Преподобный схимонах Иоасаф Печерский, Нижегородский чудотворец

Преподобный схимонах Иоасаф Печерский, Нижегородский чудотворец. Фото: pecherskiy.nne.ru Преподобный схимонах Иоасаф Печерский, Нижегородский чудотворец. Фото: pecherskiy.nne.ru

Балахна, старинный город на Волге немного выше Нижнего Новгорода, – по преданию, родина Кузьмы Минина. Здесь – могилы моей мамы и бабушки, здесь живет моя сестра, здесь я часто бываю. Город славен своими церквями, уцелевшими после атеистической эпохи. До второй половины 1980-х годов действующей была лишь одна – Сретенская церковь. Сейчас, слава Богу, все уцелевшие церкви живут приходской жизнью. Во время Перестройки стала появляться религиозная литература, православные газеты, освещающие религиозную жизнь Нижегородского края. Тогда я прочитал историю нижегородской святыни – чудотворной Владимирской Оранской[1] иконы Божией матери, написанной в ⅩⅤⅡ веке (празднование 21 мая ст. ст.). Икона меня заинтересовала как своей историей, так и балахнинским происхождением заказчика иконы и иконописца. Поэтому – немного о иконе (сведения взяты с сайта мужского монастыря в честь Владимирской иконы Божией Матери села Оранки Богородского района Нижегородской области).

Икона Божией Матери Владимирская Оранская является списком с Владимирской чудотворной иконы, находившейся в Московском Успенском соборе Кремля, хотя имеет ряд отличий – как в изображении самого лика, так и в наличии предстоящих внизу Московских святых: Митрополитов Петра, Алексия, Ионы, князя Михаила Всеволодовича Черниговского и боярина Феодора, Царевича Димитрия, Василия и Максима, московских блаженных, и Иоанна, Христа ради юродивого. Заказчиком списка был дворянин Петр Андреевич Гладков (Глятков), в схиме Павел, по преданию, родом из Балахны. Страдая недугом, он отправился в Москву на поклонение чудотворной иконе и, получив исцеление, попросил протопопа Успенского собора Кремля Кондрата (Кодрата) сделать список. Список был сделан самим протопресвитером Кондратом и иконописцем Григорием Черным[2]. Протопоп Успенского собора Московского Кремля Кондрат (Кодрат) Ильин, также уроженец Балахны, был строителем храма Рождества Христова в Балахне, украшающего город и ныне. В храме сохранился великолепный пятиярусный иконостас ⅩⅤⅡⅠ века с комплексом икон ⅩⅤⅡ века. Более подробно о храме и его иконах можно прочитать в статье А. Вихарева «Балахнинские иконы: история и судьба»[3] и в статье «Не счесть алмазов»[4] – о Балахнинском музейном историко-художественном комплексе.

Икона Божией Матери Владимирская Оранская Икона Божией Матери Владимирская Оранская

В 1634-м году, на пятой неделе Великого поста, в ночь на Субботу Акафиста, Петр Андреевич услышал во сне глас Самой Царицы Небесной, указавшей ему гору и повелевшей поставить на сем месте крест и построить храм в честь Владимирской иконы Богоматери. Спустя 5 лет на месте, избранном Самой Царицей Небесной, была воздвигнута церковь в честь указанной святыни, вокруг которой и выросла вскоре обитель. Через год после основания монастыря икона, получившая имя Оранской (по названию местности), стала мироточить, исцелив за это время 131 богомольца.

В 1920-м году власти закрыли монастырь, и только в 1993-м он был возвращен Русской Православной Церкви.

Через год после основания монастыря икона, получившая имя Оранской (по названию местности), стала мироточить, исцелив за это время 131 богомольца

У меня появилось естественное желание поклониться иконе. Судьба оригинала в то время мне не была известна. В храмах Нижнего Новгорода, Балахны, Москвы и в других местах, которые я посещал, списки с иконы не встречались. Постепенно я смирился с мыслью, что поклониться святыне не удастся. Позже я прочитал, что икона хранилась в Нижегородском Историко-архитектурном музее, 5 сентября 2008 года была передана Нижегородской епархии и в настоящее время находится в монастыре в честь Владимирской иконы Божией Матери в упомянутом выше селе Оранки. В сентябре 2017 года икона пребывала для поклонения в г. Балахне. К сожалению, меня тогда не было в городе.

В 1994-м году Русской Православной Церкви вернули Нижегородский Вознесенский Печерский мужской монастырь. Монастырь был основан на правом берегу Волги около 1330 года, но был разрушен в результате оползня в 1597-м году. После этого события монастырь перенесли немного выше по течению.

Мощи святого до сих пор освящают место рождения монастыря в Печерах и прославились многочисленными исцелениями болящих

После оползня в 1597-м году среди развалин монастыря были обретены нетленные мощи схимонаха Иоасафа и погребены в склепе, над которым была построена приходская Преображенская церковь – сначала деревянная, затем каменная, которая стоит доныне. Мощи святого до сих пор освящают место рождения монастыря в Печерах и прославились многочисленными исцелениями болящих. В храме ведется книга, в которой прихожане описывают случаи чудесной помощи по молитвам святого. Обилие чудотворений по заступничеству угодника Божия Иоасафа все более умножается. Люди прикладываются к гробнице и получают помощь в различных недугах и скорбях[5]. В 1993-м году, без малого через 400-лет после обретения мощей и целебных милостей, преподобный Иоасаф был прославлен в лике местночтимых святых (празднование 19 ноября ст. ст.). И моя душа потянулась посетить это святое место и поклониться преподобному.

Историю монастыря, обретения и прославления преподобного Иоасафа я прочитал во время очередного пребывания в Балахне, за несколько дней до моего отъезда. Накануне отъезда я поехал на службу в Печерский монастырь, решив поклониться мощам преподобного Иоасафа при следующем посещении Балахны.

Вознесенский Печерский мужской монастырь. Фото: azbyka.ru Вознесенский Печерский мужской монастырь. Фото: azbyka.ru

На службе я был 15 сентября 1994 года. В советское время монастырь закрывали, здания использовались в производственных целях и были в удручающем состоянии. Служба проходила в малоприспособленном для этого помещении. Но чувство праздника все компенсировало.

Выйдя после службы, я увидел ниже по течению Волги храм и по берегу пошел к нему. Накануне прошел сильный дождь, берег был неблагоустроенным, пришлось месить грязь. Добравшись и войдя в церковь, я обомлел. Перед солеей южного придела меня встретила большая Владимирская Оранская икона Божией Матери.

Поставив свечи и поклонившись иконе и другим святыням, я собрался уходить, но у северной стены в храме увидел ведущую вниз лестницу. Испросив разрешения у свечницы, спустился и оказался в пещерном храме перед гробницей преподобного Иоасафа[6], к которому я собирался съездить и помолиться в другой раз, но он сам привел меня к себе и к Владимирской Оранской иконе Божией Матери. Это была Преображенская церковь.

Преподобный Иоасаф меня услышал.

Ощущение чуда, явленного преподобным, уже много лет не оставляет меня.

Гробница схимонаха Иоасафа. Фото: nne.ru Гробница схимонаха Иоасафа. Фото: nne.ru

Послесловие

В 1992-м году Нижегородский собор Святого благоверного князя Александра Невского возвращен Церкви и в 2009-м провозглашен кафедральным. Сейчас собор восстановлен, и среди большого числа вновь написанных икон в храме находится Владимирская Оранская икона Божией Матери[7].

Виктор Северинов

2 декабря 2025 г.

[1] Владимирская-Оранская икона Божий Матери // http://bogorodsk.blagochin.ru/svyatyni/vladimirskaya-oranskaya-ikona-bozhij-materi/

[2] Позже, в 2023-м году, директор Балахнинского музейного историко-художественного комплекса кандидат исторических наук Мария Вячеславовна Карташова рассказала, что, по исследованиям научных сотрудников музея, утверждение об участии протопопа Успенского собора Кремля Кондрата (Кодрата) в написании иконы Божией Матери Владимирская-Оранская не подтвердилось. Но в описываемое время этот факт не был известен и до сих пор в печати автору статьи не встречался.

[3] Балахнинские иконы: история и судьба // http://xn----7sbabaacc5gvaev8eva5j.xn--p1ai/?subaction=showfull&id=1310749586&start_from=&ucat=5&page=duh

[4] Не счесть алмазов… // https://xn--80aiclbbsnghpgw1b5g.xn--p1ai/Article/?id=20104

[5] Храм в честь Преображения Господня // https://nne.ru/objects/hram-preobrazheniya-gospodnya-staropecherskaya/

[6] Преподобный схимонах Иоасаф Печерский // https://nne.ru/saints/shimonah-ioasaf-pecherskij/

[7] Икона Божией Матери Владимирская (Оранская) с клеймами // https://nevskiy-nne.ru/ikonyi-bozhiej-materi/kiot-d5.html#i5-1

Смотри также
Из истории почитания прав. Иоанна и Лонгина Яренгских Из истории почитания прав. Иоанна и Лонгина Яренгских
Мария Марченко
Из истории почитания прав. Иоанна и Лонгина Яренгских Из истории почитания праведных Иоанна и Лонгина Яренгских
Мария Марченко
Когда при перенесении мощей было предложено разлучить праведных, оставив мощи Лонгина в Никольской часовне, присутствовавшие запротестовали: святые в общем мнении стали неразлучны, и почивать должны рядом.
Прав. Иоанн, пресвитер Ростовский Прав. Иоанн, пресвитер Ростовский
Иеромон. Маврикий (Звягинцев), Александр Юрченко
Прав. Иоанн, пресвитер Ростовский Праведный Иоанн, пресвитер Ростовский (протоиерей Иоанн Алексеевич Домовский)
Иеромонах Маврикий (Звягинцев), Александр Юрченко
Когда к праведному Иоанну Кронштадтскому приезжали паломники из Донской земли, он говорил им: «Зачем вы едете ко мне? У вас есть свой Иоанн».
«Сей человек подобен свече…» «Сей человек подобен свече…»
Надежда Муравьева
«Сей человек подобен свече…» «Сей человек подобен свече…»
Надежда Муравьева
Отец Алексий предсказал победу в Отечественной войне 1812 года. Он в тот день молился на литургии о победе русского воинства и увидел ангела, а тот возвестил, что Силы Небесные уже двинулись на помощь.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.