Балахна, старинный город на Волге немного выше Нижнего Новгорода, – по преданию, родина Кузьмы Минина. Здесь – могилы моей мамы и бабушки, здесь живет моя сестра, здесь я часто бываю. Город славен своими церквями, уцелевшими после атеистической эпохи. До второй половины 1980-х годов действующей была лишь одна – Сретенская церковь. Сейчас, слава Богу, все уцелевшие церкви живут приходской жизнью. Во время Перестройки стала появляться религиозная литература, православные газеты, освещающие религиозную жизнь Нижегородского края. Тогда я прочитал историю нижегородской святыни – чудотворной Владимирской Оранской[1] иконы Божией матери, написанной в ⅩⅤⅡ веке (празднование 21 мая ст. ст.). Икона меня заинтересовала как своей историей, так и балахнинским происхождением заказчика иконы и иконописца. Поэтому – немного о иконе (сведения взяты с сайта мужского монастыря в честь Владимирской иконы Божией Матери села Оранки Богородского района Нижегородской области).
Икона Божией Матери Владимирская Оранская является списком с Владимирской чудотворной иконы, находившейся в Московском Успенском соборе Кремля, хотя имеет ряд отличий – как в изображении самого лика, так и в наличии предстоящих внизу Московских святых: Митрополитов Петра, Алексия, Ионы, князя Михаила Всеволодовича Черниговского и боярина Феодора, Царевича Димитрия, Василия и Максима, московских блаженных, и Иоанна, Христа ради юродивого. Заказчиком списка был дворянин Петр Андреевич Гладков (Глятков), в схиме Павел, по преданию, родом из Балахны. Страдая недугом, он отправился в Москву на поклонение чудотворной иконе и, получив исцеление, попросил протопопа Успенского собора Кремля Кондрата (Кодрата) сделать список. Список был сделан самим протопресвитером Кондратом и иконописцем Григорием Черным[2]. Протопоп Успенского собора Московского Кремля Кондрат (Кодрат) Ильин, также уроженец Балахны, был строителем храма Рождества Христова в Балахне, украшающего город и ныне. В храме сохранился великолепный пятиярусный иконостас ⅩⅤⅡⅠ века с комплексом икон ⅩⅤⅡ века. Более подробно о храме и его иконах можно прочитать в статье А. Вихарева «Балахнинские иконы: история и судьба»[3] и в статье «Не счесть алмазов»[4] – о Балахнинском музейном историко-художественном комплексе.
В 1634-м году, на пятой неделе Великого поста, в ночь на Субботу Акафиста, Петр Андреевич услышал во сне глас Самой Царицы Небесной, указавшей ему гору и повелевшей поставить на сем месте крест и построить храм в честь Владимирской иконы Богоматери. Спустя 5 лет на месте, избранном Самой Царицей Небесной, была воздвигнута церковь в честь указанной святыни, вокруг которой и выросла вскоре обитель. Через год после основания монастыря икона, получившая имя Оранской (по названию местности), стала мироточить, исцелив за это время 131 богомольца.
В 1920-м году власти закрыли монастырь, и только в 1993-м он был возвращен Русской Православной Церкви.
Через год после основания монастыря икона, получившая имя Оранской (по названию местности), стала мироточить, исцелив за это время 131 богомольца
У меня появилось естественное желание поклониться иконе. Судьба оригинала в то время мне не была известна. В храмах Нижнего Новгорода, Балахны, Москвы и в других местах, которые я посещал, списки с иконы не встречались. Постепенно я смирился с мыслью, что поклониться святыне не удастся. Позже я прочитал, что икона хранилась в Нижегородском Историко-архитектурном музее, 5 сентября 2008 года была передана Нижегородской епархии и в настоящее время находится в монастыре в честь Владимирской иконы Божией Матери в упомянутом выше селе Оранки. В сентябре 2017 года икона пребывала для поклонения в г. Балахне. К сожалению, меня тогда не было в городе.
В 1994-м году Русской Православной Церкви вернули Нижегородский Вознесенский Печерский мужской монастырь. Монастырь был основан на правом берегу Волги около 1330 года, но был разрушен в результате оползня в 1597-м году. После этого события монастырь перенесли немного выше по течению.
Мощи святого до сих пор освящают место рождения монастыря в Печерах и прославились многочисленными исцелениями болящих
После оползня в 1597-м году среди развалин монастыря были обретены нетленные мощи схимонаха Иоасафа и погребены в склепе, над которым была построена приходская Преображенская церковь – сначала деревянная, затем каменная, которая стоит доныне. Мощи святого до сих пор освящают место рождения монастыря в Печерах и прославились многочисленными исцелениями болящих. В храме ведется книга, в которой прихожане описывают случаи чудесной помощи по молитвам святого. Обилие чудотворений по заступничеству угодника Божия Иоасафа все более умножается. Люди прикладываются к гробнице и получают помощь в различных недугах и скорбях[5]. В 1993-м году, без малого через 400-лет после обретения мощей и целебных милостей, преподобный Иоасаф был прославлен в лике местночтимых святых (празднование 19 ноября ст. ст.). И моя душа потянулась посетить это святое место и поклониться преподобному.
Историю монастыря, обретения и прославления преподобного Иоасафа я прочитал во время очередного пребывания в Балахне, за несколько дней до моего отъезда. Накануне отъезда я поехал на службу в Печерский монастырь, решив поклониться мощам преподобного Иоасафа при следующем посещении Балахны.
На службе я был 15 сентября 1994 года. В советское время монастырь закрывали, здания использовались в производственных целях и были в удручающем состоянии. Служба проходила в малоприспособленном для этого помещении. Но чувство праздника все компенсировало.
Выйдя после службы, я увидел ниже по течению Волги храм и по берегу пошел к нему. Накануне прошел сильный дождь, берег был неблагоустроенным, пришлось месить грязь. Добравшись и войдя в церковь, я обомлел. Перед солеей южного придела меня встретила большая Владимирская Оранская икона Божией Матери.
Поставив свечи и поклонившись иконе и другим святыням, я собрался уходить, но у северной стены в храме увидел ведущую вниз лестницу. Испросив разрешения у свечницы, спустился и оказался в пещерном храме перед гробницей преподобного Иоасафа[6], к которому я собирался съездить и помолиться в другой раз, но он сам привел меня к себе и к Владимирской Оранской иконе Божией Матери. Это была Преображенская церковь.
Преподобный Иоасаф меня услышал.
Ощущение чуда, явленного преподобным, уже много лет не оставляет меня.
Послесловие
В 1992-м году Нижегородский собор Святого благоверного князя Александра Невского возвращен Церкви и в 2009-м провозглашен кафедральным. Сейчас собор восстановлен, и среди большого числа вновь написанных икон в храме находится Владимирская Оранская икона Божией Матери[7].