Фэнтези: что это за жанр и как к нему относиться христианину

Иллюстрация Алана Ли к «Властелину колец» Джона Толкина Иллюстрация Алана Ли к «Властелину колец» Джона Толкина

«Фантазия творит совершенно новые образы, хотя из прежнего материала, и большею частию – по готовым или известным уже образцам. В ней должно различать деятельность хорошую – дельную – и движения беспорядочные – самовольные…».

Эти слова принадлежат святителю Феофану Затворнику. Он был духовным писателем и величайшим интеллектуалом своего времени, а после смерти в его келлии нашли и светские книги. Святитель читал, размышлял, сопоставлял.

Кажется, на тему пользы и вреда сказок, фантастики, фэнтези сказано и написано очень много. Но споры не утихают. Многие православные люди сомневаются в пользе таких книг. И многие православные родители чувствуют неуверенность и тревогу, когда дети зачитываются «Хрониками Нарнии» или «Гарри Поттером». Можно ли? Не вредно ли это для души?

А дети все читают фэнтези, вырастают, и вот уже новые поколения с упоением погружаются в сказочные миры. Даже те, которые родились и выросли с гаджетами, отодвинувшими книгу не на второй – на десятый, кажется, план.

Давайте постараемся посмотреть на фэнтези беспристрастно. Это нужно, чтобы разобраться в особенностях жанра, понять, зачем авторы придумывают новые миры – и почему читатели с таким удовольствием в них погружаются.

Джон Роальд Роуэл Толкин Джон Роальд Роуэл Толкин

Само слово fantasy с английского переводится как «фантазия». Это понятие стало одноименным с жанром в стране, где он зародился.

Фэнтези появилось в Великобритании, а основателем его считают Джона Роальда Роуэла Толкина. Католик в протестантской стране, оксфордский профессор-филолог, знаток древнеанглийского, любящий семьянин, он создал мир Средиземья, отчасти сочиняя сказки для своих детей, но главным образом – моделируя несуществующий язык. Это был чисто научный, лингвистический интерес, который привел к созданию несуществующего мира и книг о нем. Но вот в чем парадокс: мир-то несуществующий, и эльфов, и гномов не бывает (разве что в мифологии – а хоббитов не было и там) – но нравственные, духовные понятия – точно такие же, как и в реальном мире. Можно выдумать города и страны, реки и горы, добрых и злых существ. Но, как ни старайся, не получится создать пороки, добродетели, чувства и устремления души, о которых не знает человек в реальном мире.

Можно выдумать города и страны, добрых и злых существ. Но, как ни старайся, не получится создать пороки, добродетели, чувства, о которых не знает человек

Корни английского фэнтези лежат в мифологии – и античной, и западной. Предваряя тревожные вопросы некоторых читателей, я напомню, что античную мифологию и философию прилежно изучали многие святые – например, Великие каппадокийцы. На ней базируется человеческая культура, и пренебрегать ей – значит не понимать самих себя.

Сила мифологических сюжетов и образов – в их универсальности, вне зависимости от времени. Подвиг Прометея понятен людям любого столетия. Муки Тантала и Сизифа вызывают содрогание в любом из нас, как и темная страсть Медеи. Образы несгибаемого Гектора, хитрого Одиссея, отважного Геракла трогают и детей, и взрослых.

Фэнтези стоит на мифологии, как дом на крепком фундаменте. Но даже у Толкина, создавшего, в общем-то, высокий эпос, само здание книги строится из множества разнообразных мотивов и образов. И все они обрамляют главное, самое важное – борьбу добра и зла.

Да, противостояние Света и Тьмы становится центром повествования в хороших фэнтези-историях. Свободные народы Средиземья сражаются с превосходящим их в военной мощи Сауроном и его вассалами. Короли и королевы Нарнии по велению Аслана собирают вокруг себя ее обитателей и дают бой Белой Колдунье. Гарри Поттер отдает самое ценное – жизнь – в сражениях с Волан-де Мортом. Гед бьется с Тенью, которую сам же выпустил на свободу.

Без борьбы Добра и Зла все эти волшебные миры не существуют

И здесь мы открываем для себя любопытную особенность жанра фэнтези. Без борьбы Добра и Зла все эти волшебные миры не существуют. Описание благоденствующего края может быть обрамлением истории – но не ее центром. Проще говоря, волшебный мир и его чудеса становятся декорацией для главного.

Сердцевина историй, созданных Толкином и Льюисом, Ле Гуин и Роулинг, – нравственный выбор. Герой сталкивается с ним один на один, он невыносимо тяжел, он кажется неподъемным. Теоретически можно от этого выбора сбежать, спрятаться, зажмуриться и сделать вид, что его нет. Но жить с этим невозможно.

Поэтому Фродо идет в Мордор, тащит на себе проклятое кольцо. Поэтому попавшие в Нарнию английские ребятишки выполняют волю Аслана, Великого Льва, хотя она и кажется невыполнимой. Поэтому Гед следует за страшной тенью – а мог бы жить, делая вид, что не он ее впустил в Земноморье. Поэтому Гарри Поттер говорит правду, даже когда ему не верит весь мир.

И если смотреть на эти сюжеты с нравственной позиции, становится понятно, что их обрамление – проще говоря, волшебный мир вокруг – вторичен. Нет, он важен и прекрасен, его интересно изучать, но он не стоит ничего, если герой сделает неправильный выбор.

А герои в классическом фэнтези тоже заслуживают отдельного слова. Чаще всего это избранные – те, кому предназначена особая судьба, о ком сказано в пророчествах. Только вот выглядят они зачастую совсем не героически.

Гед, главный герой серии романов «Земноморье» американской писательницы Урсулы Ле Гуин Гед, главный герой серии романов «Земноморье» американской писательницы Урсулы Ле Гуин

Ну, какой, скажите, герой из маленького хоббита того среднего возраста, о котором сегодня часто говорят в связи с личностным кризисом? Какие воители из английской ребятни? Как может спасти свой мир деревенский мальчишка Гед с дальнего острова? И в чем сила сироты Гарри?

Ни у одного из этих героев нет врожденных суперспособностей. Они, на первый взгляд, ничем не лучше других – не сильнее, не умнее. Но отличия есть, конечно. В каждом из этих героев живет неугомонное справедливое сердце. Оно может ошибаться, гневаться и трусить. Но жить дальше с этим не может. Подвиг становится не столько внешне мотивированным поступком, сколько внутренним усилием по преодолению самого себя.

Еще один интересный момент – различие фэнтези и сказки. На первый невнимательный взгляд кажется: и здесь, и там – волшебство, и здесь, и там – путешествие, непременный сказочный ход. Но не все так просто.

Если отталкиваться от того, как характеризовал народную сказку Владимир Яковлевич Пропп, мы увидим, что ее герой – в общем-то, схема. Читатель (слушатель) сказки вряд ли сможет описать тонкости характера этого героя – потому что они не важны. Точнее, не они важны. Важно совершаемое действие, оно движет сюжет, удерживает читательский интерес. А герой поступает, в общем-то, предсказуемо, особенно если мы напомним себе, что это древний герой с мифологическим мышлением.

Поступками героев сказки руководят ее законы. Они не могут вырваться из них. При этом сказку интересно слушать, ее замкнутый мир не кажется нам ни плоским, ни предсказуемым. В этом ее сила и красота.

Герои фэнтези – личности, а не схемы. Они обладают характерами, достоинствами и недостатками. Вместе с той дорогой, по которой отправляются за приключениями («В поход, беспечный пешеход, уйду, избыв печаль» – поет Бильбо Бэггинс), они шагают иным, незримым путем – внутренним. И он порой тяжелее внешнего. И читатель, замирая, следит за сомнениями Фродо, который привязывается к Кольцу Всевластья и одновременно хочет от него избавиться. И, негодуя на поступок Эдмунда, предавшего нарнийцев Белой Колдунье, мы чувствуем его раскаяние и боль – и прощаем. И Гарри, сражаясь с Темным Лордом, совершает много ошибок – обижает близких, сомневается и трусит. А Геду, Волшебнику Земноморья, долгие годы приходится идти навстречу собственному ужасу, преодолевать его, потому что спрятаться от него невозможно. Эти сложнейшие внутренние борения захватывают читателя ничуть не меньше, чем внешние эффекты – магия, например. А вообще-то – больше.

***

В издательстве «Вольный Странник» скоро выходит серия православного фэнтези. Это будут книги, созданные в лучших традициях жанра. Как и положено, герои из реального мира попадут в волшебный, чтобы там исполнить важную миссию. Но главное: каждому из этих ребят (а это будут мальчишки и девчонки) придется преодолеть самого себя. Вступить в бой не только с врагами, но и с самими собой. А это гораздо сложнее битв с внешними обстоятельствами.

Мария Минаева

1 декабря 2025 г.

Смотри также
«Легкие горы» – маленькая повесть о большой любви «Легкие горы» – маленькая повесть о большой любви
Мария Минаева
«Легкие горы» – маленькая повесть о большой любви «Легкие горы» – маленькая повесть о большой любви
Мария Минаева
Вся большая семья принимает Дину безоговорочно, но это не делает отношения идиллией. Скорее, они остаются трудом и с той, и с другой стороны.
«Удивительное путешествие кролика Эдварда»: книга о том, как страдания пробуждают душу «Удивительное путешествие кролика Эдварда»: книга о том, как страдания пробуждают душу
Мария Минаева
«Удивительное путешествие кролика Эдварда»: книга о том, как страдания пробуждают душу «Удивительное путешествие кролика Эдварда»: книга о том, как страдания пробуждают душу
Мария Минаева
Герой не перековывается мгновенно, он не становится удобным пособием для демонстрации нравственных идей. Он меняется, потому что меняется мир вокруг, сминая его жизнь, благополучие, уверенность.
Можно ли православным читать Марка Твена? Можно ли православным читать Марка Твена?
Мария Марченко
Можно ли православным читать Марка Твена? Можно ли православным читать Марка Твена?
Мария Марченко
Том вовсе не обеспокоен скудостью своего гардероба. Его богатство не в дорогих одеяниях и вкусных кушаньях, а в проказах, выдумках, дружбе и любви.
Комментарии
Дмитрий 4 декабря 2025, 15:30
Наверно фантастика фантастике рознь. Есть авторы, которые через фантастические образы раскрывают вечные истины, нравственные и духовные законы, которые что на Марсе, что на Земле одинаковы, учат обобщать и думать. А есть и просто самодовольное любование техническими терминами и многочисленными придуманными названиями и словами, которые почти не несут никакой пищи для души. Но как говорится, от избытка сердца глаголют уста.
Мария 1 декабря 2025, 22:14
А "Димон" протоиерея Александра Торика разве не фэнтези? Эту книгу хвалят даже афонские монахи.
Евгений 1 декабря 2025, 21:39
Не люблю фэнтази. Там нет Бога, одна пустота.
Мария 1 декабря 2025, 20:23
Для воспитания юных хорошая литература необходима. О её пользе, между прочим, писали св. отцы. Свт. Василий Великий писал, что она полезна "для упражнения духовного ока". Свт. Григорий Богослов также учил, что в той "внешней учености", которой "многие из христиан, по худому разумению, гнушаются, как злохудожною, опасною и удаляющею от Бога», содержится немало полезного и важного. А сейчас есть православные фэнтези, и очень интересные, которые несомненно могут помочь духовному воспитанию подростков, например, трилогия Валентины Ульяновой. А если заставлять ребёнка только "трезвиться", лишая его мягкой, подходящей его возрасту, духовной и эстетической пищи, то он может и веру потерять.
Сергей 1 декабря 2025, 19:02
Предлагаю ознакомиться с Хрониками Эллизора протоиерея Андрея Спиридонова. Что это - фэнтази или фантастика? Как относиться к такому произведению, ведь и магия там присутствует, но ведь не это главное?
Петр 1 декабря 2025, 16:17
Мария, спасибо за напоминание о старой доброй Нарнии. Не такое уж и фентези, если всмотреться.
Елена 1 декабря 2025, 14:43
Абсолютно согласна с Илиёй.
Антоний 1 декабря 2025, 13:47
Нет, дорогой Илия, Научная Фантастика базируются исключительно на научных основаниях. То есть на законах природы, установленных Богом. В ней невозможны события, противоречащие Науке. А фэнтези - на антинаучных магии, драконах и прочем колдовстве. Разумеется, мальчишка, впервые взявший в руки Научную Фантастику, становится инженером, учёным, Человеком Труда. И уже будучи профессором, он жадно выискивает на полках новинки царь-жанра! Радует, что среди современных фантастов отличился, получив литературную премию, отец Георгий Максимов. Обязательно прочту его "Черного ксеноархеолога". А фэнтези для меня - это не беллетристика, а макулатура. Но то для меня. Сколько людей, столько мнений! ?
Галина 1 декабря 2025, 13:13
Илия, научная фантастика и фэнтези - два совершенно разных жанра в литературе. В фэнтэзи никакой научной новизны нет. Автор просто в воображении создает миры и проецирует на них свое представление о мире добра и зла - если упрощенно определять, что это за жанр. Есть очень хорошие литературные произведения этого жанра, а есть подделки. Что касается "увлекательной фантастики" так Жюль Верн тоже когда-то создавал такую, а потом и плавучие острова появились, и дирижабли с самолетами. ,
Екатерина 1 декабря 2025, 11:58
С огромным удовольствием читаем и фэнтези и фантастику. Главное, знать хороших авторов, очень много именно тех, кто пишет вполне достойно, о христианских ценностях.
Антоний 1 декабря 2025, 11:09
Этот жанр художественной литературы лично для меня - антинаучная фантастика, то есть худший из возможных.
Илия 1 декабря 2025, 07:52
Беллетристика - более корректное название этому литературному жанру. Но в 20 веке появилось новое название: "научная фантастика". Чему она может научить не хочу знать. Но "фантом" в переводе на русский "призрак, бес, черт". И это дело выбора каждого человека: или трезвиться, или предаться на "увлекательную фантастику".
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.