Игорь Ашманов: «Айтишники – благодатная аудитория для проповеди христианства»

Что можно культивировать в плане церковной миссии в сети, к каким вызовам Церковь должна быть готова при навязываемой обществу цифровизации, – об этом разговор с одним из ведущих IT-экспертов России, членом Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, президентом компаний «Крибрум» Игорем Ашмановым.

Игорь Ашманов Игорь Ашманов

Цифровизацию продвигает та же прослойка,
которая позволила украсть персональные данные миллионов граждан

– Игорь Станиславович, многих сегодня настораживает «галопирующая», как вы ее назвали, цифровизация. Но если народ, не продвинутый в области IT-технологий, ещё пытаются заговорить тем, что «весь мир цифровизируется» и «от этого никуда не деться», то вас этими посулами явно не проведешь. Что на самом деле происходит?

– Очевидно, что нашему обществу сегодня пытаются навязать новую технологическую квазирелигию, нового языческого бога, я его называю «бог технологий», который якобы даст человеку всё, что ранее ему обещала религия: благополучие, справедливость, здоровье, бессмертие, причем не в будущем веке, а здесь и сейчас. Без вот этих всяких заскорузлых требований, ограничений, аскетизма, смерти, Страшного Суда, а прямо здесь и сейчас, нужно только немного подождать (как обычно).

Ведется очень активная пропаганда этой новой квазирелигии. В публичном поле постоянно муссируется: как это всё будет удобно, прогрессивно, весь мир туда идет, все там будем, прогресс не остановить и т.п.

Технология в массовом сознании приобретает свойства магической субстанции, волшебной палочки

Технология в массовом сознании приобретает свойства магической субстанции, волшебной палочки, которая непознаваема для большинства людей и которая дает новые восхитительные блага. И у которой есть свои обслуживающие ее жрецы и проповедники – программисты, чиновники, журналисты, маркетологи. Они себя даже так и называют – «евангелистами» цифровизации.

И это всё продвигает, заметим, ровно та же прослойка «цифровых» клерков и администраторов, которая позволила украсть персональные данные миллионов граждан из банков и у мобильных операторов на предыдущем этапе цифровизации и не понесла никакой ответственности за тот вал мошеннических звонков, по которым у граждан России за последние 3 года украли сотни миллиардов рублей. Кого-то там из рядовых инсайдеров, продававших данные мошенников, разоблачили, нескольких телефонных мошенников поймали в этом году (хотя вы вряд ли видели много публичных процессов по утечкам и продаже данных), но за то, что никто не предусмотрел, что это произойдет, и не принял предупредительных мер, – никто из «евангелистов» цифровизации не ответил и даже не извинился.

Сейчас нас всех уверяют, что биометрия – это такая новая, еще более прогрессивная технология, которая решит чуть ли не все проблемы безопасности. Но за утечку данных ответственности по-прежнему никто не несет, – и биометрия будет точно так же украдена и продана.

– Обычно создатели и адепты псевдокультов, как было при той же идеологии коммунизма с ее еще до сих пор не разобранным Мавзолеем, всегда воюют против Церкви. Также и сейчас?

– Конечно. Не понимать этого – это все равно, что задаваться вопросом: а актуально ли для России, например, противостояние с Америкой? Да ведь это не мы выбираем: втягиваться нам в эту войну или нет. Во всех своих стратегиях США называют нас своим врагом № 1, это они с нами воюют.

Такая же история с цифровизацией. Цифровизаторы в большинстве своем воспринимают Православную Церковь как препятствие, как своего прямого врага, у которой власть над душами надо отобрать, потому что душами сейчас должен управлять смартфон. У Церкви тут выбора нет. Этому надо противостоять. Не Церковь себя назначила врагом цифровизации, а те, кто эту цифровизацию продвигают, считают Церковь своим врагом.

Не Церковь себя назначила врагом цифровизации, а те, кто цифровизацию продвигают, считают Церковь своим врагом

– И как Церкви этому противостоять?

– Не могу прямо дать конкретные рекомендации и план действий. И даже добавил бы: хорошо, что это не моя задача.

Понятно, что на Церковь шли и идут информационные атаки, мы их в «Крибруме» изучаем, это реальность. Атаки сейчас идут непрерывно, именно с той целью, чтобы Церковь сделать токсичной в медийном поле, чтобы люди в Церковь ни под каким предлогом не обращались.

Хотя, на мой взгляд, основная проблема не в этом. У нас в стране, можно сказать, плоскость общественного мнения скорее даже несколько наклонена в пользу христианства, и любого взрослеющего человека туда несколько стягивает: всё-таки вся культура и история у нас христианские, символ России – купола; язык и литература, искусство полны христианских образов, поговорок, лексики и т.д. Но Церковь, мне кажется, по большому счету ничего не делает для того, чтобы людей привлекать.

Где диспуты?

– Так в этом же Церковь предупредительно и обвиняют, что, мол, завлекаете, чтобы вам пожертвования несли…

– Да нет, прозелитизм в нашей Церкви, по-моему, никогда особенно не приветствовался, да и сейчас практически не ведется. Кто пришел в храм самостоятельно, с теми и будут разговаривать.

Мне кажется, что церковные СМИ в основной своей массе говорят на языке, недоступном для понимания огромными массами населения нашей страны. Я вот десятки лет общаюсь с довольно обширной прослойкой программистов, айтишников, у них вообще никакого стимула пойти в храм нет, они в принципе ничего не будут читать, связанного с Церковью, в том виде, как это представлено на церковных сайтах и в церковной литературе. Моста – смыслового – для них не предложено. В Церкви, создается такое ощущение, даже и не думают о том, чтобы тем, кто хочет войти в Церковь, облегчить как-то это вхождение.

Приведу метафору, которую я для себя выработал, для понимания этого разрыва: те, кто уже обратился в Православие, воцерковлен, как бы поднялись на некое возвышение, площадку, находятся на ней; и оттуда ступенька входа им просто уже не видна, сверху не различить, какой она высоты. А на самом деле на нее взобраться «с пола» достаточно сложно. Это как бы обобщенная проблема церковнославянского языка, который новообращенному кажется сложным, создает порог вхождения.

В храме человеку нецерковному и не знающему традиции – ничего не понять поначалу

В храме человеку нецерковному и не знающему традиции – ничего не понять поначалу: ни порядка, ни языка богослужения, ни почему сегодня так служат, а завтра иначе, ни что такое Исповедь и зачем вообще на нее ходить, и т.д. Надо помогать на эту ступень понимания церковной прагматики, практики взобраться.

Почему бы не снизойти до того, чтобы в литературе для неверующих (сомневающихся, интересующихся) публиковать размеченную цифрами картинку храма, где под циферками подписать: что, где и для чего? Точно так же и облачение священника прокомментировать. Расписать богослужение подробно. Я утрирую, но ведь в самом деле невоцерковленному человеку в церкви – всё непонятно, всё пугает неизвестностью. И всё описанное – где-то есть (я вижу на службе прихожан, следящих за богослужением по тексту на смартфоне), – но где это всё найти тому, кто еще не обращен, атеист, интересующийся, сомневающийся?

Пишут же книжки с ответами на частые вопросы «для чайников». И те же церковные авторы. Правда, эти книжки тоже в основном лежат себе где-то там на полках в церковных лавках. А по сети ходят мемы про Церковь, полные непонимания элементарных реалий и практик Церкви. Зачем звонят в колокола – раздражает, зачем Исповедь – есть же психоаналитики. Вплоть до самых глупых вопросов, которые, заметим, вызывают горячие обсуждения у атеистов: почему священники в среднем такие толстые? Это можно было бы просто объяснить: едят много мучного постами и в постные дни (а монахам мясо вообще нельзя), часто уже поздно вечером, после многотрудного дня, наедаются на ночь глядя и т.д. Ну, так это же надо объяснять.

Про то, что Церковь якобы жирует, вся в золоте, всё на госбюджете, попы на мерседесах, да еще собственность отжимает у общества, музеи под храмы отбирает, – это из каждого утюга слышно. А про реальную экономику Церкви, откуда там деньги, что нет государственных субсидий, про нищие приходы, про то, что не на что храмы отремонтировать, что Церкви передана незначительная часть из того, что было отнято при СССР, как живет средний священник с семьей – где прочесть? Почти что и негде.

И таких необъясненных вопросов относительно Церкви много. Атеисты и потенциальные верующие много часов в день блуждают по Интернету, сидят в соцсетях, у экранов TV – где же диспуты?

В Церкви много красноречивых людей, блестящих полемистов. Почему не пригласить на диспут тех, кто готов защитить веру, Церковь? В первые века христианства, да и в Средневековье диспуты о вере были обычным делом.

Аргумент для программиста

– До недавнего времени на «Спасе» передача «Не верю! Разговор с атеистом» шла. Ее и атеисты, признавались, смотрели. Правда, потом куда-то делась. Инфографика тоже время от времени попадается, но действительно на каких-то внутренних церковных ресурсах, – мол, покажи невоцерковленному родственнику или коллеге. Может, просто как-то не системно и недостаточно вся эта работа по выстраиванию диалога с внешними ведется?

– Да, то, что делается, это хорошо, но этого мало. Надо понимать, что телеканал «Спас» программист же не пойдет смотреть ни с того ни с сего. Его каким-то образом надо затянуть в этот дискурс. На самом деле не так уж сложно объяснить, что быть неверующим – это просто поразительная глупость, а быть верующим – это очень круто.

Быть неверующим – это просто глупость, а быть верующим – это очень круто

Тем же программистам – это техноварвары, которые многое сейчас в нашей жизни начинают определять – на уровне своего понимания этики, которое они «зашивают» в управляющие цифровые системы.

Однако они в общем-то не направлены ко злу, они просто дикие. Это вторичная дикость, наступившая в 1990-е и задевшая несколько поколений, когда даже советская культура была потеряна, а на ее место не пришло ничего, кроме голливудских фильмов и бреда социальных сетей. Но айтишники между тем, как ни парадоксально, – чрезвычайно благодатная аудитория для проповеди христианства.

– Почему?

– Потому что они в целом за порядок, обустройство жизни. Программист всю свою жизнь думает, как сделать правильно, как алгоритмизировать, привести в порядок реальность. У меня был эпизод, когда мне один программист стал говорить: «Мне непонятно, зачем вся эта вера нужна? И чем ислам хуже?» «Ты знаешь, – говорю, – всякий умный русский человек в конце концов приходит к Православию, если он умный». У него – шок на лице, смотрит на меня диковатым взглядом. Так как ум-разум он всё-таки весьма уважает, это стержень его жизни. Потом вдруг меня через год-два пригласили на крестины. Он постепенно созрел, стал читать, а уж дальше сам разобрался – привычка читать «мануалы» и разбираться сработала. Достаточно оказалось вот этого изначального поворота темы.

– Это ваш авторитет как еще профессионала в своей области сработал.

– Да просто разговор зашел о том, что для собеседника важно. Ему-то казалось, что быть верующим – это глупо, там одна чушь для темных, необразованных людей, слабых, глупых. Он же никогда не задумывался над вопросами бытия, христианских книг не читал, – потому что «там же сказки для древних скотоводов». Я ему сказал: «Слушай, там вообще сложные вещи. Ты вряд ли с порога разберешься, тебе может мозгов и не хватить». Его это задело, потому что для него предмет гордости – его собственный интеллект.

Но на таком языке с айтишниками, программистами, технической интеллигенцией почти никто не разговаривает.

Есть слой еще более простых людей – условно говоря, автослесарей, у которых потенциальное сродство с христианством еще больше. Сам он о вере вообще не думает, вечером, скорее всего, бухает с работягами, но знает, что жена в церковь ходит зачем-то, бабка тоже, отторжения принципиального у него нет, в отличие от интеллигенции… Опять же, до него можно было бы добраться, говорить на понятном ему языке (другом, видимо), но у меня есть ощущение, что у нас никто не ищет этого общего с невоцерковленным большинством языка.

– А вот вам удавалось как-то более-менее обстоятельно дискуссии вести? Какие еще аргументы в ход идут?

– Я в сети много дискуссий веду. Но там изобилуют такие совершенно оголтелые антиклерикалы, упертые атеисты – ну, прямо уж совсем. Обычно они со второй, третьей реплики «сливаются», уходят, блокируют меня или переходят на мат, оскорбления, потому что о христианстве и о своем «бытовом атеизме» они никогда всерьез не задумывались, защищать они его по существу – не могут. Их атеизм или агностицизм – это не их убеждения, а мнения, обычно заимствованные.

В большинстве случаев у людей против Церкви просто мнение, взятое взаймы из соцсетей

Бывают убеждения и мнения. Мнения вообще ничего не стоят, а убеждения – это то, во что человек вложился, «проинвестировал» процессорное время ума, думал об этом, подбирал аргументы, готов защищать, так как соединяет свою личность с этими убеждениями. А в большинстве случаев у людей против Церкви просто мнение какое-то, взятое взаймы из соцсетей на прошлой неделе, они и защитить-то его толком не могут. Бросаются шаблонами: «Религия – это для слабых глупых людей». – «Ты, – спрашиваю, – умнее, например, Исаака Ньютона?» – «Ну, Ньютон… Когда это было…» – «Но тем не менее Ньютон сформировал основы всей современной физики, как же он был настолько глуп, что был христианским богословом?» – «А я вот прочел, что он там воевал с существующей Церковью, представлениями церковников…». – «Ну да, он с католичеством спорил, потому что был англиканин. Знаешь разницу?» Но они не задумываются об этом, не читают, фактурой не владеют, им достаточно шаблонов первого уровня. Нужно, чтобы кто-то с ними эти дискуссии вёл.

(Продолжение следует.)

С Игорем Ашмановым
беседовала Ольга Орлова

10 ноября 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Комментарии
Евгений17 ноября 2021, 11:40
Мне 47 лет. Я всю жизнь проработал в IT ( и в образовании, и в энергетике, и в банковском секторе). Сейчас занимаюсь сборкой ориентированных на клиента дистрибутивов linux. Как показывает опыт, из знакомых мне IT специалистов верующих людей не больше, чем вообще среди людей. Большинство искренне верят, что Бога нет. Но вот настроенных против ПОПОВ гораздо больше. Причем аргументы все шаблонные. Тут и попы на мерседесах и все такое... А спросишь: "Лично с кем-нибудь знаком? Говорил? За одним столом сидел?" И упс. И самое главное. Вот то, что мир создан путем случайных мутаций и все-такое - это верят. А скажешь, что их гениальную программу путем тыка уборщица написать может - обижаются...
Анна16 ноября 2021, 22:37
Я программист по образованию, и пришла к вере в возрасте 20 лет, как мне кажется, благодаря системному мышлению, которое дало это образование. Для меня православная вера очень логична и действительно "для умных", хотя верю и сердцем. Спасибо Игорю!
Павел К.15 ноября 2021, 17:55
Каждый род человеческой деятельности имеет духовную проекцию : рыбаки ,земледельцы , управители ,учителя ,врачи ...Айтишники учат машины "думать", не глотать вредоносные (похожие на правду) вирусы , структурировать информацию .Человеческий ум участвует в Богопознании , но только ПОДЧИНЯЯСЬ добрым чувствам при поддержке воли результат будет положительным .Иначе саддукейская закваска возобладает ,и искатель будет всегда оспаривать истины евангельские , городя все новые софизмы и запутываясь в них. Желаю Игорю всяческих успехов в добром деле !
Елена13 ноября 2021, 14:58
Очень важная тема поднята в статье. В самом деле, как жить человеку в век цифровизации, когда реально происходит "расчеловечивание", подчинение подобия образа Божьего искусственному интеллекту (ИИ)? Неужели мы ускоренно катимся к концу времен? Возможно, так оно и есть. Если это происходит, значит и в этом Промысл Божий - отделение "овнов от козлов"? Тогда как остаться человеком, не принять "печати" и всего с ней связанного? Неужели вот он, главный вопрос - "Крест или Хлеб"? Кто объяснит, где тот человек, который укажет путь? Пока нет ответа. Но есть надежда. Как говорил духоносный старец Н. Гурьянов,-"Какие вы счастливые, что вы православные! Будет Царь православный, а потом придет Христос!"
Елена О.11 ноября 2021, 18:32
/К сожалению, рождаемость падает, почему бы "молодежные" ресурсы не направить на пенсионеров и людей среднего возраста - к людям, у которых есть созревшие вопросы, запрос на смысл в жизни?/ Кстати, я думаю, в таком подходе есть разумное зерно. Впоследствии из них и появятся нормальные крестные матери и отцы в Церкви, а не формальные. И незачем придумывать велосипед, который уже существовал и работал в первых общинах.
Елена10 ноября 2021, 22:50
"Я ему сказал: «Слушай, там вообще сложные вещи. Ты вряд ли с порога разберешься, тебе может мозгов и не хватить»." Вот тут нужно понимать, что такое сработает, только если говорящий - авторитет, важная фигура для неверующего. Только авторитет. Иначе получится антипропаганда православия.
Дмитрий10 ноября 2021, 20:41
Виталий, согласен. И у меня складывается впечатление, что Хабр, а именно читатели-писатели данного ресурса превозносят модель мышления и мировоззрения западного человека. Очень много статей о том, как хорошо жить на западе и еще больше комментариев о том, как плохо всё в России. Да, действительно, в сфере it-промышленности в России далеко не всё гладко, однако можно было бы о своей Родине отзываться более уважительно. Да, есть некоторые статьи о проблемах жизни на западе, но Вы правильно, считаю, упомянули, что аудитория там оголтелая. Мне всё же кажется, что значения особо нет, программист человек или врач. К каждому можно попытаться найти свой подход, хоть и не каждый готов услышать о вере
Антон - Андрею-1210 ноября 2021, 18:43
Андрей, не соглашусь с вами. Инфотехнологии дают иллюзию, что вере можно научить по интернету. К сожалению, примеры падений "интернет-батюшек", "забивших" на приходы, хорошо показывают опасность данного пути. Но на приходах и монастырях много хороших священников и катехизаторов. На мой взгляд, веру можно показать только при личном общении, это не "массовый" продукт. И катехизаторы "на местах" с этим хорошо справляются. У человека, своими ножками дошедшего до храма есть шанс "зацепиться". А интернет лишь удобная библиотека информации. Другое дело, что поток "катехизируемых" не столь велик, как хотелось бы - но я не вижу в этом большой проблемы, это особенность нашего времени. Господь управит.
Антон - Виталию10 ноября 2021, 10:3210 ноября 2021, 18:30
"Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас" Мф 7:6. Современный посетитель Хабра - это Петроградский распропагандированный рабочий Петрограда февраля 17го года. Люди с зп значительно выше средней по стране, рассуждают о демократии, справедливости и преступном государстве, затыкая всех несогласных с "линией партии". Пытаться там проповедовать - контрпродуктивно, нужно отрясать пыль с ног и идти дальше. А с учетом наплыва ботов (одни комменты в "политических" и РКН-обсуждениях и ноль, реже одна проходная статья) после Крымской весны и системой кармы - это совсем не то место, где готовы слушать.
Антон10 ноября 2021, 18:19
Статья вызвала неоднозначное впечатление. Вроде все правильно, но есть одно но. Во все времена Церковь сталкивалась с потоком грязи и лжи, но никогда не пыталась подстроиться под гонителей. Церковь обращается к человечеству в целом, и к каждому отдельному человеку в частности, а не к отдельным стратам. Когда начинается акцентирование внимание на определенной группе, можно потерять все остальные. Самый яркий пример - "молодежная политика". К сожалению, рождаемость падает, почему бы "молодежные" ресурсы не направить на пенсионеров и людей среднего возраста - к людям, у которых есть созревшие вопросы, запрос на смысл в жизни?
НН10 ноября 2021, 17:44
Ну да, у айтишников горе от ума... Церковь тем и сильна, что у неё 2167лет от РХ для всех людей проповедь звучит одинаково, на языке любви. И церковные службы сначала понимают далеко не все: ни медики, ни инженеры, ни сталевары, ни агрономы, ни физики итд. Сначала основная нагрузка ложится на ноги, потом на голову...А когда голова и ноги "соединятся" в области сердца - тогда всё понимается. Да, нужно прилагать усилия, ведь наверняка английский приходилось учить и запоминать, и ничего, выучили. А так можно дойти до того, что если храм в больнице- применяем одни термины; в тюрьме - другие; в техническом вузе - третьи, в гуманитарном - итд. Церковь не ярмарка, кому надо придти к Богу - придут!
Антоний10 ноября 2021, 16:38
Дорогой брат Виталий, так в чем вопрос, хотят "минусовать", - пусть "минусуют". Главное - свою жизнь строить так, чтобы Бог ее оценку не "заминусовал". Ваше слово в дискуссии сказано, имеющий уши да услышит. И "заминусовавший" спустя годы, когда погрязнет во грехах и окажется на обочине жизни, вспомнит ту дискуссию, и, вполне возможно, обратится к Богу. Не всякое семя всходит быстро, иное может ждать десятилетия. Наш же долг в малом - ревностно служить Руси и Богу, быть специалистами высочайшей квалификации, людьми с безупречной репутацией, и содержать свою семью оплотом Патриотизма и Благочестия, где свято чтут Заповеди и Каноны.
Евгения Ульева10 ноября 2021, 15:35
Спасибо большое за такое интересное интервью с уважаемым Игорем Ашмановым. Я тоже по первому образованию программист, но потом вышла замуж родила 8 детей и стала православным психологом и теологом. Всё, что говорит Игорь, нужно воплощать в жизнь, идти с проповедью в соцсети, показывать красоту и богатство христианского вероучения. Помощи Божьей, дорогой Игорь, вам и Наталье со чадами!
Андрей-1210 ноября 2021, 11:31
Игорь абсолютно прав! Очень актуальное интервью и правильные вопросы он задаёт. Сам как неофит понимаю, что именно такого подхода нет у Церкви нашей сейчас. Работа катехизаторов среди невоцерковлённой массы народа практически отсутствует, в свествикх СМИ нормальной информации нет, нет ничего. Был один отец Димитрий Смирнов, упокой Господи его душу, который пытался как-то всколыхнуть это болото, теперь почти ничего нет. Нужно начать серьёзно прорабатывать этот вопрос, вкладывать средства... Да, помилует Господь Россию и народ русский! Аминь.
Анна10 ноября 2021, 10:55
Очень уважаю Игоря Ашманова, читала многие его интервью, в частности о том, что чипизация населения уже давно произошла - с помощью смартфонов. Но вот в этот раз не убедил - касательно проповеди среди айтишников и других. Всё есть - все материалы, самым простым и доступным языком написанные, цифирками помеченные. А там, где их нет - эти материалы не допускаются и не будут допущены, ибо вызывают лютую ярость хозяев и посетителей сайтов. Даже если на клавиатуру каждому айтишнику посадить гениального проповедника с святоотеческой литературой, изложенной на языке программирования, - толку не будет. Смахнет айтишник этого проповедника прочь, и продолжит жить своей жизнью.
Виталий10 ноября 2021, 10:49
И ещё по поводу дискуссий: где их проводить? Если в сети, то сразу сталкиваешься с техническими возможностями современной социальной среды - баны, дизлайки, минусование кармы, предмодерация и т.д., - что сводит на нет весь диалог. Причём, что печально, всё это присутствует не только в среде внешних, но и среди "своих" же. Даже священники не брезгуют пользоваться этим инструментарием, когда сталкиваются с неудобными вопросами.
Виталий10 ноября 2021, 10:32
Я сам программист, поэтому +100500. Подтверждаю каждое слово. Как-то на хабре под статьями про колонизацию Марса, озвучку храма и индульгенции через твиттер заикнулся про религию, так меня заминусовали: как я смею на техническом ресурсе говорить про Бога и защищать свою веру, хотя ругать и высмеивать - всегда пожалуйста. В итоге замолчал там.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×