владимир Владимирович Тихомиров (1915–1994) – член-корреспондент АН СССР, председатель Комиссии по геологической изученности СССР, основатель Международной комиссии по истории геологических наук. Если уж совсем просто – он историк геологии нашей страны. Сегодня собранные им материалы порой читаются как увлекательные романы Жюля Верна. Геологи – особые люди, это точно!

В 1986-м году он написал письмо митрополиту Иоанну и попросил рассказать о его геологическом прошлом. Владыка уже на покое. Он живет в многоэтажке на окраине Ярославля (предоставил горисполком, своего жилья не было). Каждый день ему приносят мешки писем, и отвечает он на них сам. Разбирая эти письма сегодня, видишь, что на каждом его рукой написано: «отвечено».

Как хотелось бы почитать эти ответы! Увы, разлетелись они по России и миру. Владыка много лет работал за границей, его адресаты жили в самых разных странах. Но большинство в родной стране. Теперь письма его корреспондентов в наличии, а ответов митрополита Иоанна нет. Мысль найти их пришла поздно.

С Тихомировым получилось наоборот. Письмо академика не сохранилось, а копия ответа митрополита Иоанна есть.

«Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Отвечаю на вопросы, поставленные в Вашем любезном письме от 11.04.86.

1. Детали работы геологом с 1930 г.

а) Работал рудничным геологом на Ключевском хромитовом руднике (ныне г. Двуреченск, Арамильского района) Свердловской области) с 1930 г. по 1932 г.

б) В Ленинграде ЦНИГРИ, научным сотрудником с 1932–1933 г.

в) В Ташкенте, ассистентом у профессора В.А.Николаева по кафедре петрографии, в Средне-Азиатском Индустриальном институте. 1933–1945 гг.

г) Одновременно работал в Узбекском Геологическом Управлении (1935–1945) на геологических съёмках Алмалыкского рудного района, Западного Каржантау, Угама, гор Кара-Тюбе и Зирабулакских гор; кроме того, на поисках оптического кварца и исландского шпата.

Во время Великой Отечественной войны занимался поисками молибденита и шеелитовых руд в различных местах Узбекистана».

В 1945-м году течение жизни Константина Венланда сделало резкий поворот – тайный монах и священник, он вышел на открытое церковное служение

Добавим, что он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата геолого-минералогических наук на тему «Петрология вулканогенных толщ Приташкентского региона». И подготовил докторскую. Но в 1945-м году течение жизни Константина Венланда сделало резкий поворот – тайный монах и священник с десятилетним стажем, он вышел на открытое церковное служение, и геология осталась в прошлом.

В письме Тихомирову интересен не сам послужной список геолога Константина Вендланда. Он существует и в других, более полных вариантах. Важно, что сам владыка считал главным в своей геологической биографии.

Фото А.Н. Вендланда. На заднем плане маленький Костя за ручку с няней. 1911 г. Фото А.Н. Вендланда. На заднем плане маленький Костя за ручку с няней. 1911 г.

***

В архиве Ленинградского Горного института хранится школьная характеристика, с которой Константин Вендланд поступал в ВУЗ:

«Очень высокое общее развитие, большая даровитость, главным образом в области математических и общественных наук. Исключительная работоспособность. Сознательное отношение к общественно-политическим вопросам».

Характеристика при поступлении в Горный институт Характеристика при поступлении в Горный институт

Настолько сознательное, что, более десяти лет работая в геологии, он был тайным монахом и священником. И никто из коллег об этом не догадывался.

В институт Костя поступил в 16 лет. Он очень любил природу. Природу любила и его сестра Эли, будущая монахиня Евфросиния. Сколько прекрасных слов о природе сказано в их письмах и дневниках. Природу любили их мама и папа. Владыка писал, что в ней родители находили свое счастье, считали (как дева Феврония из оперы Римского-Корсакова), что в природе можно найти Бога.

Костя с сетрой. Царское Село. Фото Н.А. Вендланда Костя с сетрой. Царское Село. Фото Н.А. Вендланда

В своей автобиографии он указал точную дату своей встречи с Богом. Было это в Царском Селе:

«Мы почти ежедневно под руководством нашей няни совершали прогулки по громадным и красивым паркам или загородным лугам и лесам. Тогда у меня появилась и окрепла любовь к природе, а в возрасте около 8 лет – и религиозное восприятие красот природы».

Вот какие автобиографии писали в Отдел внешних церковных сношений Русской Православной Церкви: когда впервые почувствовал Бога.

Много лет спустя владыка скажет в проповеди:

«Каждое явление жизни по-разному рассматривается верующим и неверующим человеком. Возьмем саму жизнь: верующий говорит, что она есть священный дар Божий; неверующий считает, что жизнь только результат развития бездушной материи.

Сидит на дереве птичка и поет. Неверующий скажет, что она поет, чтобы охранять свою территорию; верующий скажет, что она славит Бога. Так и поэт сказал: ‟Птичка гласу Бога внемлет, встрепенется и поетˮ. С точки зрения верующего человека, вся природа, ‟всякое дыхание славит Господаˮ. Действительно, если мы внимательны и чутки, то увидим, что на наших глазах в жизни природы происходит непрестанное прославление Бога.

Возьмем для примера соловья. Как прекрасно его пение! У нас, в северных краях, он поет среди деревьев цветущей черемухи; на юге он поет в кустах цветущих роз. И мы, верующие, слушая его пение, должны восхищаться главным образом тем, что он прославляет Бога, а мы при этом присутствуем. Каждый день совершается как бы особая ‟Литургия природыˮ, в которой есть необычайная красота жизни, звука и цвета…».

Эдельвейс с восточного Памира. Прислал геолог Б. Зленко 29 авг. 1988 Эдельвейс с восточного Памира. Прислал геолог Б. Зленко 29 авг. 1988

Профессию Костя Вендланд выбрал связанную с природой. Собственно, геология это и есть природа. В кругу естественных научных дисциплин она находится на особом положении – она, единственная, занимается историей природы на основании изучения материалов, оставшихся от древних эпох развития Земли. В ней переплетаются вопросы астрономии и биологии, физики и химии, географии и истории человечества.

Первую практику будущий архиерей проходил на Урале, на территории Нижнетагильского платинового месторождения.

«Наша группа вела сьемки дунитового массива. Мы жили на природе, спускались в шахту, получали первые навыки геологической работы».

Место это называлось гора Соловьева. Если посмотреть на геологическую карту Урала, то в самом ее верху, у Карского моря, начинаются дунитовые массивы, которые тянутся с севера на юг. В результате сложных геологических процессов в них сконцентрировались в виде жил скопления драгоценного металла – платины. Знаменитый платиновый пояс Урала. Весь этот массив скреплен магматической горной породой – дунитом.

Богатейшие платиновые россыпи недалеко от Нижнего Тагила были обнаружены еще в первой четверти XIX века. Одной их горных вершин Уральского хребта, содержащих драгоценный металл (в семь раз дороже золота), и была Соловьева гора. За ней следуют горы Дунитовая, Синицына, Высоцкого, Зотиха.

Об этом месторождении говорили, что платина здесь прет прямо из-под земли

Геологи всего мира знают о платиновом поясе Урала. А пытливые любители родного края прекрасно осведомлены об истории его открытия. Произошло это после войны с Наполеоном. Финансовое положение России было плачевным, запас золота истощен. И Александр I начал искать варианты пополнения государственной казны. Офицерам Горного корпуса было поручено обследовать недра Каменного Пояса Урала. Золото не нашли, но выявили его спутник – платину, вначале в небольшом количестве, а затем богатые россыпи. Было это в 1824-м году, когда новый загадочный материал уже высоко ценился в Европе. Об этом месторождении говорили, что платина здесь прет прямо из-под земли.

Что увидел молодой человек на Урале, уже прикоснувшись к пониманию того, что все создано Творцом? А увидел он удивительно красивые вершины сине-голубых гор, живописные лужайки, горные речки, пещеры, скалы, изрезанные трещинами и покрытые узорчатыми мхами. Читайте рассказы Мамина-Сибиряка! События как раз в этом районе происходят. Здесь проходила граница Европы и Азии. Если влево речка бежит – значит, в Азию, если вправо – значит, в Европу.

Швейцария, Монтре, 1912 год. Снимок Н.А. Вендланда Швейцария, Монтре, 1912 год. Снимок Н.А. Вендланда

Следующую летнюю практику Костя проходил на Кавказе – на Ткварчельском каменноугольном месторождении. В экспедиции принимали участие более двухсот человек. Работы было много: строили тропы для лошадей, проводили геологическую съемку. Константин Николаевич работал десятником.

Это место стало очень важным для его духовного развития. Здесь, на Кавказе, в самом начале пути служения Церкви Христовой, он получает письмо от своей старшей сестры Эли. Она прислала образ преподобного Серафима Саровского, когда тот 1 000 дней молился на камне в лесу:

«Отец Александр, – писала сестра, – говорит, что этот образ должен быть напоминанием нам о том, что и мы так должны делать, то есть молиться всегда, и все делать для Господа. Мне кажется, что это цель жизни – служить Богу, Ему себя посвятить. Я думаю, что в горах ты тоже будешь развиваться в том же направлении, как здесь зимой, и приедешь домой полный сил. Еще здесь образ Пресвятой Богородицы и Николая Угодника. Они все тебя сохранят, а мы здесь будем о тебе молиться, чтобы ты скорей вернулся. На этих иконах изображены угодники, когда они молились в глуши. Так и ты можешь, особенно потому, что там близко Новый Афон и старцы в лесу».

Образ преподобного Серафима и бумажную иконку «Беседная» с Пресвятой Богородицей и Николаем Угодником владыка хранил всю свою жизнь

Образ преподобного Серафима и бумажную иконку «Беседная» с Пресвятой Богородицей и Николаем Угодником владыка хранил всю свою жизнь. Вместе с письмом он вставил все это духовное богатство в специальную деревянную рамку с металлическими скобами, которой их отец Николай Антонович пользовался для изготовления фотографий. Вот и сейчас эта рамочка передо мной…

Примечательно, что именно тогда неподалеку от Ткварчельского каменноугольного месторождения подвизался в Драндском монастыре Сухумской епархии один из исповедников нового времени – иеромонах Серафим (Романцов). В 1946-м году иеромонах Иоанн встретится с ним в Ташкенте, куда епископ Гурий (Егоров) пригласит отца Серафима в качестве духовника при кафедральном соборе.

Всемилостивый Господь не спускает Божественных очей с человеческой души, тонко учитывает все ее особенности, находит к каждой особую тропинку

После Ткварчели было еще две летних практики: в Средней Азии (Таласская область Киргизии) и в Донецком каменноугольном бассейне. А после окончания Горного института – работа рудничным геологом на Ключевском хромитовом руднике.

Всемилостивый Господь не спускает Божественных очей с человеческой души, тонко учитывает все ее особенности, находит к каждой особую тропинку. У Кости это была любовь к природе. Дверца души открывается изнутри. Он сразу открыл ее, услышав стук снаружи.

***

В Узбекистан Константин Вендланд попал благодаря своему преподавателю Виктору Арсеньевичу Николаеву:

«Я знал его несколько лет. Он вел практические занятия по петрографии в Ленинградском Горном институте, где я учился. В 1929-м году я был у него коллектором в геологической партии. Вся партия состояла из Виктора Арсеньевича, меня, четырех рабочих и нескольких лошадей. Виктор Арсеньевич Николаев заканчивал свой лист десятиверстной (то есть масштаба 10 верст в дюйме) геологической карты Туркестана. Теперь же он работал профессором петрографии, заведующим кафедрой организуемого в Ташкенте геологоразведочного факультета Индустриального института. Своей телеграммой он приглашал меня занять должность ассистента этой кафедры».

В короткое время Ташкент стал одним из крупнейших геологических центров страны. Это был первоклассный геологический регион – горные породы, запечатлевшие многие земные процессы, обнаженными выходили на поверхность земли.

В Советском Союзе бурное освоение земных недр началось в 1920-е годы. Геологическими съемками в короткие сроки было покрыто свыше половины территории страны. Проведенные исследования, помимо открытий разнообразных полезных ископаемых, рудных и каменноугольных районов, привели к важнейшим научным результатам. Начали создаваться обзорные геологические карты, в том числе и азиатской части СССР. Эти карты не устарели и сегодня.

Экспедиция. 1938 г. Экспедиция. 1938 г.

Свой весомый вклад в их создание внес Константин Вендланд. Он преподавал геологию, читал лекции, вел практические занятия по общей петрографии, петрологии изверженных и метаморфических пород:

«Я работал в геологической службе и каждое лето бывал в экспедициях по поискам полезных ископаемых и по составлению геологических карт. Помню, что два года были потрачены на поиски больших кристаллов: один год мы искали кварц, другой год – кальцит в форме исландского шпата».

Перебирая архивные материалы митрополита Иоанна, что хранятся у епископа Вениамина, я наткнулась на интересную коробочку со стеклянными негативами. Каждая пластина обернута в пожелтевшую бумажку, на которой рукой митрополита Иоанна написано: 1938 год.

В это время у Константин Вендланд занимался геологической съемкой Алмалыкского рудного района. Значит, фотографии сняты в тех местах. Пытаешься все это сопоставить – условия экспедиций, вьючные животные, палатки, штольни, шурфы, канавы на крутых голых склонах. И хрупкое стекло…

Сохранилось много альбомов, сделанных его руками. Самый ранний – маленький, в бумажном переплете, 1937 года. Но тут ведь не альбомы с фотографиями, а стеклянные негативы. Столько лет прошло! А они живы. Значит, ценил эти фотографические свидетельства своей прошлой геологической жизни владыка! Технология эта давно перешла в разряд древних, но энтузиасты есть и в наше время. Помогли оцифровать ярославские умельцы. Несколько снимков предоставляю вашему вниманию в этой публикации.

Сделаем небольшое отступление и кое-что объясним. Серьезное увлечение фотографией у Вендландов – дело семейное. Действительный тайный советник Николай Антонович Вендланд очень серьезно занимался ею. И это увлечение унаследовали его дети. В начале 1960-х, через 40 лет после смерти отца, митрополит Иоанн, будучи в Одессе, увидел в Художественном музее картину, на которой был изображен Николай Антонович. Называлась она «Фотограф-любитель». Дата написания – 1894 год. Значит, папе 24 года. В одной руке он держит стеклянный негатив, рассматривая его на свет. В другой – дымящуюся папиросу.

Жилетка, рубашка, фартук – все в пятнах. На столе – фотографические ванночки, пузырьки с реактивами. На заднем плане – тренога с фотоаппаратом. Теперь и мы можем увидеть, как же выглядел фотограф-любитель конца ⅩⅠⅩ – начала ⅩⅩ века.

– К сожалению, сотрудники музея не захотели дать мне подробных сведений об этой картине, – вспоминал владыка.

Можно предположить, что митрополит Иоанн был в рясе. А если и в гражданском костюме, то за версту было видно, что он, как тогда говорили, служитель культа. А годы-то были 1960-е, когда в стране готовились показать по телевизору последнего попа. Отсюда такая реакция.

Наверное, оригинал картины и сегодня находится в Одесском Художественном музее. А вот фотокопия в черно-белом варианте хранится в Москве в Историческом музее.

В Одессе митрополит Иоанн бывал не раз. Служил в Ильинской церкви на Пушкинской, в Успенском монастыре на Большом фонтане. В 1960-е годы он представлял Русскую Православную Церковь за границей и во время командировок на Родину приезжал не только в Москву, но и в Одессу, сопровождая кого-то из зарубежных иерархов. В Одессе, на 16-й станции Большого фонтана, в Успенском монастыре, располагалась летняя резиденция Патриарха Алексия I.

Е. Буковецкий. Фотограф-любитель Е. Буковецкий. Фотограф-любитель

Как выяснилось, картина «Фотограф-любитель» принадлежит кисти Евгения Буковецкого (1866–1948). Это довольно известный художник, родившийся в Одессе. Писал портреты, пейзажи, жанровые сцены. Прожил долгую творческую жизнь. Он создатель Товарищества южнорусских художников. Его работы приобретал Павел Третьяков для знаменитой галереи. Во время революции в доме Буковецкого жил Иван Бунин. Там он написал свои «Окаянные дни». Буковецкий регулярно выставлялся в Москве и Петербурге. Экспонировал свои работы на выставках художников-передвижников. Возможно, во время приездов в Питер он познакомился с Николаем Антоновичем.

Есть еще одна интригующая деталь. Фамилия первой жены Буковецкого, Ирины – Прокудина. У нас нет никаких подтверждений ее родства со знаменитым русским изобретателем и фотохудожником Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским. Но все-таки уж очень удивительное совпадение.

Дело в том, что Николай Антонович дружил с ним. Или, как писал владыка Иоанн, «на поприще работы с фотографией папа сблизился с известным тогда издателем фотографического журнала и крупным специалистом по цветной фотографии Прокудиным-Горским». Может быть, Буковецкий прямо или косвенно соприкасался с их кругом?

Сергей Михайлович окончил Технологический институт, брал уроки живописи в Академии художеств, химии – у Менделеева. В начале ХХ века он был председателем светописного отдела Императорского русского технического общества, разработал несколько учебных курсов по технике фотографии, издавал журнал «Фотограф-любитель» и руководства по фотоделу.

Малое озеро в верховьх Кок-Су Малое озеро в верховьх Кок-Су

Сегодня его имя имеет мировую известность. После революции он сумел вывезти свои работы за рубеж (пишут, что три железнодорожных вагона). В настоящее время большинство этих негативов хранится в библиотеке Конгресса США и экспонируются по всему миру.

Современные почитатели дореволюционной фотографии создали каталог фамилий людей, так или иначе связанных с Прокудиным-Горским. В нем – купцы, предприниматели, изобретатели, владельцы фотоателье, адвокаты, ученые и даже представители Императорской фамилии. Есть в этом списке и Николай Антонович Вендланд:

«Юрисконсульт Морского министерства (Адмиралтейства), фотограф-любитель, один из пионеров цветной фотографии в России. Он не раз выступал содокладчиком Прокудина-Горского на заседаниях V отдела ИРТО».

Такая ему дана характеристика.

Николай Антонович, кроме того, что занимался черно-белой фотографией, был одним из первых в России «цветников». Сегодня в специальных журналах его называют «пионером цветной фотографии». Дело это было и сложным, и очень дорогим. Фотоматериалы выписывали из Парижа. Многое приходилось делать своими руками. До наших дней дожило немного автохромов (пластинки, с которых печатали цветные фото) Самая крупная коллекция – 122 автохрома – хранится в собрании Политехнического музея в Москве. Есть в ней и замечательные автохромы «крупного чиновника Петербургского Адмиралтейства Николая Антоновича Вендланда». Так их оценивают специалисты. На них изображены пейзажи средней полосы России: цветущий луг, опушка леса, поле пшеницы, берег реки. Два самых больших автохрома сделаны в горах…

В горах. Фото К.Н.Вендланда В горах. Фото К.Н.Вендланда

Митрополит Иоанн так вспоминал об увлечении отца фотографией:

«После музыки это было его любимое занятие. Насколько я помню, у него было несколько фотографических камер. Была стереоскопическая камера с двумя объективами. Каждый давал квадратное изображение 4х4 см. Надо было, получив негатив, после получить позитивное изображение на специальных диапозитивных (малочувствительных) пластинках. После оно вставлялось в особый бинокулярный прибор для просмотра, и получалось поражавшее нас стереоскопическое изображение.

Была зеркальная камера, дававшая изображение 9х9 см. С этих негативов папа часто делал увеличения. Была еще огромная камера 18х24 см., с которой можно было без увеличения делать превосходные фотографии. Вероятно, были и другие камеры».

О фотографиях владыка пишет со знанием дела. Благодаря его увлечению фотографией потаенная жизнь Русской Православной Церкви встает перед глазами. Сколько ни описывай, а не представишь, что же такое были тайные церкви 1930‑х годов. А посмотришь фотографии владыки – и видишь: маленькое узбекское жилище из самана внешне ничем не отличается от десятков других в местечке Беш-Бала в окрестностях Ферганы, но внутри – алтарь церкви Всех Святых, в земле Российской просиявших… Молодые женщины в косыночках, повязанных на затылке. Жарко? Никому и невдомек, что жара здесь ни при чем. Женщины эти – православные, и почти все побывали кто в лагере, кто в ссылке. Мужчина в косоворотке с окладистой бородкой – архимандрит Гурий (Егоров). А худенький юноша в белой рубашке, застегнутой на все пуговицы, – преподаватель геологии Константин Вендланд, он же иеромонах Иоанн.

А какую портретную галерею русских православных архиереев создал владыка Иоанн!

А какую портретную галерею русских православных архиереев создал владыка Иоанн! Митрополит Нестор (Анисимов), просветитель Камчатки, лагерник. Что ни страница – целый том русской истории. Митрополит Иоанн фотографировал митрополита Нестора в Свято-Успенском монастыре под Одессой. Там, на дальней станции Большого Фонтана, Святейший Патриарх Алексий I давал приют своим гонимым братьям-архиереям. Давал им возможность короткой передышки от ежедневного преследования властей.

***

В появление на месте кишлака Алмалык (негативы оттуда), в переводе с узбекского – «место, где растут яблоки», поселка, а потом города с горно-металлургическим комбинатом, внес свою лепту геолог Константин Вендланд. Он вел геологическую съёмку Алмалыкского рудного региона.

Вот что уже в наше время о нем писал Владимир Иванович Буданов (27.08.1933 – 30.12.2017) ‒ известный в России и за рубежом геолог, доктор геолого-минералогических наук, академик Российской Академии естественных наук (РАЕН) и член-корреспондент АН Республики Таджикистан. Он автор более 200 научных работ по геологии Памира, участвовал в составлении геологических карт Памира, Таджикистана, Казахстана и Средней Азии.

«Константин Николаевич занимался изучением рудных месторождений Южного и Срединного Тянь-Шаня. Но в эти же годы в стране приступили к реализации огромного геологического проекта, который вначале назывался Таджикская комплексная экспедиция (ТКЭ), а позже – Таджикско-Памирская экспедиция (ТПЭ). В сущности, вся эта работа оказалась настоящим научным подвигом.

За считанные годы лучшие учёные страны исследовали Памир и Южный Тянь-Шань, которые являются весьма труднодоступными горными областями, открыли ряд месторождений полезных ископаемых и поставили их на службу недавно образованным Среднеазиатским республикам, главным образом Таджикистану. Участвуя в работах ТКЭ, В. А. Николаев и К. Н. Вендланд написали первую научную работу по петрологии метаморфических (изменённых факторами давления, температуры и подвижных флюидов) пород. От привычных и обычных геологических объектов эти породы отличались большей сложностью строения, с ними оказался связанным целый ряд замечательных месторождений драгоценных, поделочных и облицовочных камней, а также месторождений слюды, магнезиального и другого технологического сырья. Первая работа была опубликована в ‟Трудах ТКЭˮ за 1934 год, а позже уже В. А. Николаев опубликовал в 1937-м году в итоговом выпуске ‟Трудов ТПЭˮ большую работу о тектонике, магматизме и метаморфизме Памира.

Таким образом, К. Н. Вендланд вместе со своим учителем В. А. Николаевым стал основателем актуального метаморфического направления в геологии не только Памира, но и вообще в геологии Средней Азии».

Горное селение с высоты 600 метров над ним. 1938 г. Горное селение с высоты 600 метров над ним. 1938 г.

Константин Николаевич создал в Средней Азии школу геологов-петрографов. Некоторые его ученики стали крупными учеными, в разное время возглавляли научные геологические службы среднеазиатских республик. Среди них такие светила геологии, как академик, директор Института геологии, вице-президент Академии наук Таджикистана Р. Б. Баратов, И. Х. Хамрабаев – тоже академик, директор института геологии и геофизики Узбекистана.

Он подготовил и докторскую диссертацию, а вот защитить ее уже не успел. Как сказал академик В. С. Соболев: «Ушел в попы!»

Вклад Константина Вендланда в геологию Средней Азии специалисты формулируют так: кроме решения множества частных вопросов, им проведены крупные научные обобщения о строении и происхождении массивов изверженных пород Западного Тянь-Шаня, основанные в значительной мере на данных собственных исследований. Они опубликованы в написанных им главах фундаментальных коллективных монографий. Труды его послужили отправной точкой для ряда последующих научных разработок и поисков полезных ископаемых. Его теоретические концепции и прогнозные оценки находят подтверждение и на современном уровне исследований, чему свидетельство – цитирование трудов К. Н. Вендланда в самых последних по времени и фундаментальных по охвату материала работах. Он подготовил и докторскую диссертацию, а вот защитить ее уже не успел. Как сказал академик В. С. Соболев: «Ушел в попы!»

Казахи на высоте около 3000 м в истоках Угама Казахи на высоте около 3000 м в истоках Угама

В 1937-м году тайный иеромонах Иоанн принял участие в работе XVII Международного геологического конгресса, который проходил в Кремле. Почти через 50 лет, в 1984-м году, устроители XXVII Международного геологического конгресса вновь пригласили бывшего геолога, уже митрополита Иоанна, в Москву, в Кремль, в качестве действительного участника конгресса.

***

В окрестностях Переславля. В руках владыки геологический молоток.1970-е годы В окрестностях Переславля. В руках владыки геологический молоток.1970-е годы

С геологами владыка дружил до конца своей жизни. Ему писали, его навещали коллеги, бывшие студенты, бывшие члены кружка юных натуралистов Дворца пионеров города Ташкента.

– Мы подолгу жили в Переславле, – вспоминал владыка. – Участились наши геологические экскурсии: изучение морен и содержащихся в них валунов. Кульминацией этих работ был приезд вместе с Ниной Дмитриевной специалистов по четвертичным отложениям – Лидии Дмитриевны, Инны Сергеевны и Галины Андреевны. Мы совершали маршруты по обоим склонам долины реки Трубеж, на север до Нагорья.

На Боз-Су со студентами. К.Н. Вендланд первый слева в нижнем ряду. 1935 г. На Боз-Су со студентами. К.Н. Вендланд первый слева в нижнем ряду. 1935 г.

Письма учеников Константина Николаевича Вендланда

«Дорогой Константин Николаевич!

Недавно я вернулась из Ташкента, где была больше месяца с внуками у своего родного брата. Я, конечно, устала и от хлопот, и от перемены климата. Правда, в этом году июнь и начало июля были не очень жаркими, по понятиям ташкентцев, но все же днем 35–36˚! Уезжала 16.07, было до 41˚, и ночи стали душными.

За время пребывания там удалось мне съездить в Алмалык, где работали с Ниной Дмитриевной в экспедиции в 1939-м г. Места эти не узнать. Да Вы ведь там были и знаете, как там все изменилось. Ну, а самое главное – это то, что мне удалось разыскать ваших юннатов: Олега Охотникова, Арика Петросянца, Юру Салло, Риту Сидельникову. Мы собрались у Олега Охотникова и наговорились обо всем.

Арик и Олег Охотников часто бывают в Москве. Договорились, что если они приедут, встретимся и, может быть, приедем к Вам. Они очень бы этого хотели. Я им дала Ваш адрес, зная, что Вам будет приятно получить от них письмо или встретиться с ними.

Очень интересна судьба Хамида Сарымсакова. Вы его, наверное, меньше знаете. Он не так часто бывал с нами. Больше я его знала по школе, где училась. Он старше нас года на три. Воевал. О нем написана книга. Мне ее Олег Охотников подарил. Там рассказано, как его – летчика – подбили над морем. Подобрали его в море немцы. Но это было уже в 1944-м году. Они удирали сами и поэтому передали Хамида болгарам, а болгары нам и т.д. и т.п. Сейчас он заведует кафедрой в Политехническом институте, доктор технических наук, часто бывает на Байконуре по делам службы.

Арик – геолог, Рита Сидельникова – тоже. Юра Салло – инженер-энергетик по тепловым станциям. Олег Охотников – тоже инженер. Ходит в горы. Я бы с удовольствием пошла по окрестностям Ташкента, но было для меня слишком жарко. Я из двора днем никуда не выходила. Во дворе еще можно было дышать – там полутень от урючины и громадной яблони. Они перекрывают весь дворик, который поливается регулярно из шланга. Во дворе же стоит большой стол, за которым мы ели. Вы знаете, как это водится в старых ташкентских одноэтажных домах…

До свидания. С уважением,

И. Яншина.

23 июля 1986 г.»

«Уважаемый Константин Николаевич,

примите новогоднее поздравление и пожелание крепкого здоровья, всего самого наилучшего в грядущем году от Шуры Новокрещеновой и Евгения Тихомирова из Сибири, из Новосибирска, где мы живем уже более 30 лет.

Недавно я вернулась из Ташкента, ездила на могилы родителей. Была в гостях у В.А. Воробьева и его супруги. В.А. немного рассказал о Вас, дал мне Ваш адрес, и я решила написать Вам. Может быть, Вы помните меня по работе в Кара-Тюбинской геологоразведовательной партии. В Ташкенте мы работали в одной комнате. А еще раньше – Вы вели практические занятия по петрографии со студентами геологоразведовательного техникума, там была и я.

В знак этих воспоминаний и уважения к Вам решила написать.

А. Новокрещенова.

18 декабря 1988г.»

***

После кончины митрополита Иоанна его верный друг, личный врач и тайная монахиня Елизавета Александровна Александрина написала письма всем его друзьям, включая геологов, с просьбой поделиться своими воспоминаниями. Тогда многие были живы и откликнулись на этот призыв.

Вот некоторые из них:

«Одет Константин Николаевич был всегда очень скромно, – вспоминала его ученица, инженер-геолог Галина Андреевна Осипова. – Особенно мне запомнилась сине-серая косоворотка – весьма распространенная в те времена. Вместе с тем во всем его облике и поведении чувствовалась какая-то особенность: наряду с простотой обращения – чрезвычайная интеллигентность и воспитанность – черты, заметно выделявшие его из общей массы…

Обычно студенты быстро узнают все о своих преподавателях. Так и нам вскоре стало известно, что Константин Николаевич окончил Ленинградский Горный институт, талантливый и самый способный ученик В. А. Николаева. Мы знали, что наш преподаватель после окончания института работал ассистентом на кафедре петрографии и одновременно занимался в аспирантуре. А вот почему он оказался в Ташкенте, да еще жил где-то в трущобах старого города, – об этом мы не знали.

С большим увлечением он вел с нами практические занятия по петрографии изверженных пород, углублялся в теоретические основы (для тех, кто этим интересовался), в дополнение к лекциям профессора В. А. Николаева. Он знал много и удивительно ясно и просто мог, как бы попутно, объяснить сложные геологические явления.

По своим знаниям и квалификации он стоял значительно выше геологов-петрографов того времени. Хорошо помню, что Константин Николаевич вел группу школьников-юннатов, увлекавшихся геологией, и выезжал с ними в горы на полевые работы. Все они были привязаны к своему руководителю, ходили за ним гуськом, ловя каждое его слово. Кстати, только столкнувшись с ним на работе и узнав его ближе, я поняла, что человек он веселого характера, по‑детски непосредственный, доброжелательный, а его громкий и удивительно заразительный смех редко кого оставлял равнодушным…».

Мария Николаевна Соловьева, палеонтолог:

«Притягательная сила Константина Николаевича складывалась из блистательного владения материалом в сочетании с удивительными личностными качествами, чего не могла не понять и не оценить истерзанная войной и полуголодная студенческая аудитория. Читал он вдохновенно. У него был прекрасный выразительный голос. Он не держался отчужденно, но и не заискивал, чем грешат часто в поисках популярности иные лекторы. Он уважал нас, и это сказывалось в его всегда безукоризненной подготовленности к лекциям.

Все учившиеся у него и все работающие с ним любили и уважали его

Читал всегда стоя. Никогда не имел никаких записок, конспектов, не жестикулировал, и только подходил к доске, чтобы изобразить выразительную, лаконичную схему.

Одет он был в телогрейку, горные ботинки. Худ был неимоверно. Без преувеличения, все учившиеся у него и все работающие с ним любили и уважали его. Защитил диссертацию кандидата геолого-минералогических наук ‟Петрология вулканических толщ Приташкентского районаˮ. Составленные под его руководством геологические карты не потеряли своего научного значения до настоящего времени, на их примере обучались и учатся многие среднеазиатские геологи».

Николай Петрович Васильковский, доктор геолого-минералогических наук, профессор;

«Я жил на Алайской улице в доме № 12 (позже снесенном после землетрясения). Дом этот принадлежал Среднеазиатскому Политехническому институту, мне дали в нем квартиру в 1930-м году, когда я стал преподавателем геологического факультета Политехнического. Вскоре я стал замечать жильцов соседней квартиры – очень неразговорчивую старушку и ее молодого сына. Сын-то и был ‟дядя Костяˮ, как его с любовью называли в геологической среде.

Но он был еще скромнее, чем мать, и мы долго не знакомились, хотя я уже знал, что он тоже преподает на том же факультете, где работает (как и я) в качестве ассистента, но на другой кафедре – петрографии. Мы и там почти не виделись друг с другом, и так и оставались долго незнакомыми.

Позже я узнал, что он защитил диссертацию и стал кандидатом наук, а затем доцентом. Он стал работать также в Среднеазиатском геологическом тресте, где его вскоре назначили в мой отдел.

Тогда-то мы и познакомились и сдружились, после чего наша дружба продолжалась, пока он не уехал из Ташкента.

Не раз нам приходилось жить в одной палатке и вместе совершать геологические маршруты. Постепенно мы узнавали и понимали друг друга, взаимно уважали и делились даже сокровенными мыслями, хотя все время нас что-то разделяло. Чего-то я не знал о нем, чего-то важного о его прошлом и настоящем.

Ему покровительствовал замечательный геолог-петрограф того времени Виктор Арсеньевич Николаев, от которого он перенял многое и из научного, и педагогического опыта. Виктор Арсеньевич в те годы не раз приезжал в Ташкент, и мы втроем совершали кратковременные геологические маршруты в Западном Тянь-Шане. С дядей Костей мы не раз жили в одной палатке, и понятно, что я много узнал о нем, о его характере, восхищался его умом, широкой эрудицией, глубокой образованностью.

Мы часто вечерами беседовали допоздна – и у костра, и на лошадях, и на привалах. Приходилось видеть его вечерами шагающим в одиночестве по тропинке. Однажды на его постели увидели забытую маленькую книжку – карманное Евангелие. Тогда я еще не придавал всему этому значения и относил это к странностям его характера. Временами они чередовались с жизнерадостным настроением и остроумием. Как ни странно, не обращало на себя моего внимания даже его полное равнодушие к девушкам. Во всем этом я находил только некоторые странности, не более.

Последними экспедициями Константина Николаевича были в 1944-м году в Зирабулакские горы и в 1945-м году в Кара-Тюбе».

Фото К.Н. Вендланда. 1938 г. Фото К.Н. Вендланда. 1938 г.

Вспоминает геолог Нина Дмитриевна Зленко.

«В городе Зирабулак была организована база пяти геологических станций, откуда уже разъезжались по маршрутам. Константин Николаевич руководил сдвоенной партией. У него был красивый, каштановой масти конь Абрек с точеными ногами, у меня гнедой Полкан, сильный и послушный.

Зирабулакские горы невысоки, воды мало. Возле небольших ручьев располагаются бедные кишлаки. Деревьев нет. В основном кустарники, заросли дикого миндаля. Животный мир: суслики, ящерицы, черепахи.

Мы спали, не разбивая палаток, на раскладушках, натянув над головами марлевый полог от комаров.

Однажды группа продвигались к берегу недавно созданного Каттакурганского водохранилища (так называемого Каттакурганского моря). Местность была голая, покрытая чахлой сухой травой.

Казалось по карте, что группа уже давно должна была дойти до водохранилища, а воды все не было видно. Вдруг Константин Николаевич, шедший впереди с картой, хлопнул себя по лбу и воскликнул: ‟Эврика, мы на дне Каттакурганского моряˮ. И закружился на одной ноге.

Его спутники подумали, что его хватил солнечный удар. А он, ликуя, твердил все то же, и, подняв влажный кусок земли с травкой, сказал: ‟Оно было здесь, море, но вода ушла, контуры моря сократились, оно уменьшилось по площади». И правда, вскоре с увала показались языки воды по ложбинкам.

К ‟морюˮ подошли, когда уже солнце зашло, и с удивлением увидели тучи разных птиц, прилетевших сюда на вечерний водопой и создающих разноголосый галдеж. Быстро темнело, и птицы исчезли. Уже в темноте разбили палатки.

Работа подошла к концу. Константин Николаевич срочно выехал в Ташкент – его ждали занятия со студентами. Но билетов не было. Люди возвращались из эвакуации, и поезда в сторону Москвы шли переполненные. Ни о каких плацкартах речи быть не могло, а ехать предстояло около двух суток. Константин Николаевич сидел в проходе на полу, и когда уснул, у него срезали полевую сумку с документами и деньгами».

Фото К.Н. Вендланда.1938 г. Фото К.Н. Вендланда.1938 г.

Последним полевым годом был 1945-й. Как писал митрополит Иоанн:

«Страна ликовала: труднейшая война, унесшая десятки миллионов жизней и разорившая половину нашей страны, закончилась Великой Победой. Этот год был последним годом моих полевых работ (всего, считая студенческие годы, я работал в поле с 1926 по 1945 год)».

Партия уже находилась под Самаркандом, в кишлаке Агалык. Константин Николаевич присоединялся к ним позже, приняв экзамены у студентов.

В Агалык он прилетел на маленьком самолете ПО-2, пролетев над местом, где расположилась партия. Летчики по его просьбе пролетели над кишлаком низко, да еще помахали крылышками. Местные жители пришли в волнение, а геологи сразу поняли намек и помчались встречать на лошадях.

Группа стала кочевать лагерем по району работ. Все благоприятствовало этой последней экспедиции: погода, красивые живописные горы, чистые ручьи. Все было в изобилии: трава для лошадей, дрова для костра. Перед сном всегда любовались звездным небом. Звезды были крупные и яркие. Константин Николаевич хорошо знал звездное небо, показывал разные созвездия, рассказывая о них.

Митрополит Иоанн (Вендланд) Митрополит Иоанн (Вендланд)

Работы подходили к концу, и в последний день посчастливилось обнаружить небольшое месторождение урана (впоследствии оказавшееся непромышленным). Константин Николаевич вылетел в Ташкент раньше, он спешил на занятия со студентами, а вся партия задержалась в ожидании машины.

«А спустя пару недель Константин Николаевич очень удивил и огорчил всех своих коллег-геологов, – писала Нина Дмитриевна. – Он объявил, что уходит служить в Церковь, так как имеет сан священника. Пока были гонения на священнослужителей, он держал это втайне, а когда после войны открылись церкви, и он ‟открылсяˮ. Все уговоры коллег, чтобы он не менял специальности и остался геологом, остались без результатов».

Геологи знали, что в 1945-м году у Константина Николаевича уже была написана докторская диссертация. В Ташкенте в Узбекском филиале Академии наук и геологическом управлении с триумфом прошли его доклады, предшествующие защите.

Но начиналась новая жизнь – открытое служение Богу и Церкви.

Эльвира Меженная

25 марта 2024 г.

Смотри также
Митр. Иоанн (Вендланд): «А могилки надо посещать» Митр. Иоанн (Вендланд): «А могилки надо посещать»
Эльвира Меженная
Митр. Иоанн (Вендланд): «А могилки надо посещать» Митрополит Иоанн (Вендланд): «А могилки надо посещать»
Эльвира Меженная
Стоя у смертного одра своего отца, он вдруг понял, что папа теперь – «в селениях праведных». Панихида говорила о жизни там, где царила смерть.
Путевые записки еп. Иоанна (Вендланда) по Германии 1961 г. Путевые записки еп. Иоанна (Вендланда) по Германии 1961 г.
Эльвира Меженная
Путевые записки еп. Иоанна (Вендланда) по Германии 1961 г. Путевые записки епископа Иоанна (Вендланда) по Германии 1961 года
Незлобивость его характера располагала к нему самых разных людей: простых и высокообразованных, знатных и обыкновенных. Он был открыт каждому, кто встречался на его пути.
«Дорогой и горячо любимый Владыка!» «Дорогой и горячо любимый Владыка!»
Письма еп. Иоанна (Вендланда) духовному отцу из Дамаска
«Дорогой и горячо любимый Владыка!» «Дорогой и горячо любимый Владыка!»
Письма епископа Иоанна (Вендланда) духовному отцу митрополиту Гурию (Егорову) из Дамаска
Сегодня читаешь эти строки с горечью, памятуя о том, во что превратилась цветущая страна, берущая свое начало за несколько тысяч лет до РХ.
Комментарии
Лариса28 марта 2024, 17:59
Спасибо Вам за Ваш труд! Очень интересно! Владыку Иоанна можно сравнить только со святителем Лукой. Когда человек, достигший признания и высот в науке, оставляет все и идет на открытое служение Богу, в самые тяжелые для Православия времена. Скромность при глубине познаний и широте кругозора, непоказная молитвенность, внимание и интерес к людям - все это владыка Иоанн стяжал под руководством своего духовника, владыки Гурия. И ведь при этом духовник благословил его заниматься и с детьми в кружке при доме пионеров! Есть, чему поучиться. Спасибо!
Тамара 26 марта 2024, 20:27
Спасибо огромное ,Эльвира Леонидовна,за рассказ о владыке Иоанне!! Было очень интересно и познавательно прочитать о его жизни!! Царствие Небесное владыке и вечная светлая память!!! С любовью из Белоруссии.
Павел К.26 марта 2024, 10:57
Прекрасно ,когда люди науки ,приходя в церковь, пересматривают критически свой научный багаж. Проверяют и отвергают господствующие в их научных сообществах антибиблейские взгляды . Если не боятся стать белой вороной и даже изгоем Христа ради . Плохо ,когда впитанное неправомыслие ,воспетое и узаконенное "корифеями" науки , мешает довериться богопросвещенным отцам и учителям Церкви.
Татьяна25 марта 2024, 12:18
Уважаемая Эльвира Леонидовна, спасибо Вам огромное за прекрасные книги о владыке Иоанне и об архиепископе Михее (Хархарове). Ихже молитвами да помилует нас Господь.
Марина Анатольевна25 марта 2024, 10:08
Хорошая познавательная работа. Чувствуется, что автор ее "в теме" материала, о котором ведет речь. У меня есть только небольшое замечание, касающееся фотографии "автохром": это уникальная фотография, похожая на слайды, с нее не печатают позитивы, потому что сразу получается позитивное изображение в единственном экземпляре. А за все остальное - большое спасибо.
Елена25 марта 2024, 04:21
Да,были люди сильные духом и верой
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×