Москва, 10 декабря 2025 г.
28-29 ноября 2025 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась VII международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных: концепции психических заболеваний и стратегии помощи в диалоге духовенства и психиатров», сообщает Патриархия.ru.
Конференция была организована совместно Комиссией по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, ОВЦС, Секцией по клинической психиатрии, религиозности и духовности Российского общества психиатров и ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» (НЦПЗ). Поддержку в проведении встречи оказал международный благотворительный фонд «Помощь Церкви в нужде». В подготовке и проведении конференции также участвовала совместная рабочая группа Римской Католической Церкви и Русской Православной Церкви по сотрудничеству в церковно-общественной сфере.
В работе конференции приняли участие более 60 человек из России, Белоруссии, Армении, Испании, Италии, Египта, Ирака, Индии и Эфиопии — представители Московского Патриархата, Римско-Католической Церкви, Древних Восточных Церквей — Коптской, Армянской Апостольской, Эфиопской и Маланкарской, а также Ассирийской Церкви Востока и Всемирного совета церквей. В числе участников были сотрудники государственных медицинских и научно-исследовательских учреждений, психиатры, психологи, священнослужители и теологи, преподаватели и студенты богословских факультетов и духовных школ. Участники представили более 30 докладов.
Работу конференции возглавил руководитель экспертной группы по разработке проблематики «Пастырское попечение о душевнобольных» межсоборной Комиссии по церковному просвещению и диаконии митрополит Сергий (Фомин). Сомодератором конференции выступил В.Г. Каледа, заместитель директора НЦПЗ и руководитель Секции по клинической психиатрии, религиозности и духовности Российского общества психиатров.
К участникам конференции обратился с приветствием секретарь ОВЦС по межхристианским связям иеромонах Стефан (Игумнов). Он передал собравшимся приветствие председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Антония и отметил большое значение конференций «Попечение Церкви о душевнобольных», которые каждый год проходят на площадке ОВЦС: «Психическое здоровье — это та область, где Церковь и наука действуют вместе. Результаты каждой конференции продвигают и медицинскую науку, и богословское видение в отношении психического состояния человека. Мы особенно рады, что в этих конференциях участвуют представители разных конфессий: важнейшая научная и богословская работа проводится в межконфессиональном взаимодействии».
Приветствуя участников, заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Валентин Васечко отметил большое значение диалога и сотрудничества Церкви и науки в деле помощи душевнобольным людям и выразил надежду, что подготовка пастырей в области психиатрии, которая уже осуществляется в ряде духовных школ Русской Православной Церкви, станет частью регулярной учебной программы во всех духовных учебных заведениях.
От имени благотворительного фонда «Помощь Церкви в нужде» и его руководства участников конференции приветствовал П.В. Гуменюк. Он отметил, что перед лицом роста числа психических заболеваний во всем мире необходимо скоординированное активное сотрудничество всех общественных сил в помощи людям, страдающим психическими расстройствами, и их близким, объединение многовекового опыта христианских религиозных общин и достижения современной медицины. Конференция является важной площадкой для диалога между наукой и верой, а также уникальным межконфессиональным форумом, позволяющим обсуждать общие проблемы и совместно искать решения.
Директор Комиссии Церквей по вопросам здоровья и исцеления Всемирного совета церквей д-р Манош Куриан передал приветствие руководства ВСЦ и пожелания участникам конференции успехов в обсуждениях и дискуссиях. По его словам, более миллиарда человек во всем мире живут с психическими расстройствами, и большинство из них не имеют доступа к адекватной помощи. В этом контексте религиозные общины играют незаменимую роль, давая людям поддержку, сострадание и надежду. Специалисты же в области психического здоровья привносят научные знания, терапевтические навыки и спасающие жизнь меры. Данная конференция, углубляющая диалог между духовенством и психиатрами, служит двум важным целям: укрепляет способность религиозных общин понимать, реагировать и сопровождать людей, живущих с проблемами психического здоровья; и позволяет специалистам в области психического здоровья лучше понять роль, влияние и ресурсы религиозных общин, способствуя тем самым созданию более эффективных, интегрированных и устойчивых моделей оказания помощи.
Митрополит Сергий во вступительном докладе «Попечение о страждущей душе: путь синергии Церкви и психиатрии» обозначил ряд причин усугубления психического неблагополучия в современном мире. Среди них — «всепроникающее одиночество, корень которого — утрата богообщения, эгоизм, ослабление той жертвенной любви, которая единственно способна объединять людей не только друг с другом, но и с Творцом; глубокий кризис идентичности человека; возрастание искаженного мировосприятия, напрямую связанного с дефектами воспитания, деградацией системы образования и цифровизацией сознания»; частые психотравмирующие ситуации и др. Анализируя концепции возникновения психических расстройств, существовавшие в прошлом, а также подходы современной медицины, владыка отметил: «На наших глазах в общении христиан — врачей и священнослужителей — постепенно рождается новая целостная концепция психических заболеваний и расстройств поведения. Это концепция психического заболевания как страдания целостной личности». Он призвал сформировать интегральную концепцию, которая будет «признавать существование духовного ядра человека, которое, хотя и подвержено различным внешним влияниям, но способно к свободному и ответственному выбору».
В.Г. Каледа, д.м.н., заместитель директора НЦПЗ, председатель секции «Клиническая психиатрия, религиозность и духовность» Российского общества психиатров, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, в своем докладе «Современные концепции психических заболеваний и проблемы подготовки священнослужителей в области пастырской психиатрии» сделал акцент на современной биопсихосоциодуховной концепции возникновения психических заболеваний, которая, наряду с биологическими, психологическими и социальными факторами, подчеркивает значение духовной сферы в жизни человека, наличие ценностно-смысловой составляющий. Докладчик подчеркнул необходимость преподавания курса «Пастырской психиатрии» во всех учебных заведениях Русской Православной Церкви и на курсах повышения квалификации духовенства. В.Г. Каледа отметил наличие такого опыта в Московской духовной академии, Сретенской духовной академии, ПСТГУ, Белгородской и Воронежской семинариях, а также в образовательных учреждениях Белорусского экзархата. Многолетний опыт преподавания данного курса в МДА (с 1995 года) и ПСТГУ (с 2003 года) свидетельствует об особой практической значимости этого предмета для священнослужителей.
Профессор Университета Святого Креста (Италия, Рим) священник Венсеслао Доминго Виал Мена (Римско-Католическая Церковь) выступил с докладом «Сила в надежде: психологическая устойчивость и христианская духовность». Отец Венсеслао рассмотрел понятие «устойчивости» как способности активно и с позитивным настроем противостоять невзгодам и психологическим травмам, а также как процесса адаптации и преобразования, в котором ключевую роль играет надежда, а за ней следуют энтузиазм, творчество, доброта, юмор, любознательность и мужество. Он рассказал об эволюции понятия устойчивости, о ее формах, затрагивающих все аспекты жизни — физические, когнитивные, эмоциональные, духовные; коснулся темы практических стратегий, помогающих укрепить устойчивость: «Надежду не следует путать с оптимизмом. Оптимизм ожидает только положительных результатов; надежда принимает неопределенность и открывает душу для преобразования… Христианская надежда — это не наивный оптимизм, а вера в присутствие Бога даже в бедствии. Она освещает прошлое и укрепляет память о будущем… Каждому человеку нужна надежда на достойное будущее; без нее жизнь становится парализованной… И если естественная надежда угасает с возрастом, то сверхъестественная, христианская надежда поддерживает желание и дарует то, что называется "вечной молодостью"».
В докладе протоиерея Павла Великанова, доцента Московской духовной академии и Московского государственного психолого-педагогического университета, ведущего эксперта Федерального центра гуманитарных практик Российского государственного гуманитарного университета, была представлена ключевая идея Бён-Чхоля Хана о «заключенности» (Schluss / Ent-schluss) как основном критерии психической нормы в эпоху общества достижений. Хан показывает, что способность человека устанавливать границы, завершать действия, делать выбор и останавливать поток стимулов является фундаментом психического здоровья. Утрата этой способности в условиях цифровой открытости, ускорения и бесконечной самопродуктивности приводит к депрессии, тревожности, выгоранию и нарциссическому распаду субъекта. Через анализ книг «Агония Эроса» и «Общество усталости» докладчик показал, почему восстановление негативности — паузы, дистанции, созерцательности и «шаббатного» покоя — становится необходимым условием для сохранения целостной личности и подлинных отношений с Другим.
Куриан Манош, директор Комиссии Церквей по вопросам здоровья и исцеления Всемирного совета церквей (Женева, Швейцария), в видеодокладе «Жизнь по Никейскому Символу веры: значение для психического здоровья, исцеления и попечения о больных» отметил, что на протяжении 1700 лет, прошедших с эпохи I Вселенского Собора, принявшего Символ веры, христиане всего мира признают его как общее вероисповедание. Он предложил «заново открыть для себя Символ веры не просто как доктринальное изложение, но как живое исповедание: способ существования, который питает душевное благополучие, утверждает человеческое достоинство и призывает нас в общины исцеления, справедливости и сострадательной заботы». Разбирая каждый член Символа веры, докладчик показал, как осмысление этого текста может направить Церковь «к более заботливым практикам попечения о душевнобольных», «поддержать страдающих, противостоять стигматизации, воплотить исцеляющую любовь Христа в современном мире».
О.А. Борисова, к.м.н., в.н.с. отдела транскультуральной психиатрии НЦПЗ, в своем выступлении рассказала о роли религиозности в транскультуральных исследованиях в психиатрии. Транскультуральная психиатрия представляет собой клинический подход, интегрирующий культурный контекст, включая религиозность, в диагностику и терапию пациентов из разных культур. Первый и наиболее важный шаг в этом подходе — определение «формулирования культуры» пациента, в основе которого лежит культурная идентичность — субъективное самоотождествление человека с определенной культурой, дающее чувство общности и принадлежности, где центральным элементом выступают религиозные/духовные убеждения. Религиозность оказывает влияние на все аспекты психической жизни и патологии: от этиологии и симптоматологии до методов исцеления и систем поддержки. Религия предоставляет готовую систему смыслов, формируя мировоззрение человека и сообщества, а также культурный остов, включающий космологию, хронологию и пространственные представления. Она формирует этику, мораль, повседневные практики, правила поведения, общую историю и чувство общей судьбы. Влияние религиозности на восприятие психической патологии и участие в терапии проявляется через формирование «культурной линзы», сквозь которую человек воспринимает мир и симптомы расстройства. Религиозность участвует в создании объяснительных моделей болезни, влияет на проявления симптомов (культурально обусловленные синдромы), а также на стратегии совладания с болезнью и системы поддержки. Таким образом, учет религиозности и духовности критически важен для эффективной и культурно-чувствительной практики в транскультуральной психиатрии.
Сообщение А.Г. Алексеевой, к.м.н., с.н.с. отдела транскультуральной психиатрии НЦПЗ, было посвящено транскультуральным аспектам религиозного бреда. В докладе были рассмотрены понятие религиозного бреда, его диагностическая, клиническая значимость, зависимость частоты и содержания религиозного бреда от типа культуры (атеистическая, светская, конфессиональная, традиционная) и исторического периода. Было отмечено, как универсальные проявления состояний с религиозным бредом «наполняются» религиозным содержанием в разных культурных и конфессиональных контекстах. На примерах различных религиозных традиций докладчица продемонстрировала, как одни и те же формы психоза с религиозным содержанием бреда заполняются разной символикой и могут трактоваться как норма или патология. В заключение она сделала вывод о необходимости учета культурно-религиозной традиции и использования культурально компетентной диагностики, которая учитывает контекст верований и использует религиозность как ресурс совладания.
В своем докладе «Этические и духовные аспекты деменций» Л.Е. Пищикова, д.м.н., психиатр, руководитель отделения геронтопсихиатрии ФГБУ «НМИЦ психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» Минздрава России, рассказала о вызовах, связанных с наблюдающейся в мире эпидемией деменций, об этических и духовных аспектах этого состояния, об особой уязвимости людей с деменцией, связанной с их стигматизацией, дискриминацией, жестоким обращением. В докладе были представлены данные ВОЗ о том, что к 2050 году число людей с деменцией в мире может достигнуть 153 млн человек, что способно подорвать экономическое развитие планеты в глобальном масштабе. Она рассказала о проблеме недостаточного и запоздалого диагностирования деменций, об отсутствии стройной модели организации долгосрочного ухода (от постановки диагноза и до конца жизни) за людьми с деменцией. Проинформировала об этическом кодексе в отношении пожилых людей, в том числе людей с деменцией, разработанном и опубликованном в 2020 году Церковно-общественным советом по биомедицинской этике. Л.Е. Пищикова рассказала о документе Элладской Православной Церкви «Богословский и этический аспекты деменций», в котором раскрывается богословское обоснование отношения к людям с деменцией и, в частности, отмечается, что образ Божий не утрачивается при деменции; несмотря на то, что разум человека может ослабеть, через душу он продолжает входить в общение с Богом. По этой причине человек, страдающий деменцией, должен рассчитывать на уважение со стороны окружающих, «наравне с эмбрионами и младенцами», а уход за ним можно расценивать как служение и благословение.
Е.В. Гедевани, к.м.н., с.н.с. отдела транскультуральной психиатрии НЦПЗ, выступила с докладом «Объяснительные модели болезни, исцеления и здоровья в различных культурах и религиозных традициях». Объяснительные модели могут в значительной степени различаться, что находит свое отражение в том, как воспринимается здоровье, симптомы болезни, ее течение и процесс выздоровления в различных культурах и религиозных традициях. Существуют даже целые системы представлений о здоровье, например, Аюрведа, которая рассматривает физические, социальные, этические и духовные аспекты здоровья и болезней. Исследователи в области психиатрии, уже начиная с 1970-х годов, описывали «культурально-специфические болезни» или «культурально-обусловленные синдромы», особенность которых заключается в несоответствии известным психопатологическим расстройствам. Понимание врачом представлений пациента о том, как именно развивается его болезнь, и в чем он видит исцеление, является очевидно необходимым условием терапевтического процесса, так как способствует формированию приверженности к лечению и может оказывать влияние на прогноз заболевания в целом.
Ремонда Э. Армиа, к.псх.н., доцент Университета Дахука (Ирак) (Ассирийская Церковь Востока), рассказала об исследовании на тему «Религиозные убеждения и их связь с психическим здоровьем». Его результаты показали, что современные теоретические модели, предложенные психиатрами, согласуются в том, что религиозные убеждения являются когнитивно-аффективным элементом, способствующим укреплению психического здоровья, и что качество религиозных убеждений является наиболее важным фактором, определяющим их влияние. Позитивное совладание выступает в качестве защитного фактора, связанного со снижением симптомов и уровня депрессии и тревоги, а также с повышением психологической устойчивости и благополучия. Напротив, негативные религиозные убеждения (такие как чувство наказания или Божественного гнева) связаны с усилением психологического дистресса и безнадежности. На основе полученных результатов был разработан ряд рекомендаций и предложений. Некоторые из них касаются перспективы проведения исследований в Ираке, население которого, особенно во время оккупации запрещенной в РФ террористической организацией ИГИЛ, пережило много испытаний, связанных с похищениями, убийствами и перемещением христиан из их районов и деревень, а также с массовым разрушением и осквернением храмов. В результате этого многие люди до сих пор страдают от психологических и духовных травм.
С докладом по проблеме стигмы в транскультуральном аспекте выступили: Г.И. Копейко, к.м.н., руководитель отдела транскультуральной психиатрии; Т.В. Владимирова, к.м.н., с.н.с., и А.Г. Алексеева, к.м.н., с.н.с. отдела транскультуральной психиатрии НЦПЗ. В докладе рассматривается стигматизация психически больных как социальный конструкт, тесно связанный с культурными и религиозными контекстами, и подчеркивается, что, согласно данным ВОЗ, эта проблема является одной из ключевых в общественном здравоохранении, наравне с депрессией. Стигма, которая трактуется как предвзятое негативное отношение, проявляющееся в дискриминации, разделяется на внешнюю (общественную) и внутреннюю (самостигматизацию). Выступавшие сделали акцент на религиозных и культуральных различиях отношения к психически больным (в исламе, в традиционной китайской, индийской, иудейской и африканских религиозных системах, в православной традиции и западном христианстве), а также представили современные исследовательские подходы (адаптация и валидизация шкал стигмы) и многоуровневые стратегии преодоления стигмы: улучшение лечения и комплаенса, контактные программы с выздоравливающими, обучение религиозных лидеров, вовлечение религиозных общин и СМИ, изменение преподавания психиатрии и развитие межпрофессиональных и междисциплинарных союзов. Отдельно докладчики остановились на последствиях стигматизации (затруднения трудоустройства, социальной интеграции, высокий уровень отказа от помощи) и сформулировали малоизученные вопросы, в том числе в отношении условий, при которых религиозная община выступает ресурсом или, напротив, источником дополнительной травматизации, а также перспективы интеграции традиционных практик в систему здравоохранения.
Иеромонах Амфилохий, аспирант МДА, выступил с докладом «Богословский взгляд на уныние и депрессию (к разграничению понятий)», в котором рассказал о принципиальном различии между акедией (унынием) и психическим расстройством — депрессией. Сходство их внешних проявлений нередко ведет к ошибочному смешению этих понятий, когда депрессия может восприниматься как признак греховности или слабости веры. Это, в свою очередь, создает серьезную опасность, поскольку человек, нуждающийся в медицинской помощи, может не получить ее вовремя, что усугубляет как течение болезни, так и духовный кризис. В качестве решения в докладе предлагается интегративная модель помощи, сочетающая медицинское лечение и пастырское попечение, что позволяет подходить к исцелению целостно и соответствует позиции Русской Православной Церкви, призывающей к сотрудничеству врачей и духовенства.
Л.В. Андрианова, практикующий психолог, член Ассоциации понимающей психотерапии, автор и ведущая обучающих курсов по детской и подростковой психотерапии, а также монографии, посвященной понимающей психотерапии детей и подростков, выступила с докладом «Типология жизненных миров как ключ к пониманию психопатологии различного уровня. Парадоксы универсальности». В своем сообщении она сопоставляет психоаналитическую классификацию уровней функционирования психики по Отто Кернбергу и типологию жизненных миров по Ф.Е. Василюку. В результате сопоставления предлагаются четыре типа тактики работы психолога с опорой на уровень функционирования психики клиента и тип его переживания: инфантильный, реалистический, ценностный и творческий. Каждый тип переживания соответствует своему жизненному миру с рядом онтологических характеристик. С практической точки зрения, тип функционирования психики позволяет психологу предположить, какой тип переживания доминирует у клиента, и более точно спланировать психотерапевтическую стратегию работы с ним.
Иерей Иоанн Бакушкин, выпускник аспирантуры по психологическим наукам и магистрант Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, представил доклад о проведенном исследовании «Взаимосвязь духовного благополучия и деструктивных черт личности». В 2025 году иереем Иоанном Бакушкиным совместно с доктором психологических наук, профессором РУДН Р.В. Ершовой была адаптирована русскоязычная версия опросника «Шкала духовного благополучия», который применяется во всем мире в качестве психометрического инструмента. Также было проведено исследование с участием 959 респондентов, посвященное характеру связи духовного благополучия (как интегративного и систематического показателя меры здоровья и удовлетворенности жизнью) с деструктивными чертами личности — макиавеллизмом, психопатией, нарциссизмом и садизмом. Эта область остается наименее изученной, а на российской выборке подобные исследования ранее отсутствовали. Полученные результаты свидетельствуют о том, что связь между духовным благополучием и деструктивными чертами личности не просто негативна, а включает в себя сложные взаимодействия. Ключевым открытием стало изменение направленности связи психопатии с религиозным благополучием с отрицательной в одномерной модели на положительную в многомерной модели при контроле садизма. Данная работа позволяет расширить представления о духовном благополучии как о важнейшем факторе, вносящем вклад в психического здоровье и социальную адаптацию людей, склонных к девиантному и асоциальному поведению.
В докладе «Личностная религиозность как психологический феномен» А.В. Немцев, к. психол. н., и.о. зав. кафедрой фундаментальной психологии и поведенческой медицины Сибирского государственного медицинского университета Минздрава РФ, рассмотрел феномен личностной религиозности. Для этого он на основе клинических наблюдений (собственных и коллег) предположил наличие трех уровней религиозности: религиозности сознания, религиозности деятельности и религиозности личности. Слитные в случае психически здоровых людей, данные уровни предстают как отдельные формы в случае психически больных людей. Дальнейшее исследование данных форм позволит уточнить структурные и генетические аспекты личностной религиозности.
Иерей Вячеслав Войнов, к.т.н., заместитель директора НИИ «Технобиомед» (РосУниМед), доцент Николо-Угрешской духовной семинарии, аспирант СДА, выступил с докладом «Богословское осмысление концепции фармакологического улучшения нравственности». Он отметил, что в современных зарубежных научных кругах в качестве альтернативы традиционным методам нравственного развития все чаще обсуждается возможность применения для этих целей фармакологических средств. Предполагается, что эти средства, воздействуя на центральную нервную систему, могут потенциально влиять на поведение и нравственные выборы человека. В рамках доклада был представлен анализ одной из самых радикальных идей в этой области, которая нашла свое практическое воплощение в знаменитом «эксперименте Страстной пятницы», проведенном в 1962 году в США. Его суть заключалась в попытке целенаправленного улучшения нравственного состояния человека через индуцирование мистического религиозного опыта с использованием психоактивного вещества. Особенность эксперимента состояла в синтезе психофармакологии и мистического опыта: ставилась цель вызвать глубокое духовное переживание «богообщения», которое, по замыслу авторов эксперимента, должно было привести к устойчивому нравственному преображению личности. В рамках доклада была также представлена богословская оценка данной концепции «морального улучшения» с позиций святоотеческого наследия Православной Церкви и принципов православной антропологии.
К.м.н. иподиакон Д.Ю. Бекназарян (Армянская Апостольская Церковь) затронул в своем докладе актуальную тему: пределы компетенции духовенства и психиатров в различении духовных проблем и психических расстройств. Исторически подобные состояния часто объяснялись исключительно духовными причинами. Однако уже отцы ранней Церкви призывали к осторожности, различая болезнь и духовное воздействие. Докладчик подчеркнул, что психиатр занимается диагностикой и лечением психических расстройств на основе научных данных. Священнослужитель же оказывает духовную помощь, направленную на преодоление экзистенциального кризиса, восстановление внутренней целостности человека и его связи с Богом. Такой подход позволяет избежать крайностей и способствует ответственному взаимодействию медицины и Церкви. Особое внимание в докладе было уделено сложным случаям, когда симптомы психоза и предполагаемой одержимости схожи. Это требует высокой осторожности и сотрудничества специалистов. Полное отрицание медицины или игнорирование духовной составляющей может привести к трагическим последствиям. Докладчик также представил позицию Армянской Апостольской Церкви. Еще в IV веке при монастырях были основаны больницы и приюты, где помогали страждущим как от телесных, так и от психических недугов. Отцы Армянской Церкви, в частности Григор Татеваци, настаивали на необходимости различать духовное воздействие и душевную болезнь, проявляя к страдающим милосердие, а не осуждение. Сегодня священнослужители Армянской Апостольской Церкви тесно сотрудничают с врачами и психологами. При признаках психических расстройств они направляют людей для получения медицинской помощи, одновременно обеспечивая духовное окормление, молитвенную поддержку и пастырское сопровождение. Главный вывод: истинная забота о человеке возможна лишь при уважительном и последовательном сотрудничестве Церкви и медицины. Каждая сторона должна действовать в пределах своей ответственности, сохраняя верность духовной традиции и научной истине.
Священник Тэводрос Менгисту (Эфиопская Церковь) выступил с докладом «Обучение священнослужителей Эфиопской Церкви интеграции духовных практик с психотерапией: комбинированная модель, вдохновленная Василиадой». Эфиопская Церковь имеет разветвленную систему богословского и религиозного образования. Однако остро ощущается недостаток грамотности в области психического здоровья среди духовенства, широко распространенная стигматизация психических заболеваний и отсутствие «моста» между Церковью и клиниками психического здоровья. Священник обладает большим авторитетом и обычно является первым человеком, к которому обращается страдающий человек или семья. Поэтому его необходимо научить не только оказывать духовную помощь, но и распознавать симптомы, требующие профессионального медицинского вмешательства, советовать верующим обращаться к врачам за лечением как дополнительный, данный Богом способ исцеления, не подрывая их религиозную веру. Образование священников в области психиатрии необходимо интегрировать в систему религиозного образования. По мнению докладчика, модель Василиады — созданного святителем Василием Великим (ок. 330-379), архиепископом Кесарии Каппадокийской, комплекса больниц и иных диаконических учреждений — служит идеальной концептуальной основой для интеграции клинической и духовной помощи в систему духовного образования Эфиопской Церкви.
Священник Рафаэль Тауфик Захер, к.м.н, профессор психологии и психиатрии Православного богословского колледжа (Коптская Церковь), выступил с докладом «Интеграция священника, психотерапевта и психиатра для служения людям и оказания им помощи в преодолении трудностей и лечении». В эпоху растущих психологических и социальных проблем стоит вопрос не о том, должна ли Церковь в этом участвовать, а скорее — как ей сотрудничать с другими специалистами, не дублируя друг друга. Интеграция — это не смешение ролей, а уважение их границ в служении единому человеку. Докладчик обозначил роль священника, психиатра и психотерапевта на разных этапах работы с психически больными — при диагностике, первичном терапевтическом вмешательстве, ведении больного, — отметив, что такой подход позволяет представителям разных профессий не конкурировать, а объединяться в рамках единого подхода к лечению. В Коптской Церкви обучение священнослужителей и церковных работников работе с ментальными больными осуществляется в Институте заботы и образования, в Коптском институте психологических исследований, в действующих в Египте школах консультирования. Это обучение включает: основы психического здоровья, навыки оказания первой помощи, корректного перенаправления к другим профильным специалистам, различения духовных и психологических расстройств.
Жоан Д'Авила Хуанола Кадена, д-р психол. наук, директор программы бакалавриата по психологии, факультет психологии, Университет Абат Олиба CEU (Барселона, Испания), выступил с докладом «Гуманизация психологии через христианскую антропологическую подготовку будущих психологов». Он отметил, что психотерапия всегда опирается на определенную антропологию, которая определяет ее понимание психического здоровья и болезни, а также подходящих способов вмешательства для их достижения. Клинический подход, который все больше преобладает в психологии, ставит под угрозу необходимую гуманистическую подготовку будущих психиатров. Помимо знания эффективных практик, они должны понимать человеческую природу, поскольку им предстоит работать с людьми, а не с патологиями. В противном случае существует риск поверхностной, симптоматической работы с заболеваниями, подобно лечению лихорадки без устранения ее причины — инфекции. Таким специалистам не хватает критериев для того, чтобы помочь людям выйти за рамки облегчения симптомов, вызывающих дискомфорт. Поэтому будущим психотерапевтам необходимо антропологическое образование, позволяющее им понимать перипетии человеческой жизни и, как следствие, оказывать экзистенциальную поддержку человеку. Антропологическая подготовка должна затрагивать фундаментальные вопросы человеческого бытия, такие как зло, свобода и смысл жизни. Христианская антропология может пролить свет на патологические состояния и соответствующие терапевтические действия, не прибегая к поверхностным или дегуманизирующим подходам. Признание эмоциональных расстройств, из-за которых люди обычно не принимают оптимальных решений спонтанно, и понимание здоровья не как неустойчивого равновесия, а как приверженности смыслу, выходящему за рамки собственного «я», являются ключевыми аспектами для адекватного терапевтического прогресса.
М.А. Пальчиков, к.м.н., доцент кафедры психиатрии с наркологией (Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко), посвятил свое выступление теме «Точки соприкосновения между религией и психотерапией: исповедь, психотерапевтический процесс, семейная терапия». Он осветил вопросы взаимодействия священнослужителя и врача-психиатра, психотерапевта, психолога; рассказал о сходстве концепций различных направлений психотерапии и религиозных таинств, таких как исповедь. Докладчик проанализировал отдельные аспекты таких психотерапевтических направлений, как психоанализ и терапия принятия и ответственности через призму общности отдельных компонентов этих направлений с религиозными постулатами. Отдельное внимание он уделил вопросу сепарации как психологического и терапевтического процесса, показав важность данного процесса в формировании взрослой личности. М.А. Пальчиков подчеркнул важность диалога детей и родителей, провел аналогии работы терапевта и священнослужителя в сепарационном процессе и особо остановился на значении трехпоколенной семьи как значимого для сепарации фактора.
Иерей Николай Устинов, клирик храма прп. Евфросинии, вел. кн. Московской, в Котловке г. Москвы, руководитель Душепопечительского центра им. сщмч. Владимира (Богоявленского), аспирант СДА, выступил с докладом «Взаимодействие священнослужителя и врачей-психиатров: богословско-антропологическое осмысление болезни в мультидисциплинарном подходе». Отец Николай представил богословские основания для взаимодействия священнослужителей и врачей-психиатров в контексте осмысления, профилактики и лечения психических заболеваний, где болезнь рассматривается как феномен, затрагивающий не только психофизиологическую, но и духовную сторону человеческого бытия. Православная антропология содержит концептуальные основания для интеграции медицинского подхода в рамках целостной модели понимания природы человека, где врач и священник могут выступать как соработники в деле формирования здорового человека. В рамках комплексного подхода на практических примерах были представлены формы профессионального взаимодействия между священниками и врачами-психиатрами. Сделан вывод о необходимости междисциплинарного сотрудничества, основанного на целостном понимании личности, который будет способствовать выстраиванию более эффективной системы духовно-психиатрической помощи, ориентированной на становление здорового человека.
Б.А. Воскресенский, к.м.н., доцент, и Р.И. Бегматов, ассистент на кафедре психиатрии и медицинской психологии института нейронаук и нейротехнологий РНИМУ им. Н.И. Пирогова, представили доклад «Некоторые аспекты преподавания психиатрии в духовном учебном заведении». Они отметили, что переход к христианской жизни неизбежно трансформирует мировоззрение, образ жизни и личностные качества человека. Эти изменения, порой радикальные, нередко порождают сомнения в душевном здоровье как у самого человека, так и у его близких. Общество же постоянно задается вопросом о влиянии религиозного образа жизни на психику: является ли он оздоравливающим и возвышающим или же, наоборот, подавляющим человека? Важно учитывать, что в Церкви, как и в любой социальной (и в данном случае — богочеловеческой) структуре, могут присутствовать люди с уже имеющимися психическими расстройствами. Это ставит ряд вопросов: имеют ли они право пребывать в Церкви, как следование канонам влияет на их психическое состояние? Являются ли мистические переживания и «озарения» высоким духовным опытом или же отклонением от нормы? В рамках обсуждения доклада особое внимание было уделено возможности и целесообразности сотрудничества священнослужителей и врачей-психиатров, а также необходимым для священнослужителей знаниям в области психиатрии. Участники конференции пришли к единому мнению о важности и результативности такого взаимодействия для помощи душевнобольным верующим, разработав ряд практических рекомендаций.
Мар Альварес Сегура, д.м.н., профессор Университета Абат Олиба CEU, отделение детской и подростковой психиатрии, больница Сан-Жоан-де-Деу (Барселона, Испания), в докладе «Психодуховная интеграция подростка с посттравматическим стрессовым расстройством» отметила, что в области психического здоровья нет единого согласованного определения духовности, а существующие определения имеют два недостатка: во-первых, они «путают духовные переживания с результатами благополучия»; во-вторых, они демонстрируют существенную антропологическую путаницу, поскольку считают, что эти переживания сосредоточены скорее на самореализации, нежели на отношениях с другими и с абсолютом. На примере реальных клинических случаев из своей практики докладчица показала, что «помимо травматических переживаний, которые ломают нас и делают больными, существуют и другие виды переживаний, которые подталкивают нас изнутри и приглашают выйти из собственной скорлупы, чтобы соединиться с другими». «Эти переживания придают смысл и подлинное направление стремлению к близости с другими, помогая избежать эгоцентричного ухода в себя, в который часто впадают многие псевдодуховные практики». Они требуют духовной открытости от человека, принимающего их, и одной лишь силы воли недостаточно, поскольку им предшествует приглашение.
Н.Н. Осипова, д.м.н., профессор, и И.Ю. Машкова, доцент кафедры психиатрии и наркологии ФГБОУ «Российский университет медицины» Минздрава России, выступили с совместным докладом «Клинико-психологические подходы к пониманию боевой психической травмы», в котором рассматриваются основные понятия «боевая травма», «боевой стресс» с позиций психологии и медицины, предикторы формирования посттравматического стрессового расстройства в условиях боевых действий, включающие особенности личности, состояние психического здоровья, своевременность психолого-психотерапевтического вмешательства. Выступавшие рассказали об актуальной проблеме диагностики расстройств адаптации у комбатантов, а также остановились на вопросах обращения к духовному и религиозному совладанию в прохождении кризиса.
Эшли Мариам Пуннус, доцент кафедры психологии колледжа св. Берчмана, Чанганассери (штат Керала, Индия) (Маланкарская Церковь), в докладе «Повышение ответственности и становление самосознания среди вдов-христианок среднего возраста из Кералы, Индия: психологический аспект» рассказала об исследовании, проведенном среди вдов среднего возраста в Керале, которое было направлено на изучение психологических особенностей и факторов, влияющих на изменение самосознания этих женщин в процессе их адаптации к новой роли в обществе после потери супруга. Были выявлены общие для них темы переживаний: потеря надежды, постоянная скорбь, дистресс из-за социальной стигматизации, увеличение ответственности за семью, потребность в любви и поддержке и др. Результаты исследования дали ценную информацию относительно необходимости создания систем поддержки, состоящих из семьи, друзей и общины, которые бы помогали вдовам справляться с горем и практическими житейскими проблемами.
Н.В. Громова, заместитель директора по идеологической работе Республиканского научно-практического центра психического здоровья, главный внештатный специалист по медицинской психологии Министерства здравоохранения Республики Беларусь, и протоиерей Павел Сердюк, председатель Синодального отдела по вопросам семьи, защиты материнства и детства Белорусского экзархата, выступили на конференции с совместным докладом «Опыт Белорусской Православной Церкви в пастырском сопровождении семьи, где ребенок совершил самоубийство. Причины суицидального поведения несовершеннолетних». Они отметили, что суицидальное поведение у детей представляет собой одну из наиболее острых проблем современного общества, и рассмотрели ключевые причины возникновения самоубийств, среди которых особое место занимает семейная дезорганизация. В докладе был представлен анализ данных отечественных и зарубежных исследований, подтверждающих значимость междисциплинарного подхода к профилактике и коррекции суицидальных проявлений. Особое внимание уделено роли семьи, Церкви и государственных институтов в оказании комплексной помощи в кризисных ситуациях, включая первые сутки после трагедии, сопровождение семьи к похоронам и профилактику посттравматического стрессового расстройства. Докладчики отметили духовно-пастырскую значимость совершения чина отпевания даже в случаях самоубийства несовершеннолетнего; рассказали о системе экстренной психологической помощи в Белоруссии, включая номер 133 — республиканскую круглосуточную бесплатную службу оказания кризисной поддержки.
Н.С. Рутковская, к.м.н., психотерапевт ФГБВОУ ВМА им. С.М. Кирова (Санкт-Петербург), и протоиерей Георгий Иоффе, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в клинике психиатрии ВМА им. С.М. Кирова, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, выступили с совместным докладом «Особенности религиозности пациентов с психическими расстройствами — участников специальной военной операции». Они рассказали о своем исследовании, целью которого был анализ особенностей религиозности пациентов клиники психиатрии ВМА, которые принимали участие в СВО. Было проведено изучение структуры психических расстройств и особенностей религиозности 55 пациентов, которые принимали участие в СВО, после чего проходили обследование и лечение в клинике психиатрии ВМА и активно посещали храм при клинике. Среди них отмечалось преобладание невротических и связанных со стрессом расстройств. Кроме того, было проведено анкетирование 30 пациентов, на момент анкетирования не посещавших храм, которые находились на лечении в клинике психиатрии после участия в СВО. Выяснено, что большинство православных пациентов можно было отнести к людям маловоцерковленным и имеющим крайне ограниченные познания о своей вере. Можно предположить, что оба этих фактора влияют на саморефлексию и мотивацию при возникновении возможности выбора собственной позиции по религиозным вопросам вне экстремальных боевых условий.
Т.Б. Рязанова, к. псх. н., доцент ПСТГУ, выступила с докладом «Диалогический психотерапевтический подход Т.А. Флоренской как духовно-ориентированная концепция психологического здоровья». Основной принцип диалогического подхода, разработанного Т.А. Флоренской в 1970-1990 годах, — признание в каждом человеке духовного Я, которое является, по существу, даром Бога и перспективой развития человека в его земной жизни и в Вечности. Это единственная концепция в мировой психотерапии, которая вводит такое понятие, при этом подчеркивается, что реальность, им обозначаемая, не может стать объектом научного исследования, т.к. выходит за рамки возможностей объективной науки, но она проявляется в живом диалоге, в общении. Важнейшая задача психотерапевта — услышать голос духовного Я собеседника, поддержать этот голос, помогая человеку ощутить его как важнейшую часть себя. Если это удается, и если человек свободно принимает решение слушаться этого голоса, то происходит некое преображение его состояния, получившее название катарсиса. Восстановление психологического здоровья, проявляющееся в исчезновении явлений депрессии, отчаяния, раздражения, суицидальных мыслей и др., является следствием этого восстановления правильной иерархии духовного, душевного и телесного в человеке.
Н.В. Лазько, к.м.н., сотрудник ФГБУ «НМИЦ им. В.П. Сербского» Минздрава России, выступила с докладом «Влияние мошеннических действий и периодов общей социальной напряженности на психическое здоровье». Она рассказала, что с целью предварительного обобщения данных о психических расстройствах у пострадавших от мошеннических действий и их последствий в течение 2025 года было обследовано 65 человек в возрасте от 18 до 82 лет (15 мужчин и 50 женщин), не страдавших ранее какими-либо психическими расстройствами. Независимо от возраста, образования и социального положения в актуальной ситуации у пострадавших от действий мошенников людей помимо психологических проблем возникали психические расстройства с преобладанием тревожно-депрессивной симптоматики от относительно легких до более выраженных у старших возрастных групп, а также во многих случаях наблюдался духовный кризис, что в совокупности требует скоординированной деятельности психиатра, психолога и священнослужителя.
В докладе м.н.с. отдела транскультуральной психиатрии НЦПЗ А.И. Магая «Психосоциальная реабилитация семей с психическими расстройствами на основе духовно-ориентированного подхода» рассматривались теоретические концепции помощи семьям психически больных с использованием духовной поддержки и религиозного совладания. Также автор поделился опытом практической работы с такими семьями на базе государственных учреждений и общественных организаций. Он отметил, что важно использовать богатый опыт психосоциальной помощи, накопленный мировым научным сообществом, и преломить его в традиции духовно-ориентированного подхода и религиозного мировоззрения. Религиозный копинг, как важный инструмент такого преобразования, позволяет не просто дублировать опыт консультирования семей, но обогатить его новыми ресурсами и возможностями, заключающимися в духовности и религиозности. В докладе была приведена структура консультативной помощи, а также этапы и результаты подобной работы, осуществляемой сотрудниками НЦПЗ под руководством к.м.н. Г.И. Копейки и д.м.н. В.Г. Каледы. Докладчик обратил внимание на важность продолжения этой работы, анализа практического опыта и проведения качественных и количественных исследований, показывающих эффективность этого перспективного направления деятельности.
В завершение конференции митрополит Сергий отметил конструктивный настрой участников и стремление понять друг друга, а также прозвучавший во многих докладах призыв рассматривать человека как личность, как целостность вне зависимости от характера его заболевания.