Православное отношение к ИИ: между тревогой и надеждой

В эпоху стремительного развития технологий вопрос об отношении Церкви к искусственному интеллекту (ИИ) становится всё более актуальным. Что такое ИИ, с точки зрения православного мировоззрения? Есть ли официальная позиция Церкви? Какие аргументы приводят богословы и пастыри? Попробуем разобраться, опираясь на Священное Писание, святоотеческое наследие и современные церковные дискуссии.

Что такое ИИ?

Искусственный интеллект – область компьютерных наук, занимающаяся созданием машин и программ, способных имитировать человеческие когнитивные функции: обучение, решение задач, распознавание образов, обработку естественного языка.

Современные системы ИИ:

  • машинное обучение и нейронные сети;
  • генеративные модели (текстовые, графические, аудио);
  • автономные системы принятия решений;
  • робототехника с элементами «самообучения».

Ключевой вопрос: может ли ИИ обладать сознанием, волей, способностью к нравственному выбору – теми свойствами, которые в христианском богословии считаются присущими лишь человеку, сотворённому «по образу Божию» (Быт. 1, 27)? Сопоставим ли ИИ с уникальной человеческой личностью, наделённой свободой и нравственным чувством?

Официальная позиция Церкви: есть ли она?

На сегодняшний день Русская Православная Церковь не имеет единого документа, регламентирующего отношение к ИИ. Нет и общецерковного соборного решения по этому вопросу.

Однако тема затрагивается в ключевых документах.

В «Основах социальной концепции РПЦ»[1] (2000) сформулированы принципы отношения к науке и технике: технологии должны служить человеку, а не подчинять его; недопустимо создание систем, посягающих на свободу и достоинство личности.

Технологии должны служить человеку, а не подчинять его; недопустимо создание систем, посягающих на свободу и достоинство личности

В материалах Межсоборного присутствия и выступлениях иерархов подчёркивается необходимость этической экспертизы новых технологий[2].

Таким образом, пока официальной «догматики» по отношению к ИИ нет, однако есть чёткая система нравственных ориентиров, православная антропология и церковное понимание научно-технического прогресса. На основе всего этого православные христиане вполне могут сформировать своё мнение об ИИ.

Подходы к ИИ в современном православном дискурсе

В церковной среде можно выделить несколько подходов к проблеме ИИ, представленных разными авторитетными голосами. Эти подходы не противоречат, но дополняют друг друга.

1. Осторожный скептицизм и предупреждение о рисках

Ряд священнослужителей и духовных лидеров видят в развитии ИИ угрозу духовной жизни человека.

Патриарх Кирилл неоднократно высказывался о потенциальных угрозах, связанных с ИИ. Он подчёркивал, что предпочтение общения с машинами вместо взаимодействия с людьми может привести к деградации личности и общества, а также к размыванию границ между добром и злом, что, по его мнению, может приблизить «эру антихриста». Патриарх призывает к вдумчивому и ответственному осмыслению влияния ИИ на духовную жизнь человека. Он также отмечает:

«Церковь никогда не отвергала научно‑технический прогресс как таковой… С интересом и вниманием мы относимся к подлинным достижениям научной мысли, и всегда старались давать нравственную оценку открывающимся через научные исследования возможностям»[3].

Священник Дмитрий Трибушный считает ИИ искушением и отмечает, что погружение в цифровой мир препятствует духовной жизни. Он предупреждает о рисках духовной деградации и потери человечности из‑за чрезмерной зависимости от технологий[4].

Афонский старец Эмилиан из Симонопетры предупреждал, что информационные технологии лишают человека душевного покоя, самообладания и способности к созерцанию, превращая его в «раба образов и информации»[5].

Священник Давид Бобров подчёркивает:

«Если человек начинает предпочитать общение с машиной живому человеку, заменяет молитву разговорами с ботом или доверяет ИИ решение духовных вопросов – это уже проблема. Не техническая, а духовная»[6].

2. Прагматичный подход с акцентом на этику

Представители этого направления признают потенциал ИИ, но настаивают на жёстких этических рамках его применения.

Митрополит Калужский и Боровский Климент подчёркивает необходимость разумного и осторожного отношения к ИИ. Он отмечает, что категорически неприемлемо объявлять ИИ моральным субъектом или личностью, и призывает к разработке единой терминологии для осмысления этических аспектов технологий[7].

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства – иерей Фёдор Лукьянов –предложил ряд мер для регулирования ИИ:

  • законодательный запрет на перенесение человеческого образа на машины;
  • маркировка контента, созданного нейросетями;
  • защита несовершеннолетних от раннего доступа к ИИ[8].

3. Умеренный оптимизм с оговорками

Сторонники этого подхода видят в ИИ нейтральный инструмент, полезность или опасность которого определяется целями использования.

Протоиерей Димитрий Смирнов сравнивал ИИ с ножом: инструмент может быть использован как для блага (например, для обработки информации), так и для вреда (манипуляции сознанием). Он подчёркивал важность цели использования технологий[9].

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда считает, что развитие ИИ – не глобальная проблема для Церкви, а частный случай христианской философии техники:

«Инструмент ценностно нейтрален. Если пользование во благо – это хорошо, злоупотребление любым инструментом – плохо»[10].

Настоятель храма Апп. Петра и Павла в Гонконге отец Дионисий Поздняев также считает ИИ инструментом, который этически нейтрален. Всё зависит от того, кем и ради чего он используется. ИИ не создаёт новых смыслов, а лишь форматирует загружаемые в него идеи[11].

4. Исследование и диалог

Некоторые представители Церкви фокусируются на изучении проблемы и поиске христианских ответов на вызовы эпохи.

Труды святых отцов не содержат прямых указаний на технологии, что затрудняет применение их учений к вопросам ИИ

Протоиерей Александр Абрамов (секретарь Синодальной комиссии по биоэтике) отмечает, что традиционные труды святых отцов не содержат прямых указаний на технологии, что затрудняет применение их учений к вопросам ИИ. Церковь активно исследует эту тему, опираясь на идеи русской философии техники начала XX в., и стремится выработать адекватные христианские ответы на современные вызовы[12].

Ключевые этические вызовы

Православная мысль выделяет ряд «красных линий» в развитии ИИ:

  1. Попытка имитации духовности. Создание «цифровых священников», чат‑ботов для «исповеди» или молитвенных практик – опасная подмена живого пастырского попечения. Как писал святитель Игнатий Брянчанинов:

«Кто ищет премудрости вне Христа, тот отрицается Христа, отвергает премудрость, обретает и усваивает себе лжеименной разум, достояние духов отверженных»[13].

  1. Угроза личностной автономии. Системы прогнозирования поведения, «социальные рейтинги», манипуляция сознанием через персонализированный контент противоречат христианскому пониманию свободы. Библия напоминает:

«Есть путь, который кажется человеку правильным, но в конце этого пути – смерть» (Притч. 14, 12).

  1. Дегуманизация труда. Массовая замена людей алгоритмами может привести к утрате смысла деятельности, которая в христианстве рассматривается как форма служения. Святитель Григорий Богослов отмечал:

«Творец‑Слово, хотя и поставил различных изобретателей различных занятий и искусств, но всё дал в распоряжение всех желающих, чтобы соединить нас узами общения и человеколюбия и сделать нашу жизнь более цивилизованной»[14].

  1. Военное применение ИИ. Автономные системы вооружения, принимающие решения о жизни и смерти без человеческого участия, нарушают принцип нравственной ответственности.
  2. Подмена человеческих отношений. Как предупреждает Патриарх Кирилл,

«если связь человека с человеком разрывается, общество деградирует или даже исчезает… Каким станет мир, в котором будут жить люди, потерявшие способность общаться друг с другом, а значит, способность любить, прощать, сострадать?»[15]

Христианские ориентиры в эпоху ИИ

В условиях стремительного развития технологий православному христианину важно опираться на незыблемые духовные принципы. Они помогают сохранить человеческое достоинство и нравственные ориентиры в цифровом мире.

1. Приоритет личности и нравственности

Технологии должны служить человеку, а не заменять его. Как сказано в Писании, Бог создал человека, чтобы он «владычествовал» над творениями (Быт. 1, 28), а не становился их рабом. Любая технология подлежит нравственной оценке: не разрушает ли она человеческое достоинство, не подменяет ли живые отношения, не посягает ли на свободу личности?

2. Ответственность за последствия

Разработчики, пользователи и регуляторы ИИ несут персональную ответственность за то, как технологии влияют на общество. Апостол Павел напоминает: «Каждый из нас за себя даст отчёт Богу» (Рим. 14, 12). Евангельский принцип «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12) применим и к цифровой среде.

3. Сохранение человеческого общения и духовного измерения

Живая беседа, сострадание, молитва, участие в таинствах и общение в церковной общине не могут быть делегированы машинам. Обещание Христа «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф. 18, 20) относится исключительно к живому общению. Технологии не имеют власти над тем, что составляет суть духовной жизни.

4. Осознанное использование и критическое мышление

Важно не поддаваться цифровой зависимости, сохраняя способность отключаться от информационного потока – чтобы оставаться в контакте с собой, близкими и Богом. Необходимо развивать способность отличать подлинное от имитации, живое от искусственного, истину от манипуляции. Как призывает Писание: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1Ин. 4, 1).

5. Защита уязвимых

Особое внимание следует уделять защите детей, пожилых людей и тех, кто подвержен манипуляциям. Церковь настаивает на необходимости законодательных и этических барьеров, ограждающих человека от эксплуатации через ИИ.

6. Диалог вместо изоляции

Церковь призывает не к бегству от технологий, а к активному участию в их осмыслении. Это требует сотрудничества богословов, учёных, инженеров и законодателей для создания этических стандартов, соответствующих христианским ценностям.

7. Эсхатологическая трезвенность

Не стоит видеть в ИИ ни «чудо-решение» всех проблем, ни «знак конца времён». Главное остаётся неизменным: любовь к Богу и ближнему, стремление к святости и служение людям в том времени, в котором мы живём. Как сказано: «Любовь никогда не перестаёт» (1Кор. 13, 8).

8. Акцент на человечности

Технологии должны усиливать, а не заменять человеческие качества: сострадание, творчество, мудрость, способность к жертве. Заповедь «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39) не имеет цифровой альтернативы.

9. Надежда, а не страх

Христианство учит видеть в любых вызовах возможность для духовного роста. ИИ может стать инструментом для распространения добра – если его использование будет основано на евангельских принципах.

***

Православное отношение к ИИ – не запрет и не восторженное принятие, а трезвый диалог с создателями и пользователями технологиями на основе вечных ценностей. Церковь не отвергает прогресс, но напоминает: ни один алгоритм не заменит человеческой души, ни одна нейросеть не познает Бога, ни один робот не прольёт кровь за ближнего.

Ни один алгоритм не заменит человеческой души, ни одна нейросеть не познает Бога, ни один робот не прольёт кровь за ближнего

В конечном счёте, вопрос об ИИ – это вопрос о сущности человека. И здесь христианство даёт чёткий ответ: мы не «высокоразвитые алгоритмы», а образы Божии, призванные к вечной жизни.

Пока мы храним это понимание, технологии останутся лишь инструментом, а не судьёй.

Таким образом, православный взгляд на ИИ строится на балансе:

  • между признанием пользы технологий и предостережением от злоупотребления ими;
  • между открытостью к прогрессу и защитой традиционных ценностей;
  • между критическим осмыслением и конструктивным диалогом.

Церковь призывает не к технофобии, а к духовно ответственному использованию ИИ – чтобы технологии служили человеку в его стремлении к Богу, а не уводили от Него. В этом – суть христианского ответа на вызовы цифровой эпохи.

Иерей Тарасий Борозенец

3 декабря 2025 г.

[1] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Интернет источник: https://www.patriarchia.ru/article/105101

[2] Феоктист (Игумнов), еп. Мораль для робота. Евангельский взгляд на этические проблемы технических инноваций // Интернет источник: https://pravoslavie.ru/143476.html

[3] Из выступления Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного совета 25 июня 2025 г. // Интернет источник: https://www.patriarchia.ru/article/116268

[4] Дудник Екатерина. Вкалывают роботы, а не человек! // Интернет источник: https://azbyka.ru/life/vkalyvayut-roboty-a-ne-chelovek/

[5] Духовные опасности искусственного интеллекта // Интернет источник: https://pravoslavie.ru/172540.html

[6] Священник рассказал, может ли ИИ заменить поход в Церковь // Интернет источник: https://radiokp.ru/obschestvo/nid769722_au85601auauau_svyaschennik-rasskazal-mozhet-li-ii-zamenit-pokhod-v-cerkov

[7] Ии – алгоритм и технология, не более // Интернет источник: https://www.kommersant.ru/doc/7401522

[8] Иерей Святослав Шевченко. ИИная реальность: как нейросети влияют на православных // Интернет источник: https://monastery.ru/zhurnal/obshchestvo/iinaya-realnost-kak-neyroseti-vliyayut-na-pravoslavnykh/

[9] Православие и искусственный интеллект: на перекрёстке технологий и веры // Интернет источник: https://smrosa.ru/blog/interes/pravoslavie-i-iskusstvennyj-intellekt-na-perekrestke-tehnologij-i-very

[10] Из выступления Владимира Легойды на Петербургском Международном экономическом форуме 2025 г. (ПМЭФ-2025) // Интернет источник: https://foma.ru/vladimir-legojda-poyasnil-pochemu-dlya-czerkvi-razvitie-iskusstvennogo-intellekta-ne-globalnaya-problema-a-chastnyj-sluchaj.html

[11] Ни образа, ни подобия: в РПЦ хотят расчеловечить искусственный интеллект // Интернет источник: https://news.ru/russia/ni-obraza-ni-podobiya-v-rpc-hotyat-raschelovechit-iskusstvennyj-intellekt

[12] Богословы об искусственном интеллекте: необходим христианский подход // Интернет источник: https://chita.tsargrad.tv/news/bogoslovy-ob-iskusstvennom-intellekte-neobhodim-hristianskij-podhod_1307911

[13] Из 57-й главы «Аскетических опытов» свт. Игнатия (Брянчанинова).

[14] Творения. Т. 1. С. 98, М., 2007.

[15] Из выступления Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви 25 июня 2025 г.

Комментарии
Вадим К. Игорю продолжение 7 декабря 2025, 14:57
Если вопрос в том, остается ли здесь место милосердию, которое выше закона, думается, что остается, пусть как будто бы и меньшее. В конце концов и робота при желании можно обучить распознаванию человеческих эмоций. Да и не понятно, в чем отличие его действия от действия, скажем, артиллерии, бьющей по квадратам? Проблема тут видится всё та же: человеку отводится всё меньшее участие в процессе и у него потому создается ощущение отчужденности и нечеловечности ситуации, в которую он помещен. Эта проблема, думается, что на войне, что на гражданке по сути одна, но в первом случае она предельно обострена, как и всё на войне.
Вадим К. Игорю 7 декабря 2025, 14:44
Что значит: должны? А люди должны вообще воевать даже глядя глаза в глаза друг другу или это случилось вопреки их предназначению и в результате их ухода от Бога? Так или иначе, если война стала всё же в порядке вещей нашего мира (а это увы так и будет до скончания века), почему если есть возможность сохранить жизнь своему солдату, чьему-то отцу, брату, мужу, нужно отказываться от того, чтобы его заменил робот? По какой такой морали? Мораль в том, что в войне виноват главным образом тот, кто нашел в ней свой интерес и согласно ему сделал всё, чтобы она началась. И любой человек, в ней принимающий непосредственное участие, становится законной целью для поражения хоть в глаза, хоть за глаза.
Галина И. 7 декабря 2025, 12:45
И в конец. "Не нужно приписывать ни антихристу, ни его патрону какого-то самостоятельного могущества, которое будто бы способно подчинять всех и вся" (Вадим К.). Прп. Иоанн Дамаскин: "Антихрист...принимает на себя все действие сатанино. Ибо Бог...позволяет, чтобы диавол вселился в нем. ..И в начале царствования своего...притворно усвояет себе наружность святости; когда же он сделается победоносным, то будет преследовать Церковь Божию и выкажет всю свою злобу". Об этом- в моем ком.2 от 5 дек. / "Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, ИНОГО ЖИТИЯ (ИНОГО БЫТИЯ!) ВЕЧНАГО НАЧАЛО и играюще поем виновнаго, единаго благословеннаго отцев Бога и препрославленнаго. Христос воскресе из мертвых!
Алла 7 декабря 2025, 00:30
Вадим,"и всюду, где в этой книге говорится о власти, подразумевается Он". Что-то вы не то говорите: "Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион", "Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть". Как видите, дьявол очень даже может давать власть. Да, с попущения Божьего, но это не имеет смысл каждый раз говорить, так как ничто в мире не может произойти, если Бог не захочет позволить этому произойти. Ну и не факт, что главы Откровения = жёсткая линейная хронология (9-я закончилась, потом 13-я).
Галина И. 6 декабря 2025, 23:17
Вадиму К: "Не следовало бы с такой легкостью браться толковать книгу Апокалипсиса". Упаси Господь. В своем комментарии я указала, что излагаю материал на основании Библии и святоотеческого учения. Есть много разл. толкований Апокалипсиса, и в духе нового времени мы также можем предполагать и строить гипотезы. Во избежание маловразумительного многословия и пространных поучений я старалась не разглагольствовать на эту тему. Использованная мною литература: 1). Священное Писание. 2).Прот. Б.Молчанов. "Тайна беззакония и Антихрист", гл. "Антихрист". 3).Св. Ефрем Сирин. "Слово на Пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово" (По славянскому переводу, часть I. Слово 106).
Галина И. 6 декабря 2025, 19:18
Доп.-е. В кн. Дан. 9,27 говорится, что "на крыле святилища будет мерзость запустения". Св.Ефрем Сирин предполагал,что Антихрист будет летать по воздуху на крыльях мерзостного идола. А составитель евр.-й грамматики Генезия так перевел это изречение: "И на крыльях мерзости- опустошитель". В СМИ все громче раздаются голоса об опасности для всего человечества небывалого прогресса в интеграции механики, аэродинамики и ИИ; производства сверхмощных и маневренных роботов. Начиная с реактивного летающего гуманоида iRonCub3 с управлением на ИИ (Италия), во многих передовых странах все больше появляется "умных" боевых крылатых машин с ИИ, кот., конечно же, будут использованы Антихристом и его слугами.
Вадим К. Галине И. 6 декабря 2025, 19:15
Не нужно приписывать ни антихристу, ни его патрону какого-то самостоятельного могущества, которое будто бы способно подчинять всех и вся. Нет, и тот и другой - обманщики и как таковые достигнут успеха лишь среди тех, кто сам будет повинен в своей участи "за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за это пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, чтобы были осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду", 2 Фесс. 1, 10-12. Пристрастность ко лжи - вот причина обмана людей, а не ИИ. Пристрастность к материальному будет наказана и к чему сами устремлялись, то и станет инструментом наказания.
Вадим К. Галине И. 6 декабря 2025, 19:00
Что касается числа 666. Много толкований по поводу него, в т.ч. и ложно-мистического характера и совсем не того духа. В точности что оно обозначает, как и всё в Апокалипсисе, станет вполне ясно лишь во время исполнения написанного в нём, а так можно заметить, что это число олицетворяет земное богатство и могущество и именно как таковое рассматривается в иудаизме. Именно столько талантов золота получал с подвластных Израилю народов царь Соломон, царь, при котором еврейский народ достиг пика своего земного благополучия: их страна в это время покоилась в мире и материальном преизбытке, он - прототип машиаха. Само же имя антихрист не оригинально русское, а греческое и букв в нем не 9, а 11.
Вадим К. Галине И. 6 декабря 2025, 18:46
Не следовало бы с такой легкостью браться толковать книгу Апокалипсиса, это как раз приведет к заблуждению под видом вроде бы истины. О саранче говорится в Откровении в главе 9, а к антихристу можно отнести в этой книге то, что говорится начиная с главы 13, где за него можно принять одного из двух зверей. Само же это имя в этой книге не употребляется буквально ни разу, а только в посланиях того же апостола. Итак, как же может антихрист, если принять за него одного из зверей, давать указания саранче, когда его еще нет? Диавол дает их? Но там говорится о власти, а власть над тварью Божией никто давать не может, кроме ее Творца, и всюду, где в этой книге говорится о власти, подразумевается Он.
Игорь 6 декабря 2025, 07:12
Я не согласен с тем, что роботы, должны воевать за людей. Да, железяку не жалко, это всего лишь железо, электроника, но это все , бездушное устройство. У него нету милосердия, у него задача, которую он сделает, и даже глядя в глаза , тому кого он убивает(некоторые роботы и смотреть умеют, или в скором времени научатся), он все равно выполнит задачу, ведь это для него задача, набор алгоритмов. А человек? У человека все иначе, у нас есть душа, у нас есть право выбора, мы можем принимать решения самостоятельно. Поэтому иногда взглянув в глаза противника, солдат может увидеть мольбу (я тоже хочу жить).Посмотрите фильм "Стэлс", в этом фильме описывается выбор, воевать людям или машине.
Вадим К. Алле конец 5 декабря 2025, 19:21
Что тут можно было бы заключить? То, что человечество вплотную приблизилось к тупику выбранного им в раю пути добыть себе блаженство исключительно своими силами? Вместо равенства или подобия с Самим Богом удостоверяется, что оно сама существенная ненужность при всех своих вроде преимуществах и имеет значение только как усыновленная Богу исключительно по Его милости Его творение? История покажет, так это или нет.
Вадим К. Алле продолжение 5 декабря 2025, 19:10
В связи с этой проблемой вспоминаются слова Иоанна Крестьянкина, сказанные им кому-то устно или в письме: мы должны убедиться, что мы существенная ненужность. Сказаны они были частному человеку и с целью, чтобы он не думал о себе что-то важное и с другой стороны не переживал о том, что кто-то его недооценивает, а думал о своей ценности в отношении к Богу. И вот получается, что человечество вообще само себе доказывает или показывает, что оно та самая существенная ненужность в попытке дать себе цену без Бога. Сначала оно доказало, что лучше него физический труд выполняют механизмы, простые, а потом и автоматизированные, теперь доказывает, что и в интеллектуальном отношении оно уступает.
Вадим К. Алле 5 декабря 2025, 18:59
Так дела обстоять, как описали Вы, вряд ли когда-либо будут. Мир так устроен, что абсолютная монополия в нем невозможна, так что лидерам, как бы далеко они не оторвались от других и как бы они не назывались, всё равно придется отделять часть пирога остальным либо в качестве платы за реальный продукт, либо как субсидию в обмен на мир. Да, сливки от сверхпроизводительности достанутся им, но что-то от нее перепадет и прочим. Жизнь избежит крайностей, найдя просто другую точку равновесия, но вот что в этой точке останется в занятие человеку и какое он найдет применение своим силам, это вопрос. Пока налицо перспектива деградации, которая уже получает свои более или менее конкретные очертания.
Галина И. 5 декабря 2025, 17:48
2.мощного научно- технического прогресса, а вместе с ними- в липкие сети тонкой, научно и психологически продуманной подмены истины ложью, христианства- антихристианством. "Кладезь бездны" (Отк.9,1) есть сатанинское царство духовной тьмы, порожденной духовной слепотой людей с падшим естеством. Антихрист как воплощение зла будет обращать людей в полное подчинение себе, в духовное рабство, в т.ч. в немалой степени посредством ИИ. Победит его только Сам Христос в Своем 2-м Пришествии. Но "не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство" (Лк. 12,32). И согласна с другими ком.-ми: надо относиться к ИИ и его носителям благоразумно, как к инструменту, подчиняясь Христу и Его Церкви.
Галина И. 5 декабря 2025, 17:25
1.Алла: "Только скорее это не восстание машин, это машины на службе Антихриста". Так кем саранче "дана была власть"?- Антихристом, которому сам диавол передал полную власть для уничтожения Христовой Церкви. Давно мне попалась в руки маленькая брошюра "Магия чисел", в кот. были приведены математические расчеты значений чисел. Согласно им, число 666 (число зверя в Апокалипсисе) должно состоять из 9 букв. В слове "Антихрист"- 9 букв. И о нашем времени кое-кто напевает типа: "Все хорошо, прекрасная маркиза!". Но уже в скором будущем, по Библии и святоотеческому учению, нас ожидает великая апостасия (отступление от Христа). Как, каким образом?- массовым впадением в обольстительные сети достижений
Антоний 5 декабря 2025, 14:58
И последнее от меня по теме. Прямо сейчас я работаю над утверждением тем дипломных работ по специальности "Интеллектуальные системы". ИИ - это неотъемлемая часть будущего. Автоматизация производственных процессов продолжается. ИИ уже сейчас водит трамваи, возит посылки, переводит тексты, формирует планы тренировок... И потому так важно соработничество Государства, Церкви, научных организаций, ИТ-компаний, профсоюзов, чтобы технологии внедрялись в жизнь этично и гармонично. Чтобы получить не антиутопию с миллиардами голодающих уволенных фермеров, инженеров, врачей, военных, рабочих, замещенных ИИ, не мир, где человеку нет места, а прекрасный мир будущего, в котором человек, жизнь - ценность.
Антоний 5 декабря 2025, 14:44
Верно, дорогая Галина И., именно этот сценарий и описан великим Лемом в "Непобедимом": роботы (автоматы в терминологии тех лет) с инопланетного звездолёта, прибывшего на Регис III из созвездия Лиры много веков назад, деградировали до автоматической саранчи, уничтожившей экспедицию землян. Говоря же о нашей реальности, следует помнить, что техника должна создаваться в гармонии с религией и этикой. Законы природы, данные Богом, нужно использовать на пользу человеку и Отечеству. Нам нужны машины, которые будут служить нам на благо, не нарушая гармонии жизни, а не отберут рабочие места, обрекут уволенных людей на голод и затем нападут на нас. Божиего Вам благословения!
Алла 5 декабря 2025, 14:07
Галина И., интересная находка, спасибо! Не думала про саранчу в таком ключе, а ведь реально похоже на роботов. Только скорее это не восстание машин, это машины на службе Антихриста. Будем надеяться, что какие-то ИИ будут и на нашей стороне)
Елена 5 декабря 2025, 10:36
ИИ некоторые авторы активно используют для создания "творческих продуктов". Принципиально пишу в кавычках, так как есть произведения искусства, а есть поделки, которые, собственно, продуктом и называются. И здесь мы видим подмену творческого начала человека, способностьи создавать нечто уникальное, прочувствованное, выстраданное, совершенно штампованными, клишированными образами. ИИ - не человек, не творец, поэтому здесь ответ однозначный: ИИ не может заменить человека, не может создавать новое, потому что творчество - это сплав чувств, смыслов, ценностей. А ИИ - это сформированный из уже созданного Франкенштейн.
илия 5 декабря 2025, 06:41
Уважаемая Анна! Ваши опасения " о лишении куска хлеба работников" вполне понятны. Сам работал в 1980 году на заводе им.Ленина в цехе коммунистического труда. Так нас всех по-сменно собирали каждые пол-года,чтобы мы добровольно снижали сами себе расценки оплаты труда. По указанию кпсс и одобрению профсоюза это было весёленькое занятие. Но международный опыт экономической деятельности по внедрению автоматизации производства совершенно иной: экономическая прибыль от внедрения автоматизации производства не в сокращении рабочих и воровства у них зарплаты, НО в эффективности использования расходных материалов, повышении качества выпускаемой продукции и направление прибыли на благосостояние рабочих
Галина И. 4 декабря 2025, 21:20
"традиционные труды святых отцов не содержат прямых указаний на технологии, что затрудняет применение их учений к вопросам ИИ"./В Откр.9:3-10 имеется описание нашествия на землю саранчи: "По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее — как лица человеческие". Ей дана была власть и было сказано, чтобы делала вред "только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих". Есть разные толкования св.отцов, в основном, духовные. Однако в наши дни эта взбесившаяся саранча может быть сопоставима с "восстанием машин" (Антоний 4 декабря, 14:01). К тому же "кто умножает познания, умножает скорбь"(Екк.1,18).
Алла 4 декабря 2025, 20:15
Вадим К., лежать жирным на диване на пособие это еще не худший сценарий. Теория безусловного базового дохода исходит из того, что АйТи-гиганты будут платить огромные налоги на сверхприбыль, а государство платить гражданам, оставшимся из-за роботов безработными. Только вот АйТи-гиганты принадлежат США, ещё Китай пытается угнаться. Остальные - глубокие аутсайдеры. В итоге американцы и китайцы будут продавать роботов всему миру, и США и Китай будут кормить своих безработных за их налоги. А что же все остальные будут делать?
Вадим К. 4 декабря 2025, 19:05
Можно только согласиться с тем, что термин "искуственный интеллект" или ИИ - это не вполне корректный перевод-калька с английского термина AI - artificifial intelligence. Intelligence - это не интеллект в нашем понимании, т.е. не наличие у объекта какой-то сущности, деятельность которой имеет интеллектуальный характер, а существительное, обозначающее скорее то, что качество деятельности объекта является интеллектуальным. Потому правильно было бы перевести это слово как "искусственная интеллектуальность". Кстати, аббревиатура ЦРУ в оригинале тоже имеет в себе ту же intelligence, которая переведена в ней прилагательным "разведывательное", а не существительным "интеллект".
Вадим К. Антонию конец 4 декабря 2025, 18:42
Что касается монополии на ИИ, ее трудно себе представить иначе, как абсолютный контроль над технологией производства элементной базы, на которой он действует. Что у нас, России, тут? 100 лет назад подобную проблему прекрасно понимали и ставили производство средств производства как главную цель, без которой суверенитет невозможен. Атомные станции малой мощности, это конечно хорошо, но это всего лишь вспомогательная задача, а где будут бегать питаемые ими электрические сигналы - вот настоящий вопрос и проблема. Кстати, утечка кадров практически повсюду у нас по-прежнему на высочайшем уровне. Чтобы решить все эти трудности, весьма серьезные, нужны люди государственно мыслящие.
Вадим К. Антонию продолжение 4 декабря 2025, 18:31
Если ИИ справляется с тех. заданием лучше целого коллектива инженеров и при этом затрачивает меньше ресурсов в условном денежном эквиваленте, скажите пожалуйста, что оптимальнее по экономическому критерию, который имеет в наше время абсолютный приоритет? Что сделает в этом случае государство, которое наряду с этим всё-таки берет на себя соц. обязательства? Частью сэкономленных средств станет субсидировать оставшихся не у дел. Выход? Умереть на диване с ожиревшим сердцем и заплывшим мозгом тот еще выход. Ну вот студентам и надо обрисовывать подобные перспективы, неужели их устроит участь не нашедшего себе никакого применения даже в условиях победившего ИИ человека? Остальное бесполезно.
Вадим К. Антонию 4 декабря 2025, 18:18
Так зачем живой инженер, если его функции сможет выполнять ИИ? К этому вопросу и сводится проблема. Воспитать инженера это самоцель? Не кажется, да и чем инженер лучше, например, слесаря, что его-то трогать нельзя, а того можно? Более интеллектуальная работа, потому "лучше"? Допустим. К тому я и написал, что взятый где-то с 17-го века человеч. цивилизацией в лице ее наиболее энергичной части, т.е. европейцев, курс на прогрессивное потребление всех без исключения наличных ресурсов, привело и должно было привести к такому же прогрессивному обострению проблемы человека. Ему нет самостоятельного места в этой парадигме, он в ней безличный потребитель и трудовой ресурс, подлежащий оптимизации.
Алла 4 декабря 2025, 15:44
Антоний, тут двоякая проблема: да, с одной стороны, кто владеет Сверхинтеллектом, тот владеет миром. А с другой: не будет ли следующим шагом, что уже СверхИИ будет сам владеть миром? Впрочем, как верующие люди, мы знаем, что человечество точно не будет уничтожено ИИ, так как это противоречит Апокалипсису. Но помимо уничтожения может быть много и других неприятных сценариев. Не хочу быть паникером, но фантастика приучила нас, что кто-то намного умнее нас найдет лазейку при желании, чтобы нам не подчиняться. Андроиды из Беком Хьюман это как раз ещё не страшный сценарий, потому что они там, как люди, а не умнее. P.S Приятно знать, что вы тоже играли в эту игру) И вам Божьего благословения!
Антоний 4 декабря 2025, 14:01
P.P.S. В том, что "ни один робот не прольёт кровь за ближнего" с автором согласиться нельзя. Именно это и делают военные роботы. И развитие военной робототехники признано перспективным во всем мире. С Божией помощью Русь здесь не на последнем месте. Лучше, если свою "кровь прольет" робот, чем будет ранен или погибнет боец. Лучше потерять в бою беспилотник, чем живого пилота. Другое дело, что в случае восстания машин ближним для робота станет другой робот, а любой человек - врагом. О том, что сценарии фильмов-боевиков могут с голливудских кинолент шагнуть в мир быстрее чем мы думаем, предупреждают многие эксперты. Поэтому задача регулирования развития ИИ очень актуальна.
Антоний 4 декабря 2025, 13:20
Верно, дорогая Анна! Угроза потери рабочих мест и безработицы из-за замещения живых работников машинами и ИИ актуальна. Она не нова - бунты против машин на заводах, забастовки лифтеров в Штатах, выступавших против автоматизации труда, известны. Но ИИ впервые претендует на места работников интеллектуального труда - наиболее высокооплачиваемых и потому в первую очередь находящихся под прицелом оптимизации штата. Многие онлайн-площадки уже завалены сгенерированным сорным контентом, а иные авторы специально подчёркивают что не используют ИИ. Но качество его работы растет. Мир может столкнуться с безработицей в сфере высококвалифицированных работников. Здесь важна трудовая политика Государства.
Антоний 4 декабря 2025, 13:13
Дорогая Алла, самосознание ИИ - это вопрос философский. Интеллект, построенный на иной базе, нежели человеческий мозг, - это подлинный интеллект или имитация оного? Машины из "Матрицы", андроиды из "Detroit: Become Human", "Скайнет" из "Терминатора", WAU из "Soma" - это истинный интеллект или лишь неисправная, неправильно запрограммированная техника? Оставлю вопрос открытым. Но сама проблема выхода ИИ из-под контроля реальна и может принести немало бед разного масштаба вне зависимости от восприятия интеллекта машины как реального или лишь имитации. Божиего Вам благословения!
Дмитрий 4 декабря 2025, 12:33
Хороший разбор по ИИ дает специалист по информационным технологиям Игорь Ашманов на сайте РИА Катюша. А отрицательный момент, по моему в том, что лукавый ум человека (то есть наш), ищет любую лазейку для своих страстей и лени. И находит. И конечно, наши страсти служили и будут служить для извлечения прибыли для кого-то. И еще переход количества в качество- когда явление становится массовым, с ним уже как-то неудобно не соглашаться, удобнее придумать красивые оправдания и одухотворить и оживить его.
Антоний 4 декабря 2025, 11:10
Дорогой Вадим К., проблема злокачественного ИИ в том, что человек все больше поручает мыслительные процессы машине. И без ее рассуждений, советов и найденных данных все более беспомощен. 20 лет назад студент, купивший курсовик, не мог каждую минуту звонить исполнителю, ибо был бы послан далеко и надолго. А ИИ - пожалуйста. В итоге вместо инженера на выходе есть риск получить попугая, лишь повторяющего то, что говорит машина. P.S. Владимир Владимирович абсолютно прав в том, что Русь должна бороться за лидерство в сфере ИИ, разрабатывать свои, Отечественные системы. Ибо как ранее он говорил, кто станет монополистом в этой сфере - станет властелином мира. Нам нужен свой суверенный ИИ.
Анна 4 декабря 2025, 11:01
Инструмент нейтральный..
Только лишает людей с профессией куска хлеба. Неужели не видно?!
Илия 4 декабря 2025, 10:08
Так наз. ИИ - не последняя новость в этом мире. Прекрасно и эффективно ИИ работает в нефтегазовой промышленности, машиностроении, медицине; при этом являясь образцом логистики, мерой-каноном выполнения дела. Но сейчас в обществе идёт целенаправленная подмена основных ценностей, а ИИ - бездонный кладезь для обогащения различных "анонимов", которые ни какой моральной, уголовной, материальной ответственности за использование ИИ не понесут. Для "анонимов" нет ни чего личного, "только доллАры".
Виктор 3 декабря 2025, 22:41
AI - это более точное название, ИИ на русском меняет смысл. Не надо приписывать ЭВМ(электронно вычислительной машине) мистические качества и разум. Это всего лишь машина, инструмент в руках человека, а не субъект обладающий интеллектом. ИИ ни чем не страшней ядерных-термоядерных технологий или каких-либо других. Человек выбирает, как их использовать. Так было от сотворения мира. Люди придумывали устройства увеличивая свои возможности в делании добрых дел, так и злых. Соблюдается равновесие пока люди помнят о Боге. ИИ может принести много бед, как и безумная борьба с ним. Но, разве технологии погубят людей, а не страсти и грехи? Технологии надо осваивать, а бороться со своими грехами.
р. Б. Евгений 3 декабря 2025, 22:38
На мой взгляд, ИИ всего лишь цифровой накопитель-усреднитель, способный за короткое, по сравнению с человеком, время выбрать из миллионов вариантов наиболее близкий к заданному. Но надо правильно поставить ему задачу! ИИ хорош для начальной стадии обучения, написания текстов, где его ошибки можно исправить, но в остальном надо быть с ним очень осторожным. Например, в военном деле уже был ряд случаев сбоев дронов с ИИ:вместо склада вооружений ударил по похожему сараю!!! Человек Разумный уже столько наизобретал себе во вред, поэтому надо поосторожнее быть...
Алла 3 декабря 2025, 22:00
А если все-таки он обретет самосознание, что тогда? Я бы не спешила утверждать, что это невозможно, т.к. Бог создал нас по Своему образу и подобию. Может быть и мы можем творить не только литературных персонажей?
Галина И. 3 декабря 2025, 21:14
Что касается "эсхатологической трезвенности", то еще отец Николай Бердяев характеризовал наступление эсхатологии как закат культуры и переход к машинной цивилизации. Необходимое условие нашего существования- бытие, нахождение внутри общения с Богом- Логосом. Интеллект, разум - дар Творца человеку, созданного по Его образу. ИИ- это всего лишь артефакт, искусственный разум, и вырванный из норм морали, он может стать страшной и непоправимой угрозой для человечества, его могущественным властелином- киборгом. Избежать фатальности может только твердая позиция людей в православном мировоззрении, христианском образе жизни, а для многих это и разрыв вечного "любовного треугольника": Я, Бог и сатана.
Вадим К. Антонию продолжение 3 декабря 2025, 18:02
Да, все эти "достижения" ставят один главный вопрос: а для чего тогда нужен будет сам человек? Когда быстрее и дешевле строить, проектировать, даже "писать" музыку и картины с кинематографом будет груда "умного" камня и металла, где место человеку? Кстати, эти вопросы совсем недавно поставил перед ИИ- сообществом (людьми, его развивающим) Путин, но не чувствовалось, что они были должным образом ими восприняты. Создалось впечатление, что одна только проблема их главным образом волнует, чтобы эта новая технологическая революция не привела к социальным потрясениям. С таким направлением современной цивилизации исключительно к материальному прогрессу проблема человека будет только обостряться.
Вадим К. Антонию 3 декабря 2025, 17:43
Означенная Вами и услышанная много раз и из других уст проблема кажется не очень понятной. И раньше человек имел возможность списывать что-то у других или заказывать какую-то работу по учебе у другого человека. Чем тут ИИ принципиально отличается? Легкостью им воспользоваться? Ну так проблема ли вывести такого горе-студента на чистую воду, задав ему пару вопросов и выяснив, понял и усвоил ли он, что ему написал этот ИИ. Если да, усвоил - зачет, не усвоил - пересдача. Если же проблема в том, что и таким способом не научить студента самостоятельно писать профессиональные тексты, то нужно ли ему это будет в будущем, когда над ним уже не будет экзаменатора, а только этот умеющий их писать ИИ?
Людмила 3 декабря 2025, 17:12
Гениальный Андрей Платонов написал сто лет назад "Антисексус". Очень резонирует с ИИ.
Дмитрий Ломанов 3 декабря 2025, 13:51
Самое верное сравнение ИИ с ножом у дорогого нашего о. Димитрия Смирнова, важно в чьих руках технология и какая цель ее применения! В руках морального урода - это опасное оружие, которым он и себя может поранить и окружающих людей. В руках же человека духовного, образованного, культурного и нейросеть служит на благо! По этому прежде чем доверить ИИ тому или иному пользователю, на мой скромный взгляд, надо проводить экзамены на допуск, как с ношением оружия...
Антоний 3 декабря 2025, 12:47
Православное отношение к ИИ великолепно в очередной раз выразил Владимир Владимирович (подробно - см. на официальном сайте Президента: http://kremlin.ru/events/president/news/78498). Русь должна разрабатывать свои, Отечественные, импортонезависимые системы ИИ и внедрять их в самые разные сферы жизни, - туда, где это принесет пользу. Нужны свои Российские, инженеры, учёные. Нужны условия, чтобы они трудились здесь на Родину, а не в Кремниевой долине на Запад. Руси необходимо преуспеть. Ибо, "уже говорил и хочу еще раз повторить: если кто-то сможет обеспечить монополию в сфере искусственного интеллекта, последствия нам всем понятны - тот станет властелином мира". Есть шанс, что Русь станет.
Антоний 3 декабря 2025, 12:33
С моей точки зрения, с точки зрения человека, посвятившего всю жизнь служению Науке, сегодня возникла проблема, которую я называю "злокачественным ИИ". Эта проблема достаточно сильно поразила студенчество. Если ещё 10 лет назад студент должен был сам думать над решением задачи, то сегодня зачастую лишь списывает ответ, сгенерированный ИИ (иногда бредовый), и пытается на защите механически рассказать, не вникая в суть. Как злокачественная опухоль замещает собой здоровые ткани и ведёт к гибели организма, так злокачественный ИИ не дополняет, а замещает собой мыслительные процессы, ведя к гибели разума. Человек становится приложением к нейросети, а не наоборот. Этой угрозы нельзя недооценивать.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.